Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программа художественной направленности "Художественная роспись"

Муниципальное учреждение дополнительного образования Ветлужский районный дом детского творчества

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности "Художественная роспись"

Подгурская Оксана Викторовна

педагог дополнительного образования

 

 

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                  стр.

Содержание …………………………………………………………………………… 2

Пояснительная записка..…………………………………………………….... …3

Учебный план ………………………………………………………………………15

Учебно-тематический план 1 год обучения …………………………………… … 16

Содержание учебного плана 1 год обучения ...…………………… ……………18

Учебно-тематический план 2 год обучения …………………………………… … 22

  Содержание учебного плана  2 год обучения …………………………………… …24

Учебно-тематический план 3 год обучения …………………………………… …27

Содержание учебного плана 3 год обучения ……………………………………29

Календарный учебный график …………………………………………………… ..  32

Формы аттестации ……………………………………… … ………………………   33

Оценочные материалы ……………………………………………………… ……..   37

Методическое обеспечение программы ………………………………………… .    39

Условия реализации программы ………………………………………………… .    44

Список литературы ……………………………………………………………… ...    46

Приложения  к дополнительной (общеразвивающей) программе ………………    51

Приложение 1 (Охрана труда,  инструкция по безопасности

при проведении  занятий) …………… …………… ………………………… …..     52

Приложение 2 (Описание истории происхождении особенности росписи

Северной Двины. …………………………………………………………. . ……..      54

Приложение 3 (Словарь терминов)………………………………………. …………..58           

 Приложение 4 (Тематические физминутки для занятий) ……………………… …..59

Приложение 5

(Фотоматериалы итоговых работ обучающихся 1, 2, 3 года обучения)  ……….   .. 61

Приложение 6 (Инструкционные карты по выполнению главного элемента

Мезенской росписи-коня ……………………………………………………… …       68

Приложение 7 ( Игровые карточки  с загадками с элем. Мезенскокой росписи) …73

Приложение 8 (Учебные карточки для отработки и оттачивания

технических приёмов росписи) …………………………… …………………… ……76

Приложение 9 (Методическая разработка учебного занятия «Поэтапное выполнение главного элемента Мезенской  росписи-коня» ………………………………….       113

Приложение 10 (Методическая разработка учебного занятия  «Роспись салфетки в технике Мезенская роспись» …………………………………………………….        124

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Декоративно-прикладное творчество - неотъемлемая часть жизни человека. Несмотря на высокую  компьютеризированность  и технологизацию  современного общества, предметы искусства и народного творчества остаются востребованными, вызывают интерес у зрителей. Появляются новые имена среди мастеров, молодежь проявляет интерес к традиционным искусствам, проводятся всевозможные фестивали.

 В наши дни возрождается интерес к различным народным ремеслам, зачастую почти забытым.

Многие педагоги, психологи обращают внимание на то, что декоративно-прикладное творчество является прекрасным способом вовлечения ребенка в мир искусства, развития художественного видения.

Вопросы приобщения детей к народному искусству в настоящее время привлекают к себе внимание все большего числа педагогов, художников, исследователей детского изобразительного творчества. Вовлекая детей в этот вид творчества, необходимо учитывать следующее:

 –  декоративно-прикладное творчество проявляет творческий потенциал ребёнка, позволяет в простой форме выразить гармонию окружающего мира;

          – в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений;

          – произведения народного и изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное творчество) способствует формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Педагог должен знакомить обучающихся с  изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание направлено на формирование культурно-ценностных ориентиров школьника. Творческая деятельность обучающихся, создание предметов искусства и декоративно-прикладного творчество способна помочь в формировании разносторонней личности.

   Грамотная организация системы заданий, усложняющаяся по мере освоения материала, помогает обучающимся не только воспринимать художественное произведение искусства на эмоциональном уровне, но и способствует культурологическому осмыслению.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)  программа «Художественная роспись» разработана в 2005 году. Настоящая версия программы является переработанной и скорректированной в соответствии с  методическими рекомендациями по разработке дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы и направлена на поиск, поддержку, выявление и развитие творческой и художественной одаренности, сформулированных  в следующих правительственных документах:

  • федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» [I,11];
  • концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) [I,3];
  • государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы (утверждена распоряжением Правительства от 15 апреля 2014 года №295) [I,1];
  • концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р) [I,4];

       –   концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г.) [I,2].

Согласно документу «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р) [I,9], на сегодняшний день чрезвычайно важным является формирование в человеке высокой нравственной, психологической и эстетической культуры. Программа «Художественная роспись» ориентирована на то, что учащиеся сохраняют культурное наследие России в процессе культурной деятельности, то есть «деятельности по созданию, распространению, сохранению, освоению и популяризации культурных ценностей в области декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов и ремесел». В результате формируются духовные стороны личности обучающихся – система представлений о мире и человеке, о человеческом обществе и отношениях людей, о ценностях и их иерархии. Решается одна из основных целей государственной культурной политики – формирование гармонично развитой личности.

Направленность программы.

Данная программа имеет художественную направленность. В программе «Художественная роспись» соединены самые различные виды изобразительной и декоративно-прикладной деятельности: рисунок,  живопись, занятия по композиции,  работа с природным материалом – всё это в рамках учебного курса, что позволяет обучающимся всесторонне развиваться в художественном направлении, освоить технику традиционной народной росписи и определить для себя наиболее подходящие способы развития своего творческого потенциала. В связи с этим программа «Художественная роспись» имеет выраженный развивающий характер.


