Экологический квиз для детей и взрослых «Отходы в доходы»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 27 с углубленным изучением отдельных предметов"
г. Балаково Саратовской области
Экологический квиз для детей и взрослых
«Отходы в доходы»
Филатова Ольга Генриевна
ст. вожатая
Цель: Осознание целесообразности сортировки, переработки и утилизации мусора (отходов) и изготовления из него различных нужных вещей.
Задачи квиза:
1.Формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.
2.Стимулировать интерес к исследовательской деятельности.
3.Воспитывать бережное отношение к чистоте группы, участка, квартиры, улиц города.
4.Пропагандировать раздельный сбор мусора в каждой семье.
5 Учить создавать из отходов ТБО поделки, игрушки, пособия и т. д.
6 Развитие логического мышления, внимания. любознательности, бережного отношения к природе.
7 Развитие умения обследовательских действий.
8 Укрепление и усовершенствование партнерских взаимоотношений школы, детей и родителей.
Проблема: охрана природы, попытка решить проблему сбора и утилизации мусора.
Предполагаемый результат:
- понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям;
- умение сортировать мусор из разного материала;
применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.
- дети научаться вторично, использовать бытовой отход в разных видах
деятельности
Ход игры.
Ведущий: Проблемы отходов важна для каждого из нас и для всего человечества. Многие из нас не задумываются, что мы выкидываем и куда это потом девается. А между тем, наш мусор – один из наших врагов. Он вреден уже хотя бы тем, что занимает площадь, которую можно было бы использовать для более полезных целей и портит пейзаж. Подсчитано, что каждый горожанин у нас выбрасывает за год более 300 кг мусор. Он образует буквально горы бытовых отходов. Страшно представить, что будет через несколько столетий. Ведь с каждым днем человечество производит все больше и больше мусора. Целые парки превращаются в свалки, а ведь 70% отходов могут быть переработаны. В любом случае, поскольку мусор – наш враг, его надо знать в «лицо».
1 задание «О каких бытовых отходах идёт речь»
Отгадайте какими отходами человек захламляет Землю.
1). - Была изобретена в 105 году н.э.
- Волокнистое вещество, которое иногда изготавливают из ветоши
- Используется в технике папье-маше
- Мокнет в воде, но не растворяется в воде
- Время распада 2-3 года
- Ежегодно европеец потребляет 130 кг
- В 875 году нашей эры в Китае стала использоваться в гигиенических целях. До этого момента она была слишком дорогой.
- При повторной переработке 1тонны сохраняется 17 деревьев
Ответ: БУМАГА
2). - Первая была получена английским металлургом и изобретателем Александром Парксом в 1855 году
- Родственник жевательной резинки
- При сжигании выделяются токсичные вещества
- Разлагается за 100—200 лет.
- Нужно 9 литров нефти для изготовления 1000 шт. этого
- 4 из 5 сумок для продуктов сделаны из этого
- Супер лёгкий
- Многое состоит из нее.
Ответ: ПЛАСТМАССА
3). - Cуществовало в Египте уже 5 тысяч лет назад
- Природой создано естественная горная порода - Обсидиан
- Может при воздействии переходить из жидкого в твёрдое состояние и обратно
- Применяется в разных сферах человеческой деятельности: от строительства, изобразительного искусства, оптики, медицины
- При всех положительных качествах очень хрупкое
- Изготавливают из речного песка
- Перерабатывается в земле 1000 лет
- Некоторые из нас его едят за обедом
- В сказке Пушкина «Мёртвая царевна»
Ответ: СТЕКЛО
4). - Когда его высушат, то его называют кизяк
- Использует за место дров
- Из него вырабатывается газ метан, который применяют для отопления помещения
- Иногда из него изготавливают бумагу
- Из него в Японии делают бензин
- В Африке жук скарабей из этого катает комок, а детёныши скарабея это ест
- Эффективнее выносить и использовать его зимой
- Не требует переработки человеком
Ответ: НАВОЗ
5). - В основном он твёрдый, но может быть жидким
- Его любят носить девчонки
- Человек узнал о нём уже 3000 лет назад
- Его вручают победителям
- Чтобы добыть 1 грамм этого нужно использовать 1000 литров морской воды
- Его любят гномы
- Некоторые люди строят дома без этого
- Разлагается в земле за 100 лет
- В произведении Бажова «Хозяйка медной горы»
Ответ: ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ
6). -Это то, чего много в городе, но мало в деревне.
- Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
- От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще больше.
- Его издают разные приборы, машины.
- Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик.
Ответ: ШУМ
7. - Это получается, когда что-то становится старым или ломается.
- Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
- Это можно сдать и получить деньги.
- Из этого можно сделать что-то новое.
- Это бывает цветным и за него можно получить деньги.
Ответ: МЕТАЛЛОЛОМ
8. - Всегда черного цвета.
- Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.
- Это очень вредно.
- У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.
- Этого много при горении.
