Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Дополнительная  общеразвивающая  программа «Башкирский фольклорный театр» объединение «Сулпылар»

Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования «Дом пионеров и школьников»

муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан

 

Дополнительная  общеразвивающая  программа

«Башкирский фольклорный театр» объединение «Сулпылар»

 

 педагог дополнительного

образования высшей категории

Гайнанова Г.З.

 

Пояснительная записка

Фольклор занимает важное место в жизни для воспитания и всестороннего развития подрастающего поколения. Воспитывает патриотизм, любовь к творчеству народа, уважение к старшим и младшим, бережное отношение к природе, любовь к родным, трудолюбие, интерес к жизни предков, его обрядам и праздникам.

      Программа рассчитана на любой социальный статус детей и на детей с ОВЗ, детей-инвалидов, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности.

      Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе восприятия фольклорно- театрального  искусства, традиционных музыкальных форм, развить полученные знания и приобретённые исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать органическую целостность народной культуры, оценивать её значение в выработке своих жизненных ориентиров в современной деятельности.Кроме того, обучающиеся получают дополнительную информацию по изученным в школе предметам (литературе, истории, экологии, музыке, физкультуре и т.д.).

Программа написана с учетом нормативных актов:

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», 

- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования

-Федерального государственного образовательного стандарта дополнительного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373;

-Концепция развития дополнительного образования от 4 сентября 2016 года №1726;

-СанПин 2.4.3172-14 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей” (утвержденный главным государственным врачом РФ 4 июля 2014 года № 41);

- Устав МБО ДО ДПиШ муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан.

- Федеральным закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Обеспечение полноценного участия в жизни общества детей с ОВЗ, детей - инвалидов,  эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности. Эта категория детей обладает дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст. 2, 5, 16, 29, 31 ФЗ № 273.

Актуальность программы

    С помощью фольклорного театра можно и нужно приобщать детей к истории и культуре своего народа. Закладывая знания народно-художественных традиций, закладывается фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Востребованность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности. Отличительными особенностями настоящей программы, от аналогичных по профилю, являются: музыкально-фольклорные знания и умения систематизируют в программе теорию и практику с учетом основ народной педагогики, современной дидактики и возрастной психологии детей. Народное пение, танец,  игры, игра на народных музыкальных инструментах рассматривается в программе как эффективный путь вхождения ребенка в традиционную обрядовую культуру. Традиционная культура рассматривается в программе как знание, без которого общество не может развиваться, традиции – как язык общения народов, особая модель построения неконфликтных коммуникативных ситуаций, способ прогнозирования их развития.

      Новизна программы заложена в непосредственном цикле народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, танцев, закличек, колядок и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, даёт возможность детям в течение 5 лет изучать народные обряды, праздники, обычаи, а значит, и соответствующий им музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.

Отличительные особенности программы

     Программа направлена на изучение, освоение народного творчества в единстве песни, танца, инструментальной музыки (обучение игре на гармони, кубыз, думбыра, кыл-кумыз), народно-поэтического творчества, игры и костюма. Набор в фольклорный ансамбль производится по желанию обучающихся.

     В программные занятия обучающихся народному песенному наследию входят познание содержания традиций, основ и особенностей хоровой музыки путем собственной активности, творческой деятельности каждого обучающегося, повышение уровня художественного воспитания способствующего выработке целостных взглядов на башкирское искусство. Учебный репертуар программы включает лучшие образцы песенно-игрового фольклора, записанные в фольклорных экспедициях по деревням нашего района. Изучение народных песен, танцев, игры на народных музыкальных инструментах  в программе осуществляется в их взаимосвязи с традиционным укладом жизни и в контексте народного календаря, в культах и обрядах которого важное значение имело участие детей и подростков. Такой подход вводит детей в мир фольклора как в особое этнокультурное пространство и способствует формированию целостных представлений о башкирском  фольклоре, народном миропонимании этических и эстетических ценностей.

        В основе работы с фольклорным ансамблем лежит один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (философ-гуманист М. Монтенко).

      Цель программы:создание условийдля раскрытия творческого потенциала личности, воспитания уважительного отношения к традициям народов, живущим в республике, для детей и для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Задачи

Образовательные:

- знакомить детей с башкирским фольклорным театром;

-формировать у детей вокальных навыков (правильное и естественное звукоизвлечение, певческое дыхание, верная артикуляция, четкая дикция, мягкая атака звука, чистая интонация и т.д.);

 -формировать навыков адекватного и выразительного исполнения  народных песен;

-обучить детей приемам сценического движения, актерского мастерства.

 -приобщить к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества, в отчетных концертах, во всех тематических концертах);

 -приобретать и расширить знаний (основы законов сцены, основы физиологии речевого, опорно-двигательного и дыхательного аппарата)

- формировать художественных потребностей и эстетического вкуса через собственную творческую деятельность;

- формировать морально-нравственных норм на основе традиций своего народа;

- сообщить и закрепить знаний по традиционнойнародной культуре

 Развивающие:

-развить чувства ритма и координации движений;

-развить интереса ребенка к самому себе как субъекту культуры;

-развить общих, творческих и специальных способностей;

- развить интерес к башкирскому народному искусству, к народным обрядам;

- развить творческих способностей

Воспитательные:

- воспитать детей в духе народной педагогики;

- воспитать у детей любовь к народному творчеству и любовь к родному краю;

-воспитать настоящего гражданина России

Здоровьесохраняющие (здоровьеразвивающие):

-построить учебный процесс, способствующего не только сохранению, но и укреплению, а также совершенствованию здоровья детей;

-укрепить голосовой аппарат, увеличение объема дыхания;

-развить и совершенствовать  артикуляционную моторику;

 -создать комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха;

- поддержать здоровый образ жизни.

Контингент обучающихся

Возраст обучающихся 6-17 лет

Режим занятий:3 раза в неделю по 2часа.

1-й год обучения - по 2 часа 2 раза в неделю,

2-й год обучения - по 2 часа 2 раза в неделю,

3-й год обучения - по 2 часа 3 раза в неделю,

4-й год обучения - по 3 часа 3 раза в неделю,

5-й год обучения - по 3 часа 3 раза в неделю.

Форма  занятий

       В процессе занятий может сочетаться групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными и психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную коррекцию времени и режима занятий.

Занятия групповые - по 12-15 человек, индивидуальные -  по 1-2 человека.

Каждое занятие по каждому разделу имеет следующую структуру:

1.Беседа по одной из трех тем:

Народный календарь, народные обычаи и обряды; Башкирский быт, традиционный жизненный уклад; Фольклорные жанры.

2. Слушание и восприятие музыки.

3. Пение, танец.

4. Музыкально-фольклорные игры.

5. Игра на музыкальных инструментах

Все указанные элементы занятий отражены в календарно-тематическом планировании.

                 Ожидаемые результаты освоения программы

Программа предусматривает достижение следующих результатов образования:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

метапредметные результаты — освоенные обучающимися  универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания.

Дети, посещающие фольклорное объединение I учебного года,

будут  знать:

- что обозначает понятие «фольклор» и воспринимать башкирскую  культуру как часть мировой культуры;

- народное искусство, его песни, танцы, игры, народные музыкальные инструменты( ложки, подносы, кубыз);

- народные календарные праздники, обычаи и обряды;

- знать своё генеалогическое древо.

уметь:

- петь башкирские народные песни;

-  танцевать народные  танцы;

- играть на народных музыкальных инструментах: ложки, подносы, кубыз;

- составлять древо жизни;

- свободно держать себя на сцене, играть в ролях

Дети, посещающие фольклорное объединение 2 учебного года,

будут  знать:

- башкирскую  культуру как часть мировой культуры;

-народное искусство, его песни, танцы, игры, народные музыкальные инструменты: ( ложки, подносы, кубыз, домбыра);

- народные календарные праздники, обычаи и обряды;

- знать своё генеалогическое древо.

