Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

«Глагол в речи» (6 класс)

МБОУ СОШ №170 с УИОП Ново-Савиновского района г.Казани 

Автор: Масловская А. В., учитель русского языка и литературы

Глагол в тексте

( 6 класс)

Цель урока: создание условий для совершенствования знаний о роли глагола в речи.

Тип урока: урок «открытия новых знаний».

Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие эмоциональной сферы  восприятием  прекрасного, развитие любви к родной природе, создание внутренней мотивации к учению.

Метапредметные:

Регулятивные: формирование умения ставить цели работы,

Коммуникативные: умение работать в группе, участвовать в принятии коллективного решения.

Познавательные: формирование умения строить речевое высказывание, умение работать с текстом.

Предметные:

Познавательные: создание условий для совершенствования знаний о роли глагола в речи, обратить внимание на  использование глаголов в текстах разных стилях речи.

Развивающие: развитие у детей орфографических и речевых навыков; развитие языковой компетенции обучающихся; совершенствовать умение анализировать текст; развивать речевую и мыслительную деятельности; обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные: способствовать воспитанию у шестиклассников любви к родному языку и красоте родной природы; содействие воспитанию интереса к урокам русского языка.

План урока:

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Целеполагание.
  3. Актуализация необходимых знаний.
  4. Выявление места и причины затруднения.
  5. Самостоятельная работа с самостоятельной проверкой по эталону.
  6. Включение в систему знаний и повторение.
  7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

(1 слайд) Звучит музыка  П.И. Чайковского «Январь. У камелька» (небольшой камин или очаг для обогревания)

  • Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Урок мы начнем с прослушивания замечательной музыки П. И. Чайковского «Январь. У камелька».

Учитель:  В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и  метели. Я  хочу предложить вашему вниманию отрывок из известного стихотворения, в котором описывается вьюга  (2 слайд)  Попробуем восстановить этот текст, вставив пропущенные слова. Если у вас возникнут затруднения, вы можете воспользоваться словами для справок. Данную работу выполняйте в группах.

Буря мглою небо …,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь она …,

То … , как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой …,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко … .

Учитель: Прочитайте с выражением восстановленный текст (читает 1 ученик).

Учитель: Знакомы ли вам эти строки? Из какого они произведения? Ученик: стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер».

Учитель: Посмотрите на экран, проверьте правильность выполненного задания  (3 слайд).

Учитель: Без какой части речи не смог бы обойтись поэт, описывая вьюгу?

Ученик: Без глаголов.

2. Целеполагание.

 Учитель: Что же будет предметом нашего разговора? Попробуйте сформулировать тему   нашего урока

Ученик: Глагол. Роль глагола в тексте.

Учитель: Запишите в тетрадях число, классная работа, тему урока (4 слайд)

Учитель: В  этимологическом словаре мы читаем о глаголе следующее: Глагол – слово греческого происхождения, означающее «речь» (5 слайд)

- Внимательно прочитайте тему нашего урока.  Исходя из темы урока, сформулируйте главную цель урока. Что нам сегодня предстоит выяснить? Ученик: Определить роль глагола в тексте (6 слайд)

Учитель:  (7 слайд) Эпиграфом к нашему уроку станут строчки из стихотворения  Б. Пастернака: «Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия…». На уроке мы будем совершать   открытия. Сегодня каждый из вас побывает в роли юного исследователя. Самые активные будут награждены снежинками.

3. Актуализация необходимых знаний.

Учитель: Я продиктую вам глаголы, один человек запишет их на доске, а остальные  - в тетради.

Блестеть, гореть, зарасти, заложить, коснуться, слагать.

Учитель: Какая орфограмма объединяет эти глаголы?

Ученик: Чередующиеся гласные в корне  

Учитель:  Проверьте свои записи (8 слайд).

Учитель:  Теперь поработаем в группах. Решите кроссворд, используя записанные глаголы. Отгадайте зашифрованное слово. (9 слайд)

(представитель одной группы зачитывает слово «глагол»)

Учитель: Посмотрите на экран. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание (10 слайд).

Физкультминутка.

Учитель: Проведем физкультминутку. Во время выполнения упражнений посчитайте, пожалуйста, сколько глаголов прозвучит в стихотворении

(11 слайд)

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

И сейчас мы  ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай быстро, голова. (Вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Учитель: Сколько глаголов встретилось в стихотворении?  (восемь)

4. Выявление места и причины затруднения.

