Экологический проект «Природа – наш дом»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Общение поколений» городского округа Самара
Экологический проект «Природа – наш дом»
Педагог дополнительного образования
Ковалева А.Л.
Вид проекта: творческий.
Направленность проекта: взаимосвязь экологического воспитания с нравственным.
По продолжительности: краткосрочный, сезонный.
По форме организации: совместный (руководитель объединения «Радуга» Ковалёва А.Л., учащиеся и их родители).
По предметно-содержательной области: межпредметный.
Проблема:«Что значит быть добрым с природой?»
Цели проекта:
Экологические:
- Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.
- Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных в осенний период.
- Расширять представление о зимующих и перелётных птицах.
- Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных.
Нравственные:
- Обобщить и систематизировать представления о нормах и правилах поведения в природе.
- Побуждать детей к проявлению заботы о животных и птицах.
- Побуждать детей проявлять доброжелательность в повседневной жизни.
- Закреплять умение оценить ситуацию и поведение окружающих, развивать эмпатию.
- Воспитывать уважительное отношение к старшим по возрасту.
- Формировать личность каждого ребёнка, воспитание культуры межличностных отношений.
Задачи проекта:
Образовательно-познавательные
- Продолжать наблюдать за осенними проявлениями в природе (туманы, изменения окраски листьев на деревьях, идут дожди, холодно, листопад, солнце не припекает).
- Систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках, птицах и животных, их приспособление к сезонным явлениям.
- Продолжать формировать знания в области изобразительного искусства, развивать умения и навыки воспитанников в рисовании, лепке и аппликации, используя в работе природный материал.
Речевые
- Пополнять и обогащать речь детей на занятиях.
- Активизировать в речи дошкольников слова, понятия, образные сравнения в зависимости от темы занятия и вида деятельности.
- Побуждать детей отвечать полным ответом.
- Следить за грамотностью и звуковой культурой речи воспитанников.
Воспитательные
- Продолжать воспитывать интерес и любовь к природе, позитивное отношение к окружающему миру.
- Осуществлять нравственное воспитание детей, используя методы и приёмы экологического воспитания.
- Расширять кругозор воспитанников, обогащать их впечатления и эмоции, повышать уровень нравственной и экологической культуры.
- Формировать собственный жизненный опыт в сотрудничестве со взрослыми, воспитывать трудовые качества и желание помогать взрослым в совместной деятельности.
Содержание проекта:
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, рассчитан на совместную деятельность педагогов, детей и родителей.
Продолжительность проекта составляет три месяца: с сентября 2016года по ноябрь 2016 года.
Проект проходит в три этапа:
1 этап – Подготовительный:
Педагог вводит детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту: «Что значит быть добрым с природой?»; формирует устойчивый интерес к тематике проекта; определяет круг посильных задач.
1.Цикл занятий обосени: «Осень золотая»; «Осенние заботы животных и птиц»; «Осенние хлопоты человека»; «Путешествие по осени»; викторина «Осень»; рисование осенних пейзажей: «Осень в гости к нам пришла», «Художница осень»; натюрмортов:«Дары осени», «Богатый урожай».
2.Рассматривание репродукций с картин художников: В.Г. Казанцев «Конец лета. Конец XIX века»; И.Э. Грабарь «Осень. Красный дубок»; И.С. Остроухов «Золотая осень».
3.Цикл бесед о растениях, птицах и животных (с использованием аудио, видеозаписи, слайдов).
4.Чтение художественной литературы: В. Балашов «Жил-был листик»; В. Зотов «Лесная мозаика»; «Времена года» (стихи, рассказы, сказки); пословицы, поговорки, загадки о явлениях в природе.
5.Экскурсии в уголок парка, сквера, участка МБУ ДО«ЦВР «Общение поколений».
6.Работа с родителями: проведение родительского собрания «Знакомство»; «круглого» стола с определением проблемы проекта, анкетирование семей воспитанников, привлечение к акции «Осенний кузовок»: собирание листьев разных пород деревьев, различной формы и окраски; консультации для родителей;оформление уголка здоровья в осеннее время года: рекомендации, полезные советы; участие в рамках экологического марафона «Природа – наш дом!» (выполнение плакатов и рисунков родителей и детей) проведение «Осеннего Бала», организация чаепития; оформление отчётной выставки: «Осенний вернисаж».
2 этап – Основной (исследовательский и практический):
Руководитель и педагоги центра формируют у детей знания, умения и навыки, в частности при решении проблем самостоятельно и с помощью взрослого.
1.Наблюдения на прогулках.
2.Подвижные, дидактические и творческие игры.
3.Поиск природного материала: веточки разные по размеру и форме, шишки, жёлуди, листья, засушенные цветы и т.д.с целью превратить ненужные на первый взгляд предметы в произведения искусства (в природе нет ничего лишнего).
4.Участие в осеннем субботнике: формировать собственный жизненный опыт в сотрудничестве совзрослыми, воспитывать трудовые качества и желание помогать взрослым в совместной деятельности.
3 этап – Подведение итогов:
1.Организацияи проведение праздника «Осенний бал», чаепитие.
2.Выставка рисунков, аппликаций и поделок из природного материала «Осенний вернисаж»
3.Презентация проекта «Природа – наш дом!» для методиста и педагогов МБУ ДО «ЦВР «Общение поколений».
4.Подведение итогов работы.
Оборудование и материалы:
1.Демонстрационный материал: картины и иллюстрации, изображающих птиц и животных в природе.
2.Художественная литература: рассказы о животных, стихи, пословицы, загадки о явлениях природы осенью.
3.Репродукции с картин художников: В.Г. Казанцев «Конец лета. Конец XIX века»; И.Э. Грабарь «Осень. Красный дубок»; И.С. Остроухов «Золотая осень».
4.Материалы и оборудование для продуктивной изобразительной деятельности: бумага для акварели, карандаши, гуашь, кисточки, баночки для воды, пластилин, цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, природный материал из «Осеннего кузовка» и т.д.
5.Наборы игрушек: «Животные», «Птицы», «Насекомые».
6.Настольно-печатные игры.
7.Видео и аудио записи, фотоаппарат.
8.Компьютер.