Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фантазия» для детей 7-10 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фантазия» для детей 7-10 лет

Мясникова Надежда Викторовна

педагог дополнительного образования

Информационная карта образовательной программы

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

1.

Наименование образовательной организации

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Центр

дополнительного образования детей «Заречье»

Кировского района» г. Казани

2.

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа «Фантазия»

3.

Направленность программы

художественная

4.

Сведения о разработчике

4.1

ФИО разработчика

Мясникова Надежда Викторовна

4.2

Должность

педагог дополнительного образования

5.

Сведения о программе

5.1.

Срок реализации программы

1 год

5.2.

Возраст обучающихся

7-10 лет

5.3.

Характеристика программы:

типпрограммы

 

видпрограммы

 

принциппроектированияпрограммы

 

 

 

 

форма организации содержания учебногопроцесса

- дополнительнаяобщеобразовательная

- общеразвивающая

- принциппредметнойнаправленности;

принцип возрастосообразностисодержания

программы и формразличных видов

деятельностиобучающихся;

принципориентацииналичностные,

метапредметныеипредметныерезультаты

образования;

принциппродуктивного итворческогохарактера

программы.

освоение содержания программы,организация

образовательногопроцессапо учебным блокам

(в соответствии суровнямисложноститеоретическогои

практического материала по годам обучения)

 

Цель программы

Развивать творческие способности обучающихся

используя декоративно-прикладное искусство.

6.

Методы, виды и формы образовательной деятельности

Методыобразовательнойдеятельности педагога:

объяснительно-иллюстративный,репродуктивный,

продуктивный,частично-поисковый, методдистанционного

обучения идр.

Видыобразовательнойдеятельностиобучающихся:

освоениетеоретическогоучебного материала, воспроизведениедемонстрируемой практическойдеятельности,самостоятельная деятельность;практическое применение знанийвпроцессе творческой деятельности идр.

Формыобразовательнойдеятельности обучающихся:групповые занятия, индивидуальные занятия, индивидуально-групповые занятия, коллективные занятия

Формы работы: мастер-классы, творческие выставки, коллективно-творческие работы, практическая работа, художественное творчество обучающихся, экскурсии в художественные музеи, беседы

7.

Формы мониторинга результативности

Тестирование, анкетирование, диагностика, текущий контроль, промежуточный контроль, промежуточная аттестация, аттестация по итогам освоения программы, выполнение творческих работ

8.

Результативность реализации программы

- Сохранность контингента обучающихся (не менее 98%);

- укрепление здоровья и сформированность навыков здорового образа жизни обучающихся;

- сформированность специальных знаний, умений и навыков;

- высокий уровень развития творческих способностей;

- сформированность самовыражения собственной индивидуальности;

- личностный рост;

Наличие призовых мест на конкурсных мероприятиях разного уровня

9.

Место проведения

МБУДО «Центр дополнительного образования детей «Заречье» Кировского района г. Казани

10.

Дата утверждения и последней корректировки

программы

 

 

1. Пояснительная записка 

4

1.2. Нормативно-правовое обеспечение программы 

4

1.3. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность 

6

1.4. Цель и задачи программы 

8

1.5. Адресат программы 

10

1.6. Формы организации образовательного процесса 

10

2. Учебный план

13

3. Содержание программы 

17

4. Планируемые результаты освоения программы 

21

5. Организационно-педагогические условия реализации программы 

24

5.1. Оценочные материалы 

25

5.2. Методическое и дидактическое обеспечение программы 

27

6. Список литературы 

30

7. Приложения

32

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психологических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоровительное воздействие на организм ребенка. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид творческой деятельности, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать ребенка техническими знаниями, развивать у него трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.

1.2 Нормативно-правовое обеспечение программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фантазия» для учащихся 7-10 лет разработана в соответствии с требованиями:

- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 5.12.2022 г.)

- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

- Указ Президента РФ от 9.11.2022 №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022 г. №678-р

- Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3.09.2019 №467

- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»

- Письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан №1068/22 от 28.01.2022 г. «О направлении методических рекомендаций по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных программ (в том числе адаптированных) в новой редакции».

-Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках Национального проекта «Образование», утвержденного Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3.09.2018 №10;

-Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Заречье» Кировского района г. Казани;

- Локальный акт МБУДО «ЦДОД «Заречье» Кировского района г. Казани по разработке и написанию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что она позволяет максимально интегрировать самые разные виды и техники изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она даёт возможность овладеть широким набором техник работы с материалом, что позволит разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству.

Занятия по данной программе вводят ребенка в удивительный мир творчества и дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторскихспособностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать её в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя её и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фантазия»посвящена работе с бумагой, пластилином, тестом и другими материалами. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. При работе с пластилином и тестом ребята знакомятся с понятием форма, развивают мелкую моторику и художественный вкус.

Актуальность

 На занятиях дети приобретают навыки конструкторской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. На занятиях в процессе создания декоративных изделий, обучающиеся используют и на практике применяют знания, полученные на занятиях по рисованию, аппликации, математике.

