тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

07.12.2018 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая изучению алфавита (Из цикла викторин «...
07.12.2018 г.
II Всероссийская историческая викторина «Великие правители России»​
07.12.2018 г.
IV Всероссийская историческая викторина «Великие полководцы - великие умы!»
07.12.2018 г.
II Всероссийский конкурс, посвящённый Дню героев Отечества «Герои России моей!»
05.12.2018 г.
Всероссийский экологический конкурс «Мы кормушку смастерили и столовую открыли!»
05.12.2018 г.
II Всероссийский конкурс, посвящённый празднованию Нового года для воспитанников детских садов «...
05.12.2018 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый празднованию Нового года для обучающихся начальных классов «...

Дополнительная общеразвивающая программа «Дети и дорога» Конкурс образовательных программ, номинация: социально – педагогическая

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Иркутска

«Дом детского творчества №1»

 

Дополнительная общеразвивающая программа «Дети и дорога»

Конкурс образовательных программ, номинация: социально – педагогическая

 

Составитель: Пуляевская Н.П.

педагог дополнительного образования

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Концепции федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27 октября 2012 г. № 1995-р), Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. N196-ФЗ, составлена дополнительная общеразвивающая программа «Дети и дорога».

Направленность дополнительной общеразвивающей программы – социально-педагогическая.

Актуальность данной программы обусловлена высокими статистическими показателями дорожных происшествий с участием детей и подростков, что является следствием низкого уровня культуры участников дорожного движения, неготовностью детей к экстремальным ситуациям.

Целесообразность программы заключается в том, что, благодаря полученным знаниям, дети приобретут необходимый минимум теоретических знания по правилам дорожного движения и оказанию первой помощи пострадавшим, научаться оценивать и предвидеть развитие экстремальных ситуаций, закрепят полученные знания на практике.

Цель программы: практико-ориентированное образование обучающихся в сфере безопасности, направленное на предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи программы:

Образовательные:

  • повышать уровень знаний обучающихся по  правилам дорожного движения;
  • способствовать выработке навыков по оказанию первой доврачебной помощи;
  • способствовать приобретению навыков социально значимой деятельности (волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Развивающие:

  • развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • способствовать развитию у детей быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах.

Воспитательные:

  • воспитывать дисциплину и ответственность за свое поведение на дороге; сознательное и ответственное отношение к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
  • вырабатывать культуру поведения в транспорте и дорожного этикета.

Объём программы – 36 часа. Срок реализации программы - 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу (30-45 минут по расписанию школы), перерыв между занятиями 10  минут.

Программа  рекомендована для обучения детей 7-12 лет (1-6 класс). На вводном занятии обучающиеся проходят тестирование для определения уровня  знаний по правилам дорожного движения. Так как занятия проводятся на базе школ и по их расписанию, наполняемость группы может варьироваться.

Форма обучения – очная.

К концу учебного года обучающиеся приобретают следующие знания и умения:

- основные понятия правил дорожного движения; способы регулирования дорожного движения; правила дорожного движения и безопасного поведения для роллеров, скейтбордистов, пешеходов, пассажиров, велосипедистов, водителей автомобилей и мопедов; правила поведения на железной дороге; устройство велосипеда, роликов, скейтборда, правила выбора и катания на них; виды транспортных средств; движение транспортных средств,  предупредительные сигналы, назначение номерных и опознавательных знаков и надписей; «дорожные ловушки», т.е. опасные ситуации, возникающие на дороге; причины дорожно-транспортных происшествий и способы их профилактики; меру ответственности участников дорожного движения за нарушение правил дорожного движения;

- планировать свое поведение в дорожных ситуациях с учетом конкретной обстановки и своих индивидуальных возможностей; соблюдать и обосновывать меры безопасного поведения в различных дорожных ситуациях; ретранслировать приобретенный опыт сверстникам, дошкольникам, окружающим.

 

Проверка знаний, умений и навыков при следующем контроле:

 

Входной – диагностика стартовых знаний обучающихся по правилам дорожного движения.

Текущий – осуществляется в ходе обучающей деятельности и сопровождается своевременной коррекцией по ходу занятия, а также участие в воспитательных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, тестировании, беседах.

Итоговый – спортивное мероприятие «Красный, желтый, зеленый», подготовленное и проведенное детьми.

Учебный план

Название разделов, тем

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

36

12

24

 

Зачем знать и соблюдать правила?

