Экологическое воспитание младших школьников
МОУ «Лицей № 107» Волжский район г. Саратов
Экологическое воспитание младших школьников
Алеева Елена Сергеевна
Филоненко Наталь Владимировна
учителя начальных классов
Пояснительная записка
Цель: воспитание бережного, ценностного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за нее.
Задачи: - развитие интереса к природе, природным явлениям;
- формирование элементарных знаний об окружающем мире и влияние человека на природу;
- формирование норм здоровьесберегающего поведения в природной среде;
- воспитание ценностного и ответственного отношения к природе;
- формирование первоначального опыта участия в экологическом проекте.
Экологический праздник предполагает участие обучающихся 1-2 классов. В преддверии праздника проводится акция «Помоги птицам зимой» , учащиеся развешивают кормушки для птиц, проводятся классные часы: «Баргузинский государственный заповедник – старейший заповедник в России»; «Заповедники Саратовской области», конкурс рисунков «Спасем животных и птиц» , литературные гостиные «Писатели о братьях наших меньших»
Итогом экологического праздника является создание газеты о бережном отношении к природе.
Основные знания, умения, навыки, характеризующие результативность усвоения материала.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности и экологической культуры учащихся, ценностного отношения к окружающему миру, природе России и родного края;
- развитие начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения в процессе игровой, творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебные цели и задачи, выделенные при сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с условиями реализации поставленной задачи;
- корректировать свои действия в зависимости от характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия:
- владеть начальными формами исследовательской деятельности;
- владеть логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, сравнения;
- осознанно конструировать речевые высказывания и тексты в соответствии с учебными задачами;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- владеть речевыми средствами коммуникации;
- использовать навыки коллективного общения и взаимодействия в процессе игровой, творческой деятельности, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Форма организации – праздник;
Методы: работа в сотрудничестве (в группах малой и большой), решение проблемных ситуаций, инсценировка, беседа.
Тематическое содержание:
- Создание проблемной ситуации;
- Постановка цели праздника;
- Решение экологических задач;
- Знакомство с Красной книгой;
- Групповая работа по созданию газеты;
- Экологические игры, разгадывание кроссворда;
- Знакомство с первым заповедником в России, с заповедниками Саратовской области;
- Защита творческой работы (газеты);
- Подведение итогов.
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер, проектор, раздаточный материал для создания газеты, костюмы для инсценировки, инвентарь для экологической эстафеты, звуки природы (пение птиц, шум леса), выставка рисунков на тему «Природа нашего края»; плакаты с высказываниями выдающихся людей о природе
Использованная литература
- Познавательная и занимательная Экология, составитель Буланый Ю.И., Буланая М. В., Саратов, 2003
- Программа курса «Введение в экологию» 1-4 классы, Воробьева Е. С., М.: Русское слово,2015
- Сухин И.Г. 800 загадок -100 кроссвордов, М.: Новая школа,1997.
- Экологические игры , составители Морозова Е.Е., Чернышова Л. М., Саратов,2000
- http://crasivajplaneta.blogspot.ru/p/blog-page_658.html
- http://ru.clipartlogo.com/free/ecology-emblem.html
Экологический праздник «В защиту природы»
Ход мероприятия
(выходит девочка-художник под минусовку «Оранжевая песня», садится за мольберт, берет в руки набор акварельных красок, кисточку и начинает рисовать, при этом поет)
Девочка-художник:
Вот уже подряд два дня
Я сижу рисую.
Красок много у меня-
Выбирай любую.
Я раскрашу целый свет
В самый свой любимый цвет!
Припев:
Зелененькое небо,
Зелененькое море,
Зелененькая травка,
Зелененький верблюд,
Зелененькие птички
Зелененьким зверятам
Зелененькие песни
Зелененько поют.
Друзья:
- Стоп-стоп-стоп! Какие ещё зеленые верблюды и зверята?
- Ты что, не знаешь, как по-настоящему выглядят верблюды?
Девочка: Знаю, конечно!
Друзья:
- А, мы поняли! У тебя, наверно, краски закончились!
Девочка:
- Да нет же! Краски у меня есть! Просто мне очень грустно, что на земле осталось так мало моего любимого зеленого цвета. А ведь зеленый – это очень добрый цвет. Это цвет нашей природы. Он призывает охранять все живое.
Друзья: А ведь верно!
Стихи: (2 ученика)
1- Почему мы с лесом дружим?
2- Для чего он людям нужен?
1- Без леса мы б не знали никогда,
2- Что в мире есть фиалка и подснежник.
1- И ландыш не дарил бы нам тогда
Свой аромат, задумчивый и нежный.
