Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путь к самопознанию»

МБУ ДО «ЦВР Промышленного района г. Ставрополя»

 

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Путь к самопознанию»

 

Кульчицкая Ирина Юрьевна

Заместитель директора по методической работе

 

 

 

Пояснительная записка

«Я не один год думал, в чем выражается

наиболее ярко результат воспитания?

Когда я имею  моральное право сказать:

Мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила:

первый и наиболее ощутимый результат воспитания

выражается в том,  что человек стал думать

о самом  себе,  задумался над вопросом:

что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные

методы и приемы воспитания останутся пустыми, 

если они не приведут к тому,  чтобы человек

посмотрел на самого себя,  задумался над собственной судьбой».

В.А. Сухомлинский

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путь к самопознанию» разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №  1726-р);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации  на период до 2015 г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493);

- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726);

- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Устав МБУ ДО «ЦВР Промышленного района г. Ставрополя» от 15 июля 2015 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа(далее - программа) социально-педагогической направленности «Путь к самопознанию» разработана в соответствии с современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г.

Актуальность программысостоит в ее своевременности и востребованности, так как модернизация образовательной системы России выдвигает новые требования к современному человеку, реализующему свои потенциальные возможности в общественномжизнепроживании. Компетентностный подход выходит на первый план личностной сформированности. Знаниевый подход заменяется реальной возможностью самореализации. Разностороннее развитие личности предполагает формирование разнообразных способностей и интересов, соответствующих различным сферам человеческой деятельности, что, разумеется, не исключает выделение личностью чего-либо одного, наиболее значимого для себя.

Основные противоречия личностного роста объясняются двойственностью человеческой натуры. С одной стороны, человек личностно растет, изучая себя и углубляясь в тайны собственной уникальности, неповторимости, непохожести на других людей. С другой – в процессе своего становления личность стремится как бы выйти за пределы собственного «Я», расшириться, объединиться со всем миром и со всеми людьми.  Первое приводит к ощущению отгороженности, оторванности и одиночества, второе – к потере чувства интегрированности, целостности своего «Я». Потребность в активности и самореализации вступает в противоречие со стремлением к любви и признанию со стороны окружающих, ибо ожидания других людей не всегда совпадают с нашими желаниями и целями. К. Роджерс называл это несоответствием между «идеальной самостью» - представлением о том, каким я должен быть в глазах других, и «реальной самостью» - тем, чем я являюсь на самом деле.  В этой связи перед человеком возникает проблема способа разрешения такого противоречия.

Сложность заключается еще в том, что личностный рост связан с внутренними изменениями, переоценкой предыдущего опыта на каждом этапе жизни. Молодой человек, определяющий свое будущее, уже имеет определенный стереотип поведения выработанный в средней школе. Возникает ситуация, когда приходится отрицать какие-то вновь открываемые стороны себя, чтобы сохранить привычный, проверенный образ собственного «Я». Такой конфликт между новыми желаниями и стремлениями и старым способом их реализации должен быть разрешен, так как в противном случае возникает осознание несоответствия между своим поведением и своими представлениями, что усиливает чувство тревожности и уязвимости. Личность растет за счет своих внутренних ресурсов и ей предстоит сделать серьезный профессиональный жизненный выбор, но она не изолирована и зависит от своего окружения, она должна отвечать на «вызов» жизни, сохраняя собственную целостность ради осуществления смысла своего существования – в этом и состоит основная задача личностного роста и, как следствия,  благоприятной адаптации к новой сфере существования.

Отличительной особенностью данной программыявляется ее модульность как система, в основе которой лежит компетентностный подход, который базируется на деятельностном принципе. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если обучающийся выполняет задание с дозированной помощью педагога или коллег по группе (подбадривание, указание ориентира и т.п.) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики обучающегося: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, обучающийся переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи обучающемуся, а также организации обучающей деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).

Модульное построение  программы позволяет формировать новые личностно-профессиональные установки по отношению к молодому человеку, его субъектности и самоопределению. Открытость, внутренняя подвижность содержания и технологий, учет индивидуальных интересов и запросов - важнейшие характеристики данной программы. Она - образец становящейся учебной предметности, полный объем которой нельзя сформулировать заранее. Использование модульной технологии в дополнительном образовании позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, выстроить отношения педагога и обучающегося на паритетной основе. Предлагаемый учебный план является «дорожной картой», по которой двигается учебная группа, с своевременной корректировкой тематического положения. Все будет зависеть от индивидуальных возможностей и желаний членов учебной группы.

Безусловно, старший школьник имеет уже определенный знаниевый и практический опыт собственного осознания, который был сформирован в процессе изучения учебных и факультативных дисциплин в школе. К ним можно отнестиследующие: «Окружающий мир», «Граждановедение», «Литература», «Биология», «Обществознание» и некоторые другие, на которых учащиеся сталкивались с рассмотрением человека в обществе.  Так же следует констатировать, что освоение программы «Путь к самопознанию» поможет в будущем обучающимся эффективнее осваивать новые предметные области: «Правоведение», «Философия», «Психология», «Педагогика» и другие специальные предметы в высшей школе.

Научно-педагогическая обоснованность  программы заключается в использовании как традиционных, так и современных инновационных подходов в организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования. Методологическим основанием для создания программы «Путь к самопознанию» стали философские (Сократ, Платон, Аристотель, Р.Декарт, Вл. Соловьев,  В. Розанов, П. Флоренский и др.), психологические (Э. Фромм, А. Маслоу, А.В. Брушлинский, В.А. Петровский, К. Роджерс, К. Юнг, Б.Г. Ананьев,  А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштей, И.Ю. Столин, В.Г. Маралов и др. )и педагогические (К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Н.А. Константинов, П.И. Пидкасистый, И. Исаев и др.)научные труды. Еще с древних времен человечество последовательно укореняло в сознание человечества ценности самопознания и саморазвития.  В современной педагогике и психологии потребность в саморазвитии и самоактуализации рассматривается как высшая потребность человека, удовлетворение которой позволяет ему реализовать себя в полной мере. Только в этом случае человек постигает и обретает смысл своего существования, становится тем, кем он способен стать, а не тем, кем хотят видеть его окружающие.

