Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

"Досуговая деятельность в условиях палаточного лагеря. Экологическая смена"

ОГБУ ДО "Дворец творчества детей и молодёжи" естественнонаучный комплекс г. Ульяновск 

 

"Досуговая деятельность в условиях палаточного лагеря. Экологическая смена"

 

Макарова Марина Анатольевна

педагог дополнительного образования

 

     

 

Игры на знакомство:

Снежный ком

Цель: развитие внимания, знакомство.

Время: 10-15 мин.

Количество участников: от 10 до 40.

Место проведения: любое, но участники должны сидеть все вместе в кругу.

Вожатый объясняет правила: "Друзья, сейчас мы попробуем познакомиться со всеми вместе. Для этого нужно быть очень внимательными. Правила нашей игры такие: первый человек называет свое имя. Его сосед называет имя первого и свое. Сосед соседа называет имя первого, второго и свое. И так далее".

1 чел. Петя;

2 чел. Петя, Вася;

3 чел. Петя, Вася, Лена;

4 чел. Петя, Вася, Лена, Оля ...

Желательно чтобы вожатый оказался последним и правильно без ошибок назвал все имена ребят (завоевание расположения группы).

Варианты этой игры:

1. назвать свое имя и сделать какое-нибудь движение;

2. имя + слово, с которым ты ассоциируешься;

3. имя + слово, предмет, который тебе нравится на ту же букву.

Часы

Цель: развитие коммуникативных навыков, знакомство.

Время: 60 мин.

Количество участников: от 24 до 30.

Место проведения: в просторном помещении.

Материалы: листы бумаги с изображением больших часов на каждого члена группы, ручки, 14 тем разговора, заготовленных заранее.

Ведущий раздает каждому участнику часы. Дается несколько минут, чтобы все назначили друг другу встречи на определенное время и записали имя своего товарища напротив определенного времени. Нельзя встречаться с одним человеком 2 раза.

Все показывают часы с заполненными делениями.

Вожатый объявляет: "Сейчас час дня и в час дня мы говорим о том, какую музыку мы любим. У вас есть 3 минуты". Ребята находят человека, с которым у них назначена встреча на час и болтают с ним о музыке.

"А теперь 2 часа. И мы говорим о том, как вчера мы собирались в лагерь и что нам сказали родные на прощанье", и т.д.

Расскажи про своего соседа

Цель: знакомство.

Время: 60 мин (зависит от числа участников).

Количество участников: от 10 до 30.

Возраст: от 12 лет.

Место проведения: в просторном помещении.

Ребята сидят в кругу. Вожатый предлагает им внимательно посмотреть на своего соседа справа и попробовать догадаться, какой он в жизни (или каким был в 5 лет, каким станет, когда ему будет 30 лет). Потом каждый рассказывает.

 

«Интервью».

Участники игры делятся на пары. Им предлагается взять друг у друга блиц – интервью. Спрашивают и рассказывают поочерёдно. Каждому даётся не более 2 минут. Перечень вопросов стандартный для всех. Но каждый из игроков может расширить его в пределах указанного времени.

Перечень вопросов.

  • Имя фамилия.
  • Возраст.
  • Где живёт.
  • Какие школьные предметы нравятся.
  • Какие увлечения.

После завершения интервью дети по очереди рассказывают то, что узнали о своём соседе. Время рассказа 2 минуты.

 

 

«Давайте познакомимся».

Оборудование: карточки,  где написаны имена и фамилии играющих фломастеры, безопасные булавки, скотч, ножницы.

Разрезаются  карточки, чтобы отделить фамилию от имени. Аккуратно прикрепите булавки к каждой карточке. Затем  карточки кладутся  в коробку, перемешиваются. Ведущий, достаёт их из коробки и прочитывает в слух. Игроки  должны свою карточку(с фамилией или именем) и аккуратно приколоть к одежде.

 

«Назовись:

Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом своё имя. После броска он опускает руки. После того, как мяч обойдёт всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу.  Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет своё имя.

Третий раунд этой игры несколько изменён. Опять же все стоят в кругу с вытянутыми руками, но теперь участник, бросавший мяч должен назвать своё имя, поймавший мяч проделывает то же самое и т.д.

После проведения этой игры (на её проведение затрачивается 10-15 минут) вполне реально запомнить до 20 имён.

