ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Рукам работа – душе праздник» Художественно-эстетическая направленность объединение «Мастерилка»
Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования «Дом пионеров и школьников» муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан Миякинского района РБ с. Киргиз-Мияки
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Рукам работа – душе праздник»
Художественно-эстетическая направленность объединение «Мастерилка»
педагог дополнительного образования
высшей категории
Алимова Е.А.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка………………………………………………….3
2. Учебно-тематический план…………………………………………….12
3. Содержание программы……………………………………………….14
- Методическое обеспечение……………………………………………..25
- Календарно-тематический план………………………………………..27
- Условия реализации программы………………………………………43
- Информационное обеспечение…………………………………………44
1.Пояснительная записка
Согласно приоритетным направлениям развития образовательной системы РФ, востребованными являются те дополнительные общеразвивающие программы, которые дают возможность обучающимся проявить себя в социально значимой собственной практической деятельности. Воспитание творческой личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, а, прежде всего, развитием творческого потенциала и способностью добывать знания собственным опытом. Одним из инструментов успешного решения данной задачи является использование в образовательной практике УДО деятельности, связанной с декоративно-прикладным творчеством, которая должна содействовать развитию творческой индивидуальности обучающихся. Оно способствует изменению отношения обучающегося к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Дополнительная общеразвивающая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая обладает целым рядом уникальных возможностей для распознавания, развития общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира обучающихся.
Актуальность данной дополнительной общеразвивающей программы (далее программа) состоит в том, что обучающиеся осваивают разнообразные способы выполнения элементов из бумаги, войлока, пластилина и т.д., развиваютмоторику рук, что способствует интеллектуальному развитию. Изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объёмные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутреннем мире. Сегодня эти технологии тесно связаны с самым молодым и востребованным видом искусства – дизайном.
Новизнасостоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: накопление знаний о декоративно – прикладном творчестве, воспитание культуры восприятия, развитие навыков деятельности, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Дополнительная общеразвивающая программа по декоративно-прикладному творчеству детского объединения «Мастерилка» разработана в соответствии:
- требованиями к программам дополнительного образования в рамках ФГОС;
- современными образовательными технологиями при условии личностно—ориентированного подхода в воспитании, развитии и обучении обучающихся, с учетом сохранения заинтересованности в данном виде деятельности;
- на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова и др. и примерных программ по учебным предметам начальной школы для занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школы.
- на основе анализа программ и методических разработок дополнительного образования в соответствие с требованиями ФГОС по интернет-ресурсам.
В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (04.07.2014г.№41);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Положение о дополнительной общеразвивающей программе муниципальной бюджетной организации дополнительного образования «Дом пионеров и школьников» муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан.
Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.
Педагогическая целесообразность заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к декоративно-прикладному, но и раскрытию лучших человеческих качеств.
1.2. Среди наиболее значимых отличительных особенностей программы можно выделить:
- комплексность — сочетание нескольких тематических блоков, освоение каждого из которых предполагает работу с конкретным видом материалов (природных, пластиковых, текстильных и др.), и их взаимозаменяемость (возможность хронологически поменять местами);
- преемственность —взаимодополняемость используемых техник и технологий применения различных материалов, предполагающая их сочетание и совместное применение.
Цель программы:Создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей и возможностей ребёнка средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологий изготовления изделий из войлока, кожи, пряжи, тканей, бумаги и т.д.
Задачи:
1. Образовательные:
1). Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства;
2). Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе декоративно – прикладного искусства;
3). Вооружить обучающихся знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
4). Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий, приобщать обучающихся к народному искусству;
5). Реализовать духовные, эстетические и творческие способности обучающихся;
6). Развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.
2. Воспитательные:
1). Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, помогать обучающимся в их желании сделать свои работы;
2). Прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
3).Воспитывать эстетическое отношение к действительности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работ, экономичного отношения к используемым материалам;
4). Воспитывать желание и стремление сделать-смастерить своими руками.
5). Формировать самостоятельность.
6). Воспитывать умения обучающихся общаться в коллективе, умение работать в группе.
3. Развивающие:
1). Развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;
2). Развивать фантазию в оформлении своих поделок;
3).Формировать эстетического художественного вкуса.
