тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

15.10.2018 г.
II Всероссийский конкурс-выставка фотографии «В объективе фантазии»
11.10.2018 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая 100-летию окончания Первой мировой войны «Ради...
10.10.2018 г.
III Всероссийский конкурс творчества «ЛЕГО - мастерская»
10.10.2018 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая изучению правил дорожного движения (Из цикла...
10.10.2018 г.
​​​

II Всероссийский конкурс литературного творчества «Мастера волшебного пера»
09.10.2018 г.
Всероссийский смотр - конкурс уголков образовательных организаций «Место притяжения»
08.10.2018 г.
II Всероссийский конкурс «Моя семья - это семь Я!»

Дополнительная общеразвивающая программа «Дети и дорога» Конкурс образовательных программ, номинация: социально – педагогическая

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Иркутска

«Дом детского творчества №1»

 

Дополнительная общеразвивающая программа «Дети и дорога»

Конкурс образовательных программ, номинация: социально – педагогическая

 

Составитель: Пуляевская Н.П.

педагог дополнительного образования

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Концепции федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27 октября 2012 г. № 1995-р), Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. N196-ФЗ, составлена дополнительная общеразвивающая программа «Дети и дорога».

Направленность дополнительной общеразвивающей программы – социально-педагогическая.

Актуальность данной программы обусловлена высокими статистическими показателями дорожных происшествий с участием детей и подростков, что является следствием низкого уровня культуры участников дорожного движения, неготовностью детей к экстремальным ситуациям.

Целесообразность программы заключается в том, что, благодаря полученным знаниям, дети приобретут необходимый минимум теоретических знания по правилам дорожного движения и оказанию первой помощи пострадавшим, научаться оценивать и предвидеть развитие экстремальных ситуаций, закрепят полученные знания на практике.

Цель программы: практико-ориентированное образование обучающихся в сфере безопасности, направленное на предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи программы:

Образовательные:

  • повышать уровень знаний обучающихся по  правилам дорожного движения;
  • способствовать выработке навыков по оказанию первой доврачебной помощи;
  • способствовать приобретению навыков социально значимой деятельности (волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Развивающие:

  • развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • способствовать развитию у детей быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах.

Воспитательные:

  • воспитывать дисциплину и ответственность за свое поведение на дороге; сознательное и ответственное отношение к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
  • вырабатывать культуру поведения в транспорте и дорожного этикета.

Объём программы – 36 часа. Срок реализации программы - 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу (30-45 минут по расписанию школы), перерыв между занятиями 10  минут.

Программа  рекомендована для обучения детей 7-12 лет (1-6 класс). На вводном занятии обучающиеся проходят тестирование для определения уровня  знаний по правилам дорожного движения. Так как занятия проводятся на базе школ и по их расписанию, наполняемость группы может варьироваться.

Форма обучения – очная.

К концу учебного года обучающиеся приобретают следующие знания и умения:

- основные понятия правил дорожного движения; способы регулирования дорожного движения; правила дорожного движения и безопасного поведения для роллеров, скейтбордистов, пешеходов, пассажиров, велосипедистов, водителей автомобилей и мопедов; правила поведения на железной дороге; устройство велосипеда, роликов, скейтборда, правила выбора и катания на них; виды транспортных средств; движение транспортных средств,  предупредительные сигналы, назначение номерных и опознавательных знаков и надписей; «дорожные ловушки», т.е. опасные ситуации, возникающие на дороге; причины дорожно-транспортных происшествий и способы их профилактики; меру ответственности участников дорожного движения за нарушение правил дорожного движения;

- планировать свое поведение в дорожных ситуациях с учетом конкретной обстановки и своих индивидуальных возможностей; соблюдать и обосновывать меры безопасного поведения в различных дорожных ситуациях; ретранслировать приобретенный опыт сверстникам, дошкольникам, окружающим.

 

Проверка знаний, умений и навыков при следующем контроле:

 

Входной – диагностика стартовых знаний обучающихся по правилам дорожного движения.

Текущий – осуществляется в ходе обучающей деятельности и сопровождается своевременной коррекцией по ходу занятия, а также участие в воспитательных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, тестировании, беседах.

Итоговый – спортивное мероприятие «Красный, желтый, зеленый», подготовленное и проведенное детьми.

Учебный план

Название разделов, тем

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

36

12

24

 

Зачем знать и соблюдать правила?

1

0,5

0,5

Раздел 1

Немного истории

4

1,5

2,5

1.1

Человек изобрел колесо…

1

0,5

0,5

1.2

Первые правила дорожного движения.