 

 «Математика»

Дети сидят в кругу. Вожатый даёт задание: «Начнём считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное трём, произносит вместо цифры своё имя».

Эту игру можно использовать для развития памяти и внимания. Поиграйте, и вы убедитесь, что это действительно так.

 

Экологическая викторина «Эрудит».

Какие птицы не садятся на землю?

(Ласточки, стрижи.)

Что, согласно народным приметам, обещают пузыри на лужах?

(Затяжной дождь.)

Строят ли птицы гнёзда в местах зимовок?

( Нет.)

Как называется домашнее общежитие?

(Псарня.)

Назовите любимый розыгрыш пустыни?

(Мираж.)

Где ночуют белые куропатки?

(Под снегом.)

Издаёт ли аист звуки?

( Да, он щёлкает клювом.)

Кого цыплёнок считает своей матерью?

(Того, кого увидит первым.)

Какое растение открыло закон наследственности?

(Горох.)

Одинокие волки воют ли на луну?

( Нет. Волки воют для того, чтобы предупредить волков из другой стаи о том, что территория занята.)

Как ласточки предсказывают погоду?

(Ласточки перед дождём летают низко над землёй, так как насекомые тоже опускаются вниз.)

Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу?

(Верблюд.)

На латинском языке название этого насекомого «Сверчок – крот».Чего оно только не умеет: и землю капает, и бегает, и прыгает, и плавает, и летает, и даже поёт. Кто это?

(Медведка.)

Как можно помочь выжить зимой птицам?

(Развешивая кормушки по деревьям, регулярно подсыпая корм.)

Почему в комнате, где находятся растения, люди меньше болеют?

(Растения увлажняют воздух, выделяют фитонциды – убивающие бактерии.)

Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки?

(Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков, древесина разрушается.)

Назовите птицу, которая не вьёт гнёзд, а подкладывает свои яйца в гнёзда других птиц?

(Кукушка.)

Стоит ли в жару пить много воды?

(Чем больше пьёшь, тем больше потеешь. Тем больше организму требуется восстановить солевой баланс – человека мучает жажда. Чтобы избежать этого, достаточно съесть с утра кусочек хлеба, посыпанный солью.)

Что означает слово «Помидор»?

(Золотое яблоко.)

Кто привёз в Россию картофель?

(Пётр 1.) 

 

Интеллектуально – познавательный блиц -турнир

«Эрудит»

 

         Условия проведения турнира:   

                   Интеллектуально – познавательный блиц турнир «Эрудит» проводится в 4 тура. Обучающиеся объединения или участники летнего лагеря, похода, экспедиции делятся на группы, каждая из которых, присваивает себе какое либо название. Ведущий турнира (педагог) зачитывает вопросы с возможными ответами и требует быстрого ответа на вопрос. Помощник ведущего (арбитр) засчитывает 1 балл за каждый вопрос той команде, которая быстрее и правильно ответила на заданный вопрос. Задача помощника ведущего (арбитра) правильно определить, какая команда раньше других и правильно ответила на вопрос. Если на вопрос не ответила ни одна команда, ведущий сам объявляет ответ. В этом случае балл не присуждается не кому. Для подсчета правильных ответов и количества баллов используется таблица (прилагается). По итогам каждого тура баллы суммируются.  Выигрывает та команда, которая наберет большее количество баллов за все четыре тура.

         Победившая команда получает моральное  поощрение от ведущего, а при возможности какой либо приз.

Проведение  блиц турнира не требует особой подготовки от педагога и проводится во время перерыва между какими либо продолжительными занятиями в удобное для этого время. Игровая форма занятия позволяет проводить занятие в виде активного отдыха.

В материале использованы некоторые вопросы, которые вызовут затруднения у обучающихся. Однако из слов ведущего они узнают ответы на них, в этом также заключается познавательный момент мероприятия.

1 ТУР

«За синей птицей».

  1. Назовите самую крупную птицу нашей местности.
    • Беркут
    • Лебедь
    • Белолобый гусь
    • Дрофа
  1. Назовите самую маленькую птицу нашей местности.
  • Крапивник
  • Длиннохвостая синица
  • Зяблик
  • Королек

3. Какой из куликов имеет самые длинные ноги (по отношении к                      телу)?

