Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Дополнительная общеобразовательная программа обучения и воспитания учащихся «География субъектов Российской Федерации - республики» Образовательные путешествия

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Верхняя Пышма Свердловская область

 

Дополнительная общеобразовательная программа обучения и воспитания учащихся

«География субъектов Российской Федерации - республики»

Образовательные путешествия

 

Шабалда Марина Михайловна 

Учитель географии ВКК

 

 

Содержание
  1. Пояснительная записка______________________________стр.3-4
  2. Общая характеристика_______________________________стр.5-6
  3. Личностные, метапредметные
и предметные результаты освоения____________________стр.6-8
  1. Планируемые образовательные путешествия____________стр.8
  2. Планируемые выходы на школьные, муниципальные, областные, всероссийские конкурсы _____________________________стр.9-10
  3. Используемая литература____________________________стр.10-11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
  Дополнительная общеобразовательная программа обучения и воспитания учащихся «География субъектов Российской Федерации - республики» представляет образовательные путешествия, предназначена для учащихся с 5класса по 10 класс.
  При изучении географии большой интерес у учащихся вызывает информация, связанная с городами: количество городских поселений, численность населения, историческое прошлое, географическое положение, достопримечательности и особенности многих городов.  Жизнь людей, традиции, обычаи, культура разных народов нашей многонациональной Родины. Данная программа позволит удовлетворить индивидуальные образовательные потребности и склонности и существенно расширит знания о городах и городских агломерациях нашей страны. В современном мире города являются главной формой расселения людей. В них сосредоточены огромные историко-культурные ценности, производственные мощности, научный потенциал. Города — территории, где соединяются разные стороны деятельности людей, на пересечении которых возникают новые направления в науке, культуре, политике.
  В общеобразовательной школе знания о городе включены в разные предметы: географию, литературу, историю и другие. Однако понятие «город» рассматривается фрагментарно, и у учащихся формируется недостаточно полное представление о городе в целом и о роли городской среды в жизни человека.
  Данная программа является актуальной, так как она не только даёт знания по физической, экономической и социальной географии, осуществляет межпредметные связи с историей, литературой, культурой, но и способствует формированию всесторонне образованной личности. Кроме того,  позволит показать значение городов в материальной и духовной жизни населения, развивать творческие способности, умение анализировать статистические данные, работать с различной справочной литературой, отыскивать нужную информацию в Интернет, дискутировать по проблемам городов и,  воспитывать патриотические чувства. Мы живем в многонациональном государстве, где каждый народ неповторим в своих особенностях. Программа направлена на воспитание толерантного отношения к другим народам, через изучение культуры, традиций, достопримечательностей республик.
 Образовательные путешествия позволяют по-настоящему проникнуться в жизнь каждой республики, ближе познакомиться с особенностями коренного населения республики.
 Данная программа поддерживается Фондом поддержки социальных инициатив «Наша Верхняя Пышма» директор Медведева Вероника Сергеевна. Фонд заинтересован в творческой деятельности учащихся, оказывает значительную финансовую поддержку, поощряет учащихся.
Данная программа рассчитана на 6 лет.
 
Цель программы:
- углубление и расширение знаний о нашей многонациональной Родине;
- создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению городов России и городов родного края, к самостоятельному приобретению знаний;
- развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
- прививать любовь к путешествиям.
 
Задачи:
  • Расширение знаний по экономической и социальной географии: рассмотрения исторических аспектов возникновения и развития сети городов в России, знакомство с городами-миллионерами,  республиками, входящими в состав РФ.
  • Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению истории возникновения, географического положения, функций городов.
  • Формирование навыков работы с картографическими источниками, географической литературой, компьютером.
  • Развитие умения отбирать необходимый материал, грамотно оформлять творческие работы и слайдовые презентации, а также умения публичного выступления.
  • Воспитание любви к родному краю, к Родине.
  • Воспитание уважения к народам, их культуре.
  • Содействие нравственному и эстетическому воспитанию.
  • Развитие логического мышления
  • Развитие коммуникативных навыков.
 
Данная программа составлена на основе:
  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
  • Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.
  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
 Программа направлена на углубление знаний о России, удовлетворению познавательных интересов в области географической деятельности человека.
Программа предполагает использование активных форм обучения- образовательные путешествия- (исследовательский и частично – исследовательский метод) работу с различными источниками информации: картами атласа, контурными картами, текстом учебника, дополнительной литературой, анализ диаграмм, схем, рисунков, фотографий.
  Каждая поездка включает в себя: подготовительный этап. Знакомство с территорией, городами, составление и обсуждение программы поездки, внесение изменений. Самостоятельную работу учащихся. Сбор достижений учащихся.
 Следующий этап – образовательное путешествие в республику- сбор информации, выбор темы будущего проекта по итогам поездки.        Заключительный этап- представление проекта на различных уровнях.
Программа  направлена   на углубленное изучение   населения России, особенностей городов нашей страны,  способствует поддержанию интереса  к предмету, воспитанию  любви к родному краю, Родине.
 