 Именно этим и обусловлена актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фантазия».

Данная программа широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе собственной творческой активности.

Таким образом, творчество – это процесс создания нового изделия на основе того, что есть. Созданию нового способствуют индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира и своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в объединении – прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия ребёнка, т.е. развитие творческой культуры (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).

Работа в объединении «Фантазия» спланирована так, чтобы не происходило дублирование программного материала со школьными уроками труда. Работа объединения организована с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.

Отличительной чертой программы является то, что кроме обучающего и развивающего характера, данная программа воспитывает трудовые навыки и умения, учит эстетически относиться к труду, пробуждает и развивает интерес к декоративной деятельности, а художественная деятельность обучающихся на занятиях находит разнообразные формы выражения.

1.4 Цель и задачи программы

Цель программы–формирование у обучающихся художественной культуры посредством художественно-творческой активности и овладения образным языком декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы

Образовательные:

1. Освоить приёмы и способы работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, предметов интерьера и элементов дизайна;

2. Выработать умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат;

3. Познакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, декоративно-прикладного искусства;

4. Совершенствовать умения и формировать навыки работы с нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

5. Приобрести навыки учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

1. Развивать интерес, эмоционально-положительное отношение к художественно-ручному труду, готовность участвовать в создании поделок, отвечающих художественным требованиям;

2. Развивать образное мышление и творческое воображение, эстетическое отношение к окружающему пространству;

3. Развивать мелкую моторику рук;

4. Развивать креативное мышление;

5. Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус и чувство меры.

Воспитательные:

1. Воспитать активную жизненную позицию и целеустремлённость;

2. Воспитать дисциплинированность, аккуратность, бережливость;

3. Воспитать настойчивость в достижении результата;

4. Воспитать доброжелательность, сострадание и сочувствие, культуру поведения;

5. Формировать ответственное отношение к социуму, толерантность;

6. Воспитать нравственное отношение к окружающему миру;

7. Вести ориентацию на профессии художественной сферы;

8. Осуществлять трудовое и эстетическое воспитание обучающихся.

Адресат программы.

Обучение по данной программе актуально для обучающихся 7-10 лет. Свободная творческая деятельность стимулирует работу мозга, способствует расширению кругозора и словарного запаса, совершенствует процессы высшей нервной деятельности и помогает перейти к более высокой ступени психического и физического развития.

Процесс творчества позволяет ребёнку активно познавать окружающий мир и себя самого, формирует его мироощущение и мировоззрение. Он воплощает свою уникальность и осознаёт себя как личность. Поэтому важно направить его познавательную энергию в правильное русло.

Кроме того, когда ребёнок выбирает, какую именно поделку он хочет сделать сейчас и пытается отстоять свой выбор, он учится коммуникабельности, эффективной модели общения, умению защищать свои интересы, убедительно аргументировать свое мнение. Работая самостоятельно, приобретает такие качества, как упорство и целеустремлённость, развивает воображение. И наконец, придумывая и создавая что-то своё, ребёнок учится подчинять среду своим потребностям и формировать ее в соответствии со своими представлениями о красоте и целесообразности. Эти умения и навыки не раз пригодятся ему во взрослой, самостоятельной жизни.

1.6 Формы организации образовательного процесса

Объём программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фантазия» рассчитана на 1 год обучения.

Режим занятий. Занятия проводятся согласно учебному плану 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность учебного часа – 45 минут, перерыв – 15 минут.

Формы организации образовательного процесса

Основными формами проведения учебных занятий являются:

– фронтальные (беседа, рассказ, объяснение, которые активизируют творческое воображение детей, развивают их речь и память, учат выражать свои мысли грамотно. Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информации между учителем и детьми. Произвольное внимание учащихся в процессе объяснения учителя, фронтального опроса);

– групповые (тренировочные);

– индивидуальные (выполнение заданий каждым обучающимся, через которые происходят формирования навыков самостоятельной деятельности).

Виды занятий:

– лекции;

– практические занятия;

– дискуссии;

– презентация;

– творческая работа;

– упражнения.

Методы:

– словесный (устное изложение, беседа, рассказ);

– наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, выполнение руководителем, работа по образцу и другие);

– практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и другие);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

– объяснительно-иллюстративный: дети воспринимают и усваивают готовую информацию (рассказ, показ, иллюстрация);

– репродуктивный: ученики воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности (практические занятия);

– частично-поисковый: участие воспитанников в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с руководителем;

– исследовательский: самостоятельная творческая работа детей;

– эвристический – творческие задания.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

– фронтальный: одновременная работа со всеми ребятами;

– индивидуально-фронтальный: чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

– групповой: организация работы в группах (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определённое задание);

– индивидуальный: индивидуальное выполнение заданий, решение проблем (каждый ребенок должен сделать свою поделку);

– коллективный: в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей.

