Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Чудеса творим сами» объединение «Послушная глина»

Муниципальная  бюджетная организация дополнительного образования «Дом пионеров и школьников» муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Чудеса творим сами» объединение «Послушная глина»

педагог ДО

Хисамова Р.Р.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………3

1.1. Принадлежность программы к определённой направленности……………………………………..3

     1.2.Актуальность и новизна………………………..3

1.3. Отличительные особенности………………….4

1.4. Цель и задачи программы……………………..5

1.5.Контингент обучающихся……………………..5

1.6. Режим занятий…………………………………6

1.7. Формы проведения занятий…………………..6

1.8.Ожидаемые результаты………………………..6

1.9.Формы подведения итогов…………………….8

  1. Учебно-тематический план……………………………9
  2. Содержание программы……………………………….16
  3. Методическое обеспечение……………………………21

            4.1Календарно-тематический план………………...23

  1. Условия реализации программы………………………30

5.1.Материально-технические средства и оборудование, необходимые для занятия в объединении

  1.  Информационное обеспечение……………………….31

6.1Список литературы, интернет-ресурсы для педагога

6.2 Список литературы, интернет-ресурсыдля обучающихся

  1.  Приложение……………………………………………33
  2.  
  3. Пояснительная записка

 

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) одной из качественных характеристик обучающегося является способность активно и заинтересованно познавать мир, осознавать ценность труда, науки и творчества,инновационной творческой деятельности, развитие которой возможно в ходереализации дополнительной общеразвивающей программы «Чудеса творим сами» в процессе решения прикладных учебных задач.

Лепка,как народное декоративно-прикладное искусство, в силу своей специфики, является средством познания объемно-пространственных свойств действительности – важного фактора в общем развитии ребенка. В педагогическом отношении роль лепки также важна. В раннем же возрасте она нередко представляет собой более активное развивающее начало. В работе по лепке заложены большие возможности для эстетического и художественного восприятия, а также для общего развития. Обучающиеся расширяют круг знаний о свойствах материалов, овладевают полезными техническими навыками, тренируют руку и глаз, а также развивают способность координировать движения рук со зрительно воспринятым объектом. Создание ребенком даже самых простых скульптур - творческий процесс. Так, шарообразный комок глины представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов глиняный столбик - кольцом, баранкой и т.д. Во время работы с глиной ребенок испытывает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

По программе в работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи, и могут проводиться, как по заданию, так и по замыслу детей.  Обучающимся даются базовые основы художественного ремесла, умения не только навыкам по лепке, но и умения использовать свою фантазию, воображение и пространственное мышление для воплощения в различных жизненных сферах, готовить методический материал и выполнить к нему плакаты, где показан процесс создания поделки с ее поэтапным изготовлением. На занятиях используются игровые приемы: конкурсы, творческие задания, по развитию воображения, фантазии, мышления; индивидуальный подход к ребенку.

Актуальность даннойпрограммы исходит из социального заказа на раннее творческое   развитие   обучающихся, потребности   в   спокойной   эмоциональной атмосфере, усилении роли взаимосвязи воспитательного процесса семьи и дополнительного образования.

Новизна данной программы в том, что в образовательном процессе систематизированы педагогические и психологические приемы и методы, акцент делается на психологические особенности детей и, плюс к этому, программа показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, которые ориентированы на обеспечение личностного роста детей.

Данная дополнительная общеразвивающая программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений,на основе программы факультативных курсов по искусству «Скульптура и керамика», Москва, «Просвещение»,2011 г., методические программы «Лепка в детском саду» Н.В. Халезова и «Изобразительное творчество», книгу-учебник «Послушная глина» Федотова в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (04.07.2014г.№41);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (№1726-р от 04.09.2014);

- Положение о дополнительной общеразвивающей программе муниципальной бюджетной организации дополнительного образования «Дом пионеров и школьников» муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан.

Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся. Программа построена на эстетическом воспитании школьников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы от подобных программ состоит в том, что на первом месте основным показателем качества реализации программы является не знания, умения и навыки обучающихся, а их творческий рост. На основе психологической диагностики создаются благоприятные условия для развития творческого потенциала обучающегося, а потом уже знакомство с символикой народного декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения школьников к декоративно-прикладному искусству. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания обучающихся средствами этого искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность.

Программа состоит из тематических блоков, подобранных в соответствии с принципом от простого   к сложному. Это позволяет вовлекать в творческий процесс «новичков» на любом этапе, а постоянный состав и отдельные обучающиеся второго и последующих годов обучения совершенствуют свое мастерство на более сложном творческом и техническом уровне.

Педагогическая целесообразность программы в том, что у обучающихся нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек, нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Поэтому поставленацель:подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приёмы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Темы работ с детьми являются актуальными и целесообразными. На занятиях объединенияобучающиеся осваивают не только тайны мастерства ремесла, но и находят новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Цель программы: создание комплексной системы воспитания, систематичность и последовательность в овладении опытом лепки.

Задачи:

Образовательные:

-  сформировать знания о художественных промыслах и познакомить с историей керамического искусства (гончарного ремесла);

- научить чувствовать объем, форму предметов и обучить практическим приемам и навыкам при изготовлении керамических изделий;

- научить передавать характер изображаемого;

-повысить общие знания по народному декоративно-прикладному искусству;

- привить интерес к керамике как древнему виду искусства, побудить желание совершенствоваться в данном направлении.

Воспитательные:

-   формировать общечеловеческие нормы нравственности: порядочность, честность, трудолюбие, доброжелательность и т.д.

-   привить любовь к родному краю, любовь и уважение к людям разных национальностей, их традициям и культуре;

- поддерживать   желание   сохранить   культурные   традиции   народов Башкортостана;

- научить общению не только со сверстниками, но и с детьми старшего и младшего возрастов;

-воспитать     инициативность, самостоятельность, активность и коммуникабельность;

- воспитать трудовые навыки.

Развивающие:

- развить образное восприятие, творческое мышление, фантазию;

- развить мелкую моторику рук;

- развить коммуникативные качества;

-развивать такие качества, как умение видеть образ, представлять его в материале.

Контингент обучающихся

Продолжительность реализации программы (включая подготовительную группу) рассчитана на 3года обучения. Занятия проводятся с обучающимися от 6 до 12лет. С учетом этих обстоятельств сформированы группы: -дошкольники и учащиеся 1-го класса с родителями(6-7лет);- учащиеся начальных классов 2-го и 3-го классов(8-9лет); - учащиеся 4-х и 5-х классов(9-12лет). Принцип формирования групп основан на выполнении социального заказа, для понимания которого проводится сбор мнений и пожеланий обучающихся, их родителей; учитывается интерес к данному виду творчества учебных и дошкольных учреждений.

Режим занятий на 2017-2018 учебный год

- подготовительный год обучения– 2часа в неделю,с 10-минутным перерывом;72 часа в год; один час занятия длится 30минут;

- 1-й год обучения–2раза в неделю по 2 часа в день, с 10 -минутным перерывом,144 часа в год; один час занятия длится 45минут.

Формы проведения занятий

Практические занятия, беседы, просмотр видеофильмов, дидактические игры, рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, экскурсии, посещение выставок, музеев, участие обучающихся в выставках, фестивалях, конкурсах, ярмарки - продажи готовых изделий, выполненных собственными руками. 

Календарные, народные праздники, знаменательные даты, подготовки к выставкам, смотрам и участиям в конкурсах дают возможность организовать занятия в виде игр, посиделок, «круглых столов», выходов на природу, встреч с художниками и мастерами-педагогами на дому, просмотров слайдов и видеоматериалов.

Некоторые занятия могут проходить в форме самостоятельной работы, что стимулирует самостоятельное творчество, поиск новых решений, а педагог при необходимости помогает найти выход из затруднительных ситуаций. Такие формы работы с детьми повышают их интерес к обучению, а педагог имеет возможность увидеть результаты своего труда.

