Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Государственные символы России

МКС(К)ОУ Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение 

«Яйская общеобразовательная школа-интернат психолого – педагогической поддержки»

 

Учебно-методическое занятие по патриотическому  воспитанию «Государственные символы России»

Номинация -  Внеклассное мероприятие.

Автор

Елена Николаевна Стёба

 

 

      Данное мероприятие представляет собой разработку внеклассного мероприятия, для начальных классов.  Подобранный материал в доступной форме знакомит с Государственной символикой. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям с ограниченными возможностями здоровья в полной мере понять, осмыслить символы, их происхождение, значение, образы, функции.

    В сценарии представлены различные игровые занятия.

    Сценарий может быть использован на школьных мероприятиях.

                          
 

                                                         Оглавление

 

  1. Пояснительная записка………………………………4

       2. Конспект занятия……………………………………...7

     3. Список литературы……………………………………13

           

 

                                                Пояснительная записка

 

В настоящее время всё больше говорится о необходимости воспитания у детей патриотических чувств, гордости за свою Родину, уважения к Отчизне,  воспитания чувств собственного достоинства, уверенности в себе, своей причастности к судьбе Родины.

Приобщение детей к Государственной символике Российской Федерации – одна из приоритетных задач воспитания подрастающего поколения. Независимо от программы развития дошкольного учреждения, от его профиля, патриотическое воспитание детей является одной из главных задач. 
Патриотические чувства формируются с рождения ребёнка,  в процессе всей его жизни. Это чувства любви к семье,  к своей школе, родному городу, родной природе, соотечественникам, осознание себя как гражданина своей страны, уважительно относящегося к символике – флагу, гимну, гербу.

Процесс патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе является трудным и его результат не так ощутим, как в массовой школе, он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок с умственной отсталостью с гораздо большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, семье, Родине. Смысл многих гражданско-патриотических качеств ребенку с ограниченными возможностями здоровья так и не понять, а те понятия, которые ребенок из массовой школы начинает осознавать ко 2-3 классу, ему будут понятны гораздо позже.

Данное мероприятие построено в форме познавательной игры.

На занятие, дети знакомились с тем, как называется наша страна; говорили о том, что Россия – это многонациональное государство; о народах и народностях, которые её населяют; разбирались с понятиями государство,  глава нашего государства, Знакомство с национальным костюмом русского народа. ; учились находить Россию и её столицу на карте. Также обучающиеся работают с загадками о государственной символике, объясняя для чего каждому гражданину нужно знать символы своего государства. Рассматривают русский народный костюм; дети учатся правилам поведения во время звучания гимна, исполняют песню о России.
На занятии происходит развитие речи младших школьников, обогащение их словаря.
 Согласно дидактическому принципу систематичности и последовательности познавательная игра строится с учётом имеющихся у детей знаний по данной теме, расширяя и углубляя представления учеников о государственных символах России.                                                                                                  4

Цель: изучение государственных символов России. (флаг, герб, гимн)

 

Задачи:

  • дать основные понятия о символах государства, объяснить их символику;
  • формировать уважительное отношение к государственным символам; воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства;
  • развивать познавательную активность, интерес к истории государства;
  • развивать внимание, мышление, речь; обогащать словарь детей;

 

     

  Методы и приемы

1. Метод мотивации: поощрение и эмоциональное стимулирование (поддержка, подбадривание, доброжелательность).

2. Метод организации познавательной деятельности: наглядный (показ педагога, музыкальное сопровождение).

3.  Метод практической работы: показ приемов выполнение практических заданий.

4. Метод контроля и коррекции: наблюдение, коррекция, беседа, самоконтроль.

Ожидаемый результат:

– расширение исторических знаний и представлений;

– популяризация государственных символов Российской Федерации – Флага

Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна Российской Федерации;

– осознание роли и значения государственных символов Российской Федерации;

– развитие творческих способностей.