 

Принципы, лежащие в основе программы:

– доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

– наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

– демократичности и гуманизма (взаимодействие руководителя и детей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

– от простого к сложному (научившись элементарным навыкам работы, применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Формы аттестации / контроля

В процессе обучения детей данной программе отслеживаются три вида результатов:

текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

через механизм контроля:

а) вводный контроль (устный опрос; цель – определение уровня начальных знаний);

б) промежуточный контроль (устный опрос; просмотр готовых изделий; цель – проверка уровня освоения детьми программы за полугодие);

в) итоговый контроль (устный опрос; итоговый просмотр изделий; цель – определение уровня знаний по программе);

через отчётные просмотры законченных работ.

 

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебный(тематический) план 1-го года обучения

 

№п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Входная диагностика

2

2

-

Педагогическое наблюдение

2

Работа с природным  материалом

8

1

7

Текущий контроль

2.1

Подготовка природного материала. Техника безопасности. Изготовление поделок из природного материала.

4

1

3

Опрос, беседа, педагогическое наблюдение, выполнение творческих заданий.

2.2

Подготовка природного материала. Выполнение композиции из сухих листьев «Львёнок»

2

-

2

Выполнение творческих заданий, педагогическое наблюдение, беседа

2.3

Подготовка природного материала. Выполнение Коллективного панно «осенний лес»

2

-

2

Выполнение творческих заданий, педагогическое наблюдение, беседа

3

Нетрадиционные техники рисования

10

-

10

Педагогическое наблюдение, выполнение творческой работы

3.1

Подготовка природного материала. Рисование отпечатками листьев.

2

-

2

Педагогическое наблюдение, выполнение творческой работы

3.2

Техника трафарет. Композиция «Осенние узоры».

2

-

2

Педагогическое наблюдение, выполнение творческой работы

3.3

Рисование ватными палочками

2

-

2

Педагогическое наблюдение, выполнение творческой работы

4

Рисование с помощью трубочки от сока

2

-

2

Педагогическое наблюдение, выполнение творческой работы

4.1

Рисование ватными дисками

Изготовление открытки ко дню учителя

2

-

2

Педагогическое наблюдение, выполнение творческой работы

4.2

Аппликации из круп

8

1

7

Текущий контроль

4.3

Знакомство с понятием «аппликация». Техника посыпания. Выполнение индивидуальных работ.

4

1

3

Беседа, выполнение творческой работы

4.4

Техника вдавливания. Выполнение индивидуальных работ.

2

-

2

Педагогическое наблюдение, выполнение творческой работы

4.5

Техника вдавливания. Выполнение индивидуальных работ.

2

-

2

Педагогическое наблюдение, выполнение творческой работы

5

Бумагопластика

22

4

18

Текущий контроль

5.1

Особенности бумаги. Изучение свойств и разновидностей бумажного материала. Техника безопасности.

2

2

-

Опрос, беседа, педагогическое наблюдение

5.2

Аппликация из

геометрических форм.

2

-

2

Выполнение упражнений, педагогическое наблюдение, беседа

5.3

Знакомство с понятием «Обрывная аппликация» из бумаги. История появления и развития техники. Выполнение работы с использованием этой техники.

2

1

1

Выполнение упражнений, педагогическое наблюдение, беседа

5.4

Знакомство с техникой «шахматное плетение». Выполнение работ с использованием этой техники.

4

1

3

Выполнение упражнений, педагогическое наблюдение, беседа

5.5

Объемное конструирование из бумаги.

4

-

4

Выполнение упражнений, педагогическое наблюдение, беседа

5.6

Конструирование настольных объёмных открыток.

4

-

4

Выполнение упражнений, педагогическое наблюдение, беседа

5.7

Композиция «Домик»

4

-

4

Выполнение упражнений, педагогическое наблюдение, беседа

6

Папье-маше

10

1

9

Текущий контроль

6.1

История папье-маше. Технология изготовления бумажной массы. Особенности работы с размоченной бумагой

2

1

1

Опрос, беседа, педагогическое наблюдение

6.2

Создание и декорирование простых фигур в технике папье-маше

2

-

2

Педагогическое наблюдение, выполнение творческой работы

 

Создание и декорирование простых фигур в технике папье-маше

2

-

2

выполнение творческой работы

 

Создание и декорирование простых фигур в технике папье-маше

2

-

2

выполнение творческой работы

 

Создание и декорирование простых фигур в технике папье-маше

2

-

2

выполнение творческой работы

 

Айрис Фолдинг

10

1

9

Текущий контроль

6.3

Вводное занятие. История возникновения техники. Материалы и инструменты для работы. Основные правила работы по схеме.

2

1

1

Педагогическое наблюдение, выполнение творческой работы

 

Выполнение творческой работы в технике Айрис Фолдинг

2

-

2

Педагогическое наблюдение, выполнение творческой работы

6.4

Выполнение панно в технике Айрис Фолдинг.

