Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Дополнительная общеобразовательная программа "Лаборатория бумагопластики"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Лаборатория бумагопластики»

для обучающихся 8-11 лет, срок реализации – 3 года

Автор:

Тыштыкбаева Камаль Кушкумбаевна,

педагог дополнительного образования

I квалификационной категории

МБУ ДО «Дом детского творчества»

Содержание

 

Введение

 

3

  1.  

Пояснительная записка

 

4

  1.  

Учебно-тематический план и содержание программы

 

9

  1.  

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей

 

22

  1.  

Материально-техническое обеспечение

 

23

  1.  

Список использованной литературы и источников

 

25

6.

Приложения

 

27

 

Введение

Детское объединение, занимающееся по программе «Лаборатория бумагопластики», существует с 2010 года. Начиная с этого времени, дополнительная общеобразовательная программа «Лаборатория бумагопластики», утверждённая в МБОУ ДОД «Дом детского творчества»  Исилькульского муниципального района, успешно прошла апробацию,  экспертизу и утверждена как авторская программа в 2013 году.

За эти годы множество воспитанников данного детского объединения стали участниками областных и муниципальных конкурсов-выставок детского творчества. Кроме этого, изделия из бумаги, изготовленные детьми данного объединения, не раз украшали городские выставки и мероприятия.

Авторы дополнительной общеобразовательной программы «Лаборатория бумагопластики»:

Тыштыкбаева Камаль Кушкумбаевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества».  Квалификационные данные педагога:

 - общий трудовой  стаж 7 лет, в данном образовательном учреждении с 2006 года;

- образование высшее профессиональное, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет» (2013 год), направление «Педагогика»,  специализация «Практическая психология в образовании».

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной общеобразовательной программы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Лаборатория бумагопластики» имеет художественно-эстетическую направленность.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной  программы.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Работа с бумагой дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с технологией изготовления поделок из бумаги от самых простых до сложных, трудоемких и, вместе с тем, увлекающих процессом их создания. Используя различную по качеству  и по технологии изготовления бумагу, можно получить настоящее произведение искусства.

Особое внимание в программе отводится практической работе, при выполнении которой обучающиеся знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделий, учатся подбирать необходимые виды бумаги и инструментарий.

 Данная дополнительная общеобразовательная программа предполагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Используемые, в процессе реализации программы, современные педагогические технологии, такие как учебно-исследовательская деятельность, интеллектуальная игра, технология образовательного события и метод проектов способствуют формированию у обучающихся инициативности, активности, заинтересованности в результатах деятельности. Благодаря  таким технологиям обучающиеся учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и в группе, оценивать результаты, корректировать свою деятельность. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.  

Компетентностный подход, на котором основана дополнительная общеобразовательная программа «Лаборатория бумагопластики» позволяет развивать начальные уровни  ключевых компетентностей и специальные (сквозные) компетентности в области художественно-эстетического творчества. Система оценивания достижений обучающихся на основе портфолио позволяет обучающемуся приобретать  опыт продуктивной творческой деятельности в процессе освоения программы.

Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы.

Цель программы: развитие творческой и познавательной активности обучающихся средствами лаборатории бумагопластики.

Задачи программы:

  • развивать учебно-познавательную мотивацию обучающихся;
  • развивать общие умения и способы практической художественной деятельности обучающихся;
  • формировать умения учебного сотрудничества;
  • развивать способность к пониманию информации и использовании её в учебной деятельности;
  • способствовать освоению общественно признанных социальных норм.

Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ.

Дополнительная общеобразовательная программа «Лаборатория бумагопластики» создана с учётом опыта работы по типовым программам начального трудового обучения в общеобразовательной школе (И.Г. Майорова). Также были изучены дополнительные общеобразовательные программы аналогичного характера. Рассмотренные программы отражают лишь одно или два направления в творчестве из бумаги. Предлагаемая же программа представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».

 В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из различных видов бумаги с использованием самых разнообразных техник, например, оригами, конструирование, аппликация, квиллинг, декупаж и т.д. Кроме этого программа является преемственной к предметам: математика, черчение, технология, изобразительное искусство.

В рамках данной общеобразовательной программы предусмотрено овладение обучающимися методикой проектной и исследовательской деятельности.

Программа отличается наличием чётких критериев и измеримых показателей результативности образовательного процесса, основанного на компетентностном подходе в образовании. Результативность программы определяется в процессе мониторинга, что очень важно для изучения качества дополнительного образования в данном детском объединении.

Программа даёт базовую основу для занятий обучающихся любым другим видом прикладного искусства и творческой деятельности в дальнейшем. Программа может быть рекомендована для реализации, как в условиях дома детского творчества, так и в других учреждениях дополнительного образования художественно-эстетической направленности, а также при организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Продолжительность образовательного процесса составляет 576 часов:

1 год обучения 144 часа;

2 год обучения 216 часов;

3 год обучения 216 часов.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы 8-11 лет. Ведущим видом деятельности в данном возрасте является учение (деятельность непосредственно направленная на усвоение науки и культуры). Но если ребёнок не подготовлен к началу учебной деятельности, наступает критический момент – разочарование. Только после возникновения интереса к своему труду формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность в приобретении знаний.

Став обучающимся, ребёнок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно-значимой деятельностью,  от уровня выполнения которой зависит его место в среде окружающих, его взаимоотношение с ними. Эта новая социальная ситуация обуславливает формирование особенностей личности. На данном этапе ведущими потребностями ребёнка являются: познавательная, выражающаяся в желании учиться, приобретать новые знания и потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно-значимую деятельность, имеющую ценность не только для него, но и для окружающих взрослых. Поэтому чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом, оно должно быть сродни игре.

Психологические новообразования заключаются в произвольности и осознанности всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование,  которое происходит благодаря усвоению научных понятий. Происходит осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.

В школьном возрасте число факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется. У детей   продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью. Младший школьный возраст – завершение развития самосознания.

Меняется и интеллектуальная рефлексия. Ребенок начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного времени. В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти совершенствуется, развивается метапамять. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают.

На поведение и развитие детей ещё влияет и  стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский (анархический). Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства.

Со сверстниками же дети стремятся проводить всё больше времени, причём почти всегда одного с ними пола, усиливается конформизм, достигая своего пика к 11 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.

По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство.

Исходя из характеристики данного возраста уровень дополнительной образовательной программы «Лаборатория бумагопластики» определяется на основании соответствия содержания программы требованиям к результату дополнительных образовательных программ начального общего образования.

Программа составлена по принципу усложнения содержания по годам обучения. Образовательный процесс построен с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка. Каждый год обучения по программе является своеобразным этапом не только освоения деятельности, но также этапом развития личности обучающихся, его творческих способностей.

Особенности организации образовательного процесса.

Режим занятий по программе соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.1251-03 в части определения рекомендуемого режима занятий, а также требованиям к обеспечению безопасности обучающихся согласно нормативно-инструктивным документам Министерства образования РФ, органов управления образования правительства Омской области.

Численный состав группы – 12-15 человек. Группы формируются согласно возрасту детей и уровню знаний.

1 год обучения 2 занятия в неделю по 2 часа;

2 год обучения 2 занятия в неделю по 3 часа;

3 год обучения 2 занятия в неделю по 3 часа.

Комфортность режима работы достигается ориентацией на психофизические возможности конкретной возрастной группы.

Формы занятий:

            - теоретическое учебное занятие;

            - практическое учебное занятие;

            - контрольные учебные занятия;

            - тренировочные занятия;

            - творческие мастерские;

            - консультации;

            - круглый стол;

            - экскурсии;

            - праздники;

            - презентации;

            - учебно-исследовательские конференции;

            - защита проектов и портфолио;

            - образовательное событие.