 

                                                                                                                                 

  Оборудование:

-изображения гербов и флагов разных стран;

-картинки с изображением народов в национальных костюмах;

-пазлы составляющие флаг и герб России;

-листы с изображением флага России для раскрашивания (ксерокопия, для всех детей) ;

-бумажные куклы, к ним национальные костюмы;

-гимн России (диск для прослушивания) ;

-стихи о России;

-карта Российской Федерации, а также контурные карты для всех детей.

 

 

                                         «Государственные символы России»

Информационная часть.

Гербы и флаги называют символами. Герб и флаг России – символы нашей страны, нашего государства. Но символы бывают разными. Это особые изображения или предметы, знаки или звуки, которые выражают особый смысл. Символами могут быть явления природы и произведения искусства. С символами мы встречаемся

Ход игры.

(игра делится на несколько этапов.)

1. Знакомство с флагом России.

Информационная часть.

Для защиты своей земли от врагов воины объединялись в войско. Чтобы из далека было видно, какое войско идет в поход, на длинную палку прикрепляли кусок ткани, раскрашенной в те или иные цвета. Ткань развевалась на ветру, и такой знак был виден очень далеко. Так появились первые флаги. В наше время флаг есть у каждой страны. Все они отличаются друг от друга.

На государственном флаге России мы видим три равные полосы – белую, синюю и красную. Белая полоса означает благородство, говорит о том, что у нашей страны нет злых намерений. Синяя полоса означает честность, чистое небо и говорит о дружеских и мирных отношениях с другими странами. Красная полоса означает смелость, отвагу, и говорит о том, что если потребуется, то каждый гражданин России будет готов защитить свою Родину.

2. Знакомство с гербом.

Древние воины и рыцари защищали себя шлемами, доспехами и щитами. В сверкающих металлических латах трудно было узнать, кто этот рыцарь. Чтобы узнавать друг друга в бою, они стали наносить на свои щиты и одежду различные изображения. Например, воин, который хотел быть отважным и ловким, как лев, изображал льва на своем щите, другой рисовал медведя, надеясь быть таким же сильным. Рыцари видели изображения на щитах и отличали своих воинов от чужих. Такие изображения стали называть гербами.

                                                                                                                                   

Со временем гербы стали иметь не только рыцари, гербами обзаводились мастеровые, знатные семьи, города и страны. Гербы вывешивались на домах 

и замках, на воротах перед въездом в город, изображались на монетах, печатях и важных документах. Сейчас гербы есть у всех стран в мире. Есть свой герб и у нашей страны – России.

Посмотрите на герб нашей страны. Он имеет форму старинного рыцарского щита красного цвета, на котором изображен золотой двуглавый орел. На груди орла, тоже в красном щите, серебрянный всадник на коне, который острым копьем черного дракона поражает.

Дракон символизирует врага российского государства, а всадник – славный воин.

Герб наш говорит нам о том, что страна наша единая, независимая, а добро всегда зло побеждать будет.

(собери пазл герба.)

3. Гимн России.

К государственным символам, кроме герба и флага, относится еще один. Это гимн. Гимн – это торжественная, величественная песня. Государственный гимн исполняется в особо важных и торжественных случаях: например, когда встречают важных гостей из других стран, или награждают победителей соревнований. поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы. Этим они выражают уважение и почтение к стране.

Слова гимна написал поэт Сергей Владимирович Михалков, а музыку – композитор Александр Васильевич Александров.

(прослушивание гимна) .

4. Знакомство с национальным костюмом русского народа.

Национальный русский костюм России является огромным богатством. Каждый элемент одежды характерен, создает образ человека сильного, крепко стоящего на земле, чувствующего красоту и гармонию этой земли, внимательность к ней и ее богатству.

Мужская одежда состояла из рубашки с длинными и широкими рукавами, широкие штаны и сапоги.

                                                                                                                                   

Женская одежда – это рубаха, длинный сарафан или юбка.

