Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей Слава воинам-освободителям

Муниципального казенного  общеобразовательного  учреждения

 «Основная  общеобразовательная школа №5»

 

Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей

Слава воинам-освободителям

 

Куварина Марина Владимировна

учитель начальных классов

 

 

1.Пояснительная записка.
1.1 Тематическое направление: гражданское и патриотическое воспитание.
1.2 Тема: «Слава воинам – освободителям».
1.3Актуальность и обоснование выбора темы.
Современные дети с каждым годом забывают о подвигах воинов в годы Великой Отечественной войны, перестают ценить то, что имеют. Необходимо научить их обращаться к истории родного края  для того, чтобы они выросли настоящими патриотами своей страны.
1.4  Материал мероприятия можно использовать на классных часах, уроках краеведения, при проведении уроков Мужества.
1.5 Целевая аудитория (с указанием возраста/класса): 3-4 класс
1.6 Цель: сформировать у учащихся патриотические позиции через развитие бережного отношения к историческому прошлому своей страны, своего родного края.
1.7 Задачи:
1.Воспитывать уважительное отношение к таким ценностям, как патриотизм, долг и служение Отечеству.
2. Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
3.Изучить и углубить знания об истории своего края.
      1.8 Планируемые результаты:
Предметные: расширить знания о героическом прошлом своего края и своего народа.
Личностные: формировать уважение к подвигам героев Отечества, формировать личностный выбор путем нравственно-этического оценивания информации о героях и их подвигах.
Метапредметные:
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; коммуникативные: уметь рассуждать, выражать собственную точку зрения и аргументированно ее отстаивать, формулировать выводы.
1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора. Форма проведения – внеклассное мероприятие. Именно на них учащиеся вовлекаются в дискуссию. Они ищут информацию, учат песни, стихи. Выбор данной формы был обусловлен тем, что учащиеся находятся в постоянном контакте, ведут диалог и при этом делятся своими знаниями, мыслями. Учитель является наставником и направляет беседу в нужное русло.
1.10. Кадровые и методические, материально-технические, информационные ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: книжно-иллюстративная  выставка «Никто не забыт и ничто не забыто», рисунки "Мир без войны", плакат «Я голосую за мир!», поздравительные открытки с Днем Победы, презентация, архивный материал о воинах-освободителях, фотографии.
2. Основная часть.
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.
Ребятам были определены темы (имена героев), необходимые для проведения беседы в рамках мероприятия. Были подготовлены: плакат: «Я голосую за мир!» рисунки «Мир без войны», книжно-иллюстративная  выставка «Никто не забыт и ничто не забыто»; компьютер,  фотографии; презентация; выучены стихи, песня. Сделаны поздравительные открытки. Определен перечень вопросов для проведения беседы.
2.2. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: классный руководитель может использовать данное мероприятие непосредственно для подготовки ко Дню Победы, а также для  патриотического и гражданского воспитания  детей.
      