уметь:

- петь башкирские народные песни;

- танцевать танцы;

- играть на народных музыкальных инструментах:ложки, подносы, кубыз, домбыра;

- составлять древо жизни и свободно рассказывать о своей семье и о  предках;

- свободно держать себя на сцене, играть в ролях народных сказок

Дети, посещающие фольклорное объединение 3 учебного года,

будут  знать:

- башкирскую  культуру как часть мировой культуры и свободно рассказывать о своей культуре;

- народное искусство, его песни, танцы, игры, народные музыкальные инструменты: курай, кубыз, домбыра, ложки, подносы;

- народные календарные праздники, обычаи и обряды;

- знать своё генеалогическое древо (исследовательская работа о предках)

уметь:

- петь  протяжные башкирские народные песни;

-  танцевать танцы;

- играть на народных музыкальных инструментах:курай ,кубыз, домбыра, кылкумыз;

- составлять древо жизни;

- свободно держать себя на сцене, играть в ролях народных сказок

Дети, посещающие фольклорное объединение 4 учебного года,

будут  знать:

- народное искусство, его песни, танцы, игры, народные музыкальные инструменты: курай, кубыз, домбыра, кылкумыз, подносы, ложки

- народные календарные праздники, обычаи и обряды;

- знать своё генеалогическое древо.

уметь:

- петь башкирские народные песни разного жанра: кыска кюй, салмак кюй, озон кюй;

-  танцевать народные танцы;

- играть на народных музыкальных инструментах:курай, кубыз, домбыра, кылкумыз, подносы, ложки;

- составлять древо жизни;

- свободно держать себя на сцене, играть в ролях народных сказок

 

Дети, посещающие фольклорное объединение 5 учебного года,

будут  знать:

- народное искусство, его песни, танцы, игры, народные музыкальные инструменты: курай, кубыз, домбыра, кылкумыз, подносы, ложки

- народные календарные праздники, обычаи и обряды;

- знать своё генеалогическое древо.

уметь:

- петь башкирские народные песни разного жанра: кыска кюй, салмак кюй, озон кюй;

-  танцевать все виды башкирских народных танцев;

- играть на народных музыкальных инструментах:гармонь, курай, кубыз , домбыра, кылкумыз, подносы, ложки;

- составлять древо жизни, вести исследовательскую работу;

-свободно держать себя на сцене, играть в ролях народных сказок, пьес башкирских писателей.

Формы подведения итогов реализации программы

    Для оценки уровня развития обучающихся  иcформированности основных умений и навыков 2 раза  в год проводятся контрольные занятия (занятия – концерты, тест, мониторинг).

   Отслеживание развития личностных качеств проводится с помощью методов наблюдения и опроса. Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

 

Учебно-тематический план на первый год

 

Наименование раздела и темы

Кол-во уроков

Теория

Практика

I

Введение: башкирская культура, как часть мировой культуры

2

2

-

II

Народное искусство

II.1. История башкирских народных песен :

«Каккук»,« Карабай», «Леу-леу-сатин»

« Такмактар»

 

22

 

2

 

20

 

II.2. Вокально-хоровое пение. Башкирские народные песни: « Такмактар»

«Каккук», « Карабай», «Леу-леу-сатин»

15

2

13

 

II.3. Народная хореография. Башкирские народные танцы: « Елэктэ»

« Карабай», « Гульназира»

17

2

15

 

II.4. Игры с песнями и с танцами (Йырлы-биюле уйындар):« Наза», «Ак тирак-кук тирак»

12

2

10

 

II.5. Народные  музыкальные  инструмент.

Изучение игры на музыкальных инструментах: ложки, подносы, кубыз,

 ( индивидуально, дуэт, ансамбль)

III. Народный театр. Сказка « Балта»

42

8

34

III

Народный календарь

Знакомство с календарными праздниками и обрядами «Сабантуй», «Нардуган»

8

2

6

IV

Древо жизни. Составление древо жизни

10

1

9

V

Индивидуальная работа

42

2

40

VI

Работа с творческой группой

12

2

10

VII

Массовая работа

24

 

 

 

Массовые мероприятия: концерты, конкурсы, выставки, зачёты

Воспит.: тематические праздники, досуговые мероприятия

Работа с родителями

6

 

12

 

6

 

 

 

 

2

6

 

12

 

4

VIII

Контрольные проверочные срезы

7

1

6

IX

Итоговые занятия.

Мониторинг

3

1

2

 

Всего занятий:

144

21

123

 

Содержание программы на первый год обучения

В 1 год обучения в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Башкирская культура, как часть мировой культуры».Знакомство детей с понятием «Фольклор».

 Происходит развитие и углубление таких тем, как «Народное искусство».Изучение и пение башкирских народных песен: «Такмактар»,«Каккук»,«Карабай», «Леу-леу-сатин»;

«Вокально-хоровое пение». Знакомство с вокально-хоровыми приёмами пения в народной мере, близкой к разговорной речи.Башкирские народные песни: «Такмактар», «Каккук», «Карабай», «Леу-леу-сатин»

Индивидуальная работа по постановке голоса, работа с солистом, развитие голосовых данных, умение выразительно и эмоционально преподносить исполнительный репертуар;

«Народная хореография».Изучение и разучивание башкирских народных танцев: «Елэктэ», «Карабай»,» Гульназира». Освоение движений: основные положения ног, основные положения рук, виды шага, соединение рук. Соединение изученных элементов с плясовыми песнями;

«Игры с народными песнями и с танцами»(Йырлы-биюле уйындар)

« Наза», «Ак тирак-кук тирак». Знакомство с башкирскими народными играми:« Наза», «Ак тирак-кук тирак» « Мэйэш»

«Народные  музыкальные  инструменты».Изучение игры на музыкальных инструментах: ложки, подносы, кубыз, ( индивидуально, дуэт, ансамбль)

«Народный театр». Изучение и постановка сказки « Балта». Работа с ролями,работа на сцене;

«Народный календарь».Изучение народных праздников: «Сабантуй»,«Нардуган» . Подготовка к проведению праздника «Сабантуй»;

«Древо жизни».Изучение древо жизни. Составление гениологическое древо- «Шежере».Знакомство детей с жизнью, с бытом, с одеждой, с обычаями и с традициями предков;

Занятия проводятся индивидуально, групповая, массовая .Это помощь обучающимся  лучше усвоить материал.

Массовое мероприятие невозможно без тесной связи с родителями. Поэтому нужны системные визиты родителей. Родители помогают делать костюмы, поддерживают своих детей.

Контрольные проверочные срезы:проведение контроля знаний, умений и навыков пройденного материала; выявление творческих потенциалов детей.

Итоговые занятия:  систематизирование и обобщение пройденного материала по фольклору;проведение мониторинга.

 

Учебно-тематический план на второй год обучения

 

Наименование

раздела и темы

Кол-во уроков

Теория

Практика

I

Введение: башкирская культура как часть мировой культуры

2

2

-

II

Народное искусство

II.1. История башкирских народных песен : «Хатира», «Косилка- молотилка», « Айдар гынаем», «Уйна курай»

 

22

 

2

 

20

 

II.2. Вокально-хоровое пение. Башкирские народные песни:«Хатира», «Косилка- молотилка», « Айдар гынаем», «Уйна курай»

15

2

13

 

II.3. Народная хореография. Башкирские народные танцы« Гульназира», « Биш бармак»

17

2

15

 

II.4. Игры с песнями и с танцами (Йырлы-биюле уйындар): « Йэшерэм»,« Наза», «Ак тирак-кук тирак»

12

2

10

 

II.5. Народные  музыкальные  инструмент.