Ожидаемые результаты обучения: в результате освоения данной общеразвивающей программы ожидается, что у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (УУД).

Личностные  универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой  деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

 Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебно-творческую  задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку педагога;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию; 
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнера.

Познавательные универсальные учебные действия

В конце подготовительного годаобучения обучающиеся

Будут знать

Будут уметь

* основные цвета;

*значение терминов, применяемых в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве;

*материалы и технические приемы при лепке;

*названия основных инструментов и  приспособлений для лепки из глины; *представление о народных промыслах; *элементы узора;

 *способы лепки (пластический и комбинированный)

*пользоваться графическими материалами и инструментами;

* использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

*подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

*различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы; простейшую форму, общее пространственное положение;

*применять умения и навыки, полученные на занятиях по лепке;

* передавать выразительные особенности при лепке и раскраске

В конце 1-го года обучения обучающиеся

Будут знать

Будут уметь

 *значение терминов: скульптор, художник, шликер, стек, линия, композиция, основные и производные цвета, холодные и теплые цвета, орнамент,узор, силуэт, колобок, колбаска,завиток;

 *изобразительные основы декоративных элементов и геометрические фигуры;

*материалы и технические приемы лепки, а также название инструментов, приспособлений;

*общие сведения о керамике как виде декоративно - прикладного творчества;

*подбирать и передавать колорит нужной росписи;

*представление о народных промыслах, узнавать их (гжельская, дымковская, филимоновская,каргопольская, башкирская глиняная игрушки;

*пользоваться инструментами: стеком, карандашами, кистью, палитрой;

*работать в различной технике из глины;

*полностью использовать кусок глины, крупно изображать предметы;

*передавать выразительные формы реального предмета в изображении рисунка с натуры, по памяти и представлению;

*создавать простое изделие по образцу или по собственному воображению;

* уважать свой и чужой труд;

*общаться в коллективе с детьми разного возраста;

*принимать участие в создании коллективных работ;

 *проявлять интерес к выставкам разных направлений декоративно-прикладного и художественного творчества;

*пользоваться пластическим, комбинированным и конструктивным способами лепки и росписи;

 

В конце 2-го года обучения  обучающиеся

Будут знать

Будут уметь

значение терминов: скульптор, художник, шликер,ангоба, примазать, разгладить,обжиг, стек, линия, композиция, основные и производные цвета, холодные и теплые цвета, орнамент,узор, силуэт, колобок, колбаска и др.;

*особенности материалов, применяемых в художественной деятельности, значений понятий:

* характерные черты и особенности традиционных художественных промыслов;

*способность свободно пользоваться имеющимся опытом, создавать художественные образы, выразительные формы;

 *способность определить художественную ценность изделий относительно традиций и культуры родного края.

 

*пользоваться необходимыми графическими материалами, красками, глиной, инструментами (стеками);

*передавать выразительные формы реального предмета при изображении предметов с натуры, по памяти и по представлению;

* самостоятельно и творчески выполнять более сложные изделия, сувениры, композиции, придавая им характерность, индивидуальность и выразительность;

  *оценивать свои возможности при изготовлении задуманного изделия;

 *разумно и убедительно выражать свое мнение по поводу понравившейся работы;

 *проявление доброжелательного отношения к младшим и начинающим в помощи и взаимном сотрудничестве;

*возможность помогать начинающим не только при выполнении отдельных элементов, но и пробовать курировать.

 

Этапы педагогического контроля

 

Для проверки знаний, умений и навыков в объединении «Послушная глина» используются такие виды и методы контроля, как:

Входной - выявление требуемых на начало обучения знаний.

Текущий - осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся.

Итоговой - проводится в конце полугодия (промежуточный) или учебного года.

 

Вид контроля

Форма контроля

Какие умения и навыки контролируются

Срок реализации

1

Входной

Педагогическое наблюдение

Выявление требуемых на начало обучения знаний

 Сентябрь

2

Текущий

Занятия согласно учебному плану

Выявление ошибок при изготовлении изделия.

Октябрь-апрель

3

Итоговой (промежуточный)

 Участие в конкурсах согласно по положениям

Творческий подход к изготовлению изделий

Сентябрь - май

4

Итоговой

Отчетная выставка декоративно - прикладного творчества

Отбор лучших изделий для выставки

Апрель, май

5

Итоговой

Викторина

 

 

Усвоение изученного материала на конец учебного года

Май

 

Итоги работ (промежуточные, итоговые) обучающихся подводятся ежегодно.Лучшие работы обучающихся выставляются   на выставках всеобщего обозрения, на длительный срок на постоянно действующих выставках и принимают участие в различных конкурсах

 

Учебно-тематическое планирование занятийдля обучающихся

 подготовительного года обучения (72 часа)

 

Тема. Краткое содержание

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие. Знакомство с детьми. Инструктаж по ПТБ на занятиях по лепке.

Искусство лепки прошлое и настоящее глиняных изделий. Разнообразие форм и способов декорирования.

Практическая работа: Лепка пластин. Роспись.

1

3

4

2

Дымковские игрушки.

Историческая справкаоб игрушке. Знакомство и освоение конструктивного способа лепки. Выявление характерных особенностей формы и росписи игрушки. Составление таблицы элементов росписи.

Практическая работа: Лепка фигуры «барыни». Роспись.

1

3

4

3

Филимоновские игрушки

Выявление характерных особенностей формы и росписи филимоновских игрушек. Сравнительный анализ формы дымковских и филимоновских игрушек, манера росписи.

Практическое занятие: лепка фигуры «коровы». Соблюдая пропорции и стиль игрушек. Роспись.

1

3

4

4

Каргопольская игрушка

Историческая справка об игрушке. Выявление характерных особенностей формы и росписи игрушек.

Практическое занятие: Лепка «полкан-кентавр». Роспись

1

3

4

5

Богородская игрушка

Историческая справка об игрушке. Выявление характерных особенностей формы и росписи игрушек.

Практическое занятие: Лепка

1

3

4

6

Русский изразец

История русского изразцового искусства. Плоские рельефы на примере изразца.

Практическое занятие: Лепка пластов квадратной формы с геометрическим сюжетом. Окраска изразцов.

1

3

4

7

Русская и башкирская матрешка

История матрешки

Практическое занятие: Лепка и раскрашивание матрешки.

1

3

4

8

Рельефы

Скульптура на плоскости. Барельеф, горельеф.

Практическое занятие: Лепка декоративной плитки «цветы». Роспись.

1

3

4

9

Двухплановый рельеф

Практическое занятие: Выполнение рельефа «Мое село». Роспись.

1

3

4

10

Прорезные рельефы

Маски. Технология изготовления прорезного рельефа.

Практическое занятие: лепка прорезного пласта. Роспись.

1

3

4

11

Формообразование сосудов

Взаимосвязь формы и назначения. Историческая справка о керамических сосудах. Основные способы лепки сосудов – жгутиковый, ленточный, смешанный.

Практическое занятие: лепка сосудов различным способом. Роспись.

1

3

4

12

Башкирская  керамика

Посуда и игрушка выполненная в башкирском стиле.

Практическое занятие: лепка и роспись в народном характере.

1

3

4

13

Керамика Греции

Чернофигурные сосуды. Историческая справка о керамике Греции.

Практическое занятие: лепка сосудов известным способом. Роспись.

1

3

4

14

Бусы, ожерелье

Историческая справка.  Древние и современные украшения из глины.

Практическое занятие: лепка заданного количества  бусин различной формы с мелким декором. Роспись.

1

3

4

15

Настенное украшение – подвеска

Практическое занятие: лепка подвески знака зодиака. Роспись.

