Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Эссе «Мой взгляд на воспитание»

МУ «МЕДВЕДЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ» АДМИНИСТРАЦИИ МО «МЕДВЕДЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»

 

МОБУ «МЕДВЕДЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 ШКОЛА № 2»

 

МОЙ ВЗГЛЯД

 НА ВОСПИТАНИЕ

 

(Эссе)

ЧЕТКАРЕВОЙ

НИНЫ

ВЛАДИМИРОВНЫ,

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

7 «В» КЛАССА

 

  пгт. МЕДВЕДЕВО,2021 г.

 

«Учить, учить и ещё раз учить ...
 А ,может, нам самим есть чему поучиться у детей?»
Элисон Гопник-
американский профессор по психологии
в университете Калифорнии ...
 (из выступления на конференции TED)

Я часто задаю себе вопросы: каким должен быть классный руководитель? Могу ли я стать самым «классным» классным? Как сделать так, чтобы ребята, окружающие меня, потянулись за мной, поверили в меня? Свою профессию я выбирала не просто так: с детства любила играть в школу, учить своих любимых кукол писать, читать, считать. Я думаю, что слова   К. Вебера «Воспитателем, как и художником, нужно родиться» относятся именно ко мне. Мне очень повезло стать учителем и классным руководителем, который знакомит детей с волшебной, интересной познавательной, увлекательной школьной  жизнью. Но я понимаю: это - огромная ответственность, так как воспитание, полученное в детстве, формирует мировоззрение в будущем, создавая траекторию жизни. Ведь я – классный руководитель и должна придерживаться заповеди: «Не навреди!»  Я в ответе за эти открытые души, за их стремление к добру, милосердию.

   Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Именно в классе  я     реализую заботу о социальном благополучии детей, решаю проблемы их досуга, осуществляю сплочение коллектива, работаю над формированием соответствующей эмоциональной атмосферы, так как организатором деятельности учащихся в классе, координатором их личностного роста  остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем. Воспитание - важнейшее явление духовной жизни общества для всех времен и народов. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение - передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. В этом заинтересованы все: и учителя, и родители, и сами дети. Здесь равнодушных нет. В связи с этим роль педагога вижу в следующем:

-как учителя-предметника (воспитание средством своего предмета);

-как классного руководителя (воспитание через систему ценностей и традиций школы, установок общества в процессе внеклассной работы с учащимися, через взаимодействие с семьей, социумом, с обществом);

-как друга, способного понять ребенка, выслушать, дать совет.

Каждый ребенок – личность. Именно в школе идет основной процесс ее формирования, именно здесь закладываются основы уважения к себе и к окружающему миру.

Главная задача для меня как учителя, как классного руководителя – воспитать эту личность, найти в каждом ребенке хорошее, поддержать и развивать в нем это. Как это сделать? Я вспоминаю  картинку, увиденную случайно в сети «Интернет»: учитель в виде большой свечи, склоняется над маленькими свечками и зажигает их фитильки. Символично. Сам он отдает себя, сгорает без остатка, но детей зажигает. У меня есть любимое выражение: "Мне хотелось бы и вас, дети, "заразить"... Нет-нет, речь не о простуде и гриппе. Чтобы было ясно и понятно, немного загляну в прошлое. 1988 год. Я – учитель русского языка и литературы и классный руководитель 7 класса. Занятия, предметы, новые знания, концерты, форумы, конкурсы, праздники. Меня буквально поглотила эта бурлящая, кипящая школьная жизнь. Один год работы в школе и атмосфера постоянной активности сделали свое дело: я стала участницей и инициатором многих дел. И на этом подъёме я  работала со своим классом. Мне хотелось зажигаться вновь и зажигать своим примером детей, а те, в свою очередь, зажигали меня. Глаза горят, и я, как та свеча, стала потихоньку дарить этот огонь своим ученикам.  

Отсюда и  мой педагогический    девиз: «Если не умею, учусь сама. Если умею, учу других, совершенствую себя».

