Формирование социальной компетенции дошкольников как фактора развития социальной одарённости
Кемеровская область Юргинский городской округ
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 18 «Теремок»
Формирование социальной компетенции
дошкольников как фактора
развития социальной одарённости
Номинация: «Инновационная модель методического сопровождения образовательной деятельности»
Составители:
Л.С. Исаченко
Е.Н. Решетняк
Введение
Дошкольный возраст является важным этапом в развитии целенаправленного поведения, познавательной деятельности и социального ориентирования ребёнка. В тоже время происходит накопление практического опыта непосредственного взаимодействия с социальным окружением.
Развитие социальной компетенции важный и необходимый этап социализации ребёнка в общем процессе усвоения и опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Усвоением ребёнком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Все эти навыки формируются с детства. Доподлинно известно значение дошкольного возраста для разностороннего развития человека, так как около 60% способностей формируются у детей к 5-6 годам. Образование детей дошкольного возраста на современном этапе строиться в соответствии с новой парадигмой – компетентностной, согласно которой основной целью образования становиться формирование ключевых компетентностей дошкольников, а не энциклопедичность знаний.
Эта цель актуальна в связи с «запаздываем» передачи социального опыта, быстрым устареванием знаний, отсутствием универсальных способностей к применению знаний в новых ситуациях. Принципиальным отличием от ЗУН является то что, освоив их человек, может применять этот результат образования, т.е. сформированные компетентности в других видах деятельности. Поэтому мы считаем формирование ключевых компетентностей у воспитанников одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе.
Мы определи для себя тему эксперимента: «Формирование ключевых компетентностей как условие развития детской одарённости".
Актуальность работы в том, что любая детская одарённость нуждается в выявлении, развитии и поддержки.
Каждый ребёнок наделён от природы тем или инымталантом, важно чтобы зёрна таланта попали на благодатную почву,рядом с ребёнком в нужный момент должен оказаться умный внимательный педагог. Важная задача педагога не в том, чтобы выявить,кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Наше кредо – все дети талантливы, поэтому важно, чтобы ребёнок развивался в среде, которая способствует развитию его дарования.
Мы считаем эту проблему актуальной, и она требует решения.
Предмет нашего исследования: социальная компетенция детей как фактор развития социальной одарённости.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что раннее выявление признаков одаренности ребенка, построение целенаправленной работы с ним педагогов, оказание психолого-педагогической поддержки, педагогически оправданная позиция родителей способствуют более глубокому развитию качеств личности одаренного ребенка.
Цель нашего эксперимента - создание благоприятных психолого-педагогических условий для формирования социальной компетенции как фактор развития социальной одарённости дошкольников.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую и нормативно-правовую литературу по теме опытно - экспериментальной деятельности;
- подготовить педагогов к работе в инновационном режиме и повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах формирования социальной компетенции и одарённости детей;
- подобрать диагностические методики для определения уровня сформированности социальной компетенции у дошкольников;
- создать условия для развития коммуникативных способностей и формирования социальной компетенции воспитанников.
Термин «социальная одарённость» не является общепризнанным. В обозначении одарённости в сфере общения используются многочисленные понятия, такие как: «социальные способности», «коммуникативные способности», «социальная одарённость», «творческое лидерство». Социальная одарённость обеспечивает успешность социального поведения, так же как и социальная компетентность.
Отмечается так же необходимость дифференцировать «социальную» одарённость и «лидерскую». Изучение социальной одарённости часто проводится в контексте более общей проблемы исследования особенностей социального поведения одарённых детей.
В самом общем виде социальная компетентность может быть представлена как понимание отношений я” – “общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами или как социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.
- Формирование социальной компетентности как фактор развития социальной одаренности дошкольников
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Несмотря на это, данный феномен мало изучен и противоречиво оценивается в современной педагогике. До сих пор ученые не могут придти к единому мнению о том, в каком возрасте проявляется детская одаренность.
На основе анализа психолого-педагогической литературы определили феноменологию развития одаренности в дошкольном возрасте. Она заключается в следующем: для дошкольного детства перспективным является развитие художественно - творческой одаренности, так как именно она раньше и ярче других проявляется в этом возрасте. Ребенок, обладая образным мышлением, лучше запоминает все яркое, выразительное и охотнее стремится реализовать себя в художественно-творческой деятельности.
