Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Любители музыкального творчества"

Тольяттинское управление Министерства образования и науки Самарской области

МБОУ городского округа Тольятти «Классическая гимназия №39»

структурное подразделение центр дополнительного образования «Творчество»

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

"Любители музыкального творчества"

 

Возраст обучающихся: 7 - 11 лет

Срок реализации: 1 год

 

Малова Дарья Анатольевна,

педагог дополнительного образования

 

 

Оглавление
 
1. Пояснительная записка                                                                                                           
2. Учебно-тематический план                                                                                                       
3. Содержание программы                                                                                                           
4. Методическое обеспечение программы                                                                                  
5. Список использованной литературы        
6.  Календарный учебный график                           
 
 
Пояснительная записка
 
Направленность дополнительной общеобразовательной программы – художественная.
 
 
Актуальность
Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.
В ходе реализации программы каждому ребенку дается возможность творческого самовыражения в процессе певческой деятельности. Занятия оказывают положительный эффект на здоровье детей,  благодаря включению приемов арт-терапии формируются исполнительские навыки в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
 
Цель– формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
  1. Развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности.
  2. Освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, 6 выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью.
  3. Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений.
  4. Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
 
Отличительные особенности
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. А занятия в вокальном коллективе помогают раскрыть и усовершенствовать свои творческие способности. В ходе реализации программы обучающиеся получают возможность преодолеть свою неуверенность,  страх публичного выступления. 
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Программа имеет модули, в которых содержание и материалы программы дополнительного образования соответствуют «базовому» уровню сложности.
 
          Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной. Модульный подход позволяет вариативно организовать образовательный процесс, оперативно подстраиваясь под интересы и способности учащихся. Модульная образовательная программа даёт возможность выбора модулей, нелинейной последовательности их изучения, индивидуального подхода при обучении.
 
Педагогическая целесообразность. Данная программа способствует решению многих проблем, с которыми сталкиваются современные дети. В первую очередь в процессе занятий у ребенка пробуждается интерес к новой деятельности, вокально-исполнительскому искусству. Немаловажным моментом является занятость воспитанников во внеурочное время, что оберегает их от вовлечения в негативную подростковую среду. И как результат деятельности - профессиональное самоопределение.
 
 
Программа адресована для детей 7-11 летнего возраста, наполняемость групп 15- 16 человек. Срок реализации 1 год.
 
 
Формы организации образовательного процесса
  • групповая,
  • фронтальная ,
  • индивидуальная,
  • парная.
 Виды занятий:
  • теоретические
  • практические
  • выступления
  • мастер-класс
  • экскурсия,
  • конкурсы, фестивали
 
Режим занятий: Для эффективного выполнения   задач программы  продолжительность занятия будет составлять 3 академических часа в неделю, во второй половине дня внеурочного времени.
 
 
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
 
Личностные:
  • сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности, любовь к Родине, Отечеству;
  • развитие личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, сопереживание, доброжелательность, отзывчивость
Способы проверки: психолого-педагогическое тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение, участие в совместно подготовленных мероприятиях.
 
Метапредметные:
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов своих и других;
  • сформированность умения понимать причины успеха, неуспеха;
Способы проверки: анализ знаний, умений и навыков, тестирование, наблюдение.
 
Предметные
 
 
Знать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»;
• понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
• основы музыкальной грамоты;
• познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов.
 
Способы проверки: проверка знаний  по технике безопасности – ежемесячно, по гигиене певческого голоса – ежемесячно, написание музыкальных диктантов – ежемесячно, тесты по каждой теме, оценка выполнения домашних заданий, участие в конкурсах, фестивалях, концертах.
 
Уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• петь выразительно, осмысленно, в спокойном темпе произведения с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
         
Способы проверки: практикум по исполнению распевок, попевок, скороговорок, практические занятия по  слушанью музыки, выполнение музыкально-сценических движений, вокальная практика,  наблюдение, анкетирование.
 
 
Формы подведения итогов: итоговый отчетный концерт.
 
