тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

15.10.2018 г.
II Всероссийский конкурс-выставка фотографии «В объективе фантазии»
11.10.2018 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая 100-летию окончания Первой мировой войны «Ради...
10.10.2018 г.
III Всероссийский конкурс творчества «ЛЕГО - мастерская»
10.10.2018 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая изучению правил дорожного движения (Из цикла...
10.10.2018 г.
​​​

II Всероссийский конкурс литературного творчества «Мастера волшебного пера»
09.10.2018 г.
Всероссийский смотр - конкурс уголков образовательных организаций «Место притяжения»
08.10.2018 г.
II Всероссийский конкурс «Моя семья - это семь Я!»

Дополнительная  общеразвивающая программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «КОМПАС»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дом детства и юношества г. Черемхово» Иркутская область г. Черемхово

 

Дополнительная  общеразвивающая программа

летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «КОМПАС»

 

Разработчики программы:

Пилипей Ольга Николаевна - методист

Мелентьева Ирина Николаевна - методист

 

 

 

Актуальность и отличительные особенности программыпрограммыобусловлены тем, что каникулы составляют значительную часть объема свободного времени детей, это  время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч, время познания самого себя. Лагерь  -  уникальная форма  призванная организовать продуктивный досуг детей разного возраста, помочь ребенку  проявить себя, приобрести  позитивный опыт.

Научно-педагогическая обоснованность  заключается в том, что  сегодня  дети ежедневно сталкиваются с множеством задач, для решения которых требуется исключительно комплексный  подход. В условиях роста социальной конкуренции ребенку необходимо уметь применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной. Сегодня  необходимо уметь  принимать нестандартные решения, уметь творчески мыслить.   Программа ЛДП «Компас» призвана помочь определить верные  ориентиры для личностного  развития детей в условиях лагеря, которые базируется на современных образовательных  трендах (РДШ, добровольчество).

Практическая направленность, наличие межпредметных и внутрипредметных связей.Программа    «Компас»носит  комплексный,практикоориентированныйхаракетр.  Объединяет различные направления   деятельности  в условиях оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей. Программа разделена на четыре отдельных блока, которые  соответствуют четырем  направлениямРоссийского движения школьников:

- личностное развитие;

- военно – патриотическое направление;

 - информационно – медийное направление;

- гражданская активность.

Ресурсное обеспечение программы

Наличие помещений и площадок: актовый зал, кабинеты № 5, 8, 9, 11, детская игровая площадка.

Оборудование игровых комнат

№ п/п

 

 

Наименование

Кол-во

 

№ п/п

Наименование

Кол-во

 

1.

 

 

Телевизор

1

 

 

 

14.

Карандаши

6 кор.

 

2.

 

 

Магнитная   доска

1

 

 

 

15.

Маркеры

4 шт.

 

3.

 

 

Фотоаппарат

1

 

 

 

16.

Фломастеры

4кор.

 

4.

 

 

Принтер

1

 

 

 

17.

Настольный теннис

1

 

5.

 

 

Музыкальный центр

1

 

 

 

18.

Бадминтон

2

 

6.

 

 

Микрофоны

2

 

 

 

19.

Шашки

6

 

7.

 

 

Ноутбук

1

 

 

 

20.

Мячи резиновые

4

 

8.

 

 

Видеопроектор

1

 

 

 

21.

Мяч волейбольный

1

 

9.

 

 

Диски  (МЧС)

5

 

 

 

22.

Мяч футбольный

1

 

10.

 

 

Альбомы

10

 

 

 

23.

Игры настольные

6

 

11.

 

 

Цветная бумага

6 п.

 

 

24.

Пазлы

4

 

12.

 

 

Гуашь

5 п.

 

 

 

25.

Скакалки

6

 

13.

 

 

Кисточки

10

 

26

Призы и награды

20

 

Инвентарь и материал практик  для проведения ткань, бисер, кожа, бумага, пайетки, ленты  и др.

Оборудование уличной площадки: беседка, песочницы, лавки, стол, зонты, сетка для игр с мячом.

Оборудование актового зала: сцена, кулисы, музыкальная аппаратура, микрофоны.

Сведения об авторах программы.

Пилипей Ольга Николаевна - методист МУДО «Дом детства и юношества г. Черемхово», 1 кв. категория, Благодарность министерства образования Иркутской области.

Мелентьева Ирина Николаевна - методист МУДО «Дом детства и юношества г. Черемхово», 1 кв. категория, Почетная грамота министерства образования Иркутской области.

