Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебный завиток"

Структурное подразделение "Центр дополнительного образования" муниципального общеобразовательного учреждения "Шипицынская средняя общеобразовательная школа"

 

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный завиток»

 

Педагог дополнительного образования

Ревякина Ольга Евгеньевна

 

 

Пояснительная   записка.

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный завиток» - предназначена длядетей подготовительной группы, направленность - художественная, тип программы - модифицированная.

Предлагаемая программа является важным направлением в развитии и воспитании у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности, остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «Квиллинг». «Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Данная программа предназначена для обучения детей технике «Квиллинг», выполнению аппликаций, композиций из элементов квиллинга. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая её поразительные качества. Знакомятся с самыми простыми поделками и с приготовлениями более сложных, трудоемких интересных изделий.

   Актуальность программы заключается   в том, что ребёнок осваивая способы выполнения элементов из бумаги, развивая моторику руки, способствует интеллектуальному своему развитию. Это одно из  направлений в развитии  личности  ребенка - это возможность полнее реализовать себя, в  процессе занятий ребенок развивает интеллект, внимание, формируются определенные навыки, выявляются и развиваются склонности к творческой деятельности.

Целью программы: формирование и развитие творческих способностей детей через ознакомление с техникой «квиллинг»

 Отсюда вытекают следующие задачи:    

обучающие:

- познакомить с техникой «Квиллинг»;

- обучить приемам работы с бумагой в технике«Квиллинг»;

- научить пользоваться  инструментами и материалами;

-обучить выполнению элементов, поделок, композиций в технике «Квиллинг».

развивающие:

- развитие   памяти, пространственного воображения, мышления;

- развитие   устойчивого интереса к  творчеству;

- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;

- развитие мелкой моторики рук у детей

воспитательные:

- воспитать терпение, усидчивость, аккуратность, трудолюбие, доброжелательность; 

- привить интерес к работе с бумагой;

- сформировать культуру труда и трудовые навыки;                            

- воспитать  нравственные  человеческие качества  в каждом ребенке.

Обучаясь в кружке, дети   изучают технику «квиллинг» и её особенности.

Веськурс обучения рассчитан  на  1 год.  Возраст детей   с 6 -7 лет. 

Курс предусматривает обучение детей    творчеству, создает условия  для возможного более  широкого развития творческих способностей, творческой самореализации. Приобщение детей к творчеству, развивает познавательную и творческую активность, любознательность, любовь к творчеству, умение самостоятельно работать. В кружке создается такая атмосфера общения, которая оказывает благотворное воздействие на психику ребенка: нейтрализует агрессивные устремления, формирует коммуникативные навыки. Педагог помогает усваивать общепринятые нормы поведения обучающихся в группе, содействует формированию благоприятного психологического климата.

Форма и режим занятий.

Содержание курса раскрывается в формах учебной творческой деятельности: беседы, практические занятия.

Программа рассчитана на 72 часа в год, по 2 часа в неделю, занятия проводятся 1 раз в неделю. В конце 1-го полугодия проводится промежуточная аттестация, а в конце года – итоговая аттестация детей. Форма работы групповая, в группах по 12 человек.

Программа построена с учетом возрастных особенностей детей.

В результате обучения программы, обучающиеся приобретают следующие знания и умения:

Знает:- правила поведения в здании, технику безопасности на занятиях, охрану труда;

 - историю  возникновениятехнологии «квиллинг»;

 - виды и свойства бумаги;

- материалы и инструменты,используемые в технике квиллинг при работе с

бумагой;            

 - приёмы работы с бумагой в технике квиллинг;

- выполнение изделий, поделок, композиций в технике квиллинг;       

- выполняет несложные творческие задания.

Умеет: - организовать  рабочее  место;

             - соблюдать правила поведения на занятии;

             - работать с инструментами, различными материалами и приспособлениями;  

             - понимать схемы, эскизы;

             - выполнять поделки, композиции, изделия в технике «Квиллинг».

