Друзья светофора
МБДОУ Игринского детского сада общеразвивающего вида №3, п. Игра, Удмуртская Республика
Друзья светофора
(из опыта работы проЮИДовского отряда)
Старший воспитатель
Людмила Рудольфовна Лекомцева
Всероссийское ЮИДовское движение имеет богатую славную историю, и деятельность школьных отрядов юных инспекторов движения по пропаганде дорожной грамоты среди детей и взрослых трудно переоценить в наше время.
А можно ли реализовать такую форму работы в детском саду? Мы задумались над этим вопросом и разработали проект создания проЮИДовского отряда в детском саду с целью обеспечения преемственности детского сада и школы, подготовки детей к дальнейшей деятельности в ЮИДовском отряде. На первоначальном этапе младшие дошкольники знакомятся с дорожной азбукой, как обычно, в ходе режимных моментов. Дети старшей группы в начале учебного года посвящаются в «Юные пешеходы», более подробно изучают правила безопасности на дороге, имеют возможность посещать клубный час «Светофорик», выходят на целевые прогулки и экскурсии, закрепляя полученные знания на практике. А в подготовительной группе в сентябре проводится торжественное «Посвящение в ЮИД», и ребята начинают не просто изучать дорожную грамоту, а шаг за шагом осваивать формы пропаганды БДД среди сверстников и взрослых. Положительным примером для ребят служат ЮИДовцы-школьники, с которыми мы тесно сотрудничаем. В процессе обучения детей правилам безопасного поведения на дороге мы не ограничиваемся лишь словесными объяснениями, учитывая конкретно-образную природу мышления дошкольников, широко применяются наглядно-иллюстративные, игровые методы. Благодаря целенаправленно организованной предметно-пространственной среде, дети имеют возможность закреплять знания в самостоятельной игровой деятельности. Это настольно-печатные игры, дидактические игры, настольные макеты перекрёстков, конструкторы, план-схема микрорайона детского сада. В каждой возрастной группе оформлены лэпбуки, информационные уголки для родителей по теме ПДД. Значительное место в системе работы педагогов со старшими дошкольниками отведено практическим формам обучения: сюжетно-ролевым играм, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети закрепляют на практике правила для пешеходов, наблюдают за дорожным движением, систематизируют ранее полученные знания. Это неоднократные целевые прогулки в художественную галерею, Краеведческий музей и библиотеку, Дворец Культуры и спорта «Нефтяник», на стадион и лыжную базу «Радуга», экскурсии на автостанцию, музей РОВД, ДОСААФ, Удмуртавтотранс, турпоход совместно с родителями на природу. Для повышения эффективности образовательного процесса широко применяются информационно-коммуникационные технологии. Используя возможности программы Power Point и Windows Movie Maker, наши педагоги разрабатывают авторские и используют готовые презентации и видеофильмы, слайд-шоу, применяют обучающие мультфильмы, интерактивные игры на занятиях и родительских собраниях. Для родительской общественности в каждой возрастной группе в социальной сети ВКонтакте созданы закрытые группы, где регулярно выкладывается информация о жизни в саду, фоторепортажи, информационно-консультационный материал. Новые современные возможности позволяют сделать процесс познания и развития дошкольников более эффективным, открытым, способствуют становлению доверительных отношений с родителями воспитанников, помогают сделать их союзниками в обучении и воспитании собственного ребёнка. Стремясь организовать единое образовательное пространство, мы понимаем, что роль педагога не только в том, чтобы научить детей ПДД, но и в том, чтобы убедить родителей, научить и проконтролировать их работу с ребенком по формированию навыков безопасного поведения, т.к. поведение взрослых – самый наглядный пример для дошкольников. С целью пропаганды БДД на базе детского сада ежегодно организуются театрализованные представления по дорожной тематике, на которые приглашаются дети и взрослые не только нашего сада, но и других детских садов посёлка. Родители совместно с детьми участвуют в конкурсах рисунков и поделок, настольных игр, презентаций и видеороликов, фотоконкурсах, квест-играх. Участвуя в акциях, мероприятиях совместно со взрослыми, дети делают первые социальные пробы, у них развивается гражданская активность, формируется опыт позитивного отношения к Правилам дорожного движения, как к базовым ценностям общества. А взрослым - позволяют взглянуть на эту проблему в новом ракурсе и задуматься о своей роли в процессе воспитания юных участников движения. Стали традиционными социальные акции «Автотеремок», «Улыбнись и пристегнись», «Пешеход - на переход!», «Маленький пассажир», «Пусть дорога будет доброй». Сотрудники ГИБДД, педагоги школ и ДОУ положительно оценивают идею создания проЮИДовского отряда, т.к. менее чем через год эти дети пойдут в школу и смогут продолжить свою пропагандистскую деятельность среди сверстников. Родители воспитанников также одобряют наше начинание и отмечают, что это повлияло на их поведение, совместные мероприятия с детьми стали бесценным уроком. Наша задача состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями, и суметь найти правильный безопасный выход. Наш детский сад, являясь опорным образовательным учреждением по профилактике ДДТТ в районе, систематически организует ряд мероприятий, конкурсов для дошкольников района, а также семинары по трансляции передового положительного опыта среди воспитателей нашего и соседних районов, школьных учителей. Опыт работы презентовался мной на VI Региональном научно-практическом семинаре «Достижения науки и практики – в деятельность образовательных учреждений» в г. Глазов и опубликован в Сборнике материалов данного форума (2015г.), на VI Межрегиональном этапе XVI Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций в г. Сарапул (2017г.).
Таким образом, идея создания проЮИДовского отряда в нашем детском саду оправдана и имеет право на функционирование. Сегодняшние дошколята – это завтрашние пешеходы и водители, от которых будет зависеть безопасность завтрашнего дня.