В настоящее время выявлены разнообразные виды одарённости, в их числе общая интеллектуальная, художественная, творческая, психомоторная, социальная (лидерская, коммуникативная), которые проявляются уже в дошкольный период.
Савенков А.И. предлагает развести понятия «одаренные дети» и «детская одаренность». «Одаренные дети» - особая категория детей, качественно отличающихся от сверстников. Это те, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Взгляд на дошкольное детство как на растущий социокультурный феномен помогает объяснить социальную и личностную сущность становления и развития одаренности ребенка. Эта сущность характеризуется, с одной стороны, чрезвычайной социальной активностью ребенка, а с другой индивидуализацией, выражающейся в создании творческого продукта.
В Концепции модернизации Российского образования сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, ключевым понятием которого является компетентность. До сих пор не существует единства в понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность». Понятие «компетентность» используется для описания конечного результата обучения; понятие компетенция приобретает значение «знаю, как» в отличие от ранее принятого ориентира в педагогике «знаю, что».
Отметим, что компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции. Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных целей и решения различных сложных задач в разных ситуациях.
В связи с этим развитие одаренности дошкольника связывается с формированием социальной компетентности, которая во многом определяет раскрытие потенциальных возможностей ребенка за счет его активного вхождения в социум.
Современные программы дошкольного образования выделяют в качестве основных ориентиров развития детей овладение компетентностями. В Образовательной системе «Детский сад 2100», (авторский коллектив под руководством академика РАО А.А. Леонтьева) эти компетентности представлены следующим образом. (Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». [Текст] Пособие для педагогов и родителей. – М.: Изд. Дом РАО; Баласс, 2005. – 118-120 с.,)
Социальная компетентность позволяет ему понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, своё отношение к ним и выбирать соответствующую линию поведения. Он умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желание других людей; способен установлению устойчивых контактов со сверстниками.
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, в выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.
Интеллектуальная компетентность старших дошкольников характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию. Наличие у ребёнка адекватных представлений об окружающем мире и уровень развитости соответствующих возрасту психических процессов.
Компетентность в плане физического развития - признание ребёнком здоровья, как наиважнейший ценности человеческого бытия, умение заботиться о своём физическом здоровье и соблюдать правила безопасности и жизнедеятельности; развитость сенсорно-моторных навыков в соответствии с антропологическими и физиологическими особенностями ребёнка.
Дошкольное учреждение призвано создавать условия для того, чтобы у ребенка к концу дошкольного возраста сформировались все вышеназванные компетентности, в том числе, социальная компетентность.
Формирование социальной компетентности должно стать одним из приоритетных направлений реализации компетентностного подхода в образовании. Это – одна из составляющих процесса социализации, в котором человек участвует в течение всей своей жизни.
Социальная одаренность рассматривается как сложное многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении.
В отечественной психологии количество работ, посвященных анализу способностей в общении, относительно невелико. Наибольшую разработку получили такие понятия, как «организаторские способности» (Л.И. Уманский), «социальная компетентность» (Л.А. Петровская, Ю.М. Жуков).
Как и при анализе других видов одаренности, при попытках определить социальную одаренность ее связывают с успешностью в общении, в совместной деятельности, или же несколько шире – успешности социального поведения в целом. Обращается внимание на такие характеристики, как наличие или отсутствие трудностей в общении, популярность среди сверстников, легкость в нахождении друзей, уровень понимания других людей, специальная чувствительность к их мыслям, чувствам, просоциальное поведение (умение и желание оказать необходимую помощь, реакция на боль другого человека, позитивный физический контакт и т.п.).
Для выявления одаренности в сфере общения мы использовали социометрические, проективные методики и методы наблюдений за дошкольниками.
Главным фактором развития социальной одаренности в дошкольном детстве является семья. В числе важных предпосылок развития коммуникативных способностей и социальной одаренности в дошкольном возрасте выступает дошкольная группа, которая представляет первое «детское общество», ребёнок овладевает новой социальной ролью – члена коллектива, формируется отношения со сверстниками. Благоприятный климат в группе детского сада стимулирует развитие коммуникативной одарённости ребёнка. Ещё одна важная особенность социально-одарённого ребёнка – коммуникативно - речевые способности. Проявления социальной одаренности у детей, как показывают исследования конец раннего детства, дошкольный период.
2. Психолого – педагогические условия для формирования социальной компетенции дошкольников
Потребность в инновационной деятельности педагогического коллектива Центра развития ребёнка возникла тогда, когда появилась необходимость разрешить проблему выявления, развития и поддержки детей с признаками одарённости.
