Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Формирование основ экологической культуры у воспитанников дошкольной образовательной организации

МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с №47

 

Формирование основ экологической культуры у воспитанников

дошкольной образовательной организации 

 

Колпакова Маргарита Аликсеевна

воспитатель

 

 

Содержание
 
Введение…………………………………………………………………………..2
1.Создание условий в ДОО для формирования основ экологической культуры у воспитанников дошкольной образовательной организации……..5
2. Современные технологии, методы и приёмы формирования основ экологической культуры у воспитанников дошкольной образовательной организации………………………………………...……………………………..7
Заключение……………………………………………………………………...11
Литература………………………………………………………………………12
 
Введение
 
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле погибают всё новые и новые виды растений и животных. Мы физически страдаем от загрязнённости воздуха и почвы. Погружённые в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека.
Человек и природа - одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни. Природа щедра, но, черпая из ее кладовой, нельзя выбирать до донышка. Можно брать, но не разорять. Природа все настойчивее требует бережного внимательного к себе отношения.
Охрана окружающей среды, разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране - одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.
Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе, и практические умения, направленные на охрану природы.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Экологическое воспитание дошкольников обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачей знаний, где важное место имеет детский сад, являющийся начальной ступенью в формировании ответственного отношения детей к окружающей среде и здоровью человека.
На основе приобретенных детьми знаний, у детей формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Цель проектной работы: определить особенности организации образовательной деятельности педагога по формированию основ экологической культуры у воспитанников дошкольной образовательной организации.
Определены задачи проектной работы
  • изучить теоретические аспекты в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры;
  • обосновать и внедрить в деятельность группы разнообразные современные формы, методы работы в формировании у детей дошкольного возраста экологической культуры;
  • обогащать опыт формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры в семье, способствовать накоплению у родителей знаний и практических навыков грамотной организации работы в данном направлении.
  • Описать формы активного сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ экологической культуры у воспитанников дошкольной образовательной организации.
1.Создание условий в ДОО для формирования основ экологической культуры у воспитанников дошкольной образовательной организации
Начальным звеном системы непрерывного экологического образования является сфера дошкольного воспитания, т.к. именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение – он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.
Формирование экологической культуры осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. 
И поэтому задачи педагогов  должны сводиться к следующему:
1. Создавать условия для формирования элементарных первичных экологических  представлений:
  • знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, , среде обитания и т. д. );
  • предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;
  • формировать эмоционально-положительное отношение к природе.
2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания:
  • знакомить с представителями живой и неживой природы;
  • рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;
  • способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;
  • знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;
  • способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;
  • создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды .
                  Для успешного решения поставленных задач в работе можно  выделить следующие направления работы:
1.Изучение и проведения анализа методической литературы по данной теме.
2.Подбор эффективных форм, методов, средств в воспитании основ экологической культуры детей дошкольного возраста.
3.Организование предметно - развивающей среды согласно современным требованиям к её построению, с учетом возрастных индивидуальных особенностей детей.
4.Разработка учебно-методического комплекта, который включает в себя:
  • перспективно-тематическое планирование работы, циклограмму деятельности вне регламентированной образовательной деятельности (РОД) в формировании у детей дошкольного возраста экологической культуры.
2. Современные технологии, методы и приёмы формирования основ экологической культуры у воспитанников дошкольной образовательной организации
 
Новые цели и задачи образования обусловили и новое его содержание. А, следовательно, и новые формы, методы работы с дошкольниками.
Новизна представлена в методологическом обосновании экологического воспитания дошкольников, которое базируется на системном и естественнонаучном подходах. Системный подход позволяет упорядочить различные аспекты экологического воспитания детей в условиях детского сада и выстроить новую педагогическую систему. Естественнонаучный подход позволяет определить научную сущность экологического воспитания детей, возможность использования главных положений экологии (одного из направлений естествознания) в определении содержания педагогического процесса.
Разработана теоретическая модель системы экологического воспитания детей в дошкольном учреждении, ее структура включает пять функционально взаимосвязанных компонентов: основы экологии (теоретическое знание); дидактическая система знаний для детей; методы экологического воспитания; технологии экологического воспитания в детском саду детей разного возраста; управление экологическим воспитанием в ДОУ. Ведущим – системообразующим – компонентом является теоретическое знание – основы экологии, которое пронизывает и объединяет все остальные компоненты системы .
Выявлены три группы методов экологического воспитания детей в дошкольном учреждении, базирующиеся на типичных для этого периода видах деятельности: практические (создание и поддержание экологически правильных условий для растений и животных, находящихся в окружении детей, природоохранная деятельность); познавательные (наблюдение, общение педагога с детьми в повседневной жизни и на занятиях); «отобразительные» (игра, моделирование, изобразительная деятельность) .
Новая форма использования сюжетно-ролевой игры в воспитательно-образовательном процессе ознакомления детей с природой – разные виды игровых обучающих ситуаций (ИОС с игрушками-аналогами, куклами – персонажами сказок, с сюжетом «путешествия»), организованные воспитателем для решения дидактических задач, принципиально меняют ситуацию: учебная деятельность, преобразуясь в игровую, обеспечивает легкость в понимании и усвоении дошкольниками экологических знаний, отражающих причинно-следственные связи явлений, взаимосвязи объектов .
В реализации задач формирования экологической культуры большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы в группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, наметить экологическую тропу, выделить уголок «Зеленой аптеки», сделать ручеек, бассейн и т. д.
Объектами экологической тропы могут быть: редкие для данной местности растения или старые деревья, растущие на территории детского сада; лекарственные травы, специально высаженные на участке; уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения в природе; зона отдыха;  питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы древесно-кустарниковых растений и цветов; участок для труда. Это может быть специально оборудованный уголок: столы, скамейки с навесом от солнца и дождя для труда детей по изготовлению сувениров из природного материала, скворечников, кормушек и т. д.
 