Актуальность

Актуальность программы «Художественная роспись» заключается в том, что:

  • сегодня занятия художественным и декоративно-прикладным творчеством являются востребованным среди детей и подростков. Это показали результаты  мониторинга в системе дополнительного образования, проведённого фондом  «Национальные ресурсы образования» в 2017 году [III,3];
  • занятия художественной росписью способствуют развитию творческих способностей обучающихся;
  • дети  получают огромный багаж знаний в области народной традиционной культуры, что ведёт к сохранению культурного наследия нашей страны.

Одной из основных задач государственной культурной политики Российской Федерации является сохранение культурного наследия нашей страны. Правительством Российской федерации разработана Концепция развития народных художественных промыслов и ремесел, а также декоративно-прикладного искусства в сфере культуры на 2015-2020 годы. [I,12] (далее - Концепция) основывается на базовых положениях Конституции Российской Федерации, гарантирующих конституционные права гражданам Российской Федерации на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям и образованию.  Цель Концепции:  сохранение и развитие народных художественных промыслов, как универсальной ценности, определяющей самобытность и жизнеспособность российского народа, как важной части материального и нематериального культурного наследия народов России; ресурса для инновационного развития туризма, культуры и образования. Важнейшей составляющей духовного и культурного пространства любого народа, основой формирования национального самосознания является традиционная культура. Это понятие включает народные традиции, национальные особенности духовного уклада того или иного этноса, обряды, ритуалы, праздники, ремесла. Оно подразумевает также занятия детей творчеством в его традиционных формах – народной песней, музыкой, танцем, театром, поэзией, декоративно-прикладным искусством. Традиционная культура – это также форма передачи народного опыта и одно из средств воспитания.

 

Новизна

Техника росписи по дереву имеет древнюю историю, множество направлений, а, следовательно и авторов-мастеров, передающих свой опыт обучающимся. На современном этапе авторских программ по художественной росписи очень много, но данная программа  отличается от аналогичных или смежных по профилю деятельности программ  «Художественная роспись» Петуховой И.М. [II,35], «Художественная роспись» Широковой М. А.  [II,36], «Художественная роспись» Миляховой Л.Е. [II,37] тем, что имеет:

  • комплексный подход к содержанию, объединение нескольких видов древних и   ярких типов росписи Русского Севера: Мезенской, Пермогорской, Пучужской;
  • сочетание нескольких разделов, охватывающих различны темы;
  • творческий подход: овладение приёмами и техниками декоративно – прикладного творчества не на уровне копирования и подражания, а на уровне авторского замысла обучающихся;
  • включение в содержание элементов национально-регионального компонента; использование технологий дифференцированного обучения,  здоровьесберегающие технологии.

Программа предполагает более детальное изучение трёх типов росписи: Мезенской, Пермогорской, Пучужской. Изучение данных типов росписи  ни в коей мере не ограничивает кругозор детей, а также их творческую активность. В программе сочетаются различные по своей технике, материалу и творческой самобытности темы, которые способствуют обогащению внутреннего мира обучающегося, формируют в его сознании чувство прекрасного и развивают интерес к художественно - эстетической культуре.

Созданию программы послужило  многолетнее изучение и сбор педагогом материала по  истории и технологии данных видов росписи. Предметом изучения в программе является технология работы с деревянными изделиями, которая дает возможность узнать историю возникновения национальных ремесел на Руси, а также быт, нравы и обычаи народов современной России.

 

 

Педагогическая целесообразность

В настоящее время исследования ученых-психологов убедительно  доказывают, что возможности детей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Автор Быкова С.В., психолог, консультант - дианалитик  статья «Понаватальный интерес» [III,1]  автор: Михаил Чуклин  статья «История развития представлений об одаренности» [III,2]

     Задача заключается в том, чтобы способствовать раскрепощению мышления ребёнка, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают.

Программа содействует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства, позволяет развивать полученные знания и приобретённые исполнительские  навыки, научиться анализировать и понимать ценность народной культуры, приобщиться  к национальным искусствам России.

Содержание программы предусматривает ознакомление обучающихся с народными художественными промыслами, их историей и особенностями, основами цветоведения. основами композиции, материаловедением для художественных работ, с технологией обработки изделий.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого, расширяет представления обучающихся, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Обучающиеся могут применить полученные знания и практический опыт при изготовлении изделий, подарков, участвовать в выставках, конкурсах. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик как любознательность, способность к организации собственной деятельности, стремлением доводить начатое дело до конца. В рамках реализации данной программы, обучающимся  предоставляются возможности творческого развития.

 

Принципы освоения программы

- наглядность;

- системность;

      - сотрудничество детей и взрослых;

- цеостность;

- развитие у детей желания к самопознанию;

      - возрастной и индивидуальный подход;

      - актуальность;

      - прогностичность;

      - практическая значимость.

 

Концептуальная  идея: освоение технологии народных ремесел в рамках изучения материальных и духовных традиций народов России, знакомство с историей, укладом жизни, культурными традициями.

Адресат программы.

    Программа предназначена для  работы с детьми младшего и среднего школьного возраста (учащиеся 1-5-х классов, 6-11 лет). Программа нацелена на формирование у обучающихся ценностного отношения к личности,  интереса к декоративно – прикладному творчеству.

    Содержание данной программы адресовано как девочкам, так и мальчикам, для которых актуально приобретение практических навыков, умений, приемов и освоение основ декоративно-прикладного искусства.

