Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Дополнительная  программа «Сказочный мир « Модульное оригами»

Дополнительная  программа

«Сказочный мир « Модульное оригами»

Составила: Учитель-логопед: Иванова  М.В.                                            

                                                                                                                                       

п.Подюга                 

 2018 г.

                          

Оглавление.                                         

1.Введение ……………………………………………………………………………………………….….  2-4

2.Пояснительная записка…………………………………………………………………………….. 5-6

3.Тематическое планирование……………………………………………………………………..7-14

4.Способы проверки эффективности программы………………………………………15-18

5.Список используемой литературы…………………………………………………………..19-20 

Введение.

Оригами - японское искусство складывания бумаги. Оно привлекает внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики рук. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.

 Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН (Е.И. Исенина, М.М. Кольцова) была подтверждена связь речевой и пальцевой моторики [9.с.97]. Они обратили внимание на то, что мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга, стимулом развития интеллектуальной деятельности речи, является тренировка тонких движений пальцев. В двигательной области коры головного мозга проекция кисти огромна по отношению к проекции других частей тела. Она занимает треть всей площади. Рука, по словам великого немецкого мыслителя И. Канта, является как бы выведшим наружу головным мозгом.

М.М. Кольцова доказала, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук», кроме того, «влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области»[9,с.37].

 Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки») приводит в гармоничные отношения  тела и разума, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного  на печень и почки, мизинец – на сердце.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Пальцевая моторика неразрывно связана с общей. Это подтвердили исследования многих крупнейших учёных, таких как А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, И.П. Павлова. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями, навыками развивается координация движения. Формирование движений происходит при участии речи. Разработка тонких точных движений необходима ребёнку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развиты память и внимание, связная речь, они легче и быстрее овладевают навыками письма.

Мы коснулись влияния мелкой моторики на формирование устной речи и функции ВНД. Однако уровень сформированности этой значительной сферы влияет на формирование у детей письменной речи и подготовки руки к письму.В работах М.М. Безруких, Л.А.Левиной, Л.П. Уфимцевой  и других отмечено, что несформированность мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте может быть основой трудностей обучения письму.

Техника письма требует  слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Будущая успеваемость в школе определяется уровнем развития мелкой моторики рук. Формирование тонких движений рук способствует формированию предметного  мышления (через манипуляторные действия с предметами), развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка, формированию пространственных представлений, повышается мотивация, проявляется осмысленность и целенаправленность при выполнении заданий [5,с.53].

Таким образом, обобщая вышесказанное,  можно сделать следующий вывод: развитие мелкой моторики рук имеет огромное значение в плане повышения функциональной активности головного мозга и внутренних органов, развития общей моторики и речи, психических процессов, в овладении техникой письма у детей, воспитании усидчивости и силы воли.

Пояснительная записка.

Главная цель дополнительной программы «Сказочный мир «Модульное оригами»»:  развитие мелкой моторики пальцев рук.

Конкретным содержанием работы в данном направлении является японское искусство складывания бумаги.

На занятиях решаются конкретные задачи:

Обучающие:

1) обучение основным базовым формам, необходимым для складывания бумаги;

2) овладение умениями и навыками работы с бумагой и ножницами;

3)овладение  математическими представлениями;

Развивающие:

 1) развитие мелкой моторики пальцев рук;

2) развитие объема, устойчивости внимания; памяти; мыслительных процессов;

3)повышение самооценки, уверенности в себе;

4)развитие зрительно-пространственной ориентировки;

Воспитательные:

1)воспитание усидчивости, ответственности, аккуратности;

2) воспитание бережного отношения к предметам и материалу ( бумаге).

В работе с детьми  используются следующие методы:

- пальчиковая гимнастика;

-психогимнастика;

-беседа, вопросы;

-отгадывание загадок;

-чтение потешек, пословиц, поговорок, стихотворений;

-дыхательные и двигательные упражнения;

-обыгрывание сказок;

Предлагаемая программа предназначена для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста, рассчитанная на 6 месяцев, 1раз в неделю, в утреннее время. Длительность каждой встречи 30-35 минут.

Форма работы – групповая.

Каждое занятие включает в себя 3 этапа: Вступление, предусматривающее создание настроя на работу.

  1. Основная часть, состоящая из знакомства техникой выполнения фигурки, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики с использованием потешек, пословиц, поговорок; самостоятельного складывания фигурки по рисунку.
  2. Заключение (подведение итогов), включающее в себя выставку работ занятия.
  3. Обычный цикл занятий рассчитан на 30 часов.
  4. Сценарии занятий составлены  с учетом постепенного усложнения: начиная с очень простых приемов складывания. Подбор фигурок ориентирован на жизненный опыт детей, их знания о явлениях и предметах окружающего мира и соответствует календарным праздникам и событиям.

