Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

«Формирование у детей национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира путём приобщения к искусству театра кукол»

МУДО Раменский ЦРТДиЮ

Тема: «Формирование у детей национального самосознания,  уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира путём приобщения к искусству театра кукол».

Подготовила: Новичкова Елена Борисовна, педагог дополнительного образования Раменский ЦРТДиЮ г. Раменское Московская обл.

Национальное самосознание это - осознание  себя, как части исторически сложившейся общности людей на основе единой духовной и материальной культуры.

Национальное самосознание неотделимо от понятия национальной культуры.

Национальная культура  это - совокупность символов, верований, убеждений, ценностей, норм поведения, способ взаимоотношений с природой и социумом, всего  того, что характеризует жизнь общества  в той, или иной стране.

В большинстве стран  мира сосуществуют  несколько национальных культур, где есть культура национального  большинства и культура меньшинства. Между ними устанавливается отношения диалога, либо  культурного конфликта.

Россия исторически сложилась, как многонациональное государство с целым калейдоскопом национальных культур, где русская нация является  государство образующей.

Таким образом, подрастающее поколение нашей страны, важно просвещать, прежде всего, в знании  русской национальной культуры, её традиций.

Только зная и уважая   свою родную культуру, можно  вызывать уважение у   других народов. А через собственное  уважение к родной национальной культуре  приходит уважение и к другим национальным культурам страны и  мира.

В России особенно важно наладить диалог культур разных национальностей, не зависимо от их большинства или меньшинства. Взаимоуважение, сотрудничество, диалог и взаимопонимание, ощущение единого гражданского общества   залог её крепости, неделимости и прогресса.

 Воспитание национального самосознания, закладывает фундамент любви к отечеству,  своим предкам,  истории своего народа, на чём основывается  чувство патриотизма.

В современном урбанистическом обществе, стираются межнациональные различия. Человечество, следуя путём ускорения  научно технического прогресса, стирает национальные черты народов.

Национальная индивидуальность  человека нивелируется, вследствие большего контакта с искусственной средой, чем с живой природой.

Человек превращается в придаток машины, в этакого функционера, биоробота, у которого не может быть патриотических чувств, и  национального  самосознания.

Не превратить нашу молодёжь в бездушных, расчётливых офисных работников со стёртой национальной памятью, этаких манкуртов, не помнящих своего родства - одна из важнейших задач современности.

Другая сторона медали это -  гипертрофированное национальное чувство, что проявляется в агрессивном неприятии  других национальностей  и  культур, и является  почвой для расизма и национализма.

 Безразличие к своей, русской культуре, в угоду т.н. демократических ценностей: терпимости  и толерантности, граничащей, с одной стороны  с подражанием всему западному, англоязычному, а с другой - с мягкотелой уступчивостью и попиранием своих исконных, национальных интересов,   что приводит  к размыванию отечественной, культурной среды, к обесцвечиванию нации.

Для русских это - равносильно потере своей государство образующей роли, потере своей страны.

Как не допустить этого? Прежде всего, всемерным укреплением  авторитета русской национальной  культуры.

В основе русской культуры лежат православные, нравственные ценности, что как в зеркале отражены в народном искусстве,  фольклоре,  сказках. Народные песни, танцы, сказки всё это - бесценное наше наследие, это живая ниточка связи между поколениями.

Дети интуитивно чувствуют как в народных песнях, танцах, сказках- преданиях  бьётся живое сердце народа. Именно  фольклор открывает перед детьми богатую  красками жизнь предыдущих поколений, что была неразрывно связана  с  природой, в полном её многообразии.

География существования  народа, это та почва, на которой расцветает самобытная  культура  любого этноса.  От чего мы  всё больше  уходим в бездушный, холодный, рациональный, техногенный мир, теряя свою национальную индивидуальность, начиная с одежды и кончая образом жизни.

Если  национальное искусство  - душа народа, то фольклор её бесценный клад.

  Искусство театра кукол, имеет прямую генетическую связь  с фольклором и  верованиями народа.

Театр кукол  зарождался в культовых, религиозных обрядах, в ритуалах  поклонения духам природы,  изображать которых сам человек  не имел право, а потому, или надевал маску - костюм,  превращаясь в живую куклу, или   вытачивал образ из камня, дерева, лепил из глины. Позже человек научился   приводить эти скульптуры в движение, создавая иллюзию оживления грозных богов. Таковы зачатки искусства играющих кукол.

В период раннего христианства в церквях монахи устраивали  представления с  примитивными, но ярко украшенными т.н. крип фигурами. С ними разыгрывали сцены из  жизни святых, сюжет о рождении Христа и    Царе Ироде.

Искусство народного театра кукол имеет богатые традиции  и собственное неповторимое лицо. В каждой стране мира он  является неотъемлемой частью культурного наследия. В традиционных, народных кукольных театрах,  как в капле воды отражаются все краски  национальных культур, что можно увидеть в музее кукол Академического государственного театра кукол им. С. В.Образцова.

Занимаясь  искусством  театра  кукол, интересуясь его историей, дети на живом примере осознают своеобразие и взаимовлияние культур разных народов мира.

