«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами православной культуры» (из опыта работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Магадана «Центр развития ребенка – детский сад № 46»).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Магадана «Центр развития ребенка – детский сад № 46»
Авторский коллектив МБДОУ города Магадана «Центр развития ребенка – детский сад № 46», заведующий Рязанцева Ирина Валентиновна
«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами православной культуры»
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника образовательных отношений, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает ее значимости.
Отмечая в обществе «явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи» и необходимость укрепления прочной духовно – нравственной основы общества (Президент Российской Федерации В.В. Путин), в ходе педагогической работы мы обратили внимание на неподдельный интерес старших дошкольников к историческому и культурному наследию России, к открытости и стремлению непосредственной детской души в постижении знаний о доброте, милосердии, терпении, о христианских ценностях, о Святых земли Русской, о православных праздниках, и их значении. Мы отметили желания у детей выражать свое отношение к проводимым мероприятиям духовно-нравственной направленности: занятиям, праздникам, встречам, экскурсиям, в продуктах детской деятельности. Данные наблюдения подтвердили необходимость построения педагогической модели (практики) работы учреждения по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет принципы дошкольного образования, такие как:
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одной из наиболее важных, на наш взгляд, задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества при использовании личностно-ориентированного подхода в воспитании детей.
Выстроить деятельность педагогов нашего дошкольного учреждения по формированию духовных начал у детей дошкольного возраста позволил комплексный подход к обозначенной проблеме путем включения в образовательный процесс различных видов деятельности, направленных на получение дошкольниками знаний о культурном наследии и традициях русского народа.
Осуществляя работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в декабре 2013 года в нашем учреждении был проведен «Праздник белого цветка», в рамках которого прошла акция милосердия «Подари надежду». Так была возрождена Всероссийская традиция проведения Праздника белого цветка в города Магадане. Праздник подготовлен и проведен педагогическим коллективом учреждения в преддверии областных Рождественских образовательных чтений «Династия Романовых в духовно – исторической судьбе России». В этот день с детьми старшей и подготовительной групп проведены занятия на тему милосердия, праздничное мероприятие «Праздник белого цветка», состоялось благотворительное выступление артистов Магаданского областного театра кукол. Завершилось мероприятие акцией «Подари надежду», в ходе которой осуществлена распродажа изготовленных педагогами совместно с детьми и родителями поделок белых цветов – символа доброты, милосердия, сострадания и здоровья. Большую помощь в поведении праздника оказали социальные партнеры: Магаданский областной театр кукол со спектаклем «Кошкин дом»; ЗАО «Магаданкнига»; ООО «Славянский продукт»; ООО «Гигант», которые безвозмездно предоставили для мероприятия товары для реализации. Вырученные средства, в размере 45 838 рублей, перечислены на расчетный счет для лечения нашего земляка Никиты Д., 2009 года рождения. Событие широко освещено в средствах массовой информации: канал «Колыма +», «МТК», городская еженедельная газета «Вечерний Магадан».
По предложению регионального отделения Общероссийской общественной организации «Воспитатели России» с мая 2013 года совместно с Магаданском областным театром кукол, при активном участии дошкольных образовательных учреждений, проводится областной «Праздник белого цветка», который является совместной акцией по привлечению подрастающего поколения к делам милосердия и благотворительности, одной из форм работы по духовно – нравственному воспитанию.
Отмечая большую значимость данного мероприятия в духовно – нравственном развитии дошкольников, формировании сострадания, толерантности, милосердия, коллектив учреждения представил разработки по теме «Праздник белого цветка» на Всероссийский конкурс просветительских деяний «Под царским покровом» (2014 год) и получил высокую оценку жюри конкурса. Учреждение явилось победителем Всероссийского конкурса просветительских деяний, посвященного 400-летию восшествия Царской Династии Романовых на Русский престол. Представленные материалы включили в себя описание идеи возникновения праздника в царской России и в современное время. Конспекты проведенных сценариев открытых занятий и праздничного мероприятия, фотоотчет о проведении «Праздника белого цветка» в учреждении, имеющиеся репортажи и статьи, освещенные в СМИ о проведенном мероприятии. В рамках подготовки к Празднику, воспитанники старшего дошкольного возраста приняли участие во Всероссийском детско – юношеском конкурсе рисунка и прикладного творчества ССИТ г. Москва «Цари». Участие в конкурсе способствовало более глубокому ознакомлению детей с историей России, обычаями, культурой, социальной средой прошлого. (1, 2, 3 место по г. Магадану, Магаданской области; благодарственное письмо.)