1

3

4

16

Серьги, браслет, амулет

Практическое занятие: лепка комплекта. Роспись.

1

3

4

17

Лепка по замыслу на анималистический жанр по желанию детей.

1

3

4

18

Итоговое занятие. Экскурсия в районную картинную галерею

1

1

2

19

Подготовка и выполнение наглядных пособий.Участие в выставках, фестивалях; экскурсия за природным материалом;работа над корректировкой поделок.

Занятия проводятся в семейном  клубе«БлагоДарю» совместно с родителями

 

    2

    2

Итого:

34

38

72

 

Учебно-тематическое планированиезанятий

для первого года обучения(144 часа)

 

 

Тема. Краткое содержание

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие. Знакомство с детьми. Инструктаж по ПТБ на занятиях по лепке.

Искусство лепки прошлое и настоящее глиняных изделий. Разнообразие форм и способов декорирования.

Практическая работа: Лепка пластин. Роспись.

1

3

4

2

Дымковские игрушки.

Историческая справка об игрушке. Знакомство и освоение конструктивного способа лепки. Выявление характерных особенностей формы и росписи игрушки. Составление таблицы элементов росписи.

Практическая работа: Лепка фигуры «барыни». Роспись.

1

5

6

3

Филимоновские игрушки

Выявление характерных особенностей формы и росписи филимоновских игрушек. Сравнительный анализ формы дымковских и филимоновских игрушек, манера росписи.

Практическое занятие: лепка фигуры «коровы». Соблюдая пропорции и стиль игрушек. Роспись.

1

5

6

4

Каргопольская игрушка

Историческая справка об игрушке. Выявление характерных особенностей формы и росписи игрушек.

Практическое занятие: Лепка «полкан-кентавр». Роспись

1

3

4

5

Богородская игрушка

Историческая справка об игрушке. Выявление характерных особенностей формы и росписи игрушек.

Практическое занятие: Лепка

1

3

4

6

Русский изразец

История русского изразцового искусства. Плоские рельефы на примере изразца.

Практическое занятие: Лепка пластов квадратной формы с геометрическим сюжетом. Окраска изразцов.

1

3

4

7

Русская (Башкирская) матрешка

История русской матрешки

Практическое занятие: Лепка и раскрашивание матрешки.

1

9

10

8

Рельефы

Скульптура на плоскости. Барельеф, горельеф.

Практическое занятие: Лепка декоративной плитки «цветы». Роспись.

1

3

4

9

Двухплановый рельеф

Практическое занятие: Выполнение рельефа «Мое село». Роспись.

1

3

4

10

Прорезныерельефы

Маски. Технология изготовления прорезного рельефа.

Практическое занятие: лепка прорезного пласта. Роспись.

1

9

10

11

Формообразование сосудов

Взаимосвязь формы и назначения. Историческая справка о керамических сосудах. Основные способы лепки сосудов – жгутиковый, ленточный, смешанный.

Практическое занятие: лепка сосудов различным способом. Роспись.

1

9

10

12

Башкирская керамика

История посуды и игрушки,выполненные в башкирском стиле.

Практическое занятие: лепка и роспись в народном характере.

1

9

10

13

Керамика Греции

Чернофигурные сосуды. Историческая справка о керамике Греции.

Практическое занятие: лепка сосудов известным способом. Роспись.

1

5

6

14

Бусы, ожерелье

Историческая справка о декоре.  Древние и современные украшения из глины.

Практическое занятие: лепка заданного количества  бусин различной формы с мелким декором. Роспись.

 

1

 

9

 

10

15

Настенное украшение – подвеска

Практическое занятие: лепка подвески знака зодиака. Роспись.

1

9

10

16

Серьги, браслеты, амулеты

Практическое занятие: лепка комплекта. Роспись.

1

9

10

17

Лепка по замыслу на анималистический жанр по желанию детей.

-

20

20

18

Народный костюм

 

2

2

19

Подготовка и выполнение наглядных пособий; участие в выставках, фестивалях; народные праздники и игры;встреча с мастерами гончарного дела; экскурсия за природным материалом;работа над корректировкой поделок.

Занятия проводятся в семейном клубе«БлагоДарю» совместно с родителями

-

6

6

20

  Итоговое занятие. Экскурсия в районную картинную галерею

-

4

4

        Итого:

17

127

144

 

Учебно-тематическое планированиезанятийдля

второго года обучения (144 часа)

 

Наименование разделов, тем

Теория

Практика

Всего

1

Вводный урок. Ознакомление обучающихся с техникой безопасности на занятиях. Введение в программу:«Мои летние впечатления». «Мое настроение». Цветовая палитра. Вхождение в программу. Песни, игры, танцы, поговорки, считалки (что мы возьмем с собой на этот учебный год) Упражнения с применением цветов радуги. Разноцветные облака. Усложнение цветовых представлений. Смешение цветов. Понятие – хроматические цвета.

1

3

4

2

«Не боги горшки обжигают». Вступление. Вхождение в керамику. История керамики. Глиняная посуда. Глина, как материал для работы. Разновидности глины. Упражнения «колобок», «колбаски».

1

3

4

3

Радужная страна. Белая – Волшебная страна. Игра с красками. Первые представления композиции (ритм, соразмерность, уравновешенность, симметрия и т.д.)

-

2

2

4

«Был я на копанце». Заготовка сырья. Виды глины. Состав глины. Упражнения «колобок», «колбаски», «спираль».

1

3

4

5

Черная страна. Черные краски. Черные звери. Силуэт. Серое семейство. Понятие   ахроматические цвета. Работа гуашью.

-

2

2

6

«Был я на копанце». Подготовка глиняного теста. Просеивание глины. Отмучивание глины. Отощающие добавки. Перемины глины. Упражнения «колобок», «колбаски», «спираль».

1

3

4

7

Видео фильмы о первых навыках работы на гончарном круге и народных умельцах гончарного искусства

-

2

2

8

Ручная лепка сосудов. Инструменты и приспособления. Формовка на болванках: 1) на веревочной болванке; 2) на цилиндрической болванке; 3)формовка на болванке блюда.

1

3

4

9

Путешествие в страну теплых красок. «радуга». Освоение приемов работы гуашью. Освоить приемы тональной и цветовой растяжки. Понятия о гармоничном и соотношении форм и размеров.

-

2

2

10

Лепка из целого куска глины. Изготовление резного сосуда. Спиральная лепка из жгутов. Лепка сосудов из пластин. Лепка чайницы. Кофейницы. Декоративный сосуд. Карандашница

1

9

10

11

Был я на кружальце. Инструменты гончара. Приемы работы на гончарном круге. Изготовление на гончарном круге цветочного горшочка. Изготовление крынки, тарелки, миски и блюда.

1

7

8

12

Коллективная композиция: «Наше творческое объединение» из силуэтов головы, рук, ступней, вырезанных  из тонированной бумаги. Передача характера через цвет, осознание неповторимости цветовых оттенков, их взаимовлияния.

-

2

2

13

Глиняное литье. Подготовительная работа. Формы.  Способы литья. Соединение деталей. Керамические термины (шликер, ангоба и т.д.)

1

7

8

14

Игрушки своими руками. История. Значение игрушек в жизни людей. Декоративная игрушка «Чудо-зверь», «Мое любимое животное», Лепка народных игрушек.

1

9

10

15

Игрушки – свистульки.  «Мой чудо - зоопарк». Народные мастера. Методы и способы лепки свистулек. Последовательность лепки свистульки.

1

9

10

16

Настенные панно. «Я – это Я!», «Жар – птица», «Мой зоопарк». Системность. Плановость.

