Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Физика и оружие Победы

Физика и оружие Победы

Внеклассное мероприятие по физике

Образовательная организация:   филиал МОУ «СОШ  п.Горный Краснопартизанского района  Саратовской области»  в с.Савельевка.

Автор: учитель физики первой квалификационной категории Русакова Лидия Николаевна.

 Домашний адрес: 413543 Саратовская область,Краснопартизанский район,с.Савельевка, ул.Ленинская, дом  23.

Телефон: 89271643303

E-mail:ODubcova@gmail.com Март, 2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В наше время идеи военно-патриотического воспитания определяются стратегией государственной политики в выборе ценностно-целевых установок жизнедеятельностиобщества, многообразием обновлённых образовательно-воспитательных структур. Важная роль при этом принадлежит и преподаванию физики, учебный материал которой позволяет учителю проводить патриотическое и военно-патриотическое воспитание школьников систематически и планомерно с первого года обучения предмета, т.е. с 7 класса, причём как на уроках, так и внеклассных занятиях по предмету. 

Патриотический материал в курсе физики предназначен пробудить благородные чувства, оставить в сознании детей глубокий след, воздействовать не только и не столько на ум, сколько на чувство.

Начиная   изучение физики, я уже с первого урока знакомлю учеников не только с физическими понятиями, но и с достижениями российской науки, именами русских людей, отдавших всю свою жизнь служению России. Отвожу время на уроке для знакомства ребят с детскими годами великих ученых, их портретами в детстве, пытаюсь донести до учащихся, что каждый их них гениален, только надо суметь открыть в себе эту искру божью.

Огромную помощь в работе оказывает  Интернет, где можно подобрать такие видеофильмы, которые позволяют увидеть описанные процессы, опыты, явления. Увидеть и услышать великих людей нашей эпохи.

Я совместно с обучающими собрала богатый материал по военно-патриотическому воспитанию, оформила картотеку. Этим материалом пользуемся практически на каждом уроке и внеклассных мероприятиях, которые ежегодно провожуна кануне Дня защитника Отечества, Дня космонавтики и Дня Победы.

Данное мероприятие я провожу в виде конкурсной игры, участниками которой являются школьники 12-14 лет, на кануне Дня Победы.

Цель этого мероприятия:довести до сознания обучающихся идею о том, что в жестокой борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны нужны были наряду с храбростью и мужеством знания, умелое и своевременное их использование, состоявшее из сочетания мысли и действия, находчивости и изобретательности.

Задачи:

  • расширить знаний обучающихся об истории ВОВ;
  • способствовать развитию познавательной активности, сообразительности, смекалки;
  • воспитывать обучающихся в духе преданности и любви к Отечеству.

Ожидаемые результаты: данное мероприятие должно вызвать у школьников  глубокоеуважения к тем людям, кто своим умом, трудом и подвигом приумножил славу нашей Родины.

Жюри: учителя, учащиеся, родители.

 Необходимое материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор с интерактивной доской,презентация «Физика и оружие Победы», диск с речью Молотова и песнями о войне,таблички с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. (12 экземпляров), бумажные красные звёздочки, пакеты с призами.

Играют: 6 обучающихся 7,8 классов – основные игроки,

6 обучающихся 9 класса – помощники (помогают основным игрокам,

когда они не знают ответа на вопрос задания)

Перечень использованной литература для обучающихся и учителя.

  1. И. Андреев «Боевые самолёты». М., «Молодая гвардия», 1981.
  2. И. Данишевский «Война. Народ. Победа» М., Политиздат, 1980.
  3. П. Кудрявцев «Курс истории физики» М., «Просвещение», 1974.
  4. М. Новиков «Творцы оружия» М., ДОСААФ, 1971.
  5. Г. Смирнов «Рассказы об оружии» М., «Детская литература», 1976.
  6. А. Чеботарёва «Воспитание учащихся и подготовка их к труду при обучении физике», М., «Просвещение», 1981.
  7. Журналы «Техника-молодёжи» 1970-1980 гг.

Сайты Интернет:

-http://ru.wikipedia.org/wiki/,

-http://tankimira.ru,

-http://www.alhimik.ru,

-http://liveussr.info/rubl.

