Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа: "Люби и знай родной свой край!"

МОУ "СОШ №12 им. Суханова В.Ф." ЭМР Саратовской области

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа:

"Люби и знай родной свой край!"

 

Четверикова Анна Вячеславовна

педагог-библиотекарь

 

 

 I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
 
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Люби и знай родной свой край!» туристско-краеведческой, общеразвивающей направленности разработана с учетом:
Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепции развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. 1726-р;
Национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. № 10);
Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2003 № 118 О введении СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (с изменениями на 21 июня 2016 года);
Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242  о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Устава МОУ «СОШ №12 им. В.Ф. Суханова » ЭМР.
 
Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов современного образования. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. Через краеведческий материал учитель приобщает учеников к прошлому, настоящему и будущему своего края.
В истории и традициях семьи, в прошлом края и страны ученик осознает вечные, непреходящие ценности человеческого общества: честность, справедливость, долг перед Родиной, уважение к старшему поколению, национальное достоинство. Через историческое краеведение создается органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.
Актуальность программы обусловлена государственным заказом на решение приоритетной задачи в сфере воспитания - развитие высоконравственной личности (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р), а  также социальным заказом родителей.
В ходе реализации программы обучающиеся за короткий промежуток времени имеют возможность познакомиться с наиболее значительными фактами прошлого и настоящего своей малой Родины.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что, в процессе реализации программы обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, которые с одной стороны могут рассматриваться как часть подготовки к итоговым тестовым испытаниям по предмету «Окружающий мир» за курс начальной школы, пропедевтикой изучения курса истории в 5-9 классах.
Новизна программы заключается в дистанционном режиме освоения ее содержания, в подборе современных и актуальных для возраста теоретических материалов и практических заданий.
Адресат программы: обучающиеся от 7 до 12 лет.
Возрастные особенности: возраст 7-12 лет - это обучающиеся младших классов. Позитивными проявлениями данного возраста являются: повышение самостоятельности, рост чувства ответственности за свои поступки,  расширение интересов,  появление планов на будущее. В связи с этим, новый материал, может заинтересовать детей и послужить основой для определения сферы учебных и жизненных интересов.
Срок освоения программы: 16 часов.
Режим занятий: Занятия по программе предполагают работу в группе с использованием дистанционных образовательных технологий. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа.
Количество учащихся группе: 7-15 человек.
Принцип набора: свободный, по интересам обучающихся.
Форма обучения: очно-заочная (с использованием дистанционных технологий).
 
Цель и задачи программы
 
Цель: привить детям любовь к малой родине, ее историческим корням и культурному наследию. Образовательный процесс проходит по 3-м направлениям: обучение, воспитание и развитие.
Задачи:
обучающие: дать обучающимся знания об истории родного края, навыки учебной – исследовательской работы, начать формирование  у учащихся  понимание тесной связи истории нашего края с общероссийскими событиями.
воспитательные: способствовать развитию у детей таких личностных свойств, как  коммуникабельность, самостоятельность, ответственность, активность, формировать гражданскую позицию, основанную на любви к родному краю и уважении к землякам;
развивающие:
способствовать расширению кругозора детей, совершенствовать навыки работы в коллективе и самостоятельной практической  деятельности, развивать у детей эстетический вкус и чувство любви к прекрасному через связь исторического и культурного наследия  своей малой родины.
Планируемые результаты
Предметные:
должны знать и уметь:
-знать основные даты истории города Энгельса, имена людей, связанные с ними;
-знать названия и местоположение памятных мест и памятников города и района;
-уметь делать обобщающие выводы на основании отдельных фактов.
Метапредметные:
- умение планировать, контролировать и оценивать собственные   действия  и поступки;
- уметь определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Личностные:
- учащиеся могут проявлять самостоятельность действий;
 -учащиеся склонны к  проявлению этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
 -учащиеся выражают готовность к пониманию и сопереживанию чувствам других людей.
 