1

0,5

0,5

Раздел 1

Немного истории

4

1,5

2,5

1.1

Человек изобрел колесо…

1

0,5

0,5

1.2

Первые правила дорожного движения.

1

0,5

0,5

1.3

На страже безопасности: инспекторы и отряды ЮИД.

1

0,5

0,5

1.4

Игра знатоков «Что? Где? Когда?»

1

-

1

Раздел 2

Общие положения

15

7

8

2.1

Словарик.

1

0,5

0,5

2.2

Перекрестки.

1

0,5

0,5

2.3

Наши друзья – дорожные знаки.

1

0,5

0,5

2.4

Знакомьтесь: светофор.

1

0,5

0,5

2.5

Жесты регулировщика.

1

0,5

0,5

2.6

Правила поведения на железной дороге.

1

0,5

0,5

2.7

Правила движения транспорта.

1

0,5

0,5

2.8

Сигналы автомобиля.

1

0,5

0,5

2.9

Тормозной и остановочный пункт.

1

0,5

0,5

2.10

Ну и погода!

1

0,5

0,5

2.11

Когда на улице темно…

1

0,5

0,5

2.12

Аварии бывают разные.

1

0,5

0,5

2.13

Если вдруг авария…

1

0,5

0,5

2.14

Ответственность за нарушение правил дорожного движения (доклады).

1

0,5

0,5

2.15

Конкурс компьютерной графики «Я рисую жизнь»

1

-

1

Раздел 3

 

Мы - пешеходы

3

1

2

3.1

Правила для пешеходов.

1

0,5

0,5

3.2

Дорожные ловушки.

1

0,5

0,5

3.3

Акция «Юный пешеход»

1

-

1

Раздел 4

Мы – пассажиры.

2

0,5

1,5

4.1

Правила поведения для пассажиров

1

0,5

0,5

4.2

Web – квест по ПДД «Web-Ландия»

1

-

1

Раздел 5

Мы – водители детских транспортных средств

10

1,5

8,5

5.1

Виды транспорта.

1

0,5

0,5

5.2

Наш друг велосипед.

1

0,5

0,5

5.3

Ролики, скуйтборд.

1

0,5

0,5

5.4

Учимся ездить на велосипеде, роликах и скейтборде.

6

-

6

5.5

Спортивное  мероприятие «Красный, желтый, зеленый».

1

-

1

 

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

 

 

Календарный учебный график

 

Учебный

блок / месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Зачем знать и соблюдать правила?

1 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1 Немного истории

2 ч

2 ч

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2 Общие положения

 

2 ч

5 ч

4 ч

4 ч

 

 

 

 

Раздел 3 Мы – пешеходы

 

 

 

 

 

3 ч

 

 

 

Раздел 4 Мы пассажиры

 

 

 

 

 

1 ч

1 ч

 

 

Раздел 5 Мы – водители детских транспортных средств

 

 

 

 

 

 

3 ч

4 ч

3 ч

Итоговое занятие

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ч

Итого

3

5

3

5

4

4

4

4

4

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

Зачем знать и соблюдать правила? Знакомство с группой. Решение организационных вопросов. Техника  безопасности. Планы на текущий учебный год. Знакомство с образовательной программой.

Практика: Вводное тестирование.

Раздел 1 Немного истории.

1.1 Человек изобрел колесо… История развития автомобильного транспорта за рубежом и в России.

Практика: задания «Прочитайте самостоятельно: интересные факты о создании транспорта», «Отгадай машинку», «Цепочка», «Поиски», «Сочинение», «Рисунок», «Фоторепортер».

1.2 Первые правила дорожного движения. История создания правил дорожного движения от древних времен до наших дней.

Практика: задания «Прочитайте и обсудите», «Прочитайте самостоятельно: левостороннее или правостороннее движение», «Ответь на вопросы», «Новый знак».

1.3 На страже безопасности: инспекторы и отряды ЮИД. История создания ГИБДД в России, ее развитие и структура. Помощники ГИБДД – отряды ЮИД: история создания, организация и специфика работы.

Практика: задания «Прочитайте самостоятельно: подразделения ГИБДД. Инспектор ГИБДД», «Ответь на вопрос», «Сочинение».

 1.4 Игра знатоков «Что? Где? Когда?». Повторение изученного материала по правилам дорожного движения.

 

 

Раздел 2 Общие положения.

2.1 Словарик. Ознакомление и закрепление знаний об основных понятиях правил дорожного движения, назначении улиц и дорог, их элементах.

Практика: игра «Строители», «Пешеход - водитель», задания «Разгадай кроссворд», «Нарисуй», «Раскраска», «За окном», «Как называется».

