Эссе «Мой взгляд на воспитание»
МУ «МЕДВЕДЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ» АДМИНИСТРАЦИИ МО «МЕДВЕДЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»
МОБУ «МЕДВЕДЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 2»
МОЙ ВЗГЛЯД
НА ВОСПИТАНИЕ
(Эссе)
ЧЕТКАРЕВОЙ
НИНЫ
ВЛАДИМИРОВНЫ,
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
7 «В» КЛАССА
пгт. МЕДВЕДЕВО,2021 г.
Я часто задаю себе вопросы: каким должен быть классный руководитель? Могу ли я стать самым «классным» классным? Как сделать так, чтобы ребята, окружающие меня, потянулись за мной, поверили в меня? Свою профессию я выбирала не просто так: с детства любила играть в школу, учить своих любимых кукол писать, читать, считать. Я думаю, что слова К. Вебера «Воспитателем, как и художником, нужно родиться» относятся именно ко мне. Мне очень повезло стать учителем и классным руководителем, который знакомит детей с волшебной, интересной познавательной, увлекательной школьной жизнью. Но я понимаю: это - огромная ответственность, так как воспитание, полученное в детстве, формирует мировоззрение в будущем, создавая траекторию жизни. Ведь я – классный руководитель и должна придерживаться заповеди: «Не навреди!» Я в ответе за эти открытые души, за их стремление к добру, милосердию.
Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Именно в классе я реализую заботу о социальном благополучии детей, решаю проблемы их досуга, осуществляю сплочение коллектива, работаю над формированием соответствующей эмоциональной атмосферы, так как организатором деятельности учащихся в классе, координатором их личностного роста остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем. Воспитание - важнейшее явление духовной жизни общества для всех времен и народов. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение - передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. В этом заинтересованы все: и учителя, и родители, и сами дети. Здесь равнодушных нет. В связи с этим роль педагога вижу в следующем:
-как учителя-предметника (воспитание средством своего предмета);
-как классного руководителя (воспитание через систему ценностей и традиций школы, установок общества в процессе внеклассной работы с учащимися, через взаимодействие с семьей, социумом, с обществом);
-как друга, способного понять ребенка, выслушать, дать совет.
Каждый ребенок – личность. Именно в школе идет основной процесс ее формирования, именно здесь закладываются основы уважения к себе и к окружающему миру.
Главная задача для меня как учителя, как классного руководителя – воспитать эту личность, найти в каждом ребенке хорошее, поддержать и развивать в нем это. Как это сделать? Я вспоминаю картинку, увиденную случайно в сети «Интернет»: учитель в виде большой свечи, склоняется над маленькими свечками и зажигает их фитильки. Символично. Сам он отдает себя, сгорает без остатка, но детей зажигает. У меня есть любимое выражение: "Мне хотелось бы и вас, дети, "заразить"... Нет-нет, речь не о простуде и гриппе. Чтобы было ясно и понятно, немного загляну в прошлое. 1988 год. Я – учитель русского языка и литературы и классный руководитель 7 класса. Занятия, предметы, новые знания, концерты, форумы, конкурсы, праздники. Меня буквально поглотила эта бурлящая, кипящая школьная жизнь. Один год работы в школе и атмосфера постоянной активности сделали свое дело: я стала участницей и инициатором многих дел. И на этом подъёме я работала со своим классом. Мне хотелось зажигаться вновь и зажигать своим примером детей, а те, в свою очередь, зажигали меня. Глаза горят, и я, как та свеча, стала потихоньку дарить этот огонь своим ученикам.
Отсюда и мой педагогический девиз: «Если не умею, учусь сама. Если умею, учу других, совершенствую себя».
Мои педагогические заповеди:
Доброта - это сила, не бойся быть сильным.
Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
Умей выслушать и понять.
Расширяй свой кругозор всесторонне – ты же УЧИТЕЛЬ.
"Нам от самого порога
жизнь раскинула пути,
выбирай свою дорогу
и по ней смелей иди".
Но какой бы жизненный путь не выбрали мои воспитанники, они всегда будут помнить, что самая главная в жизни профессия - быть Человеком. Труд учителя сродни труду хлебороба и строителя – из зерен добра и справедливости взращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум.
Цель воспитания для меня: создание условий для развития личности ученика.
В моем представлении классный руководитель – это прежде всего друг детям, советчик и союзник. Он должен быть всесторонне развитым и образованным.
Учитель учит и воспитывает детей, пока сам учится.
Моя задача ответственна и благородна: обнаружить затаённый родничок детского таланта, поддержать интерес, разбудить мысль, развить индивидуальность ребенка. Следовательно, круг работы большой:
- изучение семей обучающихся;
- коллективная и индивидуальная работа;
- работа с коллективом учителей и многое другое.