  • Большой улит
  • Шилоклювка
  • Ходулочник (Свое название получил за длинные ноги)
  • Поручейник

4. Какая из птиц считается лесной?

  • Серая куропатка 
  • Рябчик
  • Пустельга
  • Перепел

5. Какая из птиц строит свое гнездо в норе?

  • Каменушка
  • Песчанка
  • Курганник
  • Утка – Огарь

6. Какое слово входит в название журавлей, гнездящихся в  нашей       местности?

  • Белый
  • Серый (В нашей области гнездится только серый журавль)
  • Черный
  • Красивый

7. Пение какой птицы наиболее неблагозвучно?

  • Пересмешка
  • Бормотушка
  • Кваква   (Издает неприятные звуки наподобие кваканья)
  • Варакушка

8. Какая из птиц не является ярко – выраженным рыболовом?

  •  Пеликан
  •  Орлан – белохвост
  •  Лебедь
  •  Зимородок

9. Какая из птиц не является соколом?

  •  Стервятник
  •  Балобан
  •  Кречет
  •  Сапсан
  1. Какая из птиц не вошла в «Красную книгу России»?
    • Орел могильник
    • Беркут
    • Орел  карлик
    • Степной орел
  1. Какая из птиц является исчезающей в нашей области?
  • Стрепет (Занесен в Красные Книги России и области)
  • Скворец
  • Ушастая сова
  • Серая цапля

 

12. Какая из этих синих птиц  не относится к семейству дроздовых?

  • Синий каменный дрозд
  • Синяя птица
  • Синьга         (Водоплавающая птица)
  • Синий соловей

Дополнительные вопросы (задаются в случае если две и более команды имеют одинаковое количество правильных ответов).

 А.  В крыле одной из птиц, обитающей и в нашей местности имеется перо, которое любят использовать художники для изготовления кистей, с помощью которых  ими наносятся наиболее тонкие мазки на картины. Назовите эту птицу.

  •    Лебедь
  •    Удод
  •    Пуночка
  •    Вальдшнеп       (Лесной кулик)

Б.  Птица имеет свое название, но иногда ее называют барашком из - за звуков, которые она издает в брачный период. Назовите правильное ее название.

  • Лесной конек
  • Бекас    (В брачный период бекасы поднимаются высоко и резко падают вниз, раскрыв крылья. При вибрации оперения крыла издаются звуки, напоминающие блеяние барашка. Вот за это птицу в этот период называют барашком)
  • Пастушок водяной
  • Погоныш

В.   Кто из них живет на «птичьих базарах» Севера?

  •     Турач
  •     Тулес
  •     Тупик
  •     Турухтан

2 ТУР

«Следопыт»

  1. Назовите самое крупное млекопитающее наших лесов.
  •     Кабан   
  •     Благородный олень
  •     Медведь
  •     Лось
  1. Какое из этих мелких млекопитающих имеет пушистый как у белки  хвост?
  •     Землеройка
  •     Бурозубка
  •     Соня    (В нашей области встречаются орешниковая и лесная  сони)
  •     Полевая мышь

3.  Какое из перечисленных ниже водных животных нашей местности       встречается реже других.

  •     Выдра    (Очень редкая в нашей области, занесена в Красную книгу области)
  •     Норка
  •     Бобр
  •     Водяная полевка
  1. У этого зверя при передвижении отпечатки задних лап на следу оказываются впереди. Кто он?
  •    Заяц
  •    Суслик
  •    Ласка
  •    Барсук
  1. Как мы уже выяснили, самым крупным животным нашей местности является лось. В какое время года он бывает опасным для человека и почему?
  • Весной
  • Зимой
  • Осенью      (В брачный период, т.е. в период гона быки становятся   опасными).
  • Летом

6.  Какое из этих животных не бросается на человека в случае изъятия из логова  последним его детенышей?

