Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Весёлые нотки"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Калевальская районная детская музыкальная школа" (МБУ ДО "Калевальская РДМШ")

 

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Весёлые нотки"

 

преподаватель

Евлампиева Юлия Владимировна

 

СОДЕРЖАНИЕ
  1. Пояснительная записка
- Характеристика программы, её место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации программы
- Актуальность
  1. Цели и задачи программы
  2. Организация образовательного процесса
  3. Учебный план
  4. Календарный учебный график
  5. Система и критерии оценок, используемые при проведении промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения программы обучающимися
  6. Планируемые результаты освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы
  7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
  8. Список рекомендуемой литературы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые нотки» (далее Программа) разработана МБУ ДО «Калевальская РДМШ» (далее – Школа) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" на основе Примерных учебных планов образовательных программ для детских музыкальных школ и школ искусств по программам раннего эстетического развития (Письмо министерства культуры Российской Федерации от 23.06.2003 № 66-01-16/32 «О новых примерных учебных планах для детских школ искусств).
Настоящая программа направлена на комплексное художественно- эстетическое и духовно-нравственное воспитание детей, выявление и развитие способностей обучающихся в области различных видов искусств, а
также – на укрепление физического здоровья детей.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что формирование художественно-эстетических и, в частности, музыкальных навыков является частью общего развития ребенка. Элементарные музыкально-звуковые понятия невозможно вводить без ознакомления детей с явлениями окружающего мира, без развития образного, абстрактного, логического мышления, краткосрочной и долгосрочной памяти. Поэтому занятия с детьми носят комплексный характер.
Музыкальные способности проявляются у детей в разном возрасте, поэтому методика преподавания в подготовительной группе должна строиться так, чтобы выявить индивидуальные данные каждого ребенка, приобщить его к музыкальной культуре, привить не только специальные навыки, но дать также и необходимую базу теоретических знаний, которые могут быть усвоены в этом возрасте. Маленькие дети охотно фантазируют, импровизируют. Это нужно использовать в процессе обучения, чтобы ребенок участвовал творчески в процессе обучения, а не был пассивен. Необходимо игровое начало, помогающее легче усваивать материал. Одна из доступных форм музыкального воспитания дошкольника – пение. Этот вид музицирования доступен детям с ограниченными возможностями, пение доставляет радость, раскрепощает детей. Занятия пением способствуют развитию музыкального слуха, овладению нотной грамотой и метроритмическими навыками. Ребенок не должен бояться петь, что часто наблюдается на вступительных прослушиваниях при поступлении в музыкальную школу. Задача педагога – раскрепостить ребенка, привить основные певческие навыки (правильно брать дыхание, петь естественно, без напряжения, активно артикулировать). Занятия пением в подготовительной группе очень важны. Пение – главный элемент, присутствующий во всех заданиях. Каждый урок начинается с распевания. Оно не только приводит голосовой аппарат в рабочее состояние, но и настраивает слух и внимание. Распевание начинается с песен на одном звуке – примарном тоне, постепенно расширяя диапазон. Песни, разучиваемые на уроках, разнообразны. Одни – короткие и легкие, служащие материалом для слухового анализа; другие, более сложные, требуются для развития образно-художественного мышления. Маленькие песни лучше петь без аккомпанемента. Разучивая песни, нужно следить за тем, чтобы дети не брали дыхание в середине слога. Индивидуальное пение появляется только тогда, когда ребенок сам этого захочет. Заставлять в этом случае – значит наносить ему психологическую травму. Слуховой анализ присутствует практически во всех формах работы. При распевании ученики определяют на слух количество звуков, мажор и минор. При разучивании песен обращается внимание на направление движения мелодии, сравнивается поступенное движение со скачкообразным. Дети учатся определять размер, показывать мелодию на столбице, сольфеджировать, петь ритмослогами или выкладывать мелодию ритмическими карточками, а также подбирать по слуху. Ритмические упражнения проделываются на каждом уроке. Это пение песен ритмослогами, выкладывание ритмическими карточками, исполнение ритма (прохлопывание или игра на каком-нибудь инструменте). Очень важна работа над ощущением долевой пульсации. Дети маршируют под музыку. Дети с ограниченными возможностями могут также участвовать в ритмических заданиях сидя на стуле - «шагают» рукой по колену. Одним из важнейших разделов работы с дошкольниками является импровизация. В ней отражается накопленный музыкальный баланс и развиваются эмоциональные качества ребенка. Начинается работа над импровизацией только в том случае, когда большинство детей чисто интонируют. Первое задание строится по принципу: вопрос педагога – ответ ученика. Следующий этап работы – сочинение мелодии на короткие тексты. Слушание музыки необходимо для того, чтобы вызвать эмоциональный отклик детей, научить их различать простейшие жанры. Этот вид музицирования доступен всем детям, независимо от их физических и психических возможностей. Каждая пьеса слушается не по одному разу, а на двух – трех уроках. Для слушания используются произведения П. Чайковского, Р. Шумана, С. Прокофьева, Э. Грига, Д. Шостаковича. Перед прослушиванием детям задается вопрос, активизирующий внимание. В течение нескольких уроков дается одно и то же произведение для прослушивания, перед детьми ставятся разные вопросы. После двух – трех прослушиваний дети хорошо запоминают музыку, после чего она используется для движения и оркестра.
Движения под музыку необходимы на уроке, прежде всего как разрядка, как смена формы работы. Кроме того, движение дает возможность закрепить многие навыки: ощущение долевой пульсации, темпа и т.д. Двигательные упражнения очень разнообразны. Это игры, шаги, бег под музыку, движение в образе, инсценирование песен, упражнения для координации движений рук и ног. Большая роль отводится ритмическому воспитанию, слуховому анализу, импровизации и творчеству (с использованием музыкальных инструментов).
Практическая деятельность в области искусств  с раннего возраста определяет стойкую мотивацию обучающихся к дальнейшему обучению в школе искусств, успешное освоение детьми дополнительных общеобразовательных (в том числе – предпрофессиональных) образовательных программ.
Образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Программа разработана для детей в возрасте 5-7 лет.
 