 
Учебный план.
п/п
Наименование модуля
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вокально-хоровая работа.
71
8
63
2
Музыкально-теоретическая подготовка.
12
2
10
3
Теоретико-аналитическая работа.
12
5
7
4
Концертно-исполнительская деяятельность.
13
--
13
ИТОГО
108
15
93
 
 
 
  1. Модуль  «Вокально-хоровая работа».
В рамках этого модуля проводится прослушивание голосов, ребята знакомятся а понятиями певческая установка, певческое дыхание, осваивают на практике эти понятия. Обучение по этому модулю дает возможность учащимся познакомиться с дирижерскими жестами, изучить правильные вокальные позиции, различные способы звуковедения, поработать над совершенствованием дикции.
Цель модуля:
  • создание условий для повышения качества обучения вокально-хоровым навыкам, формирования  интереса к обучению.
          Задачи модуля:
  • создание условий для развития вокально-хоровых навыков,
  • развитие музыкальной  восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения,
  • формирование певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности.
Итог модуля - выступление на новогоднем празднике в гимназии и в СП детский сад «Жемчужинка».
 
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Форма аттестации и контроля
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
1
 
Анкетирование
ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА
 
2
Вводное занятие. Техника безопасности. Прослушивание голосов
1
 
1
Результаты прослушивания
3
Певческая установка. Дыхание
8
1
7
Наблюдение, выполнение практических заданий
4
Распевание
5
1
4
Наблюдение, выполнение практических заданий
5
Дирижерские жесты
4
1
3
Наблюдение, выполнение практических заданий
6
Унисон
9
1
8
Наблюдение, выполнение практических заданий
7
Вокальная позиция
6
1
5
Наблюдение, выполнение практических заданий
8
Звуковедение
12
1
11
Наблюдение, выполнение практических заданий
9
Дикция
8
1
7
Наблюдение, выполнение практических заданий
10
Работа с солистами
12
 
12
Наблюдение, выполнение практических заданий
11
Сводные репетиции
4
 
4
Наблюдение, выполнение практических заданий
12
Выступление на  Новогоднем празднике
1
 
1
Результат работы
ИТОГО
71
8
64
 
 
Модуль «Музыкально-теоретическая подготовка»
 
В рамках этого модуля обучающиеся знакомятся с основами музыкальной грамоты, п узнают, что такое музыкальный слух, музыкальная память, получают возможность на практике развить в себе эти музыкальные способности
Цель модуля:
Развитие у учащихся вокально-хоровых навыков через музыкально-теоретическую работу.
Задачи модуля:
  • выучить название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая, вторая октавы);
  • познакомиться с устойчивыми и неустойчивыми звуками, тон, полутон;
  • научиться различать знаки альтерации: бемоль, бекар, диез;
  • познакомиться с ключами и метро-ритмическими особенностями строения музыкальных произведений;
  •  развивать, ритмический, ладовый и тембровый слух посредством специальных вокальных упражнений.
Итог модуля: выступление на празднике, посвященном Дню Защитника Отечества  в гимназии.
 
 
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Форма аттестации и контроля
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие. Техника безопасности.
1
1
 
Анкетирование
2
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти
7
 
7
Наблюдение, выполнение практических заданий
3
Развитие чувства ритма
3
1
2
Наблюдение, выполнение практических заданий
4
Выступление на празднике, посвященном Дню Защитника Отечества
1
 
1
Результат работы
ИТОГО
12
2
10
 
 
 
  1. Модуль «Теоретико-аналитическая работа»
 
       В рамках этого модуля обучающиеся получают возможность познакомиться с творчеством различных композиторов, попробовать себя в качестве исполнителей народно, классической и современной вокальной музыки.
Цель модуля: воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся;
Задачи модуля:
  • развитие навыков слушательской и исполнительской культуры учащихся;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке;
  • формирование потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании;
Итог модуля: участие в концерте, посвященном Дню Победы в гимназии
 
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Форма аттестации и контроля
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие. Техника безопасности. Беседа о гигиене певческого голоса
1
1
 