Мои педагогические   заповеди:

Доброта - это сила, не бойся быть сильным.

 Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.

 Умей выслушать и понять.

 Расширяй свой кругозор всесторонне – ты же   УЧИТЕЛЬ.

"Нам от самого порога

 жизнь раскинула пути,

 выбирай свою дорогу

 и по ней смелей иди".

Но какой бы жизненный путь не выбрали мои воспитанники, они всегда будут помнить, что самая главная в жизни профессия - быть Человеком. Труд учителя сродни труду хлебороба и строителя – из зерен добра и справедливости взращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум.

Цель воспитания для меня: создание условий для развития личности ученика.

В моем представлении классный руководитель – это прежде всего друг детям, советчик и союзник. Он должен быть всесторонне развитым и образованным.

Учитель учит и воспитывает детей, пока сам учится.

Моя задача ответственна и благородна: обнаружить затаённый родничок детского таланта, поддержать интерес, разбудить мысль, развить индивидуальность ребенка. Следовательно, круг работы большой:

  • изучение семей обучающихся;
  • коллективная и индивидуальная работа;
  • работа с коллективом учителей и многое другое.

Прогресс не стоит на месте. Каждый день приносит миру маленькие и большие открытия, которые пополняют копилку коллективного человеческого интеллекта. И современному молодому человеку просто необходимо успевать повышать свой интеллект, чтобы шагать в ногу с прогрессом, чтобы занять в жизни определенную социальную нишу, овладеть профессией, стать профессионалом, а, следовательно, стать мобильной личностью, легко адаптирующейся к многообразному яркому жизненному процессу. Объектом воспитания является, конечно, ребенок. И конечной целью моей воспитательной системы является – подготовка ребенка к жизни.  Передо мной встает вопрос: что и как формировать у ребенка, чтобы достичь вышеуказанной цели? Личности формируются и развиваются в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет специально организованная педагогом деятельность, тем больше возможностей создастся для целенаправленного воздействия на становление социально ценных отношений школьников к явлениям окружающей действительность, на формирование их самосознания, самовоспитание духовных потребностей личности, в том числе в труде, творчестве, общении, в самоотдаче лучшего в себе другим людям. Таким образом, организация воспитывающей и развивающей деятельности – одна из основных задач педагога.
             Каждый ребёнок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться.  И я, как классный руководитель и учитель, ставлю перед собой цель - разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию. При этом особое внимание обращаю на формирование в личности ребёнка таких качеств, как доброта, милосердие, честность, порядочность, доброжелательное отношение к окружающим, любовь к Родине, к родному краю. Ведь от них зависит, кто возглавит государство, будет стоять у истоков науки, какой будет жизнь. Ведь, несмотря на новые технологии, на всеобщую компьютеризацию, во главе жизни будет стоять Человек.

Исходя из всего перечисленного, я определила основные направления, согласно которым и строится моя воспитательная работа.

ЗДОРОВЬЕ. Воспитание здоровых детей – главная задача воспитателя. Безусловно, это и соблюдение режима дня, и игры на свежем воздухе, спортивные мероприятия и еще многое другое. Но я хочу сказать, в первую очередь, о здоровье душевном. Процесс воспитания и обучения будет успешным лишь тогда, когда ребенок будет чувствовать себя спокойно и уверенно, не боясь высказать свое мнение, не боясь насмешек и критики со стороны учителя и сверстников. Психологический комфорт – одно из обязательных условий формирования здоровой, развитой личности. Поэтому, в первую очередь, надо завоевать доверие детей, которые чувствуют ложь, на грубость ответят грубостью, замыкаются со страхом в душе, оттого, что его не понимают. Как важно не разрушить их внутренний мир, но и не пойти у них на поводу. Важно идти с ними вместе по дороге, ведущей в счастливое будущее. У всех бывают взлеты и падения, главное вовремя поддержать, чтоб вернуть ребенку уверенность, чувство внутренней свободы. Как классный руководитель я стараюсь развивать у своих воспитанников толерантность, уважение друг к другу, взаимопомощь и взаимопонимание. Поэтому учащиеся, прибывшие из других школ, очень быстро адаптируются, вливаются коллектив, чувствуя доброжелательную атмосферу, открытость и отзывчивость своих одноклассников. Отсюда и хорошая успеваемость, высокое качество знаний, так как все переживают друг за друга, помогая в трудных случаях. Здоровая атмосфера, здоровый климат помогают раскрепоститься учащимся, воспитывают в них такие качества, как взаимопомощь, самостоятельность.