Жизненное пространство имеет первоочередное значение в самореализиции человека. Готовность быть успешным в различных общностях зависит от готовности самой личности. Особенностью современного общества, поликультурного в своей основе, является ярко выраженный процесс интеграции.Ставропольский край является ярким представителем многонациональной и поликультурной среды. Задача образовательных организаций краянаучить ценить и понимать культуру «своего» этноса и уважать культуру «других» народов. В связи с этим программа «Путь к самопознанию» включает региональный компонент. В содержание занятий включаются как теоретические, так и практические аспекты межэтнического взаимодействия и общения. Создаются условия и ситуации для научения благополучного жизнепроживания в поликультурной среде.

Данная программа адресована для юношей и девушек 16-17 лет. Необходимо выдвинуть гипотезу об актуальности гендерно-смешанного подхода в формировании учебного объединения. В Обосновании этого тезиса, необходимо остановиться на основных психолого-педагогических особенностях данного возраста.

Юность – важный период в развитии человека, в этот период происходит  вхождения человека во взрослую жизнь. Это в буквальном смысле "третий мир", существующий между миром взрослых и детей.

Юность – период завершения физического созревания, основными признаками которого являются скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте.  Именно в ранней юности юноши догоняют и опережают в своём физическом развитии девушек.

Юность – это период самоопределения – социального, личностного, профессионального, духовно-практического. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности.

Этим во многом обусловлены основные психические новообразования ранней юности:

Повышенное внимание к своей внешности, склонность находить у себя физические отклонения даже там, где их нет, что может вызывать даже хронические психические нарушения невротического характера.

Но общее эмоциональное состояние юношей и девушек в этом возрасте становится более ровным: нет резких аффективных вспышек, как у подростков.

Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Если ребенок раньше был центрирован на внешних стимулах, то теперь он заинтересован своим внутренним миром, у старшеклассников формируется представление о собственной уникальности, неповторимости, исключительности собственного «Я». Их выводы об окружающем  мире кажутся им уникальными, неведомыми никому, отсюда – гремучая смесь самонадеянности и нерешительности, смелости в суждениях и сдержанности в поступках. Старшеклассники жадно впитывают новые идеи, но очень неохотно отказываются от своих собственных.

«Открытие» своего внутреннего мира – очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, непохожести на других приходит чувство одиночества, что порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении.

Старшеклассникам необходима помощь в становлении самосознания, которая может заключаться в трёх важных позициях:

- Поддерживать представление старшеклассников о собственной уникальности, но в то же время показывать, что каждый из них точно так же убеждён в своей уникальности, именно поэтому её нельзя считать проявлением собственного превосходства над другими. Уважая свою уникальность, нужно уважать и неповторимость других людей, чужое мнение, стремиться понять точку зрения другого, не навязывать свои взгляды окружающим.

- Направлять внимание старшеклассников на изучение опыта старших, на уроки человечества, на историю  собственной жизни.

- Раскрывать перспективу жизни старшеклассников, показывать варианты их будущего, тем более, что мечты о будущем занимают центральное место в их переживаниях.

Центральным новообразованием ранней юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. Человек начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план.

 В связи с развитием самосознания у старшеклассников возникает стремление к доверительности во взаимодействии со взрослыми и к «исповедальности» - со сверстниками.

Именно эти основополагающие характеристики и дают возможность полноценно реализовывать программу «Путь к самопознанию».

Объем и срок освоения программырассчитан исходя из ее общекультурного (базового уровня): 1 год обучения, 108 часов (при 36 учебных неделях).

Основной формой обучения является очная(с выполнением практических домашних заданий).

Особенностью организации образовательного процесса является тренингово-учебная форма. Состав группы – постоянный. Группа имеет специфику «закрытой». Первых два занятия являются пробными, т.е. обучающиеся имеют возможность выбора занятий по программе и принятия условий «закрытой группы». В течение учебного года приема новых желающих не осуществляется, т.к. занятия имеют личностно-психологическую направленность. В течение первого месяца проходит адаптация участников и только потом начинается серьезная личностная программа через групповое общение.

В этот период необходимо оказать молодым людям психолого-педагогическую поддержку в его личностном развитии и становлении. Существуют различные формы и методы социальной и психолого-педагогической помощи - это популярные и приемлемые в силу своей эффективности  практикумы и тренинги по саморазвитию и самопознанию личности.

Влияние группы на человека огромно. Издревле взаимодействие в группе способствовало выживанию и развитию ее членов. Во множестве жизненных ситуаций человек испытывает потребность в тепле, признании и контакте с другими людьми. Что переживается в группе, может естественно переноситься ими во внешний мир. Члены группы получают в ней обратную связь и поддержку от людей, имеющих сходные проблемы и переживания. Важнейшими условиями работы таких тренинговых групп являются принятие и доверие к каждому члену группы, активная забота и помощь друг другу. В такой атмосфере комфортности человек становится способным обучаться новым умениям, экспериментировать  с различными стилями отношений, пробовать новые способы поведения.  Группа значительно облегчает процесс самоисследования, помогает оценить собственные чувства, установки и поступки, способствует самораскрытию, изменению, формированию «Я» - концепции и, следовательно, усиливает уверенность в себе.

