Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа: "Люби и знай родной свой край!"
МОУ "СОШ №12 им. Суханова В.Ф." ЭМР Саратовской области
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа:
"Люби и знай родной свой край!"
Четверикова Анна Вячеславовна
педагог-библиотекарь
I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Люби и знай родной свой край!» туристско-краеведческой, общеразвивающей направленности разработана с учетом:
Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепции развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. 1726-р;
Национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. № 10);
Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2003 № 118 О введении СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (с изменениями на 21 июня 2016 года);
Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Устава МОУ «СОШ №12 им. В.Ф. Суханова » ЭМР.
Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов современного образования. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. Через краеведческий материал учитель приобщает учеников к прошлому, настоящему и будущему своего края.
В истории и традициях семьи, в прошлом края и страны ученик осознает вечные, непреходящие ценности человеческого общества: честность, справедливость, долг перед Родиной, уважение к старшему поколению, национальное достоинство. Через историческое краеведение создается органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.
Актуальность программы обусловлена государственным заказом на решение приоритетной задачи в сфере воспитания - развитие высоконравственной личности (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р), а также социальным заказом родителей.
В ходе реализации программы обучающиеся за короткий промежуток времени имеют возможность познакомиться с наиболее значительными фактами прошлого и настоящего своей малой Родины.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что, в процессе реализации программы обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, которые с одной стороны могут рассматриваться как часть подготовки к итоговым тестовым испытаниям по предмету «Окружающий мир» за курс начальной школы, пропедевтикой изучения курса истории в 5-9 классах.
Новизна программы заключается в дистанционном режиме освоения ее содержания, в подборе современных и актуальных для возраста теоретических материалов и практических заданий.
Адресат программы: обучающиеся от 7 до 12 лет.
Возрастные особенности: возраст 7-12 лет - это обучающиеся младших классов. Позитивными проявлениями данного возраста являются: повышение самостоятельности, рост чувства ответственности за свои поступки, расширение интересов, появление планов на будущее. В связи с этим, новый материал, может заинтересовать детей и послужить основой для определения сферы учебных и жизненных интересов.
Срок освоения программы: 16 часов.
Режим занятий: Занятия по программе предполагают работу в группе с использованием дистанционных образовательных технологий. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа.
Количество учащихся группе: 7-15 человек.
Принцип набора: свободный, по интересам обучающихся.
Форма обучения: очно-заочная (с использованием дистанционных технологий).
Цель и задачи программы
Цель: привить детям любовь к малой родине, ее историческим корням и культурному наследию. Образовательный процесс проходит по 3-м направлениям: обучение, воспитание и развитие.
Задачи:
обучающие: дать обучающимся знания об истории родного края, навыки учебной – исследовательской работы, начать формирование у учащихся понимание тесной связи истории нашего края с общероссийскими событиями.
воспитательные: способствовать развитию у детей таких личностных свойств, как коммуникабельность, самостоятельность, ответственность, активность, формировать гражданскую позицию, основанную на любви к родному краю и уважении к землякам;
развивающие:
способствовать расширению кругозора детей, совершенствовать навыки работы в коллективе и самостоятельной практической деятельности, развивать у детей эстетический вкус и чувство любви к прекрасному через связь исторического и культурного наследия своей малой родины.
Планируемые результаты
Предметные:
должны знать и уметь:
-знать основные даты истории города Энгельса, имена людей, связанные с ними;
-знать названия и местоположение памятных мест и памятников города и района;
-уметь делать обобщающие выводы на основании отдельных фактов.
Метапредметные:
- умение планировать, контролировать и оценивать собственные действия и поступки;
- уметь определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Личностные:
- учащиеся могут проявлять самостоятельность действий;
-учащиеся склонны к проявлению этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-учащиеся выражают готовность к пониманию и сопереживанию чувствам других людей.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п
|
Наименование тем
|
Количество часов
|
Форма проведения занятия, контроля знаний
|
||
ДО
|
|||||
теория
|
практика
|
всего
|
|||
1.
|
Вводное занятие. «Саратовская земля - край, где мы живем»
|
1
|
1
|
2
|
Презентация, выполнение творческого задания
|
2.
|
«Река Волга-река жизни»
|
1
|
1
|
2
|
Презентация, выполнение практического задания
|
3.