При проектировании образовательного пространства ДОУ мы определили основные условия, необходимые для организации инновационной деятельности. Из наиболее важных условий выявили следующие:
- Административно-правовые условия (нормативно - правовая база)
- Кадровые условия, связанные с подбором и расстановкой специалистов разного профиля.
- Организационно – педагогические условия, связанные с деятельностью по созданию предметно – пространственной развивающей среды.
- Психолого - педагогические условия, направленные на создание благоприятного климата в коллективе, условий для творческой активности педагогов.
- Материально- технические условия, включающие создание новых учебных и досуговых помещений
- Социально- культурные условия, направленные на установление связей с учреждениями города.
- Научно – методические условия, связанные с использованием результатов педагогических и психологических исследований по данной теме.
В данной работе представлена система педагогического взаимодействия «воспитатель - родитель – дети», направленная на развитие социальной одарённости через формирование социальной компетенции.
Для формирования социальной компетенции как фактора развития социальной одарённости дошкольников мы создали благоприятные психолого-педагогических условия.
Работа Центра развития ребёнка в инновационном режиме обуславливает совершенствование содержания методов воспитания и обучения дошкольников, и повышение квалификации педагогов.
Работа с педагогами
Для успешной инновационной деятельности необходимо подготовить педагогов к взаимодействию с одарёнными детьми.
На начальном и заключительном этапе экспериментальной деятельности проведено анкетирование педагогов для выявления степени готовности к работе с одарёнными детьми. Получены следующие результаты: на начальном этапе - уровень готовности 15%, а на заключительном этапе он составил 50%.
В ходе экспериментальной деятельности в ДОУ повысилась мотивационная готовность к внедрению инноваций и профессиональная компетентность педагогического коллектива. Наблюдается значительная динамика повышения квалификации воспитателей и специалистов (за три года): из 20 педагогов: высшая категория присвоена 12 педагогам (60%), первая категория присвоена 6 педагогам (30%), соответствие занимаемой должности 2 педагога (10%).
Для повышения компетентности педагогов были организованы различные формы работы:
- педагогические советы: "Радость творчества - каждому ребёнку"; «Оптимизация педагогического процесса с целью развития социальной одарённости и её проявлений у детей»; «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника».
- семинары - практикумы: "О социальной одаренности и её проявлении у детей"; «Детское экспериментирование, его влияние на развитие креативности, познавательной активности и любознательности детей».
- занятия с элементами тренинга: "Творчество как выход из эмоционального сгорания или способы его предотвращения", «От жизненных стереотипов к творческой личности»,
- консультации: «Условия формирования социальной компетентности дошкольника», «Преобразование развивающей среды в группах для развития социальной одарённости ребёнка».
Для повышения компетентности педагогов к работе в инновационном режиме, участники творческой группы инновационной площадки посещали семинары на базе КРИП и ПРО (г. Кемерово) "Психолого-педагогические аспекты в работе с одарёнными детьми" (три раза в год).
Участвовали во Всероссийских научно-практических конференциях с Международным участием:
- Всероссийская научно-практическая конференция «Научно-методическое сопровождение введения ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления»
- Всероссийская научно-практическая «Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей»
- Всероссийская научно-практическая «Модели педагогических практик в воспитательно - образовательном пространстве учреждения»
- II Всероссийская научно-практическая «Инновационно - педагогическая деятельность в современном ДОУ»
- Всероссийская научно-практическая с международным участием «Возрождение России начинается с учителя»
- Всероссийская научно-практическая интернет – конференция с международным участием «Современные подходы к развитию ДО: теория, практика и тенденции»
Для развития социальной компетенции дошкольников коллективом Центра развития ребёнка созданы организационно – педагогические условия, способствующие созданию комфортной предметно – пространственной развивающей среды, обеспечивающей: эмоциональное благополучие всех воспитанников, возможность самовыражения, игровую, творческую, познавательную, опытно – экспериментально – исследовательскую и двигательную активность детей.
Предметно – пространственная развивающая среда ДОУ включает в себя:
- музыкальный зал (оборудованный согласно современным требованиям: мультимидийный комплекс, ноутбук, фото-видео камерами, музыкальными и народными инструментами, сценой – подиумом, занавесом, закулисным помещением, одна из стен зала облицована зеркалами для занятий хореографией).