             - правильно  выполнять задание;

Знания  и  умения  по  годам  обучения:

К концу  1 года обучения:

  -  правила техники безопасности;

-  историю возникновения технологии квиллинга;

-  виды и свойства бумаги;                       

-  инструменты и материалы, приспособления для работы с бумагой;

-  технологические приёмы работы с бумагой;

-  выполнять поделки, изделия, композиции в технике «Квиллинг»;

-  аккуратно и самостоятельно выполнять творческие задания

Особое внимание уделяется технике безопасности и охране труда. 

          Контроль знаний, умений и навыков учащихся -  обязательное условие   результативности образовательного процесса: задания, опросы.

Виды контроля: текущий, промежуточный по окончании темы, четверти, итоговый контроль (конец  года).

Учебный план 1 года обучения

Наименование темы

Теорет.

часы

Практ.

часы

Всего

часов

1.

Вводное занятие, техника безопасности, охрана труда, организация рабочего места.

2

 

2

2.

Техника «Квиллинг»

2

2

4

3.

Конструирование

2

2

4

4.

Поделки с элементами квиллинга

2

24

26

5.

Композиции с элементами квиллинга

2

32

34

6.

Итоговое занятие. Итоговая аттестация детей.

 

2

2

 

Итого

10

62

72

Учебно – тематический план 1 года обучения

 п/п

занятия

 

Наименование разделов, тем

Всего

часов

Теория

Практика

 

 

1

Вводное занятие, техника безопасности, охрана труда, организация рабочего места.

2

2

 

1.

 

Техника «Квиллинг»

4

2

2

   1.1

2

История возникновения бумагокручения-квиллинга.

 

2

 

1.2

3

Материалы и инструменты для квиллинга.

 

 

2

2

 

.Конструирование

4

2

2

2.1

4

Разметка и вырезание полосок для квиллинга как основные правила работы

 

2

 

2.2

5

Основные элементы квиллинга: «Тугая и свободная спирали», «Глазик», «Капелька», «Сердечко».

 

 

2

3

 

Поделки с элементами квиллинга

26

2

24

3.1

6

Особенности выполнения поделок

 

2

 

3.2

7

Поделка « Солнышко» из элементов«Тугая спираль», «Капелька»

 

 

2

3.3

8

Поделка «Цветок» из элемента «Тугая спираль», «Глазик»

 

 

2

3.4

9-10

Поделка «Гусеница на листочке» из элементов«Тугая и свободная спира

 

 

4

3.5

11-14

Поделка «Снеговик» изэлемента «Тугая спираль»

 

 

8

3.6

15-18

Поделка «Новогодняя ёлка» из элементов«Глазик», «Капелька», «Тугая спираль».

 

 

8

4

 

Композиции с элементами квиллинга

34

2

32

4.1

19

Особенности составления композиций

 

2

 

4.2

20-24

Композиция «Кораблик на волнах»

 

 

10

4.3

25-29

Композиция «Весенняя фантазия»

 

 

10

4.4

30-35

Композиция «Жизнь в аквариуме»

 

 

12

5.

36

Итоговое занятие. Итоговая аттестация детей

2

 

2

 

 

Итого

72

10

62

 

Содержание программы 1 года  обучения

 

 

Тема

 

Содержание программы

1.

 

Вводное занятие.  Порядок и содержание  работы кружка. План на учебный год, расписание занятий. Организация рабочего места, материалы и инструменты. 

Теория: информацию о материалах, инструментах, оборудовании,  применяемых в мастерской; демонстрация наглядных пособий; инструктаж по технике безопасности; противопожарной безопасности; санитарии и гигиене.

2.

Техника «Квиллинг»

Теория: Знакомство с историей возникновения технологии бумагокручения-квиллинга, видами и свойствами бумаги.

Инструменты и материалы,используемые в технике «Квиллинг». 

Практика: Работа с образцами бумаги: определение видов и свойств бумаги.

3.

