Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

«Дружат дети на планете» (Формирование толерантной культуры в условиях учреждения дополнительного образования у детей младшего школьного возраста)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» г. Сарапул Удмуртской республики

 

«Дружат дети на планете»

(Формирование толерантной культуры в условиях учреждения дополнительного образования у детей младшего школьного возраста)

Номинация: проект по организации духовно-нравственного воспитания в образовательной организации

Автор: Кибардина Наталья Юрьевна,

МБУ ДО «ДЮЦ»,

педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории,

проживающая по адресу: УР, г. Сарапул, ул. Гагарина, д.89, кв.38, тел.: 89199188539

 

Актуальность проекта.

Проблема толерантности весьма актуальна в современных условиях развития общества, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

• этика и стратегия ненасилия;

• идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;

• необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.

Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны.

В Сибири, где проживают люди разных национальностей и религиозных убеждений, особое место занимает проблема внешней и внутренней миграции населения. Это актуально и для г. Сарапула, т.к. по данным последней переписи населения здесь проживают представители 64 национальностей, принадлежащие к различным вероисповеданиям. Разрешить возникающие проблемы взаимоотношений можно только с помощью воспитания толерантного сознания.

Сегодня всё большее распространение в детской и под¬ростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения детей достаточно много.

В первую очередь стоит отметить понижение общего уровня культуры, массу негативной, а зачастую и просто агрессивной информации, обрушивающейся на незрелую психику ребёнка с экрана телевизора или через компьютер, социальное равнодушие и недостаток внимания со стороны взрослых. В Государственной концепции школьного воспитания говорится: "В младшем школьном возрасте ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям… Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей". Дополнительное образование является неотъемлемой частью единого образовательного пространства. В силу особенностей построения личностно-ориентированного воспитательно-образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования, именно здесь формируются многие личностные качества детей.

Как показывает статистика последних лет, основной контингент обучающихся в МБУ ДО «ДЮЦ» составляют дети младшего и среднего школьного возраста. В младшем школьном возрасте у детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние. Период начальной школы очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего этого периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. Именно в этом возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Поэтому, важной частью воспитательной работы в МБУ ДО «ДЮЦ» является формирование толерантной культуры обучающихся, начиная с младшего школьного возраста, т.е. с того момента, как только ребенок приходит на занятия в объединения Центра. Но для этого необходимо проводить систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в объединениях, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у педагогов, родителей и обучающихся. Проведённая диагностика родителей и педагогов Центра показала невысокий уровень осознания проблемы толерантности, низкий уровень национального самосознания. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения. Поэтому одной из главных задач педагогов МБУ ДО «ДЮЦ» является формирование у детей самосознания, толерантного отношения к окружающему миру. Педагогические идеи воспитания толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. По-разному трактуют понятие «толерантность» философы, педагоги, учёные, исходя из этого, определяются принципы воспитания. Формирование основ толерантности у детей младшего школьного возраста, несмотря на изучение данного вопроса многими известными педагогами и учёными, имеет ряд проблем и противоречий. Социальный заказ современного общества ориентирован на свободную самостоятельную личность, которая умеет строить отношения с другими людьми, уважает их права и свободы. Однако, структурированных и апробированных программ и методик по воспитанию толерантности в младшем школьном возрасте немного. Возможности младшего школьного возраста хорошо изучены в плане развития познавательных и творческих способностей ребёнка, но вместе с тем недостаточно используется потенциал совместной культурно-досуговой деятельности, которая могла бы стать одной из форм работы по воспитанию толерантной личности. Не удовлетворена потребность семьи в доступных технологиях и методиках воспитания детей с ориентировкой на семейные ценности и национальные традиции. Необходимость разрешения выявленных проблем в системе дополнительного образования обусловили выбор темы проекта: «Формирование толерантной культуры у детей младшего школьного возраста».

Цель проекта: Создание условий в учреждении дополнительного образования для формирования у детей младшего школьного возраста толерантного отношения к окружающему миру.

Задачи проекта для детей:

• Формирование у детей младшего школьного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.

• Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры.

• Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в объединении.

• Закрепление нравственных представлений, навыков социально приемлемого поведения.

