Физика и оружие Победы
Физика и оружие Победы
Внеклассное мероприятие по физике
Образовательная организация: филиал МОУ «СОШ п.Горный Краснопартизанского района Саратовской области» в с.Савельевка.
Автор: учитель физики первой квалификационной категории Русакова Лидия Николаевна.
Домашний адрес: 413543 Саратовская область,Краснопартизанский район,с.Савельевка, ул.Ленинская, дом 23.
Телефон: 89271643303
E-mail:ODubcova@gmail.com Март, 2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В наше время идеи военно-патриотического воспитания определяются стратегией государственной политики в выборе ценностно-целевых установок жизнедеятельностиобщества, многообразием обновлённых образовательно-воспитательных структур. Важная роль при этом принадлежит и преподаванию физики, учебный материал которой позволяет учителю проводить патриотическое и военно-патриотическое воспитание школьников систематически и планомерно с первого года обучения предмета, т.е. с 7 класса, причём как на уроках, так и внеклассных занятиях по предмету.
Патриотический материал в курсе физики предназначен пробудить благородные чувства, оставить в сознании детей глубокий след, воздействовать не только и не столько на ум, сколько на чувство.
Начиная изучение физики, я уже с первого урока знакомлю учеников не только с физическими понятиями, но и с достижениями российской науки, именами русских людей, отдавших всю свою жизнь служению России. Отвожу время на уроке для знакомства ребят с детскими годами великих ученых, их портретами в детстве, пытаюсь донести до учащихся, что каждый их них гениален, только надо суметь открыть в себе эту искру божью.
Огромную помощь в работе оказывает Интернет, где можно подобрать такие видеофильмы, которые позволяют увидеть описанные процессы, опыты, явления. Увидеть и услышать великих людей нашей эпохи.
Я совместно с обучающими собрала богатый материал по военно-патриотическому воспитанию, оформила картотеку. Этим материалом пользуемся практически на каждом уроке и внеклассных мероприятиях, которые ежегодно провожуна кануне Дня защитника Отечества, Дня космонавтики и Дня Победы.
Данное мероприятие я провожу в виде конкурсной игры, участниками которой являются школьники 12-14 лет, на кануне Дня Победы.
Цель этого мероприятия:довести до сознания обучающихся идею о том, что в жестокой борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны нужны были наряду с храбростью и мужеством знания, умелое и своевременное их использование, состоявшее из сочетания мысли и действия, находчивости и изобретательности.
Задачи:
- расширить знаний обучающихся об истории ВОВ;
- способствовать развитию познавательной активности, сообразительности, смекалки;
- воспитывать обучающихся в духе преданности и любви к Отечеству.
Ожидаемые результаты: данное мероприятие должно вызвать у школьников глубокоеуважения к тем людям, кто своим умом, трудом и подвигом приумножил славу нашей Родины.
Жюри: учителя, учащиеся, родители.
Необходимое материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор с интерактивной доской,презентация «Физика и оружие Победы», диск с речью Молотова и песнями о войне,таблички с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. (12 экземпляров), бумажные красные звёздочки, пакеты с призами.
Играют: 6 обучающихся 7,8 классов – основные игроки,
6 обучающихся 9 класса – помощники (помогают основным игрокам,
когда они не знают ответа на вопрос задания)
Перечень использованной литература для обучающихся и учителя.
- И. Андреев «Боевые самолёты». М., «Молодая гвардия», 1981.
- И. Данишевский «Война. Народ. Победа» М., Политиздат, 1980.
- П. Кудрявцев «Курс истории физики» М., «Просвещение», 1974.
- М. Новиков «Творцы оружия» М., ДОСААФ, 1971.
- Г. Смирнов «Рассказы об оружии» М., «Детская литература», 1976.
- А. Чеботарёва «Воспитание учащихся и подготовка их к труду при обучении физике», М., «Просвещение», 1981.
- Журналы «Техника-молодёжи» 1970-1980 гг.
Сайты Интернет:
-http://ru.wikipedia.org/wiki/,
-http://tankimira.ru,
Ведущий 1.Время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну. История ещё не знала такого массового героизма, мужества, стойкости и отваги, величия духа, какие были проявлены советским народом в годы войны. Никогда не забудется подвиг солдата, стоявшего на смерть, и подвиг ученых и конструкторов, инженеров и рабочих, которые своим самоотверженным трудом в институтах, лабораториях, цехах и шахтах вели небывалую битву за металл, топливо, за создание новых боеприпасов и новых видов оружия, продовольствия.
Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости и мужеству нашего народа, к героическим свершениям советской науки в годы минувшей войны и передать это следующему поколению.
Учитель. Наша конкурсная игра «Физика и оружие Победы» посвящается памяти всему Советскому народу, который героически перенес все тяготы военных дней.
Игра проводится в 3 тура. Игрокам будут зачитываться вопросы, для которых даны варианты ответов. Каждый должен поднять табличку с номером того варианта ответа, который считает правильным. За каждый правильный ответ – звездочка. Если основной игрок показал неверный ответ, а его помощник – верный ответ, то основному игроку так же дается звездочка. Победит в игре тот основной игрок, у которого будет больше звездочек в конце игры.
1 тур.
Ведущий 2.В годы войны гитлеровская Германия была сильным противником. Она заранее готовилась к нападению: создала мощную военную промышленность и технику для массового уничтожения людей. Советские ученые, конструкторы и инженеры с первых же дней войны были полны решимости отдать все свои знания и силы, весь свой труд и опыт великому делу разгрома фашизма. «Все для фронта, все для победы!» – эти слова стали девизом миллионов. Развернувшаяся битва стала не только смертельной схваткой двух миров, но и «войной моторов», «дуэлью умов», «сражением мысли». Линия фронта как бы незримо прошла через конструкторские бюро и исследовательские институты. В них создавалось оружие Победы! Набатом звучал призыв: «Всегда опережать технику врага».
1.В течение всего нескольких дней сотрудники Института физических проблем под руководством академика выработали рекомендации по рациональному и безопасному обезвреживанию не взорвавшихся фугасных бомб. Им же была создана самая мощная и производительная в мире турбинная установка по производству жидкого кислорода, так необходимого для металлургической, авиационной, танковой промышленности и промышленности боеприпасов. Назовите фамилию этого академика? (П.Л. Капица).
2. Группа ученых была направлена в Севастополь для руководства работами, связанными с защитой кораблей Черноморского флота от вражеских магнитных мин. В трудных условиях первых месяцев войны, подвергаясь частым налетам вражеской авиации и артиллерийским обстрелам, вели ученые – патриоты свою ответственную работу. Одним из руководителей этой группы был ученый, которому в 1943 году правительство поручило возглавить работы в области атомной науки и техники, имевшие громадное государственное значение. Кто он? (И.В. Курчатов).
3. Научно – техническими работами по вопросам противовоздушной обороны занимались выдающиеся академики. Среди них был ученый, который специально для партизанских отрядов разработал термоэлектрогенератор. Он служил источником электропитания для радиоприемников и радиопередатчиков. Назовите фамилию этого ученого? (А.Ф. Иоффе).
4. Коллективы Государственного оптического института под чьим руководством и Института точной механики и оптики провели ряд исследований, которые позволили обеспечить нашу армию, авиацию и флот первоклассными оптическими приборами – дальномерами, стереотрубами, биноклями, перископами, прицелами. (С.И. Вавилов).
5. Группа во главе с кем изучила явление флаттера, с которым столкнулись наши летчики в ходе освоения скоростных машин, - внезапное разрушение самолета из-за появления вибраций. В результате были разработаны надежные меры предупреждения флаттера. У противника таких средств не было. (М.В. Келдыш).
Ведущий 1. Создание танковой техники неразрывно с законами механики: для расчета броневых покрытий, конструкторы пользовались теорией прочности и сопротивления материалов, учитывая при этом энергию снарядов противотанковых пулеметов противника; для обеспечения необходимой маневренности машины и отдельных узлов нужно знать законы кинематики и динамики; особым образом рассчитывалась «скороходность» и «ударная сила» танка, зависящая от его массы и развиваемой скорости; немалую роль играл и выбор двигателя – его мощность, экономичность, безопасность в работе.
Учитель.