     Содержание

  1. Информационная карта  программы……………………….…………3
  2. Пояснительная записка………………..…….………….……..….……5
  3. Учебный план лагеря…………………………………………………..7
  4. Содержание программы лагеря………………………………………..8
  5. Общелагерная КТД…………………………………………………….10
  6. Планируемые результаты……………………………………………...10
  7. Условия реализации программы………………………………………10
  8. Список литературы……………………………………………………..12
  9. Приложения …………………………………………………………….13

 

  1. Информационная карта программы

1

Полное название программы

Дополнительная  общеразвивающая программа летнего оздоровительного лагеряс дневным пребыванием детей на базе  МУДО ДДЮ «Компас»

2

Цель программы

Содействие развитию  личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей и организация продуктивного детского досуга.

3

Задачи программы

  1. Блок  «Личностное развитие»: создать условия
    1.  для творческого развития;
    2.  популяризации здорового образа жизни и спорта;
  2. Блок «Военно – патриотическое направление»
    1. Способствовать повышению интереса детей к службе в ВС РФ;
    2. Организовать профильные события,   в том числе лагерные  сборы, военно-спортивные и туристские  игры, соревнования, акции;
  3. Блок «Гражданская активность»
    1. Дать представление о добровольческом движении;
    2.  Организовать общественно  - полезные активности (акции, флеш – мобы и т.д.)
    3.  Развивать навыки историко-краеведческой работы через организацию квест - игр  об истории и культуре  города Черемхово и Иркутской области;
  4. Блок «Информационно – медийное направление»
    1. Создать лагерный  медийный центр:
      1. Выпустить  газету
      2. Подготовить информационный контент для страницы ДДЮ в социальной  сети «Инстаграм» и новостной ленты сайта ДДЮ;
      3. Подготовить   выступление на радио;
      4. Создать условия для информационной безопасности участников смены.

4

Сроки реализации программы

1 сезон - с 01.06. 2018  по 22.06. 2018 года, 50 чел.

2 сезон - с 26.06.2018  по 16.07. 2018 года, 50 чел.

5

Название организации

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детства и юношества  г. Черемхово»

6

Почтовый адрес организации

 665413, Иркутская область, город Черемхово, улица Декабрьских Событий, дом  49

7

Телефон

E-mail

8 (39546)50806

ddu01@mail.ru

8

Ф.И.О. руководителя

Июдина Ольга Александровна

9

Адресат программы

дети в возрасте от 5 до 15 лет.

10

Направление деятельности:

- Блок 1 - личностное развитие;

- Блок 2  - военно – патриотическое направление;

- Блок3– информационно – медийное направление;

- Блок 4 - гражданская активность;

11

Аннотация программы

Программа    «Компас»носит  комплексный,практикоориентированныйхаракетр.  Объединяет различные направления   деятельности  в условиях оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.

12

Авторы программы

Штруба Ольга Михайловна, методист;

Пилипей Ольга Николаевна, методист.

13

Нормативно правовая база программы

-«Конвенция ООН о правах ребенка»

-Конституция РФ

- Закон Российской федерации «Об образовании в Российской Федерации»

-Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года

-Концепция развития дополнительного образования детей

-Приказ Минобразования РФ «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»

- Устав РДШ

-  Методические рекомендации по направлениям РДШ: личностное развитие, военно – патриотическое, гражданская активность, информационно – медийно

 

2. Пояснительная записка

Дополнительная  общеразвивающая программалетнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Компас» ориентирована на решение задач летней оздоровительной компании  и является основой организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей. Целевая аудитория программы дети  от 5 до 15 лет.

Программа носит практико-ориентированный и информационно - просветительский характер.

Актуальность программыобусловлена тем, что каникулы составляют значительную часть объема свободного времени детей, это  время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч, время познания самого себя. Лагерь  -  уникальная форма  призванная организовать продуктивный досуг детей разного возраста, помочь ребенку  проявить себя, приобрести  позитивный опыт.

Новизна программы  заключается в том, что  сегодня  дети ежедневно сталкиваются с множеством задач, для решения которых требуется исключительно комплексный  подход. В условиях роста социальной конкуренции ребенку необходимо уметь применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной. Сегодня  необходимо уметь  принимать нестандартные решения, уметь творчески мыслить.   Программа ЛДП «Компас» призвана помочь определить верные  ориентиры для личностного  развития детей в условиях лагеря, которые базируется на современных образовательных  трендах (РДШ, добровольчество).