Основными принципами работы группы являются: принцип добровольного участия, принцип диалогизации взаимодействия, принцип постоянной обратной связи, принцип самодиагностики, принцип оптимизации развития, принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер, принцип постоянного состава группы, принцип  изолированности, принцип свободного пространства.

В основу же своей деятельности педагог-тренер ставит следующие принципы: мотивационной готовности, учета индивидуальных особенностей участников, соответствие методам познания.

Групповые правила принимаются самой тренинговой группой, но основополагающими являются следующие: доверительный стиль общения, общение по принципу «здесь и сейчас», персонификация высказываний, определение сильных сторон личности, недопустимость непосредственных оценок личности участника тренинга, как можно больше контактов и общения, активное участие в происходящем, уважение к говорящему, ведущий всегда прав.

Педагогический закон в тренинге:

Учитывать в работе тренинговой группы, что самовыражение личности в группе осуществляется по шести основным направлениям:

- восприятие себя через соотношение себя с другими;

- восприятие себя через восприятие себя другими;

- восприятие себя через результаты собственно деятельности;

- восприятие себя через результаты диагностических методик;

- восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний;

- восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика.

Педагогические подходы:

К изучению курса  применяются  диагностический,  тренинговый и коррекционный подходы.

Численность группы:

Для наиболее эффективной деятельности тренинговой группы численность участников ограничивается 8-10 старшеклассниками (специфика программы - личностно-психологическое развитие).

Время проведения тренинга:

В связи с тем, что учебная нагрузка в старших классах достаточно высокая, то частые и продолжительные встречи на занятиях были бы не эффективны. Занятия учебной группы проводятся 1 раз в неделю по 3 академических часа. День занятий подбирается по желанию участников (в соответствии со школьной нагрузкой).

Цель программызаключается в создании социально-психологической ситуации для самопознания, самораскрытия и самореализации обучающегося в условиях реализации программы «Путь к самопознанию»на основе его внутреннего потенциала.

Исходя из целеполагания, определены основные задачи программы:

личностные

- формирование адекватногосамоосознания;

-формирование позитивной «Я-концепции»;

- корректировка и закрепление адекватной самооценки;

- развитие общественной активности;

- осознание гражданской позиции в ситуации взросления;

- осознание понимания культуры общения и поведения в социуме.

метапредметные

- развитие мотивации к самопознанию;

- формирование потребности в саморазвитии;

- развитие чувства ответственности и самостоятельности;

- развитие способности к взаимопониманию;

- развитие навыков конструктивного общения.

образовательные (предметные)

- стимулирование познавательной активности;

- формирование системы представлений и знаний о себе и своих возможностях;

- тренировка навыков саморегуляции, в том числе развитие стрессоустойчивости;

- приобретение определенных знаний, умений, навыков и компетенций в системе самореализации.

Учебный план

п/п

Название модулей

Количество часов

Формы

аттестации/контроля

всего

теория

практика

1.

Введение: Человек в системе общественных отношений

 

3

2

1

входная диагностика (диагностическая карта)

2.

Социально-психологический тренинг и его теоретическое обоснование

3

2

1

опрос

3.

Правила тренинга как фактор успешности совместной деятельности

3

2

1

опрос

4.

Жизненные сценарии человека

3

1

2

опрос

5.

Самопознание и самовоспитание

6

1

5

диагностика

6.

Самораскрытие и принятие себя

3

0,5

2,5

самоанализ практической деятельности

7.

Мир наших эмоций и чувств

6

1

5

самоанализ практической деятельности

8.

Эмпатия как фактор внутреннегосамоосознания

6

1

5

результаты диагностики

9.

Невербалика как одно из эффективных средств самопознания

6

1

5

диагностика

10.

Роль темперамента в жизни человека

6

2

4

диагностика

11.

Формирование и развитие характерологических основ человека

6

2

4

самоанализ,

промежуточная диагностика

12.

Интеллектуально-познавательная сфера личности (ощущение, восприятие, внимание,воображение, память, мышление)

15

5

10

групповой анализ практической деятельности

13.

Личность и межличностные отношения (коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения)

9

3

6

групповой анализ практической деятельности

14.

Конфликты и их разновидности

6

2

4

групповой анализ и самоанализ практической деятельности

15.

Создание собственного имиджа как условие самореализации

9

3

6

самоанализ практической деятельности

16.

Арт-терапия как метод коррекционной и профилактической деятельности в работе с обучающимися

12

2

10

самоанализ диагностической деятельности

17.

Релаксация в процессе саморегуляции

3

0,5

2,5

самоанализ самочувствия

18.

Заключительное занятие: «Путь к самопознанию» - формирование адаптивного мироощущения

3

1

2

Итоговая диагностика(диагностическая карта)

Итого:

108

32

76

 

Содержание учебного плана

Модуль 1(3 часа).Введение: Человек в системе общественных отношений.

Теория (2 часа):Социально-психологический подход к понятиям: «общество», «индивид», «индивидуальность», «личность». Место человека в общественных отношениях. Смысл человеческого бытия.

Практика (1 час):Входная аттестация обучающихся (Приложение 1).

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль2 (3 часа).Социально-психологический тренинг и его теоретическое обоснование.

Теория (2 часа):Социально-психологический тренинг как понятие. Цели, задачи, принципы тренинга.

Практика (1 час):Упражнения: «Имя, герб, девиз», «Самовосприятие». Тесты: «Как Вы к себе относитесь?», «Любят ли Вас люди?».

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 3 (3 часа).Правила тренинга как фактор успешности совместной деятельности.

Теория (2 часа): «Правило» как общественный феномен. Содержательный компонент правил тренинговой работы.

Практика (1 час):Упражнения на самовосприятие. Тест «Кто я в этом мире?» -   В.А. Сонин.

