«Формирование универсальных учебных действий (УУД) и достижение метапредметных результатов обучающихся средствами начального технического моделирования»
МКУ ДО «Станция юных туристов и техников» г. Слободской Кировской области
Автор: Буторина Любовь Валентиновна, методист
«Формирование универсальных учебных действий (УУД) и достижение метапредметных результатов обучающихся средствами начального технического моделирования»
«Великая цель образования - это не знания, а действия»
Герберт Спенсер (английский философ и социолог 19 в.)
Занятия техническим творчеством являются одним из важных способов познания и преобразования окружающей действительности. И, так как к нам приходят школьники - педагоги дополнительного образования не освобождены от строгих нормативных требований к процессу обучения. Необходимость соответствия учебного процесса дополнительного образования ФГОСу очевидна.
Целевая установка Стандартов II поколения направлена на
общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетентность, практический навык как «НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ».
Ядром нового образовательного стандарта стали универсальные учебные действия (УУД) и метапредметные результаты.
В основе метапредмета лежит форма мыследеятельного типа интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к своему мышлению (когда ученик начинает мысленно рефлексировать собственный процесс работы, а именно: что он проделал, как двигался, к каким результатам пришел).
Техническое творчество, на мой взгляд, содержит в себе кладезь опыта по формированию у обучающихся метапредметных умений и навыков , т.к. интегрирует, структурирует, систематизирует, объединяет, а именно:
1)носит яркий пример интеграции школьных предметов и применения их на практике через создание различных технических объектов;
2)обеспечивает на основе межпредметных связей образовательное структурно - логическое единство. В нашем коллективе - это «Звездочка» конструкторско-технологической деятельности и проектирования на основе которой мы строим учебный процесс;
3) выполняет системообразующую функцию формирования УУД .
Каждый опытный педагог, работающий в технических кружках имеет большое накопление своих методических, дидактических пособий и разработок, которыми он постоянно руководствуется при работе с детьми и которые помогают системно подойти к учебному процессу и формировать УУД (это памятки, схемы, таблицы, алгоритмы, технологические карты и тому подобные дидактические материалы есть ни что иное как свод основных правил формирования метапредметов и, которыми мы, уважаемые коллеги, всегда руководствовались и руководствуемся).
У нас такие материалы разведены на четыре блока: информационно - культурологический, алгоритмический, конструкторско-исследовательский, методический;
4) техническое творчество объединяет то, что делается в отдельных школьных предметах для формирования УУД, так как позволяет применять и отрабатывать получаемые метапредметные знания и умения на практике, а метапредметные практические навыки - это есть метапредметные КОМПЕТЕНЦИИ.
Роль дополнительного образования неоспорима. А Логика формирования УУД у обучающихся, занимающихся техническим творчеством помогает им достичь метапредметных результатов.
Исходя из своего опыта работы в кружке начального технического моделирования, я определенно могу сказать какие УУД вырабатываются у моих воспитанников не зависимо над каким изделием они работают, причем не отдельно, а в логическом единстве дополняют друг друга и направлены на формирование Я - позиции.
1)Используя имеющиеся у школьников знания, мотивирую их на самостоятельную работу и изготовление простейших технических моделей и открытие новых знаний и будущий успех, вывожу ребят на позицию «Я - хочу, смогу, сделаю». Это помогает им нацелиться, применить волевое усилие над собой, не бояться ошибок, осмыслить необходимость познания в области техники. Так закладываются основы формирования личностных УУД и своей Я - позиции: Я - Личность.
2)Далее подвожу ребят к осознанию, что их знаний и умений далеко не хватает для изготовления модели (т.к. требует не только работу по шаблону, но и знаний исторических, технических характеристик; умений изготовления деталей и работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями). А значит вместе с детьми делаем вывод, что необходимо получить дополнительную информацию из различных источников: Интернета, журналов, бесед со взрослыми, занятий в кружке. Главное, чтобы дети умели понимать главное и после изготовления модели могли презентовать свое творение.
А Педагогу творческую Инициативу надо поощрять и поддерживать! Так формируются основы познавательных УУД и своей Я позиции: Я - и окружающий предметный мир.
3) Регулятивные УУД успешно формируются, когда у ребят сохраняется мотив, желание творить, создавать своими руками различные технические модели (простейшие модели грузовиков, самолетов, судов, легковых автомобилей и др.), а значит им надо помочь стать конструкторами своего дела. Направляю их на конструкторский путь изготовления модели, тут же раскрываю неактуальность пути проб и ошибок и к чему он ведет. С моей помощью ставим общую цель(н-р: «Изготовить модель самоходного грузовика марки…, далее дети конкретизируют цель исходя из своего выбора). Задачи для детей определяются из логики и планомерности ответов на вопросы: «С чего лучше начать работу?», «Что нужно сделать в первую очередь» и т.д. Так формируется внутренний план работы. В ходе изготовления модели дети знакомятся с памятками культуры трудовых действий, алгоритмом работы над изделием, общими требованиями к изделию, технологическими картами.
Здесь главное, чтобы теория не была «сухой» и надоедливой. Применение различных приемов активизации - необходимое условие для формирования всех УУД. И, если у вашего воспитанника успешно формируются регулятивные УУД, значит, закладывается фундамент Я - позиции: «Я - творчество».
4)Коммуникативные УУД активнее формируются при работе в парах, группах коллективе.
При индивидуальной работе по изготовлению модели ученик учится слушать и слышать педагога, учитывать мнение других ребят, грамотно излагать свои мысли и отстаивать свое мнение. Приемы самоконтроля, взаимоконтроля помогают кружковцам во время увидеть допущенные ошибки и исправить их.
А конкурсы и соревнования по начальному техническому творчеству усиливают формирование коммуникативных метапредметных результатов. Поэтому своих кружковцев я уже в октябре, знакомлю с планом городских и областных мероприятий по техническому творчеству, где ребята должны работать командой, а значит совместно обсудить предложенную тему, выслушать мнение каждого, иметь свою точку зрения. Логическим следствием формирования коммуникативных УУД в нашем объединении « Начальное техническое моделирование» является мое отношение к своим воспитанникам: «Нет не талантливых ребят, каждый талантлив по - своему». Так закладываются основы Я - позиции ученика : «Я - ЧЕЛОВЕК!».
И неважно, каким творчеством занимается ребёнок, лишь бы он творил, лишь бы включалась в это действие вся его личность: способности, чувства, разум. Всё пригодится, и всё поможет потом в любой взрослой профессиональной и не профессиональной жизни.