Программа разделена на четыре отдельных блока, которые  соответствуют четырем  направлениямРоссийского движения школьников:

- личностное развитие;

- военно – патриотическое направление;

 - информационно – медийное направление;

- гражданская активность.

Цель программы:содействие развитию  личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей и организация продуктивного детского досуга.

Задачи программы:

  1. Блок «Личностное развитие»:  создать условия для
    1. творческого развития через КТД;
    2. популяризации здорового образа жизни и спорта;
  2. Блок «Военно-патриотическое направление»

2.1. Способствовать  повышению интереса детей к службе в ВС РФ;

2.2.Организовать профильные события,   в том числе лагерные  сборы,  военно-спортивные и туристские  игры, соревнования;

  1. Блок  «Гражданская активность»
    1. Дать представление о добровольческом движении;
    2. Организовать общественно  - полезные активности (акции, флеш – мобы и т.д.)
    3.  Развивать навыки историко-краеведческой работы через организацию квест - игр  об истории и культуре  города Черемхово и Иркутской области;
  2. Блок   «Информационно – медийное направление»
    1. Создать лагерный  медийный центр:
      1. Выпустить  газету
      2. Подготовить информационный контент для страницы ДДЮ в социальной  сети «Инстаграм» и новостной лентой сайта ДДЮ;
      3. Создать условия для информационной безопасности участников смены.

 

Идеология программы

Все события лагеря будут посвящены теме морского путешествия.

Логотип смены – Компас

Участники смены – юнги, капитан и боцман

Режимные моменты лагеря определены Легендой (Приложение 2)

Каждый отряд – Шхуна

Каждый блок – Бухта

Каждый отряд состоит из юнг, Капитана и Боцмана.

Боцман отвечает за ведение «Судового журнала»  (Приложение 1)

 

Срок и режим  освоения  программы

Программа рассчитана на одну лагерную смену продолжительностью 16 дней и предполагает погружение в четыре блока, которые  рассчитаны на 7 академических часов (40 мин) каждый – которые в рамках программы называются «практики». По завершению одного из блоков, каждый отряд передвигается по принципу «вертушки» к  следующему. На освоение всей программы отводиться 28 академических часов.  

Кроме того программой предусмотрено 5 часов на организацию и проведение обще лагерных мероприятий.

 

Форма проведения  летней оздоровительной компании:очная

 

3.Учебный план лагеря(28 часов)

 

Наименование разделов деятельности

Общее количество учебных часов

Форма текущего контроля

всего часов

теория

практика

1.Блок «Личностное развитие».

7

1,5

5,5

Флеш – моб «Зарядись!».

Рефлексия.

Заполнение судового журнала

Введение в деятельность

1

0,5

0,5

Практика1. Лавка мастера

2

0,5

1,5

Практика2.Лавка мастера

2

-

2

Практика3. Нам и море по колено

2

0,5

1,5

2. Блок «Военно-патриотическое направление»

7

0,5

6,5

Сдача норм ГТО (в облегченном варианте).

Заполнение судового журнала

Введение в деятельность

1

0,5

0,5

Практика1.Азимут на безопасность

2

-

2

Практика2.День на суше

2

-

2

Практика3.Готов к труду и обороне

2

-

2

3.Блок  «Гражданская активность»

7

1

6

 

Введение в деятельность

1

0,5

0,5

Квест «Черемхововед»

Заполнение судового журнала

Практика 1.Большому короблю – большое плавание

2

0,5

1,5

Практика  2. Всем драить палубу!

2

-

2

Практика 3. Причал Черемховский

2

 

-

2

4.Блок   «Информационно – медийное направление»

7

1,5

5,5

Квест -  mobile «Из прошлого в будущее».

Наполнение контента сайта ДДЮ

Введение в деятельность

1

0,5

0,5

Практика1.«Мобильный дайвинг

2

1

1

Практика 2. В сетях

2

-

2

Практика3.Квест -  mobile «Из прошлого в будущее»

2

-

2

Итого

28

4,5

23,5

 

 

 

 

4.Содержание программы лагеря

1. Блок «Личностное развитие»  - бухта Острова сокровищ

Введение в деятельность – 1час

Знакомство  с направлением  РДШ «Личностное развитие» в формате Мозгового штурма «Облако творческих  профессий»  и разгадыванию  анаграммам.Рефлексия «Туманность  хэштегов». Заполнение судового журнала.

