Дополнительная общеобразовательная программа обучения и воспитания учащихся «География субъектов Российской Федерации - республики» Образовательные путешествия
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Верхняя Пышма Свердловская область
Дополнительная общеобразовательная программа обучения и воспитания учащихся
«География субъектов Российской Федерации - республики»
Образовательные путешествия
Шабалда Марина Михайловна
Учитель географии ВКК
Содержание
-
Пояснительная записка______________________________стр.3-4
-
Общая характеристика_______________________________стр.5-6
-
Личностные, метапредметные
и предметные результаты освоения____________________стр.6-8
-
Планируемые образовательные путешествия____________стр.8
-
Планируемые выходы на школьные, муниципальные, областные, всероссийские конкурсы _____________________________стр.9-10
-
Используемая литература____________________________стр.10-11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа обучения и воспитания учащихся «География субъектов Российской Федерации - республики» представляет образовательные путешествия, предназначена для учащихся с 5класса по 10 класс.
При изучении географии большой интерес у учащихся вызывает информация, связанная с городами: количество городских поселений, численность населения, историческое прошлое, географическое положение, достопримечательности и особенности многих городов. Жизнь людей, традиции, обычаи, культура разных народов нашей многонациональной Родины. Данная программа позволит удовлетворить индивидуальные образовательные потребности и склонности и существенно расширит знания о городах и городских агломерациях нашей страны. В современном мире города являются главной формой расселения людей. В них сосредоточены огромные историко-культурные ценности, производственные мощности, научный потенциал. Города — территории, где соединяются разные стороны деятельности людей, на пересечении которых возникают новые направления в науке, культуре, политике.
В общеобразовательной школе знания о городе включены в разные предметы: географию, литературу, историю и другие. Однако понятие «город» рассматривается фрагментарно, и у учащихся формируется недостаточно полное представление о городе в целом и о роли городской среды в жизни человека.
Данная программа является актуальной, так как она не только даёт знания по физической, экономической и социальной географии, осуществляет межпредметные связи с историей, литературой, культурой, но и способствует формированию всесторонне образованной личности. Кроме того, позволит показать значение городов в материальной и духовной жизни населения, развивать творческие способности, умение анализировать статистические данные, работать с различной справочной литературой, отыскивать нужную информацию в Интернет, дискутировать по проблемам городов и, воспитывать патриотические чувства. Мы живем в многонациональном государстве, где каждый народ неповторим в своих особенностях. Программа направлена на воспитание толерантного отношения к другим народам, через изучение культуры, традиций, достопримечательностей республик.
Образовательные путешествия позволяют по-настоящему проникнуться в жизнь каждой республики, ближе познакомиться с особенностями коренного населения республики.
Данная программа поддерживается Фондом поддержки социальных инициатив «Наша Верхняя Пышма» директор Медведева Вероника Сергеевна. Фонд заинтересован в творческой деятельности учащихся, оказывает значительную финансовую поддержку, поощряет учащихся.
Данная программа рассчитана на 6 лет.
Цель программы:
- углубление и расширение знаний о нашей многонациональной Родине;
- создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению городов России и городов родного края, к самостоятельному приобретению знаний;
- развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
- прививать любовь к путешествиям.
Задачи:
-
Расширение знаний по экономической и социальной географии: рассмотрения исторических аспектов возникновения и развития сети городов в России, знакомство с городами-миллионерами, республиками, входящими в состав РФ.
-
Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению истории возникновения, географического положения, функций городов.
-
Формирование навыков работы с картографическими источниками, географической литературой, компьютером.
-
Развитие умения отбирать необходимый материал, грамотно оформлять творческие работы и слайдовые презентации, а также умения публичного выступления.
-
Воспитание любви к родному краю, к Родине.
-
Воспитание уважения к народам, их культуре.
-
Содействие нравственному и эстетическому воспитанию.
-
Развитие логического мышления
-
Развитие коммуникативных навыков.
Данная программа составлена на основе:
-
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
-
Фундаментального ядра содержания общего образования;
-
Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
-
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.
-
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Программа направлена на углубление знаний о России, удовлетворению познавательных интересов в области географической деятельности человека.
Программа предполагает использование активных форм обучения- образовательные путешествия- (исследовательский и частично – исследовательский метод) работу с различными источниками информации: картами атласа, контурными картами, текстом учебника, дополнительной литературой, анализ диаграмм, схем, рисунков, фотографий.
Каждая поездка включает в себя: подготовительный этап. Знакомство с территорией, городами, составление и обсуждение программы поездки, внесение изменений. Самостоятельную работу учащихся. Сбор достижений учащихся.
Следующий этап – образовательное путешествие в республику- сбор информации, выбор темы будущего проекта по итогам поездки. Заключительный этап- представление проекта на различных уровнях.
Программа направлена на углубленное изучение населения России, особенностей городов нашей страны, способствует поддержанию интереса к предмету, воспитанию любви к родному краю, Родине.
При отборе содержания основное внимание было уделено следующим принципам:
-
междисциплинарного подхода к формированию содержания (знание о городе включает различные аспекты: географические (физико - и экономико-географические, социальные), исторические, экологические и др.);
-
гуманизации (город рассматривается как особое творение ума и рук человеческих);
-
проблемности (в курсе предполагается рассмотрение многоаспектности проблем современного города, разных оценок его функциональных особенностей);
— историзма (особенности города рассматриваются в зависимости от времени и места его возникновения, своеобразия современного облика и структуры).