-изо студия (оформлена с учетом требований совершенного дизайна, что важно для формирования хорошего вкуса; оснащена мольбертами, столами “с регулируемой столешницей”, натюрмортными подиумами, скульптурами малых форм, постоянно действующая экспозиция творчества воспитанников.
- физкультурный зал (оснащен всем необходимым оборудованием, имеется нестандартное оборудование).
-костюмерная (оборудована в соответствии с её функциональными назначениями и отвечающая санитарно-гигиеническим требованиям, где есть возможность выбора костюма и необходимых атрибутов)
-кабинет психолога (цветовое решение интерьера выполнено с учётом требований цветопсихологии, с элементами ландшафтотерапии. Все это способствует созданию коммуникативной доверительной атмосферы, успокоению, снятию накопившейся усталости).
- столовая (комфортная психологическая обстановка (художественно-эстетическое оформление, музыкальный фон, ионизация воздуха) во время приема пищи, способствует формированию положительного отношения к еде, здоровому образу жизни, обучению правилам этикета и культуры поведения в социуме).
Работа с детьми:
Для выявления одарённости в сфере общения использовали методы наблюдений за дошкольниками, социометрические и проективные методики. Педагогом – психологом были подобраны диагностические методики и проведены диагностические исследования детей старшего дошкольного возраста по следующим методикам:
- психологическая комфортность ребенка в группе (В.А. Кореневской);
- тест тревожности ( Р.Тэммл, М. Дорки);
- методика «Кактус»;
- проективная методика «Рисунок семьи»;
- методика одномоментных срезов (схема наблюдения за общением детей),
(Я. Л. Коломинский);
- социометрия межличностных отношений «Четыре домика»
- уровень социального развития детей (Я. Л. Коломинский)
Уровень сформированности социальной компетенции у дошкольников:
уровень |
начальный этап |
заключительный этап |
высокий |
20% (5 детей) |
40% (10 детей) |
средний |
60% (15 детей) |
60% (15 детей) |
низкий |
20% (5 детей) |
0% |
Для родителей педагогом-психологом проводятся индивидуальные консультации, беседы, психолого - педагогические гостиные, выступления на родительских собраниях по вопросам воспитания и развития детей с признаками одарённости.
Для развития социальной компетенции с детьми старшего дошкольного возраста воспитатели проводят специально организованную деятельность по развитию коммуникативных способностей и социализации дошкольников, по составленному сборнику «Учимся общению», (2 раза в неделю по 25 минут во вторую половину дня с подгруппой детей). В свободной деятельности с детьми проводятся развивающие игры и упражнений по составленному сборнику «Придумай сказку» для развития вербального и невербального творческого мышления.
Педагогом - психологом проводятся непосредственно – образовательная деятельность по курсу "Познаю себя", по программе социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, один раз в неделю по 25-30 минут. Предполагаемый результат развивающей работы: развитие социальной компетенции, развития коммуникативных навыков, развития чувства самоценности, коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем.
Создавая условия для выявления, развития и поддержки в каждом ребёнке его индивидуальных особенностей, склонностей, задатков в различных сферах деятельности мы используем проектную деятельность. На базе учреждения успешно реализованы краткосрочные и долгосрочные исследовательские проекты: «Росток одарённости», «Мой мир – театр», «Цветик – семицветик», «Хоровод сказок».
Для разностороннего развития дошкольников в ДОУ организована работа специалистов: музыкального руководителя, хореографа, педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности и начальному техническому моделированию, учителя английского языка, учителя логопеда, инструктора физической культуры.
В Центре развития ребёнка работают:
- изо студия маленького художника «Цветик – семицветик»;
- театрально – музыкальная студия «Звёздочка»;
- игровая хореографическая студия;
- лингвистическая студия (английский для дошколят);
- кабинет психологической разгрузки;
- центр двигательной активности (оборудованные физкультурный зал и спортивная площадка).
Работа с родителями:
Первым звеном формирования социальной компетенции ребёнка является его семья и близкое окружение, пример родителей важен для ребёнка. Как мама и папа строят свои отношения друг с другом, с обществом является первым опытом малыша. Это во многом определит его жизненные ценности, приоритеты. В сотрудничестве педагогов и семьи можно решать вопросы разностороннего развития детей в формировании социальной компетенции детей и достижения целей социально -коммуникативного, художественно-эстетического, речевого, познавательного, и физического развития детей.