Наблюдение, ответы на вопросы
2
Народное творчество
3
1
2
Наблюдение, ответы на вопросы
3
Беседа о творчестве композиторов-классиков
3
1
2
Наблюдение, ответы на вопросы
4
Беседа о творчестве современных композиторов
3
1
2
Наблюдение, ответы на вопросы
5
Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении
1
1
 
Наблюдение, ответы на вопросы
6
Участие в концерте к 9 мая.
1
 
1
Результат работы
ИТОГО
12
5
7
 
 
  1. Модуль «Концертно-исполнительская деятельность»
 
В рамках этого модуля учащимся предоставляется возможность проявить свои индивидуальные способности в области вокально-исполнительского искусства.
Цель модуля: дать возможность учащимся на сцене продемонстрировать свои вокальные навыки.
Задачи модуля:
  • развитие навыков сценической культуры;
  • совершенствование навыков музыкально-сценического движения и вокальных навыков;
  • применение  на практике приемов исполнительского мастерства.
Итог модуля: Отчетный концерт
 
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Форма аттестации и контроля
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие. Техника безопасности.
1
 
1
Анкетирование
2
Открытый урок для родителей
1
 
1
Результаты работы
3
Праздники, выступления
9
 
9
Результаты работы
4
Экскурсии, театр
1
 
1
Результаты работы
5
Отчетный концерт
1
 
1
Результаты работы
ИТОГО
13
 
13
 
 
 
Содержание изучаемого курса.
 
Вводное занятие.
Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач вокального кружка. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