2. Тематический план занятий.

Тема

Содержание

Кол-во часов

Формы работы

Методическое обеспечение

1.Способы приготовления базовой формы – заготовки модуля

Обучение способам приготовления прямоугольников 7Х4

Базовые формы «Книжка», «Шкаф»,

2 часа

Беседа, вопрос, упражнение

Развернутый материал показа заготовки-модуля; материал для складывания, необходимый каждому ребенку.

2.Лебедь радужный

Показ последовательности выполнения  радужного лебедя.

Оценка результатов.

1 час

Беседа, вопрос, упражнение

Образец лебедя; модули  136 розовых, 90 оранжевых, 60 желтых, 78 зеленых, 39 голубых, 36 синих, 19 фиолетовых, 1 красный.

3.Павлин

Показ последовательности выполнения павлина.

Складывание павлина.

Оценка результатов.

1 час

Беседа, вопрос, упражнение

Образец павлина,  модули зеленого цвета 48, желтого, красного цветов.

4.Зайка- модница

Отгадывание загадки.

Показ последовательности выполнения зайчика.

Складывание зайчика. Оформление.

Оценка результатов.

1 час

Беседа, вопрос, упражнение, гимнастика для глаз

Образец зайчика модули белого цвета 402 и 120 цветных, клей, карандаши, фломастеры.

5.Совенок

Показ последовательности выполнения совенка.

Складывание совенка.

Оценка результатов.

 Выставка работ.

1 час

Беседа, загадка, вопрос, упражнение, гимнастика для глаз.

Образец совенка, модули желтого и фиолетового цвета, клей.

6. Кошечка

Отгадывание загадки.

Показ последовательности выполнения кошечки.

Складывание кошечки. Оформление кошки мелкими деталями.

Оценка результатов.

1 час

Беседа, вопрос, упражнение, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, пояснения.

Образец кошки, модули белого, фиолетового цвета, проволока, клей.   

7.Пингвин

Показ последовательности выполнения пингвина.

Складывание пингвина. Оформление мелкими деталями.

Оценка результатов. Выставка работ детей.

1 час

Беседа, вопрос, упражнение, гимнастика для глаз, использование потешек.

Образец пингвина, модули белого, черного цвета, фломастеры.

8.Снеговик

Отгадывание загадки.

Показ последовательности выполнения снеговика.

Складывание снеговика и выполнение мелких деталей: носа, пуговиц, рта, глаз, бровей.

Оценка результатов. Выставка работ детей.

1 час

Беседа, вопрос, упражнение, гимнастика для глаз, использование потешек.

Образец снеговика, модули белого 946, 176 цветных модулей: зеленого и желтого цвета, клей, веточки.

9.Дед Мороз

Отгадывание загадки.

Показ последовательности выполнения Деда Мороза.

Складывание деда Мороза. Оформление мелких деталей: бровей, носа, глаз.

Оценка результатов.

1 час

Беседа, вопрос, упражнение, гимнастика для глаз

Образец Деда Мороза,  модули белого, красного и голубого цвета, клей, фломастеры.

10.Снежинки

Отгадывание загадки.

Показ последовательности выполнения крокодила.

Складывание снежинки.

Оценка результатов.

1 час

Беседа, вопрос, упражнение, гимнастика для глаз

Образец снежинки, модули белого цвета, клей.

11-13.Елочка

Отгадывание загадки.

Показ последовательности выполнения елки.

Складывание елки.

Надевание на деревянную шпажку рядов елки.

Оценка результатов.

3 часа

Беседа, вопрос, упражнение, гимнастика для глаз, пояснения.

Образец  елки, модули зеленого и салатового цвета, деревянная шпажка, резинка.

14.Ваза

Показ последовательности выполнения вазы.

Складывание вазы.

Оценка результатов.

 

1 час

Беседа, вопрос, упражнение, гимнастика для глаз.

Образец вазы, модули зеленого, белого, желтого цвета, клей.

15.Ваза

Показ последовательности выполнения вазы.

Складывание вазы.

Оценка результатов.

1 час

Беседа, вопрос, упражнение, гимнастика для глаз, пояснения, пальчиковая гимнастика.

Образец вазы, модули синего, розового и белого цвета. 

16-17. Кактусы с желтыми цветами.

Показ последовательности выполнения горшочка, кактуса, цветов.

Складывание кактуса, горшочка, желтых цветов.

