Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»

Формирование социальной компетенции дошкольников как фактора развития социальной одарённости

Кемеровская область Юргинский городской округ

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 18 «Теремок»

 

Формирование социальной компетенции

дошкольников  как фактора

развития социальной одарённости

 

Номинация: «Инновационная модель методического сопровождения образовательной деятельности»

 

                                                                                                                            Составители:

                                                                                                                                  Л.С. Исаченко

  Е.Н. Решетняк

 

Введение

Дошкольный возраст является важным этапом в развитии целенаправленного поведения, познавательной деятельности и социального ориентирования ребёнка. В тоже время происходит накопление практического опыта непосредственного взаимодействия с социальным окружением.

Развитие социальной компетенции важный и необходимый этап социализации ребёнка в общем процессе усвоения и опыта  общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Усвоением ребёнком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

 Все эти навыки формируются с детства. Доподлинно известно значение дошкольного возраста для разностороннего развития человека, так как около 60% способностей формируются у детей к 5-6 годам. Образование детей дошкольного возраста на современном этапе строиться в соответствии с новой парадигмой – компетентностной, согласно которой основной целью образования становиться формирование ключевых компетентностей дошкольников, а не энциклопедичность знаний.

 Эта цель актуальна в связи с «запаздываем» передачи социального опыта, быстрым устареванием знаний, отсутствием универсальных способностей к применению знаний в новых ситуациях. Принципиальным отличием от ЗУН является то что, освоив их человек,  может применять этот результат образования, т.е. сформированные компетентности в других видах деятельности. Поэтому мы считаем формирование ключевых компетентностей у воспитанников одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе.

Мы определи для себя тему эксперимента: «Формирование ключевых компетентностей   как условие развития детской одарённости".

Актуальность работы в том, что любая детская одарённость нуждается в выявлении, развитии и поддержки.

Каждый ребёнок наделён от природы тем или инымталантом, важно чтобы зёрна таланта попали на благодатную почву,рядом с ребёнком в нужный момент должен оказаться умный внимательный педагог. Важная задача педагога не в том, чтобы выявить,кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.

Наше кредо – все дети талантливы, поэтому важно, чтобы ребёнок развивался в среде, которая способствует развитию его дарования.

Мы считаем эту проблему актуальной, и она требует решения.

Предмет нашего исследования: социальная компетенция детей как  фактор развития социальной одарённости.

 Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что раннее выявление признаков одаренности ребенка, построение целенаправленной работы с ним педагогов, оказание психолого-педагогической поддержки, педагогически оправданная позиция родителей способствуют более глубокому развитию качеств личности одаренного ребенка.

 Цель нашего эксперимента - создание благоприятных психолого-педагогических условий для  формирования социальной  компетенции как фактор развития социальной одарённости дошкольников.

 Задачи:

  1. изучить  психолого-педагогическую и нормативно-правовую литературу  по  теме опытно - экспериментальной деятельности;
  2. подготовить педагогов к работе в инновационном режиме и повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах формирования социальной компетенции и одарённости детей;
  3. подобрать диагностические методики для определения уровня сформированности социальной компетенции у дошкольников;
  4. создать условия для развития  коммуникативных способностей и  формирования социальной компетенции воспитанников.

Термин «социальная одарённость» не является общепризнанным. В обозначении одарённости в сфере общения используются многочисленные понятия, такие как: «социальные способности», «коммуникативные способности», «социальная одарённость», «творческое лидерство». Социальная одарённость обеспечивает успешность социального поведения,  так же как и социальная компетентность.

     Отмечается так же необходимость дифференцировать «социальную» одарённость и «лидерскую».     Изучение социальной одарённости часто проводится в контексте более общей проблемы исследования особенностей социального поведения одарённых детей.

          В самом общем виде социальная компетентность может быть представлена как понимание отношений я” – “общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами или как социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формирование социальной компетентности как фактор развития социальной  одаренности дошкольников

 

 Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Несмотря на это, данный феномен мало изучен и противоречиво оценивается в современной педагогике. До сих пор ученые не могут придти к единому мнению о том, в каком возрасте проявляется детская одаренность.