- Первый в мире тяжелый танк серийного производства. 7 ноября 1941 года сразу после парада на Красной площади советские танки двинулись на фронт под Тулу. С ходу вступили в бой. Танк, на котором был механиком – водителем комсомолец Григорьев подбил 2 вражеских танка. Но тут в разгаре боя что-то случилось с подачей топлива из баков к двигателю. Танк Григорьева замер. Врагов за интересовала новая советская машина. Они решили перетащить танк к себе в тыл. Два! вражеских танка взяли стальными тросами танк Григорьева на буксир. К этому времени отважный танкист подключил запасные баки с топливом, и его могучая машина потащила за собой оба неприятельских танка. Григорьев приволок их в распоряжение своей части. За это танкист был удостоен звания Героя Советского Союза. Смышленый танкист: он на малой скорости при постоянной мощности двигателя увеличил силу тяги танка. О каком танке шла речь? (К.В. –Клим Ворошилов).
- На полях сражений появились тяжелые немецкие танки – «тигры» и «королевские тигры». Однако эти машины недолго были хозяевами полей сражений. Наши конструкторы удачно решили вопрос об улучшении бронирования и сохранения в достаточной мере подвижности новой машины. Была создана серия таких танков. Каких танков? До конца войны эти танки оставались самыми мощными в мире. Танки этой серии называют танками Победы. Танк этой серии командиром, которого был лейтенант Гончаренко первым прошел по улицам Праги 9 мая 1945 года. На подходе к немецким баррикадам пуля настигла Гончаренко, приоткрывшего крышку люка. Танк лейтенанта Гончаренко надолго остался в Праге на гранитном постаменте на одной из улиц. (ИС –1- Иосиф Сталин).
- О каком танке говорили, что он – наиболее замечательный образец наступательного оружия второй мировой войны, по свидетельству наших врагов, «бесспорно подлинным шедевром военной техники». «Эти танки прошли всю войну от начала до конца, - писал маршал Конев – и не было лучшей боевой машины ни в одной армии». Ни один танк не мог идти с ним в сравнение – ни американский, ни английский, ни немецкий. Его отличали высокая маневренность, компактность конструкции, небольшие габариты, приземистость, которая повышала его неуязвимость и вместе с тем помогала вписываться в местность, маскироваться. У него была хорошая проходимость из-за малого давления на грунт, хороший двигатель, неплохая броня, не только самая толстая, но и из-за самых выгодных углов ее наклона она была пуленепробиваемая. У каждого оружия был свой час. У этого танка – Сталинградская битва. (Т – 34).
Ведуший 2.
Задание 3. Презентация: 7 слайд.
За 4 года войны в серийное производство было запущено 25! новых и модернизированных типов самолетов. Основой авиации явилось прежде всего аэродинамика, наука изучающая движение тел в воздухе и причины возникновения подъемной силы и сопротивления перемещению.
Презентация: 8 слайд.
Учитель.
- Самый легкий и маневренный самолет – истребитель второй мировой войны. На них летал женский полк под командованием М. Расковой. Об этом самолете говорили: «На нем вдвоем можно драться против четверых, а вчетвером – против шестнадцати». Высота полета 12 км. Для подъема на 5 км ему требовалось всего 4,1 минуты. На этих самолетах летали летчики полка «Нормандия – Неман». Самолет для асов. О каком самолете идет речь? (Як – 3)
- Самолет-истребитель. На нем летал трижды Герой Советского Союза И.Н.Кожедуб. Он сбил 63 вражеских самолета. Трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин тоже летал на таком самолете в конце войны. Этот самолет хорошо вооружен. Что это за самолет? (Ла-5).
- Самолет-штурмовик. С первых дней войны и до последнего дня – грозная опасность для фашистов. «Летающий танк», «черная смерть» – называли эти самолеты враги. Даже один самолет наносил противнику такие потери, словно действовал целый авиационный полк. Ему не требовалось бетонных полос для взлета и посадки. «Труженики войны». Таких самолетов не было ни у немцев, ни у союзников. Летчикам-штурмовикам была оказана высокая честь. 1 мая 1945 года. Шли бои, горел Рейхстаг, в темных тоннелях берлинского метро трещали автоматные очереди, а в дымном небе над вражеской столицей прошел в сопровождении почетного эскорта истребителей строй штурмовиков. Прославленные в боях машины несли огромные кумачевые полотнища, на которых были выведены слова: «Да здравствует 1 Мая!», «Победа!». О каком самолете шла речь? (Ил-2).
Презентация: 9 слайд.
Ведущий 1
Ведущий 2.
Задание 4.
1.Подводная лодка, какого типа самая большая из всех советских подводных кораблей, участвовавших в военных сражениях? («К»).
