Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Экскурсия "В гостях у хозяюшки"

МКДОУ д/с № 78 «Теремок» Первомайского района,

Новосибирской области

Автор: Ерофеева Светлана Анатольевна, старший воспитатель

«В гостях у хозяюшки»

Пояснительная записка                  

Сегодня   современный  культурный  человек  это  не  только  образованный,  

но  и  человек  обладающий  чувством  самоуважения  и  уважаемый  окружающими.  Важносформировать  у  дошкольников  умение  строить  взаимоотношения в  процессе  взаимодействия  с  окружающим  на  основе  взаимопонимания,  готовности  принять  других  людей,  их  взгляды,  обычаи  и  привычки  такими,  какиеони  есть.  Одной  из  приоритетных  задач  современного  образовательного  учреждения  состоит  в  том,  чтобы  воспитанники  получили  не  только  определенный  багаж  знаний,  умений  и  навыков,  но  и  люди  самостоятельные,  обладающие  этнотолерантностью  в  качестве  основы  жизненной  позиции.
Культура  личности  раскрывается  в  динамическом  процессе  знакомства  с 
окружающим,  его  переработки  и  создания  собственных  ценностей.  Поэтому  взрослые  несут  особую  ответственность  за  организацию  культурной  среды,  а  также  материальную  и  духовную  поддержку  ребенка.

Музеи — неотъемлемая часть культурного наследия. Они охватывают практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию и т.п. В любом крупном городе есть музеи разной направленности. В последнее время музеи стали создавать в образовательных организациях.

Педагоги детского сада на протяжении многих лет уделяли внимание организации отдельных мероприятий, связанных с историей родного народа. Используют фольклор  не только в организации занятий, но и включают его в режимные моменты, игровую деятельность в течение всего дня,  донося до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, национальных традициях.

1 марта 2011года в нашем детском саду открылся этнографический музей «Горница».

Целью музея стало формирование общей культуры личности дошкольников, воспитание гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к памяти истории, расширение кругозора, совершенствование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Для работы с посетителями музея, а это не только воспитанники детского сада, но и их родители нами были отобраны следующие приоритеты:

  • Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Мы считаем, что эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

  • Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребенка побудил ввести нас народные игры в программу двигательной активности детей.

Работая  в данном направлении мы отметили, насколько велик к этому интерес детей. Кроме того, им интересно было увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить детям эту радость, мы решили собрать предметы старинного русского быта и воссоздать обстановку избы.

Все мероприятия по ознакомлению с народным творчеством проходят в музее «Горница» и стали регулярными. Разработан план мероприятий и обрядовых праздников: «Масленица», «Святая Пасха», «Рождество», «Крещение», «Святки»; в ходе подготовки и участия в которых дети познают традиции русского народа и духовно обогащаются. От каждой новой встречи дети получают радость и эмоциональное удовольствие.

С открытием музея в детском саду появилась возможность для организации проектной деятельности, в ходе которой дети познают  историю родного народа в процессе специально-организованной, совместной и  самостоятельной деятельности, знакомясь с народным творчеством, а попутно предметами быта и традициями. У них появилась возможность принять участие в обзорной экскурсии по всем экспозициям музея, научиться правильно себя вести  и умению слушать экскурсовода.

Благодаря работе музея расширились связи с социальным окружением. Подготовленные нами экскурсии, организуемые в рамках работы музея сезонные прогулки в «Белый сад», экскурсии в библиотеку им. В Шукшина, «Музей истории и развития Первомайского района», помогают детям познать историю места, в котором они живут на основе чувственного восприятия.

Экскурсия - это не простое времяпрепровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное и непосредственно организованное образовательное время, требующая определенной затраты физических и духовных сил. Благодаря своей наглядности, доходчивости, эмоциональности экскурсия является чрезвычайно эффективной формой передачи знаний детям, способствует прочному усвоению приводимых фактов, оказывает сильное воздействие на формирование духовного облика ребенка.  

Предлагаем вашему вниманию экскурсию по нашему музею.

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с бытом русского народа, устным народным творчеством и некоторыми видами народных игр.

 ЗАДАЧИ:

1. Образовательные: - Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми. - Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. - Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т.д.).

 2. Развивающие: - Развивать познавательные интересы детей, монологическую речь, коммуникативные умения при помощи привлечения дошкольников к исполнению роли экскурсоводов; народных игр. - Развивать любознательность и формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.