Прогресс не стоит на месте. Каждый день приносит миру маленькие и большие открытия, которые пополняют копилку коллективного человеческого интеллекта. И современному молодому человеку просто необходимо успевать повышать свой интеллект, чтобы шагать в ногу с прогрессом, чтобы занять в жизни определенную социальную нишу, овладеть профессией, стать профессионалом, а, следовательно, стать мобильной личностью, легко адаптирующейся к многообразному яркому жизненному процессу. Объектом воспитания является, конечно, ребенок. И конечной целью моей воспитательной системы является – подготовка ребенка к жизни. Передо мной встает вопрос: что и как формировать у ребенка, чтобы достичь вышеуказанной цели? Личности формируются и развиваются в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет специально организованная педагогом деятельность, тем больше возможностей создастся для целенаправленного воздействия на становление социально ценных отношений школьников к явлениям окружающей действительность, на формирование их самосознания, самовоспитание духовных потребностей личности, в том числе в труде, творчестве, общении, в самоотдаче лучшего в себе другим людям. Таким образом, организация воспитывающей и развивающей деятельности – одна из основных задач педагога.
Каждый ребёнок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться. И я, как классный руководитель и учитель, ставлю перед собой цель - разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию. При этом особое внимание обращаю на формирование в личности ребёнка таких качеств, как доброта, милосердие, честность, порядочность, доброжелательное отношение к окружающим, любовь к Родине, к родному краю. Ведь от них зависит, кто возглавит государство, будет стоять у истоков науки, какой будет жизнь. Ведь, несмотря на новые технологии, на всеобщую компьютеризацию, во главе жизни будет стоять Человек.
Исходя из всего перечисленного, я определила основные направления, согласно которым и строится моя воспитательная работа.
ЗДОРОВЬЕ. Воспитание здоровых детей – главная задача воспитателя. Безусловно, это и соблюдение режима дня, и игры на свежем воздухе, спортивные мероприятия и еще многое другое. Но я хочу сказать, в первую очередь, о здоровье душевном. Процесс воспитания и обучения будет успешным лишь тогда, когда ребенок будет чувствовать себя спокойно и уверенно, не боясь высказать свое мнение, не боясь насмешек и критики со стороны учителя и сверстников. Психологический комфорт – одно из обязательных условий формирования здоровой, развитой личности. Поэтому, в первую очередь, надо завоевать доверие детей, которые чувствуют ложь, на грубость ответят грубостью, замыкаются со страхом в душе, оттого, что его не понимают. Как важно не разрушить их внутренний мир, но и не пойти у них на поводу. Важно идти с ними вместе по дороге, ведущей в счастливое будущее. У всех бывают взлеты и падения, главное вовремя поддержать, чтоб вернуть ребенку уверенность, чувство внутренней свободы. Как классный руководитель я стараюсь развивать у своих воспитанников толерантность, уважение друг к другу, взаимопомощь и взаимопонимание. Поэтому учащиеся, прибывшие из других школ, очень быстро адаптируются, вливаются коллектив, чувствуя доброжелательную атмосферу, открытость и отзывчивость своих одноклассников. Отсюда и хорошая успеваемость, высокое качество знаний, так как все переживают друг за друга, помогая в трудных случаях. Здоровая атмосфера, здоровый климат помогают раскрепоститься учащимся, воспитывают в них такие качества, как взаимопомощь, самостоятельность.
ИНТЕЛЛЕКТ. С самого начала нашей совместной работы с ребятами я стараюсь создать в классе настрой на творческую деятельность, в основе которой находится постоянное стремление к знаниям. Мне хочется научить ребят слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, даже если оно во многом отличается от твоего собственного, стремиться к взаимопониманию – ведь одна из характеристик заветного слова «счастье»: «Счастье – это когда тебя понимают»! На моих классных часах ребята учатся вступать в диалог, участвовать в дискуссиях, диспутах, в интеллектуальных марафонах, олимпиадах, где показывают неплохие результаты (Международная образовательная олимпиада по русскому языку (Санкт-Петербург)– II, III места; региональный этап олимпиады по ОПК – участие; республиканская олимпиада «Эрудит» - I место, участия; районный этап олимпиады по ОПК – 1-е места; Республиканский конкурс “Что? Где? Когда? – II место). А разве это не победа? Вижу в глазах свих воспитанников радость, горящие искорки, желание и уверенность в достижении цели. Меня радует, когда они окружают меня вопросами: «…а можно я поучаствую? А можно я выступлю? А можно…?» Сколько приятных «…а можно?» Значит, я смогла их заинтересовать, увлечь, научить учиться.
