Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

«Формы организации профориентационной работы в гимназии»

КОГОАУ «Гимназия № 1г.Кирово-Чепецка»

 

Формы организации профориентационной работы в гимназии

 

 

авторский коллектив

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

учитель английского языка,

Королёва Мария Юрьевна,

Заместитель директора по воспитательной работе,

учитель технологии

Михеева Анна Олеговна

 

Огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников.В каждой образовательной организации несомненно такая работа ведется. Есть общие формы и методы этой работы, но существуют и те, которые отличают каждую школу. В гимназии профессиональная ориентация рассматривается как органическая составная часть всей системы образовательного процесса, а не как сумма отдельных мероприятий. В целом она тесно связана с процессом формирования всесторонне развитой личности, с подготовкой учеников к жизни, к труду и осуществляется на протяжении всего обучения в школе.

Цель профориентационной работы - подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.

Рабочая программа воспитания обучающихся гимназии содержит модуль «Профориентация». Данный модуль включает в себя следующую работу:

1. Циклы профориентационных часов общения, которые проводятся для учащихся 5–10-х классов. Здесь обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны. Здесь школьники могут приобрести и новые социально значимые знания (о себе, об окружающих людях, об обществе, его проблемах и способах их решения) или развить в себе те или иные социально значимые отношения (такие как ценностное отношение к людям, уважительное отношение к чужому мнению, к разнообразию взглядов).

2. Циклы профориентационных игр, которые проводятся на классных часахдля учащихся с 5 по 10 класс. Создаютсяпрофориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагогический работник актуализирует его профессиональное самоопределение. Организаторами выступают классный руководитель и психолог. В процессе игр ученик получит представление о существующих профессиях, о новых профессиях и специальностях, которые будут востребованы на рынке труда; о профессиональных качествах человека, о навыках XXI века; о значении труда в жизни человека. Ученики научатся: пользоваться различными источниками информации для изучения мира профессий и труда; ориентироваться в мире профессий; получат возможность оценивать собственные возможности при выборе профессии.

3. Работа психологической службы гимназии. Психологическая служба гимназии осуществляет работу по сопровождению обучающихся с 1 по 11 класс. Это работа по диагностике и профконсультированию, способствующая профессиональному самоопределению подростков.

4. Экскурсии профориентационной направленности на предприятия города и области.Список этих экскурсий формируется на основе опроса обучающихся с 5 по 11 класс.Экскурсии проводятся с мая по сентябрь. Перед экскурсией проводится подготовительная работа – учащиеся находят информацию о предприятии, формулируют вопросы, которые хотели бы уточнить непосредственно на предприятии. Возможна разработка чек-листов. После экскурсии проводится анализ. В результате проведенияпрофориентационныхэкскурсий учащиеся овладевают начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении; получают представление о содержании труда в различных профессиональных областях, представление о требованиях к качествам работника, образовании, условиях работы.

5. Сотрудничество с социальными партнерами.

Социальное партнерство для нас – это сотрудничество школы, бизнеса, власти, различных общественных институтов и структур, местного сообщества ради достижения общественно значимого результата. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет учащимся получить социальный опыт, способствует формированию их мировоззрения, позволяет расширить знания в определенной предметной области, играет большую роль в самоопределении.

6. Взаимодействие с ведущими вузами Кировской области.Помимо традиционных дней открытых дверей, которые проходят на базе гимназии или онлайн, взаимодействие осуществляется и на уровне получения дополнительного образования учениками с 9 по 11 класс на базе вузав рамках сформированной профильной группы. Гимназисты принимают участие в олимпиадах и конкурсах, организуемых вузами Кировской области. Студенты-волонтёры проводят мероприятия в нашей гимназии по разным направлениям, например, ЗОЖ, финансовая грамотность и т.д. Организуются выезды в вузы с экскурсионной программой, включающей посещение музея, мастер-классы, посещение симуляционного центра.

7. Организация исследовательской деятельности в рамках работы Гимназической Академии Наук (ГАН).Это научное общество гимназистов является добровольным, неполитическим, творческим объединением детей, увлеченных определенной областью науки или искусства, стремящихся повышать свои интеллектуальные способности, обогащать социальный опыт, приобретать умения и навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности под руководством консультантов: учителей гимназии, родителей, ученых и преподавателей вузов, творческих работников. Цель ГАН: привить детям любовь к исследованиям, интерес к познанию.Исследовательская деятельность создает основу для самостоятельной реализации, саморазвития и самосовершенствования, способствует профессиональной адаптации школьников.

Многие из представленных выше формы работы традиционны для большинства школ. Чем профориентационная работа гимназии выгодно отличается? Итак, наши находки:

1.Организация профильной летней интеллектуальной смены ЛИС на базе пришкольного детского лагеря. Очень высокую оценку не первый год получает работапрофильного лагеря «Интеллектуальный потенциал», в работе которого принимают участие эксперты в области профориентации. Тут обучающиеся могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки.

2.Большая творческая перемена (БТП).Это мероприятие - традиционноедело, которое проводится один раз в год. Целевая аудитория – ученики гимназии, их родители, педагоги, социальные партнеры гимназии. В этот день одна из перемен увеличивается по длительности до 40 минут. Посетить это мероприятие приглашаются все желающие, приветствуются социальные партнеры, родители, друзья гимназии. Это праздник творчества.