Оценка результатов. Выставка работ детей.

2 часа

Беседа, вопрос, упражнение, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.

Образец кактуса в горшочке с цветами, 160 модулей зеленого цвета, для горшочка  понадобятся красные и серые модули.

18-19.Кактусы с оранжевыми цветами.

Показ последовательности выполнения горшочка, кактуса, цветов.

Складывание кактуса, горшочка, цветов.

Оценка результатов.

2 часа

Беседа, вопрос, упражнение, гимнастика для глаз

Образец кактуса, для горшочка понадобятся синие и желтые модули, для цветка оранжевые модули.

20-22.Торт с розами

Показ последовательности выполнения торта.

Складывание торта. Оформление – розочки, листочки, тарелочка.

Оценка результатов.

3 часа

Беседа, вопрос, упражнение, гимнастика для глаз, потешки.

Образец торта, 175 белых и 7 зеленых модулей ¼, 166 белых и 14 зеленых 1/8, 14 белых и 14 зеленых 1/16, 7 белых и 7 зеленых 1/32; для розочек 27 розовых, 27 желтых, 9 красных и 16 зеленых, для тарелочки 130 модулей; клей.

23.Пасхальные яйца.

Отгадывание загадки.

Показ последовательности выполнения яйца.

Складывание яйца.

Оценка результатов.

1 час

Беседа, вопрос, упражнение, гимнастика для глаз.

Образец пасхальных яиц, модули разных цветов, клей.

24.Тюльпаны

Отгадывание загадки.

Показ последовательности выполнения тюльпанов.

Складывание тюльпана.

Оценка результатов.

1 час

Беседа, вопрос, упражнение, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.

Образец тюльпана,  105 модулей для цветка  зеленая бумага для листьев,резинка, соломинка для коктейля, клей.

25. Мухомор

Отгадывание загадки.

Показ последовательности выполнения мухомора.

Складывание мухомора. Оформление подставки для гриба.

Оценка результатов.

1 час

Беседа, вопрос, упражнение, гимнастика для глаз.

Образец мухомора, модули белого и красного цветов, клей, для травки модули зеленого цвета.

26. Ананас

Отгадывание загадки.

Показ последовательности выполнения ананаса.

Складывание

Оценка результатов.

 

 

1 час

Беседа, вопрос, упражнение, гимнастика для глаз.

Образец ананаса, 231 модуль оранжевого цвета, для листиков- 50 модулей зеленого цвета.

27-29. Кораблик удачи.

Отгадывание загадки.

Показ последовательности выполнения кораблика.

Оценка результатов.

3 часа

Беседа, вопрос, упражнение, гимнастика для глаз.

Образец кораблика, модули разных цветов, картон, деревянная шпажка, клей, для паруса 252 модуля.

30.Бабочка

Отгадывание загадки.

Показ последовательности выполнения бабочки.

Оформление бабочки.

Оценка результатов.

1 час

Беседа, вопрос, упражнение, гимнастика для глаз.

Образец бабочки; модули разных цветов, клей.

31. Сердечко

Отгадывание загадки.

Показ последовательности выполнения сердечка.

Складывание сердечка и подставки.

Оценка результатов.

1 час

Беседа, вопрос, упражнение, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.

Образец сердечка,  40   красных модулей, 60 оранжевых модулей, зубочистка.

32. Клубничка

Отгадывание загадки.

Показ последовательности выполнения клубнички.

Складывание клубнички. Оформление.

Оценка результатов.

1 час

Беседа, вопрос, упражнение, гимнастика для глаз

Образец клубнички, 59 красных модулей и для листьев 7 зеленых модулей.

33.Выставка работ детей.

Выставка работ

1 час

 

Поделки

« Модульное «оригами»»  детей

 

                  Итого:

33  часа

 

 

 

По завершению программы «Сказочный мир « Модульное оригами»» дети школьного возраста овладевают  умениями и навыками:

1)основами техниками складывания бумаги - условными терминами и знаками, принятыми в «оригами» приемами  работы с бумагой;

2)способами получения базовых форм: «Книжка», «Шкаф», «Косынка», «Мороженое», «Блинчик», «Конфетка»;

3) складыванием классических моделей;

Складывая фигурки из бумаги, у школьников лучше закрепляется материал занятий по развитию речи,  математические представления, ориентировка на листе бумаги и в пространстве.

Занятия оригами способствуют развитию у школьников мелкой моторики рук, психических процессов (внимания, памяти, мышления);

повышению самооценки и уверенности в себе.

   Способы проверки эффективности программы.