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 4 (3 часа).Жизненные сценарии человека.

Теория (1 час):Понятия: «жизненный сценарий», «жизненный план», «подсознание». Общая характеристика трансактного анализа Э. Берна.

Практика (2 часа):Тест: «Родитель-Взрослый-Ребенок».

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль5(6 часов).Самопознание и самовоспитание.

Теория (1 час): Социально-психологическая трактовка понятий «самопознание» и «самовоспитание».

Практика (5 часов):Упражнения: «Моя вселенная», «Какой Я?», «Развитие углубленного самопознания», «Письмо», «Ищем секрет», «Автобиография».

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 6 (3 часа).Самораскрытие и принятие себя.

Теория (0,5 часа): Самораскрытие как способ гармонизации внешнего и внутреннего «Я».

Практика (2,5 часа):Упражнения: «Конверт откровений», «Интервью», «Сильные стороны»». Самодиагностика уровня самоуважения по Розенбергу. Упражнения  на развитие позитивного самовосприятия: «Контраргументы», «Представьте себя ребенком», «Иностранное имя», «Исповедь», «Я в зеркале».

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 7 (6 часов).Мир наших эмоций и чувств.

Теория (1 час): Социально-психологический подход к понятиям «эмоции» и «чувства». Эмоциональная культура как понятие.

Практика (5 часов): Тест: «Мои привычные эмоции», «Выявление страхов». Упражнение «Три способа сжечь эмоцию физическими усилиями». Упражнения по развитию способностей управления эмоциями.

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 8 (6 часов).Эмпатия как фактор внутреннего самосознания.

Теория (1 час):Понятие «Эмпатия» и его сущностная характеристика. Эмпатийные свойства личности.

Практика (5 часов):Диагностика эмпатии. Игры и упражнения по развитию эмпатийных свойств личности: «Слепец и поводырь», «Контакт глазами», «Эмпатийное слушание», «Восприятие и передача эмоциональных состояний».

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 9 (6 часов). Невербалика как одно из эффективных средств самопознания.

Теория (1 час): Понятие «невербалика» как социально-психологический феномен.

Практика (5 часов): Диагностические методики: «Почерк и личность», «Жесты и позы», «Поза во сне», «Выбор геометрической фигуры», «Нумерологический тест». Практикум «Выразительность мимики и жестов».

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 10 (6 часов). Роль темперамента в жизни человека.

Теория (2 часа):Определение понятия «темперамент». Типы темпераметров и их характеристика.

Практика (4 часа):Диагностика типов темперамента.Практикум по коррекции своего поведения в соответствии со своим типом темперамента.

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 11 (6 часов). Формирование и развитие характерологических основ человека.

Теория (2 часа):Понятие «характер» как психологический феномен. Акцентуации характера.

Практика (4 часа): Опросник акцентуации личности по К. Леонгарду. Анализ и самоанализ полученных результатов. Их осмысление. Промежуточная диагностика.

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 12 (15 часов). Интеллектуально-познавательная сфера личности (ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление).

Теория (5 часов):Психологическая характеристика понятий «ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление».

Практика (10 часов):

- Ощущение и Восприятие: упражнения на ощущения и восприятие – «Временный интервал», «Заколдованные слова», «Мешок с предметами», «Глазомер на углы».

- Внимание: упражнения на зрительное внимание, на слуховое внимание, на осязательное внимание. Групповые упражнения на общее внимание.

- Воображение: упражнения и тренинговые занятия на развитие воображения: «Реальный предмет», «Масленные картины», «Не очень реальный предмет», «Точность, логичность, образность», «Биография спичечного коробка», «Практика повседневного творчества», «Тренировка эмоциональной памяти».

- Память: Методика «Оперативная память». Упражнения на развитие памяти: «Пиктограмма», «Зрительное запоминание», «Ассоцияции», «Тренировочные тесты».

- Мышление: упражнения – «Волшебная тройка», «Сложные аналогии», «Закономерности числового ряда».

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 13 (9 часов). Личность и межличностные отношения (коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения).

Теория (3 часа):Межличностное общение как социально-психологический феномен. Коммуникативная сторона общения как обмен информацией. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения). Перцепция как восприятие и познание друг друга партнерами по взаимодействию.

Практика (6 часов):

Диагностика уровня развития личностных свойств для межличностного взаимодействия.

- Коммуникативная сторона общения: Тесты -  «Умеете ли Вы излагать свои мысли?», «Коммуникабельны ли Вы?», «Приятно ли с Вами общаться?», «Уровень владения невербальными компонентами общения». Тренинговые упражнения – «Знакомство в парах», «Мнения», «Прорваться в круг», «Мимика и жесты», «Видение других», «Различные позиции в вербальном общении» и др.

- Интерактивная сторона общения: Тренинговые задания-упражнения - задачи на проигрывание конкретных ситуаций. Психокоррекционные упражнения для самостоятельного выполнения.

- Перцептивная сторона общения: Приемы аттракции в практической деятельности. Приемы: «Зеркало отношений», «Имя собственное», «Личная жизнь», «Золотые слова».

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 14 (6 часов).Конфликты и их разновидности.

Теория (2 часа): Социально-психологические характеристики понятий «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент», «дискомфорт», «недоразумение», «кризис».

Практика (4 часа):Тест на оценку уровня конфликтности личности, Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации, Оценка способов реагирования в конфликте (методика К. Н.Томаса). Упражнения – «Конфликтные ситуации». Решение педагогических задач на основе трансактного анализа.

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 15 (9 часов). Создание собственного имиджа как условие самореализации.

