Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Лидер» Номинация: дополнительные образовательные программы по направлениям внеурочной деятельности

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КАРГАТСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МКУДО КАРГАТСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности «Лидер» Номинация: дополнительные образовательные программы по направлениям внеурочной деятельности

 

педагог дополнительного образования

Карасёва  А.Ю.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Пояснительная записка ……………………………………………  3
  2. Цель, задачи Программы……………………………………………4
  3. Ожидаемые результаты ……………………………………………..6
  4. Учебный план………………………………………………………...8

      5.  Учебно-тематический план ………………………………………. .9

  6. Методическое обеспечение ………………………………………..12

      7.Список литературы…………………………………….…………….13

 

                                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность

Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование  его в образовательном учреждении.

Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентноспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём.

Актуальность  Программы  «Лидер» состоит в том, чтобы подготовить обучающихся к качествам, которыми обладают  лидеры-организаторы.  Ребята,  обладающие лидерскими качествами, помогают педагогам проводить мероприятия, игры, конкурсы, викторины, концерты. Данная Программа обусловлена психологическими особенностями подросткового возраста детей, когда на смену продуктивно-творческой деятельности приходит потребность в общении, осознании своего «Я», как частички коллектива, желание быть признанным окружающими. В Программе темы распределены  таким образом, что позволяют обучающимся осознать перспективы своего психологического развития,  найти применение своим творческим, организаторским способностям. 

            Новизна программы основывается на  комплексном подходе к подготовке молодого человека «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами.

      Каждое учебное занятие содержит теоретическую часть, практикую деятельность и психолого-педагогические тренинговые упражнения по определённой теме. Предпочтение отдается интерактивным методам обучения и воспитания.

 

Педагогическая целесообразность

В настоящее время  образовательным учреждениям требуются инициативные  люди, умеющие самостоятельно принимать решения, достигать поставленных целей. Воспитанию таких  качеств личности во многом способствует дополнительная общеобразовательная программа «Лидер», которая является организующим звеном  во внеурочное время.

 Важным основополагающим условием при этом является дополнительное образование и  ученическое самоуправление.

             Ученическое самоуправление основывается на проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах обучающихся 14-16 лет.

            Данная Программа  социально-педагогической направленности призвана помочь подросткам овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной организаторской деятельности в образовательном учреждении.

 

Отличительные особенности

Лидер (ведущий, руководитель) – ведущий человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу, он стремится «выложиться» для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен «завести» окружающих. Таким образом, исходя из объективной потребности цивилизованного общества в социальной активности граждан, которые в обозримом будущем могли бы взять на себя ответственность в решении задач экономического и культурного порядка, и, отмечая, что склонность к лидерству проявляется в детстве и развивается, как качество личности, разработана данная Программа. В объединение принимаются все дети, а не только те, которые обладают выраженными лидерскими качествами.

 

 

   Основой для структурирования содержания данной Программы послужили:

Примерные требования к программам дополнительного образования детей (письмо Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.06 № 06-1844).

 

 

ЦЕЛЬ:

 

      Создание условия для развития лидерских способностей у подростков и раскрытие их потенциала в коллективе.

 

ЗАДАЧИ:

 

Обучающие

  •  Обучение знаниям о  социальном лидерстве,  о правилах организаторской деятельности;
  • Обучение основам вожатского мастерства.
Развивающие
  • Формирование и развитие организаторских, коммуникативных навыков;
  • творческих способностей и познавательных интересов личности ребенка;
  • развитие умений извлекать информацию, необходимую для жизнедеятельности в  объединении и социального проектирования;
  • развитие у детей самореализации и самоутверждения как личности.
Воспитательные
  • повышать культуру межличностных отношений;
  • поведение в обществе;
  • побуждать к осознанному ценностно-смысловому самоопределению в деятельности объединения.

                        Психолого-педагогические особенности детей

 

  В 14-16 лет этот переход к подростковому возрасту, который характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. В данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения, а также возникает активное стремление к личностному совершенствованию - это самопознание, самовыражение, самоутверждение.

В подростковом возрасте изменяется содержание и роль подражания в развитии личности.

Подростковая группа отличается как позитивным, так и негативным потенциалом в развитии личности. Необходимо так строить деятельность и взаимоотношения педагога с детьми, чтобы использовать и развивать их позитивный потенциал.

   Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует обучающихся к выходу за пределы обычного поведения.

