«Формирование у детей национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира путём приобщения к искусству театра кукол»
МУДО Раменский ЦРТДиЮ
Тема: «Формирование у детей национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира путём приобщения к искусству театра кукол».
Подготовила: Новичкова Елена Борисовна, педагог дополнительного образования Раменский ЦРТДиЮ г. Раменское Московская обл.
Национальное самосознание это - осознание себя, как части исторически сложившейся общности людей на основе единой духовной и материальной культуры.
Национальное самосознание неотделимо от понятия национальной культуры.
Национальная культура это - совокупность символов, верований, убеждений, ценностей, норм поведения, способ взаимоотношений с природой и социумом, всего того, что характеризует жизнь общества в той, или иной стране.
В большинстве стран мира сосуществуют несколько национальных культур, где есть культура национального большинства и культура меньшинства. Между ними устанавливается отношения диалога, либо культурного конфликта.
Россия исторически сложилась, как многонациональное государство с целым калейдоскопом национальных культур, где русская нация является государство образующей.
Таким образом, подрастающее поколение нашей страны, важно просвещать, прежде всего, в знании русской национальной культуры, её традиций.
Только зная и уважая свою родную культуру, можно вызывать уважение у других народов. А через собственное уважение к родной национальной культуре приходит уважение и к другим национальным культурам страны и мира.
В России особенно важно наладить диалог культур разных национальностей, не зависимо от их большинства или меньшинства. Взаимоуважение, сотрудничество, диалог и взаимопонимание, ощущение единого гражданского общества залог её крепости, неделимости и прогресса.
Воспитание национального самосознания, закладывает фундамент любви к отечеству, своим предкам, истории своего народа, на чём основывается чувство патриотизма.
В современном урбанистическом обществе, стираются межнациональные различия. Человечество, следуя путём ускорения научно технического прогресса, стирает национальные черты народов.
Национальная индивидуальность человека нивелируется, вследствие большего контакта с искусственной средой, чем с живой природой.
Человек превращается в придаток машины, в этакого функционера, биоробота, у которого не может быть патриотических чувств, и национального самосознания.
Не превратить нашу молодёжь в бездушных, расчётливых офисных работников со стёртой национальной памятью, этаких манкуртов, не помнящих своего родства - одна из важнейших задач современности.
Другая сторона медали это - гипертрофированное национальное чувство, что проявляется в агрессивном неприятии других национальностей и культур, и является почвой для расизма и национализма.
Безразличие к своей, русской культуре, в угоду т.н. демократических ценностей: терпимости и толерантности, граничащей, с одной стороны с подражанием всему западному, англоязычному, а с другой - с мягкотелой уступчивостью и попиранием своих исконных, национальных интересов, что приводит к размыванию отечественной, культурной среды, к обесцвечиванию нации.
Для русских это - равносильно потере своей государство образующей роли, потере своей страны.
Как не допустить этого? Прежде всего, всемерным укреплением авторитета русской национальной культуры.
В основе русской культуры лежат православные, нравственные ценности, что как в зеркале отражены в народном искусстве, фольклоре, сказках. Народные песни, танцы, сказки всё это - бесценное наше наследие, это живая ниточка связи между поколениями.
Дети интуитивно чувствуют как в народных песнях, танцах, сказках- преданиях бьётся живое сердце народа. Именно фольклор открывает перед детьми богатую красками жизнь предыдущих поколений, что была неразрывно связана с природой, в полном её многообразии.
География существования народа, это та почва, на которой расцветает самобытная культура любого этноса. От чего мы всё больше уходим в бездушный, холодный, рациональный, техногенный мир, теряя свою национальную индивидуальность, начиная с одежды и кончая образом жизни.
Если национальное искусство - душа народа, то фольклор её бесценный клад.
Искусство театра кукол, имеет прямую генетическую связь с фольклором и верованиями народа.
Театр кукол зарождался в культовых, религиозных обрядах, в ритуалах поклонения духам природы, изображать которых сам человек не имел право, а потому, или надевал маску - костюм, превращаясь в живую куклу, или вытачивал образ из камня, дерева, лепил из глины. Позже человек научился приводить эти скульптуры в движение, создавая иллюзию оживления грозных богов. Таковы зачатки искусства играющих кукол.
В период раннего христианства в церквях монахи устраивали представления с примитивными, но ярко украшенными т.н. крип фигурами. С ними разыгрывали сцены из жизни святых, сюжет о рождении Христа и Царе Ироде.
Искусство народного театра кукол имеет богатые традиции и собственное неповторимое лицо. В каждой стране мира он является неотъемлемой частью культурного наследия. В традиционных, народных кукольных театрах, как в капле воды отражаются все краски национальных культур, что можно увидеть в музее кукол Академического государственного театра кукол им. С. В.Образцова.
Занимаясь искусством театра кукол, интересуясь его историей, дети на живом примере осознают своеобразие и взаимовлияние культур разных народов мира.