Ответ: САЖА
9. - Этого почти не видно.
- От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.
- Это могут собрать на свои листья зеленые растения.
- В городе, где этого очень много, не растут лишайники.
Ответ: ГАЗОВЫЕ ОТХОДЫ
10. - Это легче воды.
- Это может плавать в воде и не тонет.
- В речке этого много, когда в ней моют машины.
- Это мешает дышать рыбам.
- Это надо удалять с поверхности воды.
Ответ: МАШИННОЕ МАСЛО
2 задание. «Будь внимательным»
Найдите в строчках с буквами спрятанные названия отходов:
КЛОАТРЫМУСОРСЬИКУПЖЯ
ЛДИТЛОПАКЕТСЬДКУАВ
ВАКРНОШБАНКАНЛДНПКСТ
ЦЕМИРНЛОБУМАГАКУЦЙ
3 задание. «Что делать хорошо, а что – плохо?»
Соотнесите написанное на «ХОРОШО» и «ПЛОХО». Запишите в две колонки.
- Бросай, куда попало мусор.
+ Дай вещи «вторую жизнь».
- Оставляй мусор в лесу, около водоёма, на месте отдыха.
+Сортируй мусор правильно;
+Экономно используй тетради, бумагу (например, оборотную сторону).
-Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнёзда.
+Оборудовать и очищать места отдыха
-Ломать растения, срывать цветы
+Оберегать и подкармливать животных и птиц
+ Участвуй в субботниках
4 задание: «Это должен знать каждый».
Ведущий предлагает игрокам ответить на вопросы викторины:
1. Ячейки от яиц при сдаче в макулатуру — это бумага или картон?
А) Бумага
Б) Картон
В) Вообще не принимают
Ответ: Лотки от яиц — не макулатура, потому что это уже прессованные отходы целлюлозы, то есть последняя «жизнь» бумаги.
2. Какая маркировка стоит на пластиковых бутылках из-под минеральной воды?
А) 1
Б) 2
В) 3
Ответ: На пластиковых бутылках от минеральной воды и алкоголя стоит маркировка «1» в треугольнике, нередко добавлено «ПЭТ» или «PET».
3. Можно ли сделать новую вещь полностью из вторичного пластика?
А) Конечно!
Б) Нет, придется «разбавлять» с первичным пластиком.
В) Повторно пластик не используют.
Ответ: Пластик можно перерабатывать вторично, но к нему нужно добавлять первичный, иначе изделие будет хрупким.
4. Можно ли выбросить батарейку в мусорное ведро?
А) Ни в коем случае
Б) Она плотно запаяна и не принесет вреда
В) Лучше сдать ее, как металл
Ответ: Батарейка содержит множество опасных составляющих, отравляющих кубометры земли и воды. Сдавать в специальные пункты приема, но точно не в качестве металлолома.
5. Можно ли бросать в корзину для сбора пластиковых бутылок полиэтиленовые пакеты?
А) Можно, это тоже пластик
Б) Можно, если сложить все пакеты в один пакет, то есть не смешивать с бутылками.
В) Нет, это другой вид пластика.
Ответ: Полиэтиленовые пакеты и бутылки ПЭТ имеют разную маркировку и разные способы переработки. Их нельзя собирать вместе, так как для переработчика ПЭТ-бутылок пакеты будут мусором.
6.Что из нижеперечисленного быстрее всего «разложится»?
А) Стеклянная бутылка
Б) Полиэтиленовый пакет
В) Железная консервная банка
Ответ: Стекло будет разлагаться 1000 лет, пакет — примерно 200 лет, а жестяную банку археологи уже через 90 лет не найдут.
7. Нужно ли отвинчивать пробку от ПЭТ-бутылки перед тем, как выбросить в контейнер для переработки?
А) Да
Б) Нет
Ответ: Пробки от ПЭТ-бутылок отвинчивать не нужно. Для этого на заводах по переработке есть специальные аппараты. А вот смять бутылку перед выбросом в контейнер — это хороший тон.
8. Какие отходы не вредят природе?
А) Деревянные игрушки
Б) Книги и журналы
В) Старая синтетическая одежда
Ответ: Деревянные игрушки
Если деревянные игрушки покрыты экологичной краской, а именно так и должно быть в случае с детскими товарами, то они разлагаются на свалке без вреда для природы. Макулатура сама по себе не вредит экологии, но ее печатная краска может выделять ядовитые вещества. Ядовитой можно назвать и одежду из синтетических тканей: синтетика может стать причиной попадания в почву и атмосферу вредных веществ.
9. Сколько деревьев нужно вырубить, чтобы получить одну тонну бумаги?
А) 20
Б) 40
В) 60
Ответ: Одна тонна бумаги равна примерно 20-25 деревьям. Однако экологи борются за переработку макулатуры не только ради деревьев, но и для сохранения других ресурсов: она позволяет почти в два раза уменьшить потребление воды и энергии в процессе производства. При этом значительно снижается загрязнение воды и воздуха.