  • Кабан
  • Волк   (У волков сильно развито чувство самосохранения)
  • Медведь
  • Рысь
  1. Какой из этих пушных зверей является акклиматизантом?
  • Куница лесная
  • Сурок байбак
  • Ондатра      (Завезена из Северной Америки)
  • Хорь степной
  1. В суровые многоснежные зимы многие копытные гибнут от недостатка кормов. Какое из перечисленных млекопитающих легче других переносит суровые зимы?
  • Благородный олень
  • Косуля
  • Кабан
  • Лось     (В зимний период питается грубыми веточными кормами, что позволяет ему пережить любые зимы. Наиболее предпочитает зимой кору  осины, рябины, побеги бересклета, кору ивы, кору и молодые побеги сосны).
  1. Млекопитающие какого семейства из отряда хищных являются переносчиками опасной болезни - бешенства?
  • Семейства медвежьи
  • Семейства собачьих    (Чаще всего лисы и волки)
  • Семейства куньих
  • Семейства кошачьих
  1.  Кто из них является самым грозным врагом мышей в природе?
  •   Лисица
  •   Хорь
  •  Ласка   (Узкое и удлиненное тело ласки позволяет проникать ей в норы     мышей и добывать их)
  •  Норка
  1. Как среди птиц, так и среди млекопитающих есть искусные рыболовы. Назовите одного из ни них?
  • Норка европейская
  • Ондатра
  • Бобр
  • Выдра      (Рыба в рационе выдры занимает ведущее место).

12.  Какие угодья предпочитает енотовидная собака для своего обитания?

  •  Угодья зоны тундры
  •  Угодья зоны степей
  •  Водно-болотные угодья         (Предпочитает заросшие кустарником, камышом и тростником вводно-болотные угодья)
  • Угодья полупустынной зоны

Дополнительные вопросы (задаются в случае если две и более команды имеют одинаковое количество правильных ответов).

А. Кто из этих зверей любит устраивать гнездо для выведения потомства в дуплах старых деревьев?

  •   Норка
  •   Куница
  •   Горностай
  •   Енотовидная собака

Б. Что устраивают кабаны для выведения потомства?

  •   Берлогу
  •   Гнездо
  •   Нору
  •   Дупло

В. Какие животные, обитающие в нашей местности больше других изменяют природные условия для улучшения условий своего существования?

  • Хомяки
  • Кроты
  • Барсуки
  • Бобры     (Создают плотины на ручьях, чем изменяют микроландшафт местности).

3 ТУР

«Ботаник»

1. Назовите дерево, произрастающее в нашей местности, у которого самая твердая древесина?

  • Береза
  • Липа
  • Дуб
  • Сосна

2. Какое из перечисленных растений относится к первоцветам?

  • Горец птичий
  • Гусиный лук
  • Щавель конский
  • Рябчик русский

3. Из древесины какого дерева делают матрешки?

  • Ива
  • Береза
  • Вяз
  • Липа   (Мягкая древесина липы хорошо поддается обработке).

4. Какое из перечисленных растений является лекарственным?

  • Гвоздика травянка
  • Девясил (придает девять сил)
  • Ветреница лютиковая
  • Купальница европейская
  1. Деревья какой породы составляют лес под названием «Бор»?
  • Дуб
  • Ясень
  • Сосна
  • Клен

7. Какое травянистое растение делает молоко горьким при поедании его коровой?

  • Одуванчик
  • Пырей ползучий
  • Клевер луговой
  • Щавель конский

8. Какое из этих растений является хищником?

  • Шиповник
  • Крапива
  • Росянка
  • Бузина

9. Назовите самое толстое дерево земного шара?

  • Кедр ливанский
  • Сосна Веймутова
  • Дуб черешчатый
  • Баобаб

10. Какое из перечисленных растений быстрее всех растет?

  • Эвкалипт
  • Баобаб
  • Секвойя
  • Бамбук

11. Какая особо охраняемая территория предусматривает наиболее строгий режим охраны растительных сообществ?

  • Памятник природы
  • Заповедник
  • Заказник
  • Национальный парк

12. Какое из перечисленных деревьев дало название грибу?

  • Осина (Подосиновик).
  • Липа
  • Клен
  • Ольха

Дополнительные вопросы (задаются в случае если две и более команды имеют одинаковое количество правильных ответов).

А. Из жердей какой породы деревьев изготавливаются оглобли для саней и телег в средней полосе России.

  • Клен
  • Береза (Имеет наиболее крепкую на излом и упругую древесину).
  • Вяз
  • Ольха

Б. Из сока какого дерева раньше делали квас и другие прохладительные напитки?