1

0,5

0,5

1.3

На страже безопасности: инспекторы и отряды ЮИД.

1

0,5

0,5

1.4

Игра знатоков «Что? Где? Когда?»

1

-

1

Раздел 2

Общие положения

15

7

8

2.1

Словарик.

1

0,5

0,5

2.2

Перекрестки.

1

0,5

0,5

2.3

Наши друзья – дорожные знаки.

1

0,5

0,5

2.4

Знакомьтесь: светофор.

1

0,5

0,5

2.5

Жесты регулировщика.

1

0,5

0,5

2.6

Правила поведения на железной дороге.

1

0,5

0,5

2.7

Правила движения транспорта.

1

0,5

0,5

2.8

Сигналы автомобиля.

1

0,5

0,5

2.9

Тормозной и остановочный пункт.

1

0,5

0,5

2.10

Ну и погода!

1

0,5

0,5

2.11

Когда на улице темно…

1

0,5

0,5

2.12

Аварии бывают разные.

1

0,5

0,5

2.13

Если вдруг авария…

1

0,5

0,5

2.14

Ответственность за нарушение правил дорожного движения (доклады).

1

0,5

0,5

2.15

Конкурс компьютерной графики «Я рисую жизнь»

1

-

1

Раздел 3

 

Мы - пешеходы

3

1

2

3.1

Правила для пешеходов.

1

0,5

0,5

3.2

Дорожные ловушки.

1

0,5

0,5

3.3

Акция «Юный пешеход»

1

-

1

Раздел 4

Мы – пассажиры.

2

0,5

1,5

4.1

Правила поведения для пассажиров

1

0,5

0,5

4.2

Web – квест по ПДД «Web-Ландия»

1

-

1

Раздел 5

Мы – водители детских транспортных средств

10

1,5

8,5

5.1

Виды транспорта.

1

0,5

0,5

5.2

Наш друг велосипед.

1

0,5

0,5

5.3

Ролики, скуйтборд.

1

0,5

0,5

5.4

Учимся ездить на велосипеде, роликах и скейтборде.

6

-

6

5.5

Спортивное  мероприятие «Красный, желтый, зеленый».

1

-

1

 

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

 

 

Календарный учебный график

 

Учебный

блок / месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Зачем знать и соблюдать правила?

1 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1 Немного истории

2 ч

2 ч

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2 Общие положения

 

2 ч

5 ч

4 ч

4 ч

 

 

 

 

Раздел 3 Мы – пешеходы

 

 

 

 

 

3 ч

 

 

 

Раздел 4 Мы пассажиры

 

 

 

 

 

1 ч

1 ч

 

 

Раздел 5 Мы – водители детских транспортных средств

 

 

 

 

 

 

3 ч

4 ч

3 ч

Итоговое занятие

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ч

Итого

3

5

3

5

4

4

4

4

4

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

Зачем знать и соблюдать правила? Знакомство с группой. Решение организационных вопросов. Техника  безопасности. Планы на текущий учебный год. Знакомство с образовательной программой.

Практика: Вводное тестирование.

Раздел 1 Немного истории.

1.1 Человек изобрел колесо… История развития автомобильного транспорта за рубежом и в России.

Практика: задания «Прочитайте самостоятельно: интересные факты о создании транспорта», «Отгадай машинку», «Цепочка», «Поиски», «Сочинение», «Рисунок», «Фоторепортер».

1.2 Первые правила дорожного движения. История создания правил дорожного движения от древних времен до наших дней.

Практика: задания «Прочитайте и обсудите», «Прочитайте самостоятельно: левостороннее или правостороннее движение», «Ответь на вопросы», «Новый знак».

1.3 На страже безопасности: инспекторы и отряды ЮИД. История создания ГИБДД в России, ее развитие и структура. Помощники ГИБДД – отряды ЮИД: история создания, организация и специфика работы.

Практика: задания «Прочитайте самостоятельно: подразделения ГИБДД. Инспектор ГИБДД», «Ответь на вопрос», «Сочинение».

 1.4 Игра знатоков «Что? Где? Когда?». Повторение изученного материала по правилам дорожного движения.

 

 

Раздел 2 Общие положения.

2.1 Словарик. Ознакомление и закрепление знаний об основных понятиях правил дорожного движения, назначении улиц и дорог, их элементах.

Практика: игра «Строители», «Пешеход - водитель», задания «Разгадай кроссворд», «Нарисуй», «Раскраска», «За окном», «Как называется».

