Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Фестиваль, посвящённый памяти поэта, писателя военной поры Константина Симонова Сценарий внеклассного мероприятия "Да, мы живём, не забывая"

ГПОУ «Киселёвский педагогический колледж» Кемеровская область – Кузбасс

 

Фестиваль, посвящённый памяти поэта, писателя военной поры

Константина Симонова

Сценарий внеклассного мероприятия "Да, мы живём, не забывая"

 

Шаляпина Ирина Викторовна – преподаватель истории

Попова Зоя Николаевна – преподаватель музыки

 

Цель: формирование активной жизненной позиции гражданина – патриота, гордящегося своей Родиной, воспитание любви к Родине (на примере жизни и творчества поэта и писателя военной поры К. Симонова).
         
          Возраст обучающихся – 16-18 лет
          Форма проведения - фестиваль
 
Сценарий внеклассного мероприятия
 
«Да, мы живём, не забывая»
(фестиваль, посвящённый памяти поэта,
писателя военной поры Константина Симонова)
 
Цель: формирование активной жизненной позиции гражданина – патриота, гордящегося своей Родиной, воспитание любви к Родине (на примере жизни и творчества поэта и писателя военной поры К. Симонова).
 
Ход мероприятия
 
- Танцевальная композиция на песню В. Цоя  «Кукушка»
 
-на фоне торжественной величественной музыки  - И.С. Бах «Сарабанда»
 
Память... Она имеет начало, но не имеет конца. Более 75 лет отделяют нас от суровых и грозных лет Великой Отечественной войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа эту самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.
Памяти военного писателя, поэта, драматурга, сценариста, журналиста и общественного деятеля Константина Симонова посвящается.
 
Константин Михайлович Симонов – писатель военной поры. Среди других он был одним из наиболее подготовленных в военно-профессиональном отношении, глубоко знавшим военное дело, природу военного искусства, его морально-психологические аспекты. Биографы объясняют это тем, что он рос и воспитывался в семье кадрового офицера, в военной среде.
 
Константин Симонов родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде. Его отец Михаил Симонов был полковником Генерального штаба и пропал без вести в годы первой мировой войны. Мать, урожденная княжна Александра Оболенская, в 1919 г. с сыном переехала в Рязань, где вышла замуж за преподавателя военного дела бывшего полковника царской армии Александра Иванишева, который оказал сильное влияние на жизненные принципы будущего писателя.
Детские годы прошли в Рязани и Саратове. Семья была военная, жила в командирских общежитиях. Вынесенные из военной службы привычки –  требовательность к себе и окружающим, дисциплинированность, сдержанность – формировали особую семейную атмосферу. Военные навсегда останутся для Симонова людьми особой выделки – им навсегда захочется подражать.
 
Симонов вошёл в литературу громко, быстро получил известность. Первые его произведения появились в печати в 1934 г. В 1938 г. он окончил Литературный институт имени Горького. 
В конце 1930-х опубликовал свои поэмы. Первая – «Павел Черный», прославляла строителей Беломорско-Балтийского канала. В «Автобиографии» поэма упоминается как первый трудный опыт, увенчавшийся литературным успехом.
 
В 1939 г. в качестве военного корреспондента газеты «Героическая красноармейская» был направлен на Халхин-Гол в Монголию. Именно там созрел талант Симонова. Он встретился с друзьями и прототипами будущих произведений.
 
Песня «Походная Халхин-гольская» (звучит в записи)
 
Из степей Симонов вернулся с новым циклом стихов – «Соседям по юрте» - и опытом фронтовой работы. «С Халхин-Гола, - говорил он, - я вернулся, уже начав понимать, каким должен быть военный журналист. «Героическая красноармейская» была для меня прежде всего школой газетного темпа. Я усвоил простую истину: нечего засиживаться, застревать в редакции, нужно ехать на передовую, видеть все своими глазами, быстро писать, быстро доставлять материалы в редакцию, быстро уезжать снова на фронт. Таков был стиль «Героическойкрасноармейской», и этот опыт я запомнил на всю жизнь».
Это был бесценный опыт, но его одного было мало. Вернувшись, он заканчивает курсы военных корреспондентов, получив воинское звание интенданта второго ранга.
Незадолго до отъезда на Халхин-гол он поменял свое имя и вместо изначального Кирилл взял псевдоним Константин Симонов.
Тогда же Симонов пишет и ставит свои первые пьесы – «История одной любви», «Парень из нашего города».
 