2.2 Перекрестки. Дать понятие о перекрестках, их видах, сформировать четкое представление о том, как переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки.

Практика: задания «Найди ошибки на рисунке», «Объясни», «Соотнеси», «Обсудим?».

2.3 Наши друзья - дорожные знаки. Ознакомить школьников с группами дорожных знаков и их назначением; дать понятие о вертикальной и горизонтальной разметке и ее назначении.

Практика: миниигра «Авторинг», задания «Три задания», «Подбери знаки», «Добавь словечко», «Расскажи», «Загадочный рисунок», «Раскраски», «Назови», «Дополни».

2.4 Знакомьтесь: светофор. Дать детям представление о светофорах, их назначении и  видах; закрепить знание методов дорожного регулирования.

Практика: задания «Впиши слова», «Раскрась», «Моё изобретение», «Прочитай сказку», «Прочитайте самостоятельно: светофоры будущего».

2.5 Жесты регулировщика. Дать детям представление о методах дорожного регулирования, сигналах регулировщика, закрепить полученные знания.

Практика: задания «Впиши слова», «Раскрась»,  «Практика».

2.6 Правила поведения на железной дороге. Рассказать об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных путей, сформировать представления об особой опасности на железной дороге и мерах предосторожности при переходе железных дорог или при движении вдоль железнодорожного полотна.

Практика: задания «Вопрос-ответ», «Нарисуй», «Тест 1», «Тест 2».

2.7 Правила движения транспорта. Дать определение понятиям «интервал», «дистанция», изучить особенности движения автомобилей на проезжей части и пешеходов в жилой зоне.

Практика: задания «Ответь на вопрос», «Какая сторона?», «Анализ ситуации», игра «Прохожие на улице, или Встречное движение», игра «Пассажиры в метро», «Тест».

2.8 Сигналы автомобиля. Дать понятие об осветительных приборах автомобилей и их назначении; показать значение предупредительных сигналов водителей, как необходимого условия безопасности дорожного движения.

Практика: задания «Укажи поворот», «Вопрос-ответ», «Расскажи».

2.9 Тормозной и остановочный путь. Дать понятие об остановочном и тормозном пути автомобиля, его особенностях в разных погодных условиях.

Практика: задания «Вопрос - ответ», игра «Шагомер», «Обсудим?», «Ну и задачка», «Объясни», «Расскажи», «Назови», «Дополни».

 

2.10 Ну и погода! Дать определение понятию «Недостаточная видимость», изучить влияние погодных условий на движение транспортных средств и безопасность движения, закрепить знания о дорожных знаках, предупреждающих о подобной опасности.

Практика: задания «Раскрась и объясни», «Ну и задачка!», «Сравни», «Объясни».

2.11 Когда на улице темно... Дать детям представление об особенностях передвижения в темное время суток пешеходам, автомобилистам и велосипедистам.

Практика: задания «Вопрос-ответ», «Обсудим?».

2.12 Аварии бывают разные. Дать определение понятия «дорожно-транспортное происшествие», рассмотреть виды аварий, их  причины, определить роль госавтоинспекции и отрядов ЮИД в профилактике детского дорожно – транспортного травматизма.

Практика: задания «Обсудим?», «Кто виноват?», «Выучи правило и раскрась».

2.13 Если вдруг авария... Научить правильному поведению при дорожно-транспортном происшествии; закрепить знания и умения по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.

Практика: задания «Японский кроссворд», «Практика».

2.14 Ответственность за нарушение правил дорожного движения (доклады). Ознакомление с подготовленными детьми докладами (выступлениями, презентациями, газетами) по подгруппам. Рекомендация: можно предварительно раздать данный материал и попросить детей привлечь родителей или попросить детей найти материал самостоятельно.

2.15  Конкурс компьютерной графики по ПДД «Я рисую жизнь».

 

Раздел 3 Мы – пешеходы.

3.1 Правила для пешеходов. Дать детям представление о правилах передвижения на улице и загородной дороге одному, в колоне, на перекрестке и во время приближения автомобилей со специальными  сигналами.

Практика: задания «Ну и задачка!», «Найди ошибки», «Найди ошибки», «Как правильно?», «Подумай и объясни», «Как правильно?», «Раскрась и выучи», «Нарисуй», игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир».

3.2 Дорожные ловушки. Закрепить ранее полученные знания по безопасному переходу через дорогу; способствовать развитию умения предвидеть опасные ситуации на дороге.