Излюбленным цветом русского народа считался красный. Красный цвет – цвет огня, солнца, обещающим долголетие, плодородие, силу и власть. Помимо цвета важное значение имел и орнамент костюма. Орнаментом украшали рубахи, сарафаны, юбки. Орнамент мог быть растительным: деревья, цветы – означали процветание природы. Изображение животных – весну, начало пахотных работ, силу русского народа.

Птицы – тепло, весну.

Геометрические фигуры: кружок – солнце; ромб, квадрат – символизируют землю, поля.

Фигура человека – трудолюбие, плодородие.

(«одень куклу» (бумажные куклы) .

5. расположение Российской Федерации на карте. Столица.

Россия – самая большая по лощади страна в мире, ее омывают 12 морей трех океанов.

Столица нашей Родины – Москва. Глава нашего государства – Президент.

На карте указан главный город нашей страны – столица Москва, крупные реки, озера, океаны.

(контурная карта, ксерокопии по детям. Проведи границы Российской Федерации.)

6. Игра обобщающая все знания о государственных символах России.

1. найди флаг России.

(наличие флагов разных стран)

Германия

Египет

Казахстан

Россия

Канада                                                                                                               9

-Какие цвета на флаге России? Назовите их по порядку.

-Что обозначают цвета Российского флага?

-Когда и как используется флаг страны? Где его можно увидеть?

2Найди герб России.

(наличие гербов разных стран.)

Германия

Египет

Казахстан

Россия

Канада

-Что изображено на гербе России?

-О чем может рассказать нам герб России?

-Где встречается изображение гарба России?

3. Узнай гимн России. (прослушивание разных гимнов.)

- кто написал слова и музыку для гимна России?

- в каких случаях исполняется гимн нашей страны?

4. Национальный костюм русского народа.

(демонстрация картинок а разными народами в национальных костюмах.)

5. Расположене Российской Федерации на карте или глобусе.

-покажите Россию на карте.

-назовите столицу России.

 

 

                                                                                                                                  

7.Отгадай загадки

Есть мелодия одна,
Ей подвластна вся страна.
Гражданин, отбросив всё,
Стоя слушает её.
(Гимн.)

Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй.
(Герб.)
Символ мудрости и власти,
Отгоняющий напасти,
Что крыла свои развёл...
Он двуглавый птах ...
(Орёл.)

Раньше звали его стягом,
С ним идут парадным шагом,
Назовёт солдат любой
Символ славы боевой.
(Флаг.)

У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг. 
С ветром гонит прочь тревоги 
Бело-сине-красный ...(Флаг.)

Во главе Державы,
Избранный по праву
На четыре года
Волею народа.
(Президент.)

 

8. заключительная часть. Подведение итогов:

О чем мы сегодня на нашем занятии беседовали? (о государственной символике)

Назовите три государственных символа?

Что нового Вы узнали? (сведения по истории герба, гимна, флага).                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Как называется страна, в которой мы живем?

Скажите, как мы с вами сегодня работали, получали новые знания?

 Для чего каждому гражданину нужно знать символы своего государства?

- Все правильно. Эти символы, с которыми мы с вами сегодня познакомились, – часть русской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.

- Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России.

- Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным.

Спасибо всем вам за хорошую и активную работу в ходе нашего занятия, посвященного государственным символам России. Все ребята получают поощрительные призы  за активную работу. (календарики с символами России)

Молодцы ребята!

 


                                                    Список литературы

 

- Васькин В.В. Детская энциклопедия «Российская Государственная символика» - 2002г.

- Ревина Е.К. «Герб и Флаг России» Знакомим младших школьников с Государственными символами – 2003г

- Концепция патриотического воспитания граждан РФ (Текст) /Воспитание школьников. – 2005 №1

- Антонин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе (Текст) / сост. М.К. Антошин, М.: Айрис – пресс, 2003.