Основное место при организации занятий отводится практическим работам. Нагрузка во время занятий соответствует возможностям детей, обеспечивая их занятость в течение занятий. Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда (готовую поделку, сувенир). Это необходимо и для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работы, важный не только для педагога, но и для детей.

        Ожидаемые результаты.

Дополнительная общеобразовательная программа на уровне начального общего образования направлена на развитие учебно-познавательной мотивации; формирование умений учебного сотрудничества; приобретение общих умений и способов и интеллектуальной и практической деятельности, в т.ч. и в художественно-эстетической области; освоение общественно признанных социальных норм.

Этот результат выражается в приобретении обучающимся универсальных способов действия (способностей и умений), позволяющих ребёнку младшего школьного возраста понимать ситуацию, достигать результатов в разных видах деятельности, что составляет основу компетентностного подхода в дополнительном образовании.

Результатом реализации дополнительной общеобразовательной программы «Лаборатория бумагопластики» является начальные уровни развития следующих ключевых и специальных компетентностей обучающихся:

Ключевые и специальные компетентности

Уровень развития ключевых и специальных компетентностей обучающегося, освоившего программу

Специальные компетентности в области образовательной деятельности художественно-эстетического  направления дополнительного образования

Использует общие умения и способы практической художественной деятельности:

  • применяет знания в какой-либо области, используя процедуры, техники, материалы, инструменты, оборудование, технологии и некоторые теоретические понятия;
  • использует диапазон умений в художественном творчестве для выполнения задач;
  • демонстрирует личную интеграцию посредством отбора и адаптации методов, инструментов и материалов;
  • осуществляете деятельность на эвристическом уровне.

Познавательная компетентность

Имеет развитую учебно-познавательную мотивацию:

  • берёт на себя ответственность за собственное обучение;
  • умеет ставить цель, пояснять свою цель и организовывать её достижение;
  • умеет задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • выступает устно о результатах своих наблюдений, исследований.

Информационная компетентность

Способен к пониманию информации и использовании её в учебной деятельности:

  • владеет навыками работы с различными источниками информации;
  • способен самостоятельно искать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию;
  • умеет комментировать информацию, то есть соотносить нормативы с реальными событиями.

Организаторская компетентность

Способен к сотрудничеству в процессе учебной деятельности:

  • берёт на себя ответственность за выполнение задач;
  • демонстрирует самостоятельность в трудовой деятельности и обучении в рамках контекстов, которые, как правило, стабильны, но включают изменяющиеся факторы;

Коммуникативная компетентность

Способен к коммуникации в процессе учебной деятельности:

  • активно использует речевые средства для решения коммуникативных задач;
  • владеет навыками смыслового чтения;
  • умеет создавать подробные письменные и устные сообщения;
  • берёт на себя ответственность за собственное понимание и поведение.

Социальная и гражданская компетентность

Усваивает общественно признанные социальные нормы:

  • соблюдает социальные и культурные нормы поведения, правила здорового образа жизни;
  • определяет своё место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе;
  • умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
  • способен жить и общаться с людьми других языков, религий и культур.

 

                        Способом определения результативности реализации программы «Лаборатория бумагопластики» служит мониторинг образовательного процесса детского объединения и система портфолио воспитанников. Первоначальная оценка компетентностей производится при поступлении в объединение, когда проводится первичное собеседование, тестирование общих знаний, беседы с родителями. Мониторинг роста компетентности обучающегося производится в середине и в конце каждого учебного года (определённого этапа обучения), а также по прохождении программы на основе диагностических методик определения уровня развития ключевых и специальных компетентностей (приложение 1), контрольных опросов, тестирования и педагогического наблюдения. Кроме этого, результативность  образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни.

                        Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы «Лаборатория бумагопластики» служат итоговые (контрольные) учебные занятия, выставки, конкурсы, соревнования, презентации и защиты проектов и портфолио.

                        В течение учебного года по мере изучения тем программы педагог методом наблюдения, собеседования с обучающимися подводит предварительные итоги. Кроме этого, обучающийся представляют промежуточные результаты своей проектной деятельности и портфолио. В конце учебного года итоговые занятия проходят в форме участия в образовательном событии – ежегодной выставке детского творчества «Страна мастеров», где обучающиеся представляют свои поделки, демонстрируя всё, чему научились за год. По итогам образовательного события педагог совместно с обучающимися анализирует качество выполненной работы, оценивает прирост в развитии обучающихся.

                                                . УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ

             ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

                         Учебно-тематический план первого года обучения

Название разделов и тем  

Количество часов

теория

практика

всего

1

Основы бумагопластики

6

8

14

1.1

Вводное занятие.

2

 

2

1.2

История возникновения бумаги. Волшебные свойства бумаги.

2

2

4

1.3

Основы цветоведения. Основы композиции.

2

2

4

1.4

Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету. Выполнение творческих заданий.

 

4

4

2

Творческий проект «Изготовление макета детской игровой площадки средствами объёмного моделирования и конструирования из бумаги».

2

16

18

2.1

Постановка проблемы, цели и задач проекта. Ожидаемые результаты.

2

 

2

2.2

Организация процесса работы над проектом.

 

2

2

2.3

Выполнение практической части проекта - разработка и изготовление макета детской игровой площадки средствами объёмного моделирования и конструирования из бумаги.

 

10

10

2.4

Оформление результатов проекта.

 

2

2

2.5

Презентация и защита проекта.

 

2

2

3

Творческий проект «Аппликации по мотивам русских народных сказок»

2

16

18

3.1

Постановка проблемы, цели и задач проекта. Ожидаемые результаты.

2

 

2

3.2

Организация процесса работы над проектом.

 

2

2

3.3

Выполнение практической части проекта – сюжетных   аппликаций по мотивам русских народных сказок.

 

10

10

3.4

Оформление результатов проекта.

 

2

2

3.5

Презентация и защита проекта.

 

2

2

4

Учебно-исследовательская работа «Как появилось искусство оригами, изготовлении изделий в технике «Оригами»

2

24

24

4.1

Вводное занятие. Исследование выбранного объекта.

2

 

2

4.2

Организация процесса исследований.

 

4

4

4.3

Выполнение теоретической и практической части исследования.

 

10

10

4.4

Оформление учебно-исследовательской работы.

 

4

4

4.5

Подготовка и участие в конференциях НОУ.

 

2

2

4.6

Подведение итогов учебно-исследовательской работы.

 

2

2

5

Творческий проект «Поздравительные открытки выполненные в технике «Квиллинг»

2

16

18

5.1

Постановка проблемы, цели и задач проекта. Ожидаемые результаты.

2

 

2

5.2

Организация процесса работы над проектом.

 

2

2

5.3

Выполнение практической части проекта – изготовление открыток  в технике «Квиллинг»

 

10

10

5.4

Оформление результатов проекта.

 

2

2

5.5

Презентация и защита проекта.

 

2

2

6

Образовательное событие «Ежегодная выставка детского творчества «Страна мастеров»

4

48

52

6.1

Вводное занятие. Целеполагание.

4

 

4

6.2

Коллективное планирование.

 

4

4

6.3

Коллективная подготовка образовательного события.

 

32

32

6.4

Непосредственное проведение выставки «Страна мастеров»

 

4

4

6.5

Коллективное подведение итогов образовательного события

 

4

4

6.6

Заключительное занятие: Защита портфолио.

 

4

4

 

Всего в первый год обучения

 

 

144

             

Содержание программы первого года обучения

Раздел 1. Основы бумагопластики.