2

-

2

Педагогическое наблюдение, выполнение творческой работы

 

Новогодняя открытка в технике Айрис Фолдинг

 

2

-

2

Педагогическое наблюдение, выполнение творческой работы

6.5

Выполнение панно «Зима» в технике Айрис Фолдинг.

2

-

2

Педагогическое наблюдение, выполнение творческой работы

7

Контрольные занятия по подведению итогов освоения образовательной программы 1-го учебного полугодия

2

-

2

Промежуточный контроль

7.1

Создание декоративного изделия с применением изученных техник

2

-

2

Контрольное тестирование, выполнение зачётных заданий

8

Тиснение (эмбоссинг) на соленом тесте

14

2

12

Текущий контроль

8.1

 Техника изготовления солёного теста. Порядок работы в мастерской.Знакомство с понятием «тиснение» (эмбоссинг).

2

2

-

Опрос, беседа, педагогическое наблюдение

8.2

Практика лепки из солёного теста, применение техники «тиснение». Роспись скульптуры красками.

12

-

6

Выполнение упражнений, педагогическое наблюдение, беседа

9

Оригами

10

3

7

 

9.1

Основы оригами. Рассказ об истории оригами, культуре и традициях Японии.

2

2

-

Опрос, беседа, педагогическое наблюдение

9.2

Виды оригами. Образцы оригамских фигурок. Знакомство с творчеством известных оригамистов. Изготовление поделок в технике «оригами»

4

1

3

Педагогическое наблюдение, выполнение работы

9.3

Упражнение в чтении схем. Складывание фигурок. Изготовление поделок в технике «оригами»

4

-

4

Педагогическое наблюдение, выполнение работы

10

Pop-up

22

4

18

Текущий контроль

10.1

 Техника безопасности. Материалы и инструменты для

«поп-ап». Рабочее место и подготовительный этап.

2

2

-

Опрос, беседа, педагогическое наблюдение

10.2

История возникновения

«поп-ап».«Поп-ап» в альбомах, книгах, открытках.

2

2

-

Опрос, беседа, педагогическое наблюдение

10.3

Освоение основных технологических приёмов,

которые используются при создании книг и открыток с объемными иллюстрациями.

6

-

6

Выполнение упражнений, педагогическое наблюдение, беседа

10.4

Изготовление открытки с применением техники «popup»

4

-

4

Выполнение упражнений, педагогическое наблюдение, беседа

10.5

Изготовление книги с применением техники «popup»

8

-

8

Выполнение творческих заданий

11

Пластиллинография

22

4

20

Текущий контроль

11.1

Знакомство с пластилином, его физическими и химическими свойствами.

Знакомство с инструментами. Организация рабочего места.

2

2

-

Опрос, беседа, педагогическое наблюдение

11.2

Знакомство с элементами пластилинографии. Выполнение элементов «жгут», «валик». Выполнение творческой работы

4

-

4

Педагогическое наблюдение, выполнение творческой работы

11.3

Выполнение элементов «шар», «конус». Выполнение творческой работы. Создание картины «Ветка рябины» (ягоды и листья).

4

-

4

Педагогическое наблюдение, выполнение творческой работы

11.4

Картины в модульной технике пластилинографии с использованием различных основ «Жар- птица»

4

 

4

Педагогическое наблюдение, выполнение творческой работы

11.5

Фактурная пластилинография. Изготовление сувениров.Дымковская барышня на бутылке

8

-

8

Педагогическое наблюдение, выполнение творческой работы

12

Контрольные занятия по подведению итогов освоения образовательной программы

4

2

2

Аттестация по завершению программы

12.1

Тест по теоретической части

2

2

-

Контрольное тестирование

12.2

Создание декоративной работы с применением всех изученных техник

2

-

2

Выполнение зачётных заданий

 

ИТОГО

144

38

106

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Вводное занятие (2 часа)

Теория (2ч): Ознакомление учащихся с программой и планом работы объединения. Требования безопасности труда на занятиях по программе. Оборудование и материалы, необходимые для занятий. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета. Рассказ о техниках декоративно-прикладного творчества. Особенности проведения занятий по программе «Фантазия».

Методы организации занятия: беседа, рассказ.

Работа с природным  материалом (8ч)

Теория (1ч):Подготовка природного материала. Техника безопасности. Изготовление поделок из природного материала.

Практика (7ч): Подготовка природного материала. Выполнение композиции из сухих листьев «Львёнок» Подготовка природного материала. Выполнение Коллективного панно «Осенний лес»

Методы организации занятия: наглядный, беседа, рассказ, репродуктивный, практическая работа.

Нетрадиционные техники рисования (10ч)

Практика (10ч): Подготовка природного материала. Рисование отпечатками листьев.Техника трафарет. Композиция «Осенние узоры». Рисование ватными палочками.Рисование с помощью трубочки от сока. Рисование ватными дисками. Изготовление открытки ко дню учителя.

Методы организации занятия: наглядный, беседа, рассказ, репродуктивный, практическая работа.

Аппликации из круп (8ч)

Теория (1ч):Знакомство с понятием «аппликация».

