Дополнительная общеразвивающая программа «Дети и дорога» Конкурс образовательных программ, номинация: социально – педагогическая
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Иркутска
«Дом детского творчества №1»
Дополнительная общеразвивающая программа «Дети и дорога»
Конкурс образовательных программ, номинация: социально – педагогическая
Составитель: Пуляевская Н.П.
педагог дополнительного образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Концепции федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27 октября 2012 г. № 1995-р), Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. N196-ФЗ, составлена дополнительная общеразвивающая программа «Дети и дорога».
Направленность дополнительной общеразвивающей программы – социально-педагогическая.
Актуальность данной программы обусловлена высокими статистическими показателями дорожных происшествий с участием детей и подростков, что является следствием низкого уровня культуры участников дорожного движения, неготовностью детей к экстремальным ситуациям.
Целесообразность программы заключается в том, что, благодаря полученным знаниям, дети приобретут необходимый минимум теоретических знания по правилам дорожного движения и оказанию первой помощи пострадавшим, научаться оценивать и предвидеть развитие экстремальных ситуаций, закрепят полученные знания на практике.
Цель программы: практико-ориентированное образование обучающихся в сфере безопасности, направленное на предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи программы:
Образовательные:
- повышать уровень знаний обучающихся по правилам дорожного движения;
- способствовать выработке навыков по оказанию первой доврачебной помощи;
- способствовать приобретению навыков социально значимой деятельности (волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Развивающие:
- развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- способствовать развитию у детей быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах.
Воспитательные:
- воспитывать дисциплину и ответственность за свое поведение на дороге; сознательное и ответственное отношение к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
- вырабатывать культуру поведения в транспорте и дорожного этикета.
Объём программы – 36 часа. Срок реализации программы - 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу (30-45 минут по расписанию школы), перерыв между занятиями 10 минут.
Программа рекомендована для обучения детей 7-12 лет (1-6 класс). На вводном занятии обучающиеся проходят тестирование для определения уровня знаний по правилам дорожного движения. Так как занятия проводятся на базе школ и по их расписанию, наполняемость группы может варьироваться.
Форма обучения – очная.
К концу учебного года обучающиеся приобретают следующие знания и умения:
- основные понятия правил дорожного движения; способы регулирования дорожного движения; правила дорожного движения и безопасного поведения для роллеров, скейтбордистов, пешеходов, пассажиров, велосипедистов, водителей автомобилей и мопедов; правила поведения на железной дороге; устройство велосипеда, роликов, скейтборда, правила выбора и катания на них; виды транспортных средств; движение транспортных средств, предупредительные сигналы, назначение номерных и опознавательных знаков и надписей; «дорожные ловушки», т.е. опасные ситуации, возникающие на дороге; причины дорожно-транспортных происшествий и способы их профилактики; меру ответственности участников дорожного движения за нарушение правил дорожного движения;
- планировать свое поведение в дорожных ситуациях с учетом конкретной обстановки и своих индивидуальных возможностей; соблюдать и обосновывать меры безопасного поведения в различных дорожных ситуациях; ретранслировать приобретенный опыт сверстникам, дошкольникам, окружающим.
Проверка знаний, умений и навыков при следующем контроле:
Входной – диагностика стартовых знаний обучающихся по правилам дорожного движения.
Текущий – осуществляется в ходе обучающей деятельности и сопровождается своевременной коррекцией по ходу занятия, а также участие в воспитательных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, тестировании, беседах.
Итоговый – спортивное мероприятие «Красный, желтый, зеленый», подготовленное и проведенное детьми.