Контингент обучающихся
Возраст обучающихся в объединении – 6-14 лет.
Количество обучающихся в объединении –от 12 до 15 человек.
Уровень подготовки обучающихся при приеме в объединение:
а) неподготовленные дети;
б) более подготовленные дети.
Основанием для приема обучающихся является письменное заявление родителей (законных представителей).
Основанием для перевода обучающихся на следующий этап обучения является полное усвоение пройденных тем.
Режим занятий: программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия в группах проводятся в соответствии с требованиями СанПин 2.4.4.3172-14:
- подготовительного года обучения (возраст 6-7 лет) – 1 раз в неделю по 2 часа (занятия по 30 минут). На реализацию программы на учебный год отводится – 72 часа.
- 1-го года обучения (возраст 7-8 лет) – 2 раза в неделю по 2 часа (занятия по 45 минут с перерывом на 10 минут). На реализацию программы на учебный год отводится – 144 часа.
- 2-го года обучения (возраст 8-9 лет) – 2 раза в неделю по 2 часа (занятия по 45 минут с перерывом на 10 минут). На реализацию программы на учебный год отводится – 144 часа.
- 3-го года обучения (возраст 9-14 лет) – 2 раза в неделю по 2 часа (занятия по 45 минут с перерывом на 10 минут). На реализацию программы на учебный год отводится – 144 часа.
Формы проведения занятий
Занятия включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, экскурсий, выставок и встреч с приглашенными мастерами и специалистами, которая может сопровождаться объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта и мнения, а также при помощи бесед и диспутов. Практическая часть представлена в виде практического закрепления, выполнения индивидуального задания, изготовления изделий.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Организационно-педагогические основы обучения
Учебно-воспитательный процесс в объединении характеризуется следующими особенностями:
- обучающиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время;
- обучение организуется на добровольных началах;
- обучающимся представляется возможность сочетать различные направления и формы занятий;
- допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрастному составу, по уровню развития умений и навыков);
- педагогом создаются наиболее комфортные условия для обучающихся на занятиях.
1.7.Ожидаемые результаты:освоение обучающимися данной общеразвивающей программы «Творческая мастерская» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку педагога;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнера.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся будут знать:
- Назначение и технологические свойства материалов;
- Назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений;
- Виды, приемы и последовательность выполнения работ по разделам;
- Профессии и специальности, связанные с созданием изделий из материалов, получением продукции;
- Виды и специфику декоративно-прикладных промыслов местности.
- Рационально организовывать рабочее место;
- Находить необходимую информацию в различных источниках;
- Выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- Соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами;
- Находить и устранять допущенные дефекты;
- Планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
- Распределять работу при коллективной деятельности.
В конце подготовительного года обучения обучающиеся
Будут знать |
Будут уметь |
|
|
В конце 1-гогода обучения обучающиеся
Будут знать |
Будут уметь |
|
|
В конце 2-го года обучения обучающиеся
Будут знать |
Будут уметь |
|
|
В конце 3-го года обучения обучающиеся
Будут знать |
Будут уметь |
|
|
Формы подведения итогов обучения
Система отслеживания и оценивания результатов обучения обучающихся проходит через участие в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
- однодневные - проводится в конце каждого занятия с целью обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где работают обучающиеся;
- тематические - по итогам изучения разделов, тем;
- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ обучающихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности обучающегося.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувенирыобучающиеся готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы обучающихся выглядят красочно, празднично. Результативность развития художественного мышления обучающихся оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности обучающихся (воображение, образное мышление, художественный вкус).
Этапы педагогического контроля
Для проверки знаний, умений и навыков в объединении «Мастерилка» используются такие виды и методы контроля, как:
- Входной - выявление требуемых на начало обучения знаний.
- Текущий - осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся.
- Итоговый - проводится в конце полугодия (промежуточный) или учебного года.