1.1. Вводное занятие. Понятие бумагопластики и её значение в жизни человека. Виды бумагопластики. Профессии, связанные с конструированием из бумаги (презентация). Цель, задачи и содержание предстоящей работы в учебном году. План и порядок работы детского объединения. Система оценивания образовательных достижений. Запуск портфолио обучающегося, знакомство с положением (Положение о портфолио обучающегося. Приложение). Определение основных разделов.  Организационные вопросы.  Техника безопасности при работе в лаборатории.

1.2. История возникновения бумаги. Волшебные свойства бумаги. История возникновения бумаги. Виды бумаги и картона: гофробумага, цветная бумага, бумага ручной работы, рисовая бумага, гофрокартон, глянцевый картон, бумага для пастели, акварели. Современное бумажное производство в России. Представление материала в виде презентации. Практическая работа по изучению свойств бумаги.  Обучающиеся с помощью эксперимента устанавливают свойства бумаги (гладкость, упругоэластичность, впитываемость, непрозрачность, прочность, плоскостность). Пополнение портфолио обучающегося.

1.3. Основы цветоведения. Основы композиции. Теоретические сведения. Цветовой круг. Основные характеристики цвета. Хроматические, ахроматические и взаимодополнительные  цвета. Теплые и холодные цвета. Статичная композиция  и динамичная композиция. Средства композиции. Понимание плоскости и предмета. Расположение основных элементов и частей в определенной системе.  Практическая работа на закрепление данных понятий. Пополнение портфолио обучающегося.

1.6. Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету. Выполнение творческих заданий. Понятие о геометрических фигурах (треугольник, овал, квадрат, прямоугольник, круг, ромб). Способы складывания геометрических фигур из простого листа бумаги и по трафарету.  Выполнение творческих практических заданий по составлению простых поделок из геометрических фигур с последующей демонстрацией (организовано в форме конкурса на лучшую поделку). Пополнение портфолио обучающегося.

Раздел 2. Творческий проект «Изготовление макета детской игровой площадки средствами объёмного моделирования и конструирования из бумаги».

2.1. Постановка проблемы, цели и задачи проекта, ожидаемые результаты. Изучение источников. Теоретические сведения. Понятие – объёмное конструирование, конструирование из геометрических фигур. Принципы объёмного конструирования. Генерирование проектных идей (мозговой штурм). Обоснование новизны и актуальности проекта. Введение игровой (сюжетной) ситуации.  

2.2. Организация процесса работы над проектом. Формирование плана проектной деятельности, этапы проекта, участники, ресурсы. Прогнозируемые негативные последствия (риски) и способы их устранения, сроки реализации проекта. Планирование работы с портфолио проекта (Положение о портфоли проекта. Приложение). Объединение детей в рабочие группы, распределение заданий для каждой группы.

2.3. Выполнение практической части проекта – макета детской игровой площадки средствами объёмного моделирования и конструирования из бумаги. Конструирование ребристых форм и приёмы обработки картона и плотной бумаги. Отработка технологии объёмного моделирования и конструирования из бумаги при изготовлении различных изделий. Проектирование и изготовление макета детской игровой площадки (педагог по необходимости оказывает практическую помощь или  консультацию).

2.4.Оформление результатов проекта. Оформление документов проекта. Оформление портфолио проекта. Пополнение портфоли обучающегося. Подведение итогов игры. Подготовка сценария презентации проекта.

2.5. Презентация и защита проекта. Оценивание группового проекта, выполненного обучающимися, осуществляется дважды: как внешняя оценка проекта на основе критериев и как самооценка проекта обучающимися. (Положение об оценивании группового проекта, выполненного обучающимися. Приложение). Итоги выполнения работы, обсуждение проблемных вопросов в освоении материала, индивидуальных качественных достижений обучающихся.

Раздел 3. Творческий проект «Аппликация по мотивам русских народных сказок».

3.1. Постановка проблемы, цели и задачи проекта, ожидаемые результаты. Изучение источников. Теоретические сведения. Понятие аппликации, история создания аппликации и её значение в современном  мире. Виды аппликационных работ (предметная, декоративная, сюжетно-тематическая, силуэтная; симметричная, асимметричная; плоская, полуобъёмная, объёмная). Демонстрация различных видов аппликации (презентация).  Генерирование проектных идей (мозговой штурм). Обоснование новизны и актуальности проекта. Введение игровой (сюжетной) ситуации. 

3.2. Организация процесса работы над проектом. План проектной деятельности, этапы проекта, участники, ресурсы. Прогнозируемые негативные последствия (риски) и способы их устранения, сроки реализации проекта. Планирование работы с портфолио проекта (Положение о портфоли проекта. Приложение). Объединение детей в рабочие группы, распределение заданий для каждой группы.

3.3. Выполнение практической части проекта – сюжетной   аппликации по мотивам русских народных сказок. Изучение технологии изготовления аппликационной работы. Отработка навыков изготовления не сложных аппликации различных видов. Практическая  индивидуальная работа. Изготовление сюжетной аппликации по мотивам русских народных сказок (разработка сюжета аппликации, создание эскиза, подготовка материалов и выбор оборудования, изготовление аппликации).  (Педагог по необходимости оказывает практическую помощь или  консультацию).

3.4.Оформление результатов проекта. Оформление документов проекта. Оформление портфолио проекта. Пополнение портфоли обучающегося.  Подведение итогов игры. Подготовка сценария презентации проекта.

3.5. Презентация и защита проекта. Оценивание группового проекта, выполненного обучающимися, осуществляется дважды: как внешняя оценка проекта на основе критериев и как самооценка проекта обучающимися. (Положение об оценивании группового проекта, выполненного обучающимися. Приложение). Итоги выполнения работы, обсуждение проблемных вопросов в освоении материала, индивидуальных качественных достижений обучающихся.

Раздел 4. Учебно-исследовательская работа «Как появилось искусство оригами, изготовлении изделий в технике «Оригами».

4.1. Вводное занятие. Исследование выбранного объекта. Выбор темы работы. Поиск проблемы. Исследование проблемы. Генерирование и отбор идей. Оценка актуальности. Формулировка цели и задач. Выбор методик исследования.

4.2. Организация процесса исследований. Составление плана работы. Распределение заданий на учебно-исследовательскую работу. Сбор и обработка необходимой информации. Работа с литературой и источниками. Выполнение изделий и образцов:  аналитическая проработка варианта схемы изделия и его конструкции, изготовление изделия и его оформление.    Индивидуальное сопровождение, текущий контроль и корректировка деятельности. Подведение результатов исследований, формулировка выводов и заключения.

4.3. Выполнение теоретической и практической части исследования. Пояснительная записка. Наглядный иллюстрированный материал. Подготовка доклада к конференции. Подготовка докладчиков к конференции.

4.4. Оформление учебно-исследовательской работы. Оформление УИР с учётом требований. Анализ результатов работы, контроль. Оценка качества выполненной работы. Оформление материалов по итогам работы.

4.5. Подготовка и участие в конференциях НОУ. Подготовка докладов и презентаций. Конференция НОУ ДДТ. Муниципальная конференция НОУ.

4.6. Подведение итогов.  Анализ результатов работы. Подготовка тезисов работы для сборника УИР.

Раздел 5. Творческий проект «Поздравительные открытки выполненные в технике «Квиллинг».

5.1. Постановка проблемы, цели и задачи проекта, ожидаемые результаты. Изучение источников. Теоретические сведения. Понятие  о технике «Квиллинг», история возникновения данного вида искусства.  Основные формы элементов квиллинга. Практическое применение данной техники. Генерирование проектных идей (Мозговой штурм). Обоснование новизны и актуальности проекта. Введение игровой (сюжетной) ситуации.  