На основе анализа психолого-педагогической литературы определили феноменологию развития одаренности в дошкольном возрасте. Она заключается в следующем: для дошкольного детства перспективным является развитие художественно - творческой одаренности, так как именно она раньше и ярче других проявляется в этом возрасте. Ребенок, обладая образным мышлением, лучше запоминает все яркое, выразительное и охотнее стремится реализовать себя в художественно-творческой деятельности.

 В настоящее время выявлены разнообразные виды одарённости, в их числе общая интеллектуальная, художественная, творческая, психомоторная, социальная (лидерская, коммуникативная), которые проявляются уже в дошкольный период.

Савенков А.И.  предлагает развести понятия «одаренные дети» и «детская одаренность». «Одаренные дети» - особая категория детей, качественно отличающихся от сверстников. Это те, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Взгляд на дошкольное детство как на растущий социокультурный феномен помогает объяснить социальную и личностную сущность становления и развития одаренности ребенка. Эта сущность характеризуется, с одной стороны, чрезвычайной социальной активностью ребенка, а с другой индивидуализацией, выражающейся в создании творческого продукта.

В Концепции модернизации Российского образования сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, ключевым понятием которого является компетентность. До сих пор не существует единства в понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность». Понятие «компетентность» используется для описания конечного результата обучения; понятие компетенция приобретает значение «знаю,  как» в отличие от ранее принятого ориентира в педагогике «знаю, что».

Отметим, что компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции. Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных целей и решения различных сложных задач в разных ситуациях.

В связи с этим развитие одаренности дошкольника связывается с формированием социальной компетентности, которая во многом определяет раскрытие потенциальных возможностей ребенка за счет его активного вхождения в социум.

Современные программы дошкольного образования выделяют в качестве основных ориентиров развития детей овладение компетентностями. В Образовательной системе «Детский сад 2100», (авторский коллектив под руководством академика РАО А.А. Леонтьева) эти компетентности представлены следующим образом. (Корепанова М.В., Харлампова Е.В.  Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». [Текст] Пособие для педагогов и родителей. – М.: Изд. Дом РАО; Баласс, 2005. – 118-120 с.,)

Социальная компетентность позволяет ему понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, своё отношение к ним и выбирать соответствующую линию поведения. Он умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желание других людей; способен установлению устойчивых контактов со сверстниками.

Коммуникативная компетентность проявляется в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, в выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.

Интеллектуальная компетентность старших дошкольников характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию. Наличие у ребёнка адекватных представлений об окружающем мире и уровень развитости соответствующих возрасту психических процессов.

Компетентность в плане физического развития  - признание ребёнком здоровья, как наиважнейший ценности человеческого бытия, умение заботиться о своём физическом здоровье и соблюдать правила безопасности и жизнедеятельности; развитость сенсорно-моторных навыков в соответствии с антропологическими и физиологическими особенностями ребёнка.

Дошкольное учреждение призвано создавать условия для того, чтобы у ребенка к концу дошкольного возраста сформировались все вышеназванные компетентности, в том числе, социальная компетентность.

 Формирование социальной компетентности должно стать одним из приоритетных направлений реализации компетентностного подхода в образовании. Это – одна из составляющих процесса социализации, в котором человек участвует в течение всей своей жизни. 

Социальная одаренность рассматривается как сложное многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении.

В отечественной психологии количество работ, посвященных анализу способностей в общении, относительно невелико. Наибольшую разработку получили такие понятия, как «организаторские способности» (Л.И. Уманский), «социальная компетентность» (Л.А. Петровская, Ю.М. Жуков).