Учебный план
№ |
Название разделов, тем |
Кол-во часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
36 |
12 |
24 |
||
|
Зачем знать и соблюдать правила? |
1 |
0,5 |
0,5 |
Раздел 1 |
Немного истории |
4 |
1,5 |
2,5 |
1.1 |
Человек изобрел колесо… |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.2 |
Первые правила дорожного движения. |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.3 |
На страже безопасности: инспекторы и отряды ЮИД. |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.4 |
Игра знатоков «Что? Где? Когда?» |
1 |
- |
1 |
Раздел 2 |
Общие положения |
15 |
7 |
8 |
2.1 |
Словарик. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.2 |
Перекрестки. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.3 |
Наши друзья – дорожные знаки. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.4 |
Знакомьтесь: светофор. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.5 |
Жесты регулировщика. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.6 |
Правила поведения на железной дороге. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.7 |
Правила движения транспорта. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.8 |
Сигналы автомобиля. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.9 |
Тормозной и остановочный пункт. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.10 |
Ну и погода! |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.11 |
Когда на улице темно… |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.12 |
Аварии бывают разные. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.13 |
Если вдруг авария… |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.14 |
Ответственность за нарушение правил дорожного движения (доклады). |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.15 |
Конкурс компьютерной графики «Я рисую жизнь» |
1 |
- |
1 |
Раздел 3
|
Мы - пешеходы |
3 |
1 |
2 |
3.1 |
Правила для пешеходов. |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.2 |
Дорожные ловушки. |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.3 |
Акция «Юный пешеход» |
1 |
- |
1 |
Раздел 4 |
Мы – пассажиры. |
2 |
0,5 |
1,5 |
4.1 |
Правила поведения для пассажиров |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.2 |
Web – квест по ПДД «Web-Ландия» |
1 |
- |
1 |
Раздел 5 |
Мы – водители детских транспортных средств |
10 |
1,5 |
8,5 |
5.1 |
Виды транспорта. |
1 |
0,5 |
0,5 |
5.2 |
Наш друг велосипед. |
1 |
0,5 |
0,5 |
5.3 |
Ролики, скуйтборд. |
1 |
0,5 |
0,5 |
5.4 |
Учимся ездить на велосипеде, роликах и скейтборде. |
6 |
- |
6 |
5.5 |
Спортивное мероприятие «Красный, желтый, зеленый». |
1 |
- |
1 |
|
Итоговое занятие |
1 |
0,5 |
0,5 |
Календарный учебный график
Учебный блок / месяц |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
Зачем знать и соблюдать правила? |
1 ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 1 Немного истории |
2 ч |
2 ч |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2 Общие положения |
|
2 ч |
5 ч |
4 ч |
4 ч |
|
|
|
|
Раздел 3 Мы – пешеходы |
|
|
|
|
|
3 ч |
|
|
|
Раздел 4 Мы пассажиры |
|
|
|
|
|
1 ч |
1 ч |
|
|
Раздел 5 Мы – водители детских транспортных средств |
|
|
|
|
|
|
3 ч |
4 ч |
3 ч |
Итоговое занятие |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 ч |
Итого |
3 |
5 |
3 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Зачем знать и соблюдать правила? Знакомство с группой. Решение организационных вопросов. Техника безопасности. Планы на текущий учебный год. Знакомство с образовательной программой.
Практика: Вводное тестирование.
Раздел 1 Немного истории.
1.1 Человек изобрел колесо… История развития автомобильного транспорта за рубежом и в России.
Практика: задания «Прочитайте самостоятельно: интересные факты о создании транспорта», «Отгадай машинку», «Цепочка», «Поиски», «Сочинение», «Рисунок», «Фоторепортер».
1.2 Первые правила дорожного движения. История создания правил дорожного движения от древних времен до наших дней.
Практика: задания «Прочитайте и обсудите», «Прочитайте самостоятельно: левостороннее или правостороннее движение», «Ответь на вопросы», «Новый знак».
1.3 На страже безопасности: инспекторы и отряды ЮИД. История создания ГИБДД в России, ее развитие и структура. Помощники ГИБДД – отряды ЮИД: история создания, организация и специфика работы.
Практика: задания «Прочитайте самостоятельно: подразделения ГИБДД. Инспектор ГИБДД», «Ответь на вопрос», «Сочинение».
1.4 Игра знатоков «Что? Где? Когда?». Повторение изученного материала по правилам дорожного движения.
Раздел 2 Общие положения.
2.1 Словарик. Ознакомление и закрепление знаний об основных понятиях правил дорожного движения, назначении улиц и дорог, их элементах.
Практика: игра «Строители», «Пешеход - водитель», задания «Разгадай кроссворд», «Нарисуй», «Раскраска», «За окном», «Как называется».
2.2 Перекрестки. Дать понятие о перекрестках, их видах, сформировать четкое представление о том, как переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки.
Практика: задания «Найди ошибки на рисунке», «Объясни», «Соотнеси», «Обсудим?».