Ход мероприятия
(Слайд 1)
Учитель:  Здравствуйте, ребята, ветераны, гости! Сегодня мы будем говорить о самом главном празднике, о котором знают и помнят люди всего мира. Это праздник «День Победы!»
 – Для нас Великая Отечественная война – история. Ее должен знать каждый человек, ведь это история нашей Родины, края. Послушайте стихотворение Л. Полосина.
 Чтец:
Под небом дымным, за синей ранью
Он разгорался – бой под Буканью.
Гремели взрывы, чернели лица,
С ружьем в обнимку солдат ложился.
Бьют вражьи танки прямой наводкой,
Им встал навстречу солдат Солодкий.
За небо наше  в осенней стыни,
За пепел павших, за все Хатыни.
Грохочет выстрел, но жив солдат.
Четыре танка в огне горят.    
И нарастая, гремит «Ура-а!».
Канула в лету та пора,
Но также сердце щемит по   близким.
Взметнулись в небо Обелиски.
Под небом ясным, за синей ранью,
Где разгорался бой под Буканью.
                                                  Л. Полосин
Учитель: Как вы поняли эти строки? Кому будет  посвящено мероприятие?
Ответы учеников
(Слайд 2)
Тема мероприятия: «Слава воинам – освободителям!»
Информационный блок
Учитель. У сел, как и у людей, есть своя биография, история. Сегодня мы расскажем о военных событиях в д. Букани, расположенной  в 20 км от Людинова.  Букановская  земля – поистине земля подвига. Она пережила лихие времена. Два долгих года – 1942 и 1943 –  Букань была оккупирована немцами. Несколько раз она переходила из рук в руки. Свобода далась  нелегко. Буквально каждый метр Букановской земли обильно пролит кровью советских воинов!
(Слайд 3)
Чтец:
Букань! Сплошные канонады.
От взрывов вздыбилась земля.
Полки, дивизии, бригады
Стояли здесь,  Москву храня.
Свинец летал над этим краем,
Росли воронки на полях,
И мир казался светлым раем
Бойцам, застывшим в блиндажах.
Они не вышли из окопов,
Они с позиций не ушли
И смотрят нам в глаза с раскопов
Солдаты, что Москву спасли.  
                                    И. Гарибян
Учитель. Так какие же они были, освободители села? Как воевали, что пережили?
(Слайд 4)
 Рассказ ученика.
Из воспоминаний гвардии полковника Антонова  Виктора Сергеевича:
15 марта 1942 г. командующий 16-ой армии генерал-лейтенант К.К. Рокоссовский поставил задачу перед командиром 11 гв. стрелковой дивизии генералом Чернышовым и инженером дивизии гв. майором Антоновым В.С.: проникнуть в село Букань и взорвать церковь, где будет проходить большое совещание в ночь с 21 на 22 марта. Подготовленная диверсионная группа из 15 человек прошла на лыжах севернее д. Котовичи и вышла к железной дороге.  Вошли в лес между д. Запрудное и Буканью и замаскировались на опушке леса.
         Наступила ночь. Незаметно подошли к церковной площади. Церковь стояла за металлической оградой, в которой под маскировочными  сетями располагался большой склад боеприпасов. Перед складом ходил часовой.  Мы  его  сняли тихо, без выстрела. Тут же поставили своего и сами через ограду церкви. Быстро заложили 30 противотанковых мин. Через 150 секунд должен произойти тот долгожданный взрыв. Быстро перелезли ограду и на задворки.  Раздался страшный взрыв. С ревом неслись осколки, разлетались крыши, окружающие дома. Мы пробирались  к окраине села. Был  большой  шум и часто слышались немецкие голоса:
 - Партизаны! Партизаны!
Добравшись до окраины, мы двинулись в лес. Вся группа была представлена к наградам.
(Слайд 5)
Прошли долгие годы. И вот на месте бывшего храма возрождается новый, к великой радости всех жителей Букани.
Учитель: Все, кто участвовал в Великой Отечественной войне и принес нам Победу, все они для нас Герои. Кого называем героем?
Ответы учащихся.
 
 Учитель: Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью  человек, совершающий подвиги.
Сейчас вы прослушаете небольшой рассказ, а ваша задача составить портрет героя.
(Слайд 6)
Ученик: Части дивизии штурмовали сильно укрепленную высоту 206,7. Подразделениям дивизии удалось захватить высоту, но немцы пытались вернуть ее. Советские воины отбили три атаки, четвертая  атака фашистов была поддержана танками. Солдаты начали отходить. Но тут из-под горящего танка ударил автомат. Автоматчик был очень метким и опытным. Немцы были почти рядом с танком, и его пули косили их целыми рядами. Немцы бросились в разные стороны от горящего танка, но немецкие офицеры остановили солдат и погнали их вперед. А неизвестный автоматчик снова открыл огонь и снова уложил груду немецких трупов. Немцы вызвали авиацию. Одна из бомб угодила в танк. Вверх взлетели куски стали, и автоматчик умолк.                                                                                                                       К вечеру атаки стали слабеть. Высота осталась в наших руках. Подойдя к разбитому танку, бойцы увидели изуродованный труп красноармейца. Но комсомольский билет и фотокарточка чудом сохранились. Это был Игорь Васильевич Косарев, 19-летний парень из Мордовии. Он был награжден орденом Отечественной войны I степени посмертно.
Чтец.
Под разбитым горящим танком
Молодой комсомолец лежал,
Своим метким огнем автомата
Он немецких солдат поражал….
Он не струсил пред вражеской бомбой,
Жил и умер героем страны,
Его тело, разбитое бомбой,
С комсомольским билетом нашли.
Учитель: Какими качествами обладает Герой? Опишите его. (Мужественный, решительный, храбрый, сильный, ответственный, волевой)
Учитель: Мы часто слышим: совершил героический поступок, подвиг. Что такое подвиг?
Ответы учеников
Учитель: Подвиг – героический самоотверженный поступок.
Как бы ни был велик вклад в дело Победы военачальников и командиров, всю тяжесть войны вынес на своих плечах СОЛДАТ. Ими были совершены десятки героических подвигов. Вот один из них.
(Слайд 7)
Ученик: В жизни всегда есть место подвигу.  Для гв. сержанта Ф.Д. Сисейкина этим местом стала обычная деревня Дмитриевка. За героизм, проявленный в бою, Федор Дмитриевич был удостоен высокого звания  Героя Советского Союза. Вот что писала ежедневная газета «Боевая тревога» от 4 марта 1943 года о мужестве бойца:
«Шел горячий бой. Фашисты крались к пригорку. Вот они уже в 100 метрах от пулемета  Ф. Сисейкина. Он не стрелял, а выжидал, когда враг еще ближе будет, чтобы бить только наверняка. И когда осталось всего 70 метров, гвардеец нажал на спуск. На снегу валялось 68 трупов врагов. Затем Сисейкин перетащил пулемет на новую позицию. Немцы заметили, что у нашего пулемета только один человек, и возобновили атаку. Тогда  гвардеец пошел на хитрость. Не стал стрелять – прикинулся убитым. Гитлеровцы замыкали кольцо и бежали к пулемету. Вот они уже в 20 метрах. Тогда Сисейкин мгновенно приник к пулемету и в упор начал расстреливать фрицев.
На другой день боя на пути движения появился ручной немецкий пулемет, установленный в дзоте. Через несколько минут Федор Дмитриевич  был у вражеского дзота и бросил в его амбразуру ручную гранату.  Немцы были убиты. Услышав взрыв, к дзоту бежали фашисты. Сисейкин в упор из немецкого пулемета застрелил 25 фашистов, а ефрейтора взял в плен. Так сражаются герои гвардейцы…»
 