Конструирование

Теория: Знакомство с основными правилами работы: разметкой и вырезанием полосок для квиллинга. Основные элементы квиллинга: тугая и свободная спирали,  «капля», «глаз», «лепесток».

Практика: разметка и вырезание полосок для квиллинга.

Выполнение элементов квиллинга.

4

Поделки с элементами квиллинга

Теория: Знакомство с особенностями выполнения поделок с элементами квиллинга: «Солнышко», «Цветок», «Гусеница на листочке», «Снеговик», «Новогодняя ёлка».

Практика: изготовление поделок из элементовквиллинга

5

Композиции с элементами квиллинга

Теория: Знакомство с особенностями выполнения композиций с элементами квиллинга: «Кораблик на волнах», «Весенняя фантазия», «Жизнь в аквариуме».

Практика: выполнение композиций с элементами квиллинга

6.

Итоговое занятие. Итоговая аттестация детей

Предполагаемые результаты программы

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» 1 г. о.

Знания

Умения

Навыки

 

Знает:

-правила поведения, правила техники безопасности, правила организации рабочего места;

- инструменты и материалы, приспособления для работы с бумагой;

- основные технологические приёмы работы с бумагой;

- элементы квиллинга,

- технологию выполнения поделок, изделий и композиций в техникеквиллинг

- как пользоваться

 наглядными пособиями и раздаточным материалом.

Умеет:

- соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе с инструментами; правильно организовать своё рабочее место;

- правильно пользоваться инструментами  и материалами для работы с бумагой;

- выполнять четко основные приёмы работы с бумагой;

- выполнять элементы квиллинга; композиции, поделки, изделия

- подготовить свои работы к выставке.

Владеет:

- приёмами работы с инструментами и материалами;

- приёмами работы с бумагой;

- техникой выполнения элементов, композиций, изделий и поделок.

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся по программе

Программа «Волшебный завиток» позволяет развить индивидуальные творческие способности, приобщить детей к прикладному искусству, которое позволяет оказывать влияние на формирование их художественного вкуса и формирование знаний, умений и навыков.

Предметно-информационная составляющая (знания):

Учащиеся посещающие занятия кружка «Волшебный завиток» должны знать:

- историю возникновения технологии «квиллинг»;

- название и назначение инструментов и материалов, их использование и применение;

- технологические приёмы работы с бумагой;

- выполнение изделий, поделок, композиций.

Деятельностно-коммуникативная составляющая (умения):

Учащиеся посещающие занятия кружка «Волшебный завиток» должны уметь:

- работать с  материалами, инструментами и приспособлениями;

- анализировать процесс изготовления изделия и своевременно устранять

  недостатки эстетического и технологического характера;

- уметь согласно технологии выполнять работы, используя знания, умения и

  навыки, полученные по предмету специализации;

-самостоятельно создавать изделия, поделки, композиции в данной технике по

авторскому или готовому образцу.

Ценностно-ориентационная составляющая (ценности)

Приобщение детей к ручному труду,  способствует формированию чувства прекрасного, высокого эстетического вкуса, умения понимать, ценить то, что сделано своими руками.

Кружковые занятия помогут детям реализовать свои идеи, расширить свои возможности.

Работа с бумагой способствует развитию художественного вкуса, трудовой и творческой активности, усидчивости, коллективизма и взаимопомощи. Занятия по созданию изделий помогут ребёнку обрести уверенность в собственных силах, освоить необычную технологию и воспитать художественный вкус.

Методическое обеспечение программы

 «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК»

Раздел программы

Тема

программы

Формы

занятий

Приёмы, методы

обучения

 

Дидактический

материал

Формы

Подведения

итогов

Волшебный завиток

Техника «Квиллинг»

История возникнове

ниябумагокручения-квиллинга.

Учебные и

практические

занятия

инструктаж,

словесные,

наглядный,

объяснительно-

иллюстративный

частично-поисковые, дифференцированное обучение

 

наглядные

пособия,

раздаточный материал,

 

наблюдение,

собеседование.