|
«Город Энгельс-наша маая Родина»
|
1
|
1
|
2
|
Презентация, выполнение практического задания
|
4.
|
75-летию Победы: «Наши земляки-герои ВОВ»
|
1
|
1
|
2
|
Презентация, выполнение практического задания
|
5.
|
«Улицы Победы: история в названиях и памятниках»
|
1
|
1
|
2
|
Презентация, выполнение практического задания
|
6.
|
«Почётные граждане города Энгельса. Юрий Алексеевич Гагарин»
|
1
|
1
|
2
|
Презентация, выполнение практического задания
|
7.
|
«Памятники и памятные места нашего города»
|
1
|
1
|
2
|
Презентация, выполнение практического задания
|
8.
|
Итоговое занятие
|
1
|
1
|
2
|
Контрольное тестирование, выполнение творческого задания
|
|
Всего:
|
8
|
8
|
16
|
|
Содержание учебного плана
1. «Саратовская земля - край, где мы живем»
Организационная часть занятия. В ходе первого занятия дети знакомятся друг с другом, получают представления о правилах работы в группе в дистанционном режиме, о программе и ходе занятия. Теория: даёт представление о местоположении Саратовской области (с показом на карте России). Природные богатства, красота природы, заповедники и природоохранные территории.
Практика. Нарисовать рисунок по теме занятия.
2. «Река Волга-река жизни»
Организационная часть занятия - проверка домашнего задания, обсуждение.
Теория.
Учитель рассказывает о реке Волге. Рассматривается значение реки в жизни города, обращает внимание на экологическую составляющую. Рассматриваем символику герба и флага Саратовской области.
Практика. Ответы на вопросы по теме занятия.
3. «Город, в котором мы живём - из прошлого в настоящее»
Теория.
Учитель рассказывает о городе Энгельсе. Рассматривается история поселения, даётся представление о связи истории города с историей страны. Символ города-Бык-солевоз. Герб и флаг города.
Практика. Ответы на вопросы по теме занятия.
4. 75-летию Победы: «Наши земляки-герои ВОВ»
Теория.
Учитель рассказывает об уроженцах города Энгельса, которым присвоено звание Герой Советского Союза. Показывает как их имена сохраняются в названия, памятниках. Памятник Героям фронта и тыла, Обелиск Победы.
Практика. Ответы на вопросы по теме занятия.
5. «Улицы Победы: история в названиях и памятниках»
Теория.
Учитель рассказывает о том, как жил город Энгельс в годы ВОВ и Саратовский край в целом. Памятник “Журавли” в Парке Победы на Соколовой горе. Об улицах Марины Расковой, Волоха, 148-ой Черниговской дивизии, М. Василевского города Энгельса и о памятниках на этих улицах.
Практика. Ответы на вопросы по теме занятия.
6. «Почётные граждане города Энгельса. Юрий Алексеевич Гагарин»
Теория.
Учитель рассказывает о биографии первого космонавта Земли, о том, какую роль город Энгельс сыграл в его судьбе. Памятник на месте приземления Гагарина в архитектурном комплексе Гагаринское поле.
Практика. Ответы на вопросы по теме занятия.
7. «Памятники и памятные места нашего города»
Теория.
Учитель рассказывает о памятниках и памятных местах города Энгельса, которые не вошли в предыдущие темы. Рассматриваются памятник Льву Кассилю "Фантазёр" в сквере Л. А. Кассиля, памятник А.А. Мыльникову около картинной галереи, "Героям - чернобыльцам" в районе ЦНТ “Дружба”, Самолёт ТУ-16, Самолёт ТУ-22 около Лётного городка, "Паровоз серии "Л" в районе ж/д вокзала, памятник Петру и Февронии в городском парке, "Крупская и дети - пионеры-герои" около Центра детского творчества.
Практика. Ответы на вопросы по теме занятия.
8. «Итоговое занятие»
Практика.
В форме интерактивной игры дети отвечают на вопросы по темам занятий.
Вопросы сгруппированы по категориям: Жизнь замечательных людей, Угадай Памятник, Ответ из категории универсальных знаний.
