Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профильной смены экологической направленности в лагере дневного пребывания «Летний калейдоскоп»

МБУ ДО "ЦДЮТТ "Импульс" г.о. Самара

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профильной смены экологической направленности в лагере дневного пребывания

«Летний калейдоскоп»

зам.директора по УВР

Громова Е.А.,

методист

Момотова Н.В.

 

 

НОМИНАЦИЯ

программы, реализуемые в условиях временного детского объединения

(программы каникулярного отдыха)

 

Аннотация к программе

  • наименование образовательной организации (по Уставу)
  •  

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Центр детского и юношеского технического творчества «Импульс»

городского округа Самара

(МБУ ДО "ЦДЮТТ "Импульс" г.о. Самара

 

  • наименование образовательной  программы

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа профильной смены экологической направленности

в лагере дневного пребывания

«Летний калейдоскоп»

 

  • номинация

 

Программы, реализуемые в условиях временного детского объединения (программы каникулярного отдыха)

 

  • срок реализации данной программы

18 дней (июнь 2017г)

Эффективность и результаты за период реализации программы

1. Укрепление здоровья детей - ни один ребенок во время смены не болел, не капризничал, не проявлял депрессивных признаков поведения.

2. Формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга -

  • активность детей в различной деятельности - высокая;
  • межличностные отношений со сверстниками - позитивные;
  • взаимоотношения со взрослыми - позитивные;
  • культура поведения детей - относительно высокая;
  • степень комфортности пребывания детей в лагере - высокая.

3. Вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда:

  • самостоятельный хозяйственно-бытовой труд (уборка рабочего места после занятий, соблюдение порядка в помещениях лагеря, уборка и оформление газона перед зданием Центра;
  •  ручной и художественный труд ((изготовление различных поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева и др.);
  • дизайнерские навыки (составление композиций для выставки, оформление выставки):
  • уровень сформированности трудолюбия -  средний/нормативный (способность к работе в течение ограниченного отрезка времени; преодоление трудностей при поддержке взрослого; эпизодическое проявление старательности и аккуратности в труде; проявление неорганизованности, безынициативности в коллективном труде; отношение к орудиям и продуктам труда зависит от настроения).

4. Воспитание любви к природе родного края, приобретение практических экологических и природоохранительных навыков: участие каждого ребенка в проектах, практических делах.

  • сведения о составителях 

 

Громова Екатерина Алексеевна: заместитель директора ЦДЮТТ "Импульс" по УВР, директор лагеря дневного пребывания "Летний калейдоскоп".

Момотова Нина Владимировна: методист; тьютор вожатых;  педагог дополнительного образования, работающий со всей группой детей.

Пояснительная записка

Введение

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Лагерь "Летний калейдоскоп" размещается на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского технического творчества «Импульс» городского округа Самара, поэтому прием в лагерь осуществляется из воспитанников, посещающих детские объединения Центра.

            Партнеры: администрация Красноглинского района г.о.Самара, МБОУ Школа № 27.

Вид программы –  общеразвивающая, интегрированная.

Срок реализации программы – июнь 2017г.

Возрастная категория детей и режим работы лагеря

Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе (7 – 17 лет) в течение 1 смены.

Количество детей – 15 человек (1 отряд).

          Продолжительность смены – 18 дней (с 1 по 27 июня 2017г.), за исключением выходных и праздничных дней.

          Режим работы лагеря – с 8.30 до 14.30. Питание двухразовое.

Направленность программы - экологическая. Направлена на формирование экологической культуры, вовлечение школьников в изучение природы родного края при помощи методов технического творчества.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Значимость летнего периода для вос­питания и оздоровления детей, удовлетворения детских интересов и рас­ширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:

- между потребностью семьи и государства иметь здо­ровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетво­рительным состоянием здоровья современных детей;

- педагогической заботой, контролем и желанием де­тей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоя­тельным творчеством.

Программа деятельности летнего лагеря ориенти­рована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка.

Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс

Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных соци­альных групп, разного возраста, уровня развития и состо­яния здоровья. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.

Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.

Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления летнего лагеря МБУ ДО «ЦДЮТТ «Импульс» включает в себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.

Основная идея программы «Летний калейдоскоп»  - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей в результате общественно полезной деятельности, опираясь на основные воспитательные ориентиры 2017г. – Года экологии  в РФ.

Нормативно-правовая база программы

  • Конвенция о правах ребенка (ООН, 1991 г.).
  • Федеральный закон от 28.12.2016г. № 465-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей".
  • СанПин 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в  оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период летних каникул".
  • Инструкции по охране жизнедеятельности детей.
  • Приказы и распоряжения о жизнедеятельности лагеря.
  • Положение о лагере с дневным пребыванием детей.

Концептуальный подход

  • Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.
  • Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
  • Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
  • Досуговая деятельность в смене «Летний калейдоскоп» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением и развитием их наклонностей и способностей.

 Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:

-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;

-принцип коллективной деятельности;

-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;

-принцип самостоятельности.

 Цель программы:   развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, формирование экологической культуры, вовлечение школьников в изучение природы родного края при помощи методов технического творчества.

Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда

здорового образа жизни.

          2. Формирование экологического сознания и культуры, нравственного отношения к окружающей среде.

3. Формирование интереса к различным видам деятельности, в том числе, техническому творчеству.

4. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.

5. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.

Механизм реализации программы

«Летний калейдоскоп» - смена летнего лагеря дневного пребывания. Этапы реализации программы:

   1.Подготовительный (апрель-май):

-подбор кадров;

-проведение организационно-методических совещаний для работников      лагеря;

-подготовка методических материалов;

-подготовка материально-технической базы.

   2. Организационный:

-формирование отряда;

-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;

-проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности

   3. Основной (18 дней):

-образовательная деятельность;

-оздоровительная деятельность;

-культурно-досуговая деятельность;

-методическая работа с воспитателями.

   4. Заключительный:

-закрытие смены (последний день смены);

-сбор отчетного материала;

-анализ реализации программы и выработка рекомендаций

Образовательная деятельность в рамках смены «Летний калейдоскоп» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с изучением духовно нравственных традиций и истории родного края, памятными датами июня. В рамках летней смены будет реализована краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Человек природе друг» (18 часов).

Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира. Для достижения лучших результатов по  реализации программы ежедневно с учащимися будут проводиться занятия в творческих мастерских – кружках разной тематической направленности («ДПИ», «НТМ», «ИЗО», «Краеведение» и т.д.)

 Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока будут проводиться ежедневные зарядки, спортивные и другие подвижные игры на свежем воздухе. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.

Культурно-досуговая деятельность состоит из проведения творческих досуговых и интеллектуальных мероприятий (проведение серии игр «Что? Где? Когда?, работа над поэтическим видео-альманахом «О Волга, колыбель моя», конкурсов моделей и рисунков, изготовление плакатов, проведение Дня именинника, концертов и т. д.).

Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.

Формы и методы работы

Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (работа над экологическим проектом, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации; методики коллективно-творческого воспитания. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является развитие детского самоуправления - самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации, воспитание ответственности за себя и членов коллектива.

Ожидаемые результаты

-  укрепление здоровья детей;

- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;

- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;

- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира, воспитание любви к природе родного края, приобретение практических экологических и природоохранительных навыков;

- развитие у школьников интереса к занятиям физической культурой и спортом;

- расширение социального опыта.

Критерии результативности

- Проведение ежедневной рефлексии посредством сбора мнений через «Экран настроения».

- Анкетирование, опрос по итогам смены.

Тематический план смены

 

День,

дата

Мероприятия

1

1 июня

Международный день защиты детей.

Торжественная линейка открытия смены.

Проведение инструктажей по ТБ и ППБ.

Выборы командира отряда. Изготовление бейджей для участников смены.

Игры на знакомство.

Разработка эмблемы, девиза отряда.

2

2 июня

Веселые соревнования «Салочки-скакалочки»

Изготовление Экрана настроения.