5.2. Организация процесса работы над проектом. План проектной деятельности, этапы проекта, участники, ресурсы. Прогнозируемые негативные последствия (риски) и способы их устранения, сроки реализации проекта. Планирование работы с портфолио проекта (Положение о портфоли проекта. Приложение).

5.3. Выполнение практической части проекта – изготовление открыток в технике «Квиллинг».  Изучение техники квиллинг, разработка видов поделок в данной технике, составление квиллинг-схем отработка навыков выполнения несложных изделий в технике квиллинг по схемам.  Практическая  индивидуальная работа. Изготовление открыток в технике квиллинг (Создание схемы, подготовка материала, нарезание полос, изготовление ролов, формирование общей композиции открытки).  (Педагог по необходимости оказывает практическую помощь или  консультацию).

5.4.Оформление результатов проекта. Оформление документов проекта. Оформление портфолио проекта. Пополнение портфоли обучающегося.  Подведение итогов игры. Подготовка сценария презентации проекта.

5.5. Презентация и защита проекта. Оценивание группового проекта, выполненного обучающимися, осуществляется дважды: как внешняя оценка проекта на основе критериев и как самооценка проекта обучающимися. (Положение об оценивании группового проекта, выполненного обучающимися. Приложение). Итоги выполнения работы, обсуждение проблемных вопросов в освоении материала, индивидуальных качественных достижений обучающихся.

6. Образовательное событие «Ежегодная выставка детского творчества «Страна мастеров».

6.1. Вводное занятие. Целеполагание. Беседы о бумагопластике: «Роль искусства работы с бумагой в жизни человека»; «Дизайн, композиция, цветоведение в современном мире». Предварительная работа коллектива. Создание временной инициативной группы.

6.2. Коллективное планирование. Метод мозговой атаки. Ставится задача провести выставку. Выяснение планов обучающихся и образ желаемого будущего образовательного события. Выдвижение и запись всех предложений, вплоть до фантастических. Развитие и дополнение предложений. Разбор предложений и отбор оптимальных. Сбор недостающей информации. Разработка сценария образовательного события.

6.3. Коллективная подготовка образовательного события. Создание списка дел и распределение поручений всем участникам образовательного события. Закрепление опытных участников за новичками и обучение их. Подготовка изделий для выставки.

 Рабочая подготовка образовательного события включает организацию, работу микрогрупп обучающихся, проверку готовности.

Организация квалификационной выставки. Теоретические сведения. Правила участия в выставке и порядок её проведения. Подготовка и оборудование места проведения выставки.

Пополнение рабочего тематического портфолио каждого участника материалами, связанными с реализацией познавательного интереса обучающегося в ходе образовательного события. Подборка материала продумывается самим обучающимся на своё усмотрение. Структурирование материала портфолио, оформление.

6.4. Непосредственное проведение образовательного события. Участие в выставке. Здесь важно обеспечить совместное эмоциональное переживание, определить место и участие каждого в общей работе. Это внутренне возвышает, обогащает каждого участника образовательного события.

6.5. Коллективное подведение итогов образовательного события. Общий сбор объединения, заключительное заседание инициативной группы, на котором выясняется, что получилось, что не получилось и почему. Анализ позволяет учиться на собственном опыте, отмечает рост, развитие детей. Намечается пути реализации решений.

6.6. Заключительное занятие: Защита портфолио. Соглосование критериев оценки портфолио с обучающимися. Презентация разделов портфолио обучающегося «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы» и «Достижения» перед группой, педагогами, родителями. Самооценивание результатов и оценивание педагогом. Презентация  группового портфолио обучающихся детского объединения, которое используется для групповой самооценки. Планирование работы на следующий учебный год. Банк проектов. Рекомендации по работе на летний период.

Учебно-тематический план второго года обучения

 

Название разделов и тем  

Количество часов

теория

практика

всего

1

Основы бумагопластики

 

 

9

1.1

Вводное занятие.

3

 

3

1.2

Бумагопластика в жизни человека.

3

3

6

2

Творческий проект «Изготовление аппликаций в технике «Торцевание »

3

27

30

2.1

Постановка проблемы, цели и задач проекта. Ожидаемые результаты.

3

3

3

2.2

Организация процесса работы над проектом.

 

3

3

2.3

Выполнение практической части проекта – изготовление аппликаций в технике «Торцевание».

 

15

15

2.4

Оформление результатов проекта.

 

3

3

2.5

Презентация и защита проекта.

 

3

3

3

Творческий проект «Модульное оригами»

3

27

30

3.1

Постановка проблемы, цели и задач проекта. Ожидаемые результаты.

3

3

3

3.2

Организация процесса работы над проектом.

 

3

3

3.3

Выполнение практической части проекта – изготовление изделий в технике «Модульного оригами».

 

15

15

3.4

Оформление результатов проекта.

 

3

3

3.5

Презентация и защита проекта.

 

3

3

4

Учебно-исследовательская работа «Дизайн интерьеров в технике «Декупаж».

6

39

45

4.1

Вводное занятие. Исследование выбранного объекта.

3

3

6

4.2

Организация процесса исследования.

3

3

6

4.3

Выполнение теоретической и практической части исследования.

 

18

18

4.4

Оформление учебно-исследовательской работы.

 

6

6

4.5

Подготовка и участие в конференциях НОУ.

 

6

6

4.6

Подведение итогов учебно-исследовательской работы.

 

3

3

5

Творческий проект «Объёмные композиции в технике «Петельчатый квиллинг».

3

27

30

5.1

Постановка проблемы, цели и задач проекта. Ожидаемые результаты.

3

3

3

5.2

Организация процесса работы над проектом.

 

3

3

5.3

Выполнение практической части проекта – изготовление объёмных композиций в технике «Петельчатый квиллинг».

 

15

15

5.4

Оформление результатов проекта.

 

3

3

5.5

Презентация и защита проекта.

 

3

3

6

Образовательное событие «Выставка детского творчества «Ежегодная выставка детского творчества «Страна мастеров»

3

69

72

6.1

Вводное занятие. Целеполагание.

3

 

3

6.2

Коллективное планирование.

 

3

3

6.3

Коллективная подготовка образовательного события.

 

48

48

6.4

Непосредственное проведение образовательного события.

 

6

6

6.5

Коллективное подведение итогов образовательного события.

 

6

6

6.6

Заключительное занятие: Защита портфолио.

 

6

6

 

Всего во второй год обучения

 

 

216

 

Содержание программы второго года обучения

 

Раздел 1. Основы бумагопластики.

1.1. Вводное занятие. Цель, задачи и содержание предстоящей работы в учебном году. План и порядок работы детского объединения на данный учебный год. Возобновление работы над портфолио. Организационные вопросы. Техника безопасности при работе в лаборатории.

1.2. Бумагопластика в жизни человека. Повторение истории возникновения бумаги и её основные свойства (в форме интеллектуальной игры). Современные виды техник работы с бумагой. Практическая работа.  Выполнение несложных приёмов работы с бумагой, которые лягут в основу будущих поделок.

 

Раздел 2. Творческий проект «Изготовление аппликаций в технике торцевания».

2.1. Постановка проблемы, цели и задачи проекта, ожидаемые результаты. Изучение источников. Теоретические сведения. Повторение понятия аппликация, виды аппликации (интеллектуальная игра). Изучение нового понятия – торцевание. Генерирование проектных идей (мозговой штурм). Обоснование новизны и актуальности проекта. Введение игровой (сюжетной) ситуации. 

2.2. Организация процесса работы над проектом. План проектной деятельности, этапы проекта, участники, ресурсы. Прогнозируемые негативные последствия (риски) и способы их устранения, сроки реализации проекта. Планирование работы с портфолио проекта (Положение о портфоли проекта. Приложение). Объединение детей в рабочие группы, распределение заданий для каждой группы.

