Формирование основ экологической культуры у воспитанников дошкольной образовательной организации
МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с №47
Формирование основ экологической культуры у воспитанников
дошкольной образовательной организации
Колпакова Маргарита Аликсеевна
воспитатель
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..2
1.Создание условий в ДОО для формирования основ экологической культуры у воспитанников дошкольной образовательной организации……..5
2. Современные технологии, методы и приёмы формирования основ экологической культуры у воспитанников дошкольной образовательной организации………………………………………...……………………………..7
Заключение……………………………………………………………………...11
Литература………………………………………………………………………12
Введение
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле погибают всё новые и новые виды растений и животных. Мы физически страдаем от загрязнённости воздуха и почвы. Погружённые в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека.
Человек и природа - одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни. Природа щедра, но, черпая из ее кладовой, нельзя выбирать до донышка. Можно брать, но не разорять. Природа все настойчивее требует бережного внимательного к себе отношения.
Охрана окружающей среды, разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране - одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.
Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе, и практические умения, направленные на охрану природы.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Экологическое воспитание дошкольников обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачей знаний, где важное место имеет детский сад, являющийся начальной ступенью в формировании ответственного отношения детей к окружающей среде и здоровью человека.
На основе приобретенных детьми знаний, у детей формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Цель проектной работы: определить особенности организации образовательной деятельности педагога по формированию основ экологической культуры у воспитанников дошкольной образовательной организации.
Определены задачи проектной работы
-
изучить теоретические аспекты в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры;
-
обосновать и внедрить в деятельность группы разнообразные современные формы, методы работы в формировании у детей дошкольного возраста экологической культуры;
-
обогащать опыт формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры в семье, способствовать накоплению у родителей знаний и практических навыков грамотной организации работы в данном направлении.
-
Описать формы активного сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ экологической культуры у воспитанников дошкольной образовательной организации.
1.Создание условий в ДОО для формирования основ экологической культуры у воспитанников дошкольной образовательной организации
Начальным звеном системы непрерывного экологического образования является сфера дошкольного воспитания, т.к. именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение – он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.
Формирование экологической культуры осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.
И поэтому задачи педагогов должны сводиться к следующему:
1. Создавать условия для формирования элементарных первичных экологических представлений:
-
знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, , среде обитания и т. д. );
-
предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;
-
формировать эмоционально-положительное отношение к природе.
2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания:
-
знакомить с представителями живой и неживой природы;
-
рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;
-
способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;
-
знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;
-
способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;
-
создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды .
Для успешного решения поставленных задач в работе можно выделить следующие направления работы:
1.Изучение и проведения анализа методической литературы по данной теме.
2.Подбор эффективных форм, методов, средств в воспитании основ экологической культуры детей дошкольного возраста.
3.Организование предметно - развивающей среды согласно современным требованиям к её построению, с учетом возрастных индивидуальных особенностей детей.
4.Разработка учебно-методического комплекта, который включает в себя:
-
перспективно-тематическое планирование работы, циклограмму деятельности вне регламентированной образовательной деятельности (РОД) в формировании у детей дошкольного возраста экологической культуры.
2. Современные технологии, методы и приёмы формирования основ экологической культуры у воспитанников дошкольной образовательной организации
Новые цели и задачи образования обусловили и новое его содержание. А, следовательно, и новые формы, методы работы с дошкольниками.
Новизна представлена в методологическом обосновании экологического воспитания дошкольников, которое базируется на системном и естественнонаучном подходах. Системный подход позволяет упорядочить различные аспекты экологического воспитания детей в условиях детского сада и выстроить новую педагогическую систему. Естественнонаучный подход позволяет определить научную сущность экологического воспитания детей, возможность использования главных положений экологии (одного из направлений естествознания) в определении содержания педагогического процесса.
Разработана теоретическая модель системы экологического воспитания детей в дошкольном учреждении, ее структура включает пять функционально взаимосвязанных компонентов: основы экологии (теоретическое знание); дидактическая система знаний для детей; методы экологического воспитания; технологии экологического воспитания в детском саду детей разного возраста; управление экологическим воспитанием в ДОУ. Ведущим – системообразующим – компонентом является теоретическое знание – основы экологии, которое пронизывает и объединяет все остальные компоненты системы .
Выявлены три группы методов экологического воспитания детей в дошкольном учреждении, базирующиеся на типичных для этого периода видах деятельности: практические (создание и поддержание экологически правильных условий для растений и животных, находящихся в окружении детей, природоохранная деятельность); познавательные (наблюдение, общение педагога с детьми в повседневной жизни и на занятиях); «отобразительные» (игра, моделирование, изобразительная деятельность) .
Новая форма использования сюжетно-ролевой игры в воспитательно-образовательном процессе ознакомления детей с природой – разные виды игровых обучающих ситуаций (ИОС с игрушками-аналогами, куклами – персонажами сказок, с сюжетом «путешествия»), организованные воспитателем для решения дидактических задач, принципиально меняют ситуацию: учебная деятельность, преобразуясь в игровую, обеспечивает легкость в понимании и усвоении дошкольниками экологических знаний, отражающих причинно-следственные связи явлений, взаимосвязи объектов .