ИНТЕЛЛЕКТ. С самого начала нашей совместной работы с ребятами я стараюсь создать в классе настрой на творческую деятельность, в основе которой находится постоянное стремление к знаниям. Мне хочется научить ребят слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, даже если оно во многом отличается от твоего собственного, стремиться к взаимопониманию – ведь одна из характеристик заветного слова «счастье»: «Счастье – это когда тебя понимают»!   На моих классных часах ребята учатся вступать в диалог, участвовать в дискуссиях, диспутах, в интеллектуальных марафонах, олимпиадах, где показывают неплохие результаты (Международная  образовательная олимпиада по русскому языку (Санкт-Петербург)– II, III места; региональный этап олимпиады по ОПК – участие; республиканская олимпиада «Эрудит» - I место, участия;  районный этап олимпиады по ОПК – 1-е места; Республиканский конкурс “Что? Где? Когда? – II место). А разве это не победа? Вижу в глазах свих воспитанников радость, горящие искорки, желание и уверенность в достижении цели. Меня радует, когда они окружают меня вопросами: «…а можно я поучаствую? А можно я выступлю? А можно…?» Сколько приятных «…а можно?» Значит, я смогла их заинтересовать, увлечь, научить учиться.  

ПАТРИОТИЗМ. Каким будет наше будущее, зависит от нас – взрослых, от того, как мы, ответственные за воспитание молодого поколения, осуществим эту миссию. Не могу не обратиться к словам А.С.Макаренко: "Наши дети - это наша старость, правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной". Доброту, уважение к старшим, любовь к человеку, к родине нельзя воспитывать, не пробудив чувства любви к малой родине, родным местам и языку, обычаям и традициям. Использование местного материала на уроке и занятиях облегчает изучение культуры и языка народа, живущего в крае. Воспитание историей позволяет человеку, живя настоящим, брать опыт прошлого, с надеждой смотреть в будущее. С этой целью провожу классные часы: тематические, дискуссионные, круглые столы, тренинги, встречи, конкурсы патриотических песен.  Ежегодно я являюсь организатором встреч с участниками Афганской войны, посвященные выводу советских войск из ДРА и с руководителем региональной молодежной общественной организации «Поисковый отряд «ДЕМОС» - Д.Я. Шипуновым, которые оставляют неизгладимое впечатление в душах детей. Также очень часто мы проводим нравственные беседы с катехизатором храма иконы Божией Матери «Державная»  И. Л. Рыжовой, во время которых дети учатся любить и ценить историю, обычаи и традиции нашего народа. Такие встречи помогают мне, как классному руководителю, развивать в детях гуманное отношение к окружающим, любовь к Родине, к  своим близким.  