    Программа реализуется в группе с постоянным составом обучающихся в возрасте 6 – 11 лет. Охват учащихся: 25-30 чел. ежегодно. Набор обучающихся производится в начале учебного года по желанию детей и их родителей. Количество обучающихся в каждой группе 10-15 человек, с разницей в возрасте в 2 – 3 года. Это условие позволяет педагогу строить занятия в соответствии с возрастными особенностями детей, правильно распределять задания и время на их выполнение, а также выбирать методику проведения занятия.

Группы формируются по возрастам. Первую возрастную группу посещают дети 6 – 8 лет. Вторую  возрастную группу посещают дети 9 – 11 лет. В данном возрасте обучающийся проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. За годы обучения он приобретает опыт успешной деятельности, и это придает ему уверенность в себе, укрепляет его стремление к новым достижениям. Это качество очень важно для формирования художественной культуры, творческого потенциала каждого ребенка: фантазии, наблюдательности.

 

Цель и задачи программы

Цель: формирование творчески мыслящей личности на основе изучения традиций русской национальной росписи и реализации на практике художественных замыслов.

Задачи.
Обучающие:

- дать представление  о традиционных видах росписи по дереву и их месте в декоративно-прикладном искусстве;

-  сформировать понимание значимости  и роли  народного творчества и  художественно­-прикладного искусства в жизни общества;

-  сформировать представление о народном мастере, как творческой личности, духовно связанной с культурой родного края;

- дать обучающимся систему знаний в области композиции: понятия целостности, соподчиненности, уравновешенности, симметричности, динамичности;

-  познакомить с основными принципами  цветоведения: дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета, холодного и теплого цветов, светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета;

-  дать представление о  ритме, гармонии и равновесии,  как важных средствах  выражения в изобразительном творчестве;

-  научить техническим приёмам кистевой росписи;

-  научить  графическим приёмам  росписи;

-  дать представление о  способах и путях реализации творческого потенциала в художественных профессиях.

Развивающие:

- развивать и поддерживать интерес к народному и декоративно-прикладному искусству;

- способствовать развитию художественного вкуса;

- способствовать развитию творческих способностей;

- приучать к правильному использованию специальной терминологии, относящейся к       живописи, росписи по дереву;

- развивать интерес к творческому познанию и самовыражению;

Воспитательные:

- воспитать уважение к культурному наследию своего народа;

- воспитать интерес и любовь к росписи по дереву,  как виду художественного творчества;

- содействовать развитию у обучающихся нравственных качеств: трудолюбия, аккуратности, ответственности, стремления к совершенству своих умений;

 

Объём программы и срок освоения программы

Срок реализации программы – 3 года. Режим занятий соответствует Постановлению от 4 июля 2014 г. № 41об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» [I,8].

Формы обучения

Форма проведения занятий:

  1. групповые:
  • беседа с игровыми элементами;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • игра-путешествие, прогулки;
  • виртуальная экскурсия, экскурсия в прошлое;

–    подготовка, организация и участие в выставках, конкурсах, фестивалях.

Групповое занятие строится исходя из теоретических и практических задач занятия. На  занятиях в доступной форме обучающиеся получают знания об особенностях и видах народного и декоративно-прикладного творчества, выполняют зарисовки образцов традиционных видов росписи и орнамента в альбоме, знакомятся с материалом на примере лучших образцов, выполненных  педагогом,   обучающимися  и составляющих методический и выставочный фон творческого объединения. Также выполняется практическое задание  по изучаемой теме; анализ и оценка работы на каждом этапе её выполнения.

2. индивидуальные:

  • защита проекта, вида деятельности, выставки творческих работ;
  • индивидуальная творческая работа; участие в творческих мастерских, проведение мастер-классов;
  • практическое выполнение заданий по изучаемой теме;
  • участие в выставках декоративно-прикладного творчества,  конкурсах, фестивалях;

Методы и приёмы ведения занятий:

 

  • объяснительно-иллюстративный;
  • практический;
  • самостоятельная работа;
  • теоретический;
  • свобода творческого выбора;
  • проблемный;
  • обсуждение результатов;
  • демонстрация видеороликов и использование презентаций по основным темам;
  • диалог.

Обучение проводится в двух направлениях:

1) усвоение теоретических знаний;

2) формирование практических навыков;

    Теоретическая часть проходит в форме бесед, лекций, рассказов с привлечением иллюстративного материала, сказочных историй возникновения различных ремёсел, личных впечатлений детей с опорой на пройденный материал.

    Практическая часть включает в себя отработку навыков работы с инструментами и материалами, работу с краской и деревом, технологию росписи, создание творческих работ, а также походы в краеведческий музей и библиотеки города, экскурсии с выездом на художественно-промышленные предприятия (г. Городец,

 г. Семенов)

    Чтобы выполнить практическое задание, обучающиеся должны понять его сущность, в какой последовательности оно будет выполняться, какие приемы, средства и инструменты требуются. При работе следует поощрять самостоятельность в принятии решения, проявление фантазии.

    Разнообразие форм и приёмов традиционных видов росписи по дереву (по технике исполнения) различной сложности позволяет правильно выстроить систему образовательного ряда, учитывая подготовку детей.

    За время обучения художественная направленность тем не изменяется, а содержание обогащается новыми понятиями, приёмами, техниками и формами.

Обучение построено по принципу «от простого к сложному» :

-  посредством копирования, повтора и варьирования на традиционной основе;

-  составление авторских композиций на основании изученных техник;

    В процессе занятий, накапливая практический опыт в выполнении изделия, обучающиеся постепенно переходят к более сложным приёмам росписи и к решению творческих задач.