 

Практика 1. «Лавка мастера»  - 2 часа

Старт – ап «Под парусом творчества»: разрабатывают идеи проведения, оформления и этапы подготовки к итоговому  мероприятию. 

Работа в творческих лабораториях «Лавка мастера», где участники смены готовят инвентарь и  оформление  для проведения мероприятия  с учетом тематика мероприятия.Знакомство с основными понятиями декоративно – прикладного искусства. Изучение различных техник. Применение на практике. Заполнение судового журнала.

Практика 2. «Лавка мастера» – 2 часа

Продолжается  работа в творческих лабораториях, ребята реализуют собственные мини - проекты по созданию логотипа своей команды и презентуют их. На переговорной площадке - дорабатывают план мероприятия,  распределяют ответственных.     Заполнение судового журнала.

Практика 3.«Нам и море по колено!» – 2 часа

Финалом становится флеш – моб  по ЗОЖ - «Зарядись!».  

Итоговая встреча будет  проходить  под девизом «На абордаж», в рамках которой юнги «сверяют часы», определяю дальнейший маршрут. Проводится рефлексивное мероприятие. Заполняется судовой журнал

Блок «Военно-патриотическое направление» - бухта «Полный вперед!»

Введение в деятельность – 1час

Знакомство  с  венно – патриотическим направлением  РДШ в формате мастер- классов «Равный – равному». Рефлексия «Туманность  хэштегов». Заполнение судового журнала.

Практика 1.«Азимут на безопасность» - 2 часа

Интерактивное занятие  по профилактике ДДТТ в специально оборудованной комнате (работа с перфокартами, электронными стендами и  ситуационными макетами).  Тестирование по ПДД.

Практика 2. «День на суше»- 2 часа

Туристский  сбор   «Ё – хо – хо!». Юнги знакомятся с основами пешеходного туризма, ориентирования на местности. Встреча со спортсменами Черемхово - диалоговая площадка на тему «Что такое ГТО!?».

Практика 3. Готов к труду и обороне – 2 часа

Практикуме по разборке – сборке макета  автомата. Сдача норм ГТО.

 

Блок   «Гражданская активность»- бухта «Твой выбор»

Введение в деятельность – 1час

Знакомство с  направлением РДШ  «Гражданская активность». Просмотр фильма о добровольчестве. Информация о годе добровольчества и волонтерства: встреча с волонтёрским  отрядом  ДДЮ - «Исток».  

Практика 1. «Большому кораблю – большое плавание»- 2 часа

Разработка модели  современного ребенка  «Поколение Z». Тренинг на самоидентификацию.

Практика 2.  «Всем драить палубу!» - 2 часа

Акция по очистке территории: 1группа -  братской могилы; 2 группа -  памятника П. Щелкунову, 3 группа – территории лагеря; 4 группа  - выпуск и размещение листовок «Ты в ответе…».

Практика 3. «Причал Черемховский» – 2 часа

Квест – игра  «Черемхововед».

Блок:  Информационно – медийное направление  - бухта «Большой информационный риф»

Введение в деятельность – 1час

Знакомство с  направлением РДШ  «Информационно-медийное направление». Юные первооткрыватели знакомятся правилами информационной безопасности в формате  командногобатла  «Киберг – атака».

Практика 1.«Моблильный дайвинг» - 2 часа

Основы продуктивного Киберг – досуга:  современные гаджеты и мобильные приложения (снап – чат, маскарад, инстаграм и др.) – «за» и «против»!Понятия«Информационный контент», «Социальные сети». Сайт ДДЮ и его возможности.

Практика 2. «В сетях!» - 2 часа

Создают аккаунт отряда  в приложении  «Инстаграм», выкладывают коллаж  экипажа своей шхуны, в обработке Снапчата.    Проходят пробу пера   при написании заметок о деятельности  отряда на сайт ДДЮ,  в Инстаграм и газету лагеря.

Практика 3. Квест - mobile«Из прошлого в будущее» – 2 ч

Квест  к 100 летию системы дополнительного образования с использованием приложения Viber.  Выпуск «заметок» в газету, на сайт , в сеть

 

  1. Общелагерные КТД

 

Наименование разделов деятельности

Всего часов

1

Открытие лагеря «Свистать всех наверх!»