1

9

10

17

Декоративная отделка керамики. Тиснение. Тиснение пальцами. Гравировка. Налепные узоры, лощение и томление. Роспись ангобами. Флондровка, «Мраморизация»,

1

9

10

18

Изготовление глиняной книжки-раскладушки«Шурале», «Шомбай», «Колобок», «Репка». Знакомство с видами ДПИ. Понятие о свойствах различных материалов. Культуре работы и подачи зрителям готовой работы.

-

10

10

19

Был я на пожаре. Обжиг керамики. Обжиг в костре. Обжиг в гончарном горне. Обжиг в русской печи игрушек и посуды. Обжиг в муфельной печи и духовке.

-

4

4

20

«Был я на обваре». Защитные покрытия керамики. Виды покрытий.  Стадии обработки глиняных игрушек и посуды. Глазурование.

1

3

4

21

Тема: «Портрет». «Маска, я тебя знаю». «Ожившие маски». Наблюдаем и изучаем лицо человека. Понятие о симметрии. Выполнение портретов сказочных героев.

1

7

8

22

«Декоративная настенная глиняная маска». Образ сказочного доброго и злого героя. Работа над характерными портретами. Знакомство с пропорциями человеческого лица и «мордашками» животных и зверей. Портретный жанр в скульптуре.

-

10

10

23

Тема: «Натюрморт». Лепка с натуры овощей, фрукты, посуды. Добиваться зрительного равновесия. Пропорции. Габаритные размеры.  Навыки.

-

4

4

24

Эксурсия – поездка в художественную школу, художественную галерею с.К-Мияки

-

4

4

25

 «Праздник на деревенской улице». Проведение с родителями, бабушками и детьми со всеми играми и танцами, разученными на занятиях в течении учебного года.

-

4

4

 

Итого:

14

130

144

 

3. Содержание программы дляподготовительногогода  обучения (72 часа)

 

 Вводное занятие.Инструктаж по технике безопасности  - 4часа.

Знакомство с детьми. Искусство лепки: прошлое и настоящее глиняных изделий. Разнообразие форм и способов декорирования. Практическая работа: Лепка пластин. Роспись.

Раздел 1. Глиняные игрушки – 18часов

Тема 1.1 Дымковские игрушки – 4часа

Историческая справка об игрушке. Знакомство и освоение конструктивного способа лепки. Выявление характерных особенностей формы и росписи игрушки. Составление таблицы элементов росписи.

Практическая работа: Лепка фигуры «барыни». Роспись.

Тема 1.2 Филимоновские игрушки - 4часа

Выявление характерных особенностей формы и росписи филимоновских игрушек. Сравнительный анализ формы дымковских и филимоновских игрушек, манера росписи.

Практическое занятие: лепка фигуры «коровы». Соблюдая пропорции и стиль игрушек. Роспись.

Тема 1.3 Каргопольская игрушка-4часа

Историческая справка об игрушке. Выявление характерных особенностей формы и росписи игрушек.

Практическое занятие: Лепка «полкан-кентавр». Роспись.

1.4Богородская игрушка – 6часов

Историческая справка об игрушке. Выявление характерных особенностей формы и росписи игрушек.

Практическое занятие: Лепка

Раздел 2. Декоративные пласты – 20часов

Тема 2.1Русский изразец – 4часа

История русского изразцового искусства. Плоские рельефы на примере  изразца.

Практическое занятие: Лепка пластов квадратной формы с геометрическим сюжетом. Окраска изразцов.

Тема 2.2Русская матрешка – 4часа

История матрешки. Рассматривание узоров.

Практическое занятие: лепка и раскрашивание матрешек.

Тема 2.3 Рельефы-4часа

Скульптура на плоскости. Барельеф, горельеф.

Практическое занятие: Лепка декоративной плитки «цветы». Роспись.

Тема2.4 Двухплановый рельеф-4часа

Рельеф «город». Роспись.

Тема 2.5 Прорезные рельефы-6часов

Маски. Технология изготовления прорезного рельефа.

Практическое занятие: лепка прорезного пласта. Роспись.

Раздел3. Декоративный сосуд   - 12часов

Тема 3.1 Формообразование сосудов – 4часа

Взаимосвязь формы и назначения. Историческая справка о керамических сосудах. Основные способы лепки сосудов – жгутиковый, ленточный, смешанный.

Практическое занятие: лепка сосудов различным способом. Роспись - 4часа

Тема 3.2 Башкирская керамика – 4часа

Посуды, сувениры, панно.

Историческая справка о башкирских сувенирах.

Практическое занятие: лепка и роспись в башкирском стиле.

Тема 3.3 Керамика Греции – 4часа

Чернофигурные сосуды. Историческая справка о керамике Греции.

Практическое занятие: лепка сосудов известным способом. Роспись.

Раздел 4. Украшения из керамики – 18часов

Тема 4.1 Бусы, ожерелье – 4часа

Историческая справка. Древние и современные украшения из глины.

Практическое занятие: лепка заданного количества бусин различной формы с мелким декором. Роспись.

Тема 4.2 Настенное украшение – подвеска – 4часа

Практическое занятие: лепка подвески знака зодиака. Роспись.

Тема 4.3 Серьги, браслет – 4часа

Практическое занятие: лепка комплекта. Роспись.

Тема 4.4Лепка по замыслу  -  4часа

Практическое занятие: Лепка по желанию детей

Тема 4.6 Народный костюм – 1час

 Тема 4.7Итоговое занятие. Экскурсия в художественную школу и картинную галерею – 2часа

Тема4.8 Подготовка и выполнение работ

Практическое занятие: подготовка к выставкам, конкурсам, выполнение не законченных работ.

 

                         Содержание программы для 1-го года обучения (144 часа)

 

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с детьми. Искусство лепки прошлое и настоящее глиняных изделий. Разнообразие форм и способов декорирования. Практическая работа: Лепка пластин. Роспись – 4часа

Раздел 1. Глиняные игрушки – 24часа

Тема 1.1 Дымковские игрушки – 4часа

Историческая справка об игрушке. Знакомство и освоение конструктивного способа лепки. Выявление характерных особенностей формы и росписи игрушки. Составление таблицы элементов росписи.

Практическая работа: Лепка фигуры «барыни». Роспись.

Тема 1.2 Филимоновские игрушки– 6часов.

Выявление характерных особенностей формы и росписи филимоновских игрушек. Сравнительный анализ формы дымковских и филимоновских игрушек, манера росписи.

Практическое занятие: лепка фигуры «коровы». Соблюдая пропорции и стиль игрушек. Роспись

Тема 1.3 Каргопольская игрушка – 6часов

Историческая справка об игрушке. Выявление характерных особенностей формы и росписи игрушек.

Практическое занятие: Лепка «полкан-кентавр». Роспись.

1.4Богородская игрушка – 4часа

Историческая справка об игрушке. Выявление характерных особенностей формы и росписи игрушек.

Практическое занятие: Лепка

Раздел 2. Декоративные пласты – 24часа

Тема 2.1Русский изразец – 4часа

История русского изразцового искусства. Плоские рельефы на примере  изразца.

Практическое занятие: Лепка пластов квадратной формы с геометрическим сюжетом. Окраска изразцов.

Тема 2.2Русская матрешка – 10часов

История матрешки. Рассматривание узоров.

Практическое занятие: лепка и раскрашивание матрешек.

Тема 2.3 Рельефы – 4часа

Скульптура на плоскости. Барельеф, горельеф.

Практическое занятие: Лепка декоративной плитки «цветы». Роспись.

Тема2.4 Двухплановый рельеф – 4часа

Практическое занятие: Выполнение рельефа «город». Роспись.

Тема 2.5 Прорезные рельефы – 10часов

Маски. Технология изготовления прорезного рельефа.

Практическое занятие: лепка прорезного пласта. Роспись.

Раздел3. Декоративный сосуд  -26часов

Тема 3.1 Формообразование сосудов – 10часов

Взаимосвязь формы и назначения. Историческая справка о керамических сосудах. Основные способы лепки сосудов – жгутиковый, ленточный, смешанный.