    Копирование на начальном этапе обучения не исключает создания возможностей для творческой самореализации обучающихся, многие темы посвящены развитию художественных способностей, знакомят с основами композиции, цветоведением, с элементами орнамента и т.д.  Независимо от возраста выполнение различных видов росписи является единой базой, необходимой обучающимся в их дальнейшей работе. Поэтому разница в объёме полученных знаний и навыков заключается в выборе объёма выполнения и объёма работы детей разного возраста.

    Художественная роспись по дереву совмещается с занятиями декоративного рисования, живописью.  Обучая детей составлять узоры, педагог обращает их внимание на освоение способов расположения узора в квадрате, кругу, розетке, на симметричное размещение элементов в узоре на силуэтах, изображающих различные предметы быта (посуда, одежда, вещи).

    В пределах одного занятия виды деятельности меняются. Занятию по рисунку предшествует занятие по композиции, занятия живописью сменяются занятиями по изготовлению аппликаций из бумаги, нанесению рисунка предшествует обработка формы (деревянные изделия) и т.д. Это способствует удержанию внимания обучающихся, позволяет избежать переутомления.  В образовательный процесс  педагогом внедрена здоровьесберегающая технология,  которая  состоит в  сочетании нового комплексного подхода  к организации образовательного процесса с общепринятыми формами и методами здоровьесберегающей технологии, что способствует   формированию  культуры здорового образа жизни обучающихся.

    В процессе занятий педагогом  используется личностно-ориентированное обучение, поэтому очень важна доброжелательная творческая атмосфера, когда каждый обучающийся может высказаться вслух. Доброжелательность, заинтересованность – необходимое условие, которое должно поддерживаться и педагогом, и родителями, и детьми разных возрастных групп. В разноуровневых по возрасту группах, старшие помогают младшим, делятся своим опытом.

    Необходимо постоянно анализировать выполненные работы, разбирать ошибки и удачи каждого члена коллектива, а на первых порах, может быть, и хвалить больше, чем он заслуживает.

Режим занятий:

Набор детей свободный (на основании Устава учреждения и в соответствии с СанПин ). Возраст обучающихся от 6  лет. Учебная нагрузка для детей младшей  и средней возрастной группы составляет по 2 часа 2 раза в неделю, с перерывом между занятиями 10 мин (2 х (30+10+30)) и (2х (45+10+45)). Продолжительность  занятия -30 мин. (1- год обучения), 45 мин – 2,3 год обучения. Общее количество часов  за год составляет — 144 часа. Всего на реализацию программы отводится 432 часа.

Планируемые (ожидаемые) результаты:

Обучающие:

- овладеют традиционными видами росписи по дереву (Мезенской, Пермогорской, Пучужской);

- получат знания об истоках, значимости и роли народного творчества в художественно­-прикладном искусстве, в жизни общества;

- получат представление о народном мастере, как творческой личности, духовно   связанной с культурой родного края;

- овладеют техническими приёмами кистевой и графической росписи;

- будут знать основы техники безопасности при работе с красками, лаком;

- получат необходимые знания в области композиции и цветоведения;

- научатся  реализовывать свой творческий потенциал.

Развивающие:

-  будет развит и поддержан интерес к народному и декоративно-прикладному искусству;

- будет развит художественный вкус, интерес к творческому познанию и самовыражению;

- будут развиты творческие способности, терпение, настойчивость, желание добиться хорошего результата;

- приучатся к правильному использованию специальной терминологии, относящейся к       живописи, росписи по дереву;

Воспитательные:

- будет сформировано  уважение к культурному наследию своего народа;

- будет воспитан интерес и  привита любовь к росписи по дереву как виду художественного творчества;

- будут воспитаны морально-волевые и  нравственные качества: трудолюбие, аккуратность, ответственность, стремление к совершенству своих знаний и  умений.

- будет сформировано умение работать в коллективе, культура общения;

Межпредметные связи: в процессе обучения педагог опирается на знания и умения, полученные учащимися на занятиях технологии, изобразительного искусства, истории родного края, окружающего мира в общеобразовательной школе.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Раздел

Количество часов

Всего часов

1 год

2 год

3 год

1.

Введение

4

 

 

4

 

2.

Происхождение росписи и её особенности.

6

6

6

18

 

 

 

3.

Изучение элементов росписи.

30

36

36

102

4.

Изучение и освоение кистевых и графических приёмов росписи, при помощи кисти, краски,  пера и туши.

30

20

20

70

5.

Составление композиций на бумаге

26

30

30

86

6.

Изучение свойств красок и лакокрасочных материалов, используемых в росписи

4

6

6

16

7.

Первичная обработка деревянных изделий, грунтовка.

4

6

6

16

8.

Роспись небольшого деревянного изделия

38

38

38

114

9.

Итоговое занятие

2

2

2

6

Итого:

144

144

144

432

               
 

Ожидаемые результаты:

К концу 1 года обучения

 учащиеся должны знать :

  • правила техники безопасности на рабочем месте и с инструментами;
  • основы цветоведения:  цветовой круг, основные, составные, дополнительные цвета, холодные и теплые цвета и оттенки, светлоту, цветовой контраст, насыщенность цвета;
  • знать историю изучаемой росписи и её особенности;
  • основные элементы Мезенской росписи;
  • орнамент Мезенской росписи и его символику;
  • графические элементы Мезенской росписи;

Должны  уметь :

  • правильно организовать свое рабочее место;
  • пользоваться кистью, красками, инструментами и приспособлениями;
  • владеть кистевыми приёмами росписи;
  • владеть графическими приемами  росписи при помощи  красок, кисти, пера и туши;
  • уметь составлять несложную композицию;
  • расписать небольшое деревянное изделие;
  • проводить несложный анализ работ членов творческого  объединения;

                              

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(первого года обучения)

 

п/п

Название разделов, тем

всего

теория

практика

Формы аттестации и контроля

1.