 

Встреча с представителями ведомственных структур, инструктирование по безопасному поведению  в лагере и во время летних каникул (ГИБДД, ОНД)

1

 

1

2

 

Спортивное мероприятие «По волнам! По морям!»

1

3

Творческое сражение отрядов - «Морской бой!»

1

4

Закрытие лагеря «Родной причал!»

1

Итого

5

 

  1. Планируемые  результаты

Лагерь позиционируется как площадка для личностного роста ее участников.

Участники смены смогут приобрести навыки:

-  осуществления деятельности, способствующей формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей;

- свободной пропаганды своих взглядов, целей, задач;

-  создания  проектов;

-  организации  и проведения мероприятий;

- издательской деятельности;

- осуществлять добровольческую и общественно - полезную деятельность;

- выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни.

Участники смены смогут продуктивно провести часть летних каникул, создадут собственные продукты: творческие проекты,модель развития современного ребенка, выпустят газету лагеря,  Снапчат – коллажи, авторские заметки на сайте ДДЮ и др.

Приобретут  позитивный опыт:

 -  участия во всероссийских детских  организациях:РДШ, ГТО, ЮИД;

- безопасного «общения» с мобильными приложениями и гаджетами;

 - безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

 

  1. Условия реализации программы

Кадровое обеспечение

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

  1. Директор МУДО ДДЮ;
  2. Зам. директора по АХЧ;
  3. 2 начальника ЛДП (1-ый и 2-ой сезон);
  4. 10 педагогов (4 воспитателя + 1 педагог –на 1 и на 2-ой сезон);
  5. Вахтёр;
  6. Тех. работник;
  7. Медработник.

 

Наличие помещений и площадок: актовый зал, кабинеты № 5, 8, 9, 11, детская игровая площадка.

Оборудование игровых комнат

№ п/п

 

 

Наименование

Кол-во

 

№ п/п

Наименование

Кол-во

 

1.

 

 

Телевизор

1

 

 

 

14.

Карандаши

6 кор.

 

2.

 

 

Магнитная   доска

1

 

 

 

15.

Маркеры

4 шт.

 

3.

 

 

Фотоаппарат

1

 

 

 

16.

Фломастеры

4кор.

 

4.

 

 

Принтер

1

 

 

 

17.

Настольный теннис

1

 

5.

 

 

Музыкальный центр

1

 

 

 

18.

Бадминтон

2

 

6.

 

 

Микрофоны

2

 

 

 

19.

Шашки

6

 

7.

 

 

Ноутбук

1

 

 

 

20.

Мячи резиновые

4

 

8.

 

 

Видеопроектор

1

 

 

 

21.

Мяч волейбольный

1

 

9.

 

 

Диски  (МЧС)

5

 

 

 

22.

Мяч футбольный

1

 

10.

 

 

Альбомы

10

 

 

 

23.

Игры настольные

6

 

11.

 

 

Цветная бумага

6 п.

 

 

24.

Пазлы

4

 

12.

 

 

Гуашь

5 п.

 

 

 

25.

Скакалки

6

 

13.

 

 

Кисточки

10

 

26

Призы и награды

20

 

Инвентарь и материал практик  для проведения ткань, бисер, кожа, бумага, пайетки, ленты  и др.

Оборудование уличной площадки: беседка, песочницы, лавки, стол, зонты, сетка для игр с мячом.

Оборудование актового зала: сцена, кулисы, музыкальная аппаратура, микрофоны.

 

8.Список литературы

  1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
  3. Н. В. Боровик «Педагогика лета» Минск ,2002г.
  4. Н. А. Горбунова «Школьный лагерь» Волгоград,2003г.
  5. В. А. Караковский, Л И Новикова «Воспитание? Воспитание… Воспитание!» М.,1996г.
  6. Т. М. Кумицкая «Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе» М,2006г.

 

Информационные ресурсы -материалы сайтов:

- https://рдш.рф/

  • nsportal.ru

- http://www.vozhatyj.ru/;

  • http://www.murzilka.org/igrodrom/

 

Приложение 1

Судовой журнал

ФИО____________________________________

Название шхуны__________________________

Бухта "_________________________________":

Рефлексия "Туманность хештегов"

Чего я ожидаю от заплыва

________________________________________

День первый_____________________________

День второй______________________________

День третий______________________________

День четвертый___________________________

Сколько галеонов собрано__________________

 

Приложение 2

Легенда лагеря "Компас"

8.30 -8.50 - прием детей в лагерь, перекличка, планерка.