Беседа «Кто я? Какой я?»

Урок цифровой фотографии.

3

5 июня

Всемирный день окружающей среды.

Экологический десант (уборка территории).

Познавательная программа «Мы за природу в ответе». Знакомство с устройствами, позволяющими беречь природные ресурсы. Просмотр презентаций по теме

Подвижные игры с мячом

4

6 июня

Пушкинский день.

Поэтическая гостиная «Природа в лирике А.С.Пушкина»

Проектно-исследовательская деятельность

Подвижные игры со скакалкой

5

7 июня

Проведение конкурса рисунков «Рисуем сказки А.С.Пушкина»

Психологические игры для снятия тревожности у детей.

Игровая программа на свежем воздухе «Русские народные игры»

6

8 июня

Экологическая акция по уходу за комнатными растениями учреждения

Проектно-исследовательская деятельность

Чемпионат по настольным играм

 

7

9 июня

Работа над экологическим плакатом

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Подвижные игры с мячом

8

13 июня

Ко Дню России

Торжественная линейка

Квест в Музее технического творчества учреждения  «Загадки Самары»

Чемпионат по шашкам

9

14 июня

Работа над поэтическим альманахом «О Волга, колыбель моя»

Экскурсия «Тенистые аллеи городка»

Игры по интересам

10

15 июня

Работа над экологическим плакатом

Подготовка к концерту «Минута славы»

Мини-чемпионат по футболу

11

16 июня

Экологический десант (уборка территории)

Проектно-исследовательская деятельность

Мастер-класс по изготовлению цветов

12

19 июня

Беседа о будущей профессии

Деловая игра «Я сегодня взрослый»

Творческая мастерская по декоративно-прикладному творчеству

13

20 июня

Разучивание походных песен

Проектно-исследовательская деятельность

Подвижные игры со скакалкой

14

21 июня

Завершение работы над экологическим плакатом

Подготовка к концерту «Минута славы»

Подвижные игры с мячом

15

22 июня

День памяти и скорби

Торжественная линейка

Поэтическая программа «Никто не забыт»

Спортивная эстафета

16

23 июня

Международный Олимпийский день

День здоровья в лагере

Беседа о вредных привычках и  основах здорового питания

Веселые старты

17

26 июня

Подготовка к концерту «Минута славы»

Подведение итогов проектно-исследовательской деятельности

День именинника

Анкетирование по итогам смены

18

27 июня

Закрытие смены

Торжественная линейка. Награждение самых активных участников смены и победителей соревнований

Проведение выставки детского творчества «Человек природе друг»

Концерт «Минута славы»

Методическое сопровождение программы

1.Основными методами организации деятельности являются:

  • Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
  • Метод проекта (реализация проекта по экологическому воспитанию «Человек природе друг»);
  • Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
  • Метод коллективной творческой деятельности (КТД).

2.Психологические услуги.

Психологические услуги предоставляются воспитателями  в следующих формах:

  • Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
  • Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.  

Механизм управления программой

Управление программой осуществляет начальник лагеря. Реализацию содержания программы осуществляют педагогические работники лагеря. Для организации работы по реализации программы смены:

- проводятся ежедневные планерки воспитателей;

- составляются планы работы отрядных воспитателей, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;

- проводится анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Экран настроения»);

- оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;

- сотрудники  обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;

- проводятся инструктажи с сотрудниками лагеря по охране труда  и технике безопасности.

В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления, выборы командира отряда, создание инициативных групп  (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней). Обязанностью командира отряда является  планировать совместно с воспитателями работу своего отряда на текущий день, следить за выполнением режимных моментов, соблюдением дисциплины и порядка.

 

Литература

  1. Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009
  2. Игровые модели досуга и оздоровления детей: разработки занятий; развивающие программы; проекты; тематические смены. Авт.-сост. Е.А.Радюк.- Волгоград: Учитель, 2008
  3. Летние каникулы. Инструктивно-методические материалы организаторам летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков - Самара, 2017
  4. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009

 

Смотреть работу полностью