Введение. Изучение росписи Северной Двины

1.1.Вводное занятие, знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности, обсуждение плана работы на год. 1.2.Знакомство с историей предмета.

4

4

-

Устный опрос

2.

Мезенская роспись, происхождение росписи и её особенности.

2.1.История появления Мезенской росписи и её древние корни.

6

6

-

Тематическая викторина

3.

Изучение элементов Мезенской  росписи.

3.1.Основы цветоведения.

3.2.Зооморфные элементы Мезенской росписи. 3.3.Орнамент росписи и его символика.

30

2

28

Тестирование, практические задания, анализ работ

4.

Изучение и освоение кистевых и графических приёмов Мезенской росписи, при помощи кисти, краски,  пера и туши.

4.1.Техника кистевых приёмов росписи.

4.2. Графические приёмы росписи.

30

2

28

Наблюдение в процессе

деятельности,

анализ работ

5.

Составление композиций на бумаге.

5.1.Основы композиции.

5.2.Многоярусность в Мезенской росписи и её значение.

26

2

24

Наблюдение в процессе

деятельности,

анализ работ

6.

Изучение свойств красок и лакокрасочных материалов, используемых в  Мезенской росписи.

6.1.Светостойкость и плотность красок.

6.2. Свойства и особенности  покрывных лаков.

4

4

-

 Устный опрос, тестовые задания.

7.

Первичная обработка деревянных изделий, грунтовка.

7.1. Технология обработки деревянных изделий.

4

2

2

Устный опрос, практические задания

8.

Роспись небольшого деревянного изделия, изделия из ткани, в технике Мезенской росписи.

8.1. Творческая работа.

38

-

38

Наблюдение в процессе

деятельности,

мастер-класс

9.

Итоговое занятие.

2

1

1

Отчетная выставка и анализ работ

 

итого

144

23

121

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

первого года обучения

 

Раздел 1:  Вводное занятие.

Теория: Знакомство с коллективом, экскурсия по ДДТ, рассказ и демонстрация работ обучающихся  творческого объединения, инструктаж по ТБ. Просмотр экспозиции  работ- образцов, выполненных педагогом, кружковцами, альбомов с фотографиями лучших работ обучающихся данного творческого объединения.

Раздел 2: Мезенская роспись.

Теория:

Знакомство с происхождением и особенностями Мезенской росписи. Виртуальная экскурсия в прошлое «Мезенская роспись - древнейшее русское ремесло». (Презентационный материал, документальные фильмы для детей) Беседа с игровыми элементами.

Раздел 3: Изучение элементов росписи.

Теория:   

Изучение основ  цветоведения.   Рассказ педагога  о цветовом круге, основных, составных, дополнительных  цветах,  о холодных и теплых  цветах и оттенках,  о светлоте, цветовом контрасте, насыщенности цвета. (Зрительный ряд: цветные плакаты по цветоведению, учебные схемы, пособия для обучающихся)

Изучение особенности цветовой  гаммы Мезенской росписи. Рассказ педагога о необычной цветовой палитре росписи с привлечением иллюстративного материала, сказочных историй.

Рассказ педагога о значении  и символике элементов Мезенской росписи, с использованием презентационного материала по темам.

Практика:

Прогулка-экскурсия, знакомство с природным материалом, используемым мастерами  Мезенской росписи -  красная глина,  чёрная сажа. Сбор природного материала для проведения опыта в учебном кабинете.  Рассказ педагога о значении  и символике элементов Мезенской росписи, с использованием презентационного материала по темам.

Выполнение упражнений «Весёлая палитра».  Составление  цветовой круга,  получение основные, составных, дополнительных цветов, холодных и теплых цветов и оттенков, получение светлоты, цветовой контраста, насыщенности  цвета.

Получение цветовой палитры Мезенской росписи (смешивание цветов, получение сложных – красный сурик и черная сажа). Проведение опыта с природным материалом - красная глина, чёрная сажа. Получение красящего пигмента.

Осваивание техники работы с кистью, пером.

Поэтапное выполнение элементов росписи –  цветы и деревья, олени и кони, уточки и лебеди,  с использованием наглядного материала - инструкционных карт, выполненных педагогом, карточек с изображением элементов Мезенской росписи с загадками. Проведение сюжетно-ролевой игры «Мезенский зоопарк».

Проведение игры-мозаики, цель которой  найти и собрать элемент Мезенской росписи: коня, оленя, кита, лебедя, утку, что способствует запоминанию фигур элементов росписи у обучающихся.

Раздел 4: Изучение  кистевых и графических приёмов росписи.

Теория:

Кистевые и графические приемы росписи.  Демонстрация  педагогом    кистевых и графических приёмов росписи, при помощи кисти, пера.

