Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Экологическое воспитание младших школьников

МОУ «Лицей № 107» Волжский район г. Саратов

 

Экологическое воспитание младших школьников

 

Алеева Елена Сергеевна

Филоненко Наталь Владимировна

учителя начальных классов

 

 

Пояснительная записка

 Цель: воспитание бережного, ценностного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за нее.

Задачи: - развитие интереса к природе, природным явлениям;

- формирование элементарных знаний об окружающем мире и влияние человека на природу;

- формирование норм здоровьесберегающего поведения в природной среде;

- воспитание ценностного и ответственного отношения к природе;

- формирование первоначального опыта участия в экологическом проекте.

 Экологический праздник предполагает участие обучающихся 1-2 классов. В преддверии праздника проводится акция «Помоги птицам зимой» , учащиеся развешивают кормушки для птиц, проводятся классные часы: «Баргузинский государственный заповедник – старейший заповедник в России»; «Заповедники Саратовской области», конкурс рисунков «Спасем животных и птиц» , литературные гостиные «Писатели о братьях наших меньших»

Итогом экологического праздника является создание газеты о бережном отношении к природе.

Основные знания, умения, навыки, характеризующие результативность усвоения материала.

Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности и экологической культуры учащихся, ценностного отношения к окружающему миру, природе России и родного края;

- развитие начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения в процессе игровой, творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебные цели и задачи, выделенные при сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с условиями реализации поставленной задачи;

- корректировать свои действия в зависимости от характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия:

- владеть начальными формами исследовательской деятельности;

- владеть логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, сравнения;

- осознанно конструировать речевые высказывания и тексты в соответствии с учебными задачами;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- владеть речевыми средствами коммуникации;

- использовать навыки коллективного общения и взаимодействия в процессе игровой, творческой деятельности, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.  

Форма организации – праздник;

Методы: работа в сотрудничестве (в группах малой и большой), решение проблемных ситуаций, инсценировка, беседа.

Тематическое содержание:

  • Создание проблемной ситуации;
  • Постановка цели праздника;
  • Решение экологических задач;
  • Знакомство с Красной книгой;
  • Групповая работа по созданию газеты;
  • Экологические игры, разгадывание кроссворда;
  • Знакомство с первым заповедником в России, с заповедниками Саратовской области;
  •  Защита творческой работы (газеты);
  • Подведение итогов.

Материально-техническое обеспечение:

Компьютер, проектор, раздаточный материал для создания газеты, костюмы для инсценировки, инвентарь для экологической эстафеты, звуки природы (пение птиц, шум леса), выставка рисунков на тему «Природа нашего края»; плакаты с высказываниями выдающихся людей о природе

Использованная литература

  1. Познавательная и занимательная Экология, составитель  Буланый Ю.И., Буланая М. В., Саратов, 2003
  2. Программа курса «Введение в экологию» 1-4 классы, Воробьева Е. С., М.: Русское слово,2015
  3. Сухин И.Г. 800 загадок -100 кроссвордов, М.: Новая школа,1997.
  4. Экологические игры , составители Морозова Е.Е., Чернышова Л. М., Саратов,2000
  5. http://crasivajplaneta.blogspot.ru/p/blog-page_658.html
  6. http://ru.clipartlogo.com/free/ecology-emblem.html

Экологический праздник  «В защиту природы»

Ход мероприятия

(выходит девочка-художник под минусовку «Оранжевая песня», садится за мольберт, берет в руки набор акварельных красок, кисточку и начинает рисовать, при этом поет)

Девочка-художник:

Вот уже подряд два дня

Я сижу рисую.

Красок много у меня-

Выбирай любую.

Я раскрашу целый свет

В самый свой любимый цвет!

Припев:

Зелененькое небо,

Зелененькое море,

Зелененькая травка,

Зелененький верблюд,

Зелененькие птички

Зелененьким зверятам

Зелененькие песни

Зелененько поют.