  • Осина
  • Черемуха
  • Клен
  • Ольха

В. Какое из этих растений самое высокое в мире?

  • Эвкалипт (Высота его достигает 150 метров)
  • Баобаб
  • Секвойя
  • Бамбук

4 ТУР

«Грибник»

 

1. Сколько видов грибов населяет нашу планету?

  • Около 50 тысяч видов
  • Около 100 тысяч видов
  • Около 150 тысяч видов
  • Около 200 тысяч видов
  1. Этот гриб встречается очень редко везде, плодовое тело появляется на свет не каждый год, занесен в Красную Книгу России, а похож он на шапку - папаху жителей кавказских гор. Назовите его.
  • Головач гигантский
  • Колпак кольчатый
  • Гриб баран
  • Трутовик овечий

3. Какой из этих грибов съедобен?

  • Мутинус собачий
  • Мухомор вонючий
  • Навозник серый    (Съедобен в молодом возрасте)
  • Сыроежка едкая

4. Какой из трутовиков является съедобным?

  • Трутовик ложный
  • Трутовик серно-желтый
  • Трутовик березовый
  • Трутовик горбатый

5.  Какой из перечисленных ниже грибов относится к пластинчатым?

  • Моховик зеленый
  • Подберезовик обыкновенный
  • Сморчок конический
  • Зеленушка

6.  Назовите самый ядовитый гриб нашей местности?

  • Мухомор красный    (Ядовитый гриб)
  • Бледная поганка     (Смертельно ядовитый гриб)
  • Желчный гриб           (Не съедобный)
  • Сатанинский гриб     (Съедобность спорна)

7.  Какой тип взаимоотношений устанавливается между березой и подберезовиком?

  • Паразитизм
  • Сапрофитизм
  • Симбиоз
  • Никакой

8. Какова средняя продолжительность жизни плодового тела подберезовика?

  • 10 дней
  • 20 дней
  • 30 дней
  • 40 дней

9.  В каком лесу растут боровики?

  • Березовом
  • Дубовом
  • Сосновом
  • Осиновом

10.  Грибные нити называются Гифами, а их совокупность – мицелием. Какова совокупная максимальная скорость наращивания мицелия за сутки?

  • Более 1 метра
  • Более 10 метров
  • Более 100 метров
  • Более 1 километра

11.  Какой из этих грибов имеет многолетнее плодовое тело?

  • Трутовик настоящий
  • Трутовик изменчивый
  • Трутовик овечий
  • Трутовик березовый

12.   Какой из ниже перечисленных грибов выращивается в культуре для потребления в пищу?

  • Рядовка белая
  • Вешенка
  • Гриб – зонтик большой
  • Дождевик съедобный

Дополнительные вопросы (задаются в случае если две и более команды имеют одинаковое количество правильных ответов).

А. Наличие какого вещества делает мухомор  красный ядовитым грибом?

  • Эфедрин    (Обнаружен в растении «эфедра»)
  • Папаверин    (Обнаружен в маке)
  • Мускарин    (Обнаружен в мухоморе красном)
  • Эхинопсин   (Обнаружен в растении «мордовник»)

Б.  У шляпочных грибов с нижней стороны шляпки располагается  гименофор,  т.е. поверхность, на которой развиваются спорообразующие клетки. С помощью гименофора можно, например, отличить гриб лисичку настоящую от гриба лисички ложной.

 Какой тип гименофора имеет гриб лисичка настоящая?

  • Трубчатый
  • Пластинчатый
  • Игольчатый
  • Складчатый (У лисички ложной пластинчатый).

В. С каким из перечисленных ниже грибов нельзя спутать бледную поганку?

  • Гриб – зонтик пестрый    (Этот гриб сильно отличается от бледной поганки)
  • Шампиньон
  • Сыроежка зеленая
  • Зеленушка

 

Ко м а н д а №________

 

1 тур

«За синей птицей»

Количество верных ответов

Всего

баллов

Количество неверных ответов

Всего

 

 

 

 

 

 

 

2 ТУР

«Следопыт»

Количество верных ответов

Всего

баллов

Количество неверных ответов

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ТУР

«Ботаник»

Количество верных ответов

Всего

баллов

Количество неверных ответов

Всего

 

 

 

 

 

 

 

4 ТУР

«Грибник»

Количество верных ответов

Всего

баллов

Количество неверных ответов

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО баллов:

 

ИТОГО неверных

ответов:

 

 

                                               

День индейцев

Цель игры: как можно быстрее и как можно правильнее всей командой пройти все творческие конкурсы и набрать максимальное количество баллов.