Геометрический орнамент Мезенской росписи. Символика и значение орнамента.  Занятие виртуальное  путешествие. Просмотр презентационного материала «Тайны Мезенского письма»

Практика:

Отработка и оттачивание графического и кистевого письма. Выполнение красных линий во всю ширину кисти,  выполнение чёрной тонкой линии кончиком кисти, чёрной тонкой волнистой линии, треугольная линия. Выполнение простых графических элементов росписи: зигзаг,  завиток, двойной завиток, знак коловорота, криулька, пёрышко, стихийка, парный завиток, звёздочка, спиралька.  Зарисовка образцов графических элементов в рабочих альбомах и краткая запись названия  и значения символов. Осваивание геометрического орнамента Мезенской росписи. Выполнение узоров в прямой клетке, косой клетке, ленточный орнамент.

Раздел 5: Составление композиций.

Теория:

Изучение основ композиционного построения рисунка. Рассказ педагога о правильном расположение элементов Мезенской росписи в заданном формате, о многоярусном расположении  элементов  в Мезенской росписи. Просмотр презентационного материала для обучающихся  «Три мира».

Практика:

Выполнение предварительного эскиза  для своей будущей работы. Создание композиции по заданному плану. Работа в цвете, графическая обводка.

 

Раздел 6: Изучение свойств красок и лакокрасочных материалов.

Теория:  

Знакомство с технологией лакокрасочных материалов.  

Раздел 7: Первичная обработка деревянных изделий.

Теория:  

Рассказ педагога об обработке и подготовке деревянного изделия к росписи с использованием учебной литературы, презентационного материала по теме.

Практика: Выравнивание поверхности деревянного изделия,  шлифовка, проклейка сучков, грунтовка.

Раздел 8: Роспись небольшого деревянного изделия.

Практика:

Роспись деревянного изделия. Композиционное построение рисунка на деревянном формате. Колористическое решение композиции. Графическая обводка. Покрытие изделия водостойким лаком.

Выездная экскурсия на предприятия народных промыслов, с целью знакомства   с организацией труда на предприятии, просмотра образцов изделий народных промыслов, участие в мастер-классах, организованных мастерами предприятия. Индивидуальная защита проекта, по желанию обучающегося.

Раздел 9: Итоговое занятие.

Теория: 

Подведение итогов за год.

Практика:  

Выставка творческих работ. Анализ и оценка выполненных работ, поощрение.

Участие в выставках  декоративно-прикладного характера, конкурсах, фестивалях различного уровня.

Ожидаемые результаты:

К концу 2 года обучения

 учащиеся должны знать :

  • Правила техники безопасности  на рабочем месте и с инструментами.
  • Иметь представление о  ритме, гармонии и равновесии, как важных средствах выражения в изобразительном творчестве.
  • Знать историю изучаемой росписи и её особенности.
  • Основные элементы Пермогорской росписи.
  • Графические элементы Пермогорской росписи.

Должны  уметь :

  • Правильно организовать свое рабочее место.
  • Пользоваться кистью, красками, инструментами и приспособлениями.
  • Владеть кистевыми приёмами росписи.
  • Владеть графическими приемами  росписи при помощи кисти, краски, пера и туши.
  • Уметь составлять несложную композицию.
  • Расписать небольшое деревянное изделие.
  • Проводить несложный анализ работ членов творческого объединения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(второго года обучения

№ п/п

Название разделов, тем

всего

теория

практика

Формы аттестации и контроля

1.

Изучение росписи Северной Двины. 1.1.Пермогорская роспись,  история происхождения росписи и её особенности.

6

6

 

Устный опрос, тематическая викторина.

 

 

2.

Изучение элементов росписи.

2.1.Пермогорский трехлистник.

2.2.Цветочные гирлянды.

2.3.Райские птицы.

36

2

34

Тестирование, практические задания, анализ работ.

3.

Изучение и освоение кистевых и  графических приёмов росписи, при помощи кисти, краски, пера и туши.

3.1.Орнамент Пермогорской росписи и его символика.

3.2. Техника кистевых приёмов росписи.

3.3 Графические приёмы росписи.

20

2

18

Наблюдение в процессе

деятельности,

анализ работ.

4.

Составление композиций на бумаге.

4.1.Основы композиции.

4.2.Особенности композиций в Пермогорской росписи.

 

30

2

28

Наблюдение в процессе

деятельности,

анализ работ.

5.

Изучение свойств красок и лакокрасочных материалов, используемых в росписи.

5.1. Светостойкость и плотность различных по составу красок.

5.2 Свойства и особенности  покрывных лаков.

6

2

4

Устный опрос. Тестовые задания.

6.

Первичная обработка деревянных изделий, грунтовка.

6.1.Технология обработки деревянных изделий.

6

2

4

Устный опрос, практические задания.

7.

Роспись небольшого деревянного изделия.

7.1 Творческая работа.

38

 

38

Наблюдение в процессе

деятельности,

мастер-класс, защита творческого проекта с электронной презентацией.

8.

Итоговое занятие.

2

1

1

Отчетная выставка и анализ работ.

 

итого

144

17

127

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

второго года обучения

 

Раздел 1: Изучение росписи Северной Двины.

Пермогорская роспись.

Теория:

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ Знакомство с происхождением и особенностями Пермогорской росписи. Виртуальная экскурсия в прошлое «Пермогорье» - древнейшее русское ремесло». Просмотр презентационного материала «Первые горы-высокие горы» с последующим обсуждением и сравнением с раннее изученной росписью, сопоставление, нахождения сходств и отличий. Беседа с игровыми элементами.

Раздел 2: Изучение элементов росписи.

