Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

"Эколучик" дополнительная общеразвивающая программа

ОГБУ ДО "Дворец творчества детей и молодёжи" естественнонаучный комплекс г. Ульяновск 

 

"Эколучик" дополнительная общеразвивающая программа

 

Загорнова Наталья Борисовна

педагог дополнительного образования

 

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   

«Эколучик» - краткосрочная  дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся 5-6 лет, рассчитанная на реализацию в летний период,  составлена на основе нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»

2.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

 3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»

 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»

5.  Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ»

6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242

 

Уровень освоения программы:стартовый.

Актуальность программы вытекает из её содержания.Проблема охраны природы – одна из проблем современности, поэтому детей с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Для того чтобы выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями. Основная идея заключается в том, что эффект экологического воспитания обучающихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с природной и социальной окружающей средой. Таким образом,  экологическое воспитание связано с целенаправленным воздействием на духовно нравственное развитие личности, а тот или иной уровень экологической культуры обучающихся есть не что иное, как результат воспитания и обучения.

Отличительные особенности  программыоснованы на использовании регионального компонента, программа  ориентирована на изучение проблем экологии Ульяновской области. Особенность программы состоит в комплексном и системном переходе к реализациицелей и задач эколого-краеведческого и нравственно-эстетического воспитания и образования.

Новизна программысостоит в том, что программа построена на трёх важнейших принципах: краеведческом, экологическом и практическом. Ведущим принципом является краеведческий. Он позволяет строить занятия кружка на основе окружающей ребёнка природы.Важная роль в изучении программного материала отводится непосредственному взаимодействию детей с природой (экскурсии в природу, практические занятия, наблюдение за жизнью растений и животных, экологические акции и др.). Природа - лучший учитель ребенка и могучий источник познания. Все теоретические занятия данной программы обязательно подкрепляются практическими занятиями.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что  содержание  программы направлено на развитие экологической культуры, повышение мотивации  обучающихся не только к познанию окружающего мира, но и к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде экологических знаний, воспитание нетерпимого отношения к действию людей, наносящих вред природе. Программа обеспечивает необходимые условия для личностного развития, формирования активной жизненной позиции, воспитания любви к природе, организует содержательный досуг.

Адресат программы

Программа «Эколучик» ориентирована на обучающихся в возрасте 5 - 6 лет, проявляющих интерес к вопросам экологии.  Формируются одновозрастные группы детей без предварительной подготовки. В объединение принимаются все желающие. 

Объем программы

Программа общим объемом 14 часов  рассчитана на реализацию в каникулярное время.  14 часов (2 раза в неделю по 1 часу), дети в возрасте 5-6 лет.

 

Формы обучения и виды занятий

      Теоретическая часть программы способствует систематизации и обобщению знаний по экологии на основе краеведческого материала.

     Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, наблюдений, ролевых игр, викторин,  конкурсов рисунков, рассказов, стихов о природе, оформление композиций из природного материала и вторичного сырья. С целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения.   Занятия в группе, на прогулке и в уголке природы проходят в форме беседы, сюжетно-ролевых, имитационных игр, наблюдений, экскурсий, целевых прогулок; также с детьми проводится исследовательская деятельность, экспериментирование, экологические акции и конкурсы.

Режим занятий

Занятия по программе  проводятся 2 раза в неделю; продолжительность - 30 минут.

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ «ЭКОЛУЧИК»

    Цель: создание условий для экологического воспитания и формирования у детей экологических знаний и умений при непосредственном общении с природой.

   Задачи программы:

Образовательные:

  •  расширение экологических знаний полученных детьми на занятиях в детском саду;
  • формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;
  • вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
  • передача детям доступных знаний о природе родного края, его природных богатствах.

Воспитательные:

  • воспитание гуманного отношения к природе;
  • формирование навыков экологически грамотного нравственного поведения в природе;
  • воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам;
  • воспитаниедоброжелательности и уважения к людям, бережного отношения к результатам их труда, желания посильно помогать им. 

Развивающие:

  • развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • развитие положительного опыта эмоционально-чувственного восприятия природы;
  • развитие творческих и коммуникативных  способностей у обучающихся.

1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты:

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;

– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;

– принятие правил здорового образа жизни;

– развитие предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности;

Метапредметные результаты:

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;

– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,

– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;

– устанавливать правильную последовательность событий;

– группировать различные предметы по заданному признаку.

Предметные результаты:

– имеют  первичные представления  о природном многообразии планеты Земля, о животном и растительном мире Ульяновской области;

– устанавливают причинно-следственные связи между природными явлениями;                                                                                                                                           – имеют  элементарные экологические представления, формирование                                                                   понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;                                                                                                                                            

– приводят примеры объектов живой и неживой природы;

– называют некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

– испытывают  интерес к познанию мира природы;

– знают правила поведения в природе;

1.4. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Процесс обучения по дополнительной общеразвивающей программе предусматривает следующие формы диагностики:

1. Входная диагностика, проводится перед началом обучения и предназначена для выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы. Формы контроля: беседа,дидактические игры.

