Духовно-нравственное воспитание обучающихся в МБОУ О(С)ОШ №1 (методические рекомендации)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение открытая сменная общеобразовательная школа №1 г. Искитима Новосибирской области
Духовно-нравственное воспитание обучающихся
в МБОУ О(С)ОШ №1 (методические рекомендации)
Филиппова Марина Владимировна
учитель химии
Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это (слайд 1). Существуют проблемы, с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики (слайд 2). Время выделить проблемы…. (слайд 3). Актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с несколькими причинами (слайд 4). Основа контингента нашей школы– социально-незащищённые подростки и молодые люди, нуждающиеся в духовно-нравственном развитии. Практически каждый ученик приходит сюда с явно выраженным психологическим барьером, низким уровнем знаний и негативным опытом, которые могут привести к противоправному поведению. Решение проблемы духовно-нравственного воспитания в нашей школе заключается в создании духовной атмосферы.(слайд 5). Воспитательный потенциал урока в нашем образовательном учреждении реализуется через(слайд 6). В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Мы организуем свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. В своей работе используем следующие методы и формы обучения, виды деятельности(слайд 7) .
С работой наших учителей в данном направлении вы можете познакомиться в материалах, лежащих на ваших столах. (слайды 8-15)
Огромнейшую работу по духовно нравственному развитию учащихся ведут наш социальный педагог Бартасевич Татьяна Анатольевна и заместитель директора по воспитательной работе Романова Елена Юрьевна. Ими организуются и проводятся различные мероприятия как на уровне школы, так и города, корректируется работа классных руководителей (слайд 16)
Большое влияние на духовно-нравственное развитие оказывает внеурочая деятельность. Внеурочная работа по предметам обогащает духовный мир ребёнка. Участие в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах развивает навыки самостоятельной работы, участия в дискуссиях, работы в группах, выражения собственной позиции.
Показателем работы наших учителей является то, что учащиеся нашей школы, изначально имеющие достаточно низкий уровень знаний и мотивации, активно участвуют и побеждают в различных конкурсах школьного, всероссийского и международного уровня.(слайд 17).В школе проводятся предметные недели, в рамках которых проводятся различные мероприятия, игры, викторины, работает творческая мастерская: ребята рисуют, составляют кроссворды, пишут стихи, сочиняют сказки. В этом году проводилась предметные декады, посвящённые 70-летию Победы.
В настоящее время произошел пересмотр статуса классного руководителя. Наши классные руководители работают над решением следующих стратегических задач (слайд 18). Они используют в воспитательном процессе дифференцированный и индивидуальный подходы к своим учащимся. Организовывая процесс воспитания духовно-нравственных качеств учеников, классные руководители применяют самые разнообразные формы работы: беседы, выставки, экскурсии, игры, выпуск стенгазет создание проектов, конкурсы, киносеансы, круглые столы, и многое другое. Каждое мероприятие заканчивается рефлексией.
Много времени в школе отводится работе с родителями. Формы работы с родителями (слайд 19). В этом учебном году был проведен цикл общешкольных родительских собраний «Ознакомление родителей с федеральным законом об образовании», «Опасные игры», «Воспитание гражданина» с участием педагога-психолога и социального педагога. Участвовали в акции «операция Семья». В рамках данной акции в школе были проведены следующие мероприятия: классные часы «Репродуктивное здоровье семьи», «Тепло семейного очага», круглый стол «Семья в жизни человека», интерактивные занятия «Семь-Я», Встреча с представителями общественной организации «Общее дело»: « Предназначение человека или.,.»
В школе постоянно создаётся атмосфера творчества. Наши учащиеся активно и с удовольствием участвуют в подготовке и проведении различных праздников «День учителя», «Новый год», «8 марта», «23 февраля», «День Победы», «Последний звонок» (слайд 20), участвуют в конкурсах рисунков, фотографий, изготавливают поделки, которые сами и продают на ежегодной ярмарке детских товаров и услуг, посвящённой «Дню защиты детей» (слайд 21).
Одним из ключевых моментов в Духовно – нравственном воспитании школьников является развитие в детях Православной культуры, Ежегодно в школе проводятся мероприятия, посвящённые «Дню славянской письменности», посещаются Рождественские образовательные чтения, организуются встречи с представителями духовенства.(слайд 22). Видеофрагмент с отцом Кириллом
Патриотическое воспитание является частью духовно-нравственного воспитания. В рамках месячника в январе-феврале патриотического воспитания были проведены следующие мероприятия: Уроки мужества «Защитники земли русской», «Афганистан», « Никто не забыт, ничто не забыто», интегрированная ролевая игра по истории и иностранному языку «Встреча на Эльбе», классные часы, посвящённые памятным страницам истории, встречи с участниками локальных войн и конфликтов, работниками военкомата, посещение комнаты боевой славы МБОУ СОШ №2, выставки в музее имени Коротеева, были организованы книжные выставки, оформлены стенды «По страницам истории Побед», проведён конкурс мини-сочинений, стенгазет патриотической тематики, диспут- клуб «Актуальное кино» , где просматривались и обсуждались фильмы о войне. В этом году множество мероприятий было посвящено 70-летию Победы. Наши учащиеся принимали активное участие в различных акциях таких как «Галерея героев», «Их именами названы улицы», «Нельзя забывать», «Бессмертный полк». «Сирень Победы». Классными руководителями были проведены беседы и классные часы «Урок Победы», «Окружите заботой ветерана», «История той войны», «Мир для меня и я для мира»,учителем истории - открытое мероприятие «Блокада Ленинграда». В школе прошёл конкурс мини –сочинений «Письмо Победы», ребята участвовали в митинге, посвящённом Дню памяти узников концлагерей, а также в мероприятиях празднования Дня Победы (Слайд 23).
