"Эколучик" дополнительная общеразвивающая программа
ОГБУ ДО "Дворец творчества детей и молодёжи" естественнонаучный комплекс г. Ульяновск
"Эколучик" дополнительная общеразвивающая программа
Загорнова Наталья Борисовна
педагог дополнительного образования
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Эколучик» - краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся 5-6 лет, рассчитанная на реализацию в летний период, составлена на основе нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ»
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242
Уровень освоения программы:стартовый.
Актуальность программы вытекает из её содержания.Проблема охраны природы – одна из проблем современности, поэтому детей с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Для того чтобы выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями. Основная идея заключается в том, что эффект экологического воспитания обучающихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с природной и социальной окружающей средой. Таким образом, экологическое воспитание связано с целенаправленным воздействием на духовно нравственное развитие личности, а тот или иной уровень экологической культуры обучающихся есть не что иное, как результат воспитания и обучения.
Отличительные особенности программыоснованы на использовании регионального компонента, программа ориентирована на изучение проблем экологии Ульяновской области. Особенность программы состоит в комплексном и системном переходе к реализациицелей и задач эколого-краеведческого и нравственно-эстетического воспитания и образования.
Новизна программысостоит в том, что программа построена на трёх важнейших принципах: краеведческом, экологическом и практическом. Ведущим принципом является краеведческий. Он позволяет строить занятия кружка на основе окружающей ребёнка природы.Важная роль в изучении программного материала отводится непосредственному взаимодействию детей с природой (экскурсии в природу, практические занятия, наблюдение за жизнью растений и животных, экологические акции и др.). Природа - лучший учитель ребенка и могучий источник познания. Все теоретические занятия данной программы обязательно подкрепляются практическими занятиями.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что содержание программы направлено на развитие экологической культуры, повышение мотивации обучающихся не только к познанию окружающего мира, но и к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде экологических знаний, воспитание нетерпимого отношения к действию людей, наносящих вред природе. Программа обеспечивает необходимые условия для личностного развития, формирования активной жизненной позиции, воспитания любви к природе, организует содержательный досуг.
Адресат программы
Программа «Эколучик» ориентирована на обучающихся в возрасте 5 - 6 лет, проявляющих интерес к вопросам экологии. Формируются одновозрастные группы детей без предварительной подготовки. В объединение принимаются все желающие.
Объем программы
Программа общим объемом 14 часов рассчитана на реализацию в каникулярное время. 14 часов (2 раза в неделю по 1 часу), дети в возрасте 5-6 лет.
Формы обучения и виды занятий
Теоретическая часть программы способствует систематизации и обобщению знаний по экологии на основе краеведческого материала.
Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, наблюдений, ролевых игр, викторин, конкурсов рисунков, рассказов, стихов о природе, оформление композиций из природного материала и вторичного сырья. С целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения. Занятия в группе, на прогулке и в уголке природы проходят в форме беседы, сюжетно-ролевых, имитационных игр, наблюдений, экскурсий, целевых прогулок; также с детьми проводится исследовательская деятельность, экспериментирование, экологические акции и конкурсы.
Режим занятий
Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю; продолжительность - 30 минут.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ «ЭКОЛУЧИК»
Цель: создание условий для экологического воспитания и формирования у детей экологических знаний и умений при непосредственном общении с природой.
Задачи программы:
Образовательные:
- расширение экологических знаний полученных детьми на занятиях в детском саду;
- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;
- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
- передача детям доступных знаний о природе родного края, его природных богатствах.
Воспитательные:
- воспитание гуманного отношения к природе;
- формирование навыков экологически грамотного нравственного поведения в природе;
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам;
- воспитаниедоброжелательности и уважения к людям, бережного отношения к результатам их труда, желания посильно помогать им.
Развивающие:
- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- развитие положительного опыта эмоционально-чувственного восприятия природы;
- развитие творческих и коммуникативных способностей у обучающихся.
1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие правил здорового образа жизни;
– развитие предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности;
Метапредметные результаты:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Предметные результаты:
– имеют первичные представления о природном многообразии планеты Земля, о животном и растительном мире Ульяновской области;
– устанавливают причинно-следственные связи между природными явлениями; – имеют элементарные экологические представления, формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;
– приводят примеры объектов живой и неживой природы;
– называют некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– испытывают интерес к познанию мира природы;
– знают правила поведения в природе;
1.4. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Процесс обучения по дополнительной общеразвивающей программе предусматривает следующие формы диагностики:
1. Входная диагностика, проводится перед началом обучения и предназначена для выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы. Формы контроля: беседа,дидактические игры.
2. Итоговая диагностика проводится по окончании всего курса обучения во время проведения КВН (конкурсы, викторины, ребусы).