8.50 -9.10 - Утренняя зарядка, инструктаж по технике безопасности.

9.15 -9.30 - Завтрак

9.30 -13.00 - Работа по плану: отрядные, общеотрядные дела, творческие мероприятия, спортивные игры,Заплыв в бухты(работа по отрядам)

13.00 -13.40 - Обед

13.40 -14.15 - Работа по плану: игры на свежем воздухе,конкурсы,заплыв в бухты (работа по отрядам)

14.15 - 14.30 -Итоги дня.

Инструктажи по безопасности на дорогах.

14.30 -Уход домой

 

 

 

Приложение 3

Лист «Старт-ап идей»

1. ФИ инициатора__________________________________________________________

2. Я хочу, чтобы кто-нибудь придумал и провел ___________________________ _____

3. Я хочу провести для ребят ___________________________________________ ______

4. Спасибо за идею! ФИ______________________________________________________

 

 

Приложение 4

Тестирование по ПДД

 

Внимание! Во всех вопросах только один правильный ответ.
1. Какие лица отнесены Правилами дорожного движения к участникам дорожного движения?
А) регулировщик, пешеходы, водители, пассажиры;
Б) водители и пешеходы;
В) пешеходы, водители, пассажиры.
2. Как безопаснее переходить улицу, где нет пешеходного перехода?
А) надо переходить от одного угла тротуара к другому;
Б) надо переходить улицу по диагонали;
В) действовать по обстановке.
3. Для чего предназначен островок безопасности?
А) работы регулировщика;
Б) для остановки транспортных средств;
В) для остановки пешеходов во время перехода дороги.
4. По улице мчится машина, подающая специальные звуковые сигналы. Что вы будете делать?
А) быстро перебежите проезжую часть;
Б) немедленно освободите проезжую часть;
В) не обратите внимание на эти сигналы.
5. Кому должны подчиняться водители и пешеходы, если сигналы регулировщика не совпадают с сигналами светофора?
А) никому не должны подчиняться;
Б) только сигналам регулировщика;
В) только сигналам светофора.
6. По каким элементам дороги разрешается ходить пешеходам?
А) по тротуару, пешеходной дорожке, обочине;
Б) по тротуарам и пешеходной дорожке;
В) по всем элементам дороги.
7. Что означает термин «тротуар»?
А) элемент дороги для движения, стоянки или остановки;
Б) элемент дороги для движения пешеходов;
В) элемент дороги для движения транспортных средств.
8. Что означает этот сигнал регулировщика для пешехода? Регулировщик опустил руки и стоит боком.
А) регулировщик отдыхает;
Б) движение пешеходов запрещено;
В) движение пешеходов разрешено.
9. Что не является безопасным при переходе улицы?
А) переход дороги по диагонали;
Б) переход улицы по пешеходному переходу;
В) переход улицы на зеленый сигнал светофора.
10. Что означает мигающий зеленый свет светофора?
А) необходимость быстро перебежать дорогу;
Б) светофор неисправен;
В) разрешает движение, но предупреждает, что время работы зелёного светофора заканчивается.
11. Сколько сигналов на светофоре для транспортных средств?
А) пять;
Б) четыре;
В) три;
12. Какое наказание применяется к нарушителю Правил дорожного движения?
А) предупреждают нарушителя;
Б) арестовывают нарушителя;
В) штрафуют нарушителя.
13. Что помогает регулировать дорожное движение?
А) дорожная разметка;
Б) светофор;
В) дорожное полотно.
14. Какое назначение дорожных знаков?
А) предупреждают и запрещают;
Б) устанавливают порядок в дорожном движении;
В) информируют и предписывают.
15. К какой группе дорожных знаков относится знак «Дорожные работы»?
А) предупреждающий
Б) запрещающий;
В) информационный. 
16. Какой знак относится к группе информационно-указательных знаков?
А) «Пешеходный переход»;
Б) «Въезд запрещен»;
В) «Пункт питания»;
17. С какого возраста ребёнок может ездить на переднем сиденье легкового автомобиля, не оборудованного детским креслом?
А) с 10 лет;
Б) с 12 лет;
В) с 14 лет.
18. Разрешено ли пассажиру разговаривать с водителем во время движения?
А) не запрещено, если говорить негромко;
Б) разрешено;
В) запрещено.
19. Что такое обочина?
А) это часть городской дороги для пешеходов;
Б) это часть загородной дороги для движения пешеходов;
В) это часть загородной дороги для движения транспорта.