2- От суховеев сохла бы земля
И стала бы она пустыней голой,
1- Когда бы лес не защищал поля,
Не созывал к ним дождиков весёлых!
Ведущий. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает — леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину.
Ведущая. Природа кормит, поит, одевает, лечит нас. Она щедра и бескорыстна. Она дает нам все для жизни, но и требует от нас бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Это приносит большие беды.
Сценка «Разговор цветов».
Ведущая. Раннее утро. Взошло солнце, его теплые ласковые лучи осветили луг, лес. На лугу растет трава-мурава. Я слышу какой-то шум. Да это кто-то разговаривает! Кто же это?
Ромашка. Доброе утро, дорогой Ландыш!
Ландыш. Доброе утро, если оно доброе. Вот вчера к нам в лес приходили ребята на экскурсию. А когда увидели меня и моих братьев, накинулись на нас. Даже не знаю, как я жив остался. Остальных нарвали в громадные кучи и унесли.
Ромашка. Вот ужас какой! А я только сейчас заметила, что ваш дом в плачевном состоянии. Да и вы сами выглядите не лучше.
Ландыш. А что-то я не слышу Колокольчика... Ты, Ромашка, не видела его?
Колокольчик. Ох, кто же это про меня вспомнил? А, дорогие друзья, здравствуйте!
Ландыш. Приветствуем вас, дорогой Колокольчик!
Ромашка. Какие у вас новости?
Колокольчик. Новости у меня неважные. Вчера на вечернем перезвоне колокольчиков услышал я сигнал тревоги. Мальчики купались в озере, смеялись, радовались, а потом зачем-то нарвали цветы белой кувшинки. Вот кувшинки и плакали.
Ландыш. Жалко их. Эти цветы очень красивы на воде. А когда их сорвешь, красота исчезает, они быстро вянут,
Ромашка. Издавна белую кувшинку называют одолень-трава.
Колокольчик. Что же теперь будем делать?
Ландыш. Я слышал, что есть какая-то Красная книга, которая берет под охрану животных и растения.
Ромашка. Так давайте скорее пойдем к Красной книге. Может, она нас защитит.
Цветы убегают.
(Выходит Красная книга)
Красная книга : Я Красная книга. Меня так назвали, потому что, красный цвет — сигнал опасности. Растениям и животным, которые внесены в Красную книгу, угрожает опасность. Они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как уже исчезли многие виды. Цветы, разговор которых мы подслушали, тоже внесены в Красную книгу нашей области.
Чтец 1.
На земле исчезают цветы.
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
Чтец 2.
В нас молчало хозяйское «Стой!»,
Нам казалось все мало и мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
Чтец 3.
И не видели, как из-под ног,
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
Е. Карасев
Звучит русская народная песня «Во поле березонька стояла». Появляется Березка.
Березка. Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости из леса. Лес - это легкие нашей планеты. Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды — 5 дней, то без кислорода — не более 3 минут. Лес помогает сохранить в почве влагу, без него пересохли бы реки и озера, не давали бы урожая поля и сады. В лесу растут грибы, ягоды, лекарственные травы, живут звери и птицы. Из древесины люди изготавливают множество вещей: дома, мебель, бумагу, карандаши, ткани. Вот почему так важен для человечества лес. Вот почему его надо охранять и беречь. А все ли люди бережно относятся к лесу? Придите в лес, и вы увидите следы варварского отношения к нему.
Чтец 1.
Все так изранено в лесу,
Как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти
Ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул
Какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры
Моя слеза течет.
От черствости людской
Болит душа моя.
Под искалеченным дубком
Не ветер стонет — я.
Вот муравейник подожжен
Кощунственной рукой.
Мне кажется, горит не он.
Адом пылает мой.
Земля в ожогах и рубцах
Как в дни большой беды
Хмельного ухарства следы.
Беспечности следы.
Ушли, обидев красоту,
Смутив лесной уют.
Не услыхав, что за спиной
Все листья слезы льют.
Березка. Ребята, каждый из вас был в лесу. Давайте сейчас вспомним какие правила мы должны с вами соблюдать, попадая в лес.
Выходят дети, поочередно называют правила.
• Не руби в лесу деревья, не ломай сучья и кусты. Помни, что воздух в лесу содержит в 300 раз меньше бактерий, чем в городе.
• Не рви лесные и полевые цветы. Помни: ландыш зацветает на 6-й год, а венерин башмачок — на 18-м году.
• Не разоряй муравейники. Знай, что 3—4 муравейника надежно охраняют 1 га леса от вредителей.
