Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

«Формирование основ  полоролевого поведения у детей   дошкольного возраста посредством подвижных игр»

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  Г.ХАБАРОВСКА «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №197»

 

Пояснительная записка к презентации опыта работы

«Формирование основ  полоролевого поведения
у детей   дошкольного возраста посредством подвижных игр»

 

Инструктор по физической культуре

Сазонтова Е. А.

 

 

В настоящее время, как никогда, настала необходимость поиска эффективных путей, методов и средств, способствующих формированию представлений о типичной модели поведения сотрудничества и взаимодействия между мальчиками и девочками. Процесс полоролевой идентификации протекает в дошкольном возрасте, включая в себя три аспекта: когнитивный - ребёнок начинает относить себя к одному из двух полов, приобретает представления и содержании типичного ролевого поведения (Т.А.Репина, 2010; И.С.Кон, 2013; В.Е.Каган, 1991; Н.Е.Татаринцева, 2009), эмоциональный - половые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности (Д.В.Колесов, 1986), поведенческий - усвоение типичной для пола модели поведения (И.С.Кон, 1981; Т.А.Репина, 2010; И.И.Таран, 2011).

Подвижные игрыотражающие взаимодействие между полами,развивающие  истинно мужские (маскулинные) и истинно женские (феминные)качеста, позволяют эффективно решать ряд задач, относящихся к полоролевому воспитанию, имеют определённые возможности для формирования личности будущих мужчин и женщин.

Таким образом, актуальность моего исследования определяется необходимостью разработки средств и методов  воспитания, способствующих формированию моделей полоролевого поведения.

         Я предположила, что для решения задач поставленных по формированию полоролевого поведения будут способствовать игры с правилами, так как они содержат ряд сопутствующих условий, которые можно   изменять, в зависимости от поставленных задач.  Подкрепление поведения детей осуществлялось с помощью разных коммуникативных приёмов: объяснение, указание, напоминание, поощрение и т.п.

Критериями отбора подвижных игр явилось соответствие содержания игр задачам полоролевого воспитания, развитию маскулинных и феминных качеств личности, доступность и эмоциональная привлекательность игрового материала.

Игры проводились ежедневно во время прогулок, а так же в группе.

При использовании подвижных и сюжетно-ролевых игр соблюдались следующие дидактические принципы: планомерность, последовательность, целостность, систематичность.

Регулярное проведение подвижных игр обогащает дошкольников эмоциональными впечатлениями и дает возможность приобрести новый социальный опыт взаимодействия. Соответствующее сочетание подвижных игр, а также способы организации детей на прогулках и в группе обеспечивали решение поставленных задач

Все подвижные игры были объединены в 3 блока.

В первый блок вошли подвижные игры, способствующие формированию полоролевого поведения, а так же развития феминных и маскулинных качеств у детей дошкольного возраста. Формирование полоролевого поведения осуществлялось с помощью переживаний тождественности с представителями своего пола, а также благодаря эмоционально-положительным взаимоотношениям с ними.

В первый блок я включила следующие подвижные игры:«В короли», «Забей гвоздь», «Найди себе пару», «Олени и чукчи»,  «Цветные автомобили»,  «Кто быстрей оденет куклу»,  «Пройди – не задень»,  «По мостику,  « Кому понадобится?»

Для развития истинно маскулинных и феминных качеств у дошкольников девочкам и мальчикам предъявлялись разные требования к выполнению одних и тех же движений. От мальчиков в первую очередь требовали чёткости и ритмичности в выполнении упражнений; а от девочек - пластичности, выразительности, грациозности.

Мальчики выполняли различные задания в более усложненной форме, чем девочки. Такой подход предполагал формирование у детей следующих установок: мужчина должен быть сильным, ловким, смелым чтоб защищать своих родных и более слабых, помогать девочкам, в то же время, девочки не освобождались от заданий, а выполняли их в более легкой форме.

Дифференцирование действий детей начиналось с выхода на улицу, дети строятся по парам: Девочки выбирают мальчика защитника, а мальчик несет ответственность за девочку во время выхода на прогулку, так же мальчики несут корзину с игровым материалом. В конце прогулки мальчики собирали на площадке игровой материал, а девочки укладывали  (мячи, скакалки, кегли и т.д.) в корзину, при этом  соблюдались  эстетические правила,  все должно быть красиво и аккуратно сложено. Постоянно акцентировалось внимание детей на необходимость помогать друг другу.