Чтец:
Федя Сисейкин – простое имя,
          Такой невысокий, тихий такой,
          Ничем неприметный между другими.
          Кто мог подумать, что он герой?
          Вышел он в бой со своим расчетом,
          Верен сержанту его пулемет.
Перед лихим его пулеметом
Немец за немцем поклоны бьет.
А Федя раненый, но могучий,
Убийц подпустил на 20 шагов
И вдруг огневою струей кипучей
Хлестнул подступивших к нему врагов.
Нет, не затем он вырос героем,
Чтоб жизнь по дешевке отдать свою,
И вышел Сисейкин живым из боя,
Чтоб бить фашистов в новом бою.
Л. Ошанин
(Слайд 8)
 Песня  «Он не вернулся из боя»
(Слайд 9)
Учитель: Закончилась долгая и разрушительная война. Стоит в Букани у развилки дорог памятник ее защитникам и освободителям.
 Чтец: Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой,
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты — рыбак,
шахтёр,
Учёный иль пастух, —
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.          
                             М. Исаковский
 Учитель: Действительно, говорят, что война не окончена, пока не похоронен последний солдат. В таком случае война у нас еще закончится нескоро, потому что не преданы земле еще десятки тысяч солдат. Уже много лет действуют в России различные поисковые отряды, которые ищут  на полях, в лесах  незахороненных воинов, предают их земле. Эта работа идет уже много лет, но до сих пор находятся все новые и новые останки. В Букани,  на территории мемориального комплекса, каждый год перезахоранивают останки воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.
(Слайд 10-13)
Чтец:
Помните! 
Через века, через  года – помните! 
О тех, кто уже не придет никогда – помните! 
Не плачьте! 
В горле сдержите стоны, горькие стоны.                                                                                             Памяти  павших  будьте достойны! 
Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами.
Жизнью просторной, каждой секундой,
Каждым дыханьем будьте достойны!
Учитель: Склоним голову перед величием их подвига. Минутой молчания почтим память не вернувшихся с войны.
Прошу всех встать!
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
     Чтец.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Пусть память вечную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Заключение
(Слайд 14)
Учитель: Мы сегодня услышали несколько имен воинов – освободителей. Война, проходившая на маленьком пятачке Букань – Запрудное – Котовичи – Дмитриевка – Андреево-Палики, унесла более 10000 защитников Отечества. Изнуряющие тяжелые бои за этот укрепленный фашистами пятачок не дали врагу прорваться к Москве, и именно на этом рубеже он был остановлен.
Я хочу, чтобы вы запомнили их имена,  вдохновлялись их подвигами, чтобы те солдаты и офицеры стали для вас не только легендой, но и высоким образцом человеческой души, достойными восхищения и подражания.
С классного часа вы унесёте открытки, которые сделали своими руками. Поздравьте ветеранов, прапрабабушек и прапрадедушек, бабушек и дедушек. Возможно, они не воевали, но пусть эта открытка станет напоминанием о великой Победе, о великом празднике!!!
(Слайд 15)
 Сегодня российская армия с честью выполняет свою миссию в ходе Специальной военной операции. Она защищает нас, чтобы мы мирно жили, самостоятельно определяли свое будущее и путь развития.
 
Рефлексия
Учитель: Наше мероприятие подходит к концу. Продолжите фразу
«Меня тронуло до слёз …»;
«Я горжусь …!»
- Как вы думаете, для чего наши прадеды  и прабабушки, не щадя своей жизни, боролись с фашистами. (Чтобы был мир на земле)
А сейчас каждый из вас проголосует за мирное небо над головой.
На столах у вас лежат бумажные ладошки, напишите на них свое имя. Теперь ладошки приклеиваем на плакат. (На доске висит плакат, нарисованный на нём Земной шар с надписью «Я голосую за мир!»)
Учитель: Закончим  классный час песней «От героев  былых времен..»
Просмотр отрывка к/ф «Офицеры» с песней «От героев былых времен…»
 
 
 3. Список литературы:
1.Источники
1.1.Архивные материалы  музея Рубеж

 

Смотреть презентацию