НРАВСТВЕННОСТЬ. С раннего детства необходимо воспитывать в детях духовно-нравственные ценности. Внутренний мир  должен быть добрым, красивым, богатым, смелым, сильным и стойким. Он помогает познавать красоту в окружающей действительности, будит творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию. Особую ценность в знакомстве детей с природой представляют экскурсии в парк, походы по родному краю, экскурсии в другие регионы, поэтому раз в четверть мы с классом куда-нибудь выбираемся: в лес на осеннюю прогулку, в зоопарк, на экскурсии, в музеи. Важным аспектом в воспитательной работе считаю формирование у ребят чуткого отношения к радостям и горестям людей, потребность чувствовать сердцем другого человека. С этой целью использую цикл бесед «Я в мире. Мир во мне». Моя система работы с классом позволила добиться положительных результатов. Ребята раскрылись в своей одаренности, отношения в коллективе дружелюбные, дети научились сопереживать друг другу, поддерживать друг друга, не осуждать, появилась терпимость в отношениях, дети делятся добротой, ну и, конечно, все вместе организуют праздники. И радуюсь я, смотря на то, как то семечко моральных ценностей, посаженное в детскую душу, начинает давать  свои плоды. И пусть, их еще не так много, и они не всегда крупные, но они ЕСТЬ!!!  Я люблю всех своих учеников. Всяких: добрых, отзывчивых, а иногда шаловливых и капризных, способных и не очень. Без любви к детям не стоило бы и браться за работу педагога, без любви невозможно воспитать человека с высокими духовно-нравственными понятиями, обладающего возвышенными человеческими чувствами - любовью и милосердием к людям, природе, жизни, всему,  что его окружает. Без любви трудно воспитать человека, имеющего цель – созидание человека мыслящего, анализирующего, умеющего принимать решения и придерживаться своего жизненного направления.

СЕМЬЯ. Воспитание – это особое искусство. Все воспитательные цели, которые я ставлю как классный руководитель, можно достичь только сообща с учениками и их родителями. Как известно, родители – первые воспитатели. Недаром говорят: «Каковы ветки – таковы детки».

Средневековый поэт Себастьян Брандт поучал родителей:

    «Ребёнок учится тому,

    Что видит у себя в дому.

    Родители пример ему.

    Кто при жене и детях груб,

    Кому язык распутства люб,

    Пусть помнит, что с лихвой получит

    От них всё то, чему их учит.

    Коль видят нас и слышат дети,

    Мы за дела свои в ответе.

    И за слова: легко толкнуть

    Детей на нехороший путь.

    Держи в приличии свой дом.

    Чтобы не каяться потом».

В семье, в общении с родителями, дети получают первые уроки жизни. Поведение родителей, характер отношений между ними создают модель, на основе которой ребенок строит свою жизнь. Поэтому связь с семьей – это важное звено в работе классного руководителя. Важно донести до родителей одну простую мысль: пока ребенок нуждается в них, ждет любви и поддержки, свято верит в родительский идеал, нужно быть рядом с ним, чтобы в дальнейшем не пришлось жалеть об упущенном времени. Обо всем этом я разговариваю с родителями на собраниях, в личных беседах. Я считаю, что чем больше времени дети будут проводить рядом с родителями, тем теснее будут их узы, тем сплоченнее будет классный коллектив. А родители моих воспитанников замечательные!  Совместная работа c родителями дает возможность идти в ногу со временем, изучая, анализируя, находя новые подходы к решению вопросов воспитания. Мы учимся друг у друга честности и порядочности, отзывчивости и воспитанности, жизнелюбию и открытости. От меня дети и родители ждут понимания, сочувствия, душевной теплоты. И мы, сообща, решаем проблемы, познаём окружающий мир, вместе радуемся победам и удачам. Совместные праздники, поездки, экскурсии, встречи с интересными людьми -  это только лишь часть тех дел, когда и дети, и взрослые имеют прекрасную возможность проявить свои творческие способности, личностные качества, узнать что-то новое, пообщаться. Чем больше времени дети проводят с родителями, тем больше они понимают и   ценят друг друга, тем сплоченнее становится классный коллектив. Такая работа дает свои положительные результаты: многие в классе «дружат семьями», на Дни рождения детей приглашают в свой дом одноклассников. Наши дети усваивают уроки жизни не через книги и назидания, а непосредственно через личный опыт общения с взрослыми и сверстниками.  Родители поддержат всегда и во всем, спешат пополнить нашу классную жизнь добрыми делами, поэтому и ребята в моем 8 «В» хорошие: к учебе мотивированные, добрые, трудолюбивые, спортивные, активные, вежливые, доброжелательные.  Нет, конечно, есть и у меня «ухари». Беседую с ними, в системе контролирую.