Ведущий 1.Время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну. История ещё не знала такого массового героизма, мужества, стойкости и отваги, величия духа, какие были проявлены советским народом в годы войны. Никогда не забудется подвиг солдата, стоявшего на смерть, и подвиг ученых и конструкторов, инженеров и рабочих, которые своим самоотверженным трудом в институтах, лабораториях, цехах и шахтах вели небывалую битву за металл, топливо, за создание новых боеприпасов и новых видов оружия, продовольствия.

Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости и мужеству нашего народа, к героическим свершениям советской науки в годы минувшей войны и передать это следующему поколению.

Учитель. Наша конкурсная игра «Физика и оружие Победы» посвящается памяти всему Советскому народу, который героически перенес все тяготы военных дней.

Игра проводится в 3 тура. Игрокам будут зачитываться вопросы, для которых даны варианты ответов. Каждый должен поднять табличку с номером того варианта ответа, который считает правильным. За каждый правильный ответ – звездочка. Если основной игрок показал неверный ответ, а его помощник – верный ответ, то основному игроку так же дается звездочка. Победит в игре тот основной игрок, у которого будет больше звездочек в конце игры.

1 тур.

 Ведущий 2.В годы войны гитлеровская Германия была сильным противником. Она заранее готовилась к нападению: создала мощную военную промышленность и технику для массового уничтожения людей. Советские ученые, конструкторы и инженеры с первых же дней войны были полны решимости отдать все свои знания и силы, весь свой труд и опыт великому делу разгрома фашизма. «Все для фронта, все для победы!» – эти слова стали девизом миллионов. Развернувшаяся битва стала не только смертельной схваткой двух миров, но и «войной моторов», «дуэлью умов», «сражением мысли». Линия фронта как бы незримо прошла через конструкторские бюро и исследовательские институты. В них создавалось оружие Победы! Набатом звучал призыв: «Всегда опережать технику врага».

1.В течение всего нескольких дней сотрудники Института физических проблем под руководством академика выработали рекомендации по рациональному и безопасному обезвреживанию не взорвавшихся фугасных бомб. Им же была создана самая мощная и производительная в мире турбинная установка по производству жидкого кислорода, так необходимого для металлургической, авиационной, танковой промышленности и промышленности боеприпасов. Назовите фамилию этого академика? (П.Л. Капица).

2. Группа ученых была направлена в Севастополь для руководства работами, связанными с защитой кораблей Черноморского флота от вражеских магнитных мин. В трудных условиях первых месяцев войны, подвергаясь частым налетам вражеской авиации и артиллерийским обстрелам, вели ученые – патриоты свою ответственную работу. Одним из руководителей этой группы был ученый, которому в 1943 году правительство поручило возглавить работы в области атомной науки и техники, имевшие громадное государственное значение. Кто он? (И.В. Курчатов).

3. Научно – техническими работами по вопросам противовоздушной обороны занимались выдающиеся академики. Среди них был ученый, который специально для партизанских отрядов разработал термоэлектрогенератор. Он служил источником электропитания для радиоприемников и радиопередатчиков. Назовите фамилию этого ученого? (А.Ф. Иоффе).

4. Коллективы Государственного оптического института под чьим руководством и Института точной механики и оптики провели ряд исследований, которые позволили обеспечить нашу армию, авиацию и флот первоклассными оптическими приборами – дальномерами, стереотрубами, биноклями, перископами, прицелами. (С.И. Вавилов).

5. Группа во главе с кем изучила явление флаттера, с которым столкнулись наши летчики в ходе освоения скоростных машин, - внезапное разрушение самолета из-за появления вибраций. В результате были разработаны надежные меры предупреждения флаттера. У противника таких средств не было. (М.В. Келдыш).

 Ведущий 1. Создание танковой техники неразрывно с законами механики: для расчета броневых покрытий, конструкторы пользовались теорией прочности и сопротивления материалов, учитывая при этом энергию снарядов противотанковых пулеметов противника; для обеспечения необходимой маневренности машины и отдельных узлов нужно знать законы кинематики и динамики; особым образом рассчитывалась «скороходность» и «ударная сила» танка, зависящая от его массы и развиваемой скорости; немалую роль играл и выбор двигателя – его мощность, экономичность, безопасность в работе.

Учитель.

