Духовно-нравственное воспитание посредством исполнения художественного произведения»
Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни - важнейшее условие для развития России.
Среди воспитательных задач, которые стоят перед учреждением дополнительного образования детей, одной из основополагающих является задача духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации к окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовывать свой
творческий потенциал в интересах личности и общества.
Невозможно представить духовно-нравственное воспитание без поэзии и литературы. Исполнение стихов высокохудожественных произведений способствует формированию гармоничной, активной, творческой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Невозможно стать личностью, не зная традиций и обычаев, истории и культуры своего народа, края, где ты родился и вырос. Проанализировав проблему духовной нравственности и становления личности, я сделала для себя вывод, что начинать следует с изучения своих корней. Только хорошо зная культуру своего народа, понимаешь её место в культуре страны в целом.
Решению вышеперечисленных задач подчинена вся воспитательная система МБОУ Центра развития творчества детей и юношества города Черногорска.
В рамках воспитательной работы Центра ежегодно проходят городские конкурсы чтецов различной тематики и направленности:
- 2012 год «Тебе, Хакассия, я посвящаю…»;
-2013 год «Мой прекрасный, дивный край!»;
-2014 год « Очаг культуры негасимый - Хакасская земля»;
- 2015 год « И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!».
Данные мероприятия позволяют раскрыть уровень исполнительского мастерства художественных произведений различных авторов.
По своей форме художественно – выразительное чтение - репродуктивная деятельность. Оно имеет большое отношение к творчеству, в процессе которого создается что- то новое. Художественное чтение - искусство синтетическое и исполнительское, в его основе лежит литературное произведение, находящееся на стыке литературы и театра, выявляющее свое отношение к героям и событиям происходящего. Чтец рассказывает произведение так, как будто сам являлся свидетелем всего изображенного автором . Литературный материал предстает перед исполнителем, прежде всего, как языковая действительность.
Сущность эстетического всегда проявляется в нерасторжимом, взаимообусловленном единстве трех сфер: произведение искусства, автор, создающий предмет восприятия и субъект, воспринимающий его ( читатель, слушатель, зритель). Чтобы оказать воздействие на слушателя, чтец должен, работая над произведением, пройти по определенному лабиринту, созданного автором, чтобы верно оценить его. Важно чтецу проникнуть в подтекст произведения ( его внутренний смысл), а также в надтекст( в то понимание, на которое рассчитывает автор) и интертекст( предполагает высокий культурный уровень и уровень исполнительского мастерства ). Это позволяет полностью погрузиться в процесс происходящего.
Таким образом, при разучивании произведений следует применять способы, позволяющие целенаправленно руководить сенсорной ориентировкой детей, их эмоциональным восприятием, иметь свои вкусы и интересы, ценить их внутренний мир и право на свободу выбора, поскольку «всё подлинное в человеке может быть только свободным, идущим изнутри».
Что есть духовность?
Синтез совершенства,
Стремленье к новой высоте.
Духовность-это творчество начало.
Полет души. Что ввысь устремлена.
В которой звонкой песней зазвучала.
Космической гармонии струна.
Таким-образом, занимаясь духовно-нравственным воспитанием в системе дополнительного образования детей мы стремимся воспитать духовно-нравственную личность, умеющую видеть, понимать, созидать и создавать прекрасное.