Практическое занятие: лепка сосудов различным способом. Роспись.

Тема 3.2 Башкирская керамика – 10часов

Посуда, выполненная в башкирском силе.

Практическое занятие: лепка и роспись в башкирском стиле.

Тема 3.3 Керамика Греции – 6часов

Чернофигурные сосуды. Историческая справка о керамике Греции.

Практическое занятие: лепка сосудов известным способом. Роспись.

Раздел 4. Украшения из керамики – 52часа

Тема 4.1 Бусы, ожерелье – 10часов

Историческая справка. Древние и современные украшения из глины.

Практическое занятие: лепка заданного количества бусин различной формы с мелким декором. Роспись.

Тема 4.2 Настенное украшение – подвеска – 10часов

Практическое занятие: лепка подвески знака зодиака. Роспись.

Тема 4.3 Серьги, браслет – 10часов

Практическое занятие: лепка комплекта. Роспись.

Тема 5.1 Лепка по замыслу – 20часов

Практическое занятие: Лепка по желанию детей.

Тема 6.1 Народный костюм – 2час

Тема7.Итоговое занятие.Экскурсия в художественную школу и картинную галерею – 4часа

Тема8.2 Подготовка и выполнение работ – 6часов

Практическое занятие: подготовка к выставкам, конкурсам, выполнение не законченных работ.

 

Содержание программы для 2-го года обучения(144 часа)

                        

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Введение в программу. «Мои летние впечатления». «Мое настроение». Цветовая палитра. Вхождение в программу. Песни, игры, танцы, поговорки, считалки (что мы возьмем с собой на этот учебный год) Упражнения с применением цветов радуги. Разноцветные облака. Усложнение цветовых представлений. Смешение цветов. Понятие – хроматические цвета. Ознакомление обучающихся с техникой безопасности на занятиях по ИЗО искусству – 4 часа

Раздел 1.Гончарное искусство

«Не Боги горшки обжигают».Вступление. Вхождение в Керамику. История керамики. Глиняная посуда. Глина, как материал для работы. Разновидности глины. Упражнения. «Колобок», «Колбаски» - 4 часа

«Был я на копанце». Заготовка сырья. Виды глины. Состав глины. Упражнения. «Колобок», «Колбаски»,  «Спираль» - 4часа

 «Был я на топанце». Подготовка глиняного теста. Просеивание глины. Отмучивание глины. Отощающие добавки. Перемины глины. Упражнения «Колобок», «Колбаски», «Спираль», «Завиток» - 4 часа

«Был я на кружальце». Инструменты гончара. Приемы работы на гончарном круге. Изготовление на гончарном круге цветочного горшочка. Изготовление крынки, тарелки, миски и блюда-10 часов

«Был я на пожаре».Обжиг керамики. Обжиг в костре. Обжиг в гончарном горне. Обжиг в русской печи игрушек и посуды. Обжиг в муфельной печи и духовке -4 часа

«Был я на обваре». Защитные покрытия керамики. Виды покрытий.  Стадии обработки глиняных игрушек и посуды. Глазурование –4 часа

свойствах различных материалов. Культуре работы и подачи зрителям готовой работы

Ручная лепка сосудов. Инструменты и приспособления. Формовка на болванках: 1) На веревочной болванке; 2) На цилиндрической болванке; 3) Формовка на болванке блюда – 4часа

 Глиняное литье. Подготовительная работа. Формы.  Способы литья. Соединение деталей. Керамические термины (шликер, ангоба и т.д.) – 8 часов

Лепка из целого куска глины. Изготовление резного сосуда. Спиральная лепка из жгутов. Лепка сосудов из пластин. Лепка чайницы. Кофейницы. Декоративный сосуд. Карандашница -  10 часов

Раздел 2. Декоративно-прикладное  искусство - как вид народного искусства

Игрушки своими руками. История. Значение игрушек в жизни людей. Декоративная игрушка «Чудо-зверь», «Мое любимое животное», Лепка народных игрушек – 10 часов

Народные игрушки – свистульки.  «Мой чудо - зоопарк». Народные мастера. Методы и способы лепки свистулек. Последовательность лепки свистульки – 10часов

Знакомство с видами ДПИ. Понятие о свойствах различных материалов. Культуре работы и подачи зрителям готовой работы.

 Глинянаякнижка-расклалушка«Колобок»,«Шурале», «Шомбай», «Репка».Системность. Плановость.   -  10 часов

Настенное панно« Я – это Я!», «Жар – птица», «Мой зоопарк» - 10 часов

        Декоративная отделка керамики. Тиснение. Тиснение пальцами. Гравировка. Налепные узоры. Лощение.Томление. Роспись ангобами. Фляндровка, «Мраморизация» -10 часов

Раздел 3. Жанры  декоративно-прикладного искусства

«Портрет». «Маска, я тебя знаю». «Ожившие маски» - Наблюдение  и изучение лица человека. Понятие о симметрии. Выполнение портретов сказочных героев - 10 часов

Образ сказочного доброго и злого героя. Работа над характерными портретами. Знакомство с пропорциями человеческого лица и «мордашками» животных и зверей. Портретный жанр в искусстве. «Декоративная настенная глиняная маска» - 10 часов

«Натюрморт».Зрительное равновесие. Пропорции. Габаритные размеры.  НавыкиЛепка с натуры  овощей, фрукты, посуды  - 4 часа

«Композиция». «Наше творческое объединение»: Коллективнаяработаиз силуэтов головы, рук, ступней, вырезанных  из тонированной бумаги. Передача характера через цвет, осознание неповторимости цветовых оттенков, их взаимовлияния – 4  часа

Раздел 4.Цвет в ДПИ

Радужная страна. Белая – Волшебная страна. Игра с красками. Первые представления композиции (ритм, соразмерность, уравновешенность, симметрия  -2часа

Черная страна. Черные краски. Черные звери. Силуэт. Серое семейство. Понятие   ахроматические цвета. Работа гуашью – 2часа

Путешествие в страну теплых красок. «Радуга». Освоение приемов работы гуашью. Освоить приемы тональной и цветовой растяжки. Понятия о гармонии и соотношении форм и размеров – 2 часа

Раздел 5. И это для души

Беседы о настроении преобладающие в каждой работе, рассказываем  о своих впечатлениях. Находим в работах красоту случайных цветовых сочетаний и форм – 4 часа

Просмотр  видео - фильмов о  навыках работы на гончарном круге и народных умельцах гончарного искусства – 2часа

Экскурсияв художественную школу и художественную галерею села Киргиз-Мияки – 4 часа

«Праздник на деревенской улице».Работа с родителями. Проведение с родителями, бабушками и детьми со всеми играми и танцами, разученными на занятиях в течение учебного года– 4 часа

Итоговое занятие.

 

4. Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеобразовательной развивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Методы и приемы, формы организации учебно-воспитательного процесса

Метод

Прием

Объяснительно-иллюстративный 

рассказ, беседа, объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала, наблюдение, иллюстрации, слайды, схемы, репродукции, инструктаж, дискуссии, работа с книгой

Репродуктивный

выполнение действий на занятиях на уровне подражания; выполнение практических, творческих работ

Видеометод

просмотр видеоматериалов

Поисковый

решение проблемных ситуаций, проектная работа

 

Методические пособия для педагога:

  • Методические разработки игр, конкурсов;
  • Методические разработки по защите творческих проектов;
  • Тематические подборки, конспекты занятий, конспекты бесед к занятиям;
  • Декоративно-прикладная и изобразительная литература, справочные материалы, энциклопедии.