Например, традиционный русский кукольный герой Петрушка пришёл к нам из Италии, и Германии, но в Италии он звался Пульчинелла, (по- итальянски значит петушок), а в Германии - Каспер. Похожий кукольный забияка и балагур был в Англии это - Панч и во Франции – Полишинель, а в традиционном театре теней Турции - Карагёз, что значит чёрный глаз. А в ближнем зарубежье, Узбекистане, на ярмарках смешил публику кукольный герой Палван Качаль.
На таких примерах дети могут проследить взаимосвязь культур разных стран мира, их преемственность при всём разнообразии.
Интересно, что в устном фольклоре, на который опирается театр кукол, наблюдается перекличка сюжетов сказок, где мораль всегда остаётся неизменной.
Например, сказка о волшебной рыбке есть во многих странах мира, где рыболовство занимало важное место в жизни народа.
Фольклор не только хранитель мудрости, но и живой и чистый родник языка народа. Через певучую речь русских сказок, через её поэтичность и меткость дети получают первые уроки языка от своих далёких предков, что оттачивали каждое слово, пересказывая сказки от поколения к поколению.
Недаром, Александр Сергеевич Пушкин, основоположник литературного русского языка, восхищался: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Исторические корни волшебной русской сказки отсылают нас в глубокое, дохристианское прошлое, где украинцы, белорусы, болгары и другие восточноевропейские народы имели общие, славянские корни и сюжеты сказок этих народов хранят в себе их родство.
Такие образы, как: Баба - Яга, трёхголовый Змей Горыныч, Семь богатырей, Царевна Лебедь и др. содержат в себе древние знания, образ жизни и обычаи наших славянских предков. Языческие корни народной культуры не стоит сбрасывать со щитов, это всё тоже наши истоки, отражение этих верований можно найти и в песнях и танцах народов мира и народных сказках.
А народные сказки это - хлеб для театра кукол, через них он даёт живые уроки национальной культуры, как русской, так и любого другого народа мира.
Средствами искусства театра кукол можно живо и ярко воплотить национальное своеобразие сказочного героя и буквально, оживить яблоньку, реку, месяц, гору и т. д. В этом одухотворении заложено древняя вера людей в живую одухотворённую силу природы, с которыми следует считаться и уважать каждое животное, каждый росток на земле.
В уникальном опыте создания кукольного спектакля дети выступают настоящими творцами маленькой модели мира, невольно получают первые уроки морали: что следует уважать и дерево, и животное, и птицу, и человека. Так, занимательный мир сказок, а с ним и театр кукол несёт в себе народную педагогику.
Познавая культуру того или иного народа через сказки, разыгрывая их с куклами, созданные собственными руками, дети невольно, через процесс узнавания, перевоплощения и сопереживания, через чувства и эмоциональную память впитывают в себя родную национальную культуру, осознают свою национальную принадлежность, своё место в мире.
Искусство театра уникально по своим возможностям, оно даёт ребёнку возможность через привычный для детей приём игры войти в мир незнакомой и ему национальной культуры. Проводником здесь служит кукла, она и объект и субъект одновременно. Кукла может выступать, как средство, инструмент познания национальной культуры, национального характера, особенностей менталитета разных народов.
К этому процессу игры прибавляется изготовление кукол: пошив для неё национального костюма, придание её облику национальных черт.
В этом увлекательном творческом процессе – создания кукольного спектакля от её материальной части (кукол декораций, реквизита) до оживления кукол дети совершают погружение в родную, или неизвестную им культуру.
Они пропускают её через себя, свои чувства, своё сердце.
Следует отметить ещё одну особенность театрального искусства, она в том, что и зрители, тоже получают свои уроки познания.
Ведь магия театра, заключена в тесном взаимодействии исполнителя и зрителя, где информация передаётся через подсознание, на чувственном уровне и навсегда остаётся в кладовых эмоциональной памяти.
Таким образом, роль театрального искусства в целом и театра кукол в частности в деле воспитания национального самосознания подрастающего поколения трудно переоценить.
В наше время, когда национальное нивелируется, очень важно для духовного обогащения подрастающего поколения через искусство, и в частности, искусство театра кукол, дать почувствовать свои национальные корни, пробудить генетическую память, что бы с гордостью сказать:- «Я русский, это моя страна - Россия! Я знаю свою русскую культуру, её материальные и духовные ценности. Я горжусь своей страной и уважаю всё многообразие культур разных национальностей моей страны и всего мира».
В определении культуры, лежат такие основополагающие понятия: возделывание, воспитание, почитание.
В нашей теме это - воспитание, национального самосознания через приобщение к искусству театра кукол, через знание его традиций. Так на фольклорной основе устного народного творчества – сказок, проращиваются и возделываются ростки национального, патриотического чувства.
Искусство театра кукол обладает своими уникальными специфическими возможностями в благородном деле воспитания подрастающего поколения в духе национального самосознания , как части русского народа, понимания и уважения к культурам других национальностей нашей страны и других стран мира.