Эффективность применения опорных конспектов на уроках истории и обществознания
Мелекесская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельныхпредметов Тукаевского муниципальног района Республики Татарстан
Эффективность применения опорных конспектов на уроках истории и обществознания
Васильева Регина Ивановна
Учитель истории и обществознания
Я СЛЫШУ - Я ЗАБЫВАЮ,
Я ВИЖУ - Я ЗАПОМИНАЮ,
Я ДЕЛАЮ - Я ПОНИМАЮ.
Китайская пословица.
Я ВИЖУ - Я ЗАПОМИНАЮ,
Я ДЕЛАЮ - Я ПОНИМАЮ.
Китайская пословица.
Обоснование актуальности
Сейчас, как и много лет назад, перед педагогами стоят задачи: дать детям не только знания в пределах школьной программы, но и научить детей мыслить, выражать свою мысль; помочь развиться разносторонне интересующейся личности, не стать узконаправленным индивидуумом, так сказать научить человека не быть только "физиком" или "лириком": Для этого должен быть изменен способ обучения. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе. Процесс усвоения знаний состоит из разных этапов. Методы обучения в современной школе призваны руководить формированием этих этапов и переходами от одного к другому.
Новые стандарты образования подчеркивают особую значимость духовно-нравственного воспитания, формирования гражданственности и патриотизма, ответственности и самостоятельности.
Как развить у ребенка потребность искать новое? Как научить его видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определение понятиям? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Опорные конспекты, как одна из форм работы на уроках, являются хорошим помощником в достижении этих задач.
В процессе использования опорных планов-конспектов на уроках истории и обществознания происходит и лучшее усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности учащихся. Работа учителя и ученика над опорным планом-конспектом дает широкий простор деятельности: это и применение ИКТ, и решение проблемной задачи, и исследование, и создание мини-проекта и т.д.