  1. Первый в мире тяжелый танк серийного производства. 7 ноября 1941 года сразу после парада на Красной площади советские танки двинулись на фронт под Тулу. С ходу вступили в бой. Танк, на котором был механиком – водителем комсомолец Григорьев подбил 2 вражеских танка. Но тут в разгаре боя что-то случилось с подачей топлива из баков к двигателю. Танк Григорьева замер. Врагов за интересовала новая советская машина. Они решили перетащить танк к себе в тыл. Два! вражеских танка взяли стальными тросами танк Григорьева на буксир. К этому времени отважный танкист подключил запасные баки с топливом, и его могучая машина потащила за собой оба неприятельских танка. Григорьев приволок их в распоряжение своей части. За это танкист был удостоен звания Героя Советского Союза. Смышленый танкист: он на малой скорости при постоянной мощности двигателя увеличил силу тяги танка. О каком танке шла речь? (К.В. –Клим Ворошилов).
  2. На полях сражений появились тяжелые немецкие танки – «тигры» и «королевские тигры». Однако эти машины недолго были хозяевами полей сражений. Наши конструкторы удачно решили вопрос об улучшении бронирования и сохранения в достаточной мере подвижности новой машины. Была создана серия таких танков. Каких танков? До конца войны эти танки оставались самыми мощными в мире. Танки этой серии называют танками Победы. Танк этой серии командиром, которого был лейтенант Гончаренко первым прошел по улицам Праги 9 мая 1945 года. На подходе к немецким баррикадам пуля настигла Гончаренко, приоткрывшего крышку люка. Танк лейтенанта Гончаренко надолго остался в Праге на гранитном постаменте на одной из улиц. (ИС –1- Иосиф Сталин).
  3. О каком танке говорили, что он – наиболее замечательный образец наступательного оружия второй мировой войны, по свидетельству наших врагов, «бесспорно подлинным шедевром военной техники». «Эти танки прошли всю войну от начала до конца, - писал маршал Конев – и не было лучшей боевой машины ни в одной армии». Ни один танк не мог идти с ним в сравнение – ни американский, ни английский, ни немецкий. Его отличали высокая маневренность, компактность конструкции, небольшие габариты, приземистость, которая повышала его неуязвимость и вместе с тем помогала вписываться в местность, маскироваться. У него была хорошая проходимость из-за малого давления на грунт, хороший двигатель, неплохая броня, не только самая толстая, но и из-за самых выгодных углов ее наклона она была пуленепробиваемая. У каждого оружия был свой час. У этого танка – Сталинградская битва. (Т – 34).

Ведуший 2.

Задание 3. Презентация: 7 слайд.

За 4 года войны в серийное производство было запущено 25! новых и модернизированных типов самолетов. Основой авиации явилось прежде всего аэродинамика, наука изучающая движение тел в воздухе и причины возникновения подъемной силы и сопротивления перемещению.

Презентация: 8 слайд.

Учитель.

  1. Самый легкий и маневренный самолет – истребитель второй мировой войны. На них летал женский полк под командованием М. Расковой. Об этом самолете говорили: «На нем вдвоем можно драться против четверых, а вчетвером – против шестнадцати». Высота полета 12 км.  Для подъема на 5 км ему требовалось всего 4,1 минуты. На этих самолетах летали летчики полка «Нормандия – Неман». Самолет для асов. О каком самолете идет речь? (Як – 3)
  2. Самолет-истребитель. На нем летал трижды Герой Советского Союза И.Н.Кожедуб. Он сбил 63 вражеских самолета. Трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин тоже летал на таком самолете в конце войны. Этот самолет хорошо вооружен. Что это за самолет? (Ла-5).
  3. Самолет-штурмовик. С первых дней войны и до последнего дня – грозная опасность для фашистов. «Летающий танк», «черная смерть» – называли эти самолеты враги. Даже один самолет наносил противнику такие потери, словно действовал целый авиационный полк. Ему не требовалось бетонных полос для взлета и посадки. «Труженики войны». Таких самолетов не было ни у немцев, ни у союзников. Летчикам-штурмовикам была оказана высокая честь. 1 мая 1945 года. Шли бои, горел Рейхстаг, в темных тоннелях берлинского метро трещали автоматные очереди, а в дымном небе над вражеской столицей прошел в сопровождении почетного эскорта истребителей строй штурмовиков. Прославленные в боях машины несли огромные кумачевые полотнища, на которых были выведены слова: «Да здравствует 1 Мая!», «Победа!». О  каком самолете шла речь? (Ил-2).

Презентация: 9 слайд.

Ведущий 1

Ведущий 2.

Задание 4.

1.Подводная лодка, какого типа самая большая из всех советских подводных кораблей, участвовавших в военных сражениях? («К»).