2.3. Выполнение практической части проекта – изготовление аппликаций в технике торцевания. Принципы изготовления аппликации в технике торцевания. Этапы работы по технике «Торцевание». Отработка приёмов техники «Торцевания», заготовка торцовок. Выполнение эскиза аппликации, выбор цветовой палитры. Индивидуальная работа. Изготовление аппликации в технике «Торцевания». (Педагог по необходимости оказывает практическую помощь или  консультацию). Оформление изготовленных аппликаций к демонстрации.

2.4.Оформление результатов проекта. Оформление документов проекта. Оформление портфолио проекта. Пополнение портфоли обучающегося.  Подведение итогов игры. Подготовка сценария презентации проекта.

2.5. Презентация и защита проекта. Оценивание группового проекта, выполненного обучающимися, осуществляется дважды: как внешняя оценка проекта на основе критериев и как самооценка проекта обучающимися. (Положение об оценивании группового проекта, выполненного обучающимися. Приложение). Итоги выполнения работы, обсуждение проблемных вопросов в освоении материала, индивидуальных качественных достижений обучающихся.

 

Раздел 3. Творческий проект «Модульное оригами».

3.1. Постановка проблемы, цели и задачи проекта, ожидаемые результаты. Историческая справка. Типы и формы модульного оригами. Изучение источников. Демонстрация различных типов модульного оригамми (презентация).  Генерирование проектных идей (беседа). Обоснование новизны и актуальности проекта. Введение игровой (сюжетной) ситуации. 

3.2. Организация процесса работы над проектом. План проектной деятельности, этапы проекта, участники, ресурсы. Прогнозируемые негативные последствия (риски) и способы их устранения, сроки реализации проекта. Планирование работы с портфолио проекта (Положение о портфоли проекта. Приложение). Объединение детей в рабочие группы, распределение заданий для каждой группы.

3.3. Выполнение практической части проекта – изготовление изделий в технике «Модульного оригами». Изучение технологии изготовления изделий в технике модульного оригами. Проработка схем для складывания модуля. Отработка навыков изготовления отдельных модулей изделия. Практическая  индивидуальная работа. Изготовление изделий в технике модульного оригами. (На данном этапе педагог по необходимости оказывает практическую помощь или  консультацию).

3.4.Оформление результатов проекта. Оформление документов проекта. Оформление портфолио проекта. Пополнение портфоли обучающегося. Подведение итогов игры. Подготовка сценария презентации проекта.

3.5. Презентация и защита проекта. Оценивание группового проекта, выполненного обучающимися, осуществляется дважды: как внешняя оценка проекта на основе критериев и как самооценка проекта обучающимися. (Положение об оценивании группового проекта, выполненного обучающимися. Приложение). Итоги выполнения работы, обсуждение проблемных вопросов в освоении материала, индивидуальных качественных достижений обучающихся.

 

Раздел 4. Учебно-исследовательская работа «Дизайн интерьеров в технике «Декупаж».

4.1. Вводное занятие. Исследование выбранного объекта. Выбор темы работы. Поиск проблемы. Исследование проблемы. Генерирование и отбор идей. Оценка актуальности. Формулировка цели и задач. Выбор методик исследования.

4.2. Организация процесса исследований. Составление плана работы. Распределение заданий на учебно-исследовательскую работу. Сбор и обработка необходимой информации. Работа с литературой и источниками. Изучение истории возникновения и развития техники «Декупаж», знакомство со стилями и различными видами данной техники. Аналитическая проработка разных вариантов применения техники «Декупаж» в дизайне интерьеров и их оформление.    Индивидуальное сопровождение, текущий контроль и корректировка деятельности. Подведение результатов исследований, формулировка выводов и заключения.

4.3. Выполнение теоретической и практической части исследования. Пояснительная записка. Наглядный иллюстрированный материал. Подготовка доклада к конференции. Подготовка докладчиков к конференции.

4.4. Оформление учебно-исследовательской работы. Оформление УИР с учётом требований. Анализ результатов работы, контроль. Оценка качества выполненной работы. Оформление материалов по итогам работы.

4.5. Подготовка и участие в конференциях НОУ. Подготовка докладов и презентаций. Конференция НОУ ДДТ. Муниципальная конференция НОУ.

4.6. Подведение итогов.  Анализ результатов работы. Подготовка тезисов работы для сборника УИР.

 

Раздел 5. Творческий проект «Объёмные композиции в технике «Петельчатый квиллинг».

5.1. Постановка проблемы, цели и задачи проекта, ожидаемые результаты. Изучение источников. Теоретические сведения. Повторение техники «Квиллинг», изучение новой техники «Петельчатый квиллинг».  Основные формы элементов петельчатого квиллинга. Практическое применение данной техники. Генерирование проектных идей (мозговой штурм). Обоснование новизны и актуальности проекта. Введение игровой (сюжетной) ситуации. 

5.2. Организация процесса работы над проектом. План проектной деятельности, этапы проекта, участники, ресурсы. Прогнозируемые негативные последствия (риски) и способы их устранения, сроки реализации проекта. Планирование работы с портфолио проекта (Положение о портфоли проекта. Приложение). Объединение детей в рабочие группы, распределение заданий для каждой группы.

5.3. Выполнение практической части проекта – изготовление объёмных композиций в технике «Петельчатый квиллинг».  Изучение техники «Ппетельчатый квиллинг», составление квиллинг-схем отработка навыков выполнения несложных изделий в технике петельчатый квиллинг по схемам.  Практическая  индивидуальная работа. Изготовление поделок в технике «Петельчатый квиллинг» (Создание схемы, подготовка материала, нарезание полос, изготовление ролов, формирование общей композиции поделки). (На данном этапе педагог по необходимости оказывает практическую помощь или  консультацию).

5.4.Оформление результатов проекта. Оформление документов проекта. Оформление портфолио проекта. Пополнение портфоли обучающегося. Подведение итогов игры. Подготовка сценария презентации проекта.

5.5. Презентация и защита проекта. Оценивание группового проекта, выполненного обучающимися, осуществляется дважды: как внешняя оценка проекта на основе критериев и как самооценка проекта обучающимися. (Положение об оценивании группового проекта, выполненного обучающимися. Приложение). Итоги выполнения работы, обсуждение проблемных вопросов в освоении материала, индивидуальных качественных достижений обучающихся.

 

6. Образовательное событие «Ежегодная выставка детского творчества «Страна мастеров».

6.1. Вводное занятие. Целеполагание. Беседы о бумагопластике: «Практическое применение техники «Декупаж»; «Оригами, как популярный способ времяпрепровождения». Предварительная работа коллектива. Создание временной инициативной группы.

6.2. Коллективное планирование. Метод мозговой атаки. Ставится задача провести выставку. Выяснение планов обучающихся и образ желаемого будущего образовательного события. Выдвижение и запись всех предложений, вплоть до фантастических. Развитие и дополнение предложений. Разбор предложений и отбор оптимальных. Сбор недостающей информации. Разработка сценария образовательного события.

6.3. Коллективная подготовка образовательного события. Создание списка дел и распределение поручений всем участникам образовательного события. Закрепление опытных участников за новичками и обучение их. Подготовка изделий для выставки.

 Рабочая подготовка образовательного события включает организацию, работу микрогрупп обучающихся, проверку готовности.

Организация квалификационной выставки. Теоретические сведения. Правила участия в выставке и порядок её проведения. Подготовка и оборудование места проведения выставки.

Пополнение рабочего тематического портфолио каждого участника материалами, связанными с реализацией познавательного интереса обучающегося в ходе образовательного события. Подборка материала продумывается самим обучающимся на своё усмотрение. Структурирование материала портфолио, оформление.