С целью проверки эффективности программы «Сказочный мир оригами» используются методики: «Проба Н.И. Озерецкого»,«Перебор пальцами», «Графические пробы». С целью изучения особенностей и выявления уровня развития реципрокной координации движений рук детей старшего дошкольного возраста используется  «Проба Озерецкого». С целью изучения особенностей динамической организации двигательного акта используется методика «Перебор пальцами». С целью выявления уровней развития функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации используется методика «Графические пробы».  

Представим краткое описание указанных методик.

                                          1) Проба Озерецкого

Цель: выявление особенностей и уровня развития реципрокной координации движений.

Инструкция к проведению:

Одновременное и поочерёдное сжимание и разжимание пальцев рук. Вначале экспериментатор показывает, как следует производить движения руками. Если ребёнок не может повторить движения, повторный показ сопровождается инструкцией: «Положи обе руки на стол вот так. Одну руку сожми в кулак, а другая пусть пока лежит ладошкой на столе. Теперь наоборот – вот так. Продолжай движения вместе со мной.

Критерии оценки результатов:

5 баллов – задание выполняется правильно, в предложенном темпе;

4 балла – задание выполняется правильно, автоматизировано, но в медленном темпе;

3 балла – в начале задание выполняется правильно, но вскоре возникает дезавтоматизация движения (явления истощения);

2 балла – с самого начала выполнения задания движения не автоматизированные, выраженные явления дискоординации приводят к распаду формулы движения;

1 балл – задания не выполняется из-за выраженной персевераторности движений.

Мы предполагаем, что 1 группа с предложенным заданием  справится  правильно в предложенном темпе, автоматизировано. 2(КГ) и 3(ЭГ) группе предположительно потребуется повторный показ, сопровожденный речевой инструкцией, возможно возникновение явления истощения и медленный темп выполнения одновременных и поочередных сжиманий и разжиманий пальцев рук.

2) «Перебор пальцами»

Цель: выявление особенностей динамической организации двигательного акта.

Инструкция к проведению

Ребёнку предлагается поочерёдно прикоснуться большим пальцем к II, III, IV, V пальцу этой же руки. Такая серия движений должна производиться одновременно обеими руками. Задание следует выполнять сначала в медленном темпе (2-3 серии движений за 5 секунд), а потом в максимально быстром темпе (5-7 серий движений за 5 секунд). При затруднениях вводится игровой компонент и речевые команды: «Пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальцем – 1,2,3,4 или «Ты командир, а твои пальчики – солдаты, командуй: 1,2,3,4».

Критерии оценки результатов:

5 баллов – задание выполняется правильно, в заданном темпе;

4 баллов – выполняется правильно, но в замедленном темпе;

3 балла – в начале задания выполняется правильно, затем возникает дезавтоматизация движения (явление истощения);

2  балла – при выполнении задания теряется формула движения (явления персевераторности на истощение);

1 балл – задание не выполняется, формула движения не усваивается.

Мы предполагаем, что дети 1 группы  одновременные движения обеими руками выполнят правильно в заданном темпе. У детей 2(КГ) и 3(ЭГ) группы, возможно, возникнут трудности при выполнении движений одновременно обеими руками: медленный темп выполнения заданий, дезавтоматизация движения, потребуется введение игрового компонента и речевых команд.

 3) «Графические пробы»

Цель: выявление уровня развития функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации.

Инструкция к проведению

Ребёнок должен,  не отрывая карандаш от бумаги, воспроизвести графические ряды из одного или двух сменяющихся звеньев: «цепочки» -

                    , «заборчика»                                                     .

Задания предлагаются по наглядному образцу вначале, а затем по речевой инструкции (                             )» Рисуй и подсказывай себе: башня – крыша – башня – крыша».

Критерии оценки результатов:

5 баллов – задание выполняется правильно, самостоятельно;

4 балла – задание выполняется правильно, но в конце графического ряда происходит замедление движения, отрыв карандаша от бумаги;

3 балла – при выполнении задания сохраняется топологическая схема движения, появляются микро и макрографии;

2 балла – в конце графического ряда утрачивается топологическая схема движения;

1 балл – с самого начала выполнения задания топологическая схема движения не усваивается.

Исходя из критериев оценок результатов вышеописанных  методик,  мы считаем приемлемым условное разделение на три уровня сформированности мелкой моторики рук, которое будет удобным в дальнейшем нам  для обработки результатов: 

1-й уровень (высокий) – от 13 до 15 баллов;

2-й уровень (средний) – от 9 до 12 баллов;

3-й уровень (низкий) – от 8 баллов и ниже.