Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профильной смены экологической направленности в лагере дневного пребывания «Летний калейдоскоп»
МБУ ДО "ЦДЮТТ "Импульс" г.о. Самара
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профильной смены экологической направленности в лагере дневного пребывания
«Летний калейдоскоп»
зам.директора по УВР
Громова Е.А.,
методист
Момотова Н.В.
НОМИНАЦИЯ
программы, реализуемые в условиях временного детского объединения
(программы каникулярного отдыха)
Аннотация к программе
|
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр детского и юношеского технического творчества «Импульс» городского округа Самара (МБУ ДО "ЦДЮТТ "Импульс" г.о. Самара
|
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профильной смены экологической направленности в лагере дневного пребывания «Летний калейдоскоп»
|
|
Программы, реализуемые в условиях временного детского объединения (программы каникулярного отдыха)
|
|
18 дней (июнь 2017г) |
Эффективность и результаты за период реализации программы |
|
1. Укрепление здоровья детей - ни один ребенок во время смены не болел, не капризничал, не проявлял депрессивных признаков поведения. 2. Формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга -
3. Вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда:
4. Воспитание любви к природе родного края, приобретение практических экологических и природоохранительных навыков: участие каждого ребенка в проектах, практических делах. |
|
|
Громова Екатерина Алексеевна: заместитель директора ЦДЮТТ "Импульс" по УВР, директор лагеря дневного пребывания "Летний калейдоскоп". Момотова Нина Владимировна: методист; тьютор вожатых; педагог дополнительного образования, работающий со всей группой детей. |
Пояснительная записка
Введение
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Лагерь "Летний калейдоскоп" размещается на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского технического творчества «Импульс» городского округа Самара, поэтому прием в лагерь осуществляется из воспитанников, посещающих детские объединения Центра.
Партнеры: администрация Красноглинского района г.о.Самара, МБОУ Школа № 27.
Вид программы – общеразвивающая, интегрированная.
Срок реализации программы – июнь 2017г.
Возрастная категория детей и режим работы лагеря
Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе (7 – 17 лет) в течение 1 смены.
Количество детей – 15 человек (1 отряд).
Продолжительность смены – 18 дней (с 1 по 27 июня 2017г.), за исключением выходных и праздничных дней.
Режим работы лагеря – с 8.30 до 14.30. Питание двухразовое.
Направленность программы - экологическая. Направлена на формирование экологической культуры, вовлечение школьников в изучение природы родного края при помощи методов технического творчества.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Значимость летнего периода для воспитания и оздоровления детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка.
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.
Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления летнего лагеря МБУ ДО «ЦДЮТТ «Импульс» включает в себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы «Летний калейдоскоп» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей в результате общественно полезной деятельности, опираясь на основные воспитательные ориентиры 2017г. – Года экологии в РФ.
Нормативно-правовая база программы
- Конвенция о правах ребенка (ООН, 1991 г.).
- Федеральный закон от 28.12.2016г. № 465-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей".
- СанПин 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период летних каникул".
- Инструкции по охране жизнедеятельности детей.
- Приказы и распоряжения о жизнедеятельности лагеря.
- Положение о лагере с дневным пребыванием детей.
Концептуальный подход
- Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.
- Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
- Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
- Досуговая деятельность в смене «Летний калейдоскоп» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением и развитием их наклонностей и способностей.
Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:
-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
-принцип коллективной деятельности;
-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
-принцип самостоятельности.
Цель программы: развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, формирование экологической культуры, вовлечение школьников в изучение природы родного края при помощи методов технического творчества.
Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда
здорового образа жизни.
2. Формирование экологического сознания и культуры, нравственного отношения к окружающей среде.
3. Формирование интереса к различным видам деятельности, в том числе, техническому творчеству.
4. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
5. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
Механизм реализации программы
«Летний калейдоскоп» - смена летнего лагеря дневного пребывания. Этапы реализации программы:
1.Подготовительный (апрель-май):
-подбор кадров;
-проведение организационно-методических совещаний для работников лагеря;
-подготовка методических материалов;
-подготовка материально-технической базы.
2. Организационный:
-формирование отряда;
-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
-проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности
3. Основной (18 дней):
-образовательная деятельность;
-оздоровительная деятельность;
-культурно-досуговая деятельность;
-методическая работа с воспитателями.
4. Заключительный:
-закрытие смены (последний день смены);
-сбор отчетного материала;
-анализ реализации программы и выработка рекомендаций
Образовательная деятельность в рамках смены «Летний калейдоскоп» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с изучением духовно нравственных традиций и истории родного края, памятными датами июня. В рамках летней смены будет реализована краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Человек природе друг» (18 часов).
Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира. Для достижения лучших результатов по реализации программы ежедневно с учащимися будут проводиться занятия в творческих мастерских – кружках разной тематической направленности («ДПИ», «НТМ», «ИЗО», «Краеведение» и т.д.)