В этом возрасте происходит формирование личностных ценностей, создаются  условия для формирования организаторских способностей, деловитости и многих других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей.

Известно, что сегодня подростки часто являются инфантильными, демонстрируют черты подросткового поведения и сознания, поэтому в построении методической части Программы мы сознательно ориентируемся на особенности именно старшего подросткового возраста.

В подростковом  возрасте активно происходит процесс познавательного развития, важные процессы, связанные с перестройкой памяти. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности. Наблюдается повышенная интеллектуальная активность подростков, их выраженное стремление проникнуть в суть вещей.

 

 

Характеристика программы

 

  • по уровню содержания - ознакомительная

 

  • по форме реализации  - групповая, индивидуальная, коллективная

 

  • по способу реализации  - эвристическая 

 

  • по возрасту детей - для обучающихся 14-16 лет

 

  • по половому признаку – мальчики и  девочки

 

  • по функциональному назначению - досуговая

 

  • по уровню освоения -общекультурная

 

Режим работы

 

   Программа рассчитана на 1 год обучения – из расчёта 2 часа в неделю (64 часа в год)

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Личностные результаты освоения программы:

- формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;

- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, общества, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину;

- формирование духовно-нравственных оснований;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективной, индивидуальной деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы:

регулятивные УУД

- планировать свои действия задачей и условиями её реализации;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия.

коммуникативные УУД

- участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, объединения);

- уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли;

- применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач.

познавательные УУД

- применять знаково-символические средства для решения задач;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием различной литературы, энциклопедий, справочников.

Предметные результаты:

- знание различных игр;

- владение правилами, методиками проведения игр.

 

Технология реализации программы

 

                   Методы реализации:

  • наглядный - предоставление игрового материала в наглядном виде;
  • словесный - формирование теоретических знаний и решения всех других задач обучения (беседа, дискуссия, теоретические занятия);
  • проблемно-поисковый - развитие самостоятельного мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу (самостоятельные проблемно-исследовательские занятия)
  • практический - развитие практических умений и навыков (творческое задание, игра,  разработка досуговых программ, социально значимых акций).

 

Формы работы

  • индивидуальные:

Задание выполняется каждым обучающимся самостоятельно на уровне его подготовленности, возможностей и способностей (тренинги, контрольные вопросы).

 

  • групповые:

Занятия, в процессе которых предполагается сотрудничество нескольких человек, перед ними ставится конкретно-познавательная задача.

 

  • коллективно-групповые:

Одновременное участие всех обучающихся в общей для всех деятельности под руководством педагога (КТД, общественно-значимые акции).

 

Принципы обучения и воспитания

  • принцип добровольности – зачисление обучающегося в группу возможно только по его желанию;
  • принцип опоры на интерес – все занятия должны быть интересными и познавательными;
  • принцип последовательности – изложение материала должно иметь логическую последовательность;
  • принцип коллективности – на основе создания благоприятного психологического климата.

 

Диагностика результативности программы

 

   Для оценки результативности образовательной программы применяются входящий, промежуточный и итоговый контроль.

Формы оценки входящей диагностики:

- тестирование;

- анкетирование.

Формы оценки промежуточной диагностики:

- устный опрос;

- тестовые задания.

Формы оценки итоговой  диагностики:

- тестовые задания;

- творческие задания;

- защита проектов игровых программ.

 

Критерий оценки теоретических знаний

- соответствие теоретических знаний ребенка  программным требованиям;

- осмысленность и правильность использования специальной терминологии.

 

Критерий оценки практических знаний:

 - соответствие практических умений и навыков ребенка  программным требованиям;

- самостоятельность и креативность в выполнении практических заданий.

 

Учебный план

 

 

 

 

Наименование базовых тем

Количество часов

 

 

Теория

 

 

Практика

 

Всего

1

Теоретические сведения

 

2

 

-

2

2

Личность и игра

 

2

 

4

 

6

 

3

Общение

 

2

        

 

6

 

8

 

4

Личность

 

4

4

8

5

Детские общественные организации

2

 

6

8

6

Самоуправление

 

4

4

8

7

Я и ОНИ

2

6

8

8

Общественно-значимые акции

 

2

6

8

9

Вожатское мастерство

 

2

6

8

Итого часов:64ч, т-22,п-42

22

42

64

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

                                

 

 

 

 

                                   

 

 

 

 

  УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание базовых тем

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

1.