Довоенная поэзия Симонова отличается тематическим и сюжетным разнообразием. С середины 30-х годов в стихи К. Симонова входит предчувствие войны:
 
- на фоне  звучания мелодии из кинофильма
«Свой среди чужих, чужой среди своих»:
…Так на войне
Товарища из-под огня
Боец выносит на спине.
И если под сплошным огнем
Он рухнет с ношею во тьму,
Другой, шинель стянув ремнем,
Пойдет на выручку к нему.
 
С началом Великой Отечественной войны Симонов был призван в действующую армию на Западный фронт: был собственным корреспондентом газет «Красная Звезда», «Правда», «Комсомольская правда», «Боевое знамя». В 1942 г. ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 – звание подполковника, после войны – полковника.
Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». Симонов стал одним из лучших военных журналистов, пройдя всю войну от Черного до Баренцева моря. Он побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии. Закончил войну в Берлине. Присутствовал на подписании акта капитуляции Германии.
Он необычайно много видел во время войны. Даже самые активные участники войны имели возможность видеть войну только на том или ином участке или направлении. Положение военного корреспондента, да еще такого активного, деятельного и наблюдательного, как Симонов, создавало в этом отношении весьма широкие возможности.
На фронте Симонов не засиживался в штабах, а с блокнотом, а то и с пулеметом работал на передовой, нередко оказываясь в наиболее опасных местах. Как корреспондент К. Симонов мог передвигаться в прифронтовой зоне со свободой, фантастической даже для любого генерала. Иногда на своем автомобиле он ускользал буквально из клещей окружений, оставаясь чуть ли не единственным уцелевшим очевидцем произошедшего.
 
- на фоне лирической инструментальной музыки:
Он всегда был там, где в те дни вершилась История. Впоследствии сам Симонов говорил: «…находясь в действующей армии первые месяцы войны, я стремился найти такие факты, которые бы показывали стойкость людей среди обрушившегося на них ужаса, их героизм, их веру в то, что не все пропало, их постепенно возникающее воинское умение и их тоже постепенно возникающую веру в возможность убивать немцев. Примеры стойкости, героизма, твердости, воинского умения были необходимы тогда в газетах как хлеб…
… Увидеть панику было тогда не трудно, увидеть беженцев на дорогах, отступающих солдат, неразбериху, бесконечные бомбежки…, а вот увидеть дивизию, батальон или роту, которая не отступает, которая стоит и дерется, для этого надо было залезть не на мнимый, а на действительно передний край».
В военной печати Симонов зарекомендовал себя мастером боевых очерков, корреспондентом с ведущего края. В особенно горячие дни войны писал очерки и рассказы прямо по записям в блокнотах и не вел параллельно записей в дневнике. Вёл свой репортаж из окопов, из танка, торпедного катера, самолета, подводной лодки.  
 
- Песенка военных корреспондентов.
К. Симонов, М. Блантер (исп. Долинский Аркадий)
В его очерках находит отражение то, что он видел своими глазами, что сам пережил, или судьба другого конкретного человека, с которым свела автора война. 
Очерк для К. Симонова являлся важнейшим видом литературного оружия. Газета стала основным посредником между писателем и читателем. К этому же времени относится и первая проза, возникшая из его очерков.
 