Изучение игры на музыкальных инструментах: гармонь,  курай, кубыз, думбыра, кыл кумыз,

 ( индивидуально, дуэт, ансамбль)

III. Народный театр. Народная сказка  «Илдар батыр». Работа  над ролями

42

8

34

III

Народный календарь

Знакомство с календарными праздниками и обрядами «Карга ботка»,«Наүрүз»

8

2

6

IV

Древо жизни. Составление древо жизни

10

1

9

V

Индивидуальная работа

42

2

40

VI

Работа с творческой группой

12

2

10

VII

Массовая работа

24

 

 

 

Массовые мероприятия: концерты, конкурсы, выставки, зачёты

Воспит.: тематические праздники, досуговые мероприятия

Работа с родителями

6

 

12

 

6

 

 

 

 

2

6

 

12

 

4

VIII

Контрольные проверочные срезы

7

1

6

IX

Итоговые занятия. Мониторинг

3

1

2

 

Всего занятий:

216

21

123

 

Содержание программы на второй год обучения

На 2 год  по теме «Башкирская культура как часть мировой культуры» происходит расширение  и углубление знаний  детей с понятием «Фольклор». Рассматривается взаимосвязь башкирского народа и башкирской культуры с народами и культурами всего мира. Далее происходит расширение и углублениетаких тем, как«Народное искусство.Изучение и пение башкирских народных песен: «Хатира», «Косилка- молотилка», «Айдар гынаем», «Уйна курай»;«Вокально-хоровое пение». Знакомство с вокально-хоровыми приёмами пения в народной мере, близкой к разговорной речи.Башкирские народные песни: «Хатира», «Косилка- молотилка», «Айдар гынаем», «Уйна курай».Индивидуальная работа по расширению диапазона голоса, работа с солистом, развитие голосовых данных, умение выразительно и эмоционально преподносить исполнительный репертуар;

«Народная хореография». Изучение и разучивание башкирских народных танцев: « Бэрлегэн»« Гульназира», « Биш бармак». Освоение движений: основные положения ног, основные положения рук, виды шага, соединение рук. Соединение изученных элементов с плясовыми песнями;

«Игры с народными песнями и с танцами»(Җырлы-биюле уйыннар)

Знакомство с башкирскими народными играми:«Йэшерэм», «Наза», «Ак тирак-кук тирак»;«Народные  музыкальные  инструменты».Изучение игры на  народных музыкальных инструментах: гармонь,  курай, кубыз, думбыра, кыл -кумыз,ложки, подносы, кубыз, ( индивидуально, дуэт, ансамбль);«Народный театр». Изучение и постановка сказки «Илдар батыр». Работа с ролями,работа на сцене;«Народный календарь».Знакомство с календарными праздниками и обрядами «Каргаботкаhы»,«Наүрүз».Работа с ролями;«Древо жизни».Углубление знаний с древом жизни. Расширение знаний составлениягенеалогическое древо- «Шежере». Продолжение знакомство детей с жизнью, с бытом, с одеждой, с обычаями и с традициями предков;Занятия проводятся индивидуально, групповая, массовая .

Контрольные проверочные срезы:проведение контроля знаний, умений и навыков пройденного материала; выявление творческих потенциалов детей.

Итоговые занятия:систематизирование и обобщение пройденного материала по фольклору;проведение мониторинга.

 

Учебно-тематический план на третий год обучения

 

Наименование раздела и темы

Кол-во уроков

Теория

Практика

I

Введение: башкирская культура как часть мировой культуры

2

2

-

II

Народное искусство

II.1. История башкирских народных песен : «Шаль вязала», « Гуляля», « Борлогэн», «Кара юрга»

 

22

 

2

 

20

 

II.2. Вокально-хоровое пение. Башкирские народные песни: «Шаль вязала», « Гуляля»,

« Борлогэн», «Кара юрга»

15

2

13

 

II.3. Народная хореография. Башкирские народные танцы: « Ете кыз»,

17

2

15

 

II.4. Народные игры с песнями и с танцами (Йырлы-биюле уйындар), « Йозок кемдэ», «Йэшерэм», « Бег с мешком», « Бег с ложками»

12

2

10

 

II.5. Народные  музыкальные  инструмент.

Изучение игры на музыкальных инструментах: гармонь,  курай, кубыз, думбыра, кыл кумыз,

 ( индивидуально, дуэт, ансамбль)

III. Народный театр. Народные сказки

42

8

34

III

Народный календарь

Знакомство с календарными праздниками и обрядами «Кәккук сәйе», «Наүрүз» и т.д.

8

2

6

IV

Древо жизни. Составление древа жизни

10

1

9

V

Индивидуальная работа

42

2

40

VI

Работа с творческой группой

12

2

10

VII

Массовая работа

24

 

 

 

Массовые мероприятия: концерты, конкурсы, выставки, зачёты

Воспит.: тематические праздники, досуговые мероприятия

Работа с родителями

6

 

12

 

6

 

 

 

 

2

6

 

12

 

4

VIII

Контрольные проверочные срезы

7

1

6

IX

Итоговые занятия. Мониторинг

3

1

2

 

Всего занятий:

216

21

123

 

Содержание программы на третий год обучения

На 3 год  по теме «Башкирская культура как часть мировой культуры» происходит расширение  и углубление знаний  детей о башкирской культуре.

Далее происходит расширение и углублениетаких тем, как«Народное искусство.Изучение и пение башкирских народных песен: «Шаль вязала»,

 « Гуляля», « Борлогэн», «Кара юрга»;

«Вокально-хоровое пение». Развитие навыков с вокально-хоровыми приёмами пения в народной мере, близкой к разговорной речи.Башкирские народные песни: «Шаль вязала», « Гуляля», « Борлогэн», «Кара юрга»

Индивидуальная работа по расширению диапазона голоса, работа с солистом, развитие голосовых данных, умение выразительно и эмоционально преподносить исполнительный репертуар;

«Народная хореография». Изучение и разучивание башкирских народных танцев: « Биш бармак»« Ете кыз» « Танец с подносом». Освоение движений: основные положения ног, основные положения рук, виды шага, соединение рук. Соединение изученных элементов с плясовыми песнями;

«Игры с народными песнями и с танцами»(Җырлы-биюле уйыннар)

Знакомство с башкирскими народными играми:« Йэзэк кемдэ», «Йэшерэм», «Капсык  менэн югереу», «Кашык менэн югереу» .                                                     «Народные  музыкальные  инструменты».Изучение игры на  народных музыкальных инструментах: гармонь,  курай, кубыз, думбыра, кыл кумыз,

ложки, подносы, кубыз, ( индивидуально, дуэт, ансамбль)

«Народный театр». Изучение и постановка сказки «Аминбек», « Урал –батыр». Работа с ролями,работа на сцене;

«Народный календарь».Знакомство с календарными праздниками и обрядами «Кәккук сәйе»,«Наүрүз».Работа с ролями.

«Древо жизни».Расширение и углубление знаний с  понятием «древо жизни». Расширение знаний составления гениологическое древо- «Шежере». Проведение исследовательскую работу. Продолжение знакомство детей с жизнью, с бытом, с одеждой, с обычаями и с традициями предков;

Занятия проводятся индивидуально, групповая, массовая .

Контрольные проверочные срезы: проведение контроля знаний, умений и навыков пройденного материала; выявление творческих потенциалов детей.

Итоговые занятия: систематизирование и обобщение пройденного материала по фольклору; проведение мониторинга.

 

Учебно-тематический план на четвертый год обучения

 

Наименование раздела и темы

Кол-во уроков

Теория

Практика

I

Введение: башкирская культура как часть мировой культуры

2

2

-

II

Народное искусство

II.1. История башкирских народных песен :

 «Ете кыз» « Баит Акмуллы»,

« Уйнап алайык эле», « Дим буйында»

 

22

 

2

 

20

 

II.2. Вокально-хоровое пение. Башкирские народные песни: «Ете  кыз» « Баит Акмуллы»,

« Уйнап алайык эле», « Дим буйында»

15

2

13

 

II.3. Народная хореография. Башкирские народные танцы:  «Ете кыз»,» Аккош», «Тула басыу», « Круг»

17

2

15

 

II.4. Игры с песнями и с танцами (Йырлы-биюле уйындар): « Косилка- молотилка», « Без, без инек, без 12 кыз инек», « Бозок телефон»

12

2

10

 

II.5. Народные  музыкальные  инструмент.

Изучение игры на музыкальных инструментах: гармонь,  курай, кубыз, думбыра, кыл кумыз,

 ( индивидуально, дуэт, ансамбль)

III. Народный театр. Народные сказка

« Халима», « Алпамыш»

42

8

34

III

Народный календарь

Знакомство с календарными праздниками и обрядами «Кәккук сәйе», «Наүрүз» и т.д.