Практика (7ч): Техника посыпания. Выполнение индивидуальных работ.

Техника вдавливания. Выполнение индивидуальных работ. Техника вдавливания. Выполнение индивидуальных работ.

 Методы организации занятия: наглядный, беседа, рассказ, репродуктивный, практическая работа.

Бумагопластика (22ч)

Теория (4ч): Особенности бумаги. Изучение свойств и разновидностей бумажного материала. Техника безопасности.

Практика (18ч): Аппликация из геометрических форм. Знакомство с понятием «Обрывная аппликация» из бумаги. История появления и развития техники. Выполнение работы с использованием этой техники.

Знакомство с техникой «шахматное плетение». Выполнение работ с использованием этой техники. Объемное конструирование из бумаги. Конструирование настольных объёмных открыток. Композиция «Домик»

Методы организации занятия: наглядный, беседа, рассказ, репродуктивный, практическая работа.

Папье-маше (10ч)

Теория (1ч): История папье-маше. Технология изготовления бумажной массы. Особенности работы с размоченной бумагой

Практика (9ч): Создание и декорирование простых фигур в технике папье-маше

Методы организации занятия: наглядный, беседа, рассказ, репродуктивный, практическая работа.

Айрис Фолдинг (10ч)

Теория (1ч): Вводное занятие. История возникновения техники. Материалы и инструменты для работы. Основные правила работы по схеме.

Практика (9ч): Выполнение творческой работы в технике Айрис Фолдинг Выполнение панно в технике Айрис Фолдинг. Новогодняя открытка в технике Айрис Фолдинг Выполнение панно «Зима» в технике Айрис Фолдинг.

Методы организации занятия: наглядный, беседа, рассказ, репродуктивный, практическая работа.

Контрольные занятия по подведению итогов освоения образовательной программы 1-го учебного полугодия (2ч)

Практика (2ч): Создание декоративного изделия с применением изученных техник.

Тиснение (эмбоссинг) на соленом тесте (14ч)

Теория (2ч): Техника изготовления солёного теста. Порядок работы в мастерской. Знакомство с понятием «тиснение» (эмбоссинг).

Практика (12ч):Практика лепки из солёного теста, применение техники «тиснение». Роспись скульптуры красками.

Методы организации занятия: наглядный, беседа, рассказ, репродуктивный, практическая работа.

Оригами (10ч)

Теория (3ч):Основы оригами. Рассказ об истории оригами, культуре и традициях Японии.

Практика (7ч):Виды оригами. Образцы оригамских фигурок. Знакомство с творчеством известных оригамистов. Изготовление поделок в технике «оригами» Упражнение в чтении схем. Складывание фигурок. Изготовление поделок в технике «оригами».

Методы организации занятия: наглядный, беседа, рассказ, репродуктивный, практическая работа.

Pop-up (22ч)

Теория (4ч):Техника безопасности. Материалы и инструменты для

«поп-ап». Рабочее место и подготовительный этап.

Практика (18ч):История возникновения «поп-ап». «Поп-ап» в альбомах, книгах, открытках. Освоение основных технологических приёмов, которые используются при создании книг и открыток с объемными иллюстрациями. Изготовление открытки с применением техники «popup». Изготовление книги с применением техники «popup».

Методы организации занятия: наглядный, беседа, рассказ, репродуктивный, практическая работа.

Пластиллинография (22ч)

 Теория (4ч):Знакомство с пластилином, его физическими и химическими свойствами. Знакомство с инструментами. Организация рабочего места.

Практика (20ч):Знакомство с элементами пластилинографии. Выполнение элементов «жгут», «валик». Выполнение творческой работы. Выполнение элементов «шар», «конус». Выполнение творческой работы. Создание картины «Ветка рябины» (ягоды и листья).

Картины в модульной технике пластилинографии с использованием различных основ «Жар- птица» Фактурная пластилинография. Изготовление сувениров. Дымковская барышня на бутылке

Методы организации занятия: наглядный, беседа, рассказ, репродуктивный, практическая работа.

Контрольные занятия по подведению итогов освоения образовательной программы (4ч)

Теория (4ч):Тест по теоретической части

Практика (2ч):Создание декоративной работы с применением всех изученных техник.

Дистанционный блок

При дистанционном обучении по программе используются следующие формы дистанционных образовательных технологий:

– видео-занятия, лекции, мастер-классы;

– открытые электронные библиотеки, виртуальные музеи, выставки;

– тесты, викторины по изученным теоретическим темам. Использование сайта Kahoot;

– адресные дистанционные консультации.

В организации дистанционного обучения по программе используются следующие платформы и сервисы: ZOOM, чаты в WhatsApp, ВКонтакте и т.д.

В мессенджерах с начала обучения создается группа, через которую ежедневно происходит обмен информацией, в ходе которой обучающиеся получают теоретическую информацию, демонстрируются способы рисования. Получение обратной связи организовывается в формате присылаемых в электронном виде фотографий готовых изделий и промежуточных результатов работы.

