Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по декоративно-прикладному искусству «ХуторОК»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

по декоративно-прикладному искусству «ХуторОК» художественная направленность

возраст обучающихся 5 - 11 лет,

срок реализации – 3 года

 

Бойко Татьяна Николаевна

педагог дополнительного образования

 

 
 
Паспорт образовательной программы дополнительного образования детей
Наименование ОП
«ХуторОК»
Сведения  об авторе
Ф.И.О. Бойко Татьяна Николаевна
Место работы: МБОУ ДО ДДТ
Адрес: ст. Тацинская, пл. Калинина, 41
Телефон: 8-(86397) 2-13-42
Должность: педагог дополнительного образования
Участие в конкурсах авторских ОП
Всероссийский открытый конкурс образовательных программ «Образовательный ОЛИМП», Лауреат 3 степени, 2019 год
Направленность ОП
Художественная
Возраст обучающихся
5-12 лет
Срок реализации ОП
3 года
Нормативно-правовая база
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утв. постанов-лением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295
«Конвенция о правах ребенка» ратифициро-вана Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 года №1559-1
Приказ  Министерства  просвещения РФ от    9 ноября 2018 г. № 196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополни-тельным общеобразовательным программам»
Письмо Минобразования и науки РФ от 18 ноября 2015 года №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополни-тельных общеразвивающих программ»
Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 года № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р «Стратегия развития воспи-тания в РФ на период до 2025 года»
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 года №1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 -2020 годы»
Приказ Минобразования РО от 21.03.2016  №115 «Об утверждении региональных рекомендаций к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобра-зовательным программам»
Постановление Главного государственного санитарного врача  РФ  от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Год разработки, редактирования ОП.
2012 г. - первый вариант программы
2013 год – корректировка УТП 1 года обучения;
2014 год – разработка УТП и содержания 3 года обучения
2015 г. – корректировка УТП, частичное изменение пояснительной записки, с целью отражения темы  Донского казачества
2016 год - корректировка УТП по годам обучения
2017 год - корректировка УТП по годам обучения, частичное изменение и дополнение темы Донского казачества
2018 год - корректировка УТП по годам обучения, разработка календарно – тематического плана, частичное изменение и дополнение темы Донского казачества
2019 год - корректировка УТП по годам обучения, разработка учебно – тематического плана, частичное изменение и дополнение темы Донского казачества
 
СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                
Стр.
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                       5 - 9                                     
  • направленность
  • научно-педагогическая обоснованность
  • актуальность
  • отличительные особенности
  • практическая направленность
  • межпредметные и внутрипредметные связи
  • цели и задачи
  • возраст обучающихся
  • сроки реализации, продолжительность образовательного процесса
  • формы обучения
  • формы занятий
  • ожидаемые результаты и способы их проверки
  • формы подведения итогов
 
  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН                                                                                  9
  • УТП и содержание 1 года обучения  (дошкольники)            10-12
  • УТП и содержание 1 года обучения   (дошкольники)             13-16
  • УТП и содержание 2 года обучения  (дошкольники)            17-20
  • УТП и содержание 1 года обучения  (72 часа)                          21-23        
  • УТП и содержание 1 года обучения  (144 часа)                        24-27
  • УТП и содержание 2 года обучения   (144 часа)                       28-31                                
  • УТП и содержание 2 года обучения  (216 часов)                      32-36
  • УТП и содержание 3 года обучения   (144 часа)                       37-40  
  • УТП и содержание 3 года обучения   (216 часов)                     41-45   
 
  1. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ46-47
 
  1.      . СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ                                                                 48
  • Используемой  педагогом
  • для обучающихся
 
     V. ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                   49                       
 
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА
         Направленность дополнительной обще образовательной общеразвивающей программы «ХуторОК» - художественная.
         История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества. В  XVI веке на просторах дикого поля появилось  вольное казачество. В богатейшей истории нашей Родины история казачества, один из самых интересных и менее изученных сюжетов. Само слово «казак» овеяно многими историческими легендами. А между тем как недостаточно, в сущности, мы знаем об истории казачества, жизненном укладе, ремёслах, быте наших предков – казаков.
      Казачье мастерство никогда не было застойным и неподвижным, оно постоянно развивалось и менялось. При этом мастера старались внести в ремесло свое понимание традиций, свою творческую индивидуальность. Издавна мастера в своем творчестве использовали то, что давала им сама природа – дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения казаков-умельцев. Все, к чему прикасались руки мастеров, воплощало их любовь к родной земле.  Мастер или просто умелец видит смысл своего творческого труда и свое вознаграждение за него в том, что этот труд и его результат приносят радость не только ему самому, но и другим людям.
 
Научно – педагогическая обоснованность данной образовательной Программы  заключается в том, что каждый ребенок – личность, и каждый ребенок обучаем. С целью всестороннего развития обучающихся созданы условия для общения со сверстниками, нормальное коммуникативное пространство, где организован досуг, направленный на развитие моральных качеств, художественно-эстетических вкусов; обеспечиваются права каждого ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию.
 
Актуальность программы в наше время обусловлена живым интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. Именно поэтому сегодня, как никогда, особенно важно повысить престиж активных форм художественно - творческой  деятельности детей, направленный на развитие способностей, индивидуальности, духовного обогащения ребенка средствами  изучения традиционных  казачьих и местных ремёсел.
 
Новизна программы состоит в том, что дети обучаются основным техникам ручного такого творчества, как работа с бумагой, природным материалом и материалом вторичной обработки. Такие знания и навыки помогают каждому ребенку достичь высокого уровня выполнения поделок и сувениров практически из любого материала. Сувенир, выполненный своими руками можно подарить, таким образом, дети дополнительно учатся церемониалу дарения.
 
Отличительной особенностью данной программы является проблема формирования любви к Отечеству, к своей «Малой родине»; расширяет кругозор, знакомит обучающихся с жизнью казачьего Края, родного поселения, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения казачества, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего.
 
Практическая направленность
Образовательная программа направлена на всестороннее развитие обучающегося и его творческих и интеллектуальных возможностей и предполагает использование широкого круга наглядных пособий, образцов, компьютерных и интернет ресурсов, которые делают учебно-воспитательный процесс более эффективным. На занятиях прослеживается формирование устойчивых знаний, умений и навыков при применении полученных теоретических знаний на практике.
 
Межпредметные и внутри предметные связи
Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного искусства самых разных времён. На занятиях обучающиеся получают представление о различных видах бумаги, картона, природном, бросовом материалах, пластике и других материалах. Последовательность ознакомления обучающихся с приёмами и видами техник работы с различным материалом зависит от сложности исполнения, особенностей самого изделия, технологии изготовления, материала и его назначения. Обучающиеся изучают основы безопасной жизнедеятельности, историю возникновения и становления донского казачества,  основные виды ремесел. Программа предполагает развитие у детей художественно-эстетического вкуса, конструкторского, образного и пространственного мышления и творческих способностей.
 
В ходе работы над программой изучались методические разработки коллег:  Горновой Л.В. «Студия декоративно - прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации»; Сухаревской Е.Ю. «Доноведение. Природа и история родного края»; Свешниковой Т.А. «Декорируем природными материалами». Весь наработанный материал помог в создании программы.
 
Цель: Изучение истории становления казачества на Дону. Создание условий  для творческого развития и приобщения к культурным ценностям обучающихся, средствами декоративно - прикладного творчества. 
 
Задачи:
воспитательные:
  • прививать интерес к культуре своей  Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, терпение, умение  довести начатое дело до конца;
  • формировать культуру взаимоотношений.
образовательные:
  • обучать технике и основным приемам декоративно – прикладного творчества, экономному отношению к используемым материалам;
  • обучать применять полученные знания на практике.
развивающие:
  • развивать творческие способности детей;
  • развивать фантазию, эстетический и художественный вкус;
  • формировать потребности нравственного совершенствования   своей личности.
 
Возраст обучающихся
Программа предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста, что позволяет грамотно распределить учебную нагрузку на детей при планировании.
Допускается вариативность продолжительности обучения обучающихся по программе на любом году обучения. В данной программе количество часов на втором году обучения уменьшено до 4 часов в неделю в связи с уровнем интеллектуального и физического развития обучающихся, осваивающих данную программу.
Творческая группа объединяет детей, которые успешно овладели техникой декоративно – прикладного мастерства согласно программе и желают совершенствовать свое творчество. В программу включены занятия по дизайну, оформлению жилища,  все это мотивирует совершенствовать полученные знания, умения и навыки.
В объединение принимаются все желающие, без предварительного отбора, по заявлению родителей.
 
Сроки реализации, продолжительность образовательного процесса
1-3 годы обучения –144 часа в год
2 год обучения – 216 часов в год
Общий объем времени по плану определен количеством рабочих недель в учебном году: 36 недель.
Данная программа является вариативной, разделы программы и часовая нагрузка могут быть изменены в зависимости от интересов обучающихся и нововведений в образовательную программу.
 
Формы и режим занятий
1 - 3 годы обучения - 2 раза в неделю по 2 учебных часа
2 год обучения - 3 раза в неделю по 2 учебных часа
 
Основная форма обучения – занятие. Занятия также могут проходить в подгруппах. Во время подготовки персональной выставки или демонстрации  изделий, возможны индивидуальные занятия.  Занятия  проходят  в  группах, где осуществляется индивидуальный подход к  обучающимся.
         В процессе реализации Программы используются разнообразные
 
формы занятий:
  • занятия - объяснения;
  • занятия общения и систематизации знаний;
  • комбинированные занятия;
  • итоговые, контрольные занятия, тестирование;
  • выставка творческих работ.
В программу также могут входить занятия – экскурсии, посещение выставок; встречи с интересными людьми, «мастер-классы».
 
  При проведении занятий учитываются:
  • уровень знаний, умений и навыки обучающихся и их индивидуальные особенности;
  • самостоятельность;
  • активность;
  • особенности памяти, мышления и познавательные интересы.
 
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
На первом году обучения обучающиеся познакомятся с историей становления казачества на Дону, и донских казачьих ремёслах; изучат казачью символику, ознакомятся с историей креативного рукоделия, основами цветовой гаммы, овладевают техникой изготовления оригинальных  поделок из бумаги и картин.
         На втором году обучения  дети продолжают знакомиться с историей становления казачества на Дону, и донских казачьих ремёслах и  совершенствуют свое мастерство в изготовлении изделий из бумаги. Расширяются знания в подборке цветовой гаммы.  Детям предоставляется возможность творческой самостоятельности. Работы детей будут участвовать в выставках декоративно-прикладного творчества.
На третьем году обучения дети оттачивают  мастерство владения ножницами, выполняют креативные работы из природного материала,  добавляется новая техника выполнения работ из бумаги - «Киригами», выполняются поздравительные открытки, панно, сувенирная продукция с преобладанием регионального компонента.
Для контроля качества освоения навыков декоративно – прикладного творчества обучающихся используются следующие формы педагогического контроля:
  • Текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;
  • Промежуточный  – демонстрация творческих работ в объединении, в ДДТ, муниципалитете (выставки);
  • Итоговый - открытые и зачетные занятия, участие в выставках и конкурсах.
Для качественного усвоения программы с каждым обучающимся ведется индивидуальная работа  по отработке техники выполнения различных приемов декоративного творчества. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся,  все удачные творческие изделия  поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения работ с учетом следующих критериев:
  • удовлетворительное качество работы и соответствие заданию;
  • четкое соблюдение технологической последовательности выполнения изделия; оригинальность творческой работы.
 
Программа всех разделов объединения  усложняется от занятия к занятию в течение всего периода обучения. Постепенно наблюдается качественный и творческий рост  обучающихся от работы к работе, поэтому применяются оценочные критерии  на различных сроках обучения:
1-й год обучения - аккуратность, четкость выполнения изделия;
2-й год обучения - аккуратность, самостоятельность выполнения,
3-й год обучения - наличие творческого элемента, профессионализм.
 
Формой подведения итогов  и формами оценки качества работы могут быть творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.
Оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках декоративно-прикладного творчества. По освоении полного курса обучения в  объединении, выпускникам выдается свидетельство об окончании полного  курса обучения. 

Смотреть работу полностью