На начальном этапе нами было проведено анкетирование родителей, которое показало низкий уровень компетентности родителей в вопросах развития предпосылок одарённости детей. Высокий уровень выявлен только у 20 % родителей.
компетентность родителей (100% - 25 родителей). |
||
высокий уровень |
средний уровень |
низкий уровень |
20 % |
60 % |
20 % |
Для повышения компетентности родителей в вопросах развития одарённости у детей проводили:
тематические встречи с родителями: «Каждый ребёнок талантлив», консультация «Развитие социальной одарённости дошкольников»; презентации краткосрочных и долгосрочных исследовательских проектов: «Росток одарённости», «Мой мир – театр», «Цветик – семицветик».
разработали памятки и буклеты для педагогов и родителей: "Принципы работы с одарёнными детьми", "Развитие творческих способностей".
тест для родителей по методике «Карта одарённости» (А.И. Савенков);
анкета «Как развита фантазия вашего ребёнка».
Организовали коллективно - творческую деятельность родителей с детьми (выставки, смотры – конкурсы, участие в развлечениях и праздниках). Привлекли родителей с детьми к участию в конкурсном движении на различных уровнях.
Работа с родителями в формировании социальной компетенции детей позволила включить их в систему педагогического общения, обогащая психолого-педагогическими знаниями и получая взамен всестороннюю поддержку в реализации педагогических задач.
На заключительном этапе, высокий уровень компетентности наблюдается у 60% родителей.
компетентность родителей(100% - 25 родителей). |
||
высокий уровень |
средний уровень |
низкий уровень |
60 % |
36 % |
4 % |
Родители также создают условия, для развития способностей и предпосылок одарённости у детей, посещая секции и студии дополнительного образования (бальные и спортивные танцы, художественная и музыкальная школы, художественная и спортивная гимнастика)
посещаемость детьми секций, студий |
||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
8% (2 ребёнка) |
40% (10 детей) |
72% ( 18 детей) |
Выявили значительную динамику в развитии конкурсного движения различного уровня (100% - 25 воспитанников).
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Муниципальный – 30% |
35% |
35% |
Областной – 10% |
10% |
15% |
Международный, Всероссийский – 0% |
15% |
25% |
40% из 100% |
60 % из 100% |
75% из 100% |
3. Характеристика полученных результатов инновационной деятельности
Представляли опыт работы по теме: «Организация психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в образовательном учреждении» на областном проблемно- ориентированном семинаре «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одарённости»
Представление исследовательского проекта «Росток одарённости» на Кузбасском образовательном форуме – 2014, конкурс «Инновации в образовании», в номинации «Инновации в воспитании» Диплом I степени. Лауреат муниципального этапа областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса - 2014». Всероссийский конкурс работников образования «Лучший педагогический проект», диплом III степени.
Опубликованные статьи:
- Статья (Решетняк Е.Н. Развитие социальной одарённости детей дошкольного возраста)// Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: вып.II/Отв.ред. Л.П. Вашлаева – изд-во КРИПК и ПРО, 2012, С.200-203.)
- Статья (Викторова И.В Система выявления, поддержки и развития интеллектуально – одарённых детей)// Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием вып.II/Отв.ред. Л.П. Вашлаева – изд-во КРИПК и ПРО, 2012, С. 180 – 187.
- Статья (Викторова И.В. Развитие и поддержка талантливых детей) // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в вып.II/Отв.ред. Л.П. Вашлаева – изд-во КРИПК и ПРО, 2012, С. 165 – 170.
- Статья (Мацюк Г.И., Исаченко Л.С., Решетняк Е.Н., Викторова И.В. Преемственность в системе непрерывного образования как средство реализации ФГОС) Материалы Всероссийской научно-практической конференции: в вып 2ч./ред.кол.: Е.А. Пахомова, А.В. Чепкасова. – изд КРИПК и ПРО, 2014,С.273 -275
- Статья (Викторова И.В., Решетняк Е.Н., Кудрявцева О.В. Использование инноваций в образовательном процессе ДОУ.) в сборнике IN CEPTUM (образовательный центр)
- Статья «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ в современных условиях» (Викторова И.В.) Участие во II Всероссийском конкурсе профессионального мастерства, номинация «Предметно - развивающая среда в ДОУ»
Реализованы проекты:
- «Цветик – семицветик» (цель: создание целостной системы работы с детьми по развитию художественно – творческих способностей), муниципальный этап областного конкурса («Педагогические таланты Кузбасса - 2014»)
- «Мой мир – театр» (цель: создание условий для развития творческой активности детей в театрально – музыкальной деятельности) муниципальный этап областного конкурса («Педагогические таланты Кузбасса -2014»)
- «Игра – драматизация в театрализованной деятельности в ДОУ» муниципальный этап областного конкурса («Педагогические таланты Кузбасса -2014»)
Составлен реферат «Управление инновационной деятельностью в ДОУ» на Всероссийский конкурс «Открытая книга», (диплом лауреата).