8

2

6

IV

Древо жизни. Составление древа жизни

10

1

9

V

Индивидуальная работа

42

2

40

VI

Работа с творческой группой

12

2

10

VII

Массовая работа

24

 

 

 

Массовые мероприятия: концерты, конкурсы, выставки, зачёты

Воспит.: тематические праздники, досуговые мероприятия

Работа с родителями

6

 

12

 

6

 

 

 

 

2

6

 

12

 

4

VIII

Контрольные проверочные срезы

7

1

6

IX

Итоговые занятия. Мониторинг

3

1

2

 

Всего занятий:

216

21

123

 

Содержание программы на четвертый год обучения

На 4 год  по теме «Башкирская культура как часть мировой культуры» происходит расширение  и углубление знаний  детей о башкирской культуре.

Далее происходит расширение и углублениетаких тем, как «Народное искусство.Изучение и пение башкирских народных песен : «Ете  кыз»

« Баит Акмуллы»,  « Уйнап алайык эле», « Дим буйында»;

  «Вокально-хоровое пение». Развитие навыков с вокально-хоровыми приёмами пения в народной мере. Изучение ,расширение знаний  о башкирских народных песен как: «Ете кыз» « Баит Акмуллы», « Уйнап алайык эле», « Дим буйында». Индивидуальная работа по расширению диапазона голоса, работа с солистом, развитие голосовых данных, умение выразительно и эмоционально преподносить исполнительный репертуар;

«Народная хореография». Изучение и разучивание башкирских народных танцев: « Биш бармак»« Ете кыз» « Танец с подносом»«Ете кыз»,» Аккош», «Тула басыу», « Круг». Освоение движений: основные положения ног, основные положения рук, виды шага, соединение рук. Соединение изученных элементов с плясовыми песнями;

«Игры с народными песнями и с танцами»(Җырлы-биюле уйыннар)

Знакомство с башкирскими народными играми:« Йозок кемдэ», «Йэшерэм», « Бег с мешком», « Бег с ложками» .                                                     «Народные  музыкальные  инструменты».Изучение игры на  народных музыкальных инструментах: гармонь,  курай, кубыз, думбыра, кыл кумыз,

ложки, подносы, кубыз, ( индивидуально, дуэт, ансамбль)

«Народный театр». Изучение и постановка сказки «Халима», «Алпамыш»». Работа с ролями,работа на сцене;

«Народный календарь».Знакомство с календарными праздниками и обрядами  «Кәккук сәйе», «Наүрүз». Работа с ролями.

«Древо жизни».Расширение и углубление знаний с  понятием «древо жизни». Расширение знаний составления гениологическое древо- «Шежере». Проведение исследовательскую работу. Продолжение знакомство детей с жизнью, с бытом, с одеждой, с обычаями и с традициями предков;

Занятия проводятся индивидуально, групповая, массовая.

Контрольные проверочные срезы: проведение контроля знаний, умений и навыков пройденного материала; выявление творческих потенциалов детей.

Итоговые занятия: систематизирование и обобщение пройденного материала по фольклору; проведение мониторинга.

 

Учебно-тематический план на пятый год обучения

 

Наименование раздела и темы

Кол-во уроков

Теория

Практика

I

Введение: башкирская культура как часть мировой культуры.

2

2

-

II

Народное искусство

II.1. История башкирских народных песен :

« Турляк -тирляк», «Шаль вязала», « Кэккук», « Карабай», «Хэтирэ»

 

22

 

2

 

20

 

II.2. Вокально-хоровое пение. Башкирские народные песни: « Турляк -тирляк», «Шаль вязала», « Кэккук», « Карабай, « Хэтирэ»

15

2

13

 

II.3. Народная хореография. Башкирские народные танцы:« Биш бармак»,«Дим кыззары», « Танец с подносом», «Тугэрэк»

17

2

15

 

II.4. Игры с песнями и с танцами (Йырлы-биюле уйындар),: « Мэйэш», « Тубэтэй», «hукыр тэкэ», « Кемдэ йэзэк»

12

2

10

 

II.5. Народные  музыкальные  инструмент.

Изучение игры на музыкальных инструментах: гармонь,  курай, кубыз, думбыра, кыл кумыз,

 ( индивидуально, дуэт, ансамбль)

III. Народный театр. Народные сказки:

« Курайсы малай»,  «Батыр этэс»

42

8

34

III

Народный календарь

Знакомство с календарными праздниками и обрядами «Кәккук сәйе», «Наүрүз» и т.д.

8

2

6

IV

Древо жизни. Составление древа жизни

10

1

9

V

Индивидуальная работа

42

2

40

VI

Работа с творческой группой

12

2

10

VII

Массовая работа

24

 

 

 

Массовые мероприятия: концерты, конкурсы, выставки, зачёты.

Работа с родителями

6

12

6

 

 

2

6

12

4

VIII

Контрольные проверочные срезы

7

1

6

IX

Итоговые занятия. Мониторинг

3

1

2

 

Всего занятий:

216

21

123

 

Содержание программы на пятый год обучения

На 5 год  по теме «Башкирская культура как часть мировой культуры» происходит расширение кругозора и углубление знаний  детей о башкирском фольклорном театре, где самобытность народа, которая проявляется в устном народном творчестве: песнях, сказках, кулямасах, загадках, пословицах, поговорках. Далее происходит расширение и углублениетаких тем, как «Народное искусство. Изучение и пение башкирских народных песен :« Турляк -тирляк», «Шаль вязала», « Кэккук», « Карабай», «Хэтирэ»

  «Вокально-хоровое пение». Развитие навыков с вокально-хоровыми приёмами пения в народной мере.Изучение ,расширение знаний  о башкирских народных песен как: « Турляк -тирляк», «Шаль вязала»,

« Кэккук», « Карабай», «Хэтирэ»;

Групповая и индивидуальная работа по расширению диапазона голоса, работа с солистом, развитие голосовых данных, умение выразительно и эмоционально преподносить исполнительный репертуар;

«Народная хореография». Изучение и разучивание башкирских народных танцев: « Биш бармак» ,« Танец с подносом» ,Аккош», « Круг». Освоение движений: основные положения ног, основные положения рук, виды шага, соединение рук. Соединение изученных элементов с плясовыми песнями, работа над артистичностью исполнения   танцев.

«Игры с народными песнями и с танцами»(Җырлы-биюле уйыннар)

Знакомство с башкирскими народными играми: « Мэйэш», « Тубэтэй», «hукыр тэкэ», « Кемдэ йэзэк» ;

«Народные  музыкальные  инструменты».Изучение игры на  народных музыкальных инструментах: гармонь,  курай, кубыз, думбыра, кыл кумыз,

ложки, подносы, кубыз, (индивидуально, дуэт, ансамбль)

«Народный театр». Изучение и постановка сказки:« Курайсы малай», 

« Батыр этэс». Работа с ролями,работа на сцене;

«Народный календарь».Знакомство с календарными праздниками и обрядами  «Кәккук сәйе», «Наүрүз». Работа с ролями.

«Древо жизни». Расширение и углубление знаний с  понятием «древо жизни». Расширение знаний составления гениологическое древо- «Шежере». Исследовательскую работа «Ете быуын». Продолжение знакомство детей с жизнью, с бытом, с одеждой, с обычаями и с традициями предков;

Занятия проводятся индивидуально, групповая, массовая.

Контрольные проверочные срезы: проведение контроля знаний, умений и навыков пройденного материала; выявление творческих потенциалов детей.

Итоговые занятия: систематизирование и обобщение пройденного материала по фольклору; проведение мониторинга.

 

Методическое обеспечение

- Методические разработки;

- Образовательная программа;

- Журналы «Учитель Башкортостана»;

- электронный учебник «Государственный академический ансамбль танца им. Ф. Гаскарова»;

- электронный учебник «Башкорт халык уйындары»

Программа похудожественно-эстетической направленности музыкального направления «Башкирский  фольклорный театр» состоит из 5 разделов:

  • «Башкирские народные песни»: зарождение и развитие народных песен
  • Башкирские народные песни-игры: история зарождение и развитие;
  • «Башкирские народные инструменты»: знакомство и обучение игры на музыкальных инструментах(гармонь, кубыз, думбыра, кыл- кумыз);
  • Башкирские народные обряды.
  • Башкирские народные танцы.

Особенностью построения программы является наличие разных уровней

сложности. Темы, намеченные в программе обобщенно, могут пересекаться и как бы «взаимопроникать» друг в друга. Такая взаимосвязь тем сама создаёт возможность индивидуального подхода к обучающемуся, учитывая его личный субъективный опыт. Реализуется дидактический приём «от простого к сложному», с учётом возможностей изучаемого музыкального инструмента, музыкальных способностей и возможностей обучающихся, их общего развития и эмоциональной восприимчивости.