1. Певческая установка. Дыхание.
Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.
Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:
- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;
- стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;
- в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;
- при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты;
- сидеть положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.
Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.
2. Распевание.
Занятия с хором обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:
1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;
2) развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.
Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса.
Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.
Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий.
Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха. Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов, Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно.
Все  упражнения даются в тональности до мажор, но каждый занимающийся должен транспонировать их в удобную для себя тональность.
Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др.
3. Дирижерские жесты.
Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии. Педагог знакомит детей с дирижерскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4, 3/4 , 4/4. Вступление и инструментальные проигрыши к песням дирижируются одной рукой. При достаточно продуктивном освоении детьми дирижерских жестов разного характера можно позволить желающим принять участие в эпизоде занятия над названием «замени педагога». В этом случае желающие проводят покуплетное дирижирование.
Дирижерские указания педагога обеспечивают:
Точное и одновременное начало (вступление). Снятие звука.
Единовременное дыхание (в определённом темпе и характере).
Единообразное звуковедение (legato, поп legato).
Выравнивание строя.
Изменение в темпе, ритме, динамике.
4. Унисон.
В самом начале работы с хором возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.
Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз. Если в звуке хора появится избыточное напряжение, то это будет свидетельствовать о каком-либо нарушении координации в работе голосового аппарата. В таком случае следует вернуться на звук примарной зоны, снять форсировку, обратить внимание хористов на правильную певческую установку, по возможности устранить излишнюю напряженность мышц, участвующих в голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить звук.
5. Вокальная позиция.
Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный «купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения. Очень часто слышны напоминания ученику о близком, позиционно высоком звучании, о ярком, не засоренном никакими лишними призвуками, голосе. Часты напоминания и о работе резонаторов.
Резонаторы - это полости, которые под давлением струи воздуха начинают вибрировать, тем самым придавая голосу окраску, наполняя его обертонами, силой. Существуют головные резонаторы - лобные пазухи, гайморова полость - и грудные резонаторы - бронхи.
Нужно следить за тем, чтобы были задействованы головные и грудные резонаторы. Важно, чтобы звук все время как бы фокусировался в одной точке. Это требование предъявляется как на голосовых упражнениях, так и на упражнениях с закрытым ртом. Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса.
6. Звуковедение.
В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.
Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю часть твердого нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полетность.
Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них.
Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё, му, гу, ду. Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать пение так называемых йотированных гласных - «йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих выработке головного звучания.
7. Дикция.
Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук.
Дикция зависит от органов артикуляции - нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки типа: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать - совсем зарапортовался», «От топота копыт пыль по полю летит», «Купил кипу пик» и т. п.
Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка - это главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности коллектива.
Начало двухголосного пения.
Элементы двухголосия в группе даются только в упражнениях и распевании, в хоровом сольфеджио, в песнях. Лучше начинать с песен, в которых имеется самостоятельное движение голосов. На первых занятиях могут быть использованы такие песни, как «В хороводе», «Соловей, соловеюшка», «У меня ль во садочке», «Как пошли наши подружки». Нужно помнить, что при пении на два голоса одной из важнейших задач является выработка у учащихся самостоятельности, сущность которой заключается в четком проведении своей партии при одновременном звучании другой.
Самостоятельность голосоведения устраняет главную трудность первого этапа двухголосного пения - частые переходы второго (нижнего) голоса на партию ведущего, первого. Дети, поющие второй (нижний голос), уверенно ведут свою партию и не сбиваются на партию первого (верхнего) голоса.
8. Работа с солистами.
Индивидуальная работа с солистами подразумевает работу над чистотой интонирования, четкостью дикции, правильности исполнения ритмического рисунка, выразительностью исполнения произведений, оттачивание вокального мастерства учащихся.
9. Сводные репетиции.
Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблями, отшлифовывается исполнительский план каждого сочинения.
10. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий, для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог «лю», на группу слогов -ля, ле, лю. Практические упражнения по видам движения мелодии (постепенное, «змейкой», скачкообразное).
Сравнительные упражнения на высоту звука с использованием игрового приема, сопровождая пение движением руки вверх, вниз:
- выше, высокие слоги («динь-динь»);
- чуть ниже («дан-дан»);
- еще ниже («дон-дон»).
11. Развитие чувства ритма.
Это понятие подразумевает особенности распределения звуков во времени.
Метр - это ритмическая пульсация одинаковых длительностей, разделяемых акцентами через определенные промежутки времени на такты. Метр является как бы средством измерения ритма, его мерой. Точное ощущение метра - залог хорошего исполнения.
Включение в процесс распевания специальных упражнения для развития чувства ритма, в том числе с использованием инструментов детского шумового оркестра.
12. Народное творчество.
Знакомство с особенностями народного творчества. Использование упражнений по выработке точного восприятия народных мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
13. Беседа о творчестве композиторов-классиков
     Знакомство с произведениями П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, С. С. Рахманинова, П. Чеснокова и их произведениями для детского хора. Систематическая работа с песенным репертуаром композиторов–классиков помогает педагогу выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения, расширить диапазон. Очень важно, чтобы диапазон песен был доступен детям, песни имели интересное содержание или игровой момент, ведь именно интерес помогает учащимся осознать выразительные особенности музыкального произведения.
 
14. Беседа о творчестве современных композиторов.
 
    Знакомство с особенностями произведений М. Шаинского, В. Алексеева, В. Крылатова и др.
Включение в работу  песен современных композиторов  помогает научить детей петь стройно в интонационном и ритмическом отношении. Достижению чистоты интонирования поможет пение по музыкальным фразам цепочкой. Этот прием даёт возможность в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большого количества детей, выявить, кто поёт правильно, а кто нет. Этот прием помогает активизировать работу детей, следить за пением друг друга, вовремя продолжить песню, точно интонируя.
       Музыкальный руководитель должен раскрыть художественный образ произведения, его настроение, характер. Это способствует эмоциональному восприятию песни детьми, формированию у них музыкально-эстетического вкуса. Перед разучиванием следует провести краткую беседу. Это поможет ребенку осознать содержание, вызвать определенное отношение к произведению, соответствующее настроение.
15. Открытый урок для родителей. Праздники. Выступления.
     Совместная подготовка  учащихся с преподавателем к различным открытым мероприятиям, концертам, конкурсам позволяет полностью раскрыть творческий потенциал детей.  Учащиеся в полной мере могут реализовать свои способности и таланты. В некоторой мере такие мероприятия можно назвать итогом всей работы объединения.
 