Теория (3 часа):Понятия «имидж» и «имиджелогия». Составляющие имиджа. Внутренний и внешний образы. Самомотивация – поддержка самого себя. Привлекательность – создание положительного облика. Методика личногообояния. Составляющие технологии создания имиджа. Главные заповеди в создании имиджа.

Практика (6 часов):Тренинг: «Я ЧУДО!» Упражнения: «Войдите в роль», «Музыкальная пайза», «Групповой рассказ», «Мгновенная реакция», «Умейте расслабиться», «Маяк». Методики: письмотерапия, Рассмотрение перспектив, Улыбка, Фейсбилдинг,  Мимические привычки Тренинг – Расслабление мышц лица. Написание резюме для поступления в новую школу.

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 16 (12 часов). Арт-терапия как метод коррекционной и профилактической деятельности в работе с обучающимися.

Теория (2 часа): Арт-терапия как понятие. Арт-терапия – как метод лечения. Виды Арт-терапии. Изотерапия. Фототерапия. Музыкотерапия.

Практика (10 часов): Арт-терапевтические приемы: Трансгрессия, Работа со сноведениями, Работа с красками и стеклом, Рисование детских воспоминаний, Фотоколлаж, В лесу, Волшебный сон, Мелодизациясобственныз имен или нейтральных фраз.

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 17 (3 часа). Релаксация в процессе саморегуляции.

Теория (0,5 часа): Релаксация как понятие. Сеанс релаксации как погружение в состояние полного телесного покоя.

Практика (2,5 часа): Упражнения на релаксацию. Сеанс релаксации.

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 18 (3 часа). Заключительное занятие: «Путь к самопознанию» - формирование адаптивного мироощущения.

Практика (2 часа):Упражнение «Старый дуб». Заполнение диагностической карты. Итоговая аттестация обучающихся (Приложение 1).

Теория (1 час):Подведение итогов работы тренинговой группы за учебный год.

Планируемые результаты освоения общеобразовательной общеразвивающей программы являются основным показателей развития личностных характеристик обучающегося. Исходя из целеполагания программы и ее содержания, следует сформулировать основные предполагаемые результаты освоения программы:

- обучающийся в процессе освоения программы «Путь к самопознанию» должен приобрести следующие

знания– о человеке как биосоциальном и духовном существе; его становлении в современном обществе, самопознании, самовоспитании, самораскрытии; его эмоциональной и чувственной сфере; его психологических особенностях: интеллектуальная сфера, темперамент, характер; о потенциальных возможностях к общению и взаимодействию в обществе;  о человеческом имидже; о формах социально-психологической работы с личностью: тренинги, арт-терапевтическая работа, релаксационная деятельность.

 умения– самопознания, самовоспитания и самораскрытия; стабилизировать и развивать свою эмоционально-чувственную сферу;учитывать свой темперамент в жизнереализации; развивать свою интеллектуальную и познавательную сферы; корректировать негативные проявления своего характера; выстраивать эффективное безконфликтное взаимодействие; создания комформного личностного имиджа; применять приемы социально-психологических приемов для стабилизации и развития личностных проявлений в деятельности.

- в результате приобретенных знаний и умений  у обучающегося формируются социально-психологическаякомпетенция, которая состоитиз коммуникативной, перцептивной (когнитивной) компетентности и знаний в области взаимодействия, поведения.

- по итогам освоения программы обучающийся приобретает

личностные результаты –адекватное самосознание и самооценка, позитивная «Я-концепция», общественная активность, гражданская позиция, культура общения и эффективное поведение в социуме;

метапредметные результаты – мотивация к самопознанию, потребность в саморазвитии, чувство ответственности и самостоятельности, способность к эффективному взаимодействию, навыки конструктивного общения;

предметныерезультаты– познавательная активность; представления и знания о себе и своих возможностях; навыки саморегуляции; знания, умения, навыки в системе самореализации.

Календарный учебный график – см. приложение 2.

Материально-техническое обеспечение реализации программы включает в себя

учебный кабинет(из расчета занятий группы из 8-10 человек)приспособленный длятренинговой работы с группой обучающихся,

оборудование: учебные столы, стулья, доска, мел;мультимедийное оборудование;

информационное обеспечение: аудио-, видео-, фото-, интернет источники;

кадровое обеспечение:Кульчицкая И.Ю. – кандидат педагогических наук, педагог дополнительного образования.

Формы аттестации разработаны и обоснованы для определения результативности освоения программы, которые отражают достижения цели и задач программы. На первом занятии по программе «Путь к самопознанию» проводится диагностика изучения личностного развития каждого обучающегося  – заполняется диагностическая карта (исходный уровень). В середине учебного года –  вторичный срез (диагностическая карта – промежуточный уровень), в конце учебного года (диагностическая карта – итоговый результат).

Диагностическая карта заполняется на основе отслеживания и фиксации образовательных результатов через различный формы: диагностический материал, тестированиеопросы, групповой анализ и самоанализ практической деятельности, портфолио обучающихся, фото, отзыв обучающихся, свидетельство (сертификат), статья и др.

Образовательные результаты представляются и демонстрируются через: аналитический материал по итогам проведения диагностических методик, диагностическая карта, научно-практическая конференция, открытое занятие, поступление выпускников в вузы по социально-психологическому направлению и др.

В пакет оценочных материалов необходимо включить:

1. Кульчицкая И.Ю. «Теоретические знания по курсу «Путь к самопознанию».

2. Вебер С.А. Анкетный опросник «Самопознания и смыслопостижения».

2. По каждому модулю программы проводятся диагностические срезы, результаты которых и говорят о личностном развитии обучающегося. Данные диагностики представлены в дидактических материалах программы (приложение 3).