Содержание программы
 
Учебный план
 
п/п
Наименование тем
Количество часов
Форма проведения занятия, контроля знаний
ДО
теория
практика
всего
 1.
Вводное занятие.          «Саратовская земля - край, где мы живем» 
1
1
2
Презентация, выполнение творческого задания
 
 2.
«Река Волга-река жизни»
1
1
2
Презентация, выполнение практического задания
 
 3.
«Город Энгельс-наша маая Родина»
1
1
2
Презентация, выполнение практического задания
 
 4.
75-летию Победы: «Наши земляки-герои ВОВ»
1
1
2
Презентация, выполнение практического задания
 
 5.
«Улицы Победы: история в названиях и памятниках»
1
1
2
Презентация, выполнение практического задания
 
 6.
«Почётные граждане города Энгельса. Юрий Алексеевич Гагарин» 
1
1
2
Презентация, выполнение практического задания
 
 7.
«Памятники и памятные места нашего города»
1
1
2
Презентация, выполнение практического задания
 
 8.
Итоговое занятие
1
1
2
Контрольное тестирование, выполнение творческого задания            
 
Всего:
8
8
16
 
 
Содержание учебного плана
1. «Саратовская земля - край, где мы живем»
 Организационная часть занятия. В ходе первого занятия дети знакомятся друг с другом, получают представления о правилах работы в группе в дистанционном режиме, о программе и ходе занятия. Теория: даёт представление о местоположении Саратовской области (с показом на карте России). Природные богатства, красота природы, заповедники и природоохранные территории.
Практика. Нарисовать рисунок по теме занятия.
 
2. «Река Волга-река жизни»
Организационная часть занятия - проверка домашнего задания, обсуждение.
Теория.
Учитель рассказывает о реке Волге. Рассматривается значение реки в жизни города, обращает внимание на экологическую составляющую. Рассматриваем  символику герба и флага Саратовской области.
Практика. Ответы на вопросы по теме занятия.
 
3. «Город, в котором мы живём - из прошлого в настоящее»
Теория.
Учитель рассказывает о городе Энгельсе. Рассматривается история поселения, даётся представление о связи истории города с историей страны. Символ города-Бык-солевоз. Герб и флаг города.
Практика. Ответы на вопросы по теме занятия.
 
4. 75-летию Победы: «Наши земляки-герои ВОВ»
Теория.
Учитель рассказывает об уроженцах города Энгельса, которым присвоено звание Герой Советского Союза. Показывает как их имена сохраняются в названия, памятниках.  Памятник Героям фронта и тыла, Обелиск Победы.
Практика. Ответы на вопросы по теме занятия.
 
5. «Улицы Победы: история в названиях и памятниках»
Теория.
Учитель рассказывает о том, как жил город Энгельс в годы ВОВ и Саратовский край в целом. Памятник “Журавли” в Парке Победы на Соколовой горе. Об улицах Марины Расковой, Волоха, 148-ой Черниговской дивизии, М. Василевского города Энгельса и о памятниках на этих улицах.
Практика. Ответы на вопросы по теме занятия.
 
6. «Почётные граждане города Энгельса. Юрий Алексеевич Гагарин»
 Теория.
Учитель рассказывает о биографии первого космонавта Земли, о том, какую роль город Энгельс сыграл в его судьбе. Памятник на месте приземления Гагарина в архитектурном комплексе Гагаринское поле.
Практика. Ответы на вопросы по теме занятия.
 
7. «Памятники и памятные места нашего города»
 Теория.
Учитель рассказывает о памятниках и памятных местах города Энгельса, которые не вошли в предыдущие темы. Рассматриваются памятник Льву Кассилю "Фантазёр" в сквере Л. А. Кассиля, памятник А.А. Мыльникову около картинной галереи, "Героям - чернобыльцам" в районе ЦНТ “Дружба”, Самолёт ТУ-16, Самолёт ТУ-22 около Лётного городка, "Паровоз серии "Л" в районе ж/д вокзала, памятник Петру и Февронии в городском парке, "Крупская и дети - пионеры-герои" около Центра детского творчества.
Практика. Ответы на вопросы по теме занятия.
 
8. «Итоговое занятие»
 Практика.
 В форме интерактивной игры дети отвечают на вопросы по темам занятий.
Вопросы сгруппированы по категориям: Жизнь замечательных людей, Угадай Памятник, Ответ из категории универсальных знаний.
 