2.2 Перекрестки. Дать понятие о перекрестках, их видах, сформировать четкое представление о том, как переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки.

Практика: задания «Найди ошибки на рисунке», «Объясни», «Соотнеси», «Обсудим?».

2.3 Наши друзья - дорожные знаки. Ознакомить школьников с группами дорожных знаков и их назначением; дать понятие о вертикальной и горизонтальной разметке и ее назначении.

Практика: миниигра «Авторинг», задания «Три задания», «Подбери знаки», «Добавь словечко», «Расскажи», «Загадочный рисунок», «Раскраски», «Назови», «Дополни».

2.4 Знакомьтесь: светофор. Дать детям представление о светофорах, их назначении и  видах; закрепить знание методов дорожного регулирования.

Практика: задания «Впиши слова», «Раскрась», «Моё изобретение», «Прочитай сказку», «Прочитайте самостоятельно: светофоры будущего».

2.5 Жесты регулировщика. Дать детям представление о методах дорожного регулирования, сигналах регулировщика, закрепить полученные знания.

Практика: задания «Впиши слова», «Раскрась»,  «Практика».

2.6 Правила поведения на железной дороге. Рассказать об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных путей, сформировать представления об особой опасности на железной дороге и мерах предосторожности при переходе железных дорог или при движении вдоль железнодорожного полотна.

Практика: задания «Вопрос-ответ», «Нарисуй», «Тест 1», «Тест 2».

2.7 Правила движения транспорта. Дать определение понятиям «интервал», «дистанция», изучить особенности движения автомобилей на проезжей части и пешеходов в жилой зоне.

Практика: задания «Ответь на вопрос», «Какая сторона?», «Анализ ситуации», игра «Прохожие на улице, или Встречное движение», игра «Пассажиры в метро», «Тест».

2.8 Сигналы автомобиля. Дать понятие об осветительных приборах автомобилей и их назначении; показать значение предупредительных сигналов водителей, как необходимого условия безопасности дорожного движения.

Практика: задания «Укажи поворот», «Вопрос-ответ», «Расскажи».

2.9 Тормозной и остановочный путь. Дать понятие об остановочном и тормозном пути автомобиля, его особенностях в разных погодных условиях.

Практика: задания «Вопрос - ответ», игра «Шагомер», «Обсудим?», «Ну и задачка», «Объясни», «Расскажи», «Назови», «Дополни».

 

2.10 Ну и погода! Дать определение понятию «Недостаточная видимость», изучить влияние погодных условий на движение транспортных средств и безопасность движения, закрепить знания о дорожных знаках, предупреждающих о подобной опасности.

Практика: задания «Раскрась и объясни», «Ну и задачка!», «Сравни», «Объясни».

2.11 Когда на улице темно... Дать детям представление об особенностях передвижения в темное время суток пешеходам, автомобилистам и велосипедистам.

Практика: задания «Вопрос-ответ», «Обсудим?».

2.12 Аварии бывают разные. Дать определение понятия «дорожно-транспортное происшествие», рассмотреть виды аварий, их  причины, определить роль госавтоинспекции и отрядов ЮИД в профилактике детского дорожно – транспортного травматизма.

Практика: задания «Обсудим?», «Кто виноват?», «Выучи правило и раскрась».

2.13 Если вдруг авария... Научить правильному поведению при дорожно-транспортном происшествии; закрепить знания и умения по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.

Практика: задания «Японский кроссворд», «Практика».

2.14 Ответственность за нарушение правил дорожного движения (доклады). Ознакомление с подготовленными детьми докладами (выступлениями, презентациями, газетами) по подгруппам. Рекомендация: можно предварительно раздать данный материал и попросить детей привлечь родителей или попросить детей найти материал самостоятельно.

2.15  Конкурс компьютерной графики по ПДД «Я рисую жизнь».

 

Раздел 3 Мы – пешеходы.

3.1 Правила для пешеходов. Дать детям представление о правилах передвижения на улице и загородной дороге одному, в колоне, на перекрестке и во время приближения автомобилей со специальными  сигналами.

Практика: задания «Ну и задачка!», «Найди ошибки», «Найди ошибки», «Как правильно?», «Подумай и объясни», «Как правильно?», «Раскрась и выучи», «Нарисуй», игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир».

3.2 Дорожные ловушки. Закрепить ранее полученные знания по безопасному переходу через дорогу; способствовать развитию умения предвидеть опасные ситуации на дороге.