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока будут проводиться ежедневные зарядки, спортивные и другие подвижные игры на свежем воздухе. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно-досуговая деятельность состоит из проведения творческих досуговых и интеллектуальных мероприятий (проведение серии игр «Что? Где? Когда?, работа над поэтическим видео-альманахом «О Волга, колыбель моя», конкурсов моделей и рисунков, изготовление плакатов, проведение Дня именинника, концертов и т. д.).
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (работа над экологическим проектом, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации; методики коллективно-творческого воспитания. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является развитие детского самоуправления - самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации, воспитание ответственности за себя и членов коллектива.
Ожидаемые результаты
- укрепление здоровья детей;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира, воспитание любви к природе родного края, приобретение практических экологических и природоохранительных навыков;
- развитие у школьников интереса к занятиям физической культурой и спортом;
- расширение социального опыта.
Критерии результативности
- Проведение ежедневной рефлексии посредством сбора мнений через «Экран настроения».
- Анкетирование, опрос по итогам смены.
Тематический план смены
День, дата |
Мероприятия |
1 1 июня |
Международный день защиты детей. Торжественная линейка открытия смены. Проведение инструктажей по ТБ и ППБ. Выборы командира отряда. Изготовление бейджей для участников смены. Игры на знакомство. Разработка эмблемы, девиза отряда. |
2 2 июня |
Веселые соревнования «Салочки-скакалочки» Изготовление Экрана настроения. Беседа «Кто я? Какой я?» Урок цифровой фотографии. |
3 5 июня |
Всемирный день окружающей среды. Экологический десант (уборка территории). Познавательная программа «Мы за природу в ответе». Знакомство с устройствами, позволяющими беречь природные ресурсы. Просмотр презентаций по теме Подвижные игры с мячом |
4 6 июня |
Пушкинский день. Поэтическая гостиная «Природа в лирике А.С.Пушкина» Проектно-исследовательская деятельность Подвижные игры со скакалкой |
5 7 июня |
Проведение конкурса рисунков «Рисуем сказки А.С.Пушкина» Психологические игры для снятия тревожности у детей. Игровая программа на свежем воздухе «Русские народные игры» |
6 8 июня |
Экологическая акция по уходу за комнатными растениями учреждения Проектно-исследовательская деятельность Чемпионат по настольным играм
|
7 9 июня |
Работа над экологическим плакатом Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Подвижные игры с мячом |
8 13 июня |
Ко Дню России Торжественная линейка Квест в Музее технического творчества учреждения «Загадки Самары» Чемпионат по шашкам |
9 14 июня |
Работа над поэтическим альманахом «О Волга, колыбель моя» Экскурсия «Тенистые аллеи городка» Игры по интересам |
10 15 июня |
Работа над экологическим плакатом Подготовка к концерту «Минута славы» Мини-чемпионат по футболу |
11 16 июня |
Экологический десант (уборка территории) Проектно-исследовательская деятельность Мастер-класс по изготовлению цветов |
12 19 июня |
Беседа о будущей профессии Деловая игра «Я сегодня взрослый» Творческая мастерская по декоративно-прикладному творчеству |
13 20 июня |
Разучивание походных песен Проектно-исследовательская деятельность Подвижные игры со скакалкой |
14 21 июня |
Завершение работы над экологическим плакатом Подготовка к концерту «Минута славы» Подвижные игры с мячом |
15 22 июня |
День памяти и скорби Торжественная линейка Поэтическая программа «Никто не забыт» Спортивная эстафета |
16 23 июня |
Международный Олимпийский день День здоровья в лагере Беседа о вредных привычках и основах здорового питания Веселые старты |
17 26 июня |
Подготовка к концерту «Минута славы» Подведение итогов проектно-исследовательской деятельности День именинника Анкетирование по итогам смены |
18 27 июня |
Закрытие смены Торжественная линейка. Награждение самых активных участников смены и победителей соревнований Проведение выставки детского творчества «Человек природе друг» Концерт «Минута славы» |
Методическое сопровождение программы
1.Основными методами организации деятельности являются:
- Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
- Метод проекта (реализация проекта по экологическому воспитанию «Человек природе друг»);
- Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
- Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
2.Психологические услуги.
Психологические услуги предоставляются воспитателями в следующих формах:
- Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
- Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
Механизм управления программой
Управление программой осуществляет начальник лагеря. Реализацию содержания программы осуществляют педагогические работники лагеря. Для организации работы по реализации программы смены:
- проводятся ежедневные планерки воспитателей;
- составляются планы работы отрядных воспитателей, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
- проводится анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Экран настроения»);
- оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;
- сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
- проводятся инструктажи с сотрудниками лагеря по охране труда и технике безопасности.
В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления, выборы командира отряда, создание инициативных групп (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней). Обязанностью командира отряда является планировать совместно с воспитателями работу своего отряда на текущий день, следить за выполнением режимных моментов, соблюдением дисциплины и порядка.
Литература
- Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009
- Игровые модели досуга и оздоровления детей: разработки занятий; развивающие программы; проекты; тематические смены. Авт.-сост. Е.А.Радюк.- Волгоград: Учитель, 2008
- Летние каникулы. Инструктивно-методические материалы организаторам летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков - Самара, 2017
- Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009