Дидактический материал:

  • демонстрационный материал (наглядные пособия - иллюстрации, фотографии, рисунки, плакаты,  схемы, таблицы, образцы, видеофильмы, памятки, модели),  которые могут быть выполнены самим педагогом или частично приобретены. Весь материал готовится заранее и раздается обучающимся на занятиях.
  • Возможно использование интернет технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Также  различных видов презентаций, выполненным педагогом.
  • Раздаточный материал (задания, предлагаемые обучающимся при изучении конкретных тем, дидактические карточки, шаблоны).

В проведении занятий используются формы групповой, индивидуальной работы и коллективного творчества. Индивидуальные занятия планируются и проводятся с учетом образовательных потребностей обучающихся. Некоторые задания требуют объединения обучающихся в подгруппы.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. С целью проверки, усвоения, терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного воспитательного процесса позволяет делать работу с обучающимися более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Положительная оценка работы обучающегося является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но и похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям и всех обучающихся.

Основной формой работы является учебные занятия. Это могут быть и занятия-вариации, проектная работа, импровизации, праздники, экскурсии,эксперименты и др.

Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий.

Методические рекомендации

Дополнительная общеразвивающая программа может быть вариативной, так как педагог может сам менять соотношение пропорций разделов, как для всего коллектива, так и для каждого конкретному разделу занятий, степени его усвоения.

В программе рекомендуется коллективная деятельность как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:

- информационная – обмен чувственной и познавательной информацией;

- контактная – готовность  к приему и передаче информации;

- координационная – согласование действий и организация взаимодействия;

- персептивная – восприятие и понимание друг друга;

- развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности.

  Процесс обучения должен строиться по принципу «от простого к сложному».

Занятия проводятся в группах, состоящих из не более15 детей на 1-м году обучения, не более 10 - 12 детей в группах 2-го и 3-го года обучения (по необходимости индивидуально!)Если в группах окажется детей больше нужного количества, то, чтобы занятия не оказались в ущерб для обучающихся, группы можно делить на подгруппы.

На занятиях создается атмосфера взаимопомощи, ситуация успешности каждого ребенка.

Организация образовательного пространства

Перед лепкой все надевают  фартуки, готовят доски, стеки, деревянные скалки. Для росписи готовятся краски, кисти. Для украшения глиняных поделок - бусинки, ракушки, камешки и т.д.

 

Календарно-тематический план  на 2017 – 2018 учебный год

 подготовительный год обучения

 

 

Тема занятий

1-я группа

План.

Факт.

1

1.1Вводное занятие. Комплектование группы. Знакомство с составом объединения, выбор актива. Инструктаж по технике безопасности. Основы безопасной жизнедеятельности

1.2 Диагностика имеющихся знаний и умений. Показ иллюстраций и готовых поделок

19.09.17

 

26.09.17

 

 

2

Дымковская игрушка.

1.1Историческая справка об игрушке. Знакомство и освоение конструкт. способа лепки. Выявление характерных особенностей формы и росписи игрушки. Составление таблицы элементов росписи.

1.2Практическая работа: Лепка фигуры «Барыня». Роспись.

3.10.10

 

10.10.17

 

 

3

Филимоновская игрушка.

1.1Выявление характерных особенностей формы и росписи филимоновских игрушек.

Сравнительный анализ формы дымковских и филимоновских игрушек, манера росписи.

1.2 Практическое занятие: лепка фигуры «коровы». Соблюдая пропорции и стиль игрушек. Роспись.

17.10.17

 

24.10.17

 

 

4

Каргопольская игрушка

1.1 Историческая справка об игрушке. Выявление характерных особенностей формы и росписи игрушек.

1.2 Практическое занятие: Лепка «полкан-кентавр». Роспись

10.10.17

 

17.10.17

 

 

5

Богородская игрушка

1.1 Историческая справка об игрушке. Выявление характерных особенностей формы и росписи игрушек.

1.2 Практическое занятие: Лепка

24.10.17

 

31.10.17

 

 

6

Русский изразец

История русского изразцового искусства. Плоские рельефы на примере  изразца.

Практическое занятие: Лепка пластов квадратной формы с геометрическим сюжетом. 1.2 Окраска изразцов

7.11.17

 

14.11.17

 

 

7

 Русская (Башкирская) матрешка

1.1 История русской матрешки, работа на шаблоне – роспись.

1.2 Практическое занятие: Лепка и раскрашивание матрешки.

21.11.17

 

28.11.17

 

 

8

Рельефы.

1.1Скульптура на плоскости. Барельеф, горельеф.

1.2 Практическое занятие: Лепка декоративной плитки «цветы». Роспись.

5.12.17

 

12.12.17

 

 

9

Прорезные рельефы

1.1 Маски. Технология изготовления прорезного рельефа.

1.2 Практическое занятие: лепка прорезного пласта.

19.12.17

 

26.12.17

 

 

10

Формообразование сосудов

1.1 Взаимосвязь формы и назначения. Историческая справка о керамических сосудах.

1.2 Основные способы лепки сосудов – жгутиковый, ленточный, смешанный.

Практическое занятие: лепка сосудов различным способом.

9.01.18

 

16.01.18

 

 

11

Башкирская  керамика

1.1 История посуды и игрушки, выполненные в башкирском стиле.

1.2 Выполнение посуды и игрушки в народном характере.

23.01.18

 

30.01.18

 

12

Керамика Греции

1.1Чернофигурные сосуды. Историческая справка о керамике Греции.

1.2Практическое занятие: лепка сосудов известным способом. Роспись.

6.02.18

 

13.02.18

 

 

13

Бусы, ожерелье

1.1.Историческая справка.  Древние и современные украшения из глины.

1.2.Практическое занятие: лепка заданного количества  бусин различной формы с мелким декором. Роспись.

20.02.18

 

27.02.18

 

 

14

Настенное украшение

1.1.Подвеска

1.2.Практическое занятие: лепка подвески знака зодиака. Роспись.

6.03.18

 

13.03

 

 

15

1.1.Серьги, браслет, амулет

1.2.Практическое занятие: лепка комплекта. Роспись.

20.03.18

 

27.03.18

 

 

16

Лепка по замыслу на анималистический жанр по желанию детей:

1.1.Домашние животные

 

1.2.Лесные звери

3.04.18

 

10.04.18.

 

 

17

1.1 Подготовка и выполнение наглядных пособий.

1.2.Итоговое занятие. Экскурсия в районную картинную галерею

17.04.18

 

24.04.18

 

 

 

Итого:

68часов

 

Календарно-тематический план  на 2017 – 2018 учебный год

 1-й год обучения

Тема занятий

Дата проведения

2-я группа

3-я группа

План.

Факт.

План.

Факт.

1

1.1 Вводное занятие. Комплектование группы. Знакомство с составом объединения, выбор актива. Инструктаж по технике безопасности. Основы безопасной жизнедеятельности. 1.2 Диагностика имеющихся знаний и умений. Показ иллюстраций и готовых поделок

15.09.

 

18.09.

 

 

15.09.

 

18.09.

 

 

2

Дымковская  игрушка.

1.1Историческая справка об игрушке. Знакомство и освоение конструкт.способа лепки. Выявление характерных особенностей формы и росписи игрушки. Составление таблицы элементов росписи.

1.2Практическая работа: Лепка фигуры «барыни». Роспись.

22.09

 

25.09

 

 

22.09

 

25.09

 

 

3

Филимоновская игрушка.

1.1 Выявление характерных особенностей формы и росписи филимоновских игрушек.

Сравнительный анализ формы дымковских и филимоновских игрушек, манера росписи.

1.2 Практическое занятие: лепка фигуры «коровы». Соблюдая пропорции и стиль игрушек. Роспись.

29.09

 

2.10.

 

 

29.09

 

2.10.

 

 

4

Каргопольская игрушка

1.1 Историческая справка об игрушке. Выявление характерных особенностей формы и росписи игрушек.