3.Воспитательные: - Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору

ТЕМА ЭКСКУРСИИ: «В гостях у Хозяюшки»

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 40 минут.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Познавательное развитие»

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Методы - игровой, словесный, наглядный. Приемы - беседа, пояснение, загадывание загадок, чтение стихов, пословиц, рассматривание экспонатов.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с экспонатами музея, заучивание текстов загадок, стихотворений о предметах старинной утвари, предметах быта, русской избе. Повторение правил поведения в музее.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Изба, иконы, печь, рубаха, порты, сарафан, кочерга, чугунок, лапти, валенки.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: - Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве. - Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода. - Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта.

ХОД ЭКСКУРСИИ

Воспитатель и дети входят в «избу». Их встречает Хозяюшка.

Воспитатель :Утро доброе, Хозяюшка!

Хозяюшка : Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу в мою избу! Горница у меня большая. Да красивая какая! Проходите хорошо всё обглядите

Дай Бог тому,

Кто к нашему дому,-

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытием,

И здоровьицем!

Хозяюшка: Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая, а порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: занимала печь основное пространство избы.

В народе говорили: Без печи хата – не хата.

Хозяюшка: Печь делила избу на три части: «Красный угол», «Бабий кут» (женская часть избы) и «Конник» (мужской угол).

В правом от печки углу командовала хозяйка. Здесь всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Другой, левый от печки угол назывался красный, т. е. красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это особое место было для гостей. Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Вот как об этом говорят русские пословицы:

 - Что есть в печи – всё на стол мечи.

 - Не красна изба углами, а красна пирогами.

 - Умей в гости звать, умей угощать.

Сажая гостей в красный угол, говорили:

Встречайте не с лестью, а с честью.

 Задний угол исстари был мужским. Здесь помещали коник — короткую широкую лавку. Это было рабочее место мужчины. Тут плели лапти, корзины, ремонтировали упряжь, вязали сети и т. д. Под коником или в самом ящике хранили инструменты. Хозяюшка: Ребята, в нашем музее можно потрогать любые экспонаты и даже поиграть с ними.

Отгадайте загадки о музейных экспонатах:

Наша толстая Федора

Наедается не скоро

 А зато, когда сыта

От Федоры теплота (печь).

Книзу узок, верх широк

Не кастрюля – а …(чугунок).

 Не бык, а с рогами,

Не ест, а еду хватает,

А что схватит - отдает? ( ухват).

Хозяюшка: Возле печки лопата, веник, да ухват дружно рядышком стоят. На лопате хлеб в печь «сажали», а ухватом чугунки из печи доставали. Кто попробовать желает? (Дети по желанию вынимают из печки чугунок)

Хозяюшка: Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель (шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти.

Женщины пряли пряжу да приговаривали:

Ты помощница моя, прялочка родная,

Напряди ты пряжи мне, что не видно края.

Хозяюшка: А для чего пряжа нужна была?

Дети: Чтобы вязать носки, одежду.

Хозяюшка: Женщины и девушки ткали половики, шили и вышивали одежду. Даже игрушки делали сами. Люди в старину много работали, но любили и повеселиться, поводить хороводы, попеть песни. А вы хотите поиграть?

Будем сегодня опять друг друга потешать, играть  да загадки загадывать?

Дети отвечают: Да

Хозяюшка:                                 

Наша изба ровно тепла.

Домом жить-не лукошко шить.

Домом жить -не развеся уши ходить.

Домом жить- обо всем тужить.

Дом вести-не лапти плести.

Воспитатель:  Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Она прибирает, она подавает,

Одним-одна за всех отвечает.

Не хочешь ли, Хозяюшка, загадки про твою избу отгадать. Ребята их много знают.

Первый ребенок:

Стоит копна

Вся в дырках,

На копне гора,

Из горы дым идет. (Изба)

Хозяюшка:

Вот вам моя отгадка:      

Стоит бычище-

Проклеваны бочища.

Второй ребенок:                                

Дарья да Марья

Друг на друга глядят. (Пол,потолок)

Хозяюшка:                                  

 Ой, да это не те два братца

Которые друг на друга глядят,

А вместе не сойдутся.

Третий ребенок :                               

 Набита пухом,

 Лежит под ухом.(Подушка)

Хозяюшка:

Ах вот она:                       

Два брюшка,

Четыре ушка.

