Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Формирование представлений о сенсорных эталонах у младших дошкольников на основе использования дидактических игр

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 260 городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

ФОРМИРОВАНИЕ представлений о сенсорных эталонах

у младших дошкольников на основе использования дидактических игр

Галимова Светлана Валерьевна

   Сенсорный эталон – это общепринятые образцы внешних свойств – предметов:

- эталоны цвета – семь цветов спектра;

- эталоны формы – геометрические фигуры;

- эталоны величины – метрическая система мер;

- эталоны вкусового восприятия – четыре основных вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький) и т.д.

      В дошкольном детстве происходит переход от использования образцов, усвоенных в результате обобщения собственного сенсорного опыта, к использованию общепринятых сенсорных эталонов.

   Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

   Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования уровня чувств накопления представления об окружающем мире.

   С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, которое, основано на формировании опосредованных способов действий в процессе овладения сенсорными эталонами младших дошкольников. В младшем дошкольном возрасте развитие ощущения и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильные представления предметов легче формируются в процессе формирования опосредованных способов: формы познания – запоминания, мышления, воображение – строятся на основе образов восприятия и является результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

   В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, вкусовые, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные образы. Закрепить образы предметов помогает номинация. Если образ предмета закреплен словом, его можно вызвать в представлении ребенка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого необходимо только произнести соответствующее слово – название.

   В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного и умственного воспитания. В дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное познавательное и игровое, занимательное.

   Дидактические игры помогают развивать сенсорные способности детей. Ознакомление младших дошкольников с сенсорными эталонами позволяет создать систему дидактических игр и упражнений, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов.

    В дидактических играх применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические.

   Значение дидактических игр:

- выполняют обучающую функцию являются средством умственного воспитания;

-   формируют правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира;

-   развивают сенсорную способность детей с помощью игр по ознакомлению с цветом, формой, величиной и т.д.

-  развивают речь;

-  способствуют физическому развитию. Вызывают положительный    эмоциональный подъем;

-  развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.

   Выделяют следующие виды сенсорных ощущений:

- интеллектуальные;

- зрительные;

- слуховые;

- осязательные;

- обонятельные.

   В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка. Много таких дидактических игр представлено в работах отечественных исследователей и педагогов (Е.И. Тихеевой, Ф.И. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, А.И. Сорокина, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Удальцовой и др.), а также в специальных сборниках игр.

   Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

   Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

   Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

   Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками (с наборами геометрических фигур, сборно-разборными игрушками, вкладышами и др.). Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др.), позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.

   Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

    Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строится на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

  

    Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

 Дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

 В процессе обучения ребенок должен овладеть сенсорными эталонами для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия.

     Таким образом, дидактическая игра служит средством всестороннего воспитания детей, в том числе формирования сенсорных эталонов. Используя дидактические игры с детьми дошкольного возраста, воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщить доступные сведения, формировать умения и другие важные качества, когда ребенок играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.