Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся  в МБОУ  О(С)ОШ №1 (методические рекомендации)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение открытая сменная общеобразовательная школа №1 г. Искитима Новосибирской области

 

Духовно-нравственное воспитание обучающихся

 в МБОУ  О(С)ОШ №1 (методические рекомендации)

 

Филиппова Марина Владимировна

учитель химии

 

            Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это  (слайд 1). Существуют проблемы, с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики (слайд 2). Время выделить проблемы…. (слайд 3).   Актуальность проблемы воспитания  школьников связана, по крайней мере, с несколькими причинами (слайд 4). Основа контингента нашей школы– социально-незащищённые подростки и молодые люди, нуждающиеся в духовно-нравственном развитии. Практически каждый ученик приходит сюда с явно выраженным психологическим барьером, низким уровнем знаний  и негативным опытом, которые могут  привести к противоправному поведению. Решение проблемы духовно-нравственного воспитания  в нашей школе заключается  в создании духовной атмосферы.(слайд 5). Воспитательный потенциал урока в нашем образовательном учреждении реализуется через(слайд 6). В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Мы  организуем  свою  деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. В своей работе используем следующие методы и формы обучения, виды деятельности(слайд 7)
С работой наших учителей в данном направлении вы можете познакомиться в материалах, лежащих на ваших столах.   (слайды 8-15)   
    
Огромнейшую работу по духовно нравственному развитию учащихся ведут наш социальный педагог Бартасевич Татьяна Анатольевна и заместитель директора по воспитательной работе Романова Елена Юрьевна.  Ими организуются и проводятся различные мероприятия как на уровне школы, так и города, корректируется работа классных руководителей (слайд 16)
 