Друзья:

- Стоп-стоп-стоп! Какие ещё зеленые верблюды и зверята?

- Ты что, не знаешь, как по-настоящему выглядят верблюды?

Девочка: Знаю, конечно!

Друзья:

- А, мы поняли! У тебя, наверно, краски закончились!

Девочка:

- Да нет же! Краски у меня есть! Просто мне очень грустно, что на земле осталось так мало моего любимого зеленого цвета. А ведь зеленый – это очень добрый цвет. Это цвет нашей природы. Он призывает охранять все живое.

Друзья: А ведь верно!

 Стихи: (2 ученика)

1-  Почему мы с лесом дружим?

2- Для чего он людям нужен?

1- Без леса мы б не знали никогда,

2- Что в мире есть фиалка и подснежник.

1- И ландыш не дарил бы нам тогда

Свой аромат, задумчивый и нежный.

2- От суховеев сохла бы земля

И стала бы она пустыней голой,

1- Когда бы лес не защищал поля,

Не созывал к ним дождиков весёлых!

Ведущий. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает — леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину.

Ведущая.  Природа кормит, поит, одевает, лечит нас. Она щедра и бескорыстна. Она дает нам все для жизни, но и требует от нас бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Это приносит большие беды.

Сценка «Разговор цветов».

Ведущая. Раннее утро. Взошло солнце, его теплые ласковые лучи осветили луг, лес. На лугу растет трава-мурава. Я слышу какой-то шум. Да это кто-то разговаривает! Кто же это?

Ромашка. Доброе утро, дорогой Ландыш!

Ландыш. Доброе утро, если оно доброе. Вот вчера к нам в лес приходили ребята на экскурсию. А когда увидели меня и моих братьев, накинулись на нас. Даже не знаю, как я жив остался. Остальных нарвали в громадные кучи и унесли.

Ромашка. Вот ужас какой! А я только сейчас заметила, что ваш дом в плачевном состоянии. Да и вы сами выглядите не лучше.

Ландыш. А что-то я не слышу Колокольчика... Ты, Ромашка, не видела его?

Колокольчик. Ох, кто же это про меня вспомнил? А, дорогие друзья, здравствуйте!

Ландыш. Приветствуем вас, дорогой Колокольчик!

Ромашка. Какие у вас новости?

Колокольчик. Новости у меня неважные. Вчера на вечернем перезвоне колокольчиков услышал я сигнал тревоги. Мальчики купались в озере, смеялись, радовались, а потом зачем-то нарвали цветы белой кувшинки. Вот кувшинки и плакали.

Ландыш. Жалко их. Эти цветы очень красивы на воде. А когда их сорвешь, красота исчезает, они быстро вянут,

Ромашка. Издавна белую кувшинку называют одолень-трава.

Колокольчик. Что же теперь будем делать?

Ландыш. Я слышал, что есть какая-то Красная книга, которая берет под охрану животных и растения.

Ромашка. Так давайте скорее пойдем к Красной книге. Может, она нас защитит.

Цветы убегают.

(Выходит Красная книга)

Красная книга : Я Красная книга. Меня так назвали, потому что, красный цвет — сигнал опасности. Растениям и животным, которые внесены в Красную книгу, угрожает опасность. Они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как уже исчезли многие виды. Цветы, разговор которых мы подслушали, тоже внесены в Красную книгу нашей области.

Чтец 1.

На земле исчезают цветы.

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты 

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых 

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их 

И бездумно, безжалостно рвали.

Чтец 2.

В нас молчало хозяйское «Стой!»,

Нам казалось все мало и мало.

А потом в толчее городской 

Мы охапки тащили устало.

Чтец 3.

И не видели, как из-под ног,

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели.

Е. Карасев

Звучит русская народная песня «Во поле березонька стояла». Появляется Березка.