         При выполнении ролей (водящего, капитана, направляющего) у девочек и мальчиков мы развивали умение принимать решение (например, определять очерёдность выполнения заданий и участий в эстафете членов команды) воспитывали  уверенность в себе.

Во второй блок вошли подвижные игры, направленные на формирование умений согласовывать свои действия с действиями партнёров и способствующие формированию доброжелательного отношения детей друг к другу. В них дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные правила, которые исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания.

         Во второй блок были включены подвижные игры: «Замри»,  «Пожиратель рыб»,  «Большая черепаха», «Дракон»,  «Приветики»,  «Переправа на плотах», «У кого мяч».

         Совместное выполнение заданий предполагало формирование установки на сотрудничество между детьми разного пола, доброжелательных отношений мальчиков к девочкам и девочек к мальчикам.

         Общее игровое пространство, например, гимнастический мат или обруч, ставило детей перед необходимостью согласовывать свои действия с действиями партнёра, а в данном случае противоположного пола, для достижения общего результата.

Формирование эмоционально-положительных отношёний к сверстникам противоположного пола осуществлялось с помощью оценки, поощрения и похвалы детей.

         В  третий блок вошли подвижные игры, способствующие развитию таких качеств, как сдержанность, самостоятельность, решительность, ответственность, уверенность в себе, а также уметь усваивать простые правила и управлять своим поведением.

         В третий блок были отобраны подвижные игры:  «Сокровища и стражник», «Живая ноша», «Кто кого пересилит», «Отгадай ведущего»,  «Волк во рву».  «Охотники и зайцы» «Ловля бабочек»,  «Кто раньше дойдет до середины».

          Соревновательный характер этих игр способствовал тому, что дети учились оценивать чёткость выполнения правил и приучались оценивать свои возможности в достижении результата. Чтобы не нарушать процесс социализации мы чередовали игры и игровые задания, выполняемые в смешанных и однополых группах по составу команд. Что позволяло параллельно с формированием навыков сотрудничества и взаимодействия формировать половозрастную идентичность.

Игры этого блока побуждают детей к доброжелательным отношениям с окружающими взрослыми и сверстниками. Каждая игра учит  согласованности, создаются условия, при которых ребёнок может оценивать поведение всех участников игры, в том числе и своё. Эти игры способствуют повышению активности сознания ребёнка, что, безусловно, сказывается на его поведении.

В результате внедрения методики формирования полоролевого поведения с помощью специально подобранных подвижных игр я  пришла к следующим выводам:

     1.Подвижные игры направленные на формирование полоролевого поведения и развитие истинно женских (феминных) и истинно мужских (маскулинных) качеств личности являются эффективной формой воздействия на физическое и умственное развитие детей дошкольного возраста.

         2. У детей  в экспериментальной группе на первом этапе исследования определилась адекватная полоролевая идентификация, 20 человек (100%)  точно знают, какой у них  пол мужской или женский   в настоящем, какой был их пол  в прошлом и каким останется в будущем, это говорит о том, что дети в возрасте 5-7 лет уже имеют знания о своей неизменной полоролевой  принадлежности.

         Процесс идентификации своего настоящего (дошкольного) полоролевого образа благоприятнее протекает преимущественно у девочек, мальчики идентифицируют себя хуже, они склонны завышать свой возрастной порог. Идентификация образа прошлого как у мальчиков, так и у девочек не вызывает затруднений. Девочки лучше чем мальчики справляются с заданием выстроить последовательность своего будущего, но образ школьника исключают и мальчики и девочки, это может говорить о том, что дети уже испытывают чувство тревоги связанное с поступлением в школу.

          В выборе детей привлекательного образа, мальчики и девочки выбирают образ взрослого, что является абсолютно естественным, в выборе непривлекательного образа, можно отметить, что особенно непривлекательным для детей обоих полов  были образы старости. Мальчики чаще, чем девочки непривлекательным  образом выбирали образ младенца, что еще больше подтверждает стремление мальчиков к   взрослому образу

         3.У детей обеих полоролевыхгрупп  чётко прослеживается три типа полоролевого поведения, а именно: маскулинный тип, феминный тип, андрогинный тип. В обеих группах (экспериментальной и контрольной) до проведения эксперимента доминировала  андрогинная культура поведения.