Составлена методическая разработка по теме: «Развитие навыков сотрудничества у старших дошкольников», Всероссийский конкурс «Открытая книга», (диплом лауреата).
Составлены творческой группой сборники игр и упражнений: «Учимся общению», «Придумай сказку».
Проведены городские методические объединения:
старших воспитателей по теме: «Создание психолого-педагогических условий для формирования социальной компетенции как фактора развития социальной одарённости», педагогов - психологов по теме "Выявление социальной одарённости у дошкольников".
Хочется отметить, что при выпуске из ДОУ каждый воспитанник имеет личное «Портфолио дошкольника», которое позволяет увидеть картину значимых образовательных результатов в целом.
Заключение
Формирование социальной компетенции дошкольников стала одним из приоритетных направлений в реализации компетентностного подхода дошкольного образования. Это – одна из составляющих процесса социализации, в котором человек участвует в течение всей жизни.
Социально компетентный ребёнок хорошо ориентируется в новой обстановке, способен выбрать адекватную альтернативу поведения, знает меру своих возможностей, умеет попросить о помощи и оказать её, уважает желание других людей может включиться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками. Он не будет мешать своим поведением другим, умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме.
Социально компетентный ребёнок способен избежать нежелательного общения. Он чувствует своё место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к нему окружающих, управляет своим поведением и способами общения.
Социальную одарённость связывают с успешностью в общении, или несколько шире – успешности социального поведения в целом. Для выявления одарённости в сфере общения использовали методы наблюдений за дошкольниками, социометрические и проективные методики. По результатам наблюдений выявили, не у всех детей с признаками одарённости с высоким уровнем интеллектуального развития присутствует такой же высокий уровень развития коммуникативных способностей. Полученные результаты диагностических исследований по подобранным методикам показали недостаточный уровень развития социальной компетенции у выпускников ДОУ. Организовали психолого-педагогическое сопровождение процесса развития социальной компетенции у дошкольников через взаимодействие педагогов, педагога – психолога и родителей.
Взаимодействия семьи и ДОУ – это звенья важной цепи по формированию социальной компетенции (зрелости) ребёнка в обществе.
При взаимодействии с родителями применяли разнообразные формы работы, что содействовало проявлению активности по формированию социальной компетенции у детей. В настоящее время родители являются непосредственными участниками воспитательно - образовательного процесса в достижении целей социально – коммуникативного, художественно-эстетического, речевого, познавательного, и физического развития детей. Наблюдается значительная положительная динамика в развитии конкурсного движения муниципального, областного, Всероссийского уровня. Родители также создают условия, для проявления одарённости ребёнка посещая секции и студии дополнительного образования.
Создавая условия для выявления, развития и поддержки в каждом ребёнке его индивидуальных особенностей, склонностей, задатков в различных сферах деятельности мы использовали проектную деятельность. На базе учреждения успешно реализованы краткосрочные и долгосрочные исследовательские проекты: «Росток одарённости», «Мой мир – театр», «Цветик – семицветик».
В нашем Центре развития ребёнка созданы организационно – педагогические условия, связанные с деятельностью по созданию предметно – пространственной развивающей среды (музыкальный, спортивный залы, изостудия, кабинет психологической разгрузки, логопедический кабинет, столовая) обеспечивающей эмоциональное благополучие всех воспитанников, возможность их творческого самовыражения. Воспитателями и специалистами проводится систематическая, целенаправленная работа с детьми по развитию коммуникативных способностей и социализации дошкольников.
Подводя итоги инновационной деятельности, можно констатировать, что созданные нами благоприятные психолого-педагогические условия для формирования социальной компетенции способствуют развитию предпосылок социальной одарённости дошкольников.
Литература
1. Авдеева Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет [Текст]: методическое пособие / Ю.В. Кожина. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с.
2. Алексеева, Н.В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение [Текст]: пособие / Н. В. Алексеева ( и др.). – Волгоград: Учитель, 2011. – 182 с
3. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника [Текст]: методическое пособие / А.Г. Арушанова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80с
4. Бабаева, Ю.Д. Потенциальная и скрытая одаренность / Ю.Д. Бабаева // одаренные дети: теория и практика: материалы Всероссийских конференций, г. Москва, 2001г. – М.,2001. – с. 47-56.
5. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]: методическое пособие / К. Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64с.
6. Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей / Е.С. Белова. – 3-е изд. – М.: Изд-во МПСИ; Флинта, 2004. – 144с.
7. Белова, Е.С. Исследование одаренности в дошкольном возрасте / Е.С. Белова, И.Б. Ищенко // Вопросы психологии. 1995. - № 3.
8. Бурлачук, Л.Ф. Словарь – справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Питер_ Ком, 1999.- 519с.
9. Богоявленская, Д.Б. Одаренность и проблема ее идентификации / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская // Психол. Наука и образование. – 2000. - № 4. – с. 5-13.. Пастюк, О.В. Организация экспериментальной площадки в ДОУ [Текст]: пособие / О.В. Пастюк, А.Н. Фролова. -М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
10. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети/ Ю.З. Гильбух, //Новое в жизни, науке и технике. – 1991. - № 9.
11. Гильбух, Ю.З. Феномен умственной одаренности / Ю.З. Гильбух, О.Н. Гарнец, С.Л. Коробко // Вопросы психологии. – 1990. - № .4.
12. Джумагулова, Т.Н. Одаренный ребенок: дар или наказание / Т.Н. Джумагулова, И.В. Соловьева // Книга для педагогов и родителей. – СПб., 2009. – 160 с.
13. Доровский, А.И. 100 советов по развитию одаренности детей / А. И. Доровский. – М., 2001.
14. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер-Ком, 2000. – 356с.
15. Одинцова, Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ [Текст]:методическое пособие / Л.И. Одинцова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. – 132с..
16. Прохорова, Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников [Текст]:методическое пособие / Л.Н. Прохорова. - М.: 5 за знания, 2010. – 256 с.
17. Микляева, Н.В. Авторские методики и программы ДОУ: технология разработки и описания. [Текст]: пособие / Н.В. Микляева - М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
18. Работа с одаренными детьми: теория и практика [Текст]:учебно -методическое пособие / Т.М. Чурекова, В.В. Корчуганова, З.В. Крецан, Н.И. Приходько. – Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2011.- 107 с.
19. Микляева Н.В. Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ[Текст]: методическоепособие / Н.В. Микляева, Л.Р., Болотина, Ф.С. Гайнулова и др. – М.: Айрис – пресс, 2011. – 224с.
20. Иванова Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова, А.М. Калинина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
21. Микляева Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития [Текст]: методическое пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 224 с.
22. Микляева Н.В. Развиваем способности дошкольников[Текст]: методическое пособие / Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
23. Микляева Н.В. Авторские методики и программы ДОУ: технология разработки и описания [Текст]: методическое пособие / Н.В. Микляева. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
24. Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст]: методическое пособие / Е.В Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
25.Лосева, А. А. Психологическая диагностика одаренности / А.А. Лосева.- М., 2006- 144с.
26. Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Л.И. Одинцова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: учебное пособие / под ред. А.М. Матюшкина. – М., 2004. - -192с.
27. Пастюк О.В. Организация экспериментальной площадки в ДОУ [Текст]: пособие для педагогов ДОУ / О.В. Пастюк, А.Н. Фролова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
28. Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников [Текст]: методическое пособие / Л.Н. Прохорова. – М.: 5 за знания, 2007. – 256 с.
29. Программа «Одаренный ребенок» [Текст] / [Л.А. Венгер и др.]. – М.: Новая школа, 1995. – 64 с.
30. Психология социальной одаренности [Текст]: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников / [Е.А. Панько и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 272 с.
31. Работа с одаренными детьми: теория и практика [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.М.Чурекова, В.В. Корчуганова, З.В. Крецан, Н.И. Приходько. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – 107 с.
32. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение [Текст] / авт.-сост. Н.В. Алексеева [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 182 с.
33. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников [Текст]: методические рекомендации / Под ред. А.В. Можейко. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
34. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э. Симановский. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.
35. Фриман Д. Как развить таланты ребенка от рождения до 5 лет [Текст] / Перевод с англ. – М.: ТОО Центр «ПРО» при участии АОЗТ «Альвис» и АО «Столетие», 1995