   Большое влияние  на духовно-нравственное развитие  оказывает  внеурочая  деятельность. Внеурочная работа по предметам обогащает духовный мир ребёнка. Участие в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах развивает навыки самостоятельной работы, участия в дискуссиях, работы в группах, выражения собственной позиции.
    Показателем работы наших учителей является то, что учащиеся нашей школы, изначально имеющие достаточно низкий уровень знаний и мотивации, активно участвуют и побеждают в различных конкурсах  школьного, всероссийского и международного уровня.(слайд 17).В школе проводятся предметные недели, в рамках которых проводятся различные мероприятия, игры, викторины, работает творческая мастерская: ребята рисуют, составляют кроссворды,  пишут стихи, сочиняют сказки. В этом году  проводилась предметные декады, посвящённые 70-летию Победы.
    В настоящее время произошел пересмотр статуса классного руководителя.  Наши классные  руководители работают над решением следующих стратегических задач (слайд 18). Они используют  в воспитательном процессе  дифференцированный и индивидуальный подходы к своим учащимся. Организовывая процесс воспитания духовно-нравственных качеств учеников, классные руководители  применяют  самые разнообразные формы работы: беседы, выставки, экскурсии, игры, выпуск стенгазет создание проектов, конкурсы, киносеансы,  круглые столы,  и многое другое. Каждое мероприятие заканчивается рефлексией.
         Много времени в школе  отводится  работе с родителями. Формы работы с родителями (слайд 19). В этом учебном году был  проведен цикл общешкольных  родительских собраний  «Ознакомление родителей с федеральным законом об образовании», «Опасные игры», «Воспитание гражданина» с участием педагога-психолога и социального педагога.  Участвовали  в акции «операция Семья». В рамках данной акции в школе были проведены следующие мероприятия: классные часы «Репродуктивное здоровье семьи», «Тепло семейного очага», круглый стол «Семья в жизни человека», интерактивные занятия «Семь-Я», Встреча с представителями общественной организации «Общее дело»: « Предназначение человека или.,.»      
         В школе постоянно создаётся атмосфера творчества.  Наши учащиеся активно и с удовольствием участвуют в подготовке и проведении различных праздников «День учителя», «Новый год», «8 марта», «23 февраля», «День Победы», «Последний звонок» (слайд 20),  участвуют в конкурсах рисунков, фотографий, изготавливают поделки, которые сами и продают на ежегодной ярмарке детских товаров и услуг, посвящённой «Дню защиты детей» (слайд 21).
     Одним из ключевых моментов в Духовно – нравственном воспитании школьников является развитие в детях Православной культуры, Ежегодно  в школе проводятся мероприятия, посвящённые «Дню славянской письменности», посещаются Рождественские образовательные чтения,  организуются встречи с представителями духовенства.(слайд 22).  Видеофрагмент с отцом Кириллом       
         Патриотическое воспитание является частью духовно-нравственного воспитания. В рамках месячника в январе-феврале патриотического воспитания были проведены следующие мероприятия: Уроки мужества «Защитники земли русской», «Афганистан»,  « Никто не забыт, ничто не забыто», интегрированная ролевая игра по истории и иностранному языку «Встреча на Эльбе», классные часы, посвящённые памятным страницам истории, встречи с участниками локальных войн и конфликтов, работниками военкомата, посещение комнаты боевой славы МБОУ СОШ №2, выставки в музее имени Коротеева, были организованы книжные выставки, оформлены стенды «По страницам истории Побед», проведён конкурс мини-сочинений,  стенгазет патриотической тематики,  диспут- клуб «Актуальное кино» , где просматривались и обсуждались  фильмы о войне. В этом году множество мероприятий было посвящено 70-летию Победы. Наши учащиеся принимали активное участие в  различных акциях таких как «Галерея героев», «Их именами названы улицы», «Нельзя забывать», «Бессмертный полк». «Сирень Победы». Классными руководителями были проведены беседы и классные часы «Урок Победы», «Окружите заботой ветерана», «История той войны», «Мир для меня и я для мира»,учителем истории - открытое мероприятие «Блокада Ленинграда». В школе прошёл  конкурс мини –сочинений «Письмо Победы», ребята участвовали в митинге, посвящённом Дню памяти узников концлагерей, а также в мероприятиях празднования Дня Победы (Слайд 23).
        У нас активно ведётся  работа по  экологическому  воспитанию:   ребята  участвуют в конкурсах по экологической проблематике, в акциях «С любовью к городу», «Любимый город – чистый город», Чистый берег». Учителями химии и биологии были проведены информационный час «День Земли», Урок-презентация «Свалка по имени Земля», «Экологический эрудицион»(слайд 24)
      Большое внимание в школе отводится здоровьесберегающему фактору. Регулярно проводятся классные часы, беседы  по различным тематикам, касаемых здоровья, а также инструктажи  по безопасному поведению.  В каждом кабинете оформлены уголки по технике безопасности. Организуются встречи с сотрудниками МЧС и ГИБДД. Проводятся дни здоровья, курсы лекций «Спасая чью-то жизнь», тестирования на выявления ПАВ, тренинговые и практические занятия.  Наши учащиеся участвуют в месячнике по здоровому образу жизни, а также во  всех спортивных мероприятиях  на уровне школы и города. В этом году наши ребята  проводили   городскую  акцию«Мы выбираем жизнь» - акция «Музыкальное интервью»: «Здоровье - это классика. Мы на улице Пушкина!», была организована встреча с представителями всероссийского общества  «Динамо» (слайд 25).
           Наша школа тесно сотрудничает с общественными организациями и   учреждениями  такими как: военкомат, ДОСААФ, городская  библиотека, пожарная часть, МЧС, линейная полиция, клуб «Легион», авиамодельный кружок», силовые структуры, организация «Общее дело»,   с учреждениями культуры, центром социального обслуживания населения. Укрепляются связи с общественными и религиозными (православными) организациями, ведущими работу по духовно-нравственному воспитанию. Воспитание гражданственности и патриотизма осуществляется через тесную связь с Советом ветеранов. (слайд 26).
          В школе действует  волонтерское движение (слайд27). Деятельность волонтёров направлена на оказание помощи ветеранам, пожилым людям, организацию рейдов по уборке  памятных мест. Ежегодно участвуем в акции «Тепло сердец в каждый дом», Акции «Примите наши поздравления» для Городского Совета ветеранов, работников Шиферного завода, пожарной части
          Одной из задач воспитательной системы школы является воспитание информационно – грамотной личности. В информационном центре школы – кабинете информатики учителем Ларионовой Еленой Николаевной  совместно с учащимися выпускается газета «Вечёрка –сити», создаются фильмы по итогам месячников, Выпуск  памяток и буклетов для родителей и подростков о ЗОЖ , правовой направленности, безопасному поведению. Библиотекарем школы Богдановой Екатериной Ильиничной организуются выставки книг и альбомов по истории своего края, своего народа, литературному краеведению, готовятся и проводятся классные часы по различным темам духовно-нравственного воспитания(слайд 28).
     По итогам месячников, предметных декад, полугодий, года проводятся линейки с награждением наиболее активных участников и лучших учащихся в учёбе и спорте (Слайд 29).
        Мы понимаем, что нашим детям предстоит очень сложная взрослая жизнь и стараемся подготовить их не только физически и интеллектуально, но и духовно, развить в них стойкость и волю, дать им такие внутренние ресурсы, которые помогут быть эффективными и счастливыми как в настоящем, так и в будущем.
Проект решения
дискуссионной площадки «Духовно-нравственное воспитание учащихся»
Для создания условий духовно-нравственного развития учащихся, их воспитания и полноценной социализации, необходимо:
1.     Осознанное стремление   каждого педагога к собственному  духовному росту и оказание помощи своим воспитанникам в духовном взрослении. Создание в коллективе атмосферы товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признание за ним права на собственную точку зрения, развитие диалоговых форм общения.
2.     Систематическое изучение личности каждого школьника. Школьный психолог должен стать первым помощником классного руководителя в решении многих вопросов, в возможности разработки индивидуальных вариантов воспитания и развития школьника. По мере возможности введение дополнительных единиц  штата психологов в школе.  Создание центра психологической помощи на уровне города.
3.     Взаимодействие с религиозными и общественными организациями, гражданско-патриотическими, культурными, экологическими, детско-юношескими и молодежными движениями, организациями, разделяющими в своей деятельности базовые  национальные российские ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала.
4.     Повышение педагогической культуры родителей, через проведение родительских конференций, собраний-диспутов, встреч за круглым столом, семейные гостиные, вечер вопросов и ответов, тренинги для родителей
5.  Каждому педагогу определить свои эффективные методы и приемы духовно-нравственного воспитания средствами своего предмета.
6   Классным руководителям продолжить разработку воспитательных технологий   и постоянно обмениваться опытом на методических объединениях школьного и городского уровнях. Создание МО классных руководителей города.