Благодаря участию и победе во Всероссийском конкурсе «Под царским покровом», учреждение получило приглашение к участию во II Всероссийском православном Форуме творческой общественности «Родительское благословение», приуроченном к 200-летию победы Русского народа над Наполеоновской Европой и 1 Международном педагогическом выездном семинаре «Сергия Великого почтим», в котором активное участие принял педагог нашего дошкольного учреждения Колодийчук Л. В. (Почетный сертификат участника, 2014 год).
В 2014-2016 годах, в учреждении осуществлялась опытно-экспериментальная работа: «Интеграция праздничной православной культуры в образовательное пространство дошкольного учреждения» (далее ОЭР) под руководством Тукиш В.А., кандидата педагогических наук, доцента; доцента кафедры педагогики и психологии дошкольного воспитания ФГБОУ ВО Северо-Восточного государственного университета.
Основное место в ОЭР отводится приобщению детей к православной праздничной культуре. Обучение ребёнка основам праздничной православной культуры, учитывающее формирование структуры его самосознания, позволяет сделать шаг к некоторому решению проблемы становления духовного опыта человечества в соответствии с индивидуальной траекторией развития личности. Содержание работы с воспитанниками нацелено на реализацию целостного духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в процессе занятий в различных видах детской деятельности и решение обучающих, воспитательных и развивающих задач.
Цели эксперимента:
- Объедение обучения и воспитания дошкольников в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей.
- Разработка комплекса материалов по духовно – нравственному воспитанию дошкольников и создание условий для их целенаправленного и систематического применения в работе.
- Повышение профессионально-педагогического и компетентностного уровня педагогов, путем внедрения в образовательное пространство праздничной православной культуры.
- Привлечение родительской общественности к работе учреждения по проблеме интеграции православной культуры в образовательный процесс ДОУ; способствование духовно-нравственному развитию всех участников образовательного процесса.
Основные задачи работы в области духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами православной культуры:
- Реализовать в педагогическом процессе ДОУ методы и средства, в том числе и православной педагогики, для развития духовно-нравственных и социальных качеств личности ребенка, его духовного здоровья.
- Обеспечить психолого – педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей /законных представителей/ в вопросах духовно-нравственного развития детей.
- Осуществить мониторинг образовательного процесса и результативности работы по направлению «Интеграция праздничной православной культуры в образовательное пространство дошкольного учреждения» в рамках педагогического мониторинга основной образовательной программы дошкольного учреждения.
- Сформировать методический продукт ОЭР - комплект учебно-методических материалов, состоящих из сценариев праздничных мероприятий, конспектов комплексных тематических занятий по социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию, консультаций для педагогов и родителей по проблеме интеграции и внедрения в образовательное пространство праздничной православной культуры для практических дошкольных работников.
Опыт экспериментальной работы по проблеме «Интеграция праздничной православной культуры в образовательное пространство дошкольного учреждения» представлен на заседании городского методического совета департамента образования мэрии города Магадана в рамках обобщения опыта работы учреждения по духовно-нравственному воспитанию дошкольников и получил высокую оценку представителей педагогической общественности города, служителей Магаданской и Синегорский Епархии, родителей (законных представителей) воспитанников (2016 год).
В данный момент Программа ОЭР - составляющая часть Образовательной программы дошкольного учреждения и широко представлена при формировании образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно–эстетическое развитие».
Учитывая многолетний положительный опыт работы педагогического коллектива в области духовно-нравственного воспитания, мы выстроили свою педагогическую модель (практику) духовно-нравственного воспитания детей в условиях дошкольного учреждения «С любовью в сердце», направленную на становление духовного, психического и телесного здоровья воспитанников, приобщающую детей к традициям православной культуры и участию в освоении духовно-нравственных категорий.
Приступая к созданию педагогической модели (практики) мы предположили (гипотеза) что: «Целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка-дошкольника будет эффективным:
- При принятии педагогическим коллективом значимости духовно – нравственного воспитания дошкольников и включении в образовательный процесс идей интеграции праздничной православной культуры в образовательное пространство дошкольного учреждения.