Воспитатель: Кто будет играть в интересную игру, а в какую-не скажу. Солнце разгорается игра начинается.

Проводится  народная игра  «Игра с бубном»

Описание игры

 Дети передают бубен из рук в руки, а Хозяюшка произносит считалку:

Ты катись,веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот загадку скажет нам.

Ребенок, на котором закончилась считалка, загадывает загадку, стоящие рядом с ним отгадывают ее.

Возле печи стоит мешок из него слышится чихание.

Хозяюшка: Кто ребята, из вас простудился?

Ах, это мой волшебный мешок проснулся. Поиграть с вами хочет.

Воспитатель: Скажи ,Хозяюшка, что у тебя в мешке? Бобы,горох?

Хозяюшка:                                            

Что за чудо-

Скок да скок,

Гляньте, тронулся мешок!

Мешок (в мешке один из ребят) шагает на середину «избы»

Хозяюшка : Эй, ребята, хватайте его! Ловите! Поскорее мешок держите!

 (Потасовка с мешком)

Давайте развяжем мешок да посмотрим,что в нем? (Открывает мешок) Что-то он пуст. Чего же ты, Мешок, хочешь?

Мешок:  Загадки ваши услышал и за отгадками к вам пришел.

Дети загадывают загадки, Хозяюшка складывает отгадки в мешок.

Первый ребенок:

 Черная, на длинной ручке,

с загнутым носом,

всегда мешает угли в печи.(Кочерга)

Хозяюшка:                                 

 Ах,это черный конь,

Что скачет в огонь!

Берет кочергу и кладет в мешок.

Второй ребенок:                 

 Толстый,пузатый

Стоит и пыхтит. (Самовар)

Хозяюшка:

А я знаю, что это:         

Сверху-дыра,

Снизу-дыра,

А посередине- огонь да вода!

Кладет игрушечный самовар в мешок.

Третий ребенок:

Стоит на деревянных ногах, всю комнату занял. (Ткацкий станок)

В мешок складывается игрушечный ткацкий станок.

Четвертый ребенок:

У нее есть рот и нога, она совсем слепая, во рту всегда суп,

Проглотить не может, а в другой выливает. (Ложка)

Хозяюшка : 

Что за урод-

Нога и рот.

Ничего не вижу,

Ртом таскаю жижу.

Сама не глотаю,а выливаю.

Кладет ложку в мешок.

Пятый ребенок :

Никогда не ленятся:

И ночь работают,

И день работают. (Часы)

Хозяюшка:                           

 Вот они, ходят день и ночь

И ходят день,не зная,

Что такое лень.

Кладет часы в мешок.

Шестой ребенок:

 Ах,какая старая бабушка!

Вся белая-белая.

На улице лето - на нее и внимания не обращают.

 А зима придет, так и липнут к ней. (Печь)

Хозяюшка:                                         

 Мать толста,

Дочь красна,

Сын-сокол

Под небеса ушел.

Хозяюшка подходит к печи, гладит ее. Потом обращается к Мешку.

– Не могу я тебе, Мешок, печь отдать ,а вместо нее вот тебе, дорогой мой, горяченький пирожок.

Достает из печки пирожок,отдает Мешку.

Мешок кивает-благодарит,потом раскачивается из стороны в сторону.

Хозяюшка: Что же он хочет сказать? (Наклоняется к Мешку,слушает его.) Повеселить ребят хочет пляской.

Мешок исполняет танец. Дети танцуют вместе с Мешком. После пляски из мешка высовывается стержень карусель.

Хозяюшка: Мой веселый Мешок предлагает поиграть.

Проводится русская народная игра «Заря-заряница».

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые, 
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!

С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется.

Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.

После игры Хозяюшка приглашает всех к столу, предлагает откушать горячих, вкусных пирожков. (Проводится чаепитие)

ИТОГ ЭКСКУРСИИ:

О каких предметах русской горницы мы сегодня говорили?

На какие части делится русская изба?

Что находится в красном углу?

На наш взгляд музей в детском саду это не только место, где представлены экспонаты, но и одно из условий усовершенствования качества образовательного процесса. Музей «Горница» в  детском саду № 78 «Теремок» - это координационный центр деятельности  по усовершенствованию художественно-эстетического и социально-личностного  развития воспитанников. А плодотворная и успешная деятельность требует коллективного участия, этому  учит нас история русского народа.