2.3 Наши друзья - дорожные знаки. Ознакомить школьников с группами дорожных знаков и их назначением; дать понятие о вертикальной и горизонтальной разметке и ее назначении.
Практика: миниигра «Авторинг», задания «Три задания», «Подбери знаки», «Добавь словечко», «Расскажи», «Загадочный рисунок», «Раскраски», «Назови», «Дополни».
2.4 Знакомьтесь: светофор. Дать детям представление о светофорах, их назначении и видах; закрепить знание методов дорожного регулирования.
Практика: задания «Впиши слова», «Раскрась», «Моё изобретение», «Прочитай сказку», «Прочитайте самостоятельно: светофоры будущего».
2.5 Жесты регулировщика. Дать детям представление о методах дорожного регулирования, сигналах регулировщика, закрепить полученные знания.
Практика: задания «Впиши слова», «Раскрась», «Практика».
2.6 Правила поведения на железной дороге. Рассказать об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных путей, сформировать представления об особой опасности на железной дороге и мерах предосторожности при переходе железных дорог или при движении вдоль железнодорожного полотна.
Практика: задания «Вопрос-ответ», «Нарисуй», «Тест 1», «Тест 2».
2.7 Правила движения транспорта. Дать определение понятиям «интервал», «дистанция», изучить особенности движения автомобилей на проезжей части и пешеходов в жилой зоне.
Практика: задания «Ответь на вопрос», «Какая сторона?», «Анализ ситуации», игра «Прохожие на улице, или Встречное движение», игра «Пассажиры в метро», «Тест».
2.8 Сигналы автомобиля. Дать понятие об осветительных приборах автомобилей и их назначении; показать значение предупредительных сигналов водителей, как необходимого условия безопасности дорожного движения.
Практика: задания «Укажи поворот», «Вопрос-ответ», «Расскажи».
2.9 Тормозной и остановочный путь. Дать понятие об остановочном и тормозном пути автомобиля, его особенностях в разных погодных условиях.
Практика: задания «Вопрос - ответ», игра «Шагомер», «Обсудим?», «Ну и задачка», «Объясни», «Расскажи», «Назови», «Дополни».
2.10 Ну и погода! Дать определение понятию «Недостаточная видимость», изучить влияние погодных условий на движение транспортных средств и безопасность движения, закрепить знания о дорожных знаках, предупреждающих о подобной опасности.
Практика: задания «Раскрась и объясни», «Ну и задачка!», «Сравни», «Объясни».
2.11 Когда на улице темно... Дать детям представление об особенностях передвижения в темное время суток пешеходам, автомобилистам и велосипедистам.
Практика: задания «Вопрос-ответ», «Обсудим?».
2.12 Аварии бывают разные. Дать определение понятия «дорожно-транспортное происшествие», рассмотреть виды аварий, их причины, определить роль госавтоинспекции и отрядов ЮИД в профилактике детского дорожно – транспортного травматизма.
Практика: задания «Обсудим?», «Кто виноват?», «Выучи правило и раскрась».
2.13 Если вдруг авария... Научить правильному поведению при дорожно-транспортном происшествии; закрепить знания и умения по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.
Практика: задания «Японский кроссворд», «Практика».
2.14 Ответственность за нарушение правил дорожного движения (доклады). Ознакомление с подготовленными детьми докладами (выступлениями, презентациями, газетами) по подгруппам. Рекомендация: можно предварительно раздать данный материал и попросить детей привлечь родителей или попросить детей найти материал самостоятельно.
2.15 Конкурс компьютерной графики по ПДД «Я рисую жизнь».
Раздел 3 Мы – пешеходы.
3.1 Правила для пешеходов. Дать детям представление о правилах передвижения на улице и загородной дороге одному, в колоне, на перекрестке и во время приближения автомобилей со специальными сигналами.
Практика: задания «Ну и задачка!», «Найди ошибки», «Найди ошибки», «Как правильно?», «Подумай и объясни», «Как правильно?», «Раскрась и выучи», «Нарисуй», игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир».
3.2 Дорожные ловушки. Закрепить ранее полученные знания по безопасному переходу через дорогу; способствовать развитию умения предвидеть опасные ситуации на дороге.
Практика: задания «Карточки», «Объясни», «Раскрась».