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные:

– осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

– формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигнуть в нём взаимопонимания;

– развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:

– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

– умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

– умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные:

Обучающиеся должны знать:

– правила техники безопасности в процессе работы с острыми инструментами и декоративными материалами;

– различия и особенности каждой из декоративных техник: бумагопластики, папье-маше, оригами, айрис-фолдинг и др.;

– историю возникновения и развития бумаги, оригами, папье-маше;

– сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, способы декоративного оформления готовых работ;

– материалы и приспособления, применяемые при работе с бумажной массой;

– разнообразие техник работ с бумагой;

– особенности декораторских инструментов и правила их использования;

– приёмы работы с бумагой, тестом, пластилином;

– правильную последовательность действий при работе в каждой декоративной технике;

– особенности выстраивания объёмной композиции при создании декоративных панно;

– технологические особенности работы с каждым декоративным и художественным материалом;

– особенности работы с тестом;

– историю декоративных материалов и техник.

Обучающиеся должны уметь:

– декорировать плоские и объёмные изделия;

– работать в техниках папье-маше, бумагопластика, поп-ап, оригами и др.;

– работать с канцелярскими и художественными инструментами;

– моделировать с помощью бумажной массы новые образы и формы;

– пользоваться средствами выразительности языка декоративно-прикладного, декораторского искусства и художественного конструирования;

– выдерживать правильные технологические перерывы между творческими этапами;

– сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях и творческих работах;

– добывать необходимую информацию (устную и графическую);

– анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;

– определять основные конструктивные особенности изделий;

– называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

– выполнять приёмы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

– выполнять приёмы удобной и безопасной работы ручными инструментами (ножницы);

– выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей;

– наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

– подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;

– правильно подбирать цветовое решение каждого изделия для достижения максимально гармоничного образа.

Обучающиеся должны владеть:

– навыками эффективной коммуникации;

– основами художественной культуры;

– основами логического мышления;

– навыками работы в творческом коллективе;

– основами креативного мышления;

– навыками взаимоуважения и взаимопомощи в коллективе.

5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

– кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами, стулья для педагога и детей, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы, наглядных пособий, примеров декоративных работ, изготовленных обучающимися изделий и выставочных образцов;

– ноутбук, мультимедийное оборудование;

– меловая доска;

– канцелярские принадлежности: карандаши, линейки, ластики, транспортиры, циркули, канцелярские ножи;

– бросовый материал: картонные втулки, обои, китайские палочки, крупы, пуговицы;

– художественные материалы: краски акварельные, гуашь

-цветная бумага, цветной картон, пластилин, тесто, сыпучие материалы, бумага, газеты.

– защитные резиновые коврики для резки;

– скатерть;

– клеи: ПВА, клей-карандаш;

5.1. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Педагогический мониторинг учащихся объединения «Фантазия» строится прежде всего на учёте их индивидуальных и возрастных особенностей.

Для оценки результативности учебных занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фантазия» применяется следующие виды контроля универсальных учебных действий обучающихся.

Входная диагностика

Цель: определение уровня подготовки обучающихся в начале обучения, т.е. начальное диагностирование

Задача: спрогнозировать возможности обучающихся для успешного прохождения программы.

Формы проведения:

– собеседование;

Текущий контроль

Цель: систематический контроль уровня освоения обучающимися тем, разделов программы за оцениваемый период, динамики достижения предметных и метапредметных результатов.

Задачи:

– повышение качества знаний обучающихся, приобретение и развитие у них навыков самостоятельной работы, повышение активности обучающихся;

– совершенствование методики проведения занятий.

Формы проведения:

– педагогическое наблюдение;

– беседа;

– опрос;

– самостоятельная работа.

Время проведения: в конце каждого занятия.

Работы оцениваются по следующим критериям:

– качество выполнения отдельных заданий и работы в целом;

– степень самостоятельности;

– уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный).

Промежуточный контроль

Цель: подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения обучающегося по программе.

Задачи:

– оценить уровень полученных знаний, умений и навыков обучающихся по программе 1-го учебного полугодия;

– корректировка учебного процесса.

Формы проведения:

– контрольное тестирование;

– выставка;

– встречи с родителями обучающихся;

– групповая оценка работы.

Время проведения: в конце 1-го учебного полугодия.

Аттестация по завершении освоения программы

Цель: выявление итогового уровня развития теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствие прогнозируемым результатам дополнительной общеразвивающей программы.

Задача: установление соответствия результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы заявленным целям и планируемым результатам обучения.

Формы проведения:

– прохождение теста по всей теоретической части учебной программы;

– создание большой итоговой работы в виде панно с применением всех техник, изученных за год.

Время проведения: по завершении освоения программы.

5.2 МЕТОДИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

– плакаты;

– наглядные пособия (схемы, таблицы);

– журналы «Дополнительное образование».

Информационное обеспечение образовательного процесса:

– видеозаписи (видео-мастер-классы, короткие обучающие ролики);

– интернет-ресурсы (Ютуб, ВК, Телеграм).