Методические рекомендации по реализации общеобразовательной общеразвивающей программы «Путь к самопознанию» включают в себя логику организации и сопровождения образовательного процесса. Методика работы включает в себя:

- особенности организации образовательного процесса – очное обучение;

- методы обучения – словесный, наглядный, практический; объяснительно иллюстративный, исследовательский, проблемный; игровой, дискуссионный, проектный; воспитания – упражнение, мотивация;

- формы организации образовательного процесса – индивидуально-групповая исходя из специфики социально-психологической направленности программы;

- формы организации  занятия – беседа, игра, конференция, круглый стол, «мозговой штурм», наблюдение, семинар, практическое занятие, тренинг;

- педагогические технологии -  технология индивидуализации обучения,   технология модульного обучения, технология проблемного обучения, технология коллективного взаимообучения и др.;

- алгоритм занятия предполагает следующую структуру:  «размораживание» и групповое сплочение (социально-психологические тренинги для результативности работы требуют полной концентрации внимания участников – для этого необходимо создать единую рабочую атмосферу) – актуализация целеполагания темы занятия (концентрация внимания на основную цель занятия и ее принятия каждым участником) – теоретическое содержание темы (знаниевый компонент является основанием для осознанной практической деятельности) – практическая отработка (формирование определенных практических навыков по теме занятия) - самоанализ деятельности каждого обучающегося (на данном этапе каждому обучающемуся осознать результативность своей деятельности на занятии) – обсуждение итогов работы группы (рефлексия поможет увидеть положительные и слабые стороны занятия и учесть это в дальнейшем);

- дидактические материалык занятиям по программе «Путь к самопознанию» см. приложение 3.

Список литературы

Список литературы для педагогов (основная):

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПб.: Питер, 2006.
  2. Бердяев Н. Самопознание. - Москва: Хранитель, 2007.
  3. Браткин А. Чемоданчик тренера: 10 продаваемых тренингов.- М.: Генезис, 2006. 
  4. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. - СПб.: Речь, 2007.
  5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебн. пособие для.- М.: Ось-89, 2005.-256 с.
  6. Долгова В.И., Лавринович Т.М. Установки на профессиональное самоопределение.- Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2006.
  7. Ежова Н.Н. Научись общаться: коммуникативные тренинги. - Ростов н /Д.: Феникс, 2006. 
  8. Емельянов М. Практикум по конфликтологии. – М., 2000.
  9. Ильин Е.П.Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2011.
  10. Калюжный А.А. Социально-психологические механизмы построения имиджа//Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. – 2005. – № 2.
  11. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. – М.: Ось-89, 2008.
  12. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: практикум: учебное пособие для вузов - М.: Просвещение, 2006.
  13. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. – М.: «Академия», 2004.
  14. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: «БАХРАХ-М»,  2000.
  15. Фадеева Е.И. Имидж как ресурс успеха: Учебно-методическое пособие. - М.: Перспектива, 2010.
  16. Шевандрин Н.И. Психодиагностика,  коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС,  1998.
  17. Энциклопедия психологических тестов. Общение,  лидерство,  межличностные отношения. – М.: Изд-во  АСТ. 1997.
  18. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие. – Оренбург, 2004.

Список литературы для педагогов (дополнительная):

  1. Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2001.
  2. Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М.: Владос, 2004.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психолог.труды / Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн.- М. - Воронеж: МОДЕК, 2001.
  4. Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004.
  5. Деятельность в жизни  человека и общества. Познавательная деятельность (самопознание)//Соц.-пол.  Журнал. 1995. № 1. С. 106.
  6. Катаева Л.И. К вопросу о сущности профессионального самоопределения личности в пространстве становления нового российского общества/Л.И. Катаева, Т.А. Полозова//Мир психологии. - 2005. - № 1. - С. 147- 156.
  7. Лабунская В.А., Менеджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учебное пособие. - М. , 2001.
  8. Люшер М. Сигналы личности: Ролевые игры и их мотивы. - Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.
  9. Марищук В. Л, Евдокимов В И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2001.
  10. Маслова Н.Ф. Искусство невербальной диагностики. - Орел,  1993.
  11. Меньшикова А.Л. Трудности в общении, конфликты и пути их преодоления. - СПб., 2004.
  12. ПизАллан. Язык телодвижений: Как читать  мысли других по их жестам. - Нижний Новгород,  1997.
  13. Прутченков А.С. Специализированный тренинг лидерских качеств «Голосуйте за меня»//Соц.-пол. журн. 1997. № 1, 2, 3.
  14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995.
  15. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Владос, 2004.
  16. Романова Е.С.,  Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт,  1992. 
  17. Чебыкин Я., Мельничук И.В. Генезис эмоциональных особенностей у детей разного возраста и пола. - Одесса: ЮНЦ АПН Украины, 2004.

Список литературы для обучающихся (основная):

  1. Касаткин С. Техника обратной связи. Мастер общения. - СПб.: Питер, 2002.
  2. Кашницкий С.Е. Среди людей. Соционика - наука общения. - М., 2002.
  3. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. – М.: Ось-89, 2008.
  4. Лабунская В.А., Менеджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учебное пособие. - М., 2001.
  5. Марищук В.Л, Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2001.
  6. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам - Н. Новгород: Аи Кью, 1992.
  7. Познай себя: Диагностические методики самопознания. – Ставрополь:  СКИУУ,  1993.
  8. Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. - М.: Сфера,  2001.
  9. Шапарь В. Гений общения или искусство быть разным. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  10. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. - М., 1994.
  11. Энциклопедия психологических тестов. Общение,  лидерство,  межличностные отношения. – М.: Изд-во  АСТ. 1997.

