Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

«Двухголосие. Канон»

МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества» г.Берёзовский

 

Открытое занятие по вокалу

Тема: Двухголосие. Канон.

 

Полякова Татьяна Юрьевна

Педагог дополнительного образования, концертмейстер

 

 

Тема: Двухголосие. Канон.

Цель: Формировать навыки пения каноном

Задачи:

Образовательные:

- формировать навыки пения a-capella;

-добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;

- вырабатывать умение четко проводить свою партию при одновременном звучании другой;

- добиваться сознательного усвоения музыкального произведения.

Развивающие:

- развивать гармонический слух;

- закреплять навык сольфеджирования по партиям;

- развивать умение слышать и слушать себя и партнеров во время исполнения канона.

Воспитательные:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;

- воспитывать желание исполнять канон в самостоятельной деятельности;

- воспитывать интерес к ансамблевому пению.

Тип:  Занятие -  ознакомление с новым материалом.

Предмет: Вокальный ансамбль.

Форма: Практическое занятие.

Формы работы с обучающимися: коллективная, работа в подгруппах, индивидуальная.

Методы обучения:

- наглядный (слуховой и зрительный);

- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

- проблемно-поисковый;

- объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом педагога, видео канона в исполнении учащихся).

Методы и приемы:

- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

- побуждение обучающихся к самоконтролю и самооценке в процессе работы;

- вариативность заданий при повторении песенного материала и упражнений;

- вокализация песен на слог и сольфеджирование;

-  одобрение, поощрение успехов с целью стимуляции их интереса к занятиям.

Словарная работа:

- интонация, унисон, двухголосие, мелодия, темп, ритм, динамика, регистр, партия, a-capella, канон, полифония.

Психологические условия на занятии:

- психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;

- личностно-ориентированное общение, учет уровня музыкального развития;

- учет индивидуальных особенностей;

- дифференцированный подход.

Оборудование: фортепиано, видео детского хора, мяч, д/и «Семицветик», доска, слова-подсказки, портрет И.С. Баха, прелюдия «Ля бемоль» в записи (видео)

Планируемый результат занятия: исполнить канон как целостное музыкальное произведение на две партии.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Упражнения на развитие певческого дыхания.

4. Упражнения для распевания.

5. Канон. Работа над французской песней «Братец Яков».

6. Заключительная часть. Подведение итога.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Цель: настроить обучающихся на работу, сконцентрировать внимание

- положительный настрой на занятие вокалом;

- проверка готовности к занятию;

- ознакомление с темой занятия.

Приветствие. Проверка знаний, полученных на прошлом занятии.

Игра с мячом: вопрос – ответ.

  1. Что такое интонация? (темп, тембр, ритм, динамика, регистр, пауза)
  2. Мелодия?
  3. Унисон?
  4. A-capella?

Вопрос – С каким произведением мы познакомились на прошлом занятии?

Педагог – Сегодня мы продолжим работу над песней, но исполним ее по-другому.

Тема занятия: Канон – что в переводе с греческого означает «правило, порядок». Музыкальный канон – песня, исполняемая особым образом. Пение каноном стало очень популярным в 16-17 веках. Каноны пелись и на веселых праздниках, и в семейном кругу, в церкви. Среди них есть мелодии, принадлежащие как известным, так и анонимным авторам.

Перед тем, как приступить к изучению новой темы, нам нужно разогреть голосовой аппарат.

2. Артикуляционная гимнастика

Дикция, артикуляция – правильное формирование гласных. Согласные при пении должны произноситься предельно кратко. Гласные должны звучать полно, широко. Активная работа всех органов в полости рта. Язык при пении должен двигаться свободно.

Каждое упражнение произносится 5-7 раз.

МА, МЭ, МИ, МО, МУ

ДА, ДЕ, ДИ, ДО, ДУ

РЛА, РЛЭ, РЛИ, РЛО, РЛУ

Скороговорки (проговариваются на одном дыхании 5-7 раз)

ЕХАЛ ГРЕКА ЧЕРЕЗ РЕКУ

ВИДИТ ГРЕКА В РЕКЕ РАК

СУНУЛ ГРЕКА РУКУ В РЕКУ

РАК ЗА РУКУ ГРЕКА ЦАП

СШИТ КОЛПАК НЕ ПО-КОЛПАКОВСКИ

ВЫЛИТ КОЛОКОЛ НЕ ПО-КОЛОКОЛОВСКИ

НАДО КОЛПАК ПЕРЕКОЛПАКОВАТЬ, ПЕРЕВЫКОЛПАКОВАТЬ

НАДО КОЛОКОЛ ПЕРЕКОЛОКОВАТЬ, ПЕРЕВЫКОЛОКОВАТЬ

У РЕЧКИ ОВЕЧКА

У ОВЕЧКИ КОЛЕЧКИ

КОЛЕЧКИ НЕ ПАДАЮТ В РЕЧКУ

А У ДЕВОЧКИ БЫЛО КОЛЕЧКО

УПАЛО КОЛЕЧКО В ТУ РЕЧКУ

3. Упражнения на развитие певческого дыхания

Дыхание – мягкая атака звука.

Во время  работы над правильным дыханием контролирую и проверяю обучающегося насколько он понимает, как правильно брать дыхание, показываю на себе.

1. Короткий вдох через нос по руке педагога и длинный замедленный выдох на букву «С» со счетом: раз-два-три-четыре-пять… При каждом повторении упражнения выдох удлиняется.

2. Короткий вдох через нос, задержка дыхания и медленный выдох со счетом на букву «Ф»

3. Короткий вдох в живот, короткий выдох на букву»Ш»

4. Распевание

Цель всех распеваний – подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки.

Каждое упражнение имеет свою конкретную задачу, которую дети должны понять. Начинать упражнения со звуков примарной зоны, двигаясь постепенно по полутонам вверх и вниз по всем звукам диапазона.

Используемые распевки:

- упражнения над формированием ровного чистого унисона и округлого вокального звука;

- упражнения для выработки «высокой «вокальной позиции (ощущение зевка);

- упражнения на использование цепного дыхания;

- упражнения на «глиссандо», легато и стаккато.

5. Канон. Французская песня «Братец Яков»

Этапы работы:

1. Слушание «Прелюдия №13, ля бемоль» И.С.Бах

Разбор, определение партий, количество

2. Поем в унисон «Братец Яков», отхлопываем пульсацию, затем сильную долю, затем начало каждой фразы, начало каждой музыкальной фразы.

3. Смотрим видео: исполнение канона на две партии

Вопрос – Сколько партий прозвучало? (две)

Вопрос – Партии отличались друг от друга? (нет, одна дублировала другую)

Вопрос – Что было необычно в исполнении? (вторая партия вступила с опозданием)

Вопрос – Кто попробует дать определение, что такое канон в музыке? (пение с опозданием, все поют одну и ту же мелодию, но вступают поочередно, кто начинает петь первым, тот  и заканчивает первым)

4. Задания:

- дети поют первую партию, педагог вторую (отхлопывают сильную долю  каждой музыкальной фразы );

- педагог поет первую партию, дети вторую (отхлопывают);

- дети делятся на две группы, поют;

- меняются партиями, поют на два голоса.

6. Заключительная часть. Подведение итога.

Проговариваю с обучающимися новые словарные слова (выставляю их на доску), закрепляю пройденную тему занятия. Даю домашнее задание: составить кроссворд по теме Канон.