Отличительная особенность образовательной программы.
Программа способствует выявить наиболее музыкально одаренных детей, способных далее обучаться по программам музыкального отделения школы искусств, а также понять в процессе обучения в подготовительной группе, на каком инструменте предпочтительнее обучать ребенка. Не секрет, что на музыкальные отделения часто принимаются не только дети, обладающие хорошими музыкальными способностями, но и те, что зачастую имеют низкий уровень музыкальных способностей. Для детей, не проявляющих ярких музыкальных дарований, подготовительная группа совершенно необходима, так как развивает их, готовит к возможному поступлению в музыкальную школу или ориентирует на обучение в других направлениях.
 
Актуальность программы.
В наше время все большее распространение находит раннее обучение детей музыке. Данная программа подготавливает ребенка к осознанию необходимости учиться музыке, к стремлению осваивать музыкальные инструменты. Программа адаптирована для детей с ограниченными возможностями и для детей-инвалидов.
Направленность образовательной программы художественная. Выявляет и развивает музыкальные способности ребенка, всесторонне развивает детей, способствует творческой реализации.
Вид образовательной программы – модифицированная. Она разработана с учётом современных требований, локальных условий работы школы и обобщения педагогического опыта преподавателей МБУ ДО «Калевальская РДМШ».
 
2. Цели и задачи программы
Целью данной программы является создание развивающей среды, способствующей художественному воспитанию детей. Выявлять способности и возможности ребёнка, обогащать его духовный мир, развивать в каждом ребёнке заинтересованность, музыкальную восприимчивость, творческую активность.
 
Задачами программы являются:
Обучающие:
- Овладение основами художественно-эстетической культуры через приобщение обучающихся к творчеству в различных сферах искусства;
-  овладение основами изобразительной деятельности;
- формирование отношения к художественно – эстетической деятельности как к творческому труду;
- приобретение детьми в процессе освоения разных видов деятельности положительного эмоционального опыта, умения слушать и слышать музыку, эмоционально откликаться на нее;
- подготовка одаренных детей к продолжению обучения в музыкальной школе;
Развивающие:
- развитие творческого воображения, эмоциональной и образной памяти, фантазии, творческого мышления;
- формирование и развитие потребности в культурном развивающем досуге;
- формирование и развитие критического мышления;
- формирование способности восприятия явлений окружающего мира;
- эмоциональное развитие детей, формирование способности доверять своим чувствам, демонстрировать свои переживания в художественных образах;
- создание условий для обеспечения индивидуального подхода к каждому обучающемуся в рамках образовательного процесса с целью реализации его склонностей, интересов, потребностей;
Воспитательные:
- воспитание чувства меры, хорошего вкуса;
- воспитание ценностного отношения к жизни, природе, человеку, труду, искусству;
- воспитание коммуникабельности, чувства коллективизма, умения работать в команде; формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе;
- воспитание у детей культуры общения;
- формирование способности к психической регуляции своего состояния, к публичным выступлениям, к взаимодействию со зрителем.
 
3. Организация образовательного процесса
Образовательная деятельность осуществляется в вечернее время, после посещения детьми детского сада, на основании утвержденного учебного плана, образовательных программ, расписания занятий.
Приём на обучение по программе «Веселые нотки» производится на основании заявления родителей (законных представителей) и заключения между образовательной организацией и родителями (законными представителями) Договора на обучение, содержащего условия обучения по данной программе. Для зачисления родители (законные представители) предоставляют следующие документы:
- заявление родителей (законных представителей)
- дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются только при отсутствии противопоказаний
- свидетельство о рождении (копия)
Зачисление обучающихся в МБУ ДО «Калевальская РДМШ» оформляется приказом директора Учреждения.
Дата начала учебного года для реализации программы - 1 сентября. По окончании учебного года, 31 мая, все обучающиеся раннего развития детей отчисляются из числа контингента МБУ ДО «Калевальская РДМШ» приказом директора.
 