         После применения  методики по формированию полоролевого поведения  произошли  следующие изменения: Феминный тип полоролевого поведения у девочек экспериментальной группы составляет 75% , у девочек контрольной группы 62,5% .    У мальчиков  экспериментальной группы маскулинный тип полоролевого поведения  составляет  66,5%, у мальчиков контрольной группы 33,5%. После проведения эксперимента  в контрольной группе  значительных изменений в типе полоролевого поведения у мальчиков и девочек не произошло.

4.С помощью  авторского Опроса, после полученных устных ответов детей мною было выделено  две группы характеристик с помощью которых ребенок идентифицирует пол своего сверстника, а именно внешние полоролевые признаки и внутренние качества личности. До эксперимента в обеих группах  дети при идентификации своих сверстников более значимыми выбирали внешние полоролевые признаки.

 В контрольной группе  на конец учебного  года в процессе идентификации сверстников у детей  внешние признаки остались  более значимы, чем внутренние качества личности.

         После внедрения методики по формировании полоролевогоповедения  у детей экспериментальной группы при  полоролевой идентификации своих сверстников   внутренние, в том числе истинно мужские (маскулинные) и истинно женские (феминные)  качества личности   стали более значимы,  чем внешние признаки. Полученные данные говорят о том, что в экспериментальной группе дети пришли к более глубокому пониманию полоролевого различия между девочками и мальчиками и готовности детей  к выполнению социальных ролей будущих мужчин и женщин.

5. Были определены необходимые педагогические условия использования подвижных игр для формирования полоролевой модели поведения дошкольников:

- формирование системы представлений о мужчинах и женщинах и особенностях их поведения;

- создание условий реализации детьми стиля и действий, характерных для мужского и женского типов поведения;

- подбор   подвижных игр с направленностью на проявление феминных и маскулинных качеств личности;

- формирование эмоционально-положительных отношений к сверстникам противоположного пола;

- участие детей разного пола в подготовки к играм;

- обязательное взаимодействие детей в процессе игр.

    В 2015 году данный опыт работы лег в основу моей аттестационной работыв Федеральном государственном бюджетном  образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дальневосточной государственной академии физической культуры», что позволило расширить и уточнитьполученные данные.

 

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОРОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

1 БЛОК « Подвижные игры, способствующие формированию полоролевого поведения, а так же развития феминных и маскулинных качеств у детей дошкольного возраста»

 

«В короли»

            Один из играющих большей частью без всякого жребия, а прямо по желанию, избирается королем. Остальные считаются разбойниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут нанимается у него. Сговорившись, подходят и говорят: Здравствуйте король!» - «Здравствуйте!» - отвечает он. «Нужны работники?» - «Нужны!» - «Какие?» - и в это время различными знаками и телодвижениями изображают из себя кто плотника, кто пильщика, кто пахаря, кто землекопа и т.д.( людей разных профессий, девочки изображают – женские, мальчики- мужские).  Король должен назвать работу каждого и если сазу назовет все верно, то работники убегают к назначенному раньше месту, которое, однако, не имеет никакого определенного названия, а король ловит их, и кого поймает, тот становиться королем. Остальные идут снова сговариваться насчет работы. Но если король называет показываемую ему работу неверно, то называет их во второй, в третий раз и т.д., пока, наконец, узнает, Ловить работников король может только тогда, когда они еще не добежали до назначенного места, и если не

поймает никого, тот опять остается королем на следующую игру. Большой интерес игры заключается в том, чтобы выбрать такую работу, которую трудно будет угадать, а через это заставить выбранных или вновь пойманных подольше быть водящим. Данная игра способствует углублению знаний о женских и мужских профессиях.

 «Забей гвоздь»

На финише перед каждой командой  (играют только мальчики) ставиться обрезок доски, на ней молоток, в доску слегка вбит большой гвоздь.

Задача: глубже вбить гвоздь. По сигналу ведущего первые игроки обеих команд  бегут к финишу и наносят только один удар, затем

возвращаются обратно, дотрагиваются до руки второго игрока, а сам становятся в конец колонны. Побеждает команда, быстрее вбившая гвоздь. В этой игре девочки выполняют роль зрителей и болельщиков. У мальчиков появляется опыт работы с мужским строительным инструментом.