Практика: задания «Карточки», «Объясни», «Раскрась».

3.3 Акция  «Юный пешеход». Практика: проведение рейда совместно с инспекторами ГИБДД на улицах города.

 

 

Раздел 4 Мы – пассажиры.

4.1 Правила для пассажиров. Закрепить понятие «пассажир», дать детям представление о видах транспорта; познакомить с правилами поведения в общественном и личном транспорте.

Практика: задания «Найди нарушителя», «Объясни», «Найди ошибки», «Прочитай и раскрась», «Объясни», «Прочитайте самостоятельно: немного остории создания ремня безопасности».

4.2 Web-квест " Web-Ландия ". Практика.

 

Раздел 5 Мы  - водители детских транспортных средств.

5.1 Виды транспорта.  Научить различать виды транспортных средств, дать представление о значении транспортных средств, воспитывать уважительное отношение  к окружающим пешеходам и водителям транспорта, способствовать развитию памяти, логического мышления, внимания.

Практика: задания «Таблица», «Цифры в слова», «Что за чем?», «Прочитайте самостоятельно: Легенда о Дедале и сыне его, Икаре», «Движущая сила».

5.2 Наш друг велосипед.  Расширить знания детей о велосипеде, его устройстве, снаряжении, требований к экипировке; научить самостоятельно ухаживать за ним. Дать представление о дополнительных правилах движения на велосипеде, маневрировании, движении в разных погодных условиях, правилах перевозки грузов.

Практика: задания «Как называется?», «Обсудим?», «Викторина для велосипедистов», игра «Практика».

5.3 Роллики, скейтборд. Познакомить детей с историей создания роликов и скейтборда; определить значимость занятий роллингом и скейтингом для современной молодежи, изучение видов роликов, скейтбордов, правил выбора; правильных позиций стойки, движения, падения; простейших упражнений.

Практика: задания «Кто нарушил правила?», «Обсудим?», «Прочитайте самостоятельно: какие бывают ролики, и чем они отличаются?».

5.4 Учимся ездить на велосипеде, роликах и скейтборде. Практика. Закрепление полученных ранее теоретических знаний, отработка навыков, правильной стойки, техники передвижения и падения на велосипеде, роликах, скейтборде.

5.5 Спортивное мероприятие «Красный, жёлтый, зелёный». Практика.

Итоговое занятие. Подведение итогов учебного года, награждение самых активных детей грамотами.

Методическое обеспечение.

         Оценочные материалы: планы-конспекты игры знатоков «Что? Где? Когда?»; конкурса компьютерной графики «Я рисую жизнь»; акции «Юный пешеход»; Web- квеста по ПДД «Web-Ландия»; спортивного  мероприятия «Красный, желтый, зеленый».

 

Данная программа предполагает применение различных технологии, форм и методов обучения.

Технологии:

  • личностно-ориентированной – развитие индивидуальности, формирование познавательной мотивации;
  • тьюторства – педагог выполняет роль наставника;
  • проектного обучения – организация самостоятельной познавательной и практической деятельности;
  •  развивающего обучения – формирование системы научных понятий, мышления, способов умственных действий;
  •  проблемного обучения – создание в сознании обучающихся проблемных ситуаций; организация активной самостоятельной деятельности по выходу из заданной ситуации.

Формы: рассказ, беседа, метод иллюстрации демонстрации при устном изложении материала, самостоятельная работа обучающихся по осмыслению и усвоению нового материала, игры, групповые занятия, массовые мероприятия, практические занятия, соревнования викторины и конкурсы.

Методы:

по способу организации занятий:

•словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

по  уровню деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

по  форме организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Занятия проводятся по определенной схеме. Урок начинается с интеллектуальной разминки, в виде проблемных вопросов по данной теме. Затем идет изучение новой темы с применение раздаточного материала, наглядных рисунков, использования  компьютерных технологий. Для закрепления полученных знаний в конце урока предлагаются задания,  мини-игры, проблемные вопросы.

Педагог может самостоятельно менять структуру и содержание занятий, а так же выбирать формы и методы проведения занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Условия реализации программы:

  1. класс для теоретических занятий;
  2. дидактические материалы, карточки, рисунки для самостоятельной работы и разбора ситуаций, плакаты; знаки правил дорожного движения; экзаменационные билеты для сдачи теоретических экзаменов для водителей  на категорию  В и комментарии к ним;
  3. компьютерный класс для проведения занятий с использованием презентаций, видеофильмов;
  4. спортивная площадка (спортивный зал) для проведения спортивных мероприятий, тренировок;
  5. велосипед;
  6. велоплощадка;
  7. аптечка;
  8. фото- и видеоматериалы.