Теоретические сведения

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Личность и игра:

-классификация игр;

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-игры на взаимодействие

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

игры на выявление лидера

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

Общение

Общение как психологический феномен;

 

 

 

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

позиции в роли общения;

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пути совершенствования общения

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Личность

Лидерские качества

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка

 

 

 

 

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Детские общественные организации

Понятие и социальное значение общественной организации

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая история детских общественных организаций в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные формы работы в детской организации.

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Самоуправление

Что такое самоуправление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в рамках детской организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

Основные формы работы в детской организации

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

 

 

 

 

 

 

7

Я и они:

-коллектив

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальное значение общественной организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

Игры на выявление лидера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

игры на выявление лидера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

8

Общественно-значимые акции:

-что такое общественно значимые акции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

Типология общественно-значимых акций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

Природоохранные акции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

Значимые акции

Проектные работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

9

 

 

  Вожатское мастерство

Вожатское мастерство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 Сущность работы отрядного вожатого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Организаторская этика вожатого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Создание и защита проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Итого:64 ч, т-22ч, п-42ч

4

4

2

6

4

4

2

6

4

4

2

6

2

6

2

6

 

 

8

8

8

8

8

8

8

8

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ БАЗОВЫХ ТЕМ

 

1.Теоретические знания, сведения.

Введение в образовательную программу, знакомство с программой, режимные моменты.

 

2.Личность и игра.

Данная тема раскрывается в теоретическом и практическом аспектах.

Игра-метод познания действительности, направляемый внутренними силами, позволяющий подростку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры.

Коммуникативные, ситуационно-ролевые игры, конкурсы. Этапы и правила организации деловых игр. Деловая игра как форма жизнедеятельности в детской общественной организации.

3.Общение.

Общение как одна из основ человеческих ценностей. Общение, как условие развития отношений. Общение как процесс передачи информации, эмоционального заражения.  Тема раскрывается через: игру, тренинги, теоретические сведения.

 

4.Личность.

     Тема раскрывается через отношение к окружающему миру (природе, здоровью и т.д.)

«Масштаб» лидера, логика и закономерности изменения масштаба. Лидерские качества: Целостность личности и комплексность свойств лидера. Структура личности лидера.

 

 Жизненная позиция как ценностный уровень структуры личности. Внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование жизненной позиции.

 

5.Детские общественные организации.

Понятие и социальное значение общественной организации. Краткая история детских общественных организаций в нашей стране.  Работа в рамках районной детской общественной организации (Тема раскрывается через теоретические сведения, практические занятия в детской организации).

6.Самоуправление.

Словарь основных терминов. Функции и полномочия Совета старшеклассников. Структура ученического самоуправления (различные варианты). Органы самоуправления. (Тема раскрывается через теоретические сведения, ролевые игры).

 

7.Я и ОНИ.

Коллектив: группы и коллективы, формальная и неформальная структура коллектива, их взаимодействие. Статус человека в группе, пути изменения статуса, лидер как носитель ценностей коллектива, роль лидера в развитии коллектива.

Конфликты со сверстниками, родителями, учителями - их причины и возможности преодоления. (Тема раскрывается через теоретические сведения, игры, тренинги).

 

 8. «Общественно значимые акции»

Что такое общественно-значимые акции. Виды общественно-значимых акций. Методика организации и проведения общественно значимых акций: изучение ситуации, предварительная работа, планирование, подготовка акций, проведение, подведение итогов. Типология общественно значимых акций по содержанию: Организация праздничных программ в Центре детского творчества и по месту жительства; программа «Досуг». «Дом нашей заботы», «Свет ваших окон», «Экологические акции». Тема раскрывается через непосредственное участие в социально значимых акциях.