- При построении образовательного процесса на адекватных возрасту формах и методах работы с детьми.
- При осуществлении целенаправленной работы педагогического коллектива с дошкольниками в процессе занятий, праздничных мероприятий, в различных видах продуктивной детской деятельности в процессе решения задач обучающего, воспитательного и развивающего характера, способствующих формированию представлений об историко - культурных традициях России, праздничной православной культуре и развитию духовно-нравственных качеств личности воспитанников.
- При повышении уровня профессиональной компетентности педагогов и родительской общественности по вопросам развития духовно-нравственных и социокультурных качеств личности ребенка».
Определение целей и задачи реализации педагогической модели (практики):
Цели:
Глобальная: развитие духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста; социально-педагогическая поддержка, становление и воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Социально-педагогичекая: создание социально-педагогических условий, ориентированных на традиционные духовно-нравственные и культурно – исторические, патриотические и общечеловеческие ценности участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Дидактическая: осуществление целенаправленной работы педагогического коллектива с дошкольниками в процессе занятий, праздничных мероприятий, в различных видах продуктивной детской деятельности для решения задач обучающего, воспитательного и развивающего характера, способствующих формированию представлений об историко - культурных традициях России, праздничной православной культуры и развитию духовно-нравственных качеств личности воспитанников.
Задачи:
- Сохранить историческую преемственность поколений, способствовать развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию России, формированию духовно- нравственных качеств воспитанников.
- Реализовать в педагогическом процессе дошкольного учреждения методы и средства, в том числе православной педагогики, для развития духовно-нравственных и социальных качеств личности ребенка, его духовного здоровья.
- Расширять и углублять понятия о добре, милосердии, нравственности; прививать навыки доброжелательного общения со сверстниками.
- Обеспечить психолого – педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей /законных представителей/ в вопросах духовно – нравственного развития детей.
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ (ПРАКТИКИ) ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «С ЛЮБОВЬЮ В СЕРДЦЕ».
Педагогический коллектив дошкольного учреждения ведет поиск содержания деятельности по художественно-эстетическому и музыкальному направлениям развития воспитанников. Содержание данной работы предоставлено комплексно-тематическим планированием.
В содержание тем комплексно-тематического планирования включены материалы (методический продукт), разработанные в ходе ОЭР «Интеграция православной праздничной культуры в образовательное пространство дошкольного учреждения». Материалы сформированы в методическое пособие, являются приложением к педагогической модели (практике) «С любовью в сердце!» и интегрируются в образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» (старшая, подготовительная группа).
Тематическое планирование педагогической модели (практики) «С любовью в сердце!» включает в себя проведение непосредственной образовательной деятельности: занятий, бесед, чтение художественных произведений, рассматривание картин и иллюстраций; проведение праздничных мероприятий, экскурсий, организацию игровой деятельности и представлено следующим образом:
№ п/п |
Праздничные мероприятия для детей 5-8 лет |
Занятия (непосредственная образовательная деятельность) |
Календарное время проведения |
1 |
«Посиделки на Покров день»
|
Знакомство детей с праздником «Покрова Пресвятой Богородицы» (старшая группа) |
октябрь |
Праздник «Покрова Пресвятой Богородицы» (подготовительная группа) |
|||
2
|
День народного единства, праздник Казанской иконы Божьей матери |
«Значение праздника «День народного единства!» (старшая и подготовительная группы) |
ноябрь |
3 |
«Праздник белого цветка» (или «Введение в храм Пресвятой Богородицы») |
«Дети и птицы зимой» (старшая группа) |
декабрь |
«Занятие о милосердии» (о Матроне Московской (подготовительная группа) |
|||
4 |
«Когда звонят колокола – Русь жива! (в рамках ежегодного участия в областных Рождественских образовательных чтениях) |
«Крещение Руси» (старшая группа; «Князь Владимир – Красно Солнышко» ( подготовительная группа) |
|
«Рассказ о Сергии Радонежском» (старшая группа) |
|||
«Преподобный Сергий Радонежский» (подготовительная группа) |
|||
«Святитель Иннокентий – Святой земли Колымской» (старшая и подготовительная группы) |
|||
5 |
Праздник Рождества Христова «…И было чудо с небес!…» |
«Рождественская история» (старшая группа).