 
4. Учебный план
Раздел 1. Введение в мир звуков.
Тема 1.1. Звуки высокие, средние, низкие. Громкость звука. (4ч)
Теория (2ч).  Пиано и форте, характеристика звуков, регистры (голоса), карточки.
Практика (2ч). Пение, отгадывание загадок, слушание музыки.
Тема 1.2. Нотный стан. Клавиши фортепиано. (2ч)
Теория (1ч).  Расположение линеек, пособие нотный стан, пособие пуговицы, расположение нот на нотном стане.
Практика (1ч). Работа на нотном стане, выкладывание нот-пуговичек.
Тема 1.3. Клавиши фортепиано (2ч)
Теория (1ч).  Показ клавиш на инструменте, пособие Мишутка.
Практика (1ч). Игра на инструменте фортепиано.
Тема 1.4. Ритмослоги ТА и ТИ-ТИ. (2ч)
Теория (1ч). Карточки ТА и ТИ-ТИ, графическое изображение, последовательность длительностей.
Практика (1ч). Выкладывание ритмов, простукивание на шумовых ударных инструментах, отгадывание на слух.
Тема 1.5. Акцент. (2ч)
Теория (1ч).  Карточка с обозначением, пособия с загадками.
Практика (1ч).  Слушание акцента в музыке, расположение знака в нотах и простукивание на инструментах.
Тема 1.6.  Четверти и восьмые. (2ч)
Теория (1ч). Изображение четверти и восьмых, ритмические последовательности.
Практика (1ч). Отгадывание музыкальных загадок, повторение ритмов (прохлопать, пройти шагами), простукивание по записи.
Тема 1.7. Знак репризы. (2ч)
Теория (1ч). Карточка с изображением. Понятие репризы.
Практика (1ч). Использование  репризы в музыке, в ритмах, стихи.
Тема 1.8. Пауза. (1ч)
Теория (0,5ч). Карточка с изображением. Понятие паузы.
Практика (0,5ч). Использование паузы, слушание музыки.
Форма контроля – тест, творческие задания.
Раздел 2. Точная  высота звука на нотном стане. Двухдольная и трехдольная метрическая пульсация.
Тема 2.1 Скрипичный ключ. (2ч)
Теория (1ч). Карточка с изображением, значение скрипичного ключа, высота нот на нотном стане, пособия.
Практика (1ч). Запись скрипичного ключа, загадки «найти нотки», выкладывание пуговиц.
Тема 2.2. Ладоинтонационная работа. (2ч)
Теория (1ч). Слушание мелодических попевок, оборотов. Мелодическое эхо.
Практика (1ч). Пение мелодических попевок, оборотов.
Тема 2.3. Размер 2/4. (2ч)
Теория (1ч). Объяснение значения размера, понятие, изображение.
Практика (1ч). Запись размера, простукивание, проигрывание на музыкальных инструментах, отгадывание по музыкальным отрывкам.
Тема 2.4. Размер 3/4. (2ч)
Теория (1ч). Объяснение значения размера, понятие, изображение.
Практика (1ч). Запись размера, простукивание, проигрывание на музыкальных инструментах, отгадывание по музыкальным отрывкам.
Тема 2.5.  Такт. (1ч)
Теория (0,5ч).  Понятие. Запись. Карточки.
Практика (0,5ч). Нахождение в нотах, запись в тетрадях.
Тема 2.6. Сильные и слабые метрические доли. (2ч)
Теория (1ч). Обозначение и значение долей.
Практика (1ч). Показ сильной доли хлопком, в движении, игры с мячом, игры парами.
Тема 2.7.  Органный пункт. (2ч).
Теория (1ч). Понятие, слушание.
Практика (1ч). Игра органным пунктом на инструментах.
Тема 2.8. Половинная  длительность. (2ч).
Теория (1ч). Карточка с изображением, понятие.
Практика (1ч). Запись ритмов, показ половинной в движении, выкладывание карточек.
Форма контроля – Открытый урок ( Праздник).