Формы аттестации (контроля)
Освоение дополнительной общеразвивающей программы «Люби и знай родной свой край!» проверяется в ходе тестирования и игровой интерактивной игры. По результатам выдаётся сертификат.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Методическое обеспечение программы
Дистанционная образовательная программа «Люби и знай родной свой край!» составлена с учетом требований времени и корректируется в процессе работы в соответствии с интересами обучающихся младшего школьного возраста. Методика работы по программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, самостоятельной работы детей, побуждающей их к поисковой и творческой активности. Широкое использование информационно-коммуникативных технологий позволяет расширять кругозор учащихся и развивать их интерес к изучаемым темам, формировать необходимые умения и навыки.
Учебный процесс проводится в формате занятий с выполнением практических и тестовых работ. В качестве средств обучения используются видеоматериалы, презентации, мультфильмы, и т.д.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
-
Компьютер (ноутбук).
-
Аудио-колонки (наушники).
-
Сканер, фотоаппарат (или телефон с функцией фотосъемки).
-
Выход в Интернет.
-
Цифровая образовательная платформа для проведения видеоконференций.
Информационное обеспечение:
Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса осуществляется средствами цифровой образовательной платформы (на выбор педагога), выходом в Интернет. Используется web сайт (сервис) YouTube, предоставляющий учащимся возможность просмотра обучающимися самостоятельно видео и мультипликационных фильмов по рекомендации учителя.
Список интернет источников и ресурсов:
1. История Саратовской области
Саратов-история города
2. Волга
«Река Волга от истока до устья» //
https:// www.youtube.com/watch?v=ZRdazObZSyc«Большое путешествие. Вниз по Волге». Фильм Андрея Лапшина//
https://www.youtube.com/watch?v=xzLHyfjOYygКаспийское море | Природа Ближнего Востока | Discovery// https://www.youtube.com/watch?v=jpmJC4qBILs
Герб Саратовской области
3. Энгельс (город) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81_(%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4)
4. Список памятников города Энгельс https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%AD%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81
Бык солевоз - символ города (фотографии)
5. Энгельсский краеведческий музей (официальный сайт)
6. Картинная галерея в г. Энгельсе (официальный сайт)
Мыльников А.А.
7. Город Энгельс – оперативный тыл Сталинградского фронта
8. Раскова Марина Михайловна
9. Волох Пётр Васильевич
10. Гагарин Юрий Алексеевич
11. мосты через Волгу в районе города Энгельса-Саратова
автодорожный мост
ж/д мост
мост у села Пристанное (Новый мост)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82_(%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9)
Календарный учебный график
№ п/п
|
Месяц, число
|
Форма занятия
|
Кол-
во ча-сов
|
Тема занятия
|
Место
проведения
|
Форма
контроля
|
1
|
02.06.2020г.
|
дистанционная
беседа-лекция в виде презентации
|
2
|
Вводное занятие. «Саратовская земля - край, где мы живем»
|
Цифровая образовательная платформа
или
Региональный портал дистанционного обучения обучающихся Саратовской области
|
Ответы на вопросы, творческая работа
|
2
|
04.06.2020г.
|
дистанционная
беседа-лекция в виде презентации
|
2
|
«Река Волга-река жизни»
|
Ответы на вопросы
|
|
3
|
09.06.2020г.
|
дистанционная
беседа-лекция в виде презентации
|
2
|
«Город Энгельс-наша малая Родина»
|
||
4
|
11.06.2020г.
|
дистанционная
беседа-лекция в виде презентации
|
2
|
75-летию Победы: «Наши земляки-герои ВОВ»
|
Ответы на вопросы
|
|
5
|
16.06.2020г.
|
дистанционная
беседа-лекция в виде презентации
|
2
|
«Улицы Победы: история в названиях и памятниках»
|
Ответы на вопросы
|
|
6
|
18.06.2020г.
|
дистанционная
беседа-лекция в виде презентации
|
2
|
«Почётные граждане города Энгельса. Юрий Алексеевич Гагарин»
|
Ответы на вопросы
|
|
7
|
23.06.2020г.
|
дистанционная
беседа-лекция в виде презентации
|
2
|
«Памятники и памятные места нашего города»
|
Ответы на вопросы
творческое задание
|
|
8
|
25.06.2020г.
|
дистанционная
игра
|
2
|
Итоговое занятие
|
Ответы на вопросы
|