Мой 8 «В» для меня - самый «классный» класс, это созвездие!    Я думаю всерьёз, что скоро зажгутся «звёзды» с именами моих воспитанников, потому что моя жизнь сливается с жизнью детей, я живу жизнью детей, а они направляют меня в свой мир, на который пока еще смотрят через свои розовые очки. Заканчиваются уроки, а дети не спешат выходить из кабинета, толпятся, задают вопросы, что-то рассказывают. В такие минуты моя душа поет. Значит, день был прожит не напрасно, значит, ты сделал что-то важное, может быть, кому-то помог. Я вижу счастливые глаза ребят, заинтересованных, увлеченных, говорящих взахлёб, перебивая друг друга, и спрашивающих, когда мы встретимся снова?

 Быть классным руководителем - не самое простое дело. Обладать умением из таких разных ребят создавать единый и сплочённый коллектив – это искусство. Видеть в каждом ученике личность – это профессионализм. Уметь прожить с ними добрую и запомнившуюся навсегда школьную жизнь – это талант. Этими качествами и должен обладать настоящий классный руководитель. Я хочу, чтобы классный руководитель не терял своего особого значения и призвания «разжигать огонь» в юных душах. А еще, важным моментом для меня является то, что ребенок унесёт с собой. Какие воспоминания о школе у него останутся? Был ли он счастлив во время обучения в школе? Это я узнаю еще не скоро, на Вечере встречи выпускников, ну а пока…  Каковы они: заботы и радости классного руководителя? Чем день наполнен? Рассказы о прочитанной книге, о новой компьютерной игре... У кого-то День рождения... Победа на соревновании по волейболу!  Чьи-то вытертые слезы... Их настроение – это мое настроение, а настроение классного руководителя, несомненно, передается детям, поэтому, что бы ни случилось, к ним иду только с улыбкой, только с оптимизмом. Вижу, что мои дети становятся добрее к окружающим и более открытыми, они делятся своими печалями и радостями, умеют радоваться общему успеху. Приятно, что они способны верить в лучшее и не остаются в стороне от чужих переживаний. Сложно и тонко устроена душа ребенка, но прост ключик к ней – он называется ЛЮБОВЬЮ. В этом слове всё: и уважение, и понимание, и принятие, и прощение…  Все мы родом из детства, и моя работа – это обращение к своему детству, юности, проживание и переживание этих самых светлых этапов жизни заново вместе со всеми моими детьми. Ещё со студенческих времён мне запомнились слова педагога-гуманиста, автора оригинальной концепции гуманной педагогики, ориентированной на личность ребенка, на отрицание авторитарного подхода Ш. Амонашвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом». Действительно, в какое бы время мы ни жили, как бы ни обновляли информационно-методическое оснащение в школах, как бы ни модернизировали учебный процесс, ребёнок всегда остаётся ребёнком, для которого самым важным условием обучения является душевность общения и восприятие его как личности. Как классный руководитель я лишь на середине пути, поэтому подводить итоги и выставлять себе оценку рано. Возможно, будут ещё проблемы и бессонные ночи. Но всё это разрешимо. В этом бесконечном движении забываешь о собственном возрасте, вновь учишься быть ребёнком и смотреть на мир широко раскрытыми глазами, согревая детей любовью, вниманием и теплотой. Ведь сегодня, когда в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, когда взрослые ведут свою игру, большинство из них всё же понимают, как все это неблагоприятно влияет на ребёнка. А дети,  как губка, быстро впитывают в себя как хорошее, так и плохое, поэтому я стараюсь воспитывать ребенка так, чтобы он не только не потерялся в этом непростом мире, но и смог найти свое место в жизни, защитить себя и близких, чтобы его, как осенний лист, не втоптали в грязь, не сожгли без пользы в общем костре, чтобы он научился жить, любить, творить, восхищаться красотой, быть отзывчивым, милосердным и гуманным. Ведь так важно реализовать себя в обществе, выстроить свою судьбу и стать достойным гражданином своей страны, ЧЕЛОВЕКОМ в истинном смысле слова.