  1. Подводная лодка, какого типа уничтожала врага на Балтийском море и участвовала в прорыве блокады Севастополя? («Щ»).
  2. Подводная лодка, какого типа  самый малый подводный минный заградитель? («М»).

 

Учитель.

Заканчивается 1 тур подсчётом звёздочек.  Из  6 человек основных игроков остаётся  четверо, которые будут участвовать во 2 туре.

2 тур.

Ведущий 1.За одну минуту написать фамилии участников Великой Отечественной войны уроженцев наших сёл: Савельевка, Родионовка, Еменец. Фамилии пишут все: основные игроки и их помощники. У кого из игроков будет больше написано фамилий, тому предлагается выбрать себе пакет, в котором находится приз. Если этот приз не понравится, то игрок отдаёт одну звёздочку и выбирает другой пакет с призом. Тот помощник, который больше всех написал фамилий, получает приз, а основной игрок – звёздочку.

Учитель.Пока участники игры выполняют задание, проводится игра со зрителями.

Перечислите великие сражения Великой Отечественной войны. Тому, кто перечислит все шесть великих сражений, вручается приз.

Презентация: 12-19 слайды.

Ведущие.

Учитель. Заканчивается 2 тур подсчётом фамилий участников Великой Отечественной войны. Тот, кто написал меньше фамилий, получает приз. В третьем туре будут участвовать трое игроков.

3 тур.

Учитель.

Задание 1. На всех видах военной техники применялись тепловые двигатели.

Презентация: 20-21 слайды.

 1. Какой двигатель устанавливался на самолётах Пе-2Р, которые появились к осени 1944 г.? Он служил для увеличения горизонтальной скорости полёта, скороподъёмности, облегчения старта. Их установкой занимался  С.П. Королёв.(4).

2.К началу военных действий был создан в нашей стране первый образец совершенно нового грозного оружия – гвардейский миномёт БМ-13, вскоре любовно названный в народе «Катюша» (11 шт). Первые выстрелы по врагу батарея из 7 реактивных миномётов произвела 14 июля 1941 г. в районе г. Орши. Командовал батареей капитан И.А. Флеров. Первый «Катюши» монтировались на грузовых автомобилях ЗИС-6. Каким был у этих машин двигатель? (1)

  1. А.Ф. Иоффе создал для партизан «партизанский котелок» – термогенератор для радиосвязи. Он был собран из нескольких десятков,каких источников? (2)
  2. Какие элементы устанавливали во взрывателях ежовых мин? (4)
  3. Какие источники тока были на транспортных и боевых машинах и служили основным источником энергии при движении подводных лодок? (1)

Задание 3.

Презентация: 23 слайд.

Дополните предложения.
  1. У пулемёта Дегтярёва после 50 выстрелов, непрерывно следующих друг за другом, температура повышалась до 120С. Чтобы избежать ожогов, детали, которые надо было брать руками, изготавливались из дерева, чтобы уменьшить … (теплопроводность).
  2. Во время войны колонна автомашин иногда уходила из зоны бомбардировки резко увеличивая или уменьшая …(скорость).
  3. Иногда самолёты заходя на бомбардировку в пике падали некоторое время вместе с бомбовым грузом. Этот элемент пилотажа выполнялся для того, чтобы повысить… (точность попадания).
  4. Эффективность огнестрельного оружия характеризуется скоростью пуль и снарядов, поскольку от неё зависили… (дальность полёта, ударное действие).
  5. В кадрах кинофильма «Направление главного удара» был показан способ перехода через топь болота в «мокроступах». Этот способ предложили солдаты для того, чтобы уменьшить…(давление).

3 тур заканчивается подсчётом звёздочек у основных игроков.

В финал игры выходят 2 игрока.

Финал игры.

 Ведущий 1. Финалистам предлагается за 1 минуту  из слова МИНОИСКАТЕЛЬ  составить существительные в именительном падеже единственного числа. Тот игрок, у которого наибольшее количество звёздочек, начинает называть составленные слова первым.

         Условие финальной игры:

  • тот игрок, у которого закончились слова, отдаёт свою звёздочку;
  • если закончились звёздочки, то игрок зовёт помощника;
  • если у игроков равное количество слов, то побеждает то, у кого больше звёздочек;
  • игрок, у которого меньше звёздочек, получает приз.

Учитель.Для победителя игры настал ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС. Ему предлагается поделиться впечатлениями от игры и вручается приз.

Презентация: 24-28 слайды.

Ведущий 1.