Задачи для педагогов и родителей:

• ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения

• повышение компетентности родителей по правовым вопросам

• оснащение предметно-развивающей среды в объединениях МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр», отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности;

• применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности;

• взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.

Вид проекта: творческо-исследовательский, межгрупповой, средней продолжительности.

Участники: педагоги МБУ ДО «ДЮЦ», родители, дети.

Время реализации проекта: ноябрь 2015 года – май 2016 года.

I этап: Подготовительный.

Разработать план работы МБУ ДО «Детско-юношеский центр» по формированию толерантности на 2015-2016 учебный год Зам. директора по УВР М.А. Дембовская Разработать план мероприятий для проведения недели толерантности Творческая группа Приобрести наглядно-демонстрационные материалы, иллюстрации с изображением картин художников мира Директор МБУ ДО «ДЮЦ» Е.А. Шадрина, Завхоз Ф.В. Кадырова Создание картотеки подвижных игр народов мира Педагоги доп. образования Ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения Методист Н.Ю. Кибардина Педагог-психолог Э.М. Арзамасцева Оснащение предметно-развивающей среды в объединениях МБУ ДО «ДЮЦ», отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности Зам. директора по УВР М.А. Дембовская, педагоги Отражение вопросов и проблем воспитания толерантности у детей в выпусках газеты клуба юных журналистов Зам. директора по УВР М.А. Дембовская, ПДО С.Л. Щеголева Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку мероприятий по теме толерантности. Зам. директора по УВР М.А. Дембовская, Педагоги, педагоги-организаторы Повышение компетентности родителей по правовым вопросам, изучение социального статуса семей обучающихся Педагог-психолог Э.М. Арзамасцева. Педагоги доп. образования Организация встречи с отцом Олегом, служителем храма Ксении Блаженной Методист Н.Г. Вечтомова II этап: Реализация проекта. Разработка плана работы МБУ ДО «ДЮЦ» по формированию основ толерантности у детей младшего школьного возраста.

План работы МБУ ДО «ДЮЦ» по формированию толерантной культуры у детей младшего школьного возраста на 2015 – 2016 уч. год

Задачи: 1. ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения.

2. повышение компетентности родителей по правовым вопросам.

3. оснащение предметно-развивающей среды в объединениях МБОУ ДОД «ДЮЦ»,, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности Дата Темы Мероприятия Ответственные В течение года оснащение и обогащение предметно – развивающей среды в объединениях МБУ ДО «ДЮЦ»,, организация информационного пространства среди родителей

• приобретение наглядно-демонстрационных материалов

• приобретение иллюстраций, изображающих картины художников мира;

• создание картотеки подвижных игр народов мира;

• В выпусках газеты Клуба юных журналистов отражать вопросы и проблемы воспитания толерантности у детей;

• привлечение социокультурных учреждений города для создания объединений социально-педагогической и, художественно-эстетической направленностей.

• Создание альбомов об обычаях и традициях народов России Директор МБОУ ДОД «ДЮЦ» Е.А. Шадрина, Завхоз Ф.В. Кадырова Зам. директора по УВР М.А. Дембовская, ПДО С.Л. Щеголева ПДО Октябрь Декабрь Март «Вопросы формирования толерантности в педагогической практике в УДОД»

• Семинар – практикум для педагогов МБУ ДО «ДЮЦ», Н.Ю. Кибардина ноябрь «Игры народов мира»

• Мероприятия в каникулы Педагоги-организаторы декабрь «Новогодние обычаи стран и народов мира»

• Мультимедиа-презентации по темам;

• сюжетные игры;

• творческие рассказы по теме ПДО январь «Моя страна» «Символика нашей страны» «Мой город» «Народные праздники и традиции»

• Фильмы о городе, о людях живущие в нашем городе, о том какие религии исповедаются в нашем городе;

• Неделя зимних игр и забав;

• Чтение народных закличек, песенок, потешек и т.п.;

• Обзорная экскурсия по городу ПДО Педагоги-организаторы ПДО февраль «Моя родословная» «Наши защитники»

• Творческие игры;

• Сюжетные игры;

• Мини-проекты о своей семье;

• Выставки ( по плану)

• Экскурсии в музеи

• Фотовыставка любимых мест в городе ПДО Методист Н.Ю. Кибардина Методист Н.Ю. Кибардина март «Семейные династии»