 

 

Материалы и инструменты для квиллинга.

Учебные и

практические

занятия

словесные,

наглядный,

объяснительно-

иллюстративный

самостоятельная работа, дифференцированное обучение

наглядные

пособия,

раздаточный материал,

образцы

наблюдение,

собеседование,

творческая работа

 

 

Конструирование

Разметка и вырезание полосок для квиллинга как основные правила работы

Учебные и

практические

занятия

словесные,

наглядный,

объяснительно-

иллюстративный

самостоятельная работа,

дифференцированное обучение

наглядные

пособия,

раздаточный материал,

схемы,

образцы

наблюдение,

собеседование,

творческая работа

 

 

Основные элементы квиллинга: «Тугая и свободная спирали», «Глазик», «Капелька», «Сердечко».

Учебные и

практические

занятия

словесные,

наглядный,

объяснительно-

иллюстративный

самостоятельная работа, дифференцированное обучение

наглядные

пособия,

раздаточный материал,

схемы,

образцы

 

наблюдение,

собеседование,

творческая работа

 

 

Поделки с элементами квиллинга

Особенности выполнения поделок

 

 

 

 

Учебные и

практические

занятия

словесные,

наглядный,

объяснительно-

иллюстративный

самостоятельная работа, дифференцированное обучение

наглядные

пособия,

раздаточный материал,

схемы,

образцы

 

наблюдение,

собеседование,

творческая работа

выставка работ

 

 

Композиции с элементами квиллинга

Особенности составления композиций

   Учебные и

практические

занятия

словесные,

наглядный,

объяснительно-

иллюстративный

самостоятельная работа, дифференцированное обучение

   наглядные

пособия,

раздаточный материал,

схемы,

образцы

наблюдение,

собеседование,

творческая работа,

выставка работ

 

Итоговое занятие

практические

занятия,

выставка работ

словесные,

наглядный

 

Творческие работы детей

Итоговая

аттестация детей

 

Основные направления и содержания деятельности:

  1. Знакомство с правилами поведения в здании, на занятиях, охрану труда;

правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем ПВА,шилом и другими инструментами;

2.   Знакомство с историей и развитием техники «Квиллинг»;

3. Знакомство с основными приемами технологии работы с бумагой в технике         «квиллинг»;

4.   Знакомство с элементами квиллинга;

5.   Знакомство с описаниями и схемами, образцами при работе с бумагой;

6.   Знакомство с инструментами и материалами для квиллинга; 

7.   Знакомство с особенностями изготовления поделок, композиций и изделий.

При  практической работе обучающиеся учатся:

-  правильно использовать инструмент и материалы;

-  знают основные  приёмы работы с бумагой в технике квиллинг

-  знают виды и свойства бумаги;

-  знают элементы квиллинга и их выполнение;

  -  выполняют изделия, поделки, композиции с элементами квиллинга;

                      Учащиеся принимают участие в выставках.

Контроль результатов обучающихся:

  1. Текущий.
  2. Промежуточный.
  3. По окончании темы.
  4. Работа по заданиям.
  5. Выполнение зачетной работы.
  6. Участие в выставках.                                                                                       Материально-техническое обеспечение программы «Волшебный завиток»

Кабинет для занятий оборудован в соответствии санитарно-гигиеническими нормами, соответствующим требованиям пожарной безопасности.

Для успешной реализации программы требуется:

 

  1. Столы и стулья
  2. Схемы и образцы
  3. Цветная бумага тонкая и плотная
  4. Белая бумага
  5. Цветной и белый картон
  6. Треугольник
  7. Линейка
  8. Линейка-шаблон
  9. Шило
  10. Приспособления для скручивания роллов (зубочистки)
  11. Простые и цветные карандаши
  12. Стирательные резинки
  13. Трафареты с кругами
  14. Ножницы
  15. Клей ПВА
  16. Кисточки для клея
  17. Бумажные салфетки

 

Основные направления и содержания деятельности:

 

  1. Знакомство с правилами поведения в здании, на занятиях, охрану труда;

правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем ПВА,шилом и другими инструментами;

2.   Знакомство с историей и развитием техники «Квиллинг»;

3. Знакомство с основными приемами технологии работы с бумагой в технике «квиллинг»;

4.   Знакомство с элементами квиллинга;

5.   Знакомство с описаниями и схемами, образцами при работе с бумагой;

6.   Знакомство с инструментами и материалами для квиллинга; 

7.   Знакомство с особенностями изготовления поделок, композиций и изделий.

