Государственные символы России
МКС(К)ОУ Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Яйская общеобразовательная школа-интернат психолого – педагогической поддержки»
Учебно-методическое занятие по патриотическому воспитанию «Государственные символы России»
Номинация - Внеклассное мероприятие.
Автор
Елена Николаевна Стёба
Данное мероприятие представляет собой разработку внеклассного мероприятия, для начальных классов. Подобранный материал в доступной форме знакомит с Государственной символикой. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям с ограниченными возможностями здоровья в полной мере понять, осмыслить символы, их происхождение, значение, образы, функции.
В сценарии представлены различные игровые занятия.
Сценарий может быть использован на школьных мероприятиях.
Оглавление
- Пояснительная записка………………………………4
2. Конспект занятия……………………………………...7
3. Список литературы……………………………………13
Пояснительная записка
В настоящее время всё больше говорится о необходимости воспитания у детей патриотических чувств, гордости за свою Родину, уважения к Отчизне, воспитания чувств собственного достоинства, уверенности в себе, своей причастности к судьбе Родины.
Приобщение детей к Государственной символике Российской Федерации – одна из приоритетных задач воспитания подрастающего поколения. Независимо от программы развития дошкольного учреждения, от его профиля, патриотическое воспитание детей является одной из главных задач.
Патриотические чувства формируются с рождения ребёнка, в процессе всей его жизни. Это чувства любви к семье, к своей школе, родному городу, родной природе, соотечественникам, осознание себя как гражданина своей страны, уважительно относящегося к символике – флагу, гимну, гербу.
Процесс патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе является трудным и его результат не так ощутим, как в массовой школе, он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок с умственной отсталостью с гораздо большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, семье, Родине. Смысл многих гражданско-патриотических качеств ребенку с ограниченными возможностями здоровья так и не понять, а те понятия, которые ребенок из массовой школы начинает осознавать ко 2-3 классу, ему будут понятны гораздо позже.
Данное мероприятие построено в форме познавательной игры.
На занятие, дети знакомились с тем, как называется наша страна; говорили о том, что Россия – это многонациональное государство; о народах и народностях, которые её населяют; разбирались с понятиями государство, глава нашего государства, Знакомство с национальным костюмом русского народа. ; учились находить Россию и её столицу на карте. Также обучающиеся работают с загадками о государственной символике, объясняя для чего каждому гражданину нужно знать символы своего государства. Рассматривают русский народный костюм; дети учатся правилам поведения во время звучания гимна, исполняют песню о России.
На занятии происходит развитие речи младших школьников, обогащение их словаря.
Согласно дидактическому принципу систематичности и последовательности познавательная игра строится с учётом имеющихся у детей знаний по данной теме, расширяя и углубляя представления учеников о государственных символах России. 4
Цель: изучение государственных символов России. (флаг, герб, гимн)
Задачи:
- дать основные понятия о символах государства, объяснить их символику;
- формировать уважительное отношение к государственным символам; воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства;
- развивать познавательную активность, интерес к истории государства;
- развивать внимание, мышление, речь; обогащать словарь детей;
Методы и приемы
1. Метод мотивации: поощрение и эмоциональное стимулирование (поддержка, подбадривание, доброжелательность).
2. Метод организации познавательной деятельности: наглядный (показ педагога, музыкальное сопровождение).
3. Метод практической работы: показ приемов выполнение практических заданий.
4. Метод контроля и коррекции: наблюдение, коррекция, беседа, самоконтроль.
Ожидаемый результат:
– расширение исторических знаний и представлений;
– популяризация государственных символов Российской Федерации – Флага
Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна Российской Федерации;
– осознание роли и значения государственных символов Российской Федерации;
– развитие творческих способностей.
Оборудование:
-изображения гербов и флагов разных стран;
-картинки с изображением народов в национальных костюмах;
-пазлы составляющие флаг и герб России;
-листы с изображением флага России для раскрашивания (ксерокопия, для всех детей) ;
-бумажные куклы, к ним национальные костюмы;
-гимн России (диск для прослушивания) ;
-стихи о России;
-карта Российской Федерации, а также контурные карты для всех детей.
«Государственные символы России»
Информационная часть.
Гербы и флаги называют символами. Герб и флаг России – символы нашей страны, нашего государства. Но символы бывают разными. Это особые изображения или предметы, знаки или звуки, которые выражают особый смысл. Символами могут быть явления природы и произведения искусства. С символами мы встречаемся
Ход игры.
(игра делится на несколько этапов.)
1. Знакомство с флагом России.
Информационная часть.
Для защиты своей земли от врагов воины объединялись в войско. Чтобы из далека было видно, какое войско идет в поход, на длинную палку прикрепляли кусок ткани, раскрашенной в те или иные цвета. Ткань развевалась на ветру, и такой знак был виден очень далеко. Так появились первые флаги. В наше время флаг есть у каждой страны. Все они отличаются друг от друга.
На государственном флаге России мы видим три равные полосы – белую, синюю и красную. Белая полоса означает благородство, говорит о том, что у нашей страны нет злых намерений. Синяя полоса означает честность, чистое небо и говорит о дружеских и мирных отношениях с другими странами. Красная полоса означает смелость, отвагу, и говорит о том, что если потребуется, то каждый гражданин России будет готов защитить свою Родину.
2. Знакомство с гербом.
Древние воины и рыцари защищали себя шлемами, доспехами и щитами. В сверкающих металлических латах трудно было узнать, кто этот рыцарь. Чтобы узнавать друг друга в бою, они стали наносить на свои щиты и одежду различные изображения. Например, воин, который хотел быть отважным и ловким, как лев, изображал льва на своем щите, другой рисовал медведя, надеясь быть таким же сильным. Рыцари видели изображения на щитах и отличали своих воинов от чужих. Такие изображения стали называть гербами.