ПАТРИОТИЗМ. Каким будет наше будущее, зависит от нас – взрослых, от того, как мы, ответственные за воспитание молодого поколения, осуществим эту миссию. Не могу не обратиться к словам А.С.Макаренко: "Наши дети - это наша старость, правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной". Доброту, уважение к старшим, любовь к человеку, к родине нельзя воспитывать, не пробудив чувства любви к малой родине, родным местам и языку, обычаям и традициям. Использование местного материала на уроке и занятиях облегчает изучение культуры и языка народа, живущего в крае. Воспитание историей позволяет человеку, живя настоящим, брать опыт прошлого, с надеждой смотреть в будущее. С этой целью провожу классные часы: тематические, дискуссионные, круглые столы, тренинги, встречи, конкурсы патриотических песен. Ежегодно я являюсь организатором встреч с участниками Афганской войны, посвященные выводу советских войск из ДРА и с руководителем региональной молодежной общественной организации «Поисковый отряд «ДЕМОС» - Д.Я. Шипуновым, которые оставляют неизгладимое впечатление в душах детей. Также очень часто мы проводим нравственные беседы с катехизатором храма иконы Божией Матери «Державная» И. Л. Рыжовой, во время которых дети учатся любить и ценить историю, обычаи и традиции нашего народа. Такие встречи помогают мне, как классному руководителю, развивать в детях гуманное отношение к окружающим, любовь к Родине, к своим близким.
НРАВСТВЕННОСТЬ. С раннего детства необходимо воспитывать в детях духовно-нравственные ценности. Внутренний мир должен быть добрым, красивым, богатым, смелым, сильным и стойким. Он помогает познавать красоту в окружающей действительности, будит творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию. Особую ценность в знакомстве детей с природой представляют экскурсии в парк, походы по родному краю, экскурсии в другие регионы, поэтому раз в четверть мы с классом куда-нибудь выбираемся: в лес на осеннюю прогулку, в зоопарк, на экскурсии, в музеи. Важным аспектом в воспитательной работе считаю формирование у ребят чуткого отношения к радостям и горестям людей, потребность чувствовать сердцем другого человека. С этой целью использую цикл бесед «Я в мире. Мир во мне». Моя система работы с классом позволила добиться положительных результатов. Ребята раскрылись в своей одаренности, отношения в коллективе дружелюбные, дети научились сопереживать друг другу, поддерживать друг друга, не осуждать, появилась терпимость в отношениях, дети делятся добротой, ну и, конечно, все вместе организуют праздники. И радуюсь я, смотря на то, как то семечко моральных ценностей, посаженное в детскую душу, начинает давать свои плоды. И пусть, их еще не так много, и они не всегда крупные, но они ЕСТЬ!!! Я люблю всех своих учеников. Всяких: добрых, отзывчивых, а иногда шаловливых и капризных, способных и не очень. Без любви к детям не стоило бы и браться за работу педагога, без любви невозможно воспитать человека с высокими духовно-нравственными понятиями, обладающего возвышенными человеческими чувствами - любовью и милосердием к людям, природе, жизни, всему, что его окружает. Без любви трудно воспитать человека, имеющего цель – созидание человека мыслящего, анализирующего, умеющего принимать решения и придерживаться своего жизненного направления.
СЕМЬЯ. Воспитание – это особое искусство. Все воспитательные цели, которые я ставлю как классный руководитель, можно достичь только сообща с учениками и их родителями. Как известно, родители – первые воспитатели. Недаром говорят: «Каковы ветки – таковы детки».
Средневековый поэт Себастьян Брандт поучал родителей:
«Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом.
Чтобы не каяться потом».
В семье, в общении с родителями, дети получают первые уроки жизни. Поведение родителей, характер отношений между ними создают модель, на основе которой ребенок строит свою жизнь. Поэтому связь с семьей – это важное звено в работе классного руководителя. Важно донести до родителей одну простую мысль: пока ребенок нуждается в них, ждет любви и поддержки, свято верит в родительский идеал, нужно быть рядом с ним, чтобы в дальнейшем не пришлось жалеть об упущенном времени. Обо всем этом я разговариваю с родителями на собраниях, в личных беседах. Я считаю, что чем больше времени дети будут проводить рядом с родителями, тем теснее будут их узы, тем сплоченнее будет классный коллектив. А родители моих воспитанников замечательные! Совместная работа c родителями дает возможность идти в ногу со временем, изучая, анализируя, находя новые подходы к решению вопросов воспитания. Мы учимся друг у друга честности и порядочности, отзывчивости и воспитанности, жизнелюбию и открытости. От меня дети и родители ждут понимания, сочувствия, душевной теплоты. И мы, сообща, решаем проблемы, познаём окружающий мир, вместе радуемся победам и удачам. Совместные праздники, поездки, экскурсии, встречи с интересными людьми - это только лишь часть тех дел, когда и дети, и взрослые имеют прекрасную возможность проявить свои творческие способности, личностные качества, узнать что-то новое, пообщаться. Чем больше времени дети проводят с родителями, тем больше они понимают и ценят друг друга, тем сплоченнее становится классный коллектив. Такая работа дает свои положительные результаты: многие в классе «дружат семьями», на Дни рождения детей приглашают в свой дом одноклассников. Наши дети усваивают уроки жизни не через книги и назидания, а непосредственно через личный опыт общения с взрослыми и сверстниками. Родители поддержат всегда и во всем, спешат пополнить нашу классную жизнь добрыми делами, поэтому и ребята в моем 8 «В» хорошие: к учебе мотивированные, добрые, трудолюбивые, спортивные, активные, вежливые, доброжелательные. Нет, конечно, есть и у меня «ухари». Беседую с ними, в системе контролирую.