Березка. Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости из леса. Лес - это легкие нашей планеты. Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды — 5 дней, то без кислорода — не более 3 минут. Лес помогает сохранить в почве влагу, без него пересохли бы реки и озера, не давали бы урожая поля и сады. В лесу растут грибы, ягоды, лекарственные травы, живут звери и птицы. Из древесины люди изготавливают множество вещей: дома, мебель, бумагу, карандаши, ткани. Вот почему так важен для человечества лес. Вот почему его надо охранять и беречь. А все ли люди бережно относятся к лесу? Придите в лес, и вы увидите следы варварского отношения к нему.

Чтец 1.

Все так изранено в лесу,

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти 

Ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул 

Какой-то живоглот.

Мне кажется, из-под коры 

Моя слеза течет.

От черствости людской 

Болит душа моя.

Под искалеченным дубком 

Не ветер стонет — я.

Вот муравейник подожжен 

Кощунственной рукой.

Мне кажется, горит не он.

Адом пылает мой.

Земля в ожогах и рубцах 

Как в дни большой беды 

Хмельного ухарства следы.

Беспечности следы.

Ушли, обидев красоту,

Смутив лесной уют.

Не услыхав, что за спиной 

Все листья слезы льют.

Березка. Ребята, каждый из вас был в лесу. Давайте сейчас вспомним какие правила мы должны с вами соблюдать, попадая в лес.

Выходят дети, поочередно называют правила.

• Не руби в лесу деревья, не ломай сучья и кусты. Помни, что воздух в лесу содержит в 300 раз меньше бактерий, чем в городе.

• Не рви лесные и полевые цветы. Помни: ландыш зацветает на 6-й год, а венерин башмачок — на 18-м году.

• Не разоряй муравейники. Знай, что 3—4 муравейника надежно охраняют 1 га леса от вредителей.

• Будь осторожен с огнем в лесу. Помни: 97% пожаров возникает по вине человека.

• Не включай громко в лесу радиоприемники, магнитофоны, так как это тревожит птиц и зверей.

• Не оставляй неубранный мусор. Помни, что брошенная бумага сгниет через 2 года, битое стекло пролежит 30 лет, полиэтилен — несколько десятилетий.

• Не оставляй надписей на деревьях и камнях. Они вызовут лишь досаду и сожаление у тех, кто придет после тебя.

Березка. Дорогие ребята! Очень хотелось бы, чтобы вы все запомнили эти правила поведения в природе и требовали выполнения их от своих знакомых и друзей. А теперь помогите мне, ребята, отгадать лесные тайны.

— Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Лес)

— Какое дерево называют музыкальным? Из него делают пианино, гитары и другие музыкальные инструменты? (Ель)

— Какие дрова дают больше всего тепла? (Дубовые и березовые)

— Из какого дерева делают спички? (Из осины)

— Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен)

— Почему заяц зимой гложет осину, ведь она горькая? (В осиновой коре 10% жира)

Спасибо вам, ребята, что помогли постичь мне лесные тайны.

Ведущая. В лесу живут братья наши меньшие: птицы и звери. Среди них множество наших верных друзей. Птицы - защитники лесов, полей, садов. Они сохраняют урожай, уничтожают огромное количество вредных насекомых. Хищные птицы ловят на полях грызунов. Птицы украшают нашу землю. Вслушайтесь в их неповторимые голоса.

Звучат голоса птиц.

Ведущий. Птицы и звери очень часто нуждаются в помощи человека. Нелегко приходится птицам зимой.

Сценка «Разговор птиц на лесной поляне».

Поляна. На сцене появляется, в страхе оглядываясь назад, Ворона и садится на пенек.

Ворона. Кар-р-р, кар-р-р... Хулиганы! Ох и тяжко, нам, воронам, живется. Всех опасаться приходится, особенно ребятишек. Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди искалечат.

На сцене появляется Синица.

Синица. Бр-р-р, какой мороз! Здравствуйте, тетушка Ворона! А я слышу, кто-то здесь разговаривает. Дай, думаю, посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?