Со временем гербы стали иметь не только рыцари, гербами обзаводились мастеровые, знатные семьи, города и страны. Гербы вывешивались на домах
и замках, на воротах перед въездом в город, изображались на монетах, печатях и важных документах. Сейчас гербы есть у всех стран в мире. Есть свой герб и у нашей страны – России.
Посмотрите на герб нашей страны. Он имеет форму старинного рыцарского щита красного цвета, на котором изображен золотой двуглавый орел. На груди орла, тоже в красном щите, серебрянный всадник на коне, который острым копьем черного дракона поражает.
Дракон символизирует врага российского государства, а всадник – славный воин.
Герб наш говорит нам о том, что страна наша единая, независимая, а добро всегда зло побеждать будет.
(собери пазл герба.)
3. Гимн России.
К государственным символам, кроме герба и флага, относится еще один. Это гимн. Гимн – это торжественная, величественная песня. Государственный гимн исполняется в особо важных и торжественных случаях: например, когда встречают важных гостей из других стран, или награждают победителей соревнований. поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы. Этим они выражают уважение и почтение к стране.
Слова гимна написал поэт Сергей Владимирович Михалков, а музыку – композитор Александр Васильевич Александров.
(прослушивание гимна) .
4. Знакомство с национальным костюмом русского народа.
Национальный русский костюм России является огромным богатством. Каждый элемент одежды характерен, создает образ человека сильного, крепко стоящего на земле, чувствующего красоту и гармонию этой земли, внимательность к ней и ее богатству.
Мужская одежда состояла из рубашки с длинными и широкими рукавами, широкие штаны и сапоги.
Женская одежда – это рубаха, длинный сарафан или юбка.
Излюбленным цветом русского народа считался красный. Красный цвет – цвет огня, солнца, обещающим долголетие, плодородие, силу и власть. Помимо цвета важное значение имел и орнамент костюма. Орнаментом украшали рубахи, сарафаны, юбки. Орнамент мог быть растительным: деревья, цветы – означали процветание природы. Изображение животных – весну, начало пахотных работ, силу русского народа.
Птицы – тепло, весну.
Геометрические фигуры: кружок – солнце; ромб, квадрат – символизируют землю, поля.
Фигура человека – трудолюбие, плодородие.
(«одень куклу» (бумажные куклы) .
5. расположение Российской Федерации на карте. Столица.
Россия – самая большая по лощади страна в мире, ее омывают 12 морей трех океанов.
Столица нашей Родины – Москва. Глава нашего государства – Президент.
На карте указан главный город нашей страны – столица Москва, крупные реки, озера, океаны.
(контурная карта, ксерокопии по детям. Проведи границы Российской Федерации.)
6. Игра обобщающая все знания о государственных символах России.
1. найди флаг России.
(наличие флагов разных стран)
Германия
Египет
Казахстан
Россия
Канада 9
-Какие цвета на флаге России? Назовите их по порядку.
-Что обозначают цвета Российского флага?
-Когда и как используется флаг страны? Где его можно увидеть?
2Найди герб России.
(наличие гербов разных стран.)
Германия
Египет
Казахстан
Россия
Канада
-Что изображено на гербе России?
-О чем может рассказать нам герб России?
-Где встречается изображение гарба России?
3. Узнай гимн России. (прослушивание разных гимнов.)
- кто написал слова и музыку для гимна России?
- в каких случаях исполняется гимн нашей страны?
4. Национальный костюм русского народа.
(демонстрация картинок а разными народами в национальных костюмах.)
5. Расположене Российской Федерации на карте или глобусе.
-покажите Россию на карте.
-назовите столицу России.
7.Отгадай загадки
Есть мелодия одна,
Ей подвластна вся страна.
Гражданин, отбросив всё,
Стоя слушает её.
(Гимн.)
Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй.
(Герб.)
Символ мудрости и власти,
Отгоняющий напасти,
Что крыла свои развёл...
Он двуглавый птах ...
(Орёл.)
Раньше звали его стягом,
С ним идут парадным шагом,
Назовёт солдат любой
Символ славы боевой.
(Флаг.)
У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг.
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный ...(Флаг.)
Во главе Державы,
Избранный по праву
На четыре года
Волею народа.
(Президент.)
8. заключительная часть. Подведение итогов:
О чем мы сегодня на нашем занятии беседовали? (о государственной символике)
Назовите три государственных символа?
Что нового Вы узнали? (сведения по истории герба, гимна, флага).
Как называется страна, в которой мы живем?
Скажите, как мы с вами сегодня работали, получали новые знания?
Для чего каждому гражданину нужно знать символы своего государства?
- Все правильно. Эти символы, с которыми мы с вами сегодня познакомились, – часть русской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.
- Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России.
- Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным.
Спасибо всем вам за хорошую и активную работу в ходе нашего занятия, посвященного государственным символам России. Все ребята получают поощрительные призы за активную работу. (календарики с символами России)
Молодцы ребята!
Список литературы
- Васькин В.В. Детская энциклопедия «Российская Государственная символика» - 2002г.
- Ревина Е.К. «Герб и Флаг России» Знакомим младших школьников с Государственными символами – 2003г
- Концепция патриотического воспитания граждан РФ (Текст) /Воспитание школьников. – 2005 №1
- Антонин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе (Текст) / сост. М.К. Антошин, М.: Айрис – пресс, 2003.