Раздел 3. Нотное письмо. Музыкальная фраза. Знаки альтерации.
Тема 3.1. Транспонирование. (2ч).
Теория (1ч). Понятие, слушание.
Практика (1ч). Пение по заданной высоте, группами, парами, по одному, с преподавателем.
Тема 3.2. Нотное письмо. (4ч).
Теория (2ч). Запись нот на нотном стане, написание штилей, высота звука.
Практика (2ч). Пение по нотам, правильное писание нот и штилей.
Тема 3.3. Ритмический диктант. (2ч).
Теория (1ч). Понятие, запись.
Практика (1ч). Записать верную ритмическую последовательность на слух, повторить на музыкальном инструменте.
Тема 3.4. Музыкальная фраза. (2ч)
Теория (1ч). Понятие.  Слушание.
Практика (1ч). Умение определять количество музыкальных фраз. Показ мелодических фраз в движении.
Тема 3.5. Мажор и минор. (4ч).
Теория (2ч). Понятия мажорного и минорного лада.
Практика (2ч). Слушание музыки, музыкальные загадки, игры.
Тема 3.6. Диез и бемоль. (2ч).
Теория (1ч). Карточки с обозначением. Понятия.
Практика (1ч). Найти диез и бемоль в нотах, услышать на инструменте, найти на инструменте, загадки на слух.
Тема 3.7. Крещендо и диминуэндо. (2ч).
Теория (1ч). Понятия, знак, карточки.
Практика (1ч). Определение на слух, игры, музыкальные загадки.
Тема 3.9. Затакт. (1ч).
Теория (0,5).  Изображение, объяснение.
Практика (0,5). Найти в нотных примерах, определить на слух, простучать на шумовых инструментах, записать в ритмическом диктанте.
Форма контроля – Контрольный урок.
Раздел 4. Освоение ладоинтонационных оборотов. Дирижирование. Объединение ритмического и мелодического диктанта.
Тема 4.1. Наглядное пособие «Подвижная нота». (2ч).
Теория (1ч). Пособие, карточки, ноты.
Практика (1ч). Пение по заданным ступеням, составление своих мелодических оборотов.
Тема 4.2. Тоника (2ч).
Теория (1ч). Понятие.
Практика (1ч). Пение по заданной высоте, группами, парами, по одному, с преподавателем.
Тема 4.3. Тутти. Канон. (2ч).
Теория (1ч). Понятия, карточки.
Практика (1ч). Пение группами, парами, по одному, с преподавателем в заданных ритмах и темпах.
Тема 4.4. Сфорцандо. (1ч).
Теория (0.5ч).  Обозначение, карточка.
Практика (0,5ч).  Услышать в музыке, игры.
Тема 4.5. Фермата. (1ч).
Теория (0.5ч).  Обозначение, карточка.
Практика (0,5ч).  Услышать в музыке, игры.
Тема 4.6. Двухголосие (2ч)
Теория (1ч). Графическое изображение, слушание.
Практика (1ч). Пение двухголосия с педагогом, затем парами, группами.
Тема 4.7. Остинато (1ч).
Теория (0,5ч). Понятие.
Практика (0,5ч). Пение по заданной высоте группами.
Тема 4.8.  Восьмая  длительность  в затакте. (2ч).
Теория (1ч). Графическое изображение, объяснение.
Практика (1ч). Повторение ритмических оборотов, отгадывание на слух, запись.
 Тема 4.9.  Стоккато и легато. (1ч).
Теория (0,5).  Карточки с изображением. Сказка.
Практика (0,5ч). Игры, слушание, отгадывание на слух.
Тема 4.10. Знакомство с интервалами. (2ч)
Теория (1ч). Карточки с изображением, понятия, пособия.
Практика (1ч). Слушание, отгадывание, игры, музыкальные загадки.
Тема 4.11. Объединение ритмического и мелодического диктанта. (1ч).
Теория (0,5ч). Объяснение, показ.
Практика (0,5ч). Запись диктанта по примеру, самостоятельно.
Форма контроля – Итоговая аттестация с применением тестов.
 