Программа включает в себя разный песенный репертуар. Это башкирские народные, лирические песни (hалмаккэй), а также шуточные( кыска кэй).Специфика занятий в творческом объединении требует особой их фиксации, последовательности и логичности построения. На занятиях постоянно меняются формы работы: прослушание, рассказ об истории песни, обсуждение,  игра на инструменте,  пение, пение с сопровождением,  запись нот. Это не позволяет обучающимся уставать. За счет такого переключения они успевают отдохнуть, а занятие проходит продуктивно.

Большое разнообразие тем в башкирских народных песнях, о любви, о дружбе, о добре, о зле даёт ребёнку понимание этого мира, музыка и текст песен вызывают определённые ассоциации и способствуют лучшему усвоению песенного материала. Атмосфера творческого сотрудничества, отношения взаимопонимания и взаимодействия партнёрства являются определяющими условиями для реализации личности подростка, развития интеллектуальных способностей условиями, обеспечивающими защиту, принятие и самопринятие личности.

 Первостепенное значение в работе над техникой имеют упражнения, так как этот вид инструктивного материала даёт наибольший эффект, особенно в начальной стадии освоения новых технических элементов и приёмов игры, танцевальные приемы. Только овладев в достаточной степени тем или иным техническим элементом, можно приступить к исполнительской работе над теми музыкальными произведениями, в которых данный технический приём игры используется.

Возможности художественно-музыкальных решений в пределах уже обозначенных тем неограниченны. И только при условии наличия определённого уровня обучающегося, развитых художественно-музыкальных особенностей и исполнительских навыков возможно выполнение  поставленных задач.

      В процессе обучения  по  программе развиваются не только интеллектуальные, творческие, музыкальные способности, но и воспитываются качества личности:

оптимизм, потому что с помощью педагога обучающиеся учатся организовывать досуг весело, интересно, обретают добрый эмоциональный настрой, у них развивается способность радоваться жизни не только в детстве, но и в зрелые годы, не гнуться под ударами судьбы, с достоинством жить. Деятельная, товарищеская атмосфера в коллективе помогает пробудить у каждого чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Организация образовательного процесса предполагает  использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся.

По способу организации занятий можно выделить следующие:

  • тематические (традиционные) занятия;
  • комбинированные занятия;
  • занятия – театрализованные представления;
  • репетиции;
  • праздники, по возможности вместе с родителями;
  • экскурсии;
  • творческие встречи;
  • участие в концертах, конкурсах, фестивалях.

Структурные компоненты тематического (традиционного) занятия:

1.Беседа по изучаемой теме;

2.Творческое задание, отражающее смысл основной тематики;

3.Ритмические упражнения, выполняемые руками или ногами (в зависимости от используемого репертуара);

4.Дыхательные упражнения по системе А.Н. Стрельниковой (приведение дыхательного аппарата в рабочее состояние, для готовности пения «на опоре»);

5.Дикционные упражнения (скороговорки);

6.Распевание (настройка общего звучания по интонированию, тембру, характеру и темпу);

7.Разучивание, повторение, исполнение музыкального материала;

8.Подведение итогов, обобщение.

    Каждое занятие начинается нетрадиционно. В наше время дети уже с первого класса знают, что такое искривление позвоночника, то есть это говорит о том, что дети уделяют мало внимания своему здоровью. Поэтому в содержание программы входят физические упражнения, с которых и начинаются занятия.

 

Календарно – тематический план на 1 год обучения

2017-2018 учебный год

 

Содержание занятий

Дата

План

Факт

1.

I. Введение: башкирская культура, как часть мировой культуры. Наш вклад в  её развитие.

Инструктаж     по ТБ

2.Башкирские народные песни. Вокально- хоровая работа. Разучивание народной песни  «Каккук» Работа над текстом.

4.09

 

 

 

05.09

 

2

Башкирские  народные песни. Разучивание народной песни «Каккук» (ансамбль)

11.09

12.09

 

3

Башкирский народный музыкальный инструмент – кубыз, ложки, поднос. Игра на музыкальном инструменте. Положение руки. Апликатура пальцев.Изучение игры мелодии народной песни   «Каккук» ( индивидуально)

18.09

19.09

 

 

 

 

4

Башкирские народные песни

1.Вокально- хоровая работа. Певческая установка.2.Разучивание народной песни  

«Каккук» ( групповая работа)

25.09

26.09

 

5

Башкирский народный музыкальный инструмент – кубыз. Устройство кубыза и уход за инструментом. Роль кубыза в оркестре, ансамбле, сольном музицировании.

Постановка дыхания, корпуса и рук исполнителя. ( индивидуальная ,дуэт)

02.10

03.10

 

 

 

 

6

Народная хореография. Разучивание  элементов башкирских народных танцев.

Разучивание элементов башкирского танца «Елэктэ» (групповая)

09.10

10.10

 

7

Игры с песнями и с танцами (Җырлы-биюле уеннар).Ознакомление с народными играми

“Йэшерэм  яулык”( групповая работа)

16.10

17.10

 

8

Башкирские  народные песни. Вокально- хоровая работа. Певческая установка. Вокальные упражнения для правильного формирования звука.Разучивание народной песни «Каккук»  ( ансамбль)

23.10

24.10

 

9

Народный календарь.Знакомство с календарными праздниками и обрядами «Сабантуй». Просмотр видеофильма «Детский сабантуй». Игра с мешками.

30.10

31.10

 

10

1.Древо жизни. Беседа. Составление древо жизни (групповая,  с родителями)

06.11

07.11

 

11

Народная хореография. Разучивание  элементов татарских народных танцев.

Разучивание элементов татарского  танца «Елэктэ» (индивидуально, дуэт)

13.11

14.11

 

12

Игры с песнями и с танцами (Йырлы-биюле уйындар). Игра с песнями и с танцами “Йэшерэм яулык»”.Ознакомление с элементами игры “Ак тирак-кук тирак”

20.11

21.11

 

13

Массовая работа . Ансамбль.

Песня- танец «Елэктэ».Работа над ритмом

( групповая работа)

27.11

28.11

 

14

Башкирские народные песни.Вокально- хоровая работа. Певческая установка. Работа над постановкой дыхания.Разучивание народной песни  «Леу- леу –леу сатин»

04.12

05.12

 

15

Башкирский народный музыкальный инструмент –курай (детский курай). Устройство курая и уход за инструментом. Роль курая  в оркестре, ансамбле, сольном музицировании.Постановка  корпуса и рук исполнителя. (индивидуально, групповая)

11.12

12.12

 

16

Народная хореография. Разучивание  элементов татарских народных танцев. Притоп, вращение кистей, дробный шаг

Работа над элементами башкирского танца «Карабай»  ( групповая)

18.12

19.12

 

17

Игры с песнями и с танцами (Йырлы-биюле уйындар)Ознакомление с элементами игры “Ак- тирак”. Групповая игра.Подготовка к празднику «Новый Год» Подготовка костюмов вместе  с родителями.

Выступление на празднике «С Новым годом!»

25.12

26.12

 

18

Инструктаж по ТБ. Башкирские народные песни. Вокально- хоровая работа. Звукоизвлечение.Повторение песни: «Леу сатин»,«Карабай»( соло, дуэт, ансамбль)

08.01

09.01

 

 

 

19

Древо жизни. Обычаи предков  (групповая, индивидуально, с родителями)

15.01

16.01

 

20

Повторение изученных игр с песнями и  танцами (Җырлы-биюле уеннар).Игры. Ознакомление с игрой: «Мэйэш»

22.01

23.01

 

32

Народная хореография. Повторение элементов башкирских народных танцев. Соединение изученных элементов  с плясовыми песнями  «Такмактар» , (групповая) Ознакомление с элементами танца «Гульназира»

29.01

30.01

 

21

Народный календарь. Повторение календарных праздников и обрядов: «Сабантуй», «Нардуган», «Каз өмәсе».

Повторение  стихотворений, поговорок, пословиц, народных игр.

05.02

06.02

 

 

22

Древо жизни. Обычаи предков  (групповая, индивидуально, с родителями).