1.2 Практическое занятие: Лепка «полкан-кентавр». Роспись

6.10.

 

9.10.

 

 

6.10.

 

9.10.

 

 

 

5

Богородская игрушка

1.1 Историческая справка об игрушке. Выявление характерных особенностей формы и росписи игрушек.

1.2 Практическое занятие: Лепка

 

13.10

 

16.10

 

 

 

13.10

 

16.10

 

 

6

Русский изразец

История русского изразцового искусства. Плоские рельефы на примере  изразца.

Практическое занятие: Лепка пластов квадратной формы с геометрическим сюжетом. 1.2 Окраска изразцов

20.10

 

23..10

 

 

20.10

 

23..10

 

 

7

Русская  матрешка

1.1 История русской матрешки, работа на шаблоне – роспись.

1.2 Практическое занятие: Лепка и раскрашивание матрешки.

27.10

 

30.10

 

 

27.10

 

30.10

 

 

8

Рельеф

1.1Скульптура на плоскости. Барельеф, горельеф.

1.2Практическое занятие: Лепка декоративной плитки «цветы». Роспись.

3.11

 

6.11

 

 

3.11

 

6.11

 

 

9

Рельеф двухплановый:

1.1 Скульптура на плоскости. Барельеф, горельеф.

1.2Практическое занятие:Выполнение рельефа «Мое село». Роспись.

10.11

 

13.11

 

 

10.11

 

13.11

 

 

10

Прорезные рельефы

1.1 Маски. Технология изготовления прорезного рельефа.

1.2 Практическое занятие: лепка прорезного пласта.

17.11

 

20.11

 

 

17.11

 

20.11

 

 

11

Прорезные рельефы

1.3Практическое занятие: лепка прорезного пласта.

1.4 Роспись готового прорезного рельефа

24.11

 

27.11

 

 

24.11

 

27.11

 

 

12

Формообразование сосудов

1.1 Взаимосвязь формы и назначения. Историческая справка о керамических сосудах.

1.2 Основные способы лепки сосудов – жгутиковый, ленточный, смешанный.

Практическое занятие: лепка сосудов различным способом.

1.12

 

4.12

 

 

1.12

 

4.12

 

 

13

Формообразование сосудов

1.1Практическое занятие: лепка сосудов

 различным способом.

1.2Роспись

8.12

 

11.12

 

 

8.12

 

11.12

 

 

14

Башкирская  керамика

1.1 История посуды и игрушки, выполненные в башкирском стиле.

1.2 Выполнение посуды и игрушки  в народном характере.

15.12

 

18.12

 

 

 

15.12

 

18.12

 

 

 

15

Башкирская  керамика

1.3 Выполнение посуды в башкирском стиле.

1.4Выполнение игрушек в народном стиле.

22.12

 

25.12

 

 

22.12

 

25.12

 

 

16

Башкирская  керамика

Роспись посуды и игрушки выполненные в башкирском стиле.

29.12.

 

 

29.12.

 

 

 

Всего:

62ч

 

 

 

Календарно-тематический план  на 2017 – 2018 учебный год

 1-й год обучения

Тема занятий

Дата проведения

4-ягруппа

5-ягруппа

План

Факт

План

Факт

1

1.1 Вводное занятие. Комплектование группы. Знакомство с составом объединения, выбор актива. Инструктаж по технике безопасности. Основы безопасной жизнедеятельности. 1.2 Диагностика имеющихся знаний и умений. Показ иллюстраций и готовых поделок

14.09.

 

16.09.

 

 

14.09.

 

16.09.

 

 

2

Дымковская игрушка.

1.1Историческая справка об игрушке. Знакомство и освоение конструкт.способа лепки. Выявление характерных особенностей формы и росписи игрушки. Составление таблицы элементов росписи.

1.2Практическая работа: Лепка фигуры «Барыня». Роспись.

21.09

 

23.09

 

 

21.09

 

23.09

 

 

3

Филимоновская игрушка.

1.1 Выявление характерных особенностей формы и росписи филимоновских игрушек.

Сравнительный анализ формы дымковских и филимоновских игрушек, манера росписи.

1.2 Практическое занятие: лепка фигуры «коровы». Соблюдая пропорции и стиль игрушек. Роспись.

28.09

 

30.09

 

 

28.09

 

30.09

 

 

4

Каргопольская игрушка

1.1 Историческая справка об игрушке. Выявление характерных особенностей формы и росписи игрушек.

1.2 Практическое занятие: Лепка «полкан-кентавр». Роспись

5.10

 

7.10

 

5.10

 

7.10

 

 

5

Богородская игрушка

1.1 Историческая справка об игрушке. Выявление характерных особенностей формы и росписи игрушек.

1.2 Практическое занятие: Лепка

12.10

 

14.10

 

 

 

12.10

 

14.10

 

 

 

6

Русский изразец

1.1История русского изразцового искусства. Плоские рельефы на примере  изразца.

1.2Практическое занятие: Лепка пластов квадратной формы с геометрическим сюжетом. Окраска изразцов

19.10

 

21.10

 

 

19.10

 

21.10

 

 

7

 Русская (Башкирская) матрешка

1.1 История русской матрешки, работа на шаблоне – роспись.

1.2 Практическое занятие: Лепка и раскрашивание матрешки.

26.10

 

28.10

 

 

26.10

 

28.10

 

 

8

Рельефы

1.1Скульптура на плоскости. Барельеф, горельеф.

1.2 Практическое занятие: Лепка декоративной плитки «цветы». Роспись.

2.11

 

4.11

 

 

2.11

 

4.11

 

 

9

Двухплановый рельеф

1.1.Скульптура на плоскости. Барельеф,  горельеф.

1.2. Практическое занятие:            Выполнение рельефа «Мое село». Роспись.

9.11

 

11.11

 

 

9.11

 

11.11

 

 

10

Прорезные рельефы

1.1 Маски. Технология изготовления прорезного рельефа.

1.2 Практическое занятие: лепка прорезного пласта.

16.11

 

18.11

 

 

16.11

 

18.11

 

 

11

Прорезные рельефы

1.1Практическое занятие: лепка прорезного пласта.

1.2Роспись готового прорезного рельефа

23.11

 

25.11

 

 

23.11

 

25.11

 

 

12

Формообразование сосудов

1.1 Взаимосвязь формы и назначения. Историческая справка о керамических сосудах.

1.2 Основные способы лепки сосудов – жгутиковый, ленточный, смешанный.

Практическое занятие: лепка сосудов различным способом.

30.11

 

2.12

 

 

30.11

 

2.12

 

 

13

Формообразование сосудов

1.3Практическое занятие: лепка сосудов

 различным способом.

1.4.Роспись

7.12

 

9.12

 

 

7.12

 

9.12

 

 

14

Башкирская  керамика

1.1 История посуды и игрушки выполненные в башкирском стиле.

1.2 Выполнение посуды и игрушки  в народном характере.

14.12

 

16.12

 

 

14.12

 

16.12

 

 

15

Башкирская  керамика

1.3 Выполнение посуды в башкирском стиле.

1.4Выполнение игрушек в народном стиле.

21.12

 

23.12

 

 

21.12

 

23.12

 

 

16

Башкирская  керамика

Роспись посуды и игрушки выполненные в башкирском стиле.

1.6 Роспись посуды и игрушки выполненные в башкирском стиле

 

28.12

 

30.12

 

 

28.12

 

30.12

 

 

 

Всего:

68ч

 

68ч

 

 

Условия реализации программы

 

Для    успешной    работы    объединения   и реализации программы  требуется    светлое,    просторное помещение, влажность в помещении должна быть средней.