Практика: задания «Карточки», «Объясни», «Раскрась».

3.3 Акция  «Юный пешеход». Практика: проведение рейда совместно с инспекторами ГИБДД на улицах города.

 

 

Раздел 4 Мы – пассажиры.

4.1 Правила для пассажиров. Закрепить понятие «пассажир», дать детям представление о видах транспорта; познакомить с правилами поведения в общественном и личном транспорте.

Практика: задания «Найди нарушителя», «Объясни», «Найди ошибки», «Прочитай и раскрась», «Объясни», «Прочитайте самостоятельно: немного остории создания ремня безопасности».

4.2 Web-квест " Web-Ландия ". Практика.

 

Раздел 5 Мы  - водители детских транспортных средств.

5.1 Виды транспорта.  Научить различать виды транспортных средств, дать представление о значении транспортных средств, воспитывать уважительное отношение  к окружающим пешеходам и водителям транспорта, способствовать развитию памяти, логического мышления, внимания.

Практика: задания «Таблица», «Цифры в слова», «Что за чем?», «Прочитайте самостоятельно: Легенда о Дедале и сыне его, Икаре», «Движущая сила».

5.2 Наш друг велосипед.  Расширить знания детей о велосипеде, его устройстве, снаряжении, требований к экипировке; научить самостоятельно ухаживать за ним. Дать представление о дополнительных правилах движения на велосипеде, маневрировании, движении в разных погодных условиях, правилах перевозки грузов.

Практика: задания «Как называется?», «Обсудим?», «Викторина для велосипедистов», игра «Практика».

5.3 Роллики, скейтборд. Познакомить детей с историей создания роликов и скейтборда; определить значимость занятий роллингом и скейтингом для современной молодежи, изучение видов роликов, скейтбордов, правил выбора; правильных позиций стойки, движения, падения; простейших упражнений.

Практика: задания «Кто нарушил правила?», «Обсудим?», «Прочитайте самостоятельно: какие бывают ролики, и чем они отличаются?».

5.4 Учимся ездить на велосипеде, роликах и скейтборде. Практика. Закрепление полученных ранее теоретических знаний, отработка навыков, правильной стойки, техники передвижения и падения на велосипеде, роликах, скейтборде.

5.5 Спортивное мероприятие «Красный, жёлтый, зелёный». Практика.

Итоговое занятие. Подведение итогов учебного года, награждение самых активных детей грамотами.

Методическое обеспечение.

         Оценочные материалы: планы-конспекты игры знатоков «Что? Где? Когда?»; конкурса компьютерной графики «Я рисую жизнь»; акции «Юный пешеход»; Web- квеста по ПДД «Web-Ландия»; спортивного  мероприятия «Красный, желтый, зеленый».

 

Данная программа предполагает применение различных технологии, форм и методов обучения.

Технологии:

  • личностно-ориентированной – развитие индивидуальности, формирование познавательной мотивации;
  • тьюторства – педагог выполняет роль наставника;
  • проектного обучения – организация самостоятельной познавательной и практической деятельности;
  •  развивающего обучения – формирование системы научных понятий, мышления, способов умственных действий;
  •  проблемного обучения – создание в сознании обучающихся проблемных ситуаций; организация активной самостоятельной деятельности по выходу из заданной ситуации.

Формы: рассказ, беседа, метод иллюстрации демонстрации при устном изложении материала, самостоятельная работа обучающихся по осмыслению и усвоению нового материала, игры, групповые занятия, массовые мероприятия, практические занятия, соревнования викторины и конкурсы.

Методы:

по способу организации занятий:

•словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

по  уровню деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

по  форме организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Занятия проводятся по определенной схеме. Урок начинается с интеллектуальной разминки, в виде проблемных вопросов по данной теме. Затем идет изучение новой темы с применение раздаточного материала, наглядных рисунков, использования  компьютерных технологий. Для закрепления полученных знаний в конце урока предлагаются задания,  мини-игры, проблемные вопросы.

Педагог может самостоятельно менять структуру и содержание занятий, а так же выбирать формы и методы проведения занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Условия реализации программы:

  1. класс для теоретических занятий;
  2. дидактические материалы, карточки, рисунки для самостоятельной работы и разбора ситуаций, плакаты; знаки правил дорожного движения; экзаменационные билеты для сдачи теоретических экзаменов для водителей  на категорию  В и комментарии к ним;
  3. компьютерный класс для проведения занятий с использованием презентаций, видеофильмов;
  4. спортивная площадка (спортивный зал) для проведения спортивных мероприятий, тренировок;
  5. велосипед;
  6. велоплощадка;
  7. аптечка;
  8. фото- и видеоматериалы.