• Творческие рассказы детей,

• встречи с членами семьи;

• Смотр-конкурс папок-передвижек о правах и обязанностях взрослых и детей Родители Педагог-психолог Э.М. Арзамасцева. Педагоги доп. образования апрель «День Земли»

Развлечения по теме;

• Выпуск сборника стихов о Земле Педагоги-организаторы ПДО С.Л.Щеголева май «День Победы»

• Беседы с детьми о том, что завоевывали победу люди разных национальностей;

• Конкурс рисунков;

• Презентаций о своем прадедушки и прабабушке в годы войны;

• Концерт ко Дню Победы

• Акция «Ветеран живет рядом»

Зам. директора по УВР М.А. Дембовская, ПДО Разработка и проведение мероприятий недели толерантности с 11 по 15 ноября Изучение культуры народов мира в течение недели.

11 ноября выпуск листков для родителей «Рекомендации для родителей по толерантному воспитанию детей» Стенгазета « 16 ноября - Всемирный день толерантности» (ответственный: С.Л. Щеголева)

12 ноября «День помощи детям с ОВЗ» - изготовление сувениров и поделок для детей Школы-интерната для слабослышащих детей (ответственные: ПДО)

13 ноября Акция «Шлем «приветики»; ответственный: педагог-психолог)

14 ноября Тематический праздник «Игры разных народов» (ответственные; педагоги-организаторы) Выставка рисунков «Мои друзья» ответственные: ПДО) Фотовыставка «Мы и братья наши меньшие» ответственные: ПДО).

15 ноября Совместное проведение мероприятий по толерантному взаимопониманию с чаепитием «Мы разные, но мы дружные» (дети и родители; по объединениям; ответственные: ПДО).

Реализация проекта в образовательных областях: День помощи детям с ОВЗ (социализация, коммуникация, художественное творчество, познание, труд, безопасность)

Акция «Шлём приветики» (социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, труд)

Тематический праздник «Игры разных народов» (физическая культура, здоровье, познание, коммуникация, социализация, безопасность)

Изучение культуры народов мира, произведений русских и зарубежных писателей ( художественная литература, познание, социализация, коммуникация)

Выставка рисунков «Мои друзья» (художественное творчество, коммуникация) Фотовыставка «Мы и братья наши меньшие» (художественное творчество, социализация, коммуникация, познание, безопасность)

Проведение семинаров-практикумов для педагогов «Вопросы формирования толерантности в педагогической практике в условиях УДОД»

Работа с родителями: Выпуск папок-передвижек « Права и обязанности взрослых и детей», брошюр, стенгазет, памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру.

Встреча-беседа с отцом Олегом – служителем храма Ксении Блаженной. Организация совместной деятельности, чаепитий с родителями.

III этап: Презентация проекта. Презентация проекта на педагогическом совете Результаты работы:

• Повышение педагогической компетентности Педагогов МБУ ДО «ДЮЦ»,.

• Составление картотеки подвижных игр, сценариев мероприятий, бесед с родителями.

• Повышение правовой и педагогической культуры родителей (папки-передвижки, памятки-рекомендации по воспитанию толерантности).

• Развитие творческих способностей обучающихся и педагогов МБУ ДО «ДЮЦ», их коммуникативных качеств.

• Укрепление отношений сотрудничества между МБУ ДО «ДЮЦ», и родителями обучающихся.

 

Список литературы

1. Декларация принципов толерантности .Юнеско,1995.

2. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)»//Век толерантности. 2001 №2 С11-25.

3. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа//Толерантность и общественное сознание в России. – М.: 1998.

4. Богомолова М.И. «Генезис прогрессивных концепций межнационального воспитания детей». Москва. Изд-во «Научная школа» . 2003.

5. Князева О.Л. ,Михнаева М.Д. Программа «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры»

6. О смыслах понятия «толерантность»//Век толерантности. 2001. №1. С. 5-6

7. Психодиагностика толерантности личности/под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой – М.: Смысл, 2008. – 172с.

8. Суслова Э.К. «Интернациональное воспитание детей шести лет посредством сказки»-Москва :Педагогика,1983.

9. Щеколдина С.Д. «Тренинг толерантности» Изд-во «Ось-89»,2004 г. 10. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч. – метод. Ст. – 2 изд., стереотип. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 368с.