Первоначально он и не собирался писать никаких рассказов, но… «однажды зимой 1942 г. меня вызвал к себе редактор газеты и сказал:
- Послушай, Симонов, помнишь, когда ты вернулся из Крыма, ты мне рассказывал о комиссаре, который говорил, что храбрые умирают реже?
- Недоумевая, я ответил, что помню.
- Так вот, - сказал редактор, - написал бы ты на эту тему рассказ. Эта идея важная, справедливая.
- Я ушел от редактора с робостью в душе. Я никогда не писал рассказов, и предложение меня несколько испугало. Но когда я перелистал в своей записной книжке страницы, относящиеся к комиссару, о котором говорил редактор, на меня нахлынуло столько воспоминаний и мыслей, что мне самому захотелось написать рассказ об этом человеке… Я написал рассказ «Третий адъютант» - первый… в своей жизни».
Рассказы Симонова во многом перекликались с его очерками и, вместе со стихами, составляли мощнейший инструмент военной пропаганды, столь необходимый в любой войне.
Встретив победу молодым двадцатилетним юношей, он был уже знаменит, как поэт, автор известных стихов, как известный писатель и лауреат Сталинской премии.
 
- на фоне музыки «Жди меня» М. Блантера:
Известность поэту принесло стихотворение «Жди меня», опубликованное в газете «Правда» в январе 1942 г. Это стихотворение было молитвой для тех, кто ждал с войны своих мужей.В одном небольшом лирическом стихотворении поэт сумел передать особенности времени. Сумел угадать самое главное, самое нужное людям тогда и тем помочь им в самую трудную пору войны.
Но удалось ему это вовсе не потому, что он старался угадать, что сейчас нужнее всего людям, что может им лучше всего помочь. Ничего подобного Симонов не задумывал. Он написал то, что было жизненно необходимо ему самому. Выразил то, что было в эту минуту важнее всего для него самого. И только поэтому, именно поэтому эти стихи, написанные одним человеком, обращенные к одной единственной женщине на свете, стали всеобщими, стали необходимыми людям, миллионам людей в самое тяжелое для них время.
 
- чтение стихотворения на фоне композиции
Sarah Brightman - Scene D`amour:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Стихотворение было посвящением горячо любимой жене – актрисе Валентине Серовой. Вот, что рассказывает об истории его создания дочь Мария:
«Оно было написано в начале войны. В июне-июле отец как военкор был на Западном фронте, чуть не погиб под Могилевом, а в конце июля ненадолго оказался в Москве. Оставшись ночевать на даче у Льва Кассиля в Переделкине, вдруг в один присест написал «Жди меня». Печатать стихотворение он сначала не собирался, считал его слишком личным и читал только самым близким. Но его переписывали от руки, и когда один из друзей сказал, что «Жди меня» - его главное лекарство от тоски по жене, Симонов сдался и решил отдать его в печать. В декабре того же 1941 г. «Жди меня» опубликовала «Правда», а в 1943-м на экраны вышел одноименный фильм, где мама сыграла главную роль».
 
- фрагмент из кинофильма «Жди меня»
 
Стихотворение «Жди меня», звучащее как заклинание, перепечатывалось во фронтовых и армейских газетах, выпускалось как листовка, постоянно читалось по радио и с эстрады. Его переписывали друг у друга, отсылая с фронта в тыл и из тыла на фронт, эти листовки хранили с самыми дорогими реликвиями.
Стихотворение «Жди меня», тщательно переведенное и переписанное от руки, находили и у немецких солдат - и стихи, и проза Симонова внушали и немцам мужество и надежду на победу.
Танцевальная композиция с шинелью (исп. Жилина О.Ю.)
В 1942 г. вышел в свет сборник стихов Симонова «С тобой и без тебя» с посвящением «Валентине Васильевне Серовой». Книжку нельзя было достать. Стихи учили наизусть, посылали на фронт, читали друг другу вслух. Ни один поэт в те годы не знал столь оглушительного успеха, какой познал Симонов после публикации «С тобой и без тебя».