 

 9. Вожатское мастерство

Сущность работы отрядного вожатого. Специфика организации деятельности ЛДП. Логика развития смены. Периоды смены. Игровая деятельность в лагере. Мастер-классы и КТД «Методика организации и формы проведения отрядных «Огоньков». Охрана жизни и здоровья детей. Организаторская этика вожатого. Самоуправление в ЛДП. Психология и педагогика. Разработка программ лагерных смен. Создание и защита проекта. Тема раскрывается через теоретические сведения, через самостоятельные разработки программ и проектов лагерных смен.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Раздел (тема)

Форма занятия

Приемы и методы организации УВ процесса (в рамках занятия)

Дидактический материал

Техническое оснащение занятия

Формы подведения итогов

1

Теоретические сведения

 

коллективная

Объяснение

Беседа

 

Карточки с заданиями

компьютер

анкеты

2

Личность и игра

 

Групповая

коллективно-групповая

Ролевые игры

 

 

Картинки, таблицы

Проектор, компьютер

тесты

3

Общение

 

Коллективная групповая

 

Беседа

дискуссия

Вспомогательная литература,

папка с разработками теоретических материалов по теме

Проектор, компьютер

кроссворды

4

Личность

 

Индивидуальная, групповая

Познавательная игра

Банк интерактивных игр и упражнений на знакомство

Аудио-видеоаппаратура

 

тесты

5

Детские общественные организации

коллективная

Объяснение

Беседа

 

Презентация творческих работ

Компьютер

проектор

проекты

6

Самоуправление

 

Групповая коллективная индивидуальная

Семинар

карточки

Компьютер

проектор

Коллективный анализ работ

7

Я и ОНИ

Коллективная

Ролевая игра

Картинки с заданиями

Аудио-видеоаппаратура

 

Головоломки и шарады

8

Общественно-значимые акции

 

групповая

Акции

Презентации

Компьютер

Проектор

магнитофон

Анализ работ

9

Вожатское мастерство

коллективная

Круглый стол беседа

Дополнительная методическая литература презентация

Аудио-видеоаппаратура

 

Опрос

                                                     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Литература для педагога

  1. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе. Организация и планирование работы. М.,2006г.
  2. Э.Кристофер,  Л.Смит. Тренинг лидерства. С.-Петербург, 2002г.
  3. Н.Е. Щуркова. Классное руководство: игровые методики. Педагогическое общество России, М., 2004г.
  4. Т.Г.Григорьева и др. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1999г.
  5. С.Оськина. Формирование организаторских умений подростков.// ж. Воспитание школьников №5 2008г.
  6. Н. Галеева. Формирование организаторских способностей у школьников.// ж. Воспитание школьников. №3 2008г.
  7. М.И.Рожков. Развитие самоуправления в детских коллективах. Владос. М. 2002г.
  8. Андерсон Джилл. Думай. Пытайся. Развивайся. Общая редакция и перевод А.Л. Шлионский. С-Петербург. «Азбука»,1996
  9. Горохова Е.В. хочу быть лидером. Серия «Детское движение и ученическое самоуправление», Н. Новгород, 2000 г.
  10. Джини Г. Скотт. Способы разрешения конфликтов.– Киев, 1991.
  11. Долил Митчелл. Страус Давид. Как работать вместе.– АЮЛ, 1994.
  12. Дополнительное образование, № 4, 2006 г.
  13. Закон РФ "О поддержке детских и молодежных общественных объединений"
  14. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности, Ярославль, «Академия развития», 2004 г.
  15. Лазарева А.Г. Сборник авторских программ дополнительного образования детей.  Москва. «Народное образование», 2002 г.
  16. Леванова Е. Готовясь работать с подростками.– М., 1993 г.
  17. Лутошкин А.Н. Как вести за собой.– М., 1987 г.
  18. Петрова Н.П. Тренинг победителя. Издательство «Речь», С-Петербург, 2002 г.
  19. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста.– М., 1993 г.
  20. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения. Москва. «Новая школа», 1995 г.
  21. Сборник материалов «В помощь вожатому». Информационный вестник «Молодежь Чувашии». Выпуск 14. Чебоксары, 2005 г.
  22. Сергеева В.П. Классный руководитель. Планирование работы от А до Я. Москва, «Педагогическое общество России», 2001 г.
  23. Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002 г.
  24. Тихомирова Е. Воспитание лидера. Журнал «Воспитание школьников» № 4, 5, 2003 г.
  25. «Я – лидер». Сборник материалов СДиМД, Ростов-на-Дону, 2000 г.

Литература для обучающихся

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.– Лениздат, 1992 г.
  2. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Москва. «Просвещение», 1998 г.
  3. Данилова В.Л. Как стать собой. Пособие для самообразования. Москва, «Интерпракс», 1994
  4. Леви В. Искусство быть собой.– М., 1991 г.
  5. Леви В. Искусство быть другим.– М., 1980 г.
  6. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день.– М., 1993г