Учитель: Садитесь, продолжим  наше исследование. Перед вами два текста, прочитайте их выразительно  (12 слайд)

1)Зима – время года, продолжающееся на Северном полушарии Земли с момента зимнего солнцестояния (21 и 22 декабря) до момента весеннего равноденствия  (20 и 21 марта). Зима включает три календарных месяца: декабрь, январь и  февраль и составляет 90-91 календарный день. Характеризуется понижением температуры, установлением снежного покрова. Самым холодным месяцем считается январь, самым теплым – декабрь. (Из энциклопедии)

2) Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

             С. Есенин.

Учитель: Что общего между этими текстами?

Ученик: Оба текста имеет общую тему – зима.

Учитель: Чем отличаются эти тексты?

Ученик: Первый текст написан в научном стиле, а второй – в художественном.

Учитель:  Назовите, пожалуйста, какие признаки научного стиля вы нашли  в первом тексте?

Ученик: Он взят из научного источника, используются термины, сложные предложения, передается точная информация.

Учитель: А какие признаки художественного стиля вы нашли во втором тексте?

Ученик: Во втором тексте присутствует эмоциональность речи, воздействие на читателя при помощи художественных средств, автор передает свои чувства и мысли.

5. Самостоятельная работа с самостоятельной проверкой по эталону.

Учитель: Из первого текста выпишите в тетрадь глаголы, которые используются для формулировки научных понятий (13 слайд).

Ученик: Включает, составляет, характеризуется, считается.

Учитель: Как вы думаете, какую роль глагол играет в научном стиле?

Ученик: В научном стиле глагол используется для точной передачи научной информации.

Учитель: А теперь понаблюдаем за ролью глаголов в художественном произведении (14 слайд).

Ученик:  Всё стихотворение  полно плавного движения, жизни, достигается это благодаря мастерскому использованию глаголов в переносном значении.

Учитель:  Выпишите глаголы в переносном значении.

Ученик: Поет, аукает, баюкает, плывут  (слайд 15).

6. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель: Как называется художественный прием, который используется Есениным в стихотворении?

Ученик: Олицетворение.

Учитель: Вспомним, что такое олицетворение.

Ученик:  Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

Учитель:  Прочитайте стихотворение.  (Один ученик читает выразительно стихотворение).

Месяц.

Над излучиной речной

Тихий сумрак лег ночной.

Из-за тучи выплыл месяц,

Месяц ходит, как ручной!

Он проходит над селом,

Стукнул в тучу, вызвал гром.

Над рекой остановился,

Всю засыпал серебром.

Учитель: Найдите  в своем предложении олицетворение  и  определите, что является  основой олицетворения в данных примерах? Работаем в группах.

(1 группа: В нашем предложении олицетворение – лег. В основе этого приема лежит глагол, употребленный в переносном значении.

2 группа: В нашем предложении олицетворение – выплыл, ходит. В основе этого приема лежит глагол, употребленный в переносном значении.

3группа: В нашем предложении олицетворение – проходит, стукнул, вызвал. В основе этого приема лежит глагол, употребленный в переносном значении.

4 группа: В нашем предложении олицетворение – остановился, засыпал. В основе этого приема лежит глагол, употребленный в переносном значении).

Учитель: Если не будет глаголов, то исчезнет движение, олицетворение не получится. В основе олицетворения лежит глагол. Олицетворение - глагол, употребленный в переносном значении, который переносит действие живого существа на другие предметы.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Учитель: Какие открытие мы сегодня совершили, наблюдая за глаголами в научном и художественном стилях?

Ученик: ответ произвольный

Учитель:1) В научных текстах глагол используется для точной передачи научной информации;

 2) Глагол в художественном тексте чаще всего выступает в роли олицетворений, одушевляя предмет;

Учитель: Итак, мои исследователи, сегодня мы сделали первый шаг к вашей будущей серьёзной научной работе. Давайте посмотрим, кто же был сегодня наиболее активным? У кого больше всего снежинок. Молодцы! Хотела бы отметить работу …, …. За активное участие на уроке вы получаете …,…

Учитель: Дома, чтобы закрепить полученные знания, выполните следующие задания на выбор:

  1. Упр. 403 (на 4)
  2. Упр. 402 (на 5)

 Чтобы вы и дальше могли совершать открытие, необходимо иметь хорошее настроение, необходимо иметь хорошее настроение.

Я хочу вам раскрыть секрет хорошего настроения.

Секрет хорошего настроения.

С добрым чувством просыпаться,

И друг другу улыбаться,

Никогда не унывать,

Другу тяжко – поддержать,

Пожалеть и приласкать.

Братьев меньших защищать.

Тех, кто старше, уважать…

Жизнь сердечно обожать –

Новый день, как чуда, ждать!