• Будь осторожен с огнем в лесу. Помни: 97% пожаров возникает по вине человека.
• Не включай громко в лесу радиоприемники, магнитофоны, так как это тревожит птиц и зверей.
• Не оставляй неубранный мусор. Помни, что брошенная бумага сгниет через 2 года, битое стекло пролежит 30 лет, полиэтилен — несколько десятилетий.
• Не оставляй надписей на деревьях и камнях. Они вызовут лишь досаду и сожаление у тех, кто придет после тебя.
Березка. Дорогие ребята! Очень хотелось бы, чтобы вы все запомнили эти правила поведения в природе и требовали выполнения их от своих знакомых и друзей. А теперь помогите мне, ребята, отгадать лесные тайны.
— Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Лес)
— Какое дерево называют музыкальным? Из него делают пианино, гитары и другие музыкальные инструменты? (Ель)
— Какие дрова дают больше всего тепла? (Дубовые и березовые)
— Из какого дерева делают спички? (Из осины)
— Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен)
— Почему заяц зимой гложет осину, ведь она горькая? (В осиновой коре 10% жира)
Спасибо вам, ребята, что помогли постичь мне лесные тайны.
Ведущая. В лесу живут братья наши меньшие: птицы и звери. Среди них множество наших верных друзей. Птицы - защитники лесов, полей, садов. Они сохраняют урожай, уничтожают огромное количество вредных насекомых. Хищные птицы ловят на полях грызунов. Птицы украшают нашу землю. Вслушайтесь в их неповторимые голоса.
Звучат голоса птиц.
Ведущий. Птицы и звери очень часто нуждаются в помощи человека. Нелегко приходится птицам зимой.
Сценка «Разговор птиц на лесной поляне».
Поляна. На сцене появляется, в страхе оглядываясь назад, Ворона и садится на пенек.
Ворона. Кар-р-р, кар-р-р... Хулиганы! Ох и тяжко, нам, воронам, живется. Всех опасаться приходится, особенно ребятишек. Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди искалечат.
На сцене появляется Синица.
Синица. Бр-р-р, какой мороз! Здравствуйте, тетушка Ворона! А я слышу, кто-то здесь разговаривает. Дай, думаю, посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?
Ворона. Кар-р-р... Еле ноги сейчас из города унесла. Вон еще отдышаться не могу. Хулиганье (грозит «крылом» в сторону воображаемого города)'. Сидела на заборе, смотрела, где бы чем поживиться, а ребята снежками в меня - снежками (вздыхает)...
Синица. Да и нам, синицам, зимой не легче живется. Все летаешь, летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз за целый день так ничего и не найдешь, голодной засыпаешь. А вы знаете, тетушка Ворона, что из десяти синиц за зиму выживают только девять... Бедные мои сестрички!
Ворона. Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера Воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался, говорил что не знает, как пережить зиму.
Синица. А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что этой зимой птицам легче будет. Говорят, что есть школьники, которые по всему городу кормушки развесили. А в них разный корм: семечки, хлебные крошки, сало...
Ворона. Что это еще за кормушки?
Синица (показывает вдаль). Да вон, видишь!
Ворона. Кар-р-р! И в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видела у одного дома. Летала я как-то по городу. Три дня ничего не ела, села на ветку, сил нет. Ну, думаю, все — конец пришел. Гладь, а на дереве висит вот такая же кормушка. Заглянула я в нее, а там семечки... Так и выжила в ту зиму.
Синица. И мне той зимой плохо было. А иногда подлетишь к кормушке, а там нет ничего, забыли ребята корм насыпать. Так и останешься голодной.
Ворона. Как ты думаешь, Сорока про кормушки правду сказала?
Синица. Не знаю. Сороке верить трудно, она вечно разносит всякие небылицы по лесу.
Ворона. А как здорово было бы с кормушками! Сколько бы птиц ребята от голодной смерти спасли.
Синица. Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они все-таки кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима не будет нам, птицам, страшна.
Ведущая. Ребята, охраняйте птиц зимой, подкармливайте их, развешивайте кормушки и не забывайте насыпать в них корм.
Чтец 3.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится,
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря,
Ведь небо без птиц — не небо!
А море без рыб — не море!
А земля без зверей — не земля!
Ведущая. Многие виды животных уже исчезли, некоторые находятся на грани исчезновения.
Мы сегодня создадим газету о бережном отношении к природе.
(работа по группам) //
- Под музыку выходит турист ест конфеты, пьет воду и мусор выбрасывает на дорогу и уходит...
А среди вас есть такие туристы? Что же делать? Надо убрать мусор.