12.02

13.02

 

23

Башкирские народные песни.Вокально- хоровая работа. Дыхание.Разучивание песни «Такмактар». Работа над двухголосием (индивидуально, дуэт)

19.02

20.02

 

 

24

Башкирские  народные музыкальные инструменты –гармонь, кубыз, ложки, подносы (групповая работа)

Песня «Такмактар»

26.02

27.02

 

25

Башкирские народные песни. Вокально- хоровая работа. Дикци я. Работа над двухголосием  (индивидуально, дуэт)

05.03

06.03

 

 

26

1.Древо жизни. Обычаи предков

( индивидуально, с родителями).

12.03

13.03

 

27

Башкирский народный музыкальный инструмент –думбыра. Обучение игры правой руки. Соединение правой  и левой руки. Песня «Такмактар» (индивидуально, групповая)

19.03

20.03

 

 

28

1.Древо жизни. Обычаи предков  (групповая, индивидуально, с родителями)

26.03

27.03

 

29

Народный театр . Народная сказка

« Алтын балта» Работа над ролями

2.04

3.04

 

30

Народный театр. Народная сказка « Алтын балта». Работа над ролями. Работа на сцене

9.04

10.04

 

31

Народный театр. Народная сказка «Алтын балта». Работа над ролями. Работа на сцене

16.04

17.04

 

32

Массовая работа. Народный театр. Народная сказка «Алтын балта». Работа над ролями. Работа на сцене.

23.04

24.04

 

33

Народный календарь. Знакомство с календарным праздником и обрядами «Сабантуй». Проведение праздника вместе с родителями. Игры, танцы, песни.

30.04

04.05

 

 

34

Башкирский народный музыкальный инструмент –гармонь кубыз, ложки, поднос.

Повторение  мелодии песни «  Кэккук», « Леу сатин», «Такмактар».

7.05

8.05

 

 

35

Массовая работа.  Башкирский народный музыкальный инструмент –курай, кубыз, ложки, поднос. Повторение  мелодии песни «  Кэккук», « Леу сатин», «Такмактар».

14.05

15.05

 

36

Массовая работа. Ансамбль Повторение  мелодии песни «  Кэккук», « Леу сатин», «Такмактар».Подготока к отчетному концерту

21.05

22.05

 

 

38

Народные костюмы. Просмотр видеофильма. Подготовка костюмов к отчетному концерту вместе с родителями .Повторение  мелодии песни «  Кэккук», « Леу сатин», «Такмактар».

Итоговое занятие. Мониторинг

28.05

29.05

 

39

Массовая работа. Повторение  мелодии песни «  Кэккук», « Леу сатин», «Такмактар».

Народные игры.

31.05

 

 

Календарно – тематический план на 5 год обучения

2017-2018 учебный год

 

Содержание занятий

Дата

План

Факт

1.

1.Введение: башкирская культура как часть мировой культуры. Наш клад в  её развитие.

2.Инструктаж     по ТБ.3.Башкирские народные песни. Вокально- хоровая работа. Разучивание народной песни   «Турлэк-тирэк»

5.09

 

 

 

2

Башкирские  народные песни.Вокально- хоровая работа. Понятие  голосовой аппарат, его строение , воспроизведение звуков.

Разучивание народной песни   «Турлэк- тирэк»( соло, дуэт, ансамбль)

7.09

 

 

 

 

 

3

Башкирский народный музыкальный инструмент –думбыра. Игра на музыкальном инструменте. Положение руки. Апликатура пальцев.Изучение игры мелодии народной песни   «Турлэк- тирэк»(индивидуально)

12.09

 

 

 

4

Башкирские народные песни

1.Вокально- хоровая работа. Певческая установка.2.Разучивание народной песни  

«Турлэк- тирэк»( индивидуально, групповая)

14.09

 

5

1.Древо жизни. Беседа. Составление древо жизни (групповая,индивидуально, с родителями) 2.Башкирский народный музыкальный инструмент –кубыз. Устройство кубыза и уход за инструментом. Роль кубыза в оркестре, ансамбле, сольном музицировании.

Постановка дыхания, корпуса и рук исполнителя  (индивидуально и групповая )

19.09

 

6

Народная хореография. Разучивание  элементов башкирских народных танцев.

Разучивание элементов башкирского танца                                     «Танец с подносом» ( индивидуально, дуэт)

21.09

 

4

Игры с песнями и с танцами (Җырлы-биюле уеннар).Ознакомление с народными играми

« Кемдэ йэзэк» ( групповая работа)

26.09

 

5

Башкирские  народные песни. Вокально- хоровая работа. Певческая установка. Вокальные упражнения для правильного формирования звука. Разучивание народной песни   «Турлэк  тирэк»( соло, дуэт, ансамбль)

28.09

 

6

Народный календарь. Знакомство с календарными праздниками и обрядами «Кэккук сэйе». Просмотр видеофильма «Кэккук сэйе».

3.10

 

7

1.Древо жизни. Беседа. Составление древо жизни (групповая, индивидуально)

2.Башкирский народный музыкальный инструмент –думбыра. Устройство думбыра и уход за инструментом. Роль думбыра  в ансамбле, сольном музицировании.

Постановка корпуса и рук исполнителя (индивидуальная и групповая работа)

5.10

 

8

Народная хореография. Разучивание  элементов татарских народных танцев.

Разучивание элементов башкирского танца

« Танец с подносом» ( индивидуально, дуэт)

10.10

 

9

Игры с песнями и с танцами (Йырлы-биюле уйындар). Игра с песнями и с танцами             « Кемдэ йэзэк». Ознакомление с элементами игры  « Тубэтэй»

12.10

 

10

Массовая работа . Ансамбль. Песня- танец «Турлэк- тирэк». Работа над ритмом

(групповая работа)

17.10

 

11

Башкирские народные песни.

Вокально- хоровая работа. Певческая установка. Работа над постановкой дыхания.

Разучивание народной песни  

«Турлэк - тирэк»( соло, дуэт, ансамбль)

19.10

 

12

1.Древо жизни. Беседа. Моя семья (групповая,индивидуально, с родителями)

2.Башкирский народный музыкальный инструмент –кыл -кумыз. Устройство кыл-кумыз и уход за инструментом. Роль кыл - кумыз в оркестре, ансамбле, сольном музицировании.Постановка  корпуса и рук исполнителя (индивидуально, групповая)

24.10

 

13

Народная хореография. Разучивание  элементов татарских народных танцев. Притоп, вращение кистей , дробный шаг

Работа над элементами башкирского танца

« Танец с подносом »  ( индивидуально, дуэт)

26.10

 

14

Игры с песнями и с танцами (Йырлы-биюле уйындар) .Ознакомление с элементами игры “Тубэтэй ”. Групповая игра

31.10

 

15

Народный календарь. Знакомство с календарными праздниками и обрядами  «Нардуган» (групповая работа)

2.11

 

16

Массовая работа . Песня –танец, игры, игра на музыкальных инструментах (ложки, подносы, кубыз).Башкирская народная песня «Турлэк- тирэк»

7.11

 

17

Башкирские народные песни. Вокально- хоровая работа. Певческая установка. Работа над постановкой дыхания.Работа над  песней «Хатира»( соло, дуэт, ансамбль)

9.11

 

18

1.Древо жизни. Беседа. Интересный человек (групповая, индивидуально, с родителями)

2. Башкирский народный музыкальный инструмент –гармонь. Работа над правой руки исполнителя. Песня  «Хатира»

( индивидуальная и групповая работа)

14.11

 

19

Беседа « Народные башкирские костюмы». Просмотр видеофильма.