5. Календарный учебный график.
Учебная дисциплина: сольфеджио
I четверть
 
 
№ п/п
 
Дата
 
 
 
Время проведения занятия
 
Форма занятия
 
Тема урока
 
 
Количество часов
 
 
Место проведения
 
Форма контроля
1
03.09
Четверг 17.00
Групповое
Звуки высокие, средние, низкие. Громкость звука. Музыкальный темп.
1
ДМШ
 
2
07.09
Понедельник 17.00
Практическое
Клавиша Фа. Ступени лада Зо-Ви. Пауза. Двухдольность.
1
ДМШ
 
3
10.09
Четверг 17.00
Занятие-беседа
Ритмослоги Та и Ти-Ти. Клавиши Фа, Ми, Ре, До.
1
ДМШ
 
4
14.09
Понедельник 17.00
Практическое
 Ритмический рисунок. Пособие Пуговицы. Характер музыки.
1
ДМШ
 
5
17.09
Четверг 17.00
Комбинированное
 Четверти и восьмые. Клавиша Соль. Двухдольная метрическая пульсация.
1
ДМШ
 
6
21.09
Понедельник 17.00
Занятие-иллюстрация
Вступление и заключение. Реприза. Пауза. Лесенка.
1
ДМШ
 
7
24.09
Четверг 17.00
Игровое
 Клавиши фортепиано. П. И. Чайковский «Детский альбом». Действие в характере.
1
ДМШ
 
8
28.09
Понедельник 17.00
Игровое
Сильная и слабая доли. Четверти и восьмые. Чтение ритмического рисунка.
1
ДМШ
 
9
01.10
Четверг 17.00
Занятие-беседа
Скрипичный ключ. Положение нот на нотном стане. Пульсация на 2 и на 3. Размер.
1
ДМШ
 
10
05.10
Понедельник 17.00
Практическое
Размер 2\4 и 3\4. Ключ Соль на нотном стане, нота Соль. Сильная и слабая доли. Подготовка к осознанию фразы.
1
ДМШ
 
11
08.10
Четверг 17.00
Занятие-иилюстрация
Такт. Ритмический диктант. Ступень Ра. Ритм и пульс.
1
ДМШ
 
12
12.10
Понедельник 17.00
Практическое
Интонации Зо-Ви, Зо-Ра. Освоение клавиатуры. Фраза. 2-х частная форма.
1
ДМШ
 
13
15.10
Четверг 17.00
Игровое
Звукоряд от До до До. Одночастная и двухчастная форма. Сильная и слабая доли. Фраза.
1
ДМШ
 
14
19.10
Понедельник 17.00
Занятие-беседа
Половинная длительность. Интонация Зо-Ви-Ра. Фраза. Ритм по фразам.
1
ДМШ
 
15
22.10
Четверг 17.00
Занятие – творческая мастерская
Запись ритмического диктанта. Закрепление половинной длительности. Фраза. Крещендо, диминуэндо.
1
ДМШ
 
16
26.10
Понедельник 17.00
Практическое
Сочинение ритмов. Закрепление пройденных интонаций. Тактовая черта. Крещендо, диминуэндо.
1
ДМШ
 
17
29.10
Четверг 17.00
Занятие-тестирование
Обобщающий урок. Тестовые задания.
1
ДМШ
Тестовые задания.
18
Всего
 
 
 
17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
II четверть
 
 
№ п/п
 
Дата
 
 
 
Время проведения занятия
 
Форма занятия
 
       Тема урока
 
 
Количество часов
 
 
Место проведения
 
Форма контроля
19
09.11
Понедельник 17.00
Групповое
Скрипичный ключ, значение скрипичного ключа, высота нот на нотном стане.
1
ДМШ
 
20
12.11
Четверг 17.00
Игровое
  Запись скрипичного ключа, загадки «найти нотки», выкладывание пуговиц.
1
ДМШ
 
21
16.11
Понедельник 17.00
Занятие-иллюстрация
Ладоинтонационная работа.
Слушание мелодических попевок, оборотов. Мелодическое эхо.
1
ДМШ
 
22
19.11
Четверг 17.00
Занятие-фантазия
Пение мелодических попевок, оборотов.
1
ДМШ
 
23
23.11
Понедельник 17.00
Беседа
Размер 2/4.
Значения размера, понятие, изображение.
1
ДМШ
 
24
26.11
Четверг 17.00
Игровое
Запись размера, простукивание, проигрывание на музыкальных инструментах, отгадывание по музыкальным отрывкам.
1
ДМШ
 
25
30.11

 

Понедельник 17.00
Беседа
Размер 3/4.
Объяснение значения размера, понятие, изображение.
 
1
ДМШ
 
26
03.12
Четверг 17.00
Игровое
Запись размера, простукивание, проигрывание на музыкальных инструментах, отгадывание по музыкальным отрывкам.
 
1
ДМШ
 
27
07.12
Понедельник 17.00
Занятие-конкурс
Такт.
Понятие. Запись. Карточки.
Нахождение в нотах, запись в тетрадях.
 
1
ДМШ
 
28
10.12
Четверг 17.00
Беседа, показ
Сильные и слабые метрические доли.
Обозначение и значение долей.
 
1
ДМШ
 
29
14.12
Понедельник 17.00
Комбинированное
Показ сильной доли хлопком, в движении, игры с мячом, игры парами.
1
ДМШ
 
30
17.12
Четверг 17.00
Беседа
Органный пункт.
Понятие, слушание.
 
1
ДМШ
 
31
21.12
Понедельник 17.00
Демонстрация знаний и умений
Игра органным пунктом на инструментах.
1
ДМШ
 
32
24.12
Четверг 17.00
Беседа
Половинная  длительность.
Карточка с изображением, понятие.
 
1
ДМШ
 
33
28.12
Понедельник 17.00
Самостоятельная работа
Запись ритмов, показ половинной в движении, выкладывание карточек.
 
1
ДМШ
Форма контроля - Открытый урок для родителей, праздник.
 