3.3 Акция «Юный пешеход». Практика: проведение рейда совместно с инспекторами ГИБДД на улицах города.
Раздел 4 Мы – пассажиры.
4.1 Правила для пассажиров. Закрепить понятие «пассажир», дать детям представление о видах транспорта; познакомить с правилами поведения в общественном и личном транспорте.
Практика: задания «Найди нарушителя», «Объясни», «Найди ошибки», «Прочитай и раскрась», «Объясни», «Прочитайте самостоятельно: немного остории создания ремня безопасности».
4.2 Web-квест " Web-Ландия ". Практика.
Раздел 5 Мы - водители детских транспортных средств.
5.1 Виды транспорта. Научить различать виды транспортных средств, дать представление о значении транспортных средств, воспитывать уважительное отношение к окружающим пешеходам и водителям транспорта, способствовать развитию памяти, логического мышления, внимания.
Практика: задания «Таблица», «Цифры в слова», «Что за чем?», «Прочитайте самостоятельно: Легенда о Дедале и сыне его, Икаре», «Движущая сила».
5.2 Наш друг велосипед. Расширить знания детей о велосипеде, его устройстве, снаряжении, требований к экипировке; научить самостоятельно ухаживать за ним. Дать представление о дополнительных правилах движения на велосипеде, маневрировании, движении в разных погодных условиях, правилах перевозки грузов.
Практика: задания «Как называется?», «Обсудим?», «Викторина для велосипедистов», игра «Практика».
5.3 Роллики, скейтборд. Познакомить детей с историей создания роликов и скейтборда; определить значимость занятий роллингом и скейтингом для современной молодежи, изучение видов роликов, скейтбордов, правил выбора; правильных позиций стойки, движения, падения; простейших упражнений.
Практика: задания «Кто нарушил правила?», «Обсудим?», «Прочитайте самостоятельно: какие бывают ролики, и чем они отличаются?».
5.4 Учимся ездить на велосипеде, роликах и скейтборде. Практика. Закрепление полученных ранее теоретических знаний, отработка навыков, правильной стойки, техники передвижения и падения на велосипеде, роликах, скейтборде.
5.5 Спортивное мероприятие «Красный, жёлтый, зелёный». Практика.
Итоговое занятие. Подведение итогов учебного года, награждение самых активных детей грамотами.
Методическое обеспечение.
Оценочные материалы: планы-конспекты игры знатоков «Что? Где? Когда?»; конкурса компьютерной графики «Я рисую жизнь»; акции «Юный пешеход»; Web- квеста по ПДД «Web-Ландия»; спортивного мероприятия «Красный, желтый, зеленый».
Данная программа предполагает применение различных технологии, форм и методов обучения.
Технологии:
- личностно-ориентированной – развитие индивидуальности, формирование познавательной мотивации;
- тьюторства – педагог выполняет роль наставника;
- проектного обучения – организация самостоятельной познавательной и практической деятельности;
- развивающего обучения – формирование системы научных понятий, мышления, способов умственных действий;
- проблемного обучения – создание в сознании обучающихся проблемных ситуаций; организация активной самостоятельной деятельности по выходу из заданной ситуации.
Формы: рассказ, беседа, метод иллюстрации демонстрации при устном изложении материала, самостоятельная работа обучающихся по осмыслению и усвоению нового материала, игры, групповые занятия, массовые мероприятия, практические занятия, соревнования викторины и конкурсы.
Методы:
по способу организации занятий:
•словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
по уровню деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
по форме организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Занятия проводятся по определенной схеме. Урок начинается с интеллектуальной разминки, в виде проблемных вопросов по данной теме. Затем идет изучение новой темы с применение раздаточного материала, наглядных рисунков, использования компьютерных технологий. Для закрепления полученных знаний в конце урока предлагаются задания, мини-игры, проблемные вопросы.
Педагог может самостоятельно менять структуру и содержание занятий, а так же выбирать формы и методы проведения занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Условия реализации программы:
- класс для теоретических занятий;
- дидактические материалы, карточки, рисунки для самостоятельной работы и разбора ситуаций, плакаты; знаки правил дорожного движения; экзаменационные билеты для сдачи теоретических экзаменов для водителей на категорию В и комментарии к ним;
- компьютерный класс для проведения занятий с использованием презентаций, видеофильмов;
- спортивная площадка (спортивный зал) для проведения спортивных мероприятий, тренировок;
- велосипед;
- велоплощадка;
- аптечка;
- фото- и видеоматериалы.