- Подводная лодка, какого типа уничтожала врага на Балтийском море и участвовала в прорыве блокады Севастополя? («Щ»).
- Подводная лодка, какого типа самый малый подводный минный заградитель? («М»).
Учитель.
Заканчивается 1 тур подсчётом звёздочек. Из 6 человек основных игроков остаётся четверо, которые будут участвовать во 2 туре.
2 тур.
Ведущий 1.За одну минуту написать фамилии участников Великой Отечественной войны уроженцев наших сёл: Савельевка, Родионовка, Еменец. Фамилии пишут все: основные игроки и их помощники. У кого из игроков будет больше написано фамилий, тому предлагается выбрать себе пакет, в котором находится приз. Если этот приз не понравится, то игрок отдаёт одну звёздочку и выбирает другой пакет с призом. Тот помощник, который больше всех написал фамилий, получает приз, а основной игрок – звёздочку.
Учитель.Пока участники игры выполняют задание, проводится игра со зрителями.
Перечислите великие сражения Великой Отечественной войны. Тому, кто перечислит все шесть великих сражений, вручается приз.
Презентация: 12-19 слайды.
Ведущие.
Учитель. Заканчивается 2 тур подсчётом фамилий участников Великой Отечественной войны. Тот, кто написал меньше фамилий, получает приз. В третьем туре будут участвовать трое игроков.
3 тур.
Учитель.
Задание 1. На всех видах военной техники применялись тепловые двигатели.
Презентация: 20-21 слайды.
1. Какой двигатель устанавливался на самолётах Пе-2Р, которые появились к осени 1944 г.? Он служил для увеличения горизонтальной скорости полёта, скороподъёмности, облегчения старта. Их установкой занимался С.П. Королёв.(4).
2.К началу военных действий был создан в нашей стране первый образец совершенно нового грозного оружия – гвардейский миномёт БМ-13, вскоре любовно названный в народе «Катюша» (11 шт). Первые выстрелы по врагу батарея из 7 реактивных миномётов произвела 14 июля 1941 г. в районе г. Орши. Командовал батареей капитан И.А. Флеров. Первый «Катюши» монтировались на грузовых автомобилях ЗИС-6. Каким был у этих машин двигатель? (1)
- А.Ф. Иоффе создал для партизан «партизанский котелок» – термогенератор для радиосвязи. Он был собран из нескольких десятков,каких источников? (2)
- Какие элементы устанавливали во взрывателях ежовых мин? (4)
- Какие источники тока были на транспортных и боевых машинах и служили основным источником энергии при движении подводных лодок? (1)
Задание 3.
Презентация: 23 слайд.
Дополните предложения.
- У пулемёта Дегтярёва после 50 выстрелов, непрерывно следующих друг за другом, температура повышалась до 120С. Чтобы избежать ожогов, детали, которые надо было брать руками, изготавливались из дерева, чтобы уменьшить … (теплопроводность).
- Во время войны колонна автомашин иногда уходила из зоны бомбардировки резко увеличивая или уменьшая …(скорость).
- Иногда самолёты заходя на бомбардировку в пике падали некоторое время вместе с бомбовым грузом. Этот элемент пилотажа выполнялся для того, чтобы повысить… (точность попадания).
- Эффективность огнестрельного оружия характеризуется скоростью пуль и снарядов, поскольку от неё зависили… (дальность полёта, ударное действие).
- В кадрах кинофильма «Направление главного удара» был показан способ перехода через топь болота в «мокроступах». Этот способ предложили солдаты для того, чтобы уменьшить…(давление).
3 тур заканчивается подсчётом звёздочек у основных игроков.
В финал игры выходят 2 игрока.
Финал игры.
Ведущий 1. Финалистам предлагается за 1 минуту из слова МИНОИСКАТЕЛЬ составить существительные в именительном падеже единственного числа. Тот игрок, у которого наибольшее количество звёздочек, начинает называть составленные слова первым.
Условие финальной игры:
- тот игрок, у которого закончились слова, отдаёт свою звёздочку;
- если закончились звёздочки, то игрок зовёт помощника;
- если у игроков равное количество слов, то побеждает то, у кого больше звёздочек;
- игрок, у которого меньше звёздочек, получает приз.
Учитель.Для победителя игры настал ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС. Ему предлагается поделиться впечатлениями от игры и вручается приз.
Презентация: 24-28 слайды.
Ведущий 1.