        Театр имени Ленинского комсомола, где служила Серова, вернулся из эвакуации в Фергане только в апреле 1943 г. В том же году Серова согласилась стать женой Симонова. Они поженились и зажили одним домом, в котором всегда было много гостей. Всю войну вместе с Симоновым и в составе концертных бригад Валентина Васильевна ездила на фронт.
Они прожили вместе пятнадцать лет. Как и многие жизненные истории, их любовь не имела счастливого конца. Но от неё остались фильмы, вошедшие в «золотой фонд» отечественного кинематографа, и замечательные лирические стихи, посвященные актрисе.
За военные годы Константином Симоновым были изданы две книги стихов, пять сборников очерков и рассказов, повесть «Дни и ночи», несколько пьес,  дневники, которые впоследствии составили два тома его собраний сочинений.
Сила и обаяние поэзии Симонова военных лет заключается в ее искренности, глубине проникновения в душу человека. Поэт переживает все испытания, выпавшие на долю людей дни войны, как личное, это и позволяет ему создать стихи, получившие всенародное признание.
Тема многих военных стихов Симонова – дружба и товарищество. Им создан своего рода поэтический образ дружбы, ее моральный кодекс, дружбы требовательной, но верной.
А ещё: его стихи о любви.
 
- Песня «Я, верно, был упрямей всех» (исп. Зимудра Влад)
 
В военной прозе Симонова особое место занимает роман-трилогия «Живые и мертвые», вышедший в 1959 г.
 
- на фоне музыки И.С. Баха Мелодия (лирическая, волнительная):
Здесь наиболее четко прослеживается основной взгляд Симонова на войну – взаимоотношения жизни и смерти на войне. Это трагедия сорок первого года, разворачивающаяся не только перед глазами Симонова - военного корреспондента в сумятице отступления, бомбежек, танковых прорывов ставшего адъютантом комбрига, выводящего остатки дивизии из фашистского кольца. Это была трагедия, открывающаяся перед потрясенным читателем, не знакомым с подобными книгами.
За эту трилогию Симонов получил Ленинскую премию. Снятый по этому роману фильм считался гордостью отечественного кинематографа.
 
В 1960-е-1970-е вышел ещё ряд романов, повестей Симонова. Большую документальную ценность имеют его мемуары «Дневники военных лет» и последняя книга – «Глазами человека моего поколения. Размышления о Сталине».
 
В разные периоды своей жизни Константин Симонов возглавлял различные газеты и журналы: журналы «Знамя», «Новый мир», газеты «Красная Звезда», «Литературную газету». Был секретарём Союза писателей СССР.
С 1942 г. работал в кино как автор сценариев. В частности, был сценаристом фильма «Нормандия-Неман». Кинематографом занимался и последние десять лет своей жизни.
В 1974 г. Константин Симонов был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Он был лауреатом шести Государственных премий СССР и Ленинской премии. Награжден тремя орденами Ленина, орденами «Знак Почета», Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, медалями.
 
       Умер Константин Симонов 28 августа 1979 г. в Москве. Прах Симонова по его желанию был развеян над особо памятным ему местом периода Великой Отечественной войны – под Могилёвом. 
 
       - на фоне  спокойной лирической инструментальной музыки:
Симонов писал: «Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, — поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…» Именно об этом он написал в романе «Живые и мёртвые» и дневнике «Разные дни войны». На огромном валуне, установленном на краю поля, выбита подпись писателя «Константин Симонов» и даты его жизни 1915-1979. А с другой стороны на валуне установлена и мемориальная доска с надписью: «…Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах».
 
- на фоне мелодии из телесериала «Ранетки»:
Он оставил потомкам много своих произведений. Их основная тема – Великая Отечественная война. Для поколения, к которому принадлежит Симонов, центральным событием, определившим его судьбу, мировоззрение, нравственный облик, была именно Великая Отечественная. Его лирика была голосом этого поколения, проза – его самосознанием, отражением его исторической роли. Четыре года войны определили все сорок лет литературной деятельности Симонова.
«Симонов сумел угадать самое главное, … самое нужное людям тогда и тем помог им в трудную пору войны», - писала о нём русская поэтесса Маргарита Алигер.
 
Фрагмент из фильма «Чтобы помнили. Константин Симонов»
 
В своих произведениях Константин Симонов  прославлял свою родину – Россию. Именно ей посвятил поэт свою жизнь.
 
- Песня И. Талькова «Россия» (исп. Долинский Аркадий)

 

СМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