 «Найди себе пару»

Для игры нужно подготовить флажки по количеству участников. Половина флажков синего цвета (для мальчиков), остальные – красного цвета (для девочек). Каждый ребенок получает один флажок. По сигналу воспитателя (например, удар в бубен) дети разбегаются по площадке (комнате). По другому сигналу (например, два удара в бубен или на слова «найди пару») дети, имеющие одинаковые флажки, становятся рядом. В игре должно принимать нечетное число детей, чтобы один остался без пары. Обращаясь к нему, все играющие говорят: «Ваня, Ваня не зевай (Маня, Оля и др.), быстро пару выбирай!». Затем по удару в бубен дети опять разбегаются по площадке, и игра повторяется. Примечание: Во время бега дети должны держать свои флажки поднятыми вверх.

 

 

«Олени и чукчи»

Это разновидность «Украинских пряток». Играющие делятся на две группы: Оленята и Чукчи. Чукчи находятся в своем доме – чуме. Когда Оленята

спрячутся, Чукчи должны отправляться на их поиски. Едва завидев кого-нибудь из спрятавшихся, Чукча выкрикивает его имя и бежит обратно в чум, а найденный старается его догнать. Но не только найденный Олененеок, но и все остальные могут в любой момент выскочить из засады и броситься на Чукчу. Чукча, запятнанный  Олененком, должен нести этого Олененка на спине в чум, где Олененок и останется до конца игры. Если Чукче удается убежать от Олененка, то этот Олененок сам приходит в чум. Роли Оленят  выполняют девочки, роли Чукчей – мальчики.

«Цветные автомобили»

 Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они – автомобили. Каждому из играющих дается флажок (девочкам – красные, мальчикам – синие). Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты (площадки). Он держит в руке два цветных флажка. Воспитатель поднимает флажок любого цвета. Все дети, имеющие флажок этого цвета, бегут по площадке (в любом направлении) ; на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и направляются каждый в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется. Воспитатель может поднимать один или сразу  два флажка вместе, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не видят, что флажок опущен, воспитатель дополняет зрительный сигнал словесным «Автомобили (называет цвет) остановились» Воспитатель может заменить зрительный сигнал  словесным. Игровая ситуация предусматривает чередование двух игровых действий - активные движения и их торможение (ожидание), что требует от детей определенных усилий. Сдерживание своей двигательной активности трудно для детей.

Вместе с тем в этой игре оно становится доступным и понятным, поскольку обусловлено сюжетом игры.

«Кто быстрей оденет куклу»

Для проведения игры нужно две большие куклы и два комплекта белья для них. Соревнуются команды по пять человек. Задача: как можно быстрее одеть куклу. По сигналу ведущего первые номера обеих команд одевают куклу, вторые раздевают, третьи вновь одевают, четвертые раздевают, и пятые одевают. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.  В этой игре принимают участие девочки, а мальчики выполняют роль зрителей.

 «Пройди – не задень»

Ходьба на носках, руки на поясе между предметами, поставленными на расстоянии 30 см один от другого (дистанция 2 м). Усложнение:  Девочке завязываем глаза, а мальчик с которым она находиться в паре, помогает ей пройти препятствия. Затем они меняются. Игра направлена на развитие доверительных отношений между девочками и мальчиками, а так же помогает воспитывать чувство ответственности за человека который слабее.

«По мостику»

Ходьба по гимнастической скамейке, перешагивая через предметы (набивной мяч, кубик), поставленные на расстоянии двух шагов ребенка (руки на поясе, за головой), при выполнении этого задания мальчики страхуют девочек. Данная игра дает возможность мальчикам почувствовать себя сильными, что они способны помочь девочке в случае падения,  так же   девочкам дается возможность почувствовать поддержку от мальчиков, что они всегда могут положиться на сильный пол.

 «Кому понадобится?»

Дети делятся на команды мальчиков и девочек,  строятся на одной линии друг за другом, в конце площадки ставится корзина,  с женскими и мужскими вещами (можно взять картинки с изображением),  первая пара добегает до корзины, девочка берет женскую вещь (изображение), мальчик мужскую

 

вещь (изображение), после этого возвращаются в конец строя, и так пока все вещи не будут собраны, выигрывает та команда, которая первая и без ошибок

соберет все вещи (картинки). Варианты: можно брать тематическими блоками: одежда, обувь, инструменты, посуда и т.д.  Данная игра позволяет расширить и закрепить знания детей о мужских и женских предметах обихода. 