10. Какие предметы из перечисленных не требуют особой утилизации?
А) Батарейки
Б) Градусники
В) Светодиодные лампочки
Ответ: Светодиодные лампочки
Это светодиодные лампы, поскольку они не представляют опасности. Батарейки и градусники, в свою очередь, относятся к опасной группе отходов, потому что содержат вещества, представляющие угрозу для человека и природы. Например, одна пальчиковая батарейка может загрязнить тяжелыми металлами около 20 квадратных метров земли.
11.Что из перечисленного опасно для окружающей среды, а потому нуждается в специальной утилизации или может быть отправлено на переработку?
А) Одежда из хлопка и льна
Б) Старый мобильный телефон
В) Пищевые отходы
Ответ: Старый мобильный телефон
Техника и электроника могут содержать опасные вещества, например, ртуть и свинец. На свалке им точно не место. Экологи призывают сдавать такой мусор в специализированные пункты приема. А еще старый телефон можно отдать тому, кто в нем нуждается.
12.Что из перечисленного обязательно нужно сделать перед сдачей мусора на переработку?
А) Разобрать пластик по цветам
Б) Помыть стеклянную тару и упаковки "Тетра Пак"
В) Почистить пыльные книги
Ответ: Помыть стеклянную тару и упаковки «Тетра Пак»
Остатки пищи или напитков в стеклянной таре или упаковке «Тетра Пак» и дальнейшее гниение органики сделают этот мусор непригодным для переработки. Поэтому обязательно нужно промыть тару под водой.
5 задание. «Полезное из бесполезного»
На слайд перечислены четыре самых популярных вида перерабатываемых отходов:
· Пластиковая бутылка;
· Алюминиевая банка;
· Стеклянная банка;
-
Макулатура.
Только из этих четырёх видов отходов можно изготовить огромное количество новых вещей. Порой не так уж просто догадаться, из чего было сделано вторсырьё для той или иной вещи. Сейчас я буду зачитывать названия вещей. Ваша задача – догадаться, из какого вида вторсырья может быть изготовлена данная вещь (из четырёх доступных вариантов). Отвечает команда, участники которой первыми поднимут руку.
* Войлочный чехол для планшета (пластиковая бутылка).
* Спортивный самолёт (алюминиевая банка).
* Спортивная форма для футбольной команды «Спартак» (пластиковая бутылка).
* Металлические каркасы для мебели (алюминиевая банка).
* Ручки, маркеры, ножницы и степлеры (пластиковая бутылка).
* 1 миллион экземпляров книги Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» (макулатура).
* Декоративная плитка для интерьера (стеклянная бутылка).
* Детский конструктор (пластиковая бутылка).
* Одноразовые горшочки для рассады (макулатура).
* Добавка для производства асфальта (стеклянная бутылка).
* Зубная щётка (пластиковая бутылка).
6 задание «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?»
-
Знаете ли вы, что эта наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Живой организм - и микроб, и животное, и человек. Среда обитания — почва, лес, воздух, вода - все то, что окружает организм, с чем он находится во взаимодействии. Что это за наука? (экология)
-
Знаете ли вы, что это определение ввёл австрийский геолог Эдуард Зюсс (XIX век). Учение о ней создал В.И. Вернадский - выдающийся русский ученый. Вернадский определял её как, особую активную оболочку Земли. Она населена живыми организмами. В ней деятельность всех живых существ вместе с человеком является важнейшим фактором, который преобразует планету. О чём идёт речь? (о биосфере)
-
Знаете ли вы, что, как и все подснежники, она спешит привлечь внимание насекомых-опылителей. Она регулирует посещение насекомых, как светофор, то есть меняет свою окраску: становится попеременно синей, фиолетовой и розовой. Она занесена в Красную книгу. Какое растение называют живым светофором? (медуница)
-
Знаете ли вы, что эти ядохимикаты используются для защиты растений от вредителей. Современное сельское хозяйство использует до 2 миллионов тонн различного рода ядохимикатов. Они загрязняют почву, воду и воздух. Попадают и в организм человека, нарушают процессы жизнедеятельности (рак, аллергия, болезни почек, печени, желудка). (пестициды)
Подведение итогов. Награждение победителей.
«ЧТО ДЕЛАТЬ ХОРОШО, А ЧТО – ПЛОХО?
ХОРОШО
|
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
|
ПЛОХО
|
|
Бросай куда попало мусор.
|
|
|
Дай вещи «вторую жизнь».
|
|
|
Оставляй мусор в лесу, около водоема, на месте отдыха.
|
|
|
Сортируй мусор правильно.
|
|
|
Экономно используй тетради, бумагу (например, обратную сторону).
|
|
|
Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнезда.
|
|
|
Оборудовать и очищать места отдыха.
|
|
|
Ломать растения, срывать цветы.
|
|
|
Оберегать и подкармливать животных и птиц.
|
|
|
Участвуй в субботниках.
|
|