6.4. Непосредственное проведение образовательного события. Участие в выставке. Здесь важно обеспечить совместное эмоциональное переживание, определить место и участие каждого в общей работе. Это внутренне возвышает, обогащает каждого участника образовательного события.

6.5. Коллективное подведение итогов образовательного события. Общий сбор объединения, заключительное заседание инициативной группы, на котором выясняется, что получилось, что не получилось и почему. Анализ позволяет учиться на собственном опыте, отмечает рост, развитие детей. Намечается пути реализации решений.

6.6. Заключительное занятие: Защита портфолио. Соглосование критериев оценки портфолио с обучающимися. Презентация разделов портфолио обучающегося «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы» и «Достижения» перед группой, педагогами, родителями. Самооценивание результатов и оценивание педагогом. Презентация  группового портфолио обучающихся детского объединения, которое используется для групповой самооценки. Планирование работы на следующий учебный год. Банк проектов. Рекомендации по работе на летний период.

 

Учебно-тематический план третьего года обучения

 

Название разделов и тем  

Количество часов

теория

практика

всего

1

Основы бумагопластики

 

 

9

1.1

Вводное занятие.

3

 

3

1.2

Популярные техники работы с бумагой.

3

3

6

2

Творческий проект «Картины в технике «Квиллинг»

3

27

30

2.1

Постановка проблемы, цели и задач проекта. Ожидаемые результаты.

3

3

3

2.2

Организация процесса работы над проектом.

 

3

3

2.3

Выполнение практической части проекта – изготовление картин в технике «Квилинг».

 

15

15

2.4

Оформление результатов проекта.

 

3

3

2.5

Презентация и защита проекта.

 

3

3

3

Творческий проект «Мир изумительной кусудамы».

3

27

30

3.1

Постановка проблемы, цели и задач проекта. Ожидаемые результаты.

3

3

3

3.2

Организация процесса работы над проектом.

 

3

3

3.3

Выполнение практической части проекта – поделок, выполненных в технике «Кусудама».

 

15

15

3.4

Оформление результатов проекта.

 

3

3

3.5

Презентация и защита проекта.

 

3

3

4

Учебно-исследовательская работа «Киригами в жизни человека, изготовление изделий в данной технике».

6

39

45

4.1

Вводное занятие. Исследование выбранного объекта.

3

3

6

4.2

Организация процесса исследования.

3

3

6

4.3

Выполнение теоретической и практической части исследования.

 

18

18

4.4

Оформление учебно-исследовательской работы.

 

6

6

4.5

Подготовка и участие в конференциях НОУ.

 

6

6

4.6

Подведение итогов учебно-исследовательской работы.

 

3

3

5

Творческий проект «Новая жизнь старых вещей. Декоративные изделия в технике «Декупаж».

3

27

30

5.1

Постановка проблемы, цели и задач проекта. Ожидаемые результаты.

3

3

3

5.2

Организация процесса работы над проектом.

 

3

3

5.3

Выполнение практической части проекта – декорирование старых изделий в технике «Декупаж».

 

15

15

5.4

Оформление результатов проекта.

 

3

3

5.5

Презентация и защита проекта.

 

3

3

6

Образовательное событие «Выставка детского творчества «Ежегодная выставка детского творчества «Страна мастеров»

3

69

72

6.1

Вводное занятие. Целеполагание.

3

 

3

6.2

Коллективное планирование.

 

3

3

6.3

Коллективная подготовка образовательного события.

 

48

48

6.4

Непосредственное проведение образовательного события.

 

6

6

6.5

Коллективное подведение итогов образовательного события.

 

6

6

6.6

Заключительное занятие: Защита портфолио.

 

6

6

 

Всего в третий год обучения

 

 

216

 

Содержание программы третьего года обучения

 

Раздел 1. Основы бумагопластики.

1.1. Вводное занятие. Цель, задачи и содержание предстоящей работы в учебном году. План и порядок работы детского объединения. Возобновление работы над портфолио обучающихся. Организационные вопросы. Техника безопасности при работе в лаборатории.

1.2. Популярные техники в работе с бумагой. Повторение изученных техник (объёмное моделирование и конструирование, аппликация, квиллинг, торцевание, оригами, декупаж). В чём популярность данных техник, практическое применение. Практическая работа. Заготовка шаблонов.

Раздел 2. Творческий проект «Картины в технике «Квиллинг».

2.1. Постановка проблемы, цели и задачи проекта, ожидаемые результаты. Изучение источников. Теоретические сведения. Повторение понятия  «Квиллинг» и история возникновения данного вида искусства (повторение организовано в форме интеллектуальной  игры). Генерирование проектных идей (Мозговой штурм). Обоснование новизны и актуальности проекта. Введение игровой (сюжетной) ситуации. 

2.2. Организация процесса работы над проектом. План проектной деятельности, этапы проекта, участники, ресурсы. Прогнозируемые негативные последствия (риски) и способы их устранения, сроки реализации проекта. Планирование работы с портфолио проекта (Положение о портфоли проекта. Приложение). Объединение детей в рабочие группы, распределение заданий для каждой группы.

2.3. Выполнение практической части проекта – изготовление картин в технике «Квиллинг».  Разработка видов поделок в данной технике, составление схемы, зарисовка эскизов картин, отработка навыков выполнения элементов в технике квиллинг по схемам.  Практическая  индивидуальная работа. Изготовление картин в технике «Квиллинг» (Создание схемы, подготовка материала, нарезание полос, изготовление ролов, формирование общей композиции картины).  (Педагог по необходимости оказывает практическую помощь или  консультацию).

2.4.Оформление результатов проекта. Оформление документов проекта. Оформление портфолио проекта. Пополнение портфоли обучающегося. Подведение итогов игры. Подготовка сценария презентации проекта.

2.5. Презентация и защита проекта. Оценивание группового проекта, выполненного обучающимися, осуществляется дважды: как внешняя оценка проекта на основе критериев и как самооценка проекта обучающимися. (Положение об оценивании группового проекта, выполненного обучающимися. Приложение). Итоги выполнения работы, обсуждение проблемных вопросов в освоении материала, индивидуальных качественных достижений обучающихся.

 

Раздел 3. Творческий проект «Мир изумительной кусудамы».

3.1. Постановка проблемы, цели и задачи проекта, ожидаемые результаты. Изучение источников. Теоретические сведения.  Понятие «Кусудама», историческая справка.   Генерирование проектных идей (мозговой штурм). Обоснование новизны и актуальности проекта. Введение игровой (сюжетной) ситуации. 

3.2. Организация процесса работы над проектом. План проектной деятельности, этапы проекта, участники, ресурсы. Прогнозируемые негативные последствия (риски) и способы их устранения, сроки реализации проекта. Планирование работы с портфолио проекта (Положение о портфоли проекта. Приложение). Объединение детей в рабочие группы, распределение заданий для каждой группы.

3.3. Выполнение практической части проекта – поделок, выполненных в технике «Кусудама».  Изучение технологии изготовление поделок в технике «Кусудама». Проработка схем для складывания модуля. Отработка навыков изготовления отдельных модулей кусудамы. Практическая  индивидуальная работа. Изготовление поделок в технике «Кусудама». (Педагог по необходимости оказывает практическую помощь или  консультацию).

3.4.Оформление результатов проекта. Оформление документов проекта. Оформление портфолио проекта. Пополнение портфоли обучающегося. Подведение итогов игры. Подготовка сценария презентации проекта.

3.5. Презентация и защита проекта. Оценивание группового проекта, выполненного обучающимися, осуществляется дважды: как внешняя оценка проекта на основе критериев и как самооценка проекта обучающимися. (Положение об оценивании группового проекта, выполненного обучающимися. Приложение). Итоги выполнения работы, обсуждение проблемных вопросов в освоении материала, индивидуальных качественных достижений обучающихся.