Как и при анализе других видов одаренности, при попытках  определить социальную одаренность ее связывают с успешностью в общении, в совместной деятельности, или же несколько шире – успешности социального поведения в целом. Обращается внимание на такие характеристики, как наличие или отсутствие трудностей в общении, популярность среди сверстников, легкость в нахождении друзей, уровень понимания других людей, специальная чувствительность к их мыслям, чувствам, просоциальное поведение (умение и желание оказать необходимую помощь, реакция на боль другого человека, позитивный физический контакт и т.п.).

 Для выявления  одаренности в сфере общения мы  использовали социометрические, проективные методики и  методы наблюдений за дошкольниками.

Главным фактором развития социальной одаренности в дошкольном детстве является семья. В числе важных предпосылок развития коммуникативных способностей и социальной одаренности в дошкольном возрасте выступает дошкольная группа, которая представляет первое «детское общество», ребёнок овладевает новой социальной ролью – члена коллектива, формируется отношения со сверстниками. Благоприятный климат в группе детского сада стимулирует развитие коммуникативной одарённости ребёнка. Ещё одна важная особенность социально-одарённого ребёнка – коммуникативно - речевые способности. Проявления социальной одаренности у детей, как показывают исследования конец раннего детства, дошкольный период.

 

 

 

 

 

 

2. Психолого – педагогические условия для формирования социальной компетенции дошкольников

Потребность в инновационной деятельности педагогического коллектива Центра развития ребёнка возникла тогда,  когда появилась необходимость разрешить проблему выявления, развития и поддержки детей с признаками одарённости.

При проектировании образовательного   пространства ДОУ  мы определили  основные  условия, необходимые для организации инновационной деятельности. Из наиболее важных условий выявили следующие:

- Административно-правовые условия  (нормативно - правовая база)

- Кадровые условия, связанные с подбором и расстановкой специалистов разного профиля.

- Организационно – педагогические условия, связанные с деятельностью по созданию предметно – пространственной развивающей среды.

- Психолого - педагогические условия, направленные на создание благоприятного климата в коллективе, условий для творческой активности педагогов.

- Материально- технические условия, включающие создание новых учебных и досуговых помещений

- Социально- культурные условия, направленные на установление связей с учреждениями города.

- Научно – методические условия, связанные с использованием результатов педагогических и психологических  исследований по данной теме.

В данной работе представлена система  педагогического взаимодействия «воспитатель - родитель – дети», направленная на развитие социальной  одарённости через формирование социальной компетенции.

Для  формирования социальной  компетенции как фактора развития социальной одарённости дошкольников мы  создали  благоприятные психолого-педагогических условия.

Работа Центра развития ребёнка в инновационном режиме обуславливает совершенствование содержания методов воспитания и обучения дошкольников, и повышение квалификации педагогов.

 Работа с педагогами

Для успешной инновационной деятельности необходимо подготовить педагогов к взаимодействию с одарёнными детьми.

На начальном и заключительном этапе экспериментальной деятельности проведено анкетирование педагогов для выявления степени готовности к работе с одарёнными детьми. Получены следующие результаты: на начальном этапе - уровень готовности 15%, а на заключительном этапе он составил 50%.                                               

В ходе экспериментальной деятельности в ДОУ повысилась мотивационная готовность к внедрению  инноваций и профессиональная компетентность педагогического коллектива. Наблюдается значительная динамика повышения квалификации воспитателей и специалистов (за три года): из 20 педагогов:  высшая категория присвоена 12  педагогам (60%), первая категория присвоена  6 педагогам (30%), соответствие занимаемой должности 2 педагога (10%).

Для повышения компетентности педагогов были организованы различные формы работы:

- педагогические советы: "Радость творчества - каждому ребёнку"; «Оптимизация педагогического процесса с целью развития социальной одарённости и её проявлений у детей»; «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника».

- семинары - практикумы: "О социальной одаренности и её проявлении у детей"; «Детское экспериментирование, его влияние на развитие креативности, познавательной активности и любознательности детей».