Теория:

Знакомство с важными средствами выражения в изобразительном творчестве:  ритмом, гармонией и равновесием. Рассказ педагога с использованием цветных учебных плакатов, альбомов по теме.

Изучение цветов росписи (простые лаконичные цвета- красный - алый, желтый лимонный, кобальт - зелёный,  голубой.) Беседа с игровыми элементами о важных элементах Пермогорской росписи. Виртуальная экскурсия в прошлое: мифологической рассказ о загадочных райских птицах Сирин и Алконост. Просмотр презентационного материала по теме.  Зрительный ряд: учебная литература, цветные альбомы с изображением птиц.

Практика:

Выполнение упражнений по составлению равновесия, ритма, при помощи аппликаций из бумаги, заготовок-шаблонов. Выполнение упражнений по составлению цветовой палитры Пермогорской росписи. Экскурсия-путешествие в местный краеведческий музей для просмотра экспозиции работ учащихся  детской художественной школы «Творческий калейдоскоп». Цель экскурсии: расширить творческие связи между коллективами, почерпнуть необходимые знания в области изобразительного творчества.  Последовательная зарисовка элементов росписи: трехлистный цветок лилия (крин), растительный орнамент (чудо-тюльпаны, листья, ягоды, соцветья, цветочные гирлянды), геометрический орнамент, узоры в круге, райские птицы Сирин, Алконост, сцены с людьми.) Выполнение эскизов в цвете. Графическая обводка элементов. Ролевая игра с обучающимися о таинственных Пермогорских птицах «Тайна имени».

Раздел 3: Изучение и освоение кистевых и  графических приёмов росписи, при помощи кисти, краски, пера и туши.

 

Теория:

Демонстрация педагогом  кистевых и графических приёмов росписи при помощи кисти, краски, ученического пера и туши.

Практика:

Освоение приёмов росписи при помощи кисти и краски, пера и туши. Графическая обводка орнамента и элементов росписи. Отработка и оттачивание исполнение тонких графических линий. Последовательное выполнение в рабочих альбомах.

Раздел 4: Составление композиций на бумаге.

Теория:

Правильное расположение элементов росписи в заданном формате. Повторение основ композиционного построения рисунка. Рассказ педагога о правильном расположение элементов Пермогорской росписи в заданном формате, об их последовательном  расположении:  растительных орнаментов, птиц и сцен из жизни. Виртуальная экскурсия. Просмотр документального фильма для обучающихся  «Узоры Северной Двины». Просмотр цветных альбомов с типовыми композициями Пермогорской росписи.

Практика:

Выполнение предварительного эскиза  для своей будущей работы. Создание композиции по заданному плану. Работа в цвете, графическая обводка.

Раздел 5: Изучение свойств красок и лакокрасочных материалов.

Теория:

Изучение свойств гуаши, темперных красок  (плотность, покрываемость, светостойкость.) Знакомство с технологией лакокрасочных материалов.

Практика:

Индивидуальная работа по проведению небольшого эксперимента  с  различными красками, цель которого выявить  светостойкость, плотность и покрываемость данного материала.

Раздел 6: Первичная обработка деревянных изделий.

Теория: Рассказ педагога об обработке и подготовке деревянного изделия к росписи с использованием учебной литературы, презентационного материала по теме.

Практика: Выравнивание поверхности деревянного изделия,  шлифовка, проклейка сучков, грунтовка.

Раздел 7: Роспись небольшого деревянного изделия.

Практика:

Роспись деревянного изделия. Композиционное построение рисунка на деревянном формате. Колористическое решение композиции. Графическая обводка. Покрытие изделия водостойким лаком.

Выездная экскурсия на предприятия народных промыслов, с целью знакомства   с организацией труда на предприятии, просмотра образцов изделий народных промыслов, участие в мастер-классах, организованных мастерами предприятия.

Раздел 8: Итоговое занятие.

Теория: 

Подведение итогов за год.

Практика:

Выставка творческих работ. Анализ и оценка выполненных работ, поощрение.

Участие в выставках декоративно-прикладного характера, конкурсах, фестивалях различного уровня. Индивидуальная защита проекта, по желанию обучающегося.

 

Ожидаемые результаты:

К концу 3 года обучения

учащиеся должны знать :

  • Правила техники безопасности на рабочем месте и с инструментами.
  • Знать законы композиции и её закономерности: целостность, соподчиненность, уравновешенность, симметричность, динамичность.
  • Знать историю изучаемой росписи и её особенности.
  • Основные элементы Пучужской росписи.
  • Графические элементы Пучужской росписи.

Должны  уметь :

  • Правильно организовать свое рабочее место.
  • Пользоваться кистью, красками, инструментами и    приспособлениями.
  • Владеть кистевыми и  графическими приемами  росписи при помощи кисти, пера и туши.
  • Уметь составлять несложную композицию.
  • Расписать небольшое деревянное изделие.
  • Проводить несложный анализ работ членов творческого объединения.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

         (третьего года обучения)

 

п/п

Названия разделов, тем.

всего

теория

практика

Формы аттестации и контроля

1.

Изучение росписи Северной Двины. 1.1.Пучужская роспись, происхождение росписи и её особенности.

6

6

 

Устный опрос, тематическая викторина.

2.

Изучение элементов росписи.

2.1. Древо жизни, оконца, птицы.

2.2. Сцены катания на лошадях.

36

2

34

Тестирование, практические задания, анализ работ.

3.

Изучение и освоение кистевых и графических приёмов росписи, при помощи кисти, краски, пера и туши. 3.1.Растительный орнамент Пучужской росписи, орнамент в круге и его символика.