 

Раздел 4. Учебно-исследовательская работа «Киригами в жизни человека, изготовление изделий в данной технике».

4.1. Вводное занятие. Исследование выбранного объекта. Выбор темы работы. Поиск проблемы. Исследование проблемы. Генерирование и отбор идей. Оценка актуальности. Формулировка цели и задач. Выбор методик исследования.

4.2. Организация процесса исследований. Составление плана работы. Распределение заданий на учебно-исследовательскую работу. Сбор и обработка необходимой информации. Работа с литературой и источниками. Выполнение изделий и образцов, применимых в жизни человека:  аналитическая проработка вариантов схем изделий, изготовление изделий и их оформление.    Индивидуальное сопровождение, текущий контроль и корректировка деятельности. Подведение результатов исследований, формулировка выводов и заключения.

4.3. Выполнение теоретической и практической части исследования. Пояснительная записка. Наглядный иллюстрированный материал. Подготовка доклада к конференции. Подготовка докладчиков к конференции.

4.4. Оформление учебно-исследовательской работы. Оформление УИР с учётом требований. Анализ результатов работы, контроль. Оценка качества выполненной работы. Оформление материалов по итогам работы.

4.5. Подготовка и участие в конференциях НОУ. Подготовка докладов и презентаций. Конференция НОУ ДДТ. Муниципальная конференция НОУ.

4.6. Подведение итогов.  Анализ результатов работы. Подготовка тезисов работы для сборника УИР.

 

Раздел 5. Творческий проект «Новая жизнь старых вещей. Декоративные изделия в технике «Декупаж».

5.1. Постановка проблемы, цели и задачи проекта, ожидаемые результаты. Изучение источников. Теоретические сведения. Повторение истории возникновения и развития техники «Декупаж», применение её в интерьере (Организация повторения в форме интеллектуальной  игры).    Генерирование проектных идей (беседа). Обоснование новизны и актуальности проекта. Введение игровой (сюжетной) ситуации. 

5.2. Организация процесса работы над проектом. План проектной деятельности, этапы проекта, участники, ресурсы. Прогнозируемые негативные последствия (риски) и способы их устранения, сроки реализации проекта. Планирование работы с портфолио проекта (Положение о портфоли проекта. Приложение). Объединение детей в рабочие группы, распределение заданий для каждой группы.

5.3. Выполнение практической части проекта – декорирование старых изделий в технике «Декупаж». Изучение различных приёмов декорирования изделий в технике «Декупаж» (техника декорирования на плоскости, на объёмных предметах с круговым обзором). Цветовое построение. Законы построения композиции: композиционный центр, ритм, пропорции, симметрия. Отработка приёмов декорирования изделий.  Практическая  индивидуальная работа. Декорирование старых предметов  в технике «Декупаж».  (Педагог по необходимости оказывает практическую помощь или  консультацию).

5.4.Оформление результатов проекта. Оформление документов проекта. Оформление портфолио проекта. Пополнение портфоли обучающегося. Подведение итогов игры. Подготовка сценария презентации проекта.

5.5. Презентация и защита проекта. Оценивание группового проекта, выполненного обучающимися, осуществляется дважды: как внешняя оценка проекта на основе критериев и как самооценка проекта обучающимися. (Положение об оценивании группового проекта, выполненного обучающимися. Приложение). Итоги выполнения работы, обсуждение проблемных вопросов в освоении материала, индивидуальных качественных достижений обучающихся.

 

6. Образовательное событие «Ежегодная выставка детского творчества «Страна мастеров».

6.1. Вводное занятие. Целеполагание. Беседы о бумагопластике: «Основные направления в развитии современного декоративно-прикладного творчества»; «Популярные техники работы с бумагой и их практическое применение». Предварительная работа коллектива. Создание временной инициативной группы, задача которой – организовать всё дело, вовлекая в работу всех, создавая, если надо, другие группы для подготовки отдельных эпизодов дела. В инициативную группу можно избирать, назначать, входить добровольно. Временная инициативная группа создаётся только на период проведения данного мероприятия, после которого она распадается, что обеспечивает смену ролей.

6.2. Коллективное планирование. Задача педагога и инициативной группы на этом этапе – разбудить фантазию, инициировать творчество; можно использовать метод мозговой атаки. Ставится задача провести выставку. Выяснение планов обучающихся и образ желаемого будущего образовательного события. Выдвижение и запись всех предложений, вплоть до фантастических. Развитие и дополнение предложений. Разбор предложений и отбор оптимальных. Сбор недостающей информации. Разработка сценария образовательного события.

6.3. Коллективная подготовка образовательного события. Создание списка дел и распределение поручений всем участникам образовательного события. Закрепление опытных участников за новичками и обучение их. Подготовка изделий для выставки.

 Рабочая подготовка образовательного события включает организацию, работу микрогрупп обучающихся, проверку готовности.

Организация квалификационной выставки. Теоретические сведения. Правила участия в выставке и порядок её проведения. Подготовка и оборудование места проведения выставки.

Пополнение рабочего тематического портфолио каждого участника материалами, связанными с реализацией познавательного интереса обучающегося в ходе образовательного события. Подборка материала продумывается самим обучающимся на своё усмотрение. Структурирование материала портфолио, оформление.

6.4. Непосредственное проведение образовательного события. Участие в выставке. Здесь важно обеспечить совместное эмоциональное переживание, определить место и участие каждого в общей работе. Это внутренне возвышает, обогащает каждого участника образовательного события.

6.5. Коллективное подведение итогов образовательного события. Общий сбор объединения, заключительное заседание инициативной группы, на котором выясняется, что получилось, что не получилось и почему. Анализ позволяет учиться на собственном опыте, отмечает рост, развитие детей. Намечается пути реализации решений.

6.6. Заключительное занятие: Защита портфолио. Соглосование критериев оценки портфолио с обучающимися. Презентация разделов портфолио обучающегося «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы» и «Достижения» перед группой, педагогами, родителями. Самооценивание результатов и оценивание педагогом. Презентация  группового портфолио обучающихся детского объединения, которое используется для групповой самооценки. Планирование работы на следующий учебный год. Банк проектов. Рекомендации по работе на летний период.

 

 

 

 

III.  МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной  программы  «Лаборатория бумагопластики» разработано в форме образовательно-методического комплекса, который включает набор компонентов, предполагающих как целостное, так и модульное использование материалов ОМК. В их числе:

1.Дополнительная общеобразовательная программа «Лаборатория бумагопластики», отвечающая федеральным требованиям к образовательным программам ДОД (Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16).;

2.Пакет методических материалов:

- учебно-методическая литература;

- дидактические материалы (карточки, таблицы, схемы, рисунки, чертежи, лекала, шаблоны и т.п.) по бумагопластике;

- контрольный блок (описание критериев и показателей качества образовательного процесса, мониторинга образовательного процесса и диагностических методик);

- подборка конкурсных заданий по бумагопластике;

- инструкции по технике безопасности;

- глоссарий (перечень терминов и выражений с толкованием или переводом на русский язык);

- справочно-информационные материалы по художественно-эстетическому творчеству детей;

- перечень объектов для экскурсий;

- положение о проведении ежегодной выставки детского творчества «Страна мастеров»;

- видеоматериалы и презентации по художественно-эстетическому направлению деятельности обучающихся;

- перечень и подборка (подшивка)  журналов, других материалов из различных средств массовой информации по художественно-эстетическому направлению деятельности обучающихся («Педагогоческий мир», «Коллекции идей», Журнал по оригами);

- перечень массовых мероприятий (конкурсы, выставки и т.п.) проводимые по направлению детского объединения различными учреждениями и организациями (муниципальными, региональными и т.д.);

3. Макеты изделий в разных техниках бумагопластики;

4. Материалы, отражающие достижения обучающихся в детском объединении (портфолио детского объединения);

5.Оборудование лаборатории и рабочего места, рабочий инструмент, технические ИК средства обучающегося (технологическая оснастка и т.п.);

6. Аудитория для теоретических и практических учебных занятий.