Методические материалы: рисунки по темам; интернет - ресурсы: http://www.festival@1september.ru, http://www.pravdd.ru, http://www.dddgazeta.ru, http://www.dibdd.ru, http://www.proshkolu.ru, http://www.nsportal.ru , http://www.pedkopilka.ru, http://www.future4you.ru;

компьютерные игры:  «Дорога в школу», «Дракоша и правила дорожного движения», «Не игра»;  настольные игры: Детское домино «Дорога»; Игра – лото «Умный светофор»; Игра-лото «Внимание! Дорога!»; наглядный и раздаточный материал: Дидактические карточки «Дорожные знаки»; Дидактические карточки «Правила дорожного движения»; Дидактические карточки для бесед с ребенком «Безопасность на дороге»; Наглядно дидактическое пособие «Дорожные знаки»; Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с социальным миром «Город. Транспорт. Профессия»; Экзаменационные билеты по ПДД, 5-9 класс; Экзаменационные билеты по ПДД «Красный, желтый, зеленый». Комплект дорожных знаков.

 

Нормативно-правовые документы:

  1. Кодекс  РФ об административных правонарушениях  №195-ФЗ  с последними изменениями.
  2. Концепция развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008
  4. Правила дорожного движения РФ 2016 г. с комментариями.
  5. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
    от 4 июля 2014 г. N 41.
  6. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах», постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. №100.
  7. Федеральный закон от 12.10.1995 г. №196-ФЗ (ред. от 27.07.2012 г.) “О безопасности дорожного движения”.
  8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 

Список литературы:

  • Бабина, Р.П. Методические рекомендации к рабочей тетради для 1 кл. (2, 3, 4) – М.: Мнемозина, 2005.
  • Бабина, Р.П. Учебное пособие для 1 кл. (2, 3, 4) – М.: Мнемозина, 2007.
  • Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 1 – 4 классов: Сост. Н.И Маркин, М.Н.Денисов. Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 65 с.
  • Добровольская,А.П., Форштат М.Л. Рабочая тетрадь по Правилам дорожного движения для начальных классов: - СПб: «Лики России», 2007. – 64 с.
  • Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах/авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова. – Волгоград.: Учитель, 2008. -239 с.
  • Ковалева, Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного поведения для школьников.- Ростов-н/Дону, 2006. -154 с.
  • Ковалько, В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу. – М.: ВАКО, 2006. – 192 с.
  • Козловская,  Е.А.,   Козловский  С.А.  Дорожная  безопасность:  Учебные  книжки-тетради  для 1,2,3,4 классов / Под общ.ред. В.Н. Кирьянова. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.
  • Козловская, Е.А, Козловский С.А. Дорожная безопасность: Обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ.ред. В.Н. Кирьянова. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006. – 88 с.
  • Козловская, Е.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005. - 56 с.
  • Маркин, Н.И., Денисов М.Н. Безопасность на дорогах: Учебник-тетрадь для 1 класса начальной школы (2, 3,4) в 2 частях./ Под ред. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС, 2006.
  • Методическое пособие  «Школа безопасности», автор-составитель Пуляевская Н.П.), 2016.
  • Миткалева, Е.М. Сборник сценариев по основам безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 88 с.
  • Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: элективный курс «Мы и дорога», автор – составитель О.В. Пахнутова, 2008. – 319 с.
  • Правила дорожного движения (1-4 класс, занятия в соответствии с ФГОС), автор – составитель С.О. Жатин, 2012. – 108 с.
  • Правила дорожного движения: система обучения дошкольников/автор-составитель Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова, 2011. – 219 с.
  • Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2008. – 222 с.
  • Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма: Методические рекомендации. – Вологда.: ВИРО, 2006. – 27 с.
  • Путешествие на зеленый свет: Познавательное пособие для детей младшего школьного возраста. – М.: ООО «Издательство «КЕДР», 2009. – 26 с.
  • Рыбин, А.Л. Безопасность в дорожно – транспортной ситуации. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2008. – 142 с.
  • Человек, автомобиль, дорога. Методические рекомендации для учителя. - М.: Шелл, 2005. – 48 с.
  • Человек, автомобиль, дорога. Пособие для учащихся 5-7 классов по изучению Правил дорожного движения. - М.: Шелл, 2006. – 64 с.
  • Щуркова, Н.Е. Игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 224 с.