Список литературы для обучающихся (дополнительная):

  1. Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М.: Владос, 2004.
  2. Бодалёв А.  Восприятие и понимание человека человеком.- М: МГУ, 1982.
  3. Братусь Б.С. Современный мир и психология (размышления о психологической реальности)//Мир психологии. - 2005. - № 1. – С. 51-60.
  4. Браун Л. Имидж - путь к успеху. - СПб., 1996.
  5. Деятельность в жизни  человека и общества. Познавательная деятельность (самопознание)//Соц.-пол.  Журнал. 1995. № 1. С. 106.
  6. Козлов Н.И.  Как относиться к себе и людям или  Практическая психология на каждый день. - М.: Новая школа,  1993.
  7. Лабунская В.А., Менеджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учебное пособие. - М. , 2001.
  8. Марищук В. Л, Евдокимов В И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2001.
  9. Маслова Н.Ф. Искусство невербальной диагностики. - Орел,  1993.
  10. Меньшикова А.Л. Трудности в общении, конфликты и пути их преодоления. - СПб., 2004.
  11. Романова Е.С.,  Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт,  1992. 

Приложение 1.

Опросник: Теоретические знания по курсу

«Путь к самопознанию»

(составлен на основе программы «Путь к самопознанию» руководителем объединения к.п.н. Кульчицкой И.Ю. Опрос может проводиться как письменно, так и устно в беседе с обучающимися, при этом ведется карта наблюдения)

1. Дайте определение «Человека» как социально-психологической категории.

2. Что такое тренинг и каковы его основные принципы и функции?

3. Необходимы ли правила в тренинговой работе? Объясните – Зачем?

4. Что такое самопознание и самовоспитание? Что о нем говорили древние мыслители? Каков смысл в самопознании и самовосписании?

5. Что такое, с Вашей точки зрения «эмоции» и «чувства»?

6. Эмпатия как неотъемлемая часть человеческого бытия. Что это такое?

7. А что такое «Невербалика»?

8. Темперамент – это…. Продолжите.

9. Характер – это… Продолжите.

10. Раскройте понятия: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление.

11. Что такое общение? Виды общения.

12. Что такое «Конфликт»?

13. Что такое «Имидж» и зачем он нужен?

14. Что такое арт-терапия и какие виды арт-терапии Вы знаете?

15. Зачем нужно овладевать приемами релаксации и что это такое?

Анкетный опросник «Самопознания и смыслопостижения»

(Автор - Светлана Андреевна Вебер.В основу опросника были положены исследования таких авторов как: Б.С. Братусь, И.С. Кон, М.К. Мамардашвили, В.Г. Маралов, В.Э. Чудновский, О.С. Яковлева)

1. Кто я?

Я познаю свои способности, дарования, таланты: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

2. Какой я?

Я стремлюсь познать, что от меня ждут 

- Родители: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

- Группа (класс):0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

- Общество: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

Я осознаю себя членом группы, класса: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

Я пытаюсь осознать свою самостоятельность и ответственность:

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

Я способен к суждениям о своих достижениях(что удалось, что нет, почему?): 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

Я контролирую себя в ситуациях выбора (слова, решения, дела…):

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

Я не следую выбору, сделанному за меня другими (семьёй, школой, взрослым (в том числе и случайными людьми): 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

Во мне выражена познавательная активность (потребность, положительное отношение к учению, познавательный интерес): 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

3. Зачем я?

Я задумываюсь над смыслом собственной жизни. (Зачем я живу?):

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

4. Как я отношусь: к себе

Я проявляю выраженный уровень соотнесённости «хочу»-«могу»-«надо»- «требуется» - «обязан» - «должен»: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

Я испытываю потребность выявить свои проф. предпочтения, своё место в жизни: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

Я соотношу свои желания со своими возможностями: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

В своейнеуспешности я не виню других или обстоятельства:

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

5. к другому

Я соотношу свои интересы, желания, потребности с интересами, желаниями, потребностями других: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

Я усвоил культурно-этические нормы взаимоотношений: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

Я не попадаю под негативное влияние другого; имею устойчивую позицию социальной направленности: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

6. К живому – неживому

Я бережно отношусь к природе: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

Я уважительно отношусь к продуктам человеческого труда:

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

7. К коллективу (обществу)

Я проявляю культуру поведения в отношениях

-со взрослыми: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

- с родителями: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

- со сверстниками: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

- с учителями: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

- с незнакомыми: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

Меня устраивает отношения

- с коллективом: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

- с отдельными членами коллектива: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

- личностная позиция в коллективе: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

8. К действую в соответствии со своими представлениями о жизни:

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

9. К поступкам

Я выражаю негативное отношение к аморальному поступку

- собственному: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

- другого: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

10. К своей деятельности

- в процессе обучения:0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

- в семье: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

- в дополнительном образовании: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

- в реализации хобби: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10                                                          

Обучающимся предлагается отметить по 10-балльной шкале степень выраженности у них той или иной характеристики. Ответы суммируются по количеству выбранных баллов и делятся на количество ответов.

Уровни самопознания и смыслопостижения

Интервал 9-10 баллов указывает на максимально высокий уровень самопознания и смыслопостижения: стремление старшеклассника познать, что от него ждут родители, группа, общество, осознать свою сопричастность к данному сообществу, выявить отношение к себе, к другому, ко всему живому и неживому, к коллективу и свои возможности в действиях, деятельности и во взаимодействиях.

Интервал 7-8 баллов указывает на высокий уровень самопознания и смыслопостижения.

Интервал 4-6 баллов указывает на средний уровень самопознания и смыслопостижения.

Интервал 1-3 баллов указывает на низкий уровень самопознания и смыслопостижения.