Мой 8 «В» для меня - самый «классный» класс, это созвездие! Я думаю всерьёз, что скоро зажгутся «звёзды» с именами моих воспитанников, потому что моя жизнь сливается с жизнью детей, я живу жизнью детей, а они направляют меня в свой мир, на который пока еще смотрят через свои розовые очки. Заканчиваются уроки, а дети не спешат выходить из кабинета, толпятся, задают вопросы, что-то рассказывают. В такие минуты моя душа поет. Значит, день был прожит не напрасно, значит, ты сделал что-то важное, может быть, кому-то помог. Я вижу счастливые глаза ребят, заинтересованных, увлеченных, говорящих взахлёб, перебивая друг друга, и спрашивающих, когда мы встретимся снова?
Быть классным руководителем - не самое простое дело. Обладать умением из таких разных ребят создавать единый и сплочённый коллектив – это искусство. Видеть в каждом ученике личность – это профессионализм. Уметь прожить с ними добрую и запомнившуюся навсегда школьную жизнь – это талант. Этими качествами и должен обладать настоящий классный руководитель. Я хочу, чтобы классный руководитель не терял своего особого значения и призвания «разжигать огонь» в юных душах. А еще, важным моментом для меня является то, что ребенок унесёт с собой. Какие воспоминания о школе у него останутся? Был ли он счастлив во время обучения в школе? Это я узнаю еще не скоро, на Вечере встречи выпускников, ну а пока… Каковы они: заботы и радости классного руководителя? Чем день наполнен? Рассказы о прочитанной книге, о новой компьютерной игре... У кого-то День рождения... Победа на соревновании по волейболу! Чьи-то вытертые слезы... Их настроение – это мое настроение, а настроение классного руководителя, несомненно, передается детям, поэтому, что бы ни случилось, к ним иду только с улыбкой, только с оптимизмом. Вижу, что мои дети становятся добрее к окружающим и более открытыми, они делятся своими печалями и радостями, умеют радоваться общему успеху. Приятно, что они способны верить в лучшее и не остаются в стороне от чужих переживаний. Сложно и тонко устроена душа ребенка, но прост ключик к ней – он называется ЛЮБОВЬЮ. В этом слове всё: и уважение, и понимание, и принятие, и прощение… Все мы родом из детства, и моя работа – это обращение к своему детству, юности, проживание и переживание этих самых светлых этапов жизни заново вместе со всеми моими детьми. Ещё со студенческих времён мне запомнились слова педагога-гуманиста, автора оригинальной концепции гуманной педагогики, ориентированной на личность ребенка, на отрицание авторитарного подхода Ш. Амонашвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом». Действительно, в какое бы время мы ни жили, как бы ни обновляли информационно-методическое оснащение в школах, как бы ни модернизировали учебный процесс, ребёнок всегда остаётся ребёнком, для которого самым важным условием обучения является душевность общения и восприятие его как личности. Как классный руководитель я лишь на середине пути, поэтому подводить итоги и выставлять себе оценку рано. Возможно, будут ещё проблемы и бессонные ночи. Но всё это разрешимо. В этом бесконечном движении забываешь о собственном возрасте, вновь учишься быть ребёнком и смотреть на мир широко раскрытыми глазами, согревая детей любовью, вниманием и теплотой. Ведь сегодня, когда в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, когда взрослые ведут свою игру, большинство из них всё же понимают, как все это неблагоприятно влияет на ребёнка. А дети, как губка, быстро впитывают в себя как хорошее, так и плохое, поэтому я стараюсь воспитывать ребенка так, чтобы он не только не потерялся в этом непростом мире, но и смог найти свое место в жизни, защитить себя и близких, чтобы его, как осенний лист, не втоптали в грязь, не сожгли без пользы в общем костре, чтобы он научился жить, любить, творить, восхищаться красотой, быть отзывчивым, милосердным и гуманным. Ведь так важно реализовать себя в обществе, выстроить свою судьбу и стать достойным гражданином своей страны, ЧЕЛОВЕКОМ в истинном смысле слова.