- занятия с элементами тренинга: "Творчество как выход из эмоционального сгорания или способы его предотвращения", «От жизненных стереотипов к творческой личности»,

- консультации: «Условия формирования социальной компетентности дошкольника», «Преобразование развивающей среды в группах для развития социальной одарённости ребёнка».

Для повышения компетентности педагогов к работе в инновационном режиме, участники творческой группы инновационной площадки посещали семинары на базе КРИП и ПРО (г. Кемерово) "Психолого-педагогические аспекты в работе с одарёнными детьми" (три раза в год).

Участвовали во  Всероссийских научно-практических конференциях с Международным участием:

  • Всероссийская научно-практическая конференция «Научно-методическое сопровождение введения ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления»
  •  Всероссийская научно-практическая  «Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей»
  •  Всероссийская научно-практическая «Модели педагогических практик в воспитательно - образовательном пространстве учреждения»
  •  II  Всероссийская научно-практическая  «Инновационно - педагогическая деятельность в современном ДОУ»
  •  Всероссийская научно-практическая с международным участием «Возрождение России начинается с учителя»
  •  Всероссийская научно-практическая интернет – конференция с международным участием «Современные подходы к развитию ДО: теория, практика и тенденции»

 Для развития социальной компетенции  дошкольников коллективом  Центра  развития ребёнка созданы организационно – педагогические условия, способствующие  созданию комфортной предметно – пространственной развивающей среды, обеспечивающей: эмоциональное благополучие всех воспитанников, возможность самовыражения, игровую, творческую, познавательную, опытно – экспериментально – исследовательскую и двигательную активность детей.

Предметно – пространственная  развивающая среда ДОУ включает в себя:

- музыкальный зал (оборудованный согласно современным требованиям: мультимидийный комплекс, ноутбук, фото-видео камерами, музыкальными и народными инструментами, сценой – подиумом, занавесом, закулисным помещением, одна из стен зала облицована зеркалами для занятий хореографией).

-изо студия (оформлена  с  учетом  требований совершенного дизайна, что важно для формирования хорошего вкуса; оснащена мольбертами, столами “с регулируемой столешницей”, натюрмортными подиумами, скульптурами малых форм, постоянно действующая экспозиция творчества воспитанников.

- физкультурный зал (оснащен всем необходимым оборудованием, имеется  нестандартное оборудование).

-костюмерная (оборудована  в соответствии с её  функциональными назначениями  и отвечающая   санитарно-гигиеническим требованиям, где есть возможность выбора костюма и необходимых атрибутов)

-кабинет психолога (цветовое решение интерьера выполнено с учётом требований  цветопсихологии,  с элементами ландшафтотерапии. Все это способствует созданию коммуникативной доверительной атмосферы,  успокоению, снятию накопившейся усталости).

- столовая (комфортная психологическая обстановка (художественно-эстетическое оформление, музыкальный фон,  ионизация воздуха) во время приема пищи, способствует формированию  положительного отношения к еде, здоровому образу жизни, обучению правилам этикета и культуры поведения в социуме).

 

 

 Работа с детьми:

Для выявления  одарённости в сфере общения использовали методы наблюдений за дошкольниками, социометрические и проективные методики. Педагогом – психологом были подобраны  диагностические методики и проведены диагностические исследования детей старшего дошкольного возраста по следующим методикам:

-  психологическая комфортность ребенка в группе (В.А. Кореневской);

-  тест тревожности ( Р.Тэммл, М. Дорки);

-  методика «Кактус»;

- проективная методика «Рисунок семьи»;     

- методика одномоментных срезов (схема наблюдения за общением детей),

(Я. Л. Коломинский);

- социометрия межличностных отношений «Четыре домика»

-  уровень социального развития детей (Я. Л. Коломинский)

Уровень сформированности социальной компетенции у дошкольников:

уровень

начальный этап

заключительный этап

высокий

20% (5 детей)

40% (10 детей)

средний

60% (15 детей)

60% (15 детей)

низкий

20% (5 детей)

0%

 

         Для родителей педагогом-психологом проводятся индивидуальные консультации, беседы, психолого - педагогические гостиные, выступления на родительских собраниях по вопросам воспитания и развития  детей с признаками одарённости.