Ворона. Кар-р-р... Еле ноги сейчас из города унесла. Вон еще отдышаться не могу. Хулиганье (грозит «крылом» в сторону воображаемого города)'. Сидела на заборе, смотрела, где бы чем поживиться, а ребята снежками в меня - снежками (вздыхает)...

Синица. Да и нам, синицам, зимой не легче живется. Все летаешь, летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз за целый день так ничего и не найдешь, голодной засыпаешь. А вы знаете, тетушка Ворона, что из десяти синиц за зиму выживают только девять... Бедные мои сестрички!

Ворона. Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера Воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался, говорил что не знает, как пережить зиму.

Синица. А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что этой зимой птицам легче будет. Говорят, что есть школьники, которые по всему городу кормушки развесили. А в них разный корм: семечки, хлебные крошки, сало...

Ворона. Что это еще за кормушки?

Синица (показывает вдаль). Да вон, видишь!

Ворона. Кар-р-р! И в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видела у одного дома. Летала я как-то по городу. Три дня ничего не ела, села на ветку, сил нет. Ну, думаю, все — конец пришел. Гладь, а на дереве висит вот такая же кормушка. Заглянула я в нее, а там семечки... Так и выжила в ту зиму.

Синица. И мне той зимой плохо было. А иногда подлетишь к кормушке, а там нет ничего, забыли ребята корм насыпать. Так и останешься голодной.

Ворона. Как ты думаешь, Сорока про кормушки правду сказала?

Синица. Не знаю. Сороке верить трудно, она вечно разносит всякие небылицы по лесу.

Ворона. А как здорово было бы с кормушками! Сколько бы птиц ребята от голодной смерти спасли.

Синица. Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они все-таки кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима не будет нам, птицам, страшна.

Ведущая. Ребята, охраняйте птиц зимой, подкармливайте их, развешивайте кормушки и не забывайте насыпать в них корм.

Чтец 3.

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится,

На траве кровавой вздрагивала птица.

Птицы, рыбы, звери 

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря,

Ведь небо без птиц — не небо!

А море без рыб — не море!

А земля без зверей — не земля!

Ведущая. Многие виды животных уже исчезли, некоторые находятся на грани исчезновения.

Мы сегодня создадим газету о бережном отношении к природе.

 (работа по группам) //

- Под музыку выходит турист ест конфеты, пьет воду и мусор выбрасывает на дорогу и уходит...

А среди вас есть такие туристы? Что же делать? Надо убрать мусор.

  • Игра- эстафета «Убери поляну»;
  • Разгадай кроссворд;

- Какое ключевое слово получилось? (Заповедник)

2017 – Год «Экологии и защита заповедников»

Самый первый заповедник был создан 100 лет назад.

Баргузинский заповедник в Бурятии — это самый первый заповедник в России, был учрежден 11 января 1917 года .

Теперь в день его «рождения», 11 января, отмечается также День заповедников и национальных парков России.

Поводом для создания охраняемой территории на склонах Баргузинского хребта и побережье Байкала стало катастрофическое сокращение популяции соболя: несмотря на развитие промышленности в начале XX века, экспорт пушнины оставался важной статьей дохода государства. Этот факт вызывал беспокойство не только у ученых, но и у правительства, не говоря уже об охотниках, живших промыслом.

9 июля 1912 года был принят «Закон об установлении ограничительных по охоте на соболя мер». «Высочайшие указания» императора Николая II и постановление Совета Министров положили начало многолетней работе по спасению ценного зверя и созданию государственной системы заповедников.

- Как вы думаете, а есть ли заповедники на территории Саратовской области?