 При практической работе обучающиеся учатся:

-  правильно использовать инструмент и материалы;

 -  знают основные приёмы работы с бумагой в технике квиллинг

 -  знают виды и свойства бумаги;

  -  знают элементы квиллинга и их выполнение;

  -  выполняют изделия, поделки, композиции с элементами квиллинга;

        Учащиеся принимают участие в выставках.

 

Контроль результатов обучающихся:

  1. Текущий.
  2. Промежуточный.
  3. По окончании темы.
  4. Работа по заданиям.
  5. Выполнение зачетной работы.
  6. Участие в выставках.

Требования к уровню освоения общеразвивающей программы «Волшебный завиток»

Контрольные вопросы по промежуточной аттестации

1.Назовите материал изготовляемый из древесной массы и используемый для письма? (бумага)

2.Назовите виды бумаги (картон, цветная бумага, газетная, мелованная)

3.Назовите основные приёмы работы с бумагой (складывание, скручивание, сгибание, вырезание и склеивание)

4.Назовите технику изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в

   спиральки длинных и узких полосок бумаги. (квиллинг)

5.Где возник квиллинг? (Европа)

6.Назовите материалы и инструменты для квиллинга (двухсторонняя цветная бумага

   разной плотности, пинцет, вилочка, шило, линейка, трафарет, клей ПВА, ножницы)

7.Назовите основные элементы квиллинга (тугая и свободная спирали(роллы), глазик,

   капелька, сердечко, квадратик, полумесяц)

Контрольные вопросы итоговой аттестации

1.Назовите материал изготовляемый из древесной массы и используемый для письма? (бумага)

2.Назовите виды бумаги (картон, цветная бумага, газетная, мелованная)

3.Назовите основные приёмы работы с бумагой (складывание, скручивание, сгибание, вырезание и склеивание)

4.Назовите технику изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в

   спиральки длинных и узких полосок бумаги. (квиллинг)

5.Где возник квиллинг? (Европа)

6.Назовите материалы и инструменты для квиллинга (двухсторонняя цветная бумага

   разной плотности, пинцет, вилочка, шило, линейка, трафарет, клей ПВА, ножницы)

7.Назовите основные элементы квиллинга (тугая и свободная спирали(роллы), глазик,

   капелька, сердечко, квадратик, полумесяц)

8.Что является главным материалом в квиллинге? (полоски и клей)

9.Перечислите этапы приготовления элемента (приготовление полосок, скручивание спирали, склеивание)

10.С помощью каких приёмов можно создать композициии поделки? (подготовка полос, изготовление и видоизменение элементов)

Список литературы:

1.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Уроки оригами в школе идома», М.: Аким, 1997

2.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Энциклопедия оригами для детей и взрослых». С.-П. 2000.

3.Боден Диана «Фантазии из бумажных лент: Миниатюрный квиллинг», 2006

4.Быстритская А. Бумажная филигрань. Айрис-Пресс. 2010.

5.Баёва О. А. «Бумажная пластика». Методическое пособие. Тамбов,2003

6.Евсеев Г. А. Бумажный мир – М.: АРТ, 2006

7.Катаргинова Е. Квиллинг. Бумажная пластика. 2010

8.Константиновский В. С. «Учить прекрасному», М.,2004

9.Уолтер Хелен. Популярный квиллинг. Издательство.: «Ниала-Пресс»

10.Чудин А.В. «Бумажная пластика». М. «Просвещение»,1995