В этот день готовится все самое интересное и веселое. Гимназия совместно с представителями родительской общественности определяет общую тему. Все участники образовательного процесса могут выступить в этот день инициаторами проведения мастер-классов или просто стать их участником. Готовится афиша по всем мастер-классам и мероприятиям, чтобы участники могли заранее выбрать - куда им пойти. На последней БТП было представлено 54 мастер-класса. Все действия направлены на передачу обучающимся социально значимых знаний, развивающих их любознательность, формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Дети не боятся участвовать, проявлять инициативу, знакомятся с возможностями, имеющимися в гимназии, для их развития, общаются с учителями, учениками, родителями, гостями в непринужденной обстановке.

3. Цикл встреч «Профессии наших родителей» проходит во время классных часов в начальной школе. В рамках встречи ученик приглашает на классный час родителей или бабушек/дедушек, чтобы те рассказали о своей профессии, помогает родителям в подготовке, консультирует – как лучше организовать встречу, что понравится ребятам. Ученики готовят и задают вопросы гостю, соблюдая правила общения на пресс-конференции. Повышается значимость родителя для ребенка, возникает чувство гордости за него, за свою семью, формируется готовность обучающегося к выбору, создается атмосфера доверительного взаимодействия родителей с обучающимися.

4. Работа с детско-взрослыми проектами:

Детско-взрослый проект– детская конференция «Креативное проектирование общешкольных дел». Инициаторами, организаторами и участниками этого проекта стали дети, гимназическое самоуправление «Твой выбор» во главе с президентом гимназии. В ходе пленарной части мероприятия участники могли познакомиться со структурой, историей развития самоуправления, а так же с подходом к проектированию новых дел в гимназии. Визитная карточка самоуправления «Твой выбор» отличалась необычными форматами выступления. Выступление Президента гимназии и ее помощницы было четким и лаконичным, ведь они представили свой опыт в формате Печа-Куча. В ходе проведения конференции гости приняли участие в мероприятиях нового формата: квесте, который самоуправление подготовило для проведения традиционного дня AFS, Большой Творческой Перемене и «Dance4life». В практической частиконференции гостям предстояло познакомиться с новыми форматами и спроектировать то общешкольное дело, которое они выбрали. Для разработки проектов были представлены следующие мероприятия: День Учителя, экологический фестиваль, день «23+8», день Волонтёра, литературный вечер, Новый год. Команды работали вместе с министрами самоуправления и волонтерами, закрепленными за каждой школой. Полтора часа продуктивной работы, и ребята самостоятельно придумали, как можно провести традиционные дела в новом ключе. Каждая команда по итогам конференции увезла с собой пакет разработок 6 мероприятий, презентации общешкольных дел и информацию о современных нетрадиционных формах проведения мероприятий.

Ежегодно реализуется гимназический детско-взрослый проект «Профильные елки» для 10-11 классов. Организатором данного мероприятия также является самоуправление гимназии«Твой выбор». В рамках этого мероприятия каждая профильная группа готовит творческое представление своего профиля, старшеклассники наряжаются в костюмы разных героев/личностей, имеющих отношение к их профилю, тематически (согласно своему профилю) наряжают елку. Представление профиля – своего рода театрализованное шоу.

Профориентационная работа также реализуется через тематический проект «Индивидуальный образовательный маршрут» (ИОМ). Гимназия работает над созданием индивидуального образовательного маршрута гимназиста, так как именно в этом видит возможность реализации личностного потенциала каждого ученика. Одним из направлений реализации ИОМ гимназиста является выбор индивидуального учебного плана на 10-11 классы.

Для того, чтобы сориентировать обучающихся, стоящих перед выбором предметов для индивидуального учебного плана, был реализован детско-взрослый проект «Точка кипения». Цель мероприятия: создать условия для самоопределения учащихся 9 классов, для осознанного выбора профиля с помощью обучающихся старших классов. Девятиклассники представляют свое видение профилей в гимназии. Они говорят о своих ожиданиях и предпочтениях, рассказывают о том, какими качествами должен обладать обучающийся на каждом профиле.Представители 10 классов рассказывают девятиклассникам о реальности обучения на гуманитарном, технологическом, естественнонаучном, социально-экономическом и универсальном профилях. Проводится «Битва профилей», которую организовывают десятиклассники для обучающихся 9-х классов. Девятиклассники делятся на профили, на которых они хотели бы обучаться. Все профили проходят три сражения. Они аргументированно защищают свои профили, показывают свои знания по профильным предметам и ведут сражение за свое будущее, участвуя в аукционе профессий. Каждая команда доказывает важность и значимость своего профиля в современном мире.

Работа в рамках детско-взрослых проектов позволяет детям примерить на себя разные организаторские роли, многим старшеклассникам помогает в самоопределении.

В заключении отметим, что все рассмотренные формы профориентационной работы способствуют формированию у школьников навыков научно-исследовательской деятельности, сознательного выбора будущей профессии, формированию творческой и профессионально ориентированной личности.