У нас активно ведётся работа по экологическому воспитанию: ребята участвуют в конкурсах по экологической проблематике, в акциях «С любовью к городу», «Любимый город – чистый город», Чистый берег». Учителями химии и биологии были проведены информационный час «День Земли», Урок-презентация «Свалка по имени Земля», «Экологический эрудицион»(слайд 24)
Большое внимание в школе отводится здоровьесберегающему фактору. Регулярно проводятся классные часы, беседы по различным тематикам, касаемых здоровья, а также инструктажи по безопасному поведению. В каждом кабинете оформлены уголки по технике безопасности. Организуются встречи с сотрудниками МЧС и ГИБДД. Проводятся дни здоровья, курсы лекций «Спасая чью-то жизнь», тестирования на выявления ПАВ, тренинговые и практические занятия. Наши учащиеся участвуют в месячнике по здоровому образу жизни, а также во всех спортивных мероприятиях на уровне школы и города. В этом году наши ребята проводили городскую акцию«Мы выбираем жизнь» - акция «Музыкальное интервью»: «Здоровье - это классика. Мы на улице Пушкина!», была организована встреча с представителями всероссийского общества «Динамо» (слайд 25).
Наша школа тесно сотрудничает с общественными организациями и учреждениями такими как: военкомат, ДОСААФ, городская библиотека, пожарная часть, МЧС, линейная полиция, клуб «Легион», авиамодельный кружок», силовые структуры, организация «Общее дело», с учреждениями культуры, центром социального обслуживания населения. Укрепляются связи с общественными и религиозными (православными) организациями, ведущими работу по духовно-нравственному воспитанию. Воспитание гражданственности и патриотизма осуществляется через тесную связь с Советом ветеранов. (слайд 26).
В школе действует волонтерское движение (слайд27). Деятельность волонтёров направлена на оказание помощи ветеранам, пожилым людям, организацию рейдов по уборке памятных мест. Ежегодно участвуем в акции «Тепло сердец в каждый дом», Акции «Примите наши поздравления» для Городского Совета ветеранов, работников Шиферного завода, пожарной части
Одной из задач воспитательной системы школы является воспитание информационно – грамотной личности. В информационном центре школы – кабинете информатики учителем Ларионовой Еленой Николаевной совместно с учащимися выпускается газета «Вечёрка –сити», создаются фильмы по итогам месячников, Выпуск памяток и буклетов для родителей и подростков о ЗОЖ , правовой направленности, безопасному поведению. Библиотекарем школы Богдановой Екатериной Ильиничной организуются выставки книг и альбомов по истории своего края, своего народа, литературному краеведению, готовятся и проводятся классные часы по различным темам духовно-нравственного воспитания(слайд 28).
По итогам месячников, предметных декад, полугодий, года проводятся линейки с награждением наиболее активных участников и лучших учащихся в учёбе и спорте (Слайд 29).
Мы понимаем, что нашим детям предстоит очень сложная взрослая жизнь и стараемся подготовить их не только физически и интеллектуально, но и духовно, развить в них стойкость и волю, дать им такие внутренние ресурсы, которые помогут быть эффективными и счастливыми как в настоящем, так и в будущем.
Проект решения
дискуссионной площадки «Духовно-нравственное воспитание учащихся»
Для создания условий духовно-нравственного развития учащихся, их воспитания и полноценной социализации, необходимо:
1. Осознанное стремление каждого педагога к собственному духовному росту и оказание помощи своим воспитанникам в духовном взрослении. Создание в коллективе атмосферы товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признание за ним права на собственную точку зрения, развитие диалоговых форм общения.
2. Систематическое изучение личности каждого школьника. Школьный психолог должен стать первым помощником классного руководителя в решении многих вопросов, в возможности разработки индивидуальных вариантов воспитания и развития школьника. По мере возможности введение дополнительных единиц штата психологов в школе. Создание центра психологической помощи на уровне города.
3. Взаимодействие с религиозными и общественными организациями, гражданско-патриотическими, культурными, экологическими, детско-юношескими и молодежными движениями, организациями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные российские ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала.
4. Повышение педагогической культуры родителей, через проведение родительских конференций, собраний-диспутов, встреч за круглым столом, семейные гостиные, вечер вопросов и ответов, тренинги для родителей
5. Каждому педагогу определить свои эффективные методы и приемы духовно-нравственного воспитания средствами своего предмета.
6 Классным руководителям продолжить разработку воспитательных технологий и постоянно обмениваться опытом на методических объединениях школьного и городского уровнях. Создание МО классных руководителей города.