Ход игры: команды выполняя задания, получают кусочек зашифрованного письма. Побеждает та команда, которая быстрее соберёт и расшифрует письмо.

 Примерные творческие конкурсы для игры:

 

  1. Танец огня (ритуальный танец)
  2. Шум ветра (музыкальный конкурс: сыграть мелодию используя подручные средства)
  3. Зоркий глаз (даётся тетива, команда должна изготовить лук и стрелы и попасть в цель)
  4. Дух дружбы (члены команды должны удержать на весы лёгкое пёрышко, дуя на него)
  5. Весёлый вигвам (команда должна построить из подручного материала индейское жилище и всей командой в него поместиться)
  6. Огненный змей (разжечь костёр с минимальным использованием спичек и пережечь контрольную нитку)
  7. «Змеиная тропа»Для работы необходимы две лавочки, между которыми натянута веревка. Задача игроков – проползти под веревкой, не задев ее. Сколько человек проползет под веревкой – столько баллов.

 

 

Флористическая викторина

«Занимательная ботаника»

 

I тип задания:  «Тест»

Из предложенной информации по каждому вопросу выберите одно буквенное обозначение, после которого даны правильные ответы.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. К вегетативным органам растения относятся:

а) побег и корень;

б) побег и плод;

в) цветок и плод.

  1. Плоды стручки образуются у:

а) гороха, фасоли;

б) гороха, фасоли, капусты, сурепки;

в) капусты, сурепки.

  1. Плоды ягоды образуются у:

а) томата, картофеля, винограда, черники;

б) земляники, клубники, малины;

в) сливы, вишни, абрикоса.

  1. Надземная часть осенью не отмирает:

а) у ландыша;

б) у крапивы;

в) у земляники.

  1. Пластиды в растительных клетках бывают:

а) синими, фиолетовыми, малиновыми;

б) зелёными, жёлтыми, оранжевыми, бесцветными;

в) как в «а» и в «б».

  1. Сложные листья на общем черешке могут иметь:

а) не более 7-8 листочков;

б) от 3 и более листочков;

в) от 5 до 8-9 листочков.

  1. Листовая пластинка у теневого листа:

а) толще, чем у светового;

б) тоньше, чем у светового;

в) не отличается по толщине от светового листа.

  1. Сложные процессы, протекающие в зелёных клетках растения, приводят к образованию:

а) сахара, который затем превращается в крахмал;

б) крахмала, который затем превращается в сахар;

в) крахмала или сахара.

  1. Околоцветник называют двойным, если в нём:

а) лепестки располагаются в два ряда;

б) лепестки и чашелистики располагаются по двум кругам;

в) имеются чашечка и венчик;

г) чашечка зелёная, а венчик белый.

  1. Однодомными называют растения, у которых:

а) цветки обоеполые;

б) цветки раздельнополые и находятся они на одном растении;

в) цветки раздельнополые: на одних растениях находятся пестичные цветки, а на других - тычиночные.

11. Деревья и кустарники обычно зацветают, когда:

а) на них распускаются листья;

б) листьев на них ещё нет;

в) все растения «одеты» листвой.

12. Папоротники (щитовник, орляк, лиственник) имеют:

а) листья, корневища, ризоиды;

б) надземный побег, корневище, корни, ризоиды;

в) листья, корневище, корни.

13. Появление хвощей на лугах и полях свидетельствует о том, что:

а) почва кислая, и в неё нужно вносить известь;

б) почва щелочная,  и в неё нужно вносить гипс;

в) почва нейтральная – не кислая и не щелочная.

14. К отделу голосеменных относятся растения:

а) имеющие цветки, но не образующие плодов;

б) не имеющие цветков, но образующие семена из семяпочек;

в) размножающиеся спорами, которые образуются в молодых шишках.

15. Кукуруза относится к растениям:

а) однодомным;

б) двудомным;

в) ни к тем, ни к другим: у неё цветки двуполые.

Смотреть работу полностью