Методические материалы: рисунки по темам; интернет - ресурсы: http://www.festival@1september.ru, http://www.pravdd.ru, http://www.dddgazeta.ru, http://www.dibdd.ru, http://www.proshkolu.ru, http://www.nsportal.ru , http://www.pedkopilka.ru, http://www.future4you.ru;

компьютерные игры:  «Дорога в школу», «Дракоша и правила дорожного движения», «Не игра»;  настольные игры: Детское домино «Дорога»; Игра – лото «Умный светофор»; Игра-лото «Внимание! Дорога!»; наглядный и раздаточный материал: Дидактические карточки «Дорожные знаки»; Дидактические карточки «Правила дорожного движения»; Дидактические карточки для бесед с ребенком «Безопасность на дороге»; Наглядно дидактическое пособие «Дорожные знаки»; Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с социальным миром «Город. Транспорт. Профессия»; Экзаменационные билеты по ПДД, 5-9 класс; Экзаменационные билеты по ПДД «Красный, желтый, зеленый». Комплект дорожных знаков.

 

Нормативно-правовые документы:

  1. Кодекс  РФ об административных правонарушениях  №195-ФЗ  с последними изменениями.
  2. Концепция развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008
  4. Правила дорожного движения РФ 2016 г. с комментариями.
  5. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
    от 4 июля 2014 г. N 41.
  6. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах», постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. №100.
  7. Федеральный закон от 12.10.1995 г. №196-ФЗ (ред. от 27.07.2012 г.) “О безопасности дорожного движения”.
  8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 

Список литературы:

  • Бабина, Р.П. Методические рекомендации к рабочей тетради для 1 кл. (2, 3, 4) – М.: Мнемозина, 2005.
  • Бабина, Р.П. Учебное пособие для 1 кл. (2, 3, 4) – М.: Мнемозина, 2007.
  • Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 1 – 4 классов: Сост. Н.И Маркин, М.Н.Денисов. Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 65 с.
  • Добровольская,А.П., Форштат М.Л. Рабочая тетрадь по Правилам дорожного движения для начальных классов: - СПб: «Лики России», 2007. – 64 с.
  • Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах/авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова. – Волгоград.: Учитель, 2008. -239 с.
  • Ковалева, Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного поведения для школьников.- Ростов-н/Дону, 2006. -154 с.
  • Ковалько, В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу. – М.: ВАКО, 2006. – 192 с.
  • Козловская,  Е.А.,   Козловский  С.А.  Дорожная  безопасность:  Учебные  книжки-тетради  для 1,2,3,4 классов / Под общ.ред. В.Н. Кирьянова. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.
  • Козловская, Е.А, Козловский С.А. Дорожная безопасность: Обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ.ред. В.Н. Кирьянова. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006. – 88 с.
  • Козловская, Е.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005. - 56 с.
  • Маркин, Н.И., Денисов М.Н. Безопасность на дорогах: Учебник-тетрадь для 1 класса начальной школы (2, 3,4) в 2 частях./ Под ред. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС, 2006.
  • Методическое пособие  «Школа безопасности», автор-составитель Пуляевская Н.П.), 2016.
  • Миткалева, Е.М. Сборник сценариев по основам безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 88 с.
  • Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: элективный курс «Мы и дорога», автор – составитель О.В. Пахнутова, 2008. – 319 с.
  • Правила дорожного движения (1-4 класс, занятия в соответствии с ФГОС), автор – составитель С.О. Жатин, 2012. – 108 с.
  • Правила дорожного движения: система обучения дошкольников/автор-составитель Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова, 2011. – 219 с.
  • Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2008. – 222 с.
  • Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма: Методические рекомендации. – Вологда.: ВИРО, 2006. – 27 с.
  • Путешествие на зеленый свет: Познавательное пособие для детей младшего школьного возраста. – М.: ООО «Издательство «КЕДР», 2009. – 26 с.
  • Рыбин, А.Л. Безопасность в дорожно – транспортной ситуации. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2008. – 142 с.
  • Человек, автомобиль, дорога. Методические рекомендации для учителя. - М.: Шелл, 2005. – 48 с.
  • Человек, автомобиль, дорога. Пособие для учащихся 5-7 классов по изучению Правил дорожного движения. - М.: Шелл, 2006. – 64 с.
  • Щуркова, Н.Е. Игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 224 с.