34
Всего
 
 
 
15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
III четверть
 
 
№ п/п
 
 
Дата
 
 
 
Время проведения занятия
 
Форма занятия
 
Тема урока
 
 
Количество часов
 
 
Место проведения
 
Форма контроля
35
11.01
Понедельник 17.00
Занятие-иллюстрация
Транспонирование.
Понятие, слушание.
1
ДМШ
 
36
14.01
Четверг 17.00
Практическое
Пение по заданной высоте, группами, парами, по одному, с преподавателем.
1
ДМШ
 
37
18.01
Понедельник 17.00
Беседа
Нотное письмо.
правильное писание нот и штилей.
1
ДМШ
 
38
21.01
Четверг 17.00
Практическое
Запись нот на нотном стане, написание штилей,
1
ДМШ
 
39
25.01
Понедельник 17.00
Практическое
Пение по нотам.
1
ДМШ
 
40
28.01
Четверг 17.00
Беседа, показ
Высота звука.
1
ДМШ
 
41
01.02
Понедельник 17.00
Практическое
Ритмический диктант. Понятие, запись.
1
ДМШ
 
42
04.02
Четверг 17.00
Комбинированное
Записывание верной ритмической последовательности, повторение на музыкальном инструменте.
 
1
ДМШ
 
43
08.02
Понедельник 17.00
Занятие-иллюстрация
Музыкальная фраза.
Понятие.  Слушание.
 
1
ДМШ
 
44
11.02
Четверг 17.00
Конкурсно-игровое
Умение определять количество музыкальных фраз. Показ мелодических фраз в движении.
 
1
ДМШ
 
45
15.02
Понедельник 17.00
Показ иллюстраций
Мажор и минор.
 
1
ДМШ
 
46
18.02
Четверг 17.00
Беседа
Понятия мажорного и минорного лада.
 
1
ДМШ
 
47
22.02
Понедельник 17.00
Игровое
Слушание музыки, музыкальные загадки.
1
ДМШ
 
48
25.02
Четверг 17.00
Игровое
Музыкальные  игры.
1
ДМШ
 
49
01.03
Понедельник 17.00
Беседа
Диез и бемоль.
Карточки с обозначением. Понятия.
 
1
ДМШ
 
50
04.03
Четверг 17.00
Игровое
Найти диез и бемоль в нотах, услышать на инструменте, найти на инструменте, загадки на слух.
1
ДМШ
 
51
11.03
Четверг 17.00
Просмотр иллюстраций
Крещендо и диминуэндо.
Понятия, знак, карточки.
 
1
ДМШ
 
52
15.03
Понедельник 17.00
Игровое
Определение на слух, игры, музыкальные загадки.
1
ДМШ
 
53
18.03
Четверг 17.00
Занятие-соревнование
Затакт.
Изображение, объяснение.
Найти в нотных примерах, определить на слух, простучать на шумовых инструментах, записать в ритмическом диктанте.
1
ДМШ
Контрольный урок
54
Всего
 
 
 
19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
IV четверть
 
 
№ п/п
 
Дата
 
 
 
Время проведения
 
Форма занятия
 
Тема урока
 
 
Количество часов
 
 
Место проведения
 
Форма контроля
55
01.04
Четверг 17.00
Беседа, показ иллюстраций
Наглядное пособие «Подвижная нота».
Пособие, карточки, ноты.
1
ДМШ
 
56
05.04
Понедельник 17.00
Практическое
Пение по заданным ступеням, составление своих мелодических оборотов.
1
ДМШ
 
57
08.04
Четверг 17.00
Беседа
Тоника
Понятие.
1
ДМШ
 
58
12.04
Понедельник 17.00
Конкурсно-игровое
  Пение по заданной высоте, группами, парами, по одному, с преподавателем.
1
ДМШ
 
59
15.04
Четверг 17.00
Комбинированное
  Тутти. Канон.
Понятия, карточки.
1
ДМШ
 
60
19.04
Понедельник 17.00
Практическое
Пение группами, парами, по одному, с преподавателем в заданных ритмах и темпах.
1
ДМШ
 
61
22.04
Четверг 17.00
Беседа
  Сфорцандо.
Обозначение, карточка.
Услышать в музыке, игры.
1
ДМШ
 
62
26.04
Понедельник 17.00
Комбинированное
Фермата.
Обозначение, карточка.
Услышать в музыке, игры.
1
ДМШ
 
63
29.04
Четверг 17.00
Показ иллюстраций
Двухголосие
Графическое изображение, слушание.
1
ДМШ
 
64
06.05
Четверг 17.00
Практическое
Пение двухголосия с педагогом, затем парами, группами.
1
ДМШ
 
65
13.05
Четверг 17.00
Занятие-фантазия
Остинато
Понятие.
Пение по заданной высоте группами.
1
ДМШ
 
66
17.05
Понедельник 17.00
Показ иллюстраций
Восьмая  длительность  в затакте.
Графическое изображение, объяснение.
 