Для развития социальной компетенции с детьми старшего дошкольного возраста воспитатели проводят специально организованную деятельность по развитию коммуникативных способностей и социализации дошкольников,  по составленному сборнику «Учимся общению», (2 раза в неделю по 25 минут во вторую половину дня с подгруппой детей). В свободной деятельности с детьми проводятся развивающие игры  и упражнений по составленному сборнику «Придумай сказку» для развития вербального и невербального творческого мышления.

Педагогом  - психологом  проводятся  непосредственно – образовательная деятельность  по курсу "Познаю себя", по программе социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, один раз в неделю по 25-30 минут. Предполагаемый результат развивающей работы: развитие  социальной компетенции, развития коммуникативных навыков, развития чувства самоценности, коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем.

Создавая условия для выявления, развития и поддержки в каждом ребёнке его индивидуальных особенностей, склонностей, задатков в различных сферах деятельности мы используем проектную деятельность. На базе учреждения успешно реализованы краткосрочные и долгосрочные исследовательские проекты: «Росток одарённости», «Мой мир – театр», «Цветик – семицветик», «Хоровод сказок».

Для разностороннего развития дошкольников в ДОУ организована работа специалистов: музыкального  руководителя, хореографа, педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности и начальному техническому моделированию, учителя  английского языка, учителя логопеда, инструктора физической культуры.

В Центре развития ребёнка работают:

- изо студия маленького художника «Цветик – семицветик»;

- театрально – музыкальная студия «Звёздочка»;

- игровая  хореографическая студия;

- лингвистическая студия (английский для дошколят);

- кабинет  психологической разгрузки;

- центр двигательной активности (оборудованные физкультурный зал и  спортивная площадка).

 

 Работа с родителями:

Первым звеном формирования социальной компетенции ребёнка является его семья и близкое окружение, пример родителей важен для ребёнка. Как мама и папа строят свои отношения друг с другом, с обществом является первым опытом малыша. Это во многом определит его жизненные ценности, приоритеты. В сотрудничестве педагогов и семьи можно решать вопросы разностороннего развития детей в формировании социальной компетенции детей и достижения целей социально -коммуникативного, художественно-эстетического, речевого, познавательного, и физического развития детей.

На начальном этапе  нами было проведено анкетирование родителей, которое показало низкий уровень компетентности родителей в вопросах развития предпосылок одарённости детей. Высокий уровень выявлен только у 20 % родителей.

компетентность родителей (100% - 25 родителей).

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

20 %

60 %

20 %

Для повышения компетентности родителей в вопросах развития одарённости у детей проводили:

 тематические встречи с родителями: «Каждый ребёнок талантлив»,  консультация «Развитие социальной одарённости дошкольников»; презентации краткосрочных и долгосрочных исследовательских проектов: «Росток одарённости», «Мой мир – театр», «Цветик – семицветик».

 разработали  памятки и буклеты  для педагогов и родителей: "Принципы работы с одарёнными детьми", "Развитие творческих способностей".

тест для  родителей  по методике «Карта одарённости» (А.И. Савенков);

анкета «Как развита фантазия вашего ребёнка».

Организовали  коллективно - творческую деятельность родителей с детьми (выставки, смотры – конкурсы, участие в развлечениях и праздниках). Привлекли родителей с детьми к участию   в конкурсном движении на различных уровнях.

Работа с родителями  в формировании социальной компетенции детей позволила включить их в систему педагогического общения, обогащая психолого-педагогическими знаниями и получая взамен всестороннюю поддержку в реализации педагогических задач.

На заключительном этапе, высокий уровень компетентности наблюдается у 60% родителей.

компетентность  родителей(100% - 25 родителей).