Формы аттестации (контроля)
Освоение дополнительной общеразвивающей программы «Люби и знай родной свой край!» проверяется в ходе тестирования и игровой интерактивной игры. По результатам выдаётся сертификат.
 
2. Комплекс организационно-педагогических условий
 
2.1. Методическое обеспечение программы
 
Дистанционная образовательная программа «Люби и знай родной свой край!» составлена с учетом требований времени и корректируется в процессе работы в соответствии с интересами обучающихся младшего школьного возраста. Методика работы по программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, самостоятельной работы детей, побуждающей их к поисковой и творческой активности. Широкое использование информационно-коммуникативных технологий позволяет расширять кругозор учащихся и развивать их интерес к изучаемым темам, формировать необходимые умения и навыки.
Учебный процесс проводится в формате занятий с выполнением практических и тестовых работ. В качестве средств обучения используются видеоматериалы, презентации, мультфильмы, и т.д.
                           
2.2. Условия реализации программы
 
Материально-техническое обеспечение:
  • Компьютер (ноутбук).
  • Аудио-колонки (наушники).
  • Сканер, фотоаппарат (или телефон с функцией фотосъемки).
  • Выход в Интернет.
  • Цифровая образовательная платформа для проведения видеоконференций.
 
          Информационное обеспечение:
Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса осуществляется средствами цифровой образовательной платформы (на выбор педагога), выходом в Интернет. Используется web сайт (сервис) YouTube, предоставляющий учащимся возможность просмотра обучающимися самостоятельно видео и мультипликационных фильмов по рекомендации учителя.
 
Список интернет источников и ресурсов:
 
1. История Саратовской области
Саратов-история города
2. Волга
«Река Волга от истока до устья» //
https:// www.youtube.com/watch?v=ZRdazObZSyc«Большое путешествие. Вниз по Волге». Фильм Андрея Лапшина//
https://www.youtube.com/watch?v=xzLHyfjOYygКаспийское море | Природа Ближнего Востока | Discovery// https://www.youtube.com/watch?v=jpmJC4qBILs
 
Герб Саратовской области
 
Бык солевоз - символ города (фотографии)
5. Энгельсский краеведческий музей (официальный сайт)
6. Картинная галерея в г. Энгельсе (официальный сайт)
Мыльников  А.А.
7. Город Энгельс – оперативный тыл Сталинградского фронта
8. Раскова Марина Михайловна
9. Волох Пётр Васильевич
 10. Гагарин Юрий Алексеевич
11. мосты через Волгу в районе города Энгельса-Саратова
автодорожный мост
ж/д мост
мост у  села Пристанное (Новый мост)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82_(%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9) 
 
Календарный учебный график
 
№ п/п
Месяц, число
Форма занятия
Кол-
во ча-сов
Тема занятия
Место
 проведения
Форма
 контроля
1
02.06.2020г.
дистанционная
беседа-лекция в виде презентации
2
Вводное занятие.          «Саратовская земля - край, где мы живем» 
 
 
Цифровая образовательная платформа
или
Региональный портал дистанционного обучения обучающихся Саратовской области
Ответы на вопросы, творческая работа
2
04.06.2020г.
дистанционная
беседа-лекция в виде презентации
2
«Река Волга-река жизни»
Ответы на вопросы
3
09.06.2020г.
дистанционная
беседа-лекция в виде презентации
2
«Город Энгельс-наша малая Родина»
4
11.06.2020г.
дистанционная
беседа-лекция в виде презентации
2
75-летию Победы: «Наши земляки-герои ВОВ»
Ответы на вопросы
5
16.06.2020г.
дистанционная
беседа-лекция в виде презентации
2
«Улицы Победы: история в названиях и памятниках»
Ответы на вопросы
6
18.06.2020г.
дистанционная
беседа-лекция в виде презентации
2
«Почётные граждане города Энгельса. Юрий Алексеевич Гагарин» 
Ответы на вопросы
7
23.06.2020г.
дистанционная
беседа-лекция в виде презентации
2
«Памятники и памятные места нашего города»
Ответы на вопросы
творческое задание
8
25.06.2020г.
дистанционная
игра
2
Итоговое занятие
Ответы на вопросы