Например, традиционный русский кукольный герой Петрушка пришёл к нам из Италии, и Германии, но в Италии он звался Пульчинелла, (по- итальянски  значит петушок), а в Германии - Каспер. Похожий кукольный забияка и балагур был  в Англии это - Панч и во Франции – Полишинель, а в традиционном театре теней Турции  - Карагёз, что значит чёрный глаз. А в ближнем  зарубежье,  Узбекистане, на ярмарках смешил публику кукольный герой Палван Качаль. 

На таких примерах дети могут проследить взаимосвязь культур разных стран мира, их преемственность при всём разнообразии.

Интересно, что в устном фольклоре, на который опирается театр кукол, наблюдается перекличка сюжетов сказок, где мораль  всегда остаётся неизменной. 

Например, сказка о волшебной  рыбке есть во многих странах мира, где рыболовство занимало важное место в жизни народа.

 Фольклор не только хранитель  мудрости, но и живой и чистый родник языка народа. Через певучую речь русских сказок, через её поэтичность и меткость  дети получают первые уроки  языка от своих далёких предков, что оттачивали  каждое слово, пересказывая сказки от поколения к поколению.

 Недаром,  Александр Сергеевич Пушкин, основоположник литературного русского языка, восхищался: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Исторические корни волшебной русской сказки отсылают нас в глубокое, дохристианское прошлое, где украинцы, белорусы, болгары и другие  восточноевропейские народы имели общие, славянские корни и сюжеты сказок этих народов хранят в себе  их родство.

Такие образы, как: Баба - Яга, трёхголовый Змей Горыныч, Семь богатырей, Царевна Лебедь и др. содержат в себе древние знания, образ жизни и обычаи наших  славянских предков. Языческие корни народной культуры не стоит сбрасывать со щитов, это всё тоже наши истоки, отражение этих верований можно найти и в песнях и танцах народов мира и народных сказках.

А народные сказки это - хлеб для театра кукол, через них он даёт живые уроки национальной культуры, как русской, так и любого другого народа мира.

Средствами искусства  театра кукол  можно живо и ярко воплотить  национальное своеобразие сказочного героя и буквально, оживить  яблоньку,  реку,  месяц,   гору и т. д. В этом одухотворении заложено древняя вера людей в живую одухотворённую силу природы, с которыми следует считаться и уважать каждое животное, каждый росток на земле.

В уникальном опыте создания кукольного спектакля дети  выступают настоящими творцами маленькой модели   мира, невольно получают первые уроки морали: что следует уважать и дерево, и животное, и птицу, и человека. Так, занимательный мир сказок, а с ним  и театр кукол несёт в себе народную педагогику.

 Познавая культуру того или иного народа  через  сказки, разыгрывая  их с куклами, созданные собственными руками, дети невольно,  через процесс узнавания, перевоплощения и сопереживания, через чувства и эмоциональную память впитывают  в себя  родную национальную культуру,  осознают свою национальную принадлежность, своё место в мире.

Искусство театра уникально по своим возможностям, оно даёт ребёнку возможность через привычный для детей приём игры войти в мир незнакомой и ему национальной культуры. Проводником здесь служит   кукла, она и объект и субъект одновременно. Кукла может выступать, как средство, инструмент  познания национальной культуры, национального характера, особенностей менталитета разных народов.

  К этому процессу игры прибавляется изготовление  кукол:  пошив для неё  национального костюма, придание её облику национальных черт.

В этом увлекательном творческом процессе – создания кукольного спектакля от её материальной части (кукол декораций, реквизита) до оживления кукол  дети совершают  погружение в  родную, или  неизвестную им  культуру.

Они пропускают её через себя, свои чувства, своё сердце.

Следует отметить ещё одну особенность  театрального искусства, она в том, что и зрители,  тоже получают свои  уроки познания.

Ведь магия театра, заключена в тесном взаимодействии исполнителя и зрителя, где  информация передаётся через подсознание, на чувственном уровне и навсегда остаётся в кладовых эмоциональной памяти.

Таким образом,  роль театрального искусства в целом и театра кукол в частности  в деле воспитания национального самосознания подрастающего поколения трудно переоценить.

В наше время, когда национальное нивелируется, очень важно для духовного обогащения подрастающего поколения через искусство, и в частности, искусство театра кукол, дать почувствовать свои национальные корни, пробудить генетическую память, что бы с гордостью сказать:- «Я русский, это моя страна - Россия! Я знаю свою русскую культуру, её материальные и духовные ценности. Я горжусь своей страной и уважаю всё  многообразие культур разных национальностей моей страны и всего мира».

В определении культуры, лежат такие основополагающие понятия:  возделывание, воспитание, почитание.

В нашей теме это - воспитание, национального самосознания через приобщение к искусству театра кукол, через знание его  традиций. Так на  фольклорной основе устного народного творчества – сказок,   проращиваются и возделываются  ростки  национального, патриотического чувства.

Искусство театра кукол обладает своими  уникальными специфическими возможностями в благородном деле воспитания подрастающего поколения в духе  национального самосознания , как части русского народа, понимания и уважения к культурам других национальностей нашей страны и других стран мира.