№ |
Вид контроля |
Форма контроля |
Какие умения и навыки контролируются |
Срок реализации |
1 |
Входной |
Педагогическое наблюдение |
Выявление требуемых на начало обучения знаний |
Сентябрь |
2 |
Текущий |
Занятия согласно учебному плану |
Выявление ошибок при изготовлении изделия. |
Октябрь-апрель |
3 |
Итоговой (промежуточный) |
Участие в конкурсах согласно положениям |
Творческий подход к изготовлению изделий |
Сентябрь - май |
4 |
Итоговой |
Отчетная выставка декоративно - прикладного творчества |
Отбор лучших изделий для выставки |
Апрель, май |
5 |
Итоговой |
Викторина, блиц-опрос
|
Усвоение пройденного материала на конец учебного года |
Май |
2.Учебно-тематический план подготовительного года обучения
№ |
Наименование разделов, тем
|
Количество часов |
||
Общее |
Теория |
Практика |
||
1. |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ |
1 |
1 |
- |
2. |
Пластилинография |
10 |
2 |
8 |
3. |
Поделки из природного материала (яичная скорлупа, аппликация из зерен, поделки из спичек, аппликация из листьев) |
8 |
1 |
7 |
4. |
Весёлые лоскутки. Поделки и аппликация из ткани |
9 |
2 |
7 |
5. |
Бумагопластика(мятая бумага, оригами, волшебные полоски, аппликация из ладошек, аппликация из сердечек) |
34 |
2 |
32 |
6. |
Оформление работ |
5 |
- |
5 |
7. |
Выставки |
4 |
- |
4 |
8. |
Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
ВСЕГО: |
72 |
8 |
64 |
2.1. Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ |
Тема занятий |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1. |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
2 |
2 |
- |
2. |
Работа с природным материалом. |
10 |
2 |
8 |
3. |
Работа с солёным тестом. |
16 |
4 |
12 |
4. |
Работа с пластилином. |
14 |
4 |
10 |
5. |
Работа с текстильным материалом |
26 |
4 |
22 |
6. |
Бумажный мир (обрывная аппликация, объемная аппликация, поделки из салфеток, оригами, торцевание, квиллинг, бумагопластика) |
60 |
10 |
50 |
7. |
Оформление работ |
8 |
2 |
6 |
8. |
Выставки |
6 |
- |
6 |
9. |
Итоговое занятие. |
2 |
- |
2 |
ИТОГО: |
144 |
28 |
116 |
2.2. Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ |
Тема занятий |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1. |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
2 |
2 |
- |
2. |
Природная мастерская |
6 |
2 |
4 |
3. |
Бумажные фантазии |
56 |
10 |
46 |
4. |
Чудесная пряжа |
26 |
2 |
24 |
5. |
Творческая мастерская |
18 |
2 |
16 |
6. |
Работа с бросовым материалом |
20 |
2 |
18 |
7. |
Оформление работ |
8 |
- |
8 |
8. |
Выставки |
6 |
- |
6 |
9. |
Итоговое занятие |
2 |
- |
2 |
ИТОГО: |
144 |
20 |
124 |
2.3. Учебно-тематический план 3-го года обучения
№ |
Тема занятий |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1. |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
2 |
- |
2 |
2. |
Природная мастерская |
4 |
- |
4 |
3. |
Работа с бумагой (квиллинг, декупаж) |
30 |
4 |
26 |
4. |
Вышивка с атласными лентами |
32 |
2 |
30 |
5. |
Работа с войлоком, с пряжей |
30 |
2 |
28 |
6. |
Работа с тканью (шитье, аппликация) |
30 |
2 |
28 |
7. |
Оформление работ |
8 |
2 |
6 |
8. |
Выставки |
6 |
- |
6 |
9. |
Итоговое занятие |
2 |
2 |
- |
ИТОГО: |
144 |
14 |
130 |
3. Содержание программы подготовительного года обучения
Подготовительный год обучения направлен на удовлетворение интересов обучающихся в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.). Знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
I. Вводное занятие (1ч.)
Комплектование группы. Знакомство с составом объединения, выбор актива. Ознакомление с тематическими разделами программы. Инструктаж по технике безопасности. Основы безопасности жизнедеятельности.
II. Пластилинография (10ч.)
1. «Путешествие в Пластилинию» - (1ч.)
Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.
2. Плоскостное изображение. «Подарки осени» - (1ч.)
Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.
Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой».
3.Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке», «Кактус в горшке» - (2ч.)
Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах.
Практическая часть. Сплющивание, разглаживание поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.
4. Плоскостное изображение. «Рыбка»- (1ч.)
Особенности построения композиции подводного мира.
Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире, используя технику пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения.