1
ДМШ
 
67
20.05
Четверг 17.00
Игровое
Повторение ритмических оборотов, отгадывание на слух, запись.
1
ДМШ
 
68
24.05
Понедельник 17.00
Игровое, комбинированное
Стоккато и легато.
  Карточки с изображением. Сказка.
Игры, слушание, отгадывание на слух.
1
ДМШ
 
69
27.05
Четверг 17.00
Комбинированное
Знакомство с интервалами.
Карточки с изображением, понятия, пособия. Слушание, отгадывание, игры, музыкальные загадки.
1
ДМШ
 
70
31.05
Понедельник 17.00
Занятие-тестирование
Объединение ритмического и мелодического диктанта.
Объяснение, показ.
Запись диктанта по примеру, самостоятельно.
1
ДМШ
Итоговая аттестация с применением тестов.
71
Всего
 
 
 
16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Итого: 67 часов.
 
 
Формы и режим занятий.
Обучение детей проводится в форме групповых учебных занятий в одновозрастных группах. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Наполняемость группы в среднем 6-10 человек. Урок должен быть разнообразным по содержанию. Необходимо внимательно следить за реакцией детей. При малейших признаках усталости нужно переходить к другому заданию, если даже в предыдущем не все получилось.
На уроке включаются следующие формы работы: пение (включая распевание); слуховой анализ; ритмические упражнения; подбор по слуху; слушание музыки; движения под музыку; участие в шумовом оркестре.
Занятия ведутся в режиме очного обучения на русском языке.
Занятия с использованием дистанционных технологий предусматриваются в режиме освоения теоретического материала. Также предусмотрены практические задания в виде онлайн-уроков по индивидуальному маршруту: пение с преподавателем, слушание музыки, выполнение ритмических заданий, игра на шумовых инструментах.
Численный состав объединения, количество занятий в неделю обусловлено санитарно-гигиеническими нормами Сан ПиН.
Расписание занятий утверждается директором учреждения.
В период осенних, зимних и весенних каникул проведение занятий на отделении раннего развития детей не предусмотрено.
Организация работы осуществляется в соответствии с правилами техники безопасности.
 
6. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения дополнительной образовательной программы раннего эстетического развития детей.
Основные виды контроля успеваемости обучающихся:
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию.
Формы промежуточной аттестации:
контрольные уроки, проводимые в классе (оценивает преподаватель); показательные уроки, проводимые в классе в присутствии родителей (оценивает преподаватель).
Формы итоговой аттестации:
контрольный урок по окончании обучения, являющийся вступительным экзаменом в школу (оценивает комиссия).
Положение о текущем контроле знаний, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся является локальным нормативным актом школы, который принимается органом самоуправления школы и утверждается руководителем.
Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании каждого полугодия учебного года.
В конце каждой четверти проводятся открытые уроки или, как вариант, инсценирование музыкальных сказок, написанных специально для детей дошкольного возраста. Эта интересная и нужная работа для развития творческих способностей.
Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 («отлично») знания, умения, навыки, отвечают всем требованиям на данном этапе обучения.
4 («хорошо») наличие небольших недочётов в умениях, навыках, пробелов в знаниях.
3 («удовлетворительно») неуверенное владение знаниями, умениями, навыками.
В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации образовательные организации могут использовать зачеты, контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, контрольные просмотры. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Итоговые занятия проводятся не реже одного раза в каждой четверти.
Формы итогового занятия:
• открытые занятия для родителей и преподавателей в конце каждой четверти и учебного года;
• праздничные концерты, посвящённые праздникам: 8-марта, новогодний утренник, тематические открытые мероприятия, выступления в детском саду.
 
7. Планируемые результаты освоения программы
Требования к результатам освоения Программы представлены в виде личностных, предметных и метапредметных.
Личностные результаты
- самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося;
- учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно- познавательных и социальных мотивов;
морально этическая ориентация - знание основных моральных норм.
- соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
- участие в общественной жизни образовательного учреждения;
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- ценностно-смысловых установках обучающихся: ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.
Предметные результаты обучения.
Под предметными результатами понимаются результаты, которые достигаются обучающимися в процессе изучения предмета.
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру искусства, эмоционально отзывчив на музыку, может словесно выразить эмоциональное впечатление от музыкального произведения;
- раскрыт творческий потенциал ребенка;
- ребенок имеет навыки элементарного вокального и инструментального музицирования, способен самостоятельно исполнить простейшее музыкальное произведение (песню, инструментальную пьесу), проявляет внимание к собственной музыкальной интонации, стремится эмоционально выражать характер музыки;
- сформирована устойчивая мотивация к обучению музыкальному искусству;
- ребенок имеет первичные представления о средствах музыкального языка (мелодии, ритме, темпе, ладе);
- у ребенка сформированы первичные навыки музыкальной учебной деятельности, в том числе – домашней работы;
- ребенок имеет первоначальные навыки творческой деятельности (выступления на концертах в качестве солиста-инструменталиста, участника хорового коллектива и др.) и положительную мотивацию к ее развитию.
Метапредметные результаты обучения
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение и делать выводы;
- умение применять знаки и символы и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и отстаивать свое мнение;
 
