Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Единство человека и природы в стихотворении С.А.Есенина "Поет зима, аукает..."

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия №44

Муниципального образования город Краснодар

Краснодарский край

Номинация: Методические материалы,

методика преподавания и разработка уроков гуманитарного цикла

Урок литературы

«Единство человека и природы в стихотворении

С.А.Есенина «ПОЕТ ЗИМА, АУКАЕТ…»

                                                            

   Кушнарева Наталья  Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория

г.Краснодар, ул.Селезнева, д.4/14, кв.47

рабочий: 8(861)231-05-81

личный: 8-918-324-86-54

адрес электронной почты:

Alina2606@yandex.ru

 

  Пояснительная записка

Направление: гуманитарное;

Тема урока: «Единство человека и природы в стихотворении С.А.Есенина «Поет зима, аукает…»;

Тип урока:  урок комплексного применения УУД при выполнении  компетентностно-ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.

УМК: под редакцией Г.С.Меркина « Литература. 5 класс».

Цели урока:               

Образовательная

  1. Познакомить учащихся с творчеством С.А.Есенина;
  2. Развивать умения анализировать художественный текст;
  3. Развивать навыки выразительного чтения поэтических текстов.

Развивающая

1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (публицистический текст, словарная статья, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).

2.Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи.

3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.

4.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности

6. Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная

1.Формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к родному русскому языку, воспитание чувства патриотизма на основе изучения лирических произведений.

 

Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Познавательный интерес к литературе и творчеству поэтов XX века

  • Определять актуальность произведений для читателей  разных поколений;
  • Вступать в диалог с другими читателями.
  • Основы изучающего и поискового чтения
  • Самостоятельно формулировать тему, проблему урока, его цели;
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы

 

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Понимать художественный текст;
  • Давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов;
  • Интерпретировать прочитанное;
  • Выявлять авторскую позицию, определяя свое отношение к этой позиции.

Овладение умением подбирать аргументы при обсуждении произведения.

Формирование собственного круга чтения.

 

Оборудование:  

- учебник; 

- мультимедийная презентация;

- аудиозапись стихотворения;

- диск-приложение к УМК;

- карточки

 

Характеристика класса: в 5в классе обучается 28 учащихся, из них 13 девочек и 15 мальчиков. Дети из разных социальных групп и разных национальностей. Но это не мешает им быть сплоченным коллективом. Класс дружный, любознательный, желающий и умеющий учиться. Дети активно включаются в урок, принимая участие в работе в любых формах (групповая, индивидуальная).  Класс с сильным творческим и учебным потенциалом. Ребята заинтересованы в получении знаний. Уровень развития разный, но желание учиться общее и большое.

На уроке ребята приняли активное участие в анализе стихотворения, нахождении средств художественной выразительности, частично-исследовательской деятельности и составлении буриме. В результате урок прошел на волне творчества, сотрудничества; были закреплены ранее полученные сведения из теории литературы; у ребят проявился интерес к стихосложению.

Урок литературы построен в соответствии с ФГОС по программе Г.С.Меркина  «Литература 5-9 классы». Учебник Г.С.Меркина «Литература. 5 класс». Авторская программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), рабочая программа учителя – на 102 часов (3 часа в неделю) в соответствии с учебным планом школы. Урок относится к разделу  «Русская литература XX века»

Перечень литературы для учители и обучающихся:

УМК под редакцией Г.С.Меркина:

  • Учебник  «Литература 5 класс» ;
  • Рабочие тетради
  • Поурочное планирование «Уроки литературы в 5 классе»

Этап урока

Форма работы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и  задач урока, этапов и форм работы.

Беседа

Знакомство с тематикой стихотворения «Поет зима, аукает…»

Продолжает знакомить учащихся с миром поэзии С.Есенина

Настраиваются на плодотворную работу с поэтическим текстом.

Регулятивные, познавательные.

II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности

 Аудиозапись стихотворения, иллюстрации картин русских художников.

 

Знакомство со стихотворением  «Поет зима, аукает…»

Беседа:

- Вы прослушали стихотворение. Выскажите свое мнение.

Выражают свое мнение о поэтическом тексте.

 

 

Коммуникативные

III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Компетентностно-  ориентированное задание.  Работа с текстом

Стр.74 -75 (учебник)

Консультирует учащихся по правила анализа поэтического текста.

 

Выразительное чтение стихотворения

Познавательные (понимание текстов, извлечение необходимой

информации;

– подведение под понятие)

Коммуникативные

Работа по теме урока

Словарная работа

Вопросы № 1,2,6 стр.25-27

Организует работу и  консультирует учащихся

 

Работа по рабочей тетради

Познавательные

IV.  Физминутка

Физические упражнения

Зарядка для кистей рук (встряхивать руками и сжимать и разжимать пальцы)

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали,

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

 

Проговаривает считалку

 

Выполняют физминутку

Регулятивные

Познавательные

Закрепление знаний

Использование электронного приложения к УМК

Проведение теста по художественным средствам и биографии поэта

 

 

Организует работу и  консультирует учащихся

 

Выполняют тест

Познавательные

 

Проектное задание

Составление «Буриме» ( в группах по 2-4 человека)

Заполнение карточек с рифмованными окончаниями строк.

Раздает карточки  и контролирует мини-проект.

 

 

Обсуждают в группе, предлагают свои варианты фраз.

Защищают проект.

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Регулятивные

V. Подведение итогов,

 рефлексия

Беседа

 Продолжите предложение:

Сегодня я повторил(а), (что?)

Сегодня я научился(лась)….

Я не совсем понял(а)…    

Как я оцениваю свою работу на уроке?

Задает вопросы

 

 

Отвечают на вопросы и делают вывод о роли поэзии С.Есенина в литературе и жизни русского человека.

Регулятивные

 Личностные

 

VI. Домашнее задание

Разноуровневое домашнее задание

  1. Выучить стихотворение наизусть;
  2. Стр.77, задание 8,9,10;
  3. Сочинить стихотворение о зиме.

Озвучивает задание

Записывают в дневник

Познавательные

Личностные