Народная хореография. Разучивание  элементов башкирских народных танцев. Притоп , вращение кистей , дробный шаг

Работа над элементами башкирского танца

« Аккош»  ( индивидуально, дуэт)

16.11

 

20

Игры с песнями и с танцами (Йырлы-биюле уендар).Игра с песнями и с танцами “Кемдэ йэзэк ”, “ Тубэтэй ” (групповая игра)

21.11

 

21

Народный календарь. Знакомство с календарными праздниками и обрядами  «Каз өмәсе» Просмотр видеофильма

23.11

 

22

Экскурсия на праздник  « Каз өмәсе»

(работа  вместе с родителями)

28.11

 

23

Массовая работа . Песня –танец, игры, игра на музыкальных инструментах (ложки, подносы, кубыз, гармонь). Башкирская народная песня

« Турлэк- тирэк», «Хатира»

30.11

 

24

 

 

 

Башкирские народные песни. Вокально- хоровая работа. Певческая установка. Работа над дикцией. Работа над  песней «Хатира»,«Карабай»( соло, дуэт, ансамбль)

5.12

 

 

 

 

 

 

 

 

25

1.Древо жизни. Беседа. Моя бабушка (групповая, индивидуально, с родителями).

2. Башкирский народный музыкальный инструмент –гармонь.

Работа над левой руки исполнителя.

 Песня «Хатира», «Карабай»

( индивидуальная и групповая работа).

7.12

 

26

Народная хореография. Разучивание  элементов башкирских народных танцев. Соединение изученных элементов  с плясовыми песнями  «Хатира» ,  «Карабай»

( индивидуально, дуэт)

12.12

 

27

Игры с песнями и с танцами (Йырлы-биюле уйындар). Игры “Кемдэ йэзэк ”, “ Тубэтэй ”

 Ознакомление с народной игрой  “Мэйэш алыш ”

14.12

 

28

Народный календарь. Знакомство с календарными праздниками и обрядами  «Новый год» .Встреча Нового года с родителями. Подарки, сделанные своими руками

 

19.12

 

27

Массовая работ .Ансамбль  народных инструментов ( курай, гармонь, думбыра, кубыз, ложки, подносы). Игра мелодий народных песен « Карабай»,  « Хатира»

 

21.12

 

28

Массовая работа .   Ансамбль. Работа над ритмом песни и танца «Карабай», «Хатира» .

Подготовка к празднику «Новый Год»

26.12

 

29

Подготовка к празднику «Новый Год». Подготовка костюмов вместе  с родителями.

Выступление на празднике «С Новым

Годом!»

28.12

 

29

Инструктаж по ТБ.Башкирские народные песни.Вокально- хоровая работа. Звукоизвлечение.Повторение песни:

«Хатира», «Карабай»( соло, дуэт, ансамбль)

11.01

 

30

1.Древо жизни. Обычаи предков  (групповая, индивидуально, с родителями).

2. Башкирский народный музыкальный инструмент –гармонь.

Обучение игры двумя руками. Разучивание мелодии песни «Шәл бәйләнем»

( индивидуальная и групповая работа)

16.01

 

31

Повторение изученных игр с песнями и  танцами (Йырлы-биюле уйындар)

Игры: “Тубәтәй ”,, Кемдэ йэзэк»

18.01

 

32

Народная хореография. Повторение элементов башкирских народных танцев. Соединение изученных элементов  с плясовыми песнями  «Турлэк тирэк» ,

« Хэтирэ», « Карабай». Ознакомление  с элементами танца « Биш бармак»                                                                       

23.01

 

33

Народный календарь.Повторение календарных праздников и обрядов: «Кэккук сэйе», «Нардуган» «Каз өмәсе».

Повторение  стихотворений, поговорок, пословиц,народных игр

25.01

 

34

1.Древо жизни. Обычаи предков  (групповая, индивидуально, с родителями).

2.Башкирский народный музыкальный инструмент –гармонь.

Обучение игры двумя руками. Разучивание  мелодии песни «Шәл бәйләнем» (индивидуальная и групповая работа)

30.01

 

35

Башкирские народные песни. Вокально- хоровая работа. Дыхание. Двухголосие.

Разучивание песни : «Шәл бәйләнем»

( индивидуально, дуэт)

01.02

 

36

Древо жизни. Обычаи предков  (групповая, индивидуально, с родителями).

Башкирский народный музыкальный инструмент –гармонь. Разучивание  мелодии песни «Шәл бәйләнем»,  (индивидуальная )

06.02

 

37

1.Древо жизни. Обычаи предков  (групповая, индивидуально, с родителями).

Башкирский народный музыкальный инструмент –кубыз. Обучение игры на кубызе.Роль гортани при звукоизвлечении.

Разучивание мелодии песни «Шәл бәйләнем»

08.02

 

38

1.Древо жизни. Обычаи предков  (групповая, индивидуально, с родителями).

Башкирский народный музыкальный инструмент –кубыз Повторение  мелодии песни «Шәл бәйләнем»

13.02

 

39

Массовая работа. Ансамбль.

Повторение  мелодии песни «Шәл бәйләнем»

Работа над ритмом

15.02

 

40

Народные игры  с песнями и  танцами (Йырлы-биюле уйындар).Игра « hукыр тэкэ»  

20.02

 

41

Народная хореография. Элементы Башкирских народных танцев. Соединение изученных элементов  с плясовыми песнями   с элементами танца «Шәл бәйләнем»

22.02

 

42

Народный календарь.Знакомство с календарным праздником и обрядами «Нәүрүз» Ознакомление с  праздничными играми, танцами и песнями

27.02

 

43

Башкирские  народные песни. Вокально- хоровая работа. Дикция.Разучивание песни : «Кэккук ». Работа над двухголосием ( индивидуально, дуэт)

01.03

 

44

1.Древо жизни. Обычаи предков

( индивидуально, с родителями).

Башкирский  народный музыкальный инструмент –кубыз.  Обучение игры на музыкальных инструментах. Звукоизвлечение. Разучивание мелодии песни  «Кэккук» (индивидуально,  групповая)

6.03

 

45

1.Древо жизни. Обычаи предков (индивидуально, с родителями).

Башкирский  народный музыкальный инструмент –кубыз. Обучение игры на кубызе. Звукоизвлечение. Разучивание мелодии песни  «Кэккук» (индивидуальная и групповая работа).

13.03

 

46

1.Древо жизни. Обычаи предков  (групповая, индивидуально, с родителями).

Башкирский народный музыкальный инструмент –думбыра. Разучивание мелодии песни  «Кэккук» (индивидуально, групповая)

15.03

 

47

Башкирский народный музыкальный инструмент –думбыра

Разучивание мелодии песни  «Кэккук» (индивидуальная и групповая работа).

20.03

 

48

Массовая работа. Ансамбль.

Работа над мелодией песни  «Кэккук» (групповая работа).Слушание друг друга. Работа над артистичностью исполнения

22.03

 

49

Башкирские народные песни. Вокально- хоровая работа. Дыхание. Работа над песней : «Кэккук» (индивидуально, дуэт)

27.03

 

50

 Гармонь. Дуэт. Обмен партиями. Повторение  мелодии песни «Шәл бәйләнем», «Кэккук»

29.03

 

51

Кубыз. Дуэт.Трио. Обмен партиями.

Повторение  мелодии песни «Шәл бәйләнем», «Кэккук»

3.04

 

52

Думбыра. Дуэт.Трио. Обмен партиями

Повторение  мелодии песни «Шәл бәйләнем», «Хэтирэ», « Кэккук»

5.04

 

53

Массовая работа. Работа над мелодиями песни «Шәл бәйләнем», «Карабай», « Хэтирэ»

10.04

 

54

Массовая работа. Работа над мелодиями песни «Шәл бәйләнем», «Хэтирэ», « Карабай»

12.04

 

55

Народный календарь.

Знакомство с календарным праздником и обрядами «Мэсэлман балалар сабантуйы»  . Подготовка к проведению праздника вместе с родителями. Игры, танцы , песни

17.04

 

56

Народная хореография. Башкирский народный танец: «Тугэрэк». Знакомство с элементами танца.

19.04

 

57

Народные игры  с песнями и  танцами (Йырлы-биюле уйындар) Ознакомление с игрой  « hукыр телефон»                              

24.04

 

58

Думбыра.  Дуэт. Трио. Обмен партиями

Повторение  мелодии песни «Шәл бәйләнем», «Кэккук», «Хэтирэ»

26.04

 

59

Гармонь. Дуэт. Трио. Обмен партиями

Повторение  мелодии песни «Шәл бәйләнем», «Кэккук», « Хэтирэ»

30.04

 

60

Кубыз. Дуэт.Трио. Обмен партиями

Повторение  мелодии песни «Шәл бәйләнем», «Кэккук», «Хэтирэ», « Карабай»

3.05

 

61

Массовая работа. Ансамбль.