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации программы «Раннее эстетическое развитие детей» Школа располагает необходимыми учебными аудиториями, специализированными кабинетами, и материально-техническим обеспечением, включающим в себя:
- достаточно просторное учебное помещение (класс), соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям по площади и уровню освещения, температурному режиму;
- удобные столы и стулья (соответствующие росту детей);
- музыкальные инструменты – фортепиано (желательно 2 инструмента);
- подставки под ноги различной высоты для детей разного возраста;
- магнитная доска;
- доска для письма мелом;
- компьютер;
- набор детских музыкальных инструментов (барабаны, треугольники, металлофоны, бубны, кастаньеты, колокольчики).
Дети приходят на урок в тапочках и легкой одежде – это позволяет им свободно передвигаться.
Дидактический материал:
- научная и специальная литература;
- репертуарные сборники, нотные сборники;
- наглядные пособия для обучения нотной грамоте (карточки, пособия, лесенка, подвижная нота, пуговички-нотки, клавиатура, нотный стан, плакаты и т.п.);
- видеозаписи;
- аудиозаписи;
- компьютерные программные средства.
 
Учебные аудитории имеют соответствующую требованиям звукоизоляцию.
Материально-технические условия реализации данной программы обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных данной образовательной программой и программами по учебным предметам.
 
9. Список рекомендуемой литературы.
1. Алексеева Л. Игровое сольфеджио для малышей. Часть 1. – М., 1998
2. Альтерман С. 40 уроков начального обучения детей 4 – 6 лет. Тетрадь I, II. – СПб, 1999. Вихарева Г.Ф. «Пестрые страницы», Песни и развлечения для самых маленьких, методическое пособие, «Детство-пресс» – СПб, 2003
3. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. – М., Музыка, 1987
4. Волкова П. Играем вместе. – Астрахань, 1993. Дубравин Я. «Музыка в лесу» – СПб, Композитор, 2007
5. Геталова О. «Обученье без мученья», учебное пособие на материале детских песен. – СПб, «Композитор», 2013
6. Жигалко Е., Казанская Е. Музыка, фантазия, игра. Уч. пособие для детей 5 – 8 лет. – СПб, 1999
7. Зимина А. Инсценирование песен на занятиях с детьми 4 – 7 лет. – М., 1998
8. Камозина О. Неправильное сольфеджио. Учебные пособия для ДМШ. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013
9. Кончаловская Н. Нотная азбука. – М., 1997
10. Котляревская-Крафт М., Москальнова И., Батхан Л. Сольфеджио для подготовительных отделений ДМШ. Изд. 2. – М., 1986
11. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб, 2005
12. Макарова К. «Иду в школу». – Изд. дом «Пин», 2013
13. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Для дошкольной группы ДМШ. – СПб, 1998
14. Металлиди Ж. «Как найти дорожку» – СПб, Композитор, 1999, 2002      15.Металлиди Ж. Чудеса в решете. Песни для детей дошкольного возраста. – СПб, 1998
16. Москальнова И., Рейниш М. Уроки сольфеджио в дошкольных группах ДМШ. – М., 1998
17. Музыка для ритмики. Сост. Л. Минеева. – СПб, 1998
18. Музыка для слушания в детском саду. Сост. С. Чешева. – М., 1964 19. Обилян Л. Песни, игры, танцы, шутки. – М., 1990
20. Огороднова-Духанина Т. Музыкальные игры на уроках сольфеджио – СПб, Композитор, 2008
21. Перунова Н. Музыкальная азбука. – М., 1990
22. Песенник для малышей. /Сост. Т. Гаврилова. – М., 1990
23. «Пойте с нами». Песни для младшего и среднего возраста. /Составитель Н.В. Никольская. 1, 2, 4 выпуски – СПб, Композитор, 2001, 2004, 2007
24. Поиграем, потанцуем. /Сост. Г. Федорова. – СПб, 1997
25. Праздники в детском саду. /Сост. М. Михайлова. – Ярославль,2000
26. «Со двора, со дворика». Русские народные игры-хороводы. /Автор-составитель М.А. Медведева. – Москва, Музыка, 2005
27. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. – М., 1998
28. Сиротина Т. Ритмическая азбука. – М., Музыка, 2014
29. Хромушин О. Зачем остывать костру? Песни для детей. – СПб, Композитор, 2004
30. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. – Изд. «Композитор», СПб, 1997
31. Шаинский В. Избранные песни. – М., 1989