Методические материалы: рисунки по темам; интернет - ресурсы: http://www.festival@1september.ru, http://www.pravdd.ru, http://www.dddgazeta.ru, http://www.dibdd.ru, http://www.proshkolu.ru, http://www.nsportal.ru , http://www.pedkopilka.ru, http://www.future4you.ru;
компьютерные игры: «Дорога в школу», «Дракоша и правила дорожного движения», «Не игра»; настольные игры: Детское домино «Дорога»; Игра – лото «Умный светофор»; Игра-лото «Внимание! Дорога!»; наглядный и раздаточный материал: Дидактические карточки «Дорожные знаки»; Дидактические карточки «Правила дорожного движения»; Дидактические карточки для бесед с ребенком «Безопасность на дороге»; Наглядно дидактическое пособие «Дорожные знаки»; Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с социальным миром «Город. Транспорт. Профессия»; Экзаменационные билеты по ПДД, 5-9 класс; Экзаменационные билеты по ПДД «Красный, желтый, зеленый». Комплект дорожных знаков.
Нормативно-правовые документы:
- Кодекс РФ об административных правонарушениях №195-ФЗ с последними изменениями.
- Концепция развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008
- Правила дорожного движения РФ 2016 г. с комментариями.
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 4 июля 2014 г. N 41. - Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах», постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. №100.
- Федеральный закон от 12.10.1995 г. №196-ФЗ (ред. от 27.07.2012 г.) “О безопасности дорожного движения”.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Список литературы:
- Бабина, Р.П. Методические рекомендации к рабочей тетради для 1 кл. (2, 3, 4) – М.: Мнемозина, 2005.
- Бабина, Р.П. Учебное пособие для 1 кл. (2, 3, 4) – М.: Мнемозина, 2007.
- Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 1 – 4 классов: Сост. Н.И Маркин, М.Н.Денисов. Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 65 с.
- Добровольская,А.П., Форштат М.Л. Рабочая тетрадь по Правилам дорожного движения для начальных классов: - СПб: «Лики России», 2007. – 64 с.
- Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах/авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова. – Волгоград.: Учитель, 2008. -239 с.
- Ковалева, Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного поведения для школьников.- Ростов-н/Дону, 2006. -154 с.
- Ковалько, В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу. – М.: ВАКО, 2006. – 192 с.
- Козловская, Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: Учебные книжки-тетради для 1,2,3,4 классов / Под общ.ред. В.Н. Кирьянова. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.
- Козловская, Е.А, Козловский С.А. Дорожная безопасность: Обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ.ред. В.Н. Кирьянова. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006. – 88 с.
- Козловская, Е.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005. - 56 с.
- Маркин, Н.И., Денисов М.Н. Безопасность на дорогах: Учебник-тетрадь для 1 класса начальной школы (2, 3,4) в 2 частях./ Под ред. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС, 2006.
- Методическое пособие «Школа безопасности», автор-составитель Пуляевская Н.П.), 2016.
- Миткалева, Е.М. Сборник сценариев по основам безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 88 с.
- Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: элективный курс «Мы и дорога», автор – составитель О.В. Пахнутова, 2008. – 319 с.
- Правила дорожного движения (1-4 класс, занятия в соответствии с ФГОС), автор – составитель С.О. Жатин, 2012. – 108 с.
- Правила дорожного движения: система обучения дошкольников/автор-составитель Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова, 2011. – 219 с.
- Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2008. – 222 с.
- Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма: Методические рекомендации. – Вологда.: ВИРО, 2006. – 27 с.
- Путешествие на зеленый свет: Познавательное пособие для детей младшего школьного возраста. – М.: ООО «Издательство «КЕДР», 2009. – 26 с.
- Рыбин, А.Л. Безопасность в дорожно – транспортной ситуации. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2008. – 142 с.
- Человек, автомобиль, дорога. Методические рекомендации для учителя. - М.: Шелл, 2005. – 48 с.
- Человек, автомобиль, дорога. Пособие для учащихся 5-7 классов по изучению Правил дорожного движения. - М.: Шелл, 2006. – 64 с.
- Щуркова, Н.Е. Игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 224 с.