Перечень материалов, инструментов и оборудования, необходимых для проведения занятий в объединении

Материалы, инструменты и оборудования

Количество

1

Гончарный круг

1

2

Муфельная печь

1

3

Деревянные дощечки или старая прочная ткань

12

4

Пластиковые пакеты или клеенки

12

5

Ведерки или тазики для хранения глины

5

6

Салфетки бумажные и тканевые

5

7

Посуда с водой для смачивания пальцев и салфеток

6

8

Различные стеки

-

9

Любые бытовые предметы дающие оттиски

-

10

Скалка для раскатывания пластов

2

11

Бумага(ватман)

10

12

Альбом или бумага «Снегурочка»

4

13

Гуашь, акварель

4

14

Клей ПВА

2

15

Клей «Титан»

1

16

Лак  «Защитный»

1

17

Лак бесцветный

1

18

Кисти белка и щетина

12

19

Краска «Эмульсия» - белая

2

20

- природный   материал: глина, ракушки, камешки разной   формы и расцветки, листья, плоды, ветки, семена, перья и др.

-наглядно-методический материал (таблицы, магнитная доска, иллюстрации с изображением игрушек, наглядно – дидактические пособия, видео материал).

 

 

Финансирование программы осуществляется за счет благотворительной помощи родителей и организации ярмарок с продажей собственноручно изготовленных керамических изделий.

  Информационное обеспечение

Список литературыдля педагога

Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика преподавания» - М: Академа,2002

Дулькина Т.И. «Гжель», Планета, - 2009г.

Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду» - М:  Карапуз, 2008

Халезова Н.Б. «Народная пластика и декоративная лепка» - М: Просвещение 1984

Грибовская А.А. Коллективное творчество школьников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005.

Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.

Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Русский язык, 1990.

Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.

Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000г.

Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Москва. Просвещение, 1979.

Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Москва. Мозаика-Синтез, 1996

Варцава Р. Д. «Художественная керамика. Украшения в изготовлении и декорировании»; Владимир, ВГПУ, 1993 г.

Поверин А. «Гончарное дело»: Энциклопедия. -М.: АСТ-ПРЕСС Книга – 2007 г.

Ермолаева М. В. «Практическая психология детского творчества», Москва, Московский психолого-социальный институт, 2001 г.Мухина В. С. «Психология детства и отрочества», Москва, Институт практической психологии, 1998 г.

Список литературыдля обучающихся

Горичева В.С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 2009г.

Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 2011г.

Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 2008г.

Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2009г.

.Федотов Г.Я. Послушная глина. Москва. АСТ - Пресс, 2010.

Интернет - ресурсы для педагога

Pedsovet.su: Сообщество взаимопомощи учителей (http://pedsovet.su )

 Лепка из глины (http://www.babyroomblog.ru/wp/lepka-iz-glini-dly-nachinauchix.html)

Методический портал учителя (http://metodsovet.su)

Страна Мастеров: Творчество для детей и взрослых (http://stranamasterov.ru )

 

Интернет - ресурсы для обучающихся

  1. Страна Мастеров: Творчество для детей и взрослых (http://stranamasterov.ru )
  2. Уроки лепки (https://www.youtube.com/watch?v=Lva4xbVWuGw)
  3. Дымковская игрушка (https://www.youtube.com/watch?v=gpQIipp6ODA)
  4. Лепка для начинающих

(https://www.youtube.com/watch?v=-Yo31gYtQbI)

Приложение

Последовательность лепки народных глиняных игрушек

Последовательность лепки гжельской собачки

Скатывание шарика.

Превращение шарика в толстую лепёшку.

Наметить головку путём легкого нажатия пальцами на глину.

С противоположной стороны намечаем туловище и хвост.

Под головкой одним движением пальца намечаем лапы.

С двух сторон головы вытягиваем ушки.

Вытягиваем нос собаки.

Формируем шею, поворачиваем фигурку.

Вытягиваем лапы сидящей собаки, формируем хвост и уши.

Осматриваем фигурку. Мокрыми пальцами сглаживаем неровности на поверхности фигурки.

              Последовательность лепки гжельской кошки

Скатывание шарика.

Скатывание лепёшки с выделением головы.

Вытягивание лапок.

Вытягивание хвоста и ушей.

Подворачивание хвоста и его плотная примазка к туловищу.

Уточнение деталей.

Последовательность лепки Полкана – кентавра (каргопольская игрушка)

Выполнить верхнюю часть туловища (торс) и плоскую голову на толстой шее.

Лепить туловище коня.

Торс соединить с туловищем коня, а потом прилепить руки, головной убор и другие предметы, сопровождающие игрушку.

Последовательность лепки каргопольской барышни

Сначала слепить туловище с головой (торс).

Насадить торс на юбку-колокол, слепленную отдельно.

Закрепить на заготовке руки, головной убор, придать положение рукам и дать ей в них чашку, коромысло, каравай хлеба.  Фигурка барыни приземистая, крепкая.

Роспись. Кофта расписывается в яркий кирпично-красный, жёлтый цвет, передник обязательно белый, с узором, юбка - более тёмная (кирпичного, темно-зелёного, синего, чёрного цвета). Головной убор - в тон кофты или юбки

Последовательность лепки  дымковской барышни-франтихи

1. Сначала надо намазать клеем не закрашенную половину круга и свернуть его так, чтобы закрыть её узорчатой половиной. Обжать верхушку конуса.

2. Затем намазать клеем верхнюю часть игрушки и приклеить её (от талии) на обжатую часть конуса

Последовательность лепки дымковской барышни

Приступая к выполнению барышни или кормилицы, прежде всего, лепят юбку или ступку (широкий у основания пустотелый корпус), всё время, вертя её в руках для выравнивания стенок.

Затем на ступу, смоченную водой, насаживают торс и оттягивают шею.

На шее укрепляют шарик - голову.

К плечам прикрепляют, сначала торчком в стороны, руки - колбаски, потом их осторожно сгибают и складывают на талии.

Последовательность лепки дымковского коня

Начинают лепку с большой колбаски, надрезают её с двух сторон. Формируют

ноги коню.

Налепляют на заготовку туловища голову и шею.

Делают конусообразные уши и крученым жгутом - гриву и хвост.

 Конь готов. Можно посадить на коня всадника - и готова новая игрушка.

Последовательность лепки дымковского индюка

Основу игрушки лепим в форме овала, формируем ноги.

Выполняем хвост. Из большого комка глины катаем шар и затем расплющиваем его в лепёшку, толщина которой около 1 см. Примазываем хвост-лепёшку к туловищу.

Из двух овальных лепёшек делаем крылья, тщательно примазываем их к туловищу сначала снизу, затем сверху (как делали руки барышне).

Делаем детали: гребень, бородку из «капелек» глины, начиная с нижнего ряда, постепенно подходя к клюву.

Оформляем оборками крылья и хвост.

Как получить шарообразную, цилиндрическую форму и преобразовать их

Как получить шарообразную форму

Раскатать кусочек глины круговыми движениями;

Раскатать кусочек глины одной ладонью на твердой поверхности;

Раскатать кусочек глины кончиками двух пальцев; при таком способе
получаются очень маленькие шарики.

Как получить цилиндрическую форму

Раскатать кусочек пластилина (глины) в ладонях продольными движениями туда - обратно;

Раскатать кусочек глины одной ладонью на твердой поверхности прямыми движениями;

Раскатать кусочек глины кончиками двух пальцев (большим и указательным); при таком способе получаются очень маленькие цилиндрики и тоненькие жгутики.

Как преобразовать форму шара

Слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать;

Оттянуть с одной стороны;

Раскатать и при необходимости согнуть;

Сплющить между ладонями в диск;

Раскатать в конус;

Сплющить с одной стороны в полусферу;

Сделать углубление пальцами или карандашом.

Как преобразовать форму цилиндра

Свернуть в кольцо;

Скрутить в спираль;

Сплющить с ленту;Раскатать в конус;Свить или сплести 2-3 колбаски.