Методическое обеспечение образовательного процесса

Успешное решение задач и достижение цели, поставленной в программе, возможно при соблюдении следующих основных педагогических принципов:

индивидуализации (предполагаеториентацию на индивидуально-психологические особенности учащегося; учебный процесс строится с учётом этих особенностей);

наглядности (предполагает демонстрацию большого количества наглядных материалов, примеров готовых изделий, иллюстративности каждого технологического и творческого этапа работы);

доступности (требует постановки перед обучающимися задач, соответствующих их силам, и постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от лёгкого к трудному, от простого к сложному);

систематичности (предусматривает систематизацию учебного материала, его логическую последовательность);

гуманности (выражает безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребёнка, отсутствие давления на его волю; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и творческого потенциала);

демократизма (основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребёнка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде творческого коллектива);

взаимодействия (предусматривает межличностные взаимодействия педагога и обучающихся как партнёров по творческой деятельности; постоянное проявление интереса к работе учащегося на занятии, к его впечатлениям от прошедшего занятия, мероприятия);

единства воспитания и обучения (обучая, воспитывать; воспитывая, обучать);

личностного подхода (основывается на признании личности каждого ребёнка непреложной ценностью);

опоры на интерес (предусматривает использование на занятиях только таких форм, методов и педагогических технологий, которые вызывают позитивное отношение и заинтересованность детей);

сохранения и укрепления здоровья (основывается на использовании здоровьесберегающих технологий обучения).

Используемые технологии обучения и воспитания:

– технологии индивидуального, группового, дифференцированного, развивающего, дистанционного обучения;

– технологии индивидуальной, групповой, коллективной творческой деятельности;

– технология портфолио;

– технология коллективного творческого воспитания;

– практико-ориентированные технологии творческого познания;

– здоровьесберегающие технологии (обеспечивающие формирование у детей заинтересованного отношения к собственному здоровью, здоровому образу жизни через создание комфортных санитарно-гигиенических условий и благоприятного морально-психологического климата на занятиях, привитие обучающимся способов управления своим поведением, эмоциями, желаниями и др.)

Методы обучения и воспитания

В ходе реализации программы используются следующие методы обучения:

Метод сознания и активности– зависит от возникшего интереса, мотивации к выполнению задания, сознательного восприятия, которые стимулируются эмоциональностью педагога и различными беседами.

Метод наглядности– затрагивает эмоционально-чувственное восприятие детей.

Метод доступности и индивидуализации– правильное распределение материала на занятиях в течение учебного года, усложнение материала с учётом функциональных возможностей организма, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Словесные методы обучения– объяснение, беседа, комментирование и др.).

Методы практической деятельности– позволяют детям усваивать и осмысливать материал, выполняя под руководством педагога развивающие упражнения, задания, творческие работы и др. Данные методы тесно взаимосвязаны с репродуктивным и продуктивным методами практической деятельности.

При репродуктивном обученииобучающийся воспроизводит, повторяет за педагогом. Формирование умений и навыков происходит путём упражнений, выполнения творческих работ и заданий.

Продуктивные методы– предусматривают получение новых знаний и умений в результате творческой деятельности учащегося.

Методы дистанционного обучения – позволяют получать образование посредством интернет-технологий, когда обучающиеся удалены от педагога и не имеют возможности заниматься в учебных помещениях, но в то же время могут в любой момент поддерживать диалог с педагогом с помощью средств коммуникации.

Методы воспитания– убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация, личный пример педагога, коллективная творческая деятельность, дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и др.

6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Брыкина Е.К. «Творчество детей с различными материалами», Педагогическое общество России, М: 2005.

2. Варшавина Н.С. «Искусство мозаики, аппликации и бумагопластики», Москва, 2007.

3. Василенко П.Г. «Развитие художественно-творческих способностей обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования», Майкоп, 2015.

4. Волосатова И.Ю. «Формирование художественно-творческих способностей младших школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе», Самара, 2008.

5. Гусакова М.А. «Подарки и игрушки своими руками», Москва, 2003.  

6. Дёмина И.П. «Подарки из природных материалов», Смоленск, 2013. 

7. Жемчугова, П.П. «Декоративно-прикладное искусство, СПб, 2006.

8. Кондалеева Ю.С. Рабочая программа по дисциплине «Моделирование из бумаги», Брянск, 2018.

9. Костина Л.В. Истоки творчества: методическое пособие, Тюмень, 2009.

10. Майорова Ю.А. «Поделки. Мастерим вместе с детьми», Н. Новгород, 2010. 

11. Негребова Л.А. «Девчонки и мальчишки. Школа ремёсел», Москва, 2010.

12. Стрепетов А.Н. Учебное пособие «Пластическое бумажное моделирование и макетирование», Санкт-Петербург, 2020.

13. Ягупова Т.А. «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами орнамента», Москва, 2010.

14. Ясинских Л.В. «Развитие художественно-творческих способностей младших школьников в процессе педагогической интеграции искусств», Москва, 2014.