3.2. Геометрический орнамент Пучужской росписи  и его символика.

3.3.Техника кистевых приёмов росписи.

3.4. Графические приёмы росписи.

20

2

18

Наблюдение в процессе

деятельности,

анализ работ.

4.

Составление композиций на бумаге.

4.1. Основы композиции.

4.2. Особенности композиционного построения в Пучужской росписи.

30

2

28

Наблюдение в процессе

деятельности,

анализ работ.

5.

Изучение свойств красок и лакокрасочных материалов, применяемых в росписи.

5.1. Светостойкость и плотность различных по составу красок.

5.2 Свойства и особенности  покрывных лаков.

6

2

4

Тестовые и практические  задания.

6.

Первичная обработка деревянных изделий, грунтовка. 6.1.Технология обработки деревянных изделий.

6

2

4

Устный опрос, практические задания.

7.

Роспись небольшого деревянного изделия.

7.1. Творческая работа.

38

-

38

Наблюдение в процессе

деятельности,

мастер-класс, защита творческого проекта с электронной презентацией.

8.

Итоговое занятие

2

1

1

Отчетная выставка и анализ работ.

 

итого

144

17

127

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

третьего года обучения

 

Пучужская роспись.

Раздел 1: Изучение росписи Северной Двины.  

Теория:

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Знакомство с Пучужской росписью на примере лучших образцов, выполненных  педагогом и   обучающимися, составляющий методический и выставочный фон творческого объединения. Знакомство с происхождением и особенностями Пучужской росписи ввиде сказочной истории. (Рассказ педагога  о возникновении  ремесла,  с опорой на личные впечатлений обучающихся и ранее  пройденный материал. Просмотр презентационного материала «Пучужские мастера». Просмотр учебной литературы по теме, цветные альбомы, пособия для обучающихся.

Раздел 2: Изучение элементов росписи.

Теория: 

Изучение основных цветов росписи. Рассказ педагога  о лаконичной цветовой гамме росписи, о главных элементах Пучужской росписи, о их значении. Виртуальная игра-викторина  с загадками «Путешествие в страну Пучужских узоров» 

Практика:

Получение основных цветов росписи: ярко-красный алый, зелёный кобальт, белый, синий.

Последовательная зарисовка элементов росписи – древо жизни, оконца, трёхлистник, растительный орнамент, ягоды, капельки, сцены катания на лошадях, птицы, орнамент в круге. Краткая запись значения и символа элементов росписи в рабочем альбоме.

Раздел 3: Изучение кистевых и графических приемов росписи.

Теория:

Беседа педагога с обучающимися о геометрическом орнаменте в Пучужской  росписи и его значении. Демонстрация педагогом  кистевых и графических приёмов росписи при помощи кисти, краски, ученического пера и туши.

Практика:

Освоение приёмов росписи при помощи кисти и краски, пера и туши. Графическая обводка орнамента и элементов росписи. Отработка и оттачивание исполнение тонких графических линий. Последовательное выполнение в рабочих альбомах.

Раздел 4: Составление композиций на бумаге.

Теория:  Рассказ педагога о законах композиции и её закономерности: целостности, соподчиненности, уравновешенности, симметричности, динамичности.

 О том, как правильно расположить элементы Пучужской росписи в заданном формате.

(Зрительный ряд: учебная литература для обучающихся, цветные плакаты по композиции)

Практика:

Выполнение упражнений по составлению композиции, при помощи аппликаций из бумаги, заготовок-шаблонов. Выполнение упражнений по составлению цветовой палитры росписи. Составление последовательного композиционного рисунка в заданном формате, для будущей работы. Работа в цвете, графическая обводка.

Раздел 5: Изучение свойств красок и лакокрасочных материалов.

Теория:

Закрепление знаний о свойствах красок: гуашь, темпера (плотность, покрываемость, светостойкость.) Повторение технологии лакокрасочных материалов.

Практика: Индивидуальная работа по проведению небольшого эксперимента  с  различными красками, цель которого выявить  светостойкость, плотность и покрываемость данного материала.

Раздел 6: Первичная обработка деревянных изделий.

Теория:  Рассказ педагога об обработке и подготовке деревянного изделия к росписи с использованием учебной литературы, презентационного материала по теме.

Практика: Выравнивание поверхности деревянного изделия,  шлифовка, проклейка сучков, грунтовка.

Раздел 7: Роспись небольшого  изделия.

Практика:                                                          

Роспись деревянного изделия. Композиционное построение рисунка на деревянном формате. Колористическое решение композиции. Графическая обводка. Покрытие изделия водостойким лаком.

Выездная экскурсия на предприятия народных промыслов, с целью знакомства   с организацией труда на предприятии, просмотра образцов изделий народных промыслов, участие в мастер-классах, организованных мастерами предприятия.

Раздел 8: Итоговое занятие.

Теоретическая часть

Подведение итогов за год.

Практика:

Выставка творческих работ. Анализ и оценка выполненных работ, поощрение.

Участие в выставках декоративно-прикладного характера, конкурсах, фестивалях различного уровня. Индивидуальная защита проекта, по желанию обучающегося.

 

Содержание образовательной программы направленно на:

  • создание условий для развития личности ребёнка;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
  • приобщение учащегося к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации ребёнка, её интеграции в систему мировой и отечественной культур;
  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка;
  • укрепление психического и физического здоровья;
  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьями учащихся.

 

Смотреть работу полностью