Менее 1 балла – критический уровень самопознания и смыслопостижения

Диагностическая карта обучающегося

Учебное объединение «Путь к самопознаниию»

Аттестация (входная, промежуточная, итоговая – нужное оставить)
_______________________________________________________

ФИО обучающегося

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Уровни

Теоретическая подготовка по учебному курсу

(владение терминологией, понимание материала – анкетный опросник)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

- Минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем ½ предусмотренных знаний);

- Средний уровень (объем освоенных знаний составляет более ½);

- Максимальный уровень (обучающийся овладел практически всеми знаниями, предусмотренными программой за конкретный период)

Вывод:

 

Низкий

Средний

Высокий

Личностное самопознание и смыслопостижение

(на основе анкетного опросника)

Осмысленность и правильность в личностном осознании

- Максимально высокий уровень самопознания и смыслопостижения

- Высокий уровень самопознания и смыслопостижения

- Средний уровень самопознания и смыслопостижения

- Низкий уровень самопознания и смыслопостижения

- Критический уровень самопознания и смыслопостижения

Вывод:

 

Низкий

Средний

Высокий

Заключение:

Результат обучения по общеобразовательной общеразвивающей программе

Низкий

Средний

Высокий

Руководитель объединения «Путь к самопознанию»                                           И.Ю. Кульчицкая

Приложение 2.

Календарный учебный график учебного объединения «Путь к самопознанию»

п/п

Дата

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1.

07.09.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

вводное занятие

3

Человек в системе общественных отношений

   ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

входная диагностика

2.

14.09.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

3

Социально-психологический тренинг и его теоретическое обоснование

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

опрос

3.

21.09.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

3

Правила тренинга как фактор успешности совместной деятельности

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

опрос

4.

28.09.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

дискуссия

3

«Жизненные сценарии человека» в осознании своего «Я»

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

опрос

5.

05.10.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

тренинг

3

Самопознание и самовоспитание

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

диагностика

6.

12.10.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

тренинг

3

Самопознание и самовоспитание

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

диагностика

7.

19.10.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

тренинг

 

3

Самораскрытие и принятие себя

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

самоанализ

8.

26.10.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

тренинг

3

Мир наших эмоций и чувств

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

самоанализ

9.

02.11.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

тренинг

3

Мир наших эмоций и чувств

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

самоанализ

10.

09.11.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

тренинг

3

Эмпатия как фактор внутреннего самосознания

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

самоанализ

11.

16.11.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

тренинг

3

Эмпатия как фактор внутреннего самосознания

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

самоанализ

12.

23.11.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

3

Невербалика как одно из эффективных средств самопознания

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

диагностика

13.

30.11.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

практическое

3

Невербалика как одно из эффективных средств самопознания

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

самоанализ

14.

07.12.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

3

Роль темперамента в жизни человека

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

диагностика

15.

14.12.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

практическое

3

Роль темперамента в жизни человека

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

самоанализ

16.

21.12.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

3

Формирование и развитие характерологических основ человека

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

диагностика

17.

28.12.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

практическое

3

Формирование и развитие характерологических основ человека

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

самоанализ,

промежуточная диагностика

18.

04.01.17

 

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

3

Интеллектуально-познавательная сфера личности (Ощущение и Восприятие).

 

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

групповой анализ практической деятельности

19.

11.01.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

3

Интеллектуально-познавательная сфера личности (Внимание)

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

групповой анализ практической деятельности

20.

18.01.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

3

Интеллектуально-познавательная сфера личности (Воображение)

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

групповой анализ практической деятельности

21.

25.01.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

3

Интеллектуально-познавательная сфера личности (Память)

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

групповой анализ практической деятельности

22.

01.02.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

3

Интеллектуально-познавательная сфера личности (Мышление)

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

групповой анализ практической деятельности

23.

08.02.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

3

Личность и межличностные отношения (Общение и его коммуникативная сторона).

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

групповой анализ практической деятельности

24.

15.02.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

 

3

Личность и межличностные отношения (Общение и его интерактивная сторона).

 

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

групповой анализ практической деятельности

25.

22.02.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

 

3

Личность и межличностные отношения (Общение и его перцептивная сторона).

 

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

групповой анализ практической деятельности

26.

01.03.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

 

3

Конфликты и их разновидности.

 

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

групповой анализ и самоанализ

практической деятельности

27.

08.03.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

практическое

3

Конфликты и их разновидности.

 

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

групповой анализ и самоанализ

практической деятельности

28.

15.03.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

3

Создание собственного имиджа как условие самореализации

 (Имидж как понятие)

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

диагностика,

самоанализ

29.

22.03.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

практическое,

тренинг

3

Создание собственного имиджа как условие самореализации (Самомотивация в создании собственного имиджа)

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

диагностика,

самоанализ

30.

29.03.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

практическое,

тренинг

3

Создание собственного имиджа как условие самореализации

(Технология успеха)

 

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

диагностика,

самоанализ

31.

05.04.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

3

Арт-терапия как метод коррекционной и профилактической деятельности в работе с обучающимися

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

диагностика, самоанализ

32.

12.04.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

тренинг

3

Арт-терапия как метод коррекционной и профилактической деятельности в работе с обучающимися (Изотерапия)

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

диагностика, самоанализ

33.

19.04.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

тренинг

3

Арт-терапия как метод коррекционной и профилактической деятельности в работе с обучающимися (Фототерапия)

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

диагностика, самоанализ

34.

26.04.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

тренинг

3

Арт-терапия как метод коррекционной и профилактической деятельности в работе с обучающимися (Музыкотерапия).

 

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

диагностика, самоанализ

35.

03.05.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

тренинг

3

Релаксация в процессе саморегуляции

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

самоанализ

36.

10.05.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

практическое

3

«Путь к самопознанию» - формирование адаптивного мироощущения.

 

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

итоговая диагностика

Руководитель объединения «Путь к самопознанию»                                           И.Ю. Кульчицкая