|
январь |
Беседы, рассказы. (подготовительная группа)
|
|||
6 |
«Праздник Светлой Пасхи»
Праздничная сказка: «Пасхальный колобок» |
Беседы на нравственно – этические темы; о добре, милосердии, о православных традициях, связанных с празднованием «Пасхи», их значением. Чтение художественных произведений, рассматривание картин и иллюстраций. (старшая и подготовительная группа) |
апрель |
7 |
«День Славянской письменности и культуры» |
Рассказы воспитателя об истории возникновения праздника Славянской письменности. (старшая и подготовительная группа) |
май |
8 |
«День рождения земли – Троица» |
Экскурсии на природу (красота Божьего мира); проведение подвижных народных игр. (старшая и подготовительная группа) |
июнь |
Тематический план распределения часов по образовательным областям в учебном году в старшей/подготовительной группах представлен следующим образом.
Тематический план распределения часов по образовательным областям.
Примерно формируемые образовательные области
|
Вид образовательной деятельности
|
Количество часов |
%, составляющий вариативную часть ООП дошкольного учреждения (при 40%) |
|||
Всего по ООП в год |
Для реализации образовательной Практики |
|||||
|
|
|
|
|
||
*Речевое развитие *Познавательное развитие *Социально – коммуникативное развитие |
Развитие речи Познавательное развитие |
102 ч |
10 ч/ 12 ч |
9,8 %/ 11,8 % |
||
|
||||||
*Художественно-эстетическое развитие |
Музыка |
102 ч |
24 ч |
23,5 % |
||
|
||||||
*Художественно-эстетическое развитие |
Рисование Лепка Аппликация |
153 ч |
14 ч |
9,1 % |
||
|
||||||
Формы работы, осуществляемые в ходе реализации педагогической модели (практики) по духовно-нравственному воспитанию детей:
- изучение педагогами литературы, способствующей повышению компетентностного уровня, в том числе основ православной педагогики, учебно – методических пособий;
- беседы на нравственно – этические темы; о добре, милосердии, о православных праздничных традициях;
- чтение литературных произведений различных жанров;
- проведение праздничных мероприятий («Покрова Пресвятой Богородицы», «Вифлеемская звезда», «Праздник светлой Пасхи», «День Славянской письменности и культуры», «День рождения земли – Троица» и др.);
- проведение накануне больших православных праздников тематических интегрированных занятий, знакомство воспитанников с рассказами о житие, милосердии и чудесах православных святых (Преподобного Сергия Радонежского, Матроны Московской, Князя Владимира, Иннокентия Московского), о богатырях земли Русской;
- подготовка необходимых атрибутов к праздникам, сценических костюмов, фоторепортажи, видеозапись и создание фильмов о праздниках, в том числе при участии родителей;
- экскурсии в православный храм (с согласия родителей воспитанников);
- экскурсии на природу (красота Божьего мира);
- тематические выставки продуктов детской деятельности.
Методы активизации механизмов духовно-нравственного воспитания в рамках реализации педагогической модели (практики):
В своей работе педагогическицй коллектив учреждения широко использует методы активизации механизмов духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами православной культуры:
- методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручения, требования, воспитывающие и проблемные ситуации, анализ и оценка нравственных и безнравственных поступков; непосредственное участие детей в проводимых мероприятиях;
- методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример, иллюстрации (картины с изображением эмоций людей, схематичные изображения эмоций, демонстрация мультфильмов и диафильмов нравственного содержания, прослушивание музыки, рассказ воспитателя о своих чувствах и переживаниях в ситуациях нравственных и безнравственных, создание ситуаций эмоционального переживания);
- методы стимулирования: одобрение, оценка, похвала, поощрение, благодарность, доверие, соревнование, награждение;
- методы торможения: порицание, предупреждение.
Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.).
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕЧСКОЙ МОДЕЛИ (ПРАКТИКИ).
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования два раза в год педагогический коллектив осуществляет мониторинг результативности всей проводимой работы в рамках реализации педагогической модели (практики) по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Он проводится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий, лежащей в основе их дальтнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются педагогами для решения образовательных задач: индивидуализации и оптимизации работы с группой детей».
Педагоги проводят оценку индивидуального развития воспитанников используя методы:
- наблюдение;
- изучение продуктов детской деятельности;
- выполнение игровых заданий;
- проведение педагогических срезов овладения деятельностью;
- собеседование с детьми, другими педагогами, родителями;
- анализ документации педагога.