Национальный парк "Хвалынский"
Самым крупным объектом региона является национальный парк «Хвалынский», созданный в 1994 году. А спустя десять лет вокруг парка была образована охранная зона площадью 114 тысяч 924 гектара. Лесные массивы национального парка относятся к экологически ценным в области. Здесь произрастает более 100 видов растений и обитает 35 видов животных, занесенных в Красную книгу Саратовской области. Кроме того, славится «Хвалынский» и своими меловыми горами (основой которых служили древние моря), на которых растут уникальные растения. Среди краснокнижных растений венерин башмачок, левкой душистый, и такие эндемики, встречающиеся на ограниченных территориях, как иссоп меловой, тимьян клоповый, астрагалы, лапчатка волжская.

Дьяковский лес – еще один уникальный природный комплекс, расположенный в Краснокутском районе. Именно здесь лиственные, дубовые и сосновые деревья растут на песчаном массиве. К сожалению, часть территории в период летней засухи прошлых лет сгорела. А сосновый лес в долине реки Еруслан является самым южным в Заволжье.

Особое значение у природного парка «Кумысная поляна». Зеленые насаждения поглощают более 400 тонн вредных веществ. Деревья на склонах выполняют противо­эрозионную роль, препятствуя разрушению почвы. На территории парка растёт много растений, занесенных в Красную книгу. Именно на Кумыске «оседают» перелетные птицы.

  • Защита работ. Давайте посмотрим какие газеты получились у ребят.

ИТОГ:

Чтоб могли сады цвести

И леса вовеки,

Все живое береги

Ты на всей планете.

         Ты природу полюби,

               Каждую былинку,

               И с Землей всегда дружи,

               Береги травинку!

Мусор ты не оставляй

В роще на полянке,

И реки не засоряй.

Бой объявим склянкам!

 

Не бери домой ежа,

Бабочку не трогай!

Школьник, помни ты всегда

Долг перед природой!

ПЕСНЯ:

ЛЕСНОЙ МАРШ

Нам птицы просигналили подъём,
Привычными тропинками проходим мы.
Мы каждую берёзку сбережём
В лесах любимой родины.

Припев:
Мы сами написали в лесной зелёной книжке,
О том, что есть у леса надёжные друзья,
Такие же девчонки, такие же мальчишки,
Такие же счастливые, как ты и я.

Мелькают наших песен огоньки,
Шагаем мы лесами-перелесками,
Под кедрами красавицы – Тайги,
Под соснами полесскими.

Припев.
Нам Солнце улыбнётся веселей
И каждый день нам радостным покажется,
Когда пройдут по всей родной земле
Отряды наших саженцев.

Припев.
И добрые волшебники леса
Похожи на поэтов и художников.
Природа дарит людям чудеса,
А мы её помощники.

Экологическое воспитание младших школьников

Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социокультурной ситуации начала ХХI века. В условиях разностороннего экологического кризиса усиливается значение экологического образования как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка.

Исследованиями психологов установлено, что наилучшим периодом для экологического воспитания является возраст детей 6-10 лет.

«Естественной основой процесса воспитания экологической культуры детской личности, являются объективно складывающиеся, формирующиеся в различные возрастные периоды отношения и взаимодействия ребёнка с окружающей средой. У детей младшего школьного возраста эти отношения существуют на бессознательной основе. Ребята, не отдавая себе отчёта, не отделяют от внешней среды, не выделяют себя из объектов и субъектов окружающего мира. Они ощущают себя естественной частью природы. Ребёнок открыт для того, чтобы воспринимать и усваивать экологические правила, превращать их  в свои привычки, в часть своей натуры. Этот возраст наиболее благоприятен и сенситивен для экологических воздействий. Ребёнок легко  воспринимает правила игры и непосредственно закрепляет их в бессознательной сфере. Он способен овладевать экологической культурой как опытом нормального взаимодействия со средой»-, писал Б. Т. Лихачёв.

Задачей педагога является создание социальной ситуации развития ребёнка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим  социальным и природным миром.

В связи с переходом на образовательные стандарты второго поколения,  у учителей начальных классов в рамках внеурочной деятельности появилась возможность реализовывать воспитание экологической культуры в кружках, объединениях по интересам, программах дополнительного развития.

В данном контексте был разработан и апробирован блок классных часов, направленных на формирование и развитие экологической культуры  младших школьников.

Названия мероприятия

Направление,

ценностные установки

Виды,  формы, материал мероприятия

 

 

Дом, в котором мы живём.

Где мы живём? Действия, необходимые для сохранения чистоты и порядка в родном доме. Земля – общий дом для всех живых организмов. Красота и неповторимость природы Земли. Хозяйское отношение к природе.

Экскурсия с использованием ИКТ

Земля – заповедная природа.

Девиз мероприятия: Даже в прекраснейших своих грезах человек не может вообразить ничего прекраснее природы. Альфонс де Ламартин

 

Виртуальная экскурсия в первый российский заповедник

Родной край, родная природа.

Анонс по заповедным местам Саратовской области.

Заочная экскурсия.

Праздник «Дары осени»

Создание условий для художественно-эстетического восприятия окружающей природы, развития личности, раскрытия её творческого потенциала, для формирования основ экологически грамотного поведения.

Праздник

Воздух – невидимка.

Воздух- основа жизни. Приспособленность растений и животных к получению кислорода. Источники загрязнения воздуха(на примере своей местности).Растения – природные фильтры.

Беседа.

Вода- водица, всему живому царица.

Зачем человеку нужна вода? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Водные процедуры, закаливание водой. Практическая работа по выявлению признаков и свойств воды.

Беседа, проведение опытов.

Акция «Покормите птиц зимой»

Знакомство с видами кормушек, изготовление кормушек своими руками, размещение кормушек на школьном дворе.

Практическое занятие

Волшебная кладовая: почва-кормилица.

Роль почвы в жизни растений, животных, человека. Почва – чудесная кладовая, земля – кормилица. Произведения УНТ, авторские о земле. Действия, необходимые для сохранения чистоты и плодородия почв.

Беседа

Экологический праздник «В защиту природы»

Воспитание бережного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за неё.

Праздник

Устный журнал «Хочу все знать»

Направление в работе: формирование и развитие ответственности, способности к сотрудничеству. Взаимопомощи и самореализации.

Работа в сотрудничестве (в группах малой и большой)

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (Красная книга Саратовской области).

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Саратовской области, разгадывание загадок.

Поход в библиотеку им. А. С. Пушкина

Проект. Книга «Знакомые незнакомцы»

Каждая группа учеников собирает материал: животные рядом с нами (в квартире, в парке, в лесу). Редкие и исчезающие виды животных местности, где проживаешь.

Исследовательская работа, знакомство с методом проектов.

Конкурс экологических сказок.

Находят ответ на вопрос: «Почему нужно защищать природу?»  Полезные взаимосвязи природы и человека.

Практическое занятие, инсценировка лучшей сказки

Игра «Правила робинзонов» (маршрутные листы, движение по станциям)

На каждой станции цель выполняемых заданий: раскрыть зависимость человека от живой и неживой природы; этическое и эстетическое значение природы в жизни человека; освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности, личный вклад каждого человека в сохранение природы.

Маршрутные листы, движение по станциям.

Разработанный комплекс занятий, создаёт условия для формирования ценностного отношения обучающихся к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Проблема экологического воспитания младших школьников волнует нас сейчас в большей степени. Осмысление ее приводит к необходимости поиска действенных путей на гуманистическую и практическую сущность воспитания. Ведь только истинный патриот своей Родины  позаботится о её природном богатстве. Сегодня  для нас, педагогов, это систематическая деятельность по формированию у юных граждан экологической культуры в патриотическом егосознании.

Новизна данного курса заключается в том, что он обладает широкими возможностями для формирования у детей младшего школьного возраста фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей (наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, умение делать выводы на основе полученных результатов, вести дискуссию, исследовательские навыки); способствует развитию эмоциональной сферы детей, их способности к сопереживанию, состраданию.  

Смотреть приложение