ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Развивайка» (ознакомительный уровень) направленность – физкультурно-спортивная Срок реализации программы – 1 год Возраст обучающихся: 4-6 лет
МБУДО ДО ДЮЦ «ПИЛИГРИМ» имени 37 гвардейского Свирского Краснознаменного воздушно-десантного корпуса» городского округа Самара
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Развивайка» (ознакомительный уровень) направленность – физкультурно-спортивная
Срок реализации программы – 1 год Возраст обучающихся: 4-6 лет
Составитель: Боженко А.С., методист МБУ "Пилигрим"
Содержание
1. |
Пояснительная записка
|
4-11 |
2 |
Учебно-тематический план и содержание дополнительной общеразвивающей программы
|
12-58 |
3 |
Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы |
59-60 |
4 |
Список литературы
|
61-66 |
5 |
Приложения |
67-96 |
- Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Развивайка» является программой дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности и является адаптированной для детей с ОВЗ, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Настоящая редакция программы одобрена методическим советом МБУ ДО ДЮЦ «Пилигрим» г.о. Самара и рекомендована к использованию.
Программа дополнительного образования детей составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании». При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам в этой области и собственный опыт педагога.
- Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность
и отличительные особенности программы
Одной из главных задач для учреждения дополнительного образования является органичное сочетание воспитательно-образовательного процесса с сохранением и укреплением здоровья детей. В настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом развитию детей как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. Традиционных форм работы по развитию недостаточно, поэтому мы внедрили новую эффективную технологию, такую как модульная технология, которая включает в себя адаптированные для детского организма системы обучения.
Актуальность программы
Современное общество предъявляет новые, все более высокие требования к человеку (в том числе к ребенку) – к его способностям и возможностям адаптации. Постоянно увеличивающееся влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья детей, снижению их физического и умственного потенциала. Так, статистика за последние 10 лет выявила неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей дошкольного возраста.
Количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3 раза.
Поэтому уже с ранних лет необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой.
Разработка данной программы обусловлена возросшим интересом к детскому фитнесу, творчеству и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья со стороны детей дошкольного возраста и их родителей.
Новизна программы
Современное состояние развития детей младшего возраста характеризуется невысокой эффективностью. Также не все дети посещают дошкольные учреждения ввиду ограниченного количества мест. Данная неблагоприятная ситуация привела к тому, что возникла необходимость в поиске таких организационных форм занятий, которые вобрали в себя и интегрировали все новое эффективное, созданное наукой и практикой. Одним из интересных направлений такого поиска является комплексное сочетание нескольких видов занятий в одном объединении.
Фитнес – один из самых молодых видов физкультурно-спортивной деятельности, быстро завоевавших популярность во всем мире. Своеобразие его определяется органическим соединением спорта и искусства, единством движений и музыки.
Занятия развитием мелкой моторики способствует развитию речи, чувственному и сенсорному восприятию окружающего мира.
Подвижные и малоподвижные игры дают возможности для самовыражения детей через игру и творческие выступления, развития координации движений, снятия физического и умственного напряжения, помогают чувствовать себя более раскованно в коллективе, что послужит прекрасным подспорьем к подготовке к школе. В игре дети учатся активно и на равных общаться с другими детьми, получают необходимую физическую нагрузку, а также развивают навык быстрой реакции и многое другое.
Гимнастика для детей с ОВЗ – необходимая часть занятий «особых» детей, которая не только способствует их адаптации к жизни в окружающей среде в физическом, но и в духовном плане.
Благодаря доступности занятия являются эффективным средством пропаганды здорового образа жизни, творчества, духовного и нравственного воспитания приучать к которому нужно с раннего возраста.
Педагогическая целесообразность
Учитывая, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, занятия включают в себя игровые методы.
В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, показ, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
Наглядные приемы имеют первоочередное значение. Именно с подражания образу начинается освоение техники различных упражнений, развивается двигательная память, внимание.
Объяснения пользы того или иного занятия развивают творческие способности детей. Они с удовольствием подражают и выполняют упражнения, без какого-либо принуждения. На занятиях дети учатся соотносить навыки и умения с тем, какое значение эти упражнения имеют для их развития.
В дошкольном возрасте совершенствуются функциональные возможности центральной нервной системы. Дети быстро и легко запоминают показанные им движения. Однако для закрепления и совершенствования необходимо многократное повторение (практический метод).
Занятия проводятся под музыкальное сопровождение. Музыка создает положительный эмоциональный фон для повышения работоспособности и дисциплины занимающихся.
Адресат программы
Программа предназначена для мальчиков и девочек 4-6 лет, не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющим допуск к занятиям.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических, творческих, духовных и нравственных качеств и способностей, реализуемых в жизненной активности. Именно в этом возрасте ребенок обладает отличной памятью. Он схватывает на лету самую суть занятий, способен копировать показанные ему упражнения. Это тот период в жизни ребенка, когда идет интенсивное формирование опорно-двигательного аппарата, закладываются основы гармонизации телосложения и функциональных возможностей организма. Именно на данном возрастном этапе актуальной является задача выявления нарушения осанки, поиска эффективных средств их предупреждения и коррекции.