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы дополнительного образования детей:
 
Педагогические технологии, методы, формы занятий.
 
Структура занятий:
  1. Сообщение темы нового материала и постановка цели.
  2. Распевание
  3. Выполнение специальных вокальных упражнений в соответствии с темой занятия.
  4. Работа над вокальными произведениями.
  5. Работа над сценическими движениями.
  6. Работа над сценическим образом
  7. Работа с видеоматериалом, чтение специальной литературы, обсуждение статей.
  8. Самостоятельная работа по теме (тесты, музыкальные диктанты и др).
  9. Получение домашнего задания.
 
Методы и технологии, используемые в программе:
  1. Наглядный метод: показ учителем правильного исполнения упражнений и вокальных произведений.
  2.  Практический метод: решение задач по каждой теме в процессе совместной работы над вокальными упражнениями и произведениями. Подготовка к выступлениям. Репетиции на сцене.
  3. Словесный метод: объяснение, проведение консультаций, тематических бесед.
  4. Технология личностно-ориентированного обучения: развитие индивидуальных познавательных и музыкальных  способностей учащихся.
  5. Здоровьесберегающие технологии:  осуществление санитарно-гигиенического режима. Проведение оздоровительных мероприятий в режиме занятий.
 
 
Материально – техническое обеспечение занятий:
  1. Учебный кабинет.
  2. Музыкальный центр.
  3. Магнитная доска  с демонстрационным материалом.
  4. Учебная доска.
  5. Учебные столы, стулья.
  6. Фонограммы
  7. Нотный материал
  8. Синтезатор
  9. Компьютер с колонками
  10. Актовый зал с микрофонами и аппаратурой.
 
 
Контрольно- измерительные материалы (диагностические материалы)
 
Критерии оценки знаний, умений и навыков, полученных в результате
освоения программы
Высокий уровень – учащийся глубоко изучил учебный материал, освоил основы вокально-хоровых навыков. Знает правила пения и умеет применять их в своей певческой деятельности. Знает виды дыхания и умеет применять их на практике. Знает, что такое средства музыкальной выразительности и активно использует их в процессе исполнения произведения. Поет чисто в унисон.
Проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности, может самостоятельно сценически оформить номер, самостоятельно занимается дома, помогает другим, активно участвует в конкурсах, проявляет доброжелательность.
Средний уровень – учащийся знает лишь основной материал, знает правила пения, но не может применять их на практике в полной мере, испытывает затруднения с некоторыми видами дыхания, недостаточно четко и полно дает ответ на вопросы о средствах музыкальной выразительности, не может применить их во время пения. Поет чисто только поступенное движение мелодии, скачки не может чисто интонировать.
Настойчив в достижении цели, проявляет активность .
Низкий уровень – учащийся не может достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, имеет отдельные представления о правилах пения, видах дыхания и др. Во время исполнения не может правильно дышать, испытывает трудности при использовании активного вдоха, не сформирован навык правильного звукообразования,  интонирует с ошибками. Присутствует на занятиях, но не активен, выполняет задания только по четким инструкциям и указаниям педагога.
 
 
Список литературы
 
1. Апраксина О.А «Из истории музыкального воспитания», М., «Просвещение, 1990 г.
2. Асафьев Б.В «Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании» Л., 1973 г.
3. Барышева Т.А., Левицкая С.Г «Работа над песней на уроке музыки». Л. 1985 г.
4. Ветлугина И.А. «Музыкальное развитие ребёнка», М., Просвещение», 1968 г.
5. Данилова Л.В. «Работа над детской оперой в хоровом коллективе», М., 1998 г.
6. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». СПб, «Владос», 2000 г.
7. Емельянов В.В. Методическая разработка «Фонопедические упражнения для стимуляции голосового аппарата в процессе формирования певческих навыков», 1983г., М «Просвещение» 95-е.
8.Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах – М.:Музыка, 2007                                      9.Слово о музыке. Хрестоматия.Сост.В.Григорович, З.Андреева,М.:Просвещение,2006    10.Птицын Е. Основы музыкальной грамоты. – М.:Музыка, 2007