В содержание программы включен краеведческий материал, что способствует расширению самостоятельной работы школьников и формированию их умения вести исследовательскую работу.
Каждое образовательное путешествие завершается конференцией в форме мультимедийных презентации.
Формы организации учебного процесса: образовательные путешествия в столицы республик, входящих в состав РФ, творческие работы, проекты, самостоятельные работы, представление мультимедийных презентаций, рефератов, сообщений.
Механизмы формирования ключевых компетенций:
- Развитие мотивации достижения «Стратегия успеха»;
- Интерактивное обучение;
- Учет индивидуальные особенности каждого ученика;
- Объединение в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний;
- Изучение и учет жизненного опыта учеников, их интересов, особенностей развития.
- Акцент на учебную деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих учеников.
Технологии обучения:
- Уровневая дифференциация
- Обучение на основе «учебных ситуаций»
- Проектная деятельность
- Информационные и коммуникационные технологии
- Технология анализа конкретной ситуации.
III. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
В результате изучения данной программу обучающихся будут сформированы:
Личностные результаты:
- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
Метапредметные результаты:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
- учиться критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Предметные результаты:
- осознание роли географии в познании окружающего мира;
– объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
– расширение системы географических знаний населении страны;
– пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;
– определять по картам местоположение географических объектов;
– выявлять зависимость размещения населения и населенных пунктов от природных условий территории;
– приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;
– оценивать особенности географического положения, демографической ситуации, степени урбанизации территории;
– различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
– выделять, описывать и объяснять по картам признаки городов;
- представление о существенных признаках понятий «город», «урбанизация», «городская агломерация»;
– представление об истории возникновения некоторых городов;
- представление о классификации, функций городов;
- представление о героическом прошлом, достопримечательностях городов;
-
Планируемые образовательные путешествия
№
|
Год
|
Время
|
Направление
|
Класс
|
Количество
чел.
|
Стоимость проезда
|
Стоимость путевки
|
1.
|
2023
состоялось
|
май
|
рес. Татарстан
г. Казань
|
5
|
20
|
8000
|
22000
|
2.
|
2024
планируется
|
май
|
рес. Башкортостан
г. Уфа,
рес. Чувашия
г. Чебоксары,
рес. Марий-Эл
г. Йошкор-Ола
|
6
|
20
|
9300
|
23000
|
3.
|
2025
|
ноябрь
|
рес. Коми
г. Сыктывкар
|
7
|
20
|
8000
|
22000
|
4.
|
2026
|
июнь
|
рес. Карелия
г. Петрозаводск
|
7
|
20
|
10 000
|
35 000
|
5.
|
2027
|
июнь
|
р. Алтай
г. Горно-Алтайск
|
8
|
20
|
позже
|
позже
|
6.
|
2028
|
июнь
|
рес. Крым
г. Севастополь,
г. Симферополь
|
9
|
20
|
позже
|
позже
|
V. Планируемые выходы на общешкольные, муниципальные, областные интеллектуальные конкурсы
№
|
Название конкурса
|
Время
|
Форма
|
Количество человек
|
1.
|
Областной проект «Урал многонациональный» реализуется отделением туризма и краеведения Дворца молодёжи в рамках областной комплексной краеведческой программы «Каменный пояс»
|
Февраль
|
Творческая работа
|
3-6
|
2.
|
Общешкольная конференция по каждому образовательному путешествию
|
Октябрь
|
Презентация маршрута
|
20 проектов
150 участников
|
4.
|
Областной проект «Урал многонациональный» реализуется отделением туризма и краеведения Дворца молодёжи в рамках областной комплексной краеведческой программы «Каменный пояс»
Положение прилагается
|
Ноябрь- февраль
|
Творческая работа
|
3-4
|
5.
|
Городская научно-практическая конференция учащихся. Тема: «Маршруты нашей Родины»
|
Март 2017
|
Проектная работа
|
20
|
6.
|
Областной конкурс юных фотолюбителей "Моя Родина Россия" является приемником Всероссийского конкурса юных фотолюбителей "Юность России".
|
Март-апрель
|
Фотоработы
|
10-12
|
7.
|
Всероссийский конкурс «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» проводится с целью воспитания у детей и подростков ценностного отношения к природному и культурному окружению, а также толерантности и уважения к другим культурам.
|
Апрель
|
Учебно-исследовательская работа
|
4
|
8.
|
Участие во Всероссийском конкурсе реферативных работ учащихся «Новый горизонт». Академия педагогики – центр дистанционной поддержки учителей.
|
Декабрь, январь
|
рефераты
|
5-8
|
9.
|
Участие Международном конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке»
|
Декабрь
|
Научно- исследовательские работы
|
2-3
|
VI. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023)
-
2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. (в ред. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014)
-
Федеральная рабочая программа основного общего образования. География (для 5-9 классов образовательных организаций)
-
СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
-
Постановление от 21 января 2014 г. N 3 об утверждении СП 2.5.3157-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей."
-
Производственное картосоставительное объединение «Картография» ГУГУ; Отв. Ред. А.С. Николаева: Атлас мира-М: Главное управление геодезии и картографии, 1983.
-
Конституции республик в составе Российской Федерации.- М.- Известия, 1995
-
Школьный словарик «Регионы России»- Вако, 2022-104с.
-
Региональные политические процессы в современной России / Электронный ресурс/: практикум/ Т.Б. Витковская, М.В. Назукина; Пермский государственный национальный исследовательский университет- Пермь, 2023- 2,15 Мб., 110с.