2. Итоговая диагностика проводится по окончании всего курса обучения во время проведения КВН (конкурсы, викторины, ребусы).

 

2. Комплекс организационно-педагогических условий

 

2.1 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

программы «Эколучик»

 

№ п/п

Дата проведения

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Прак-тика

1.

Раздел 1. Введение

1.1.

 

Введение.Инструктаж по технике безопасности. Земля наш общий дом.

1

1

 

2.

Раздел 2. По страницам Красной книги

2.1.

 

Азбука поведения в природе. 5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды.

1

 

1

2.2.

 

Что растет на участке. «Клумба  Дружбы».

1

 

1

2.3.

 

 Путешествие по страницам Красной книги Ульяновской области. Звери.

1

1

 

2.4.

 

Антипожарная акция "АнтиПАЛыч"

1

 

1

2.5.

 

Путешествие по страницам Красной книги Ульяновской области. Птицы.

1

1

 

2.6

 

Экскурсия в экопарк «Черное озеро».

 

1

 

1

2.7

 

Путешествие по страницам Красной книги Ульяновской области. Растения.

1

1

 

2.8.

 

Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.

1

 

1

3.

Раздел 3.Летние фантазии.

3.1.

 

Конкурс рисунков «Летние фантазии».

1

 

1

3.2.

 

Природоохранная акция «Сохраним   планету  зелёной».

1

 

1

3.3.

 

Изготовление поделок из природного материала. Выставка.

1

 

1

3.4.

 

КВН «Мы друзья природы»

1

1

 

3.5

 

Экскурсия в минизоосад естественнонаучного комплекса.

1

 

1

Итого часов:

14

5

9

 

 

2.1.2.Содержание учебно-тематического плана

программы «Эколучик»

Раздел 1. Введение. Земля-наш общий дом

Теория.Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности труда. Экология как наука. Планета Земля и состояние природы на ней. Нормы и правила поведения в природе.Формирование у детей осознанно-правильного отношения к объектам и явлениям природы, эмоционального отклика, радости от общения с природой. Воспитание интереса и стремления к созидательному познанию окружающего мира.

Практика. Работа с глобусом, дидактические игры «Правила поведения на природе», «Кто где живет?»,«Моя страна на карте мира». Коллективная аппликация «Превратим нашу землю в цветущий сад».

Оборудования и материалы:

Глобус, листы бумаги, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, клей картинки-знаки: «Не ломать ветки», «Не рвать цветы» и и.д.

 

            Раздел 2. По страницам Красной книги

Теория.Знакомство с единством природы: вода, земля, воздух, растительный и животный мир. Знакомство  с Красной книгой,  Красной книгой Ульяновской области. Знакомство с редкими и исчезающими растениями и животными Ульяновской области.Знакомство с нормами поведения в природе.

Практика.Посадка и оформление цветочной клумбы.Оформление и распространение листовок  во время антипожарной акции "АнтиПАЛыч". Составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков.

Контроль. Выполнение творческих работ. Выставка работ учащихся. Дидактические игры «Четвертый лишний», «Кто где живет»,

Оборудование и материалы: Карта Ульяновской области, карточки с изображением животных и растений, цветочная рассада, картон, цветная бумага, белая бумага, ножницы, клей, краски, карандаши, фломастеры, кисточки, стаканчики.

Раздел 3.Летние фантазии.

Теория.Природа в творческих работах. Знакомство с животными и растениями  Естественнонаучного комплекса.

Практика.Полив и прополка цветочной клумбы.Сбор природного материала и  изготовление  поделок.

Контроль. Выполнение творческих работ. Выставка работ учащихся. КВН «Мы друзья природы»

Оборудование и материалы: белая бумага, краски, карандаши, фломастеры, лейки, перчатки, мешки для мусора, клей, кисточки, стаканчики.

 

 

2.1.3. Перечень материалов и оборудования к программе

«Природа и творчество»

  1. Цветочная рассада
  2. Глобус
  3. Карта Ульяновской области
  4. Красная книга Ульяновской области
  5. Карточки с изображением животных и растений
  6. Картон
  7. Цветная и белая бумага
  8. Ножницы
  9. Клей, кисточки для клея
  10. Краски
  11. Карандаши, фломастеры
  12. Стаканчики для воды
  13. Лейки
  14. Мешки для мусора
  15. Мультимедиаоборудование

 

Литература:

-Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». Воронеж: Издательство «Учитель», 2002 г.

-Зверев А. Т. «Экологические игры». М.: Просвещение, 2001 г.

-Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2007.-200с.: ил.

-Мир животных/пер. с ит. Н. Сухановой: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»,2004.-144с.: ил.

-Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми». М.: ЦГЛ, 2003 г.

-Потапова Л. М. «Детям о природе. Экология в играх для детей 5 – 10 лет». Ярославль: -Академия развития, 2000 г.

-«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А. Васильева и др., М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.

-Соломенникова О.А «Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа». М.: Мозаика – Синтез, 2017 г.