 
При отборе содержания основное внимание было уделено следующим принципам:
  • междисциплинарного подхода к формированию содержания (знание о городе включает различные аспекты: географические (физико - и экономико-географические, социальные), исторические, экологические и др.);
  • гуманизации (город рассматривается как особое творение ума и рук человеческих);
  • проблемности (в курсе предполагается рассмотрение многоаспектности проблем современного города, разных оценок его функциональных особенностей);
— историзма (особенности города рассматриваются в зависимости от времени и места его возникновения, своеобразия современного облика и структуры).
  В содержание программы  включен краеведческий материал, что способствует расширению самостоятельной работы школьников и формированию их умения вести исследовательскую работу.
Каждое образовательное путешествие завершается конференцией в форме мультимедийных презентации.
Формы организации учебного процесса: образовательные путешествия в столицы республик, входящих в состав РФ, творческие работы, проекты, самостоятельные работы, представление мультимедийных презентаций, рефератов, сообщений.
 
Механизмы формирования ключевых компетенций:
- Развитие мотивации достижения «Стратегия успеха»;
- Интерактивное обучение;
- Учет индивидуальные особенности каждого ученика;
- Объединение в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний;
- Изучение и учет жизненного опыта учеников, их интересов, особенностей развития.
- Акцент на учебную деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих учеников.
Технологии обучения:
- Уровневая дифференциация
- Обучение на основе «учебных ситуаций»
- Проектная деятельность
- Информационные и коммуникационные технологии
- Технология анализа конкретной ситуации.
 
 
III. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
  В результате изучения данной программу обучающихся будут сформированы:
Личностные результаты:
- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
 
Метапредметные результаты:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
- учиться критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
 
Предметные результаты:
- осознание роли географии в познании окружающего мира;
– объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
– расширение системы географических знаний населении страны;
– пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;
– определять по картам местоположение географических объектов;
– выявлять зависимость размещения населения и населенных пунктов от природных условий территории;
– приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;
– оценивать особенности географического положения, демографической ситуации, степени урбанизации территории;
– различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
– выделять, описывать и объяснять по картам признаки городов;
- представление о существенных признаках понятий «город», «урбанизация», «городская агломерация»;
– представление об истории возникновения некоторых городов;
- представление о классификации, функций городов;
- представление о героическом прошлом, достопримечательностях городов;
 
  1. Планируемые образовательные путешествия
 
Год
Время
Направление
Класс
Количество
чел.
Стоимость проезда
Стоимость путевки
1.
2023
состоялось
май
рес. Татарстан
 г. Казань
5
20
8000
22000
2.
2024
планируется
май
рес. Башкортостан
г. Уфа,
рес. Чувашия
г. Чебоксары,
рес. Марий-Эл
г. Йошкор-Ола
 
6
20
9300
23000
3.
2025
ноябрь
рес. Коми
г. Сыктывкар
7
20
8000
22000
4.
2026
июнь
рес. Карелия
г. Петрозаводск
7
20
10 000
35 000
5.
2027
июнь
р. Алтай
г. Горно-Алтайск
8
20
позже
позже
6.
2028
июнь
рес. Крым
г. Севастополь,
г. Симферополь
9
20
позже
позже
 
V. Планируемые выходы на общешкольные, муниципальные, областные интеллектуальные конкурсы
 
Название конкурса
Время
Форма
Количество человек
1.
Областной проект «Урал многонациональный» реализуется отделением туризма и краеведения Дворца молодёжи в рамках областной комплексной краеведческой программы «Каменный пояс»
 
Февраль
Творческая работа
3-6
2.
Общешкольная конференция по каждому образовательному путешествию
 
Октябрь
Презентация маршрута
20 проектов
150 участников
4.
Областной проект «Урал многонациональный» реализуется отделением туризма и краеведения Дворца молодёжи в рамках областной комплексной краеведческой программы «Каменный пояс»
Положение прилагается
Ноябрь- февраль
Творческая работа
3-4
5.
Городская научно-практическая конференция учащихся. Тема: «Маршруты нашей Родины»
 
Март 2017
Проектная работа
20
6.
Областной конкурс юных фотолюбителей "Моя Родина Россия" является приемником Всероссийского конкурса юных фотолюбителей "Юность России".
 
Март-апрель
Фотоработы
10-12
7.
Всероссийский конкурс «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» проводится с целью воспитания у детей и подростков ценностного отношения к природному и культурному окружению, а также толерантности и уважения к другим культурам.
 
Апрель
Учебно-исследовательская работа
4
8.
Участие во Всероссийском конкурсе реферативных работ учащихся «Новый горизонт». Академия педагогики – центр дистанционной поддержки учителей.
 
Декабрь, январь
рефераты
5-8
9.
Участие Международном конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке»
Декабрь
Научно- исследовательские работы
2-3
 
 
VI. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023)
  2. 2.Федеральный государственный образовательный стандарт        среднего общего образования. (в ред. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014)
  3. Федеральная рабочая программа основного общего образования. География (для 5-9 классов образовательных организаций)
  4. СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  5. Постановление от 21 января 2014 г. N 3 об утверждении СП     2.5.3157-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей."
  6. Производственное картосоставительное объединение «Картография» ГУГУ; Отв. Ред. А.С. Николаева: Атлас мира-М: Главное управление геодезии и картографии, 1983.
  7. Конституции республик в составе Российской Федерации.- М.- Известия, 1995
  8. Школьный словарик «Регионы России»- Вако,  2022-104с.
  9. Региональные политические процессы в современной России / Электронный ресурс/: практикум/ Т.Б. Витковская, М.В. Назукина; Пермский государственный национальный исследовательский университет- Пермь, 2023- 2,15 Мб., 110с.