 

 

IV.  МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Комплектация помещения

Ручной инструментарий

№ п/п

Наименование

Количество штук

№ п/п

Наименование

Количество штук

1

Аптечка медицинская

1

1

Ножницы канцелярские                           

15

2

Огнетушитель

1

2

Карандаш чернографитный

15

3

Вентилятор вытяжной

1

3

Карандаш грифельный

15

4

Раковина для воды со смесителем

1

3

Кисть для рисования

15

5

Доска классная

1

4

Резак канцелярский

15

6

Стол преподавателя

1

5

Пинцет

15

7

Стол рабочий

8

6

Игла

15

8

Светильник настольный

15

7

Макетный нож,

6

9

Стул

15

8

Скальпель

15

10

Шкаф для хранения работ

2

9

Набор деревянных зубочисток

6

11

Стеллаж для хранения расходных материалов

1

10

Степлер

15

12

Стенд инструментальный

1

11

«Торцовачный» инструмент

15

13

Компьютер

1

12

Пробковый коврик 

15

14

Проектор с экраном

1

13

Коврик для резки

15

15

Принтер цветной

1

14

Набор английских булавок

4

16

Фотоаппарат

1

15

Концелярский зажим

15

17

Ящик для мусора

1

 

 

 

18

Щётка-сметка

1

 

 

 

19

Стенд с инструкциями по ТБ

1

 

 

 

 

Мерильный инструмент

№ п/п

Наименование

Количество штук

1

Линейка металлическая инструментальная (300 мм, 500 мм, 1000 мм)

15

2

Линейка с круглыми отверстиями различного диаметра

15

3

Транспортир

15

4

Угольник инструментальный

6

5

Штангенциркуль ШЦ-1

6

 

Расходные материалы для изготовления поделок

№ п/п

Наименование

№ п/п

Наименование

1

Бумага различного цвета и фактуры

12

Белый картон

2

Офисной белая  бумаги, 

13

Клей ПВА

3

Офисная цветная бумага

14

Клеящий карандаш.

4

 Гофрированная бумага

15

Краски (акварельные, гуашь)

5

Цветная бумага

16

Краски акриловые

6

Обёрточная бумага (фольга, калька)

17

Краски перламутровые акриловые

7

Ватман

18

Акриловый лак на водяной основе

8

Салфетки простые

19

  •  

9

Салфетки для декупажа

20

Шаблоны

10

Цветной картон

21

Трафареты

11

Гофрированный картон

22

Таблицы со схемами

 

ИТ средства и ТСО

 

п/п

Наименование

Количество штук

  1.  

Компьютер с периферийными устройствами и выходом в Интернет

1

  1.  

Ноутбук, планшетный компьютер

12

  1.  

Мультимедийная установка

1

  1.  

Телевизор

1

  1.  

Документкамера

1

  1.  

Интерактивная доска

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Литература для педагогов

1.     Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 2009.

2.     Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.

3.     Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф Аким, 2001.

4.     Баранников А.В. Содержание общего образования: компетентностный подход. – М., 2002.

5.     Внешкольник. Дополнительное образование и социальное воспитание детей и молодежи, №3, 2009г.

6.     Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 2004.

7.     Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.

8.     Головванов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учебное пособие для студ. учреждений сред.проф.образования – М.: Гуманитар.издат.центр ВЛАДОС, 2004.

9.     Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.

10.                       Дополнительное образование детей. Словарь-справочник/Автор-составитель Д.Е.Яковлев. – М.: АРКТИ, 2002.

11.                       Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.

12.                       Дополнительное образование и воспитание, №4, 2009г.

13.                       Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум.-М.:Гуманит. Изд.Центр ВЛАДОС, 2003.

  1. Зайцева А. Искусство квилинга, М, М «Мир книги», 2009.
  2. Лаврентьев А. Н.. «История дизайна». М., 2006.
  3. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2005

17.                       Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.

18.                       Муниципальная система образования. Информационно-методический журнал. Выпуск 1. — Ярославль: Управление образования мэрии. Городской центр развития образования, 2004.

19.                       Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр «Сфера», 2000.

20.                       Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002. http://school-16.cherobr.ru/index.php/karta/64-vvedenie-fgos/123-origami

21.                       Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2004.

22.                       Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.

23.                       Максимова Н.М., Колобова Т.Г. Аппликация. — М.: ООО фирма «Издательство АСТ»,2002.

24.                       Японское киригами http://www.liveinternet.ru/users/irishka26rus/rubric/3559695/

25.                       Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: «Академия развития», 2001.

26.                       Теория и практика дополнительного образования, №5, 2009г.

27.                       Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. № 28-о2-484/16.

  1. Узорова, О. Физкультурные минутки: Материал для проведения физкультурных пауз. [Текст] / О. Узорова.- Мн.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ»: ЗАОНПП «Ермак», 2004.- 96с.

29.                       Хелен Блисс.Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Бриловой Л.Ю.  — Санкт-Петербург: «Норинт», 2000.

  1. Сайт «Страна мастеров» http://stranamasterov.ru/content/popular/inf/462,451

 

Литература для обучающихся

 

  1. Афонькина, С. Ю. Цветы и вазы оригами. [Текст] / С. Ю. Афонькина., Е. Ю. Афонькина.-Спб.: Издательство Дом «Кристалл», 2002.- 231с.
  2. Афонькина, С. Ю. Драконы и динозавры: Оригами для знатоков. [Текст] / С.

3.      Академия детского творчества 365 поделки из бумаги и картона Джон Рассел, Говард Ольтен 2011

  1. Васильева Л.,- Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика, 2000.
  2. Джоунс, Ф. Фантазии из бумаги: Техники. Приемы. Изделия: Энциклопедия. [Текст] / Ф. Джоунс.- М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА. -160с.
  3. Долженко, Г.И. 100 поделок из бумаги. [Текст] / Г.И. Долженко. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.- 144с. http://zonasofta.net/41987-100-podelok-iz-bumagi.html

7.      Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/''Kollekciya_idey''/_''Kollekciya_idey''.html

8.      Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — СПб.: Кристалл, 2001.

9.      Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги — Ярославль Академия развития, 2001.

  1. Рэй Гибсон. Наши руки не для скуки. – М.: Издательство «Росмен», 2005.
  2. Сержантова, Т.Б. 366 моделей оригами. [Текст] / Т.Б. Сержантова.- М.: Айрис – пресс, 2003.-192с.
  3. Столяров, С.В. Я машину смастерю – папе с мамой подарю. [Текст] / С.В. Столяров.- Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2000.-112с.
  4. Ступак, Е.А. Оригами. Подарки к праздникам. [Текст] / Е.А. Ступак.- М.: Айрис – пресс, 2007.-160с.
  5. Соколова, С. Азбука оригами. [Текст] / С.Соколова.- М.: Изд-во Эксмо; Спб.: Изд-во Домино, 2006.-432с.
  6. Соколова С. Театр Оригами: Игрушки из бумаги: Изд-во Эксмо. 2002.
  7. Соколова С. Школа Оригами: Аппликации и мозаика. Изд-во Эксмо, 2005.
  8. Трумпа Э. А. Самоделки из бумаги (складывание и сгибание) — М. Учпедгиз, 2003.

18.  Острунов Н.Д. Оригами динамические, – М.: Айрис-пресс, 2005