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
программы «Эколучик»
№ п/п |
Дата проведения |
Название раздела, темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Прак-тика |
|||
1. |
Раздел 1. Введение |
||||
1.1. |
|
Введение.Инструктаж по технике безопасности. Земля наш общий дом. |
1 |
1 |
|
2. |
Раздел 2. По страницам Красной книги |
||||
2.1. |
|
Азбука поведения в природе. 5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды. |
1 |
|
1 |
2.2. |
|
Что растет на участке. «Клумба Дружбы». |
1 |
|
1 |
2.3. |
|
Путешествие по страницам Красной книги Ульяновской области. Звери. |
1 |
1 |
|
2.4. |
|
Антипожарная акция "АнтиПАЛыч" |
1 |
|
1 |
2.5. |
|
Путешествие по страницам Красной книги Ульяновской области. Птицы. |
1 |
1 |
|
2.6 |
|
Экскурсия в экопарк «Черное озеро».
|
1 |
|
1 |
2.7 |
|
Путешествие по страницам Красной книги Ульяновской области. Растения. |
1 |
1 |
|
2.8. |
|
Солнце, воздух и вода – наши верные друзья. |
1 |
|
1 |
3. |
Раздел 3.Летние фантазии. |
||||
3.1. |
|
Конкурс рисунков «Летние фантазии». |
1 |
|
1 |
3.2. |
|
Природоохранная акция «Сохраним планету зелёной». |
1 |
|
1 |
3.3. |
|
Изготовление поделок из природного материала. Выставка. |
1 |
|
1 |
3.4. |
|
КВН «Мы друзья природы» |
1 |
1 |
|
3.5 |
|
Экскурсия в минизоосад естественнонаучного комплекса. |
1 |
|
1 |
Итого часов: |
14 |
5 |
9 |
2.1.2.Содержание учебно-тематического плана
программы «Эколучик»
Раздел 1. Введение. Земля-наш общий дом
Теория.Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности труда. Экология как наука. Планета Земля и состояние природы на ней. Нормы и правила поведения в природе.Формирование у детей осознанно-правильного отношения к объектам и явлениям природы, эмоционального отклика, радости от общения с природой. Воспитание интереса и стремления к созидательному познанию окружающего мира.
Практика. Работа с глобусом, дидактические игры «Правила поведения на природе», «Кто где живет?»,«Моя страна на карте мира». Коллективная аппликация «Превратим нашу землю в цветущий сад».
Оборудования и материалы:
Глобус, листы бумаги, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, клей картинки-знаки: «Не ломать ветки», «Не рвать цветы» и и.д.
Раздел 2. По страницам Красной книги
Теория.Знакомство с единством природы: вода, земля, воздух, растительный и животный мир. Знакомство с Красной книгой, Красной книгой Ульяновской области. Знакомство с редкими и исчезающими растениями и животными Ульяновской области.Знакомство с нормами поведения в природе.
Практика.Посадка и оформление цветочной клумбы.Оформление и распространение листовок во время антипожарной акции "АнтиПАЛыч". Составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков.
Контроль. Выполнение творческих работ. Выставка работ учащихся. Дидактические игры «Четвертый лишний», «Кто где живет»,
Оборудование и материалы: Карта Ульяновской области, карточки с изображением животных и растений, цветочная рассада, картон, цветная бумага, белая бумага, ножницы, клей, краски, карандаши, фломастеры, кисточки, стаканчики.
Раздел 3.Летние фантазии.
Теория.Природа в творческих работах. Знакомство с животными и растениями Естественнонаучного комплекса.
Практика.Полив и прополка цветочной клумбы.Сбор природного материала и изготовление поделок.
Контроль. Выполнение творческих работ. Выставка работ учащихся. КВН «Мы друзья природы»
Оборудование и материалы: белая бумага, краски, карандаши, фломастеры, лейки, перчатки, мешки для мусора, клей, кисточки, стаканчики.
2.1.3. Перечень материалов и оборудования к программе
«Природа и творчество»
- Цветочная рассада
- Глобус
- Карта Ульяновской области
- Красная книга Ульяновской области
- Карточки с изображением животных и растений
- Картон
- Цветная и белая бумага
- Ножницы
- Клей, кисточки для клея
- Краски
- Карандаши, фломастеры
- Стаканчики для воды
- Лейки
- Мешки для мусора
- Мультимедиаоборудование
Литература:
-Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». Воронеж: Издательство «Учитель», 2002 г.
-Зверев А. Т. «Экологические игры». М.: Просвещение, 2001 г.
-Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2007.-200с.: ил.
-Мир животных/пер. с ит. Н. Сухановой: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»,2004.-144с.: ил.
-Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми». М.: ЦГЛ, 2003 г.
-Потапова Л. М. «Детям о природе. Экология в играх для детей 5 – 10 лет». Ярославль: -Академия развития, 2000 г.
-«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А. Васильева и др., М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
-Соломенникова О.А «Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа». М.: Мозаика – Синтез, 2017 г.