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

60 %

36 %

4 %

 

Родители также создают условия, для развития способностей и предпосылок одарённости  у детей,  посещая секции и студии дополнительного образования (бальные и спортивные танцы, художественная и музыкальная школы, художественная и спортивная гимнастика)

посещаемость детьми секций, студий

2012 г.

2013 г.

2014 г.

 8% (2 ребёнка)

  40% (10 детей)

  72% ( 18 детей)

 

Выявили  значительную динамику в развитии конкурсного движения различного уровня (100% - 25  воспитанников).

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Муниципальный – 30%

  35%

  35%

Областной – 10%

  10%

  15%

Международный,

Всероссийский – 0%

 

 15%

 

 25%

40% из 100%

60 % из 100%

75% из 100%

3. Характеристика полученных  результатов инновационной деятельности

Представляли  опыт работы по теме: «Организация психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в образовательном учреждении» на областном проблемно- ориентированном семинаре «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одарённости»

Представление исследовательского проекта «Росток одарённости» на Кузбасском  образовательном форуме – 2014, конкурс «Инновации в образовании», в номинации «Инновации  в воспитании»  Диплом I степени. Лауреат муниципального этапа областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса - 2014». Всероссийский конкурс работников образования «Лучший педагогический проект», диплом III степени.

 Опубликованные  статьи:

- Статья (Решетняк Е.Н. Развитие социальной одарённости детей дошкольного возраста)// Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: вып.II/Отв.ред. Л.П. Вашлаева – изд-во КРИПК и ПРО, 2012, С.200-203.)

- Статья  (Викторова И.В Система выявления, поддержки и развития интеллектуально – одарённых детей)// Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием вып.II/Отв.ред. Л.П. Вашлаева – изд-во КРИПК и ПРО, 2012, С. 180 – 187.

- Статья  (Викторова И.В. Развитие и поддержка талантливых детей) // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в вып.II/Отв.ред. Л.П. Вашлаева – изд-во КРИПК и ПРО, 2012, С. 165 – 170.

- Статья (Мацюк Г.И., Исаченко Л.С., Решетняк Е.Н., Викторова И.В. Преемственность в системе непрерывного образования как средство реализации ФГОС) Материалы Всероссийской научно-практической конференции: в вып 2ч./ред.кол.: Е.А. Пахомова, А.В. Чепкасова. – изд КРИПК и ПРО, 2014,С.273 -275

- Статья (Викторова И.В., Решетняк Е.Н., Кудрявцева О.В. Использование инноваций в образовательном  процессе ДОУ.) в сборнике IN CEPTUM (образовательный центр)

- Статья «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ в современных условиях» (Викторова И.В.) Участие во II Всероссийском конкурсе профессионального мастерства, номинация «Предметно - развивающая среда в ДОУ»

Реализованы проекты:

- «Цветик – семицветик» (цель: создание целостной системы работы с детьми по развитию художественно – творческих способностей), муниципальный этап областного конкурса («Педагогические таланты Кузбасса - 2014»)

- «Мой мир – театр» (цель: создание условий для развития творческой активности детей в театрально – музыкальной  деятельности) муниципальный этап областного конкурса («Педагогические таланты Кузбасса -2014»)

- «Игра – драматизация в театрализованной деятельности в ДОУ» муниципальный этап областного конкурса («Педагогические таланты Кузбасса -2014»)

Составлен реферат «Управление инновационной деятельностью в ДОУ»  на Всероссийский конкурс «Открытая книга», (диплом лауреата).

Составлена методическая разработка  по теме: «Развитие навыков сотрудничества у старших дошкольников»,  Всероссийский конкурс «Открытая книга», (диплом лауреата).

Составлены творческой группой сборники игр и упражнений:  «Учимся общению», «Придумай сказку».

Проведены городские методические объединения:

старших воспитателей по теме: «Создание психолого-педагогических условий для формирования социальной компетенции как фактора развития социальной одарённости», педагогов - психологов по теме "Выявление социальной одарённости у дошкольников".