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ (ПРАКТИКИ).
Для реализации педагогической модели (практики) в учреждении организовано методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса:
1. Разработан и сформирован в методическое пособие методический продукт «Педагогическая модель (практика) по духовно-нравственному воспитанию детей в условиях дошкольного образования «С любовью в сердце!», включающий в себя конспекты непосредственной образовательной деятельности, сценарии праздничных мероприятий.
2. Приобретены и широко используются в образовательном процессе учебные пособия и методическая литература для педагогов; художественная литература для воспитанников учреждения.
3. Составляются и используются авторские презентации к занятиям в соответствии с календарно-тематическим планом.
4. Вносятся в группы картины, иллюстрации, репродукции.
5. Организуются дидактические игры по тематике представленной педагогической практики.
6. Используются аудио, видеозаписи (храмы, звон колоколов, песнопения, мультипликационные фильмы).
В учреждении имеются:
1. Технические средства обучения: телевизоры, мультимедийная установка с экраном, музыкальные центры, компьютеры, ноутбук.
2. Детские музыкальные инструменты: клавишных, шумовых, ударных, народных.
3. Костюмы для детей и взрослых (тематические, сценические).
4. Атрибуты для оформления музыкального зала: баннеры, панно, изображения ликов святых (Иисуса Христа, Богородицы, Князя Владимира, Иннокентия Московского, Кирилла и Мефодия), репродукции икон и картин (Рублев «Троица» и др.), декорации.
РАЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕЧСКОЙ МОДЕЛИ (ПРАКТИКИ).
Собрав воедино педагогические идеи и видения коллектива в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами православной культуры, поставив цели и определив задачи работы, на протяжение более чем 5 лет применения нашей педагогической модели (практики) мы:
3. Отследили повышение духовно-нравственного и культурно-православного уровня участниковпрактики (педагогов, родителей, детей).
4. Сформировали методический продукт, который включает в себя комплект учебно-методических материалов (сценарии праздничных мероприятий, конспекты комплексных тематических занятий по социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию воспитанников).
5. Включение методического продукта педагогической практики (модели) в образовательную программу ДОУ.
ВЫВОД:
Педагогическая модель (практика) работы по духовно-нравственному воспитанию доказывает свою значимость в системе дошкольного образования; подтверждает целесообразность и эффективность приводимой работы при активном взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Накопленный опыт работы в области духовно-нравственного воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, заинтересованность педагогического коллектива в освоении содержания и методов духовно-нравственного воспитания детей способствует достижению ожидаемых результатов.
Выстроенная педагогическая модель (практика) и достигнутые результаты работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников позволили представить опыт работы учреждения на региональных и Всероссийских конкурсах.
1. Всероссийский конкурс просветительских деяний «Под царским покровом» (победитель, 2014 год).
2. Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»:
- 2015 год: в номинации «Лучшая инновационная разработка» представлена «Акция милосердия «Праздник белого цветка» (победитель регионального и межрегионального этапа Всероссийского конкурса по Дальневосточному федеральному округу. Лауреат Всероссийского этапа конкурса).
- 2016 год: в номинации «Лучшая инновационная разработка» представлены материалы: «Образовательная практика по проблеме духовно – нравственного воспитания дошкольников в детском саду» (Призер регионального этапа Всероссийского конкурса).
- 2018 год: в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения» представлены материалы «Педагогическая модель (практика) работы по духовно-нравственному воспитанию детей в условиях дошкольного образования «С любовью в сердце».
(Победитель регионального этапа Всероссийского конкурса).
3. I Форум дошкольных работников Магаданской области «Все начинается с детства», представлен опыт работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников под названием «Спешим делать добро!»
4. 21 городской конкурс авторских программ, проектов и пособий к ним, «Образовательная практика работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников МБДОУ № 46» (грамота, 2017 год).
5. Всероссийский конкурс «Образовательная организация XXI века. Лига лидеров – 2017» (диплом лауреата Всероссийского конкурса в номинации «Лидер в области духовно-нравственного и патриотического воспитания», медаль, 2017 год).
Результаты работы учреждения по духовно-нравственному воспитанию дошкольников являются единым целым представленных достижений и могут быть использованы в практике работы по духовно–нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста других регионов, образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования.