Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по туристско-краеведческой направленности для обучающихся от 12 до 17 лет срок реализации программы: 3 года. Номинация туристско-краеведческая
МБОУДО «ДЕТСКИЙ ЦЕНТР ТУРИЗМА, КРАЕВЕДЕНИЯ И ЭКСКУРСИИ «МЕРИДИАН» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по туристско-краеведческой направленности для обучающихся от 12 до 17 лет срок реализации программы: 3 года. Номинация туристско-краеведческая
Составитель: Гуменский В.Д. педагог дополнительного образования
Аннотация. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Туризм. Геология. Краеведение» составлена в соответствии с основными нормативными документами и реализуется в МБОУ ДО «ДЦТКиЭ «Меридиан».
Направленность программы туристско-краеведческая.
Новизна программы в том, что программа позволяет обучающимся находить реальные мотивы и цели, побуждающие к учебной деятельности, что неизбежно приведет к работе с научными теоретическими понятиями, к формированию теоретического мышления и творческих способностей, и, следовательно, развитие творческого потенциала.
Актуальность программы заключается в том, что, являясь существенным дополнением базовых школьных дисциплин – географии, биологии, химии, физики, геологическое образование позволит школьникам получить соответствующее современному уровню целостное представление о Земле как о космическом и геологическом теле, тем самым усилит интеграцию перечисленных предметов.
Педагогическая целесообразность. Туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности учащихся и затрагивает все основные стороны воспитания: патриотическое, трудовое, физическое, нравственное, эстетическое.
Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как к целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю.
Цель программы - создание условий для развития личности учащихся, способной к самообразованию, саморазвитию, самореализации, через освоение туристических, краеведческих и геологических знаний, изучение природы родного края, профессиональную направленность.
Задачи программы. Исходя из цели, определены следующие задачи:
Обучающие:
- обучение основам туристских, краеведческих и геологических знаний;
- развитие умения работать с разными источниками информации;
- интеграция туризма и геологии и образовательных дисциплин (математики, физики, химии, географии, биологии, астрономии, краеведения и др.);
-формирование навыка приобретения обучающимися личного практического и теоретического опыта;
- обучение приемам мониторинга окружающей среды;
- формирование туристско-бытовых знаний, умений, навыков, основ личной гигиены и первой до врачебной помощи.
Развивающие:
- создание условий для развития теоретического и диалектического мышления обучающихся;
- создание условий для поддержания высокого уровня познавательной активности обучающихся через организацию их собственной учебной деятельности;
- развитие способностей принимать не стандартные решения в исключительных ситуациях.
Воспитывающие:
- воспитание патриотизма через изучение природы родного края;
- формирование экологической культуры, чувства ответственности за сохранение окружающей среды;
- воспитание личности способной думать, творить, действовать;
- формирование ценностных ориентиров, стремление утвердить себя в разнообразной деятельности, активной жизненной позиции;
- формирование ответственного отношения к исполнению обязанностей, пунктуальность, инициативность, коллективизм;
- укрепление здоровья, воспитание физической культуры.
Контингент обучающихся. Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 11 – 17 лет. Занятия ведутся в группах по 15 человек на одного педагога. Также по данной программе могут заниматься дети с ограниченными возможностями здоровья.
Срок реализации. Программа рассчитана на три года обучения: первый год обучения – 144 учебных часа (по два часа два раза в неделю), второй и третий – 144 учебных часов (по два часа два раза в неделю).
Формы занятий: экскурсия, беседа, викторина, игра, конкурс, слёт-соревнование, практические, теоретические и комбинированные занятия, конференция.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10-минутным перерывом после первого часа.
При подготовке к занятиям необходимо подобрать наглядные средства и пособия (плакаты, фотографии, иллюстрации, карты местности, слайды, короткометражные видеофильмы и т.п.), необходимые для лучшего восприятия программы обучения.
Планируемые результаты.
Предметные результаты обучения.
Обучающийся будет знать:
- правила поведения участников туристских мероприятий;
- историю развития туризма, краеведения и геологии;
- что такое туризм, их разновидность;
- результаты исследований крупнейших ученых и исследователей современности в области краеведения и геологии;
- историю развития наук о Земле от античных времен до наших дней;
- углубить знания по туризму, геологии и краеведению.
Метапредметные результаты обучения
Обучающийся будет уметь:
- использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
- работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы, выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;
- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Личностные результаты обучения
Обучающийся будет обладать:
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- навыком написания и защиты рефератов, научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ, будет уметь составлять проекты и отчеты о полевых работах;
- творческим мышлением, которое должно выражаться в самостоятельном теоретическом анализе, в способности к постановке новых проблем, в субъективно-значимых открытиях, в собственных рефлексивно-оценочных действиях;
- устойчивым познавательным интересом к геологическим дисциплинам.
Формы аттестации: наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос, беседа, анкетирование, практические занятия, анализ творческих работ.
Формы подведения итогов и результатов. Участие и качество выступлений на конференциях, олимпиадах, геологических, туристских слетах и соревнованиях.