Хочется отметить, что при выпуске из ДОУ каждый воспитанник имеет личное «Портфолио дошкольника», которое позволяет увидеть картину значимых образовательных результатов в целом.

 

Заключение

Формирование социальной компетенции дошкольников стала одним из приоритетных направлений в реализации компетентностного подхода дошкольного образования. Это – одна из составляющих процесса социализации, в котором человек участвует в течение всей жизни.

         Социально компетентный ребёнок хорошо ориентируется в новой обстановке, способен выбрать адекватную альтернативу поведения, знает меру своих возможностей, умеет попросить о помощи и оказать её, уважает желание других людей может включиться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками. Он не будет мешать своим поведением другим, умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме.

         Социально компетентный ребёнок способен избежать нежелательного общения. Он чувствует своё место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к нему окружающих, управляет своим поведением и способами общения.

Социальную одарённость связывают с успешностью в общении, или несколько шире – успешности социального поведения в целом. Для выявления  одарённости в сфере общения использовали методы наблюдений за дошкольниками, социометрические и проективные методики. По результатам наблюдений выявили,  не у всех  детей с признаками одарённости с высоким уровнем интеллектуального развития присутствует такой же высокий уровень развития коммуникативных способностей.  Полученные результаты диагностических исследований по подобранным методикам показали недостаточный уровень развития социальной компетенции у выпускников ДОУ. Организовали психолого-педагогическое сопровождение процесса развития социальной компетенции у дошкольников через взаимодействие педагогов, педагога – психолога и родителей.

Взаимодействия семьи и ДОУ – это звенья важной цепи по формированию социальной компетенции (зрелости) ребёнка в обществе.

При взаимодействии с родителями применяли разнообразные формы работы, что содействовало  проявлению активности по формированию социальной компетенции у детей. В настоящее время родители являются непосредственными участниками воспитательно - образовательного процесса в  достижении целей социально – коммуникативного, художественно-эстетического, речевого, познавательного, и физического развития детей. Наблюдается значительная положительная  динамика в развитии конкурсного движения муниципального, областного, Всероссийского уровня. Родители также создают условия, для проявления одарённости ребёнка посещая секции и студии дополнительного образования.

  Создавая условия для выявления, развития и поддержки в каждом ребёнке его индивидуальных особенностей, склонностей, задатков в различных сферах деятельности мы использовали проектную деятельность. На базе учреждения успешно реализованы краткосрочные и долгосрочные исследовательские проекты: «Росток одарённости», «Мой мир – театр», «Цветик – семицветик».

 В нашем Центре развития ребёнка созданы организационно – педагогические условия, связанные с деятельностью по созданию предметно – пространственной развивающей среды (музыкальный, спортивный залы, изостудия, кабинет психологической разгрузки, логопедический кабинет,   столовая) обеспечивающей эмоциональное благополучие всех воспитанников, возможность их творческого самовыражения. Воспитателями и специалистами проводится систематическая, целенаправленная работа с детьми по развитию коммуникативных способностей и социализации дошкольников.

 Подводя итоги инновационной деятельности, можно констатировать, что  созданные нами  благоприятные психолого-педагогические условия для  формирования социальной  компетенции способствуют развитию предпосылок социальной одарённости дошкольников.

 

Литература

1. Авдеева Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет [Текст]: методическое пособие / Ю.В. Кожина. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с.

2. Алексеева, Н.В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение [Текст]: пособие / Н. В. Алексеева ( и др.). – Волгоград: Учитель, 2011. – 182 с

3. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника [Текст]: методическое пособие / А.Г. Арушанова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80с

4. Бабаева, Ю.Д. Потенциальная и скрытая одаренность / Ю.Д. Бабаева // одаренные дети: теория и практика: материалы Всероссийских конференций, г. Москва, 2001г. – М.,2001. – с. 47-56.

5. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]: методическое пособие / К. Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64с.

6. Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей / Е.С. Белова. – 3-е изд. – М.: Изд-во МПСИ; Флинта, 2004. – 144с.

7. Белова, Е.С. Исследование одаренности в дошкольном возрасте / Е.С. Белова, И.Б. Ищенко // Вопросы психологии. 1995. - № 3.

8. Бурлачук, Л.Ф. Словарь – справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Питер_ Ком, 1999.- 519с.

9. Богоявленская, Д.Б. Одаренность и проблема ее идентификации / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская // Психол. Наука и образование. – 2000. - № 4. – с. 5-13.. Пастюк, О.В. Организация экспериментальной площадки в ДОУ [Текст]: пособие / О.В. Пастюк, А.Н. Фролова. -М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.

10. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети/ Ю.З. Гильбух, //Новое в жизни, науке и технике. – 1991. - № 9.

11. Гильбух, Ю.З. Феномен умственной одаренности / Ю.З. Гильбух, О.Н. Гарнец, С.Л. Коробко // Вопросы психологии. – 1990. - № .4.

12. Джумагулова, Т.Н. Одаренный ребенок: дар или наказание / Т.Н. Джумагулова, И.В. Соловьева // Книга для педагогов и родителей. – СПб., 2009. – 160 с.

13. Доровский, А.И. 100 советов по развитию одаренности детей / А. И. Доровский. – М., 2001.

14. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер-Ком, 2000. – 356с.

15. Одинцова, Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ [Текст]:методическое пособие / Л.И. Одинцова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. – 132с..

16. Прохорова, Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников [Текст]:методическое пособие / Л.Н. Прохорова. - М.: 5 за знания, 2010. – 256 с.

17. Микляева, Н.В. Авторские методики и программы ДОУ: технология разработки и описания. [Текст]: пособие / Н.В. Микляева - М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

18. Работа с одаренными детьми: теория и практика [Текст]:учебно -методическое пособие / Т.М. Чурекова, В.В. Корчуганова, З.В. Крецан, Н.И. Приходько. – Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2011.- 107 с.

19. Микляева Н.В. Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ[Текст]: методическоепособие / Н.В. Микляева, Л.Р., Болотина, Ф.С. Гайнулова и др. – М.: Айрис – пресс, 2011. – 224с.

20. Иванова Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова, А.М. Калинина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

21. Микляева Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития [Текст]: методическое пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 224 с.

22. Микляева Н.В. Развиваем способности дошкольников[Текст]: методическое пособие / Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

23. Микляева Н.В. Авторские методики и программы ДОУ: технология разработки и описания [Текст]: методическое пособие / Н.В. Микляева. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

24. Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст]: методическое пособие / Е.В Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

25.Лосева, А. А. Психологическая диагностика одаренности / А.А. Лосева.- М., 2006- 144с.

26. Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Л.И. Одинцова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: учебное пособие / под ред. А.М. Матюшкина. – М., 2004. - -192с.

27. Пастюк О.В. Организация экспериментальной площадки в ДОУ [Текст]: пособие для педагогов ДОУ / О.В. Пастюк, А.Н. Фролова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.

28. Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников [Текст]: методическое пособие / Л.Н. Прохорова. – М.: 5 за знания, 2007. – 256 с.

 29. Программа «Одаренный ребенок» [Текст] / [Л.А. Венгер и др.]. – М.: Новая школа, 1995. – 64 с.

30. Психология социальной одаренности [Текст]: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников / [Е.А. Панько и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 272 с.

31. Работа с одаренными детьми: теория и практика [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.М.Чурекова, В.В. Корчуганова, З.В. Крецан, Н.И. Приходько. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – 107 с.

32. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение [Текст] / авт.-сост. Н.В. Алексеева [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 182 с.

33. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников [Текст]: методические рекомендации / Под ред. А.В. Можейко. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

34. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э. Симановский. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.

35. Фриман Д. Как развить таланты ребенка от рождения до 5 лет [Текст] / Перевод с англ. – М.: ТОО Центр «ПРО» при участии АОЗТ «Альвис» и АО «Столетие», 1995

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