Приложение 1

Входная диагностика

Входная диагностика проводится в начале учебного года.

Цель диагностики– определить уровень мотивации, подготовленности и творческих способностей детей в начале обучения и уровень образовательных потребностей для обучающихся.

Форма диагностики – анкетирование.

Анкета №1

Фамилия, имя ___________________________________________________

Возраст ________________________________________________________

Дата заполнения _________________________________________________

1.Знаешь, ли ты чем занимаются в объединении?

– Да, знаю

– Немного

– Нет, не знаю

2. Умеешь ли ты уже что-то делать в этой области?

– Да, умею

– Немного

– Нет, не умею

3. Чего ты ожидаешь от обучения?

– Многому научиться

– Что-то свое

– Не знаю

4. Почему ты пришёл именно в это объединение?

– Самому захотелось

– Родители посоветовали

– За компанию с другом

 

 

 

 

Анкета №2

Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Меня зовут ___________________________________________________

2. Мой возраст __________________________________________________

3. Я выбрал объединение __________________________________________

4. Я узнал об объединении (нужное отметить):

– Из объявления в школе

– От учителя

– От родителей

– От друзей

– Свой вариант __________________________________________________

5. Я пришел сюда, потому что (нужное отметить):

– Хочу заниматься любимым делом

– Надеюсь найти новых друзей

– Хочу узнать новое, интересное, научиться делать красивые поделки своими руками

– Нечем заняться

– Свой вариант __________________________________________________

6. Думаю, что занятия помогут мне (нужное отметить):

– Определиться с выбором профессии

– С пользой проводить свободное время

– Приобрести знания и навыки, которые пригодятся на уроках в школе

– Свой вариант __________________________________________________

Вывод: результаты анкет №1 и №2 позволяют педагогу иметь общую картину о своих обучающихся. Кто пришёл в объединение целенаправленно за определёнными знаниями и навыками или за общением, а кто пришел случайно, за компанию с другом или по чьему-либо совету. Данная информация нужна педагогу для того, чтобы он мог акцентировать первоначальное внимание на тех обучающихся, кто пришел случайно, чтобы мотивировать их интерес к занятиям, чтобы они не уходили после первых занятий, а остались до конца курса обучения. Результаты анкет также позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку.

 

Обработка анкет и интерпретация результатов

Ответы обучающихся группируются по категориям потребностей.

Потребности познания нового:

– мне интересно то, чем мы занимаемся в объединении;

– хочу узнать новое, интересное для себя;

– хочу узнать о том, что не изучают в школе.

Потребности коррекции и компенсации:

– хочу занять своё время после школы;

– занятия здесь помогают мне становиться лучше;

–занятия в объединении помогают мне преодолеть трудности в учёбе.

Коммуникативные потребности:

– занимаюсь в объединении за компанию с другом, друзьями;

– мне нравится педагог;

– мне нравится общаться с ребятами.

Потребности эмоционального комфорта:

– здесь замечают мои успехи;

– меня здесь любят.

Потребности творческого развития, самореализации и самоактуализации:

– хочу научиться что-то делать сам;

– мне нравится выполнять творческие задания, придумывать и создавать что-то новое;

– мне нравится участвовать в выставках и конкурсах.

Вывод: результаты данной диагностики позволяют педагогу определить, какие виды познавательных потребностей преобладают в группе. Это нужно для того, чтобы он мог подобрать правильные формы и методы организаций занятий. Каждый ребёнок приходит в объединение со своими потребностями. Задача педагога определить потребности и создать условия для их удовлетворения.

Для определения уровня творческих способностей обучающихся предлагается самостоятельное выполнение простой творческой работы. Творческие работы оцениваются по определенным критериям. Итоговая сумма баллов показывает уровень творческих способностей ребёнка. Выполненные работы оцениваются по следующим критериям.

1. Самостоятельность в работе: 

– самостоятельное выполнение работ (8-10 баллов);

– выполнение работ с помощью педагога (5-7 баллов);

– не может выполнить задание (1-4 баллов).

2. Цветовое решение:

– гармоничность цветовой гаммы (8-10 баллов);

– необычное цветовое решение, богатство оттенков (5-7 баллов);

– негармоничность цветовой гаммы (1-4 балла).

3. Креативность: 

– оригинальное исполнение работы, сложность в передаче форм (8-10 баллов);

– владение декоративными навыками, самостоятельность замысла (5-7 баллов);

– слабое владение декоративными навыками, требуется помощь педагога (1-4 балла).

4. Качество исполнения:  

– изделие аккуратное (8-10 баллов);

– содержит небольшие дефекты (5-7 баллов);

– содержит грубые дефекты (1-4 балла).

Результаты полученных баллов суммируются и заносятся в таблицу. Итоговая сумма баллов определяет уровень творческих способностей.

Высокий уровень – 40-50 баллов.

Средний уровень – 30-39 баллов.

Низкий уровень – 5-29 баллов.