 

2 БЛОК  «Подвижные игры, направленные на формирование умений согласовывать свои действия с действиями партнёров и способствующие формированию доброжелательного отношения детей друг к другу»

 

«Замри»

Одного ребенка выбирают льдинкой, а остальные разбегаются в разных направлениях, Льдинка считает до пяти, а затем догоняет убегающих, когда до тех дотрагивается льдинка, те замирают в широкой стойке. Чтобы разморозить их, другие дети должны проползти под ногами замороженных. Игра проводиться два-три раза по две-три минуты. Каждый раз выбирается новая льдинка. Данная игра воспитывает чувство взаимовыручки, так как разморозиться  дети  могут с помощью других детей, так же мы предлагали

условия при которых девочек могли разморозить только мальчики и наоборот.

 «Пожиратель рыб»

Водящий -  «пожиратель рыб» кричит : «Корабль!» - все дети бегут к той стене, на которую он указывает; кричит «Берег!» - они быстро меняют направление и бегут к противоположной стене. По сигналу «Пожиратель рыб!»  дети быстро падают на пол, на живот и соединяются при помощи рук, ног или тел с одним или более товарищей. Пожиратель рыб передвигается по залу, расставив руки, не касаясь игроков. Дети все «Вне опасности», если они

 

находятся в физическом контакте кем-либо из своих друзей. Как только Пожиратель рыб убедиться, что все соединены со всеми, он поддат сигнал «Спасены!» .В этот момент все дети вскакивают на ноги, берутся за руки и

кричат «Ура!» .Игра проводиться в течении 5-7 минут. Усложнение: по команде «Сардины!» все дети ложатся на пол как можно плотнее друг к другу;  по команде «Все рыбаки!»  дети садятся в колонну друг за другом все ноги врозь. По команде «Крабы!» встают в колонну в широкую стойку, наклоняются и соединяют руки. По команде «Сеть!»  дети встают в круг и соединяются друг с другом руками и ногами. Данная игра направлена на взаимодействие детей друг с другом и формирование доброжелательного отношения  между мальчиками и девочками.

 «Большая черепаха»

Группа из двух-шести детей  встает на четвереньки под большим черепашьем панцирем и пытается заставить черепаху двигаться в одном направлении.  В качестве панциря используется гимнастический мат или что подскажет ваша фантазия из подручных материалах, таких как большой лист картона или пластика, одеяла или просто ткани. Данная игра учит детей согласовывать свои действия, подчиняться общему решению (идти в определенное место), избегать конфликов.

 «Дракон»

Дети выстраиваются в колону, держатся за пояс впередистоящего. Первый – «Голова дракона», последний - «Хвост»,  по сигналу «Голова» старается достать до «Хвоста», а «Хвост» пытается увертываться в разные

стороны. Если «Голова» поймала «Хвост», то «Голова» становится «Хвостом», а следующий игрок,  «Головой».  Если дракон расцепился, значит он  погиб. Назначается новая «Голова» и новый «Хвост».

 «Приветики»

Под спокойную музыку дети медленно бегают в рассыпную и выполняют различные танцевальные движения. Музыка обрывается и дети

должны поприветствовать друг друга в парах необычным способом. Например, прижаться щека к щеке, рука к руке и т.д. Снова звучит музыка, дети танцуют, музыка обрывается и дети выбирают себе пару, чтобы поздороваться. Девочки выбирают себе в пару мальчиков, потом мальчики выбирают девочек, дети находят способы взаимодействия с

противоположным полом,  дети преодолевают смущение при выборе пары для приветствия, а так же смущение когда выбрали именно его, таким образом  у детей повышается самооценка.

 «Переправа на плотах»

Команды построены в колонны по одному перед стартовой чертой «На берегу», в руках у направляющего по два резиновых коврика -  «Плоты» .  По сигналу он кладет первый  коврик перед собой на пол и на него становятся три или четыре человека (в зависимости от длинны и ширины коврика). Затем направляющий кладет на пол второй коврик, и вся группа перебирается на него передавая первый коврик дальше. И так  поочередно, перескакивая с коврика на коврик, группа переправляется через «Реку», на противоположный «Берег», где участники остаются за финишной чертой, а один из игроков тем же способом возвращается назад за следующей группой. Игрокам не разрешается становиться ногами на пол. Участники, нарушившие это условие, выбывают из игры (считаются «утонувшими»). Выигрывает команда первой и без потерь закончившая «переправу». Игра формирует способность взаимодействовать детей друг с другом, способствует формированию чувства собственной значимости для всей команды.