- Игра- эстафета «Убери поляну»;
- Разгадай кроссворд;
- Какое ключевое слово получилось? (Заповедник)
2017 – Год «Экологии и защита заповедников»
Самый первый заповедник был создан 100 лет назад.
Баргузинский заповедник в Бурятии — это самый первый заповедник в России, был учрежден 11 января 1917 года .
Теперь в день его «рождения», 11 января, отмечается также День заповедников и национальных парков России.
Поводом для создания охраняемой территории на склонах Баргузинского хребта и побережье Байкала стало катастрофическое сокращение популяции соболя: несмотря на развитие промышленности в начале XX века, экспорт пушнины оставался важной статьей дохода государства. Этот факт вызывал беспокойство не только у ученых, но и у правительства, не говоря уже об охотниках, живших промыслом.
9 июля 1912 года был принят «Закон об установлении ограничительных по охоте на соболя мер». «Высочайшие указания» императора Николая II и постановление Совета Министров положили начало многолетней работе по спасению ценного зверя и созданию государственной системы заповедников.
- Как вы думаете, а есть ли заповедники на территории Саратовской области?
Национальный парк "Хвалынский"
Самым крупным объектом региона является национальный парк «Хвалынский», созданный в 1994 году. А спустя десять лет вокруг парка была образована охранная зона площадью 114 тысяч 924 гектара. Лесные массивы национального парка относятся к экологически ценным в области. Здесь произрастает более 100 видов растений и обитает 35 видов животных, занесенных в Красную книгу Саратовской области. Кроме того, славится «Хвалынский» и своими меловыми горами (основой которых служили древние моря), на которых растут уникальные растения. Среди краснокнижных растений венерин башмачок, левкой душистый, и такие эндемики, встречающиеся на ограниченных территориях, как иссоп меловой, тимьян клоповый, астрагалы, лапчатка волжская.
Дьяковский лес – еще один уникальный природный комплекс, расположенный в Краснокутском районе. Именно здесь лиственные, дубовые и сосновые деревья растут на песчаном массиве. К сожалению, часть территории в период летней засухи прошлых лет сгорела. А сосновый лес в долине реки Еруслан является самым южным в Заволжье.
Особое значение у природного парка «Кумысная поляна». Зеленые насаждения поглощают более 400 тонн вредных веществ. Деревья на склонах выполняют противоэрозионную роль, препятствуя разрушению почвы. На территории парка растёт много растений, занесенных в Красную книгу. Именно на Кумыске «оседают» перелетные птицы.
- Защита работ. Давайте посмотрим какие газеты получились у ребят.
ИТОГ:
Чтоб могли сады цвести
И леса вовеки,
Все живое береги
Ты на всей планете.
Ты природу полюби,
Каждую былинку,
И с Землей всегда дружи,
Береги травинку!
Мусор ты не оставляй
В роще на полянке,
И реки не засоряй.
Бой объявим склянкам!
Не бери домой ежа,
Бабочку не трогай!
Школьник, помни ты всегда
Долг перед природой!
ПЕСНЯ:
ЛЕСНОЙ МАРШ
Нам птицы просигналили подъём,
Привычными тропинками проходим мы.
Мы каждую берёзку сбережём
В лесах любимой родины.
Припев:
Мы сами написали в лесной зелёной книжке,
О том, что есть у леса надёжные друзья,
Такие же девчонки, такие же мальчишки,
Такие же счастливые, как ты и я.
Мелькают наших песен огоньки,
Шагаем мы лесами-перелесками,
Под кедрами красавицы – Тайги,
Под соснами полесскими.
Припев.
Нам Солнце улыбнётся веселей
И каждый день нам радостным покажется,
Когда пройдут по всей родной земле
Отряды наших саженцев.
Припев.
И добрые волшебники леса
Похожи на поэтов и художников.
Природа дарит людям чудеса,
А мы её помощники.
Экологическое воспитание младших школьников
Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социокультурной ситуации начала ХХI века. В условиях разностороннего экологического кризиса усиливается значение экологического образования как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка.
Исследованиями психологов установлено, что наилучшим периодом для экологического воспитания является возраст детей 6-10 лет.
«Естественной основой процесса воспитания экологической культуры детской личности, являются объективно складывающиеся, формирующиеся в различные возрастные периоды отношения и взаимодействия ребёнка с окружающей средой. У детей младшего школьного возраста эти отношения существуют на бессознательной основе. Ребята, не отдавая себе отчёта, не отделяют от внешней среды, не выделяют себя из объектов и субъектов окружающего мира. Они ощущают себя естественной частью природы. Ребёнок открыт для того, чтобы воспринимать и усваивать экологические правила, превращать их в свои привычки, в часть своей натуры. Этот возраст наиболее благоприятен и сенситивен для экологических воздействий. Ребёнок легко воспринимает правила игры и непосредственно закрепляет их в бессознательной сфере. Он способен овладевать экологической культурой как опытом нормального взаимодействия со средой»-, писал Б. Т. Лихачёв.