Думбыра. Гармонь, Кубыз.Обмен партиями

Повторение  мелодии песни «Шәл бәйләнем», «Кэккук».Подготока к отчетному концерту

8.05

 

62

Народные костюмы. Просмотр видеофильма. Подготовка костюмов к отчетному концерту вместе с родителями .Ансамбль. Думбыра. Гармонь, Кубыз.Обмен партиями.Повторение  мелодии песни «Шәл бәйләнем», « Карабай».

Подготока к отчетному концерту

10.05

 

63

Массовая работа.Ансамбль. Думбыра. Гармонь, Кубыз.Обмен партиями.Повторение  мелодии песни «Шәл бәйләнем», «Кэккук»,

« Хэтирэ»,  « Карабай»

15.05

 

64

Концерт для родителей.

1.Древо жизни (индивидуальное выступление вместе с родителями)

2.Башкирские  народные песни (индивидуальное выступление обучающихся)

3.Башкирские  народные инструменты: гармонь, думбыра, курай, кубыз

(индивидуальное выступление обучающихся)

4.Ансамбль. башкирские народные песни

« Хэтирэ», « Шэл бэйлэнем», « Карабай»

17.05

 

65

Повторение пройденных тем.Массовая работа. Ансамбль.Повторение  мелодии песни «Шәл бәйләнем», « Хэтирэ», « Карабай», « Кэккук»

22.05

 

66

Встреча известными гармонистами Миякинского района. Выступление ансамбля.

24.05

 

67

Экскурсия. Сбор народных песен. Встреча с лучшими певцами Миякинского района.

29.05

 

68

Итоговое занятие. Мониторинг

31.05

 

 

Условия реализации

       Все занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН.

Занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах и помещениях: актовый зал и кабинет объединения «Гармония».

Материально-технические средства:

  1. Мультимедийный проектор
  2. Компьютор
  3. Магнитофон
  4. Видеоматериалы
  5. Аудиоматериал
  6. Музыкальные инструменты: курай , тальян гармонь, скрипка, кубыз,ложки, подносы
  7. Презентации
  8. Книги

Информационное обеспечение

Список  литературы для педагога

     1. « Уроки башкирского танца» С.Н. Ахметшин

2. “ История и культура Башкортостана” В.С Мавлетов

3.  “ Жемчужины народного творчества Урала” Р. Сулейманов

4.  «Башкирские народные песни, песни предания» Надршина

7.  « Башкирская народная хореография» Л. Нагаева

8.  Хрестоматия по музыке для 1-4 классов

9. Диск «Башкирские народные песни», 2002

Список  литературы для детей

1.  “ И мы танцуем” Л. Богатова

2.  “ Веселые пляски” М. Бикбаев

3.   “ Башкирские танцы” Ф. Гаскаров

4.   «Башкирские народные игры» И.Г. Галяутдинов

5.   “Башкирская народная одежда» С.Н. Шатова

6.  « Бабушкин сундук» А. Алдырханова

 

Интернет - ресурсы

 

 

 

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские  электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и 

образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

Приложение 1                                                                    

Тема: Башкорт халык балалар уйындары

Ҡ ыҙҙар менән малайҙар бергә уйнай торған уйындар.

1.Уйын «Уҙаматашыу».(Уҙаҡлашыу). Күмәк уйында уйнаусылар мотлаҡ рәүештә ике тигеҙ төркөмгә бүленеп уйнаған уйындар киң таралған. Ә нисек тигеҙ бүленергә? Уйындарҙа бер тәртип булдырылған, ул «уҙаманлашыу» тип ата­ла.Уйнаусылар араһынан иң һәләтле, иң ихтирам ителгән ике етеҙ кеше ҡушлашып, уҙаман булып: торалар. Парлашып уйынға ҡатнашыусылар килә, килер алдынан шым гына бер-береһенә исем ҡушалар (кемгә исем нисек кушылыуын уҙамандар белмәй).

— Әссәләмәғәләйкүм, уҙамандар кем?

— Беҙ.

— һеҙ булһағыҙ һайлағыҙ: ай кәрәкме, ҡояшмы?

— Ҡояш (айы икенсе, һорамаған уҙаманға ҡала).

Шул рәүешсә артабан дауам итә: «Шөшлөмә, сөймә?», «Ал­мамы, хөрмәме?», «Өймө, ҡыуышмы?»Уҙаманлашып икегә айырылғас, уйынды башлаусылар, йәғни «бәхетле төркөм»до асыҡлау моменты башлана. Уны асыҡлағанда «бау тотоу», «таяҡ тотоу», «таш сөйөү» тәртиптәре башҡарыла.Мәҫәлән, «таш сөйөү» тәртибе — таштың бер яғына төкөрөп:— Май кәрәкме, таш кәрәкме? — тип һорай.

— Май (төкөргән яғы була инде). Туры әйткән уҙамандың командаһы уйынды башлай.

2.Уйын «Мөйөш».

Аралары унар аҙым булған алты мөйөш төҙөйҙәр. Уйнаусы­лар күп булһа, мөйөш һандарын арттырырға ла мөмкин. Мәҫәлән, һигеҙ мөйөшкә һигеҙ кеше баҫа, Сабирға мөйөш етмәне икән, ти. Ул: «һигеҙ мөйөш, һигеҙ мөйөш, ҡайҙа миңә бер мөйөш?» — тип, һамаҡлап йөрөргә тейеш. Шул саҡ мөйөштәрҙәге кешеләр бик тиҙ алмашына. Сабир бер мөйөштө үҙенә алыу өсөн тыры­ша. Мөйөшһөҙҡалған кеше уйынды ҡабаттан башлай.

3.Уйын «Бозоҡ телефон».

Малайҙар һәм ҡыҙҙар теҙелешеп ултыралар. Уйынсыларҙың береһе башлыҡ була. Уйынды тәртипле рәүештә ул алып бара. Ниндәй ҙә булһа һүҙҙәр һайлап ала. Шул һүҙен 1-се ултырған уйынсының ҡолағына ишетелер-ишетелмәҫ әйтә. Ә ул уйынсы шул уҡ һүҙҙе шым ғына итеп эргәһендә ултырған иптәшенә әйтә. Был һүҙ шулай рәтсә, иң һуңғы уйынсыға тиклем бара. Мәҫәлән, башлыҡ: «Елкән», тип әйткән икән ти. һәм иң һуңғы уйынсы­нан был һүҙҙең ни нәмә менән бөтәүен белергә тейеш. Ул «Еләк» тине, ти. Күрәһең, уйын барышында кемдер һүҙҙе бутаған. Иң һуңғы уйынсынан ни тип әйткәнен һорай, шул рәүешле үҙе әйткән елкән һүҙе килеп сыҡҡансы һорашып килә. Әйтәйек, теҙелгән рәттә иң һуңғы кеше «еләк» тине, эргәһендәге — «илөк» йәки «беләк» ти. Тимәк, кемдер һүҙҙе боҙған, ишетеп еткермәгән, кем­дер «боҙоҡ телефон». Артабан эҙләй һәм бына берәү «елкән» тине. «Дөрөҫ», — ти башлыҡ. — Мин иң беренсе ултырыусыға «елкән» тип әйткәйнем, ә һинең күршең яңылыш ишеткән. Ул — «боҙоҡ телефон».

«Боҙоҡ телефонға» яза бирелә, берәй әйберен («фантик») ала. Уйын ошо рәүешле әйберҙәр күбәйгәнсе бара. һунынан әйберҙәрҙе «һатыу» башлана. Бер уйынсының күҙен яулыҡ менән бәйләйҙәр. «Башлыҡ» берәй әйберҙе ала ла: «Был фантикка ниндәй наказ йәки ни эшләргә?» — ти. Күҙе бәйләнгән уйынсы — «судья»: «Бейергә, шиғыр һөйләргә Һ.6.», — тип әйтә. Әйберҙең хужаһы алға сығып баҫа һәм һорауҙы үтәргә тейеш була. Шул саҡта ғына әйберен кире ала. Әйберҙәр бөткәнсе, уйын ошо тәртип менән бара. Уйнап бөткәс, уйынды яңынан башларға була. Уйын күңелле бара.