5.«Натюрморт из чайной посуды»- (1ч.)
Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.
Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления.
6.Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки». «Божьи коровки на ромашке – (2ч.)
Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке.
Практическая часть. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. Закрепление технического приема работы с пластилином в технике пластилинография. Создание рельефа.
7.Лепная картина. Формирование композиционных навыков. «Цветы для мамы»- (1ч.)
Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с использованием чесноковыжималки.
8.«Ромашки»- (1ч.)
Трафаретные технологии пластилиновой живописи.
Практическая часть. Выполнение лепной картины с использованием трафаретной технологии.
III. Поделки из природного материала (8 ч.)
1. Аппликация из яичной скорлупы – (2ч.)
Подготовка скорлупы для аппликации. Крашение скорлупы. Техника аппликации из яичной скорлупы.
Практическая часть. Аппликация на пластилине, аппликация с помощью клея по выбранным эскизам.
2. Аппликация из зёрен – (2ч.)
Виды круп. Особенности работы с зерном. Окраска зерна.
Практическая часть.Аппликация по выбранным эскизам. Окраска.
3. Поделки из спичек- (2ч.)
Инструменты для работы со спичками. Техника безопасности. Способы склеивания спичек между собой.
Практическая часть. Ёлочка. Картина из спичек и открытки.
- Аппликация из осеннихлистьев – (2ч.)
Практическая часть. Рыбка из листьев. Львенок из листьев и бумаги
IV. Весёлые лоскутки. Поделки и аппликация из ткани (9ч.)
Особенности работы с тканью. Виды тканей. Шов «вперёд иголку». Способы пришивания пуговиц с 2-мя отверстиями. Наклеивание деталей из ткани на основу.
Практическая часть. Куколки-талисманчики из ниток. Коллективное панно «Жар-птица». Панно «Лето». Салфетки. Волшебные пуговки. Закладка. Игольница «Божья коровка», Игрушка «Солнышко».
V. Бумагопластика (34ч.)
1. «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». «Волшебные комочки».- (1ч.)
История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.
2.«Фрукты», «Чудо – дерево»- (2ч.)
Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги
3. «Птенчики»- (1ч.)
Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги
4.«Снегирь»- (1ч.)
Последовательность выполнение работы. Пространственные представления. Композиционные навыки.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.
5.Новогодняя игрушка. Символ года- (1ч.)
История возникновения символов. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги
6.Открытка к Новому году – (1ч.)
Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием мятой бумаги. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.
7. «Праздничный салют»- (1ч.)
Последовательность выполнение работы в составлении мозаичного панно.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.
8. Оригами – (11ч.)
Знакомство с оригами. Базовые формы. Условные знаки, принятые в оригами. Основные приёмы складывания.
Практическая часть. Складывание фигурок: лис, киска Алиска, домики, грибок. Композиции: «Медведи на льдине», «Бабочки на цветах», «Теремок», «Лягушка-царевна», «Три поросёнка», «Сова в ночном лесу», Букет для мамы.
9.Волшебные полоски- (5ч.)
Учимся вырезать полоски. Работа с клеем.
Практическая часть. Грибной дождик. Петушок с цыплятами. Снеговик и ёлочки. Цветы из снежинок. Гирлянда из цветов.
10. Аппликация из «ладошек»- (6ч.)
Особенности работы с бумагой. Техника безопасности при работе с ножницами.
Практическая часть.«Солнышко», «Бабочка», «Снеговик», «Елочка», «Дед Мороз», «Снегурочка».
11. Аппликация из «сердечек» - (4ч.)
Особенности работы с бумагой. Техника безопасности при работе с ножницами.
Практическая часть.«Бабочка», «Мышка», «Заяц», Коллективная работа – композиция из сердечек.
VI. Оформление работ (5ч.)
Подготовка лучших работ к выставке:
1.Просмотр творческих работ обучающихся проделанных в течение года;
2.Устранение дефектов: исправления, замаскировка, доделывание в работах. Действие по принципу «Дефект в эффект».
3.Оформление работ в рамы, в паспарту. Запись этикетки к изделиям.
VII. Выставки (4ч.)
VIII. Итоговое занятие (1ч.)
Выполнение творческой коллективной композиции из цветной бумагой с использованием ЗУНов, приобретенных в течение года.