Задачей педагога является создание социальной ситуации развития ребёнка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром.
В связи с переходом на образовательные стандарты второго поколения, у учителей начальных классов в рамках внеурочной деятельности появилась возможность реализовывать воспитание экологической культуры в кружках, объединениях по интересам, программах дополнительного развития.
В данном контексте был разработан и апробирован блок классных часов, направленных на формирование и развитие экологической культуры младших школьников.
Названия мероприятия |
Направление, ценностные установки |
Виды, формы, материал мероприятия
|
Дом, в котором мы живём. |
Где мы живём? Действия, необходимые для сохранения чистоты и порядка в родном доме. Земля – общий дом для всех живых организмов. Красота и неповторимость природы Земли. Хозяйское отношение к природе. |
Экскурсия с использованием ИКТ |
Земля – заповедная природа. |
Девиз мероприятия: Даже в прекраснейших своих грезах человек не может вообразить ничего прекраснее природы. Альфонс де Ламартин
|
Виртуальная экскурсия в первый российский заповедник |
Родной край, родная природа. |
Анонс по заповедным местам Саратовской области. |
Заочная экскурсия. |
Праздник «Дары осени» |
Создание условий для художественно-эстетического восприятия окружающей природы, развития личности, раскрытия её творческого потенциала, для формирования основ экологически грамотного поведения. |
Праздник |
Воздух – невидимка. |
Воздух- основа жизни. Приспособленность растений и животных к получению кислорода. Источники загрязнения воздуха(на примере своей местности).Растения – природные фильтры. |
Беседа. |
Вода- водица, всему живому царица. |
Зачем человеку нужна вода? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Водные процедуры, закаливание водой. Практическая работа по выявлению признаков и свойств воды. |
Беседа, проведение опытов. |
Акция «Покормите птиц зимой» |
Знакомство с видами кормушек, изготовление кормушек своими руками, размещение кормушек на школьном дворе. |
Практическое занятие |
Волшебная кладовая: почва-кормилица. |
Роль почвы в жизни растений, животных, человека. Почва – чудесная кладовая, земля – кормилица. Произведения УНТ, авторские о земле. Действия, необходимые для сохранения чистоты и плодородия почв. |
Беседа |
Экологический праздник «В защиту природы» |
Воспитание бережного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за неё. |
Праздник |
Устный журнал «Хочу все знать» |
Направление в работе: формирование и развитие ответственности, способности к сотрудничеству. Взаимопомощи и самореализации. |
Работа в сотрудничестве (в группах малой и большой) |
Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (Красная книга Саратовской области). |
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Саратовской области, разгадывание загадок. |
Поход в библиотеку им. А. С. Пушкина |
Проект. Книга «Знакомые незнакомцы» |
Каждая группа учеников собирает материал: животные рядом с нами (в квартире, в парке, в лесу). Редкие и исчезающие виды животных местности, где проживаешь. |
Исследовательская работа, знакомство с методом проектов. |
Конкурс экологических сказок. |
Находят ответ на вопрос: «Почему нужно защищать природу?» Полезные взаимосвязи природы и человека. |
Практическое занятие, инсценировка лучшей сказки |
Игра «Правила робинзонов» (маршрутные листы, движение по станциям) |
На каждой станции цель выполняемых заданий: раскрыть зависимость человека от живой и неживой природы; этическое и эстетическое значение природы в жизни человека; освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности, личный вклад каждого человека в сохранение природы. |
Маршрутные листы, движение по станциям. |
Разработанный комплекс занятий, создаёт условия для формирования ценностного отношения обучающихся к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Проблема экологического воспитания младших школьников волнует нас сейчас в большей степени. Осмысление ее приводит к необходимости поиска действенных путей на гуманистическую и практическую сущность воспитания. Ведь только истинный патриот своей Родины позаботится о её природном богатстве. Сегодня для нас, педагогов, это систематическая деятельность по формированию у юных граждан экологической культуры в патриотическом егосознании.
Новизна данного курса заключается в том, что он обладает широкими возможностями для формирования у детей младшего школьного возраста фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей (наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, умение делать выводы на основе полученных результатов, вести дискуссию, исследовательские навыки); способствует развитию эмоциональной сферы детей, их способности к сопереживанию, состраданию.