В реализации задач формирования экологической культуры большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы в группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, наметить экологическую тропу, выделить уголок «Зеленой аптеки», сделать ручеек, бассейн и т. д.
Объектами экологической тропы могут быть: редкие для данной местности растения или старые деревья, растущие на территории детского сада; лекарственные травы, специально высаженные на участке; уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения в природе; зона отдыха; питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы древесно-кустарниковых растений и цветов; участок для труда. Это может быть специально оборудованный уголок: столы, скамейки с навесом от солнца и дождя для труда детей по изготовлению сувениров из природного материала, скворечников, кормушек и т. д.
Объектами экологической тропы могут быть: редкие для данной местности растения или старые деревья, растущие на территории детского сада; лекарственные травы, специально высаженные на участке; уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения в природе; зона отдыха; питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы древесно-кустарниковых растений и цветов; участок для труда. Это может быть специально оборудованный уголок: столы, скамейки с навесом от солнца и дождя для труда детей по изготовлению сувениров из природного материала, скворечников, кормушек и т. д.
Так же в целях формирования основ экологической культуры у детей можно провести:
-маршруты поиска в рамках веб - квеста;
-использование метода решения проблемных ситуаций (имитационно - игровых и условно - вербальных);
-виртуальные игры - путешествия попарку;
-викторины «Путешествия одного дня»;
-виртуальные видео и фотоэкскурсии в мире природы.
Особенность формирования экологической культуры состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.
Работа с родителями осуществляется через использование следующих форм:
-
онлайн родительские собрания ;
-
наглядную агитацию;
-
семинар-практикумы, мастер-классы, родительская мастерская;
-виртуальные творческие галереи;
-создание стенгазет;
-персональный сайт группы в социальной сети работников образования.
Можно организовать и провести различные мероприятия по приобщению воспитанников и их семей к уважительному отношению к экологической культуре. Экологические праздники в этом играют весомую роль, и их примеры самые разнообразные: «Праздник птиц», «День земли», «Праздник русской берёзы», спортивно-экологический досуг «Загадки осеннего леса» и т.д.
Так же проводится работа с социумом, это посещение:
- Североморского музейно - вставочного комплекса;
- городского парка;
Заключение
Таким образом, формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста – поможет заложить в них бережное отношение к природе, усвоить нормы и правила окружающего их мира.
Потребность ребенка в общении с живой природой, поможет проявлению в них чуткости и доброты. А эстетическое чувство прекрасного и понимание природы, заставит проявлять такую необходимую в наше время инициативу в сохранении нашего прекрасного и ранимого окружающего мира.
Экологическое образование и воспитание должно вестись исподволь, ненавязчиво, без налета обязательности, систематически и планомерно, используя все виды деятельности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и воспитателя.
Самообразование воспитателя немыслимо без работы с воспитанниками и их родителями. Вышеуказанные мероприятия способствуют самообразованию воспитателя и повышению профессионального уровня. В работе с детьми воспитатель повышает свое профессиональное мастерство и компетентность, формируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества: умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков. Дети включаясь в организованную педагогом деятельность становятся активными на занятиях, проявляют интерес к разнообразным видам деятельности, у них формируется познавательная мотивация, познавательная активность, самостоятельность в выборе инструментов для решения поставленных целей, интерес к проектной деятельности.
Самообразование воспитателя немыслимо без работы с воспитанниками и их родителями. Вышеуказанные мероприятия способствуют самообразованию воспитателя и повышению профессионального уровня. В работе с детьми воспитатель повышает свое профессиональное мастерство и компетентность, формируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества: умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков. Дети включаясь в организованную педагогом деятельность становятся активными на занятиях, проявляют интерес к разнообразным видам деятельности, у них формируется познавательная мотивация, познавательная активность, самостоятельность в выборе инструментов для решения поставленных целей, интерес к проектной деятельности.
Литература
1. Ворбенец А.М. Развитие у старших дошкольников интереса к миру растений посредством моделирования//Детский сад: теория и практика.-2017.-№ 3.-С.60-71.
2. Газина О.М. Формирование экологических представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста//Познавательное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей/сост.Т.В.Волосовец, И.Л.Кириллов, Л.М.Кларина.- М.: Русское слово - учебник, 2015.-С.72-79.
3. Горбунова Е., Кабашова Л., Казацкая Л. Дидактические игры и упражнения экологической направленности. Для детей 5-8 лет//Дошкольное воспитание.-2017,-№8.-С.28.
4. Гримовская Л.М. Экологические проекты в детском саду//Детский сад: теория и практика.-2017.-№ 3.-С.72-79.
5. Еремина Т., Ещенко С. ИКТ и познавательное развитие. Для детей 6-8 лет//Дошкольное воспитание.-№11.-2018.-С.74-78.
6. Комарова И.И. Новые технологии в дошкольной образовательной организации// Детский сад: теория и практика. -№ 8. -2017. -С.60-75.