Так же в целях формирования основ экологической культуры у детей можно провести:
-маршруты поиска в рамках веб - квеста;
 
-использование метода решения проблемных ситуаций (имитационно - игровых и условно - вербальных);
-виртуальные игры - путешествия попарку;
-викторины «Путешествия одного дня»;
-виртуальные видео и фотоэкскурсии в мире природы.
Особенность формирования экологической культуры состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.
Работа с родителями осуществляется через использование следующих форм:
  •   онлайн родительские собрания ;
  • наглядную агитацию;
  • семинар-практикумы, мастер-классы, родительская мастерская;
-виртуальные творческие галереи;
-создание стенгазет;
-персональный сайт группы в социальной сети работников образования.
Можно  организовать и провести  различные мероприятия по приобщению воспитанников и их семей к уважительному отношению к экологической культуре. Экологические праздники в этом играют весомую роль, и их примеры самые разнообразные: «Праздник птиц», «День земли», «Праздник русской берёзы», спортивно-экологический досуг «Загадки осеннего леса» и т.д.
Так же проводится работа с социумом, это посещение:
- Североморского музейно - вставочного комплекса;
- городского парка;
 
Заключение
Таким образом, формирование основ  экологической  культуры  у детей дошкольного возраста  – поможет заложить в них бережное отношение к природе, усвоить нормы и правила окружающего их мира.
Потребность ребенка в общении с живой природой, поможет проявлению в них чуткости и доброты. А эстетическое чувство прекрасного и понимание природы, заставит проявлять такую необходимую в наше время инициативу в сохранении нашего прекрасного и ранимого окружающего мира.
Экологическое образование и воспитание должно вестись исподволь, ненавязчиво, без налета обязательности, систематически и планомерно, используя все виды деятельности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и воспитателя.
 Самообразование воспитателя немыслимо без работы с воспитанниками и их родителями. Вышеуказанные мероприятия способствуют самообразованию воспитателя и повышению профессионального уровня. В работе с детьми воспитатель повышает свое профессиональное мастерство и компетентность, формируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества: умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков. Дети включаясь в организованную педагогом деятельность становятся активными на занятиях, проявляют интерес к разнообразным видам деятельности, у них формируется познавательная мотивация, познавательная активность, самостоятельность в выборе инструментов для решения поставленных целей, интерес к проектной деятельности.
 
Литература
1. Ворбенец А.М. Развитие у старших дошкольников интереса к миру растений посредством моделирования//Детский сад: теория и практика.-2017.-№ 3.-С.60-71.
2. Газина О.М. Формирование экологических представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста//Познавательное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей/сост.Т.В.Волосовец, И.Л.Кириллов, Л.М.Кларина.- М.: Русское слово - учебник, 2015.-С.72-79.
3. Горбунова Е., Кабашова Л., Казацкая Л. Дидактические игры и упражнения экологической направленности. Для детей 5-8 лет//Дошкольное воспитание.-2017,-№8.-С.28.
4. Гримовская Л.М. Экологические проекты в детском саду//Детский сад: теория и практика.-2017.-№ 3.-С.72-79.
5. Еремина Т., Ещенко С. ИКТ и познавательное развитие. Для детей 6-8 лет//Дошкольное воспитание.-№11.-2018.-С.74-78.
6. Комарова И.И. Новые технологии в дошкольной образовательной организации// Детский сад: теория и практика. -№ 8. -2017. -С.60-75.