«У кого мяч»

Дети встают в круг лицом к центру, руки за спиной. В центре круга водящий с закрытыми глазами. Ведущий дает маленький мяч любому из играющих.  Дети начинают незаметно передавать мяч по кругу за спинами. Водящий, открыв глаза, пытается определить, у кого мяч. Обращаясь к игроку : «Оля, покажи руки!». Ребенок, к которому обратился водящий

 

показывает руки и опять прячет их за спину. Мяч нельзя долго держать в руках. Нельзя водящему обращаться к детям по порядку. Если водящий определил у кого мяч, тот становится водящим.

 

 

3 БЛОК «Подвижные игры способствующие развитию сдержанности, самостоятельности, решительности, ответственности,

уверенности в себе»

 

«Сокровища и стражник»

Стражник с завязанными глазами сидит в углу, и охраняя (игрушки, конфеты). Игроки подкрадываются к нему и стараются что-нибудь забрать. Стражник может хватать грабителя за руку, если услышит, что тот хочет унести драгоценность. Если игрок пойман стражником – они меняются местами.

«Живая ноша»

На полу или на земле проводятся на расстоянии 1 м одна от другой – 2 параллельные линии. Посередине между нами становятся двое играющих. По сигналу ведущего каждый старается поднять соперника и перенести за свою черту, в свой город. Мальчики переносят, девочки стараются вытолкнуть за черту.

 «Кто кого пересилит»

На полу или на земле проводится черта. С обеих сторон на равном расстоянии (на пол шага) от нее друг против друга, взявшись за руки, становятся двое играющих, каждый из которых старается заставить соперника наступить на черту ногой. Перетягивание должно быть плавным. Рывки не разрешаются.

 

 

 «Отгадай ведущего»

Дети становятся в круг. Выбирают водящего, который выходит из круга и отходит в сторону на 4-5 м. Стоящие в кругу дети молча назначают ведущего. Ведущей выполняет разные  упражнения, а все повторяют за ним. Водящий входит в круг и с 3 попыток пытается отгадать ведущего. Если отгадал, то ведущий становится водящим. Задача ведущего незаметно изменять движения, выполнять упражнения, доступные всем детям.

 «Волк во рву»

Посередине площадки (зала) проводятся две параллельные линии на расстоянии 60-70 см одна за другой – это ров. Один из водящих (или двое) – волк, находится во рву. На этой же стороне площадки (в конце),

за линией, находится дом коз. На противоположенной стоне от рва - пастбище для коз. По сигналу педагога козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров. Волки выбегают изо рва, ловят коз. После каждой перебежки подсчитывается количество пойманных коз. А после двух перебежек водящие меняются.

 «Охотники и зайцы»

Из числа играющих выбирается охотник, остальные зайцы. Они сидят в кустах (за шнуром, скамейкой), на расстоянии 3-4 метров чертится круг - дом охотника. У его ног 2-3 малых мяча (тряпичных). По сигналу педагога зайцы выбегают на полянку, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу «Охотник!» зайцы убегают, а охотник стреляет в них. Т.е. бросает мячи (только в ноги). Те, в кого он попал мячом, идут в дом охотника. После повторения игры подсчитываются пойманные зайцы и выбирается новый охотник.

 «Ловля бабочек»

Педагог определяет по две пары водящих – дети с сачками. Остальные бабочки. По сигналу «Летите!» бабочки разлетаются (разбегаются) по всей площадке. По сигналу «Лови!» дети с сачками (двое детей, держась за руки)

ловят бабочек – соединяют руки вокруг бабочек и отводят их в условленное место. В то время, когда пойманных уводят, педагог говорит «Бабочки отдыхают, сели на цветок», дети приседают (пауза). По сигналу «Летите!» бабочки снова разлетаются. Через некоторое время подсчитываются пойманные бабочки, и выбираются другие водящие.

 «Кто раньше дойдет до середины»

Берутся две короткие круглые палки, к ним привязывается шнур длинной восемь-десять метров. Середину его отмечают ленточкой. Играющие берут палки и отходят друг от друга на столько, на сколько это позволяет длинна шнура. По сигналу дети начинают быстро вращаться палки обеим руками и, наматывая шнур на палку, продвигаться вперед. Выигрывает тот, кто раньше намотает шнур до ленты. В игре может принять участие неограниченное количество детей. Вариант

игры: выигравший получает возможность играть еще раз со следующим партнером.

 

Смотреть работу