Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»

Управление образования администрации Зарайского муниципального района

МБОУ дополнительного образования «Центр детского творчества» Московская область

 

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа

художественной направленности «Художественное вязание»

 

Алешина Светлана Владимировна

педагог дополнительного образования

 

 

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

«Будь терпелив в ожидании чуда.

И будь готов для встречи с ним в ребёнке»

Ш. А. Амонашвили.

Пояснительная    записка

         Общение обучающихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей очень важны для общего художественного развития детей, воспитывая у них здоровые нравственные начала, любви и уважение к труду.

      Ручное вязание – один из самых старинных видов декоративно – прикладного искусства, возраст которого около пяти тысячелетий. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. 

Попав в Европу, искусство оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить зимние вечера в своих замках за вязанием. С 13-го века во Франции вязание становится доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышленых мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.  

         Мастерство многих рукодельных работ переходит от старших к молодым. Декоративно – прикладное рукодельное искусство различных народов веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры.

         Из всех видов рукоделия особенно выделяется вязание крючком. Научившись элементарным приёмам вязания и моделирования, можно создавать уникальные (модные) изделия для детей и взрослых, начиная с самых простых по конструированию и сложности узоров.

         В середине 19 в. вязание крючком стало очень популярным. Использовались различные техники, приёмы, широко распространилось тунисское вязание (длинным крючком), плетение на вилке полюс для шалей и покрывал, брюггские кружева из тесьмы. Причём увлечение вязанием крючком овладело многими слоями общества – от царственных особ обоих полов до беднейших рукодельниц. Тонкими вязаными кружевами отделывали головные уборы, воротники, передники, бельё, носовые платочки, полотенца, а также богатейшие наряды. Красота и изящество вязаных изделий позволяют причислить их к истинным произведениям искусства.

         Веками отточенное мастерство вязание крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: сувениры, игрушки, салфетки, одежду, украшения и т. п.

В программе делается акцент на предоставление обучаемым свободы выбора и самостоятельность в большей или меньшей сферы его трудовой деятельности. Осуществляя выбор, обучающиеся реализуют позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

         Программа «Художественное вязание» художественной направленности вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью разных видов художественного творчества, у ребёнка появляется возможность поверить в себя, в свои способности. 

Уровень освоения: общекультурный.

         Актуальность программы обусловлена потребностью общества в возрождении интереса у молодого поколения к истории и самобытности русского народа, его традиций в воспитании эстетической культуры.

         Практическая значимость. Обучающиеся овладеют навыками вязания спицами, крючком, приемами конструирования и моделирования игрушек, одежды, получают представление о различных видах рукоделия и его значении в жизни каждого человека. Данная программа предусматривает организацию профессиональных проб, обучающихся в области ручного труда по изготовлению игрушек-сувениров и других вязаных изделий.        

         Новизна. Программа составлена так, что в её содержание входят занятия не только по традиционным видам рукоделия, но и используются новые приёмы и разработки дизайнеров в области декоративно – прикладного искусства, такие как вязание на луме, филейное вязание, фриформ, вязаные крючком   игрушки – амигуруми.

         Амигуруми обычно вяжутся крючком из пряжи простым способом вязания — по спирали и, в отличие от европейского способа вязания, круги обычно не соединяются. Они также вяжутся крючком меньшего размера относительно толщины пряжи, чтобы создать очень плотную ткань без каких-либо зазоров, через которые может вылезти набивочный материал

         Распространению эстетики амигуруми способствует их миловидность. Типичные зверушки амигуруми имеют большую шарообразную голову на цилиндрическом туловище с маленькими конечностями.

         Амигуруми – это древний вид искусства.

         Древнейшие игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н.э. Различные игрушки находили и в захоронениях Древнего Египта, Греции, Китая – куклы из дерева и ткани, кожаные мячи, фигурки животных. Самые ранние игрушки Древней Руси найдены на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Москвы, Коломны, Радонежа – датируются приблизительно 10-13 веком. Сюжеты игрушек этого времени: кони, медведи, птицы-свистульки. В этих игрушках уже появились основные черты, присущие всему народному творчеству. Со временем изменились и совершенствовались приёмы изготовления игрушек.   Традиции народного искусства в настоящее время продолжают жить и развиваться в новых формах на традиционной основе. Вязаные животные, птицы, куклы – именно в этих игрушках проявляется настроение, характер и подчёркивается своеобразие исполнителя. Вязание крючком развивает фантазию и воображение у детей, художественный вкус, память. Ещё одним плюсом в вязании игрушек является то, что дети могут зарабатывать деньги, продавая свои изделия на выставках. Людей привлекают яркие, своеобразные, авторские игрушки. Поэтому дети стремятся выполнить работу качественно, без ошибок, чтобы игрушки были конкурентоспособны.

Программа состоит из ряда блоков и построена по принципу развития спирали, но каждый раз на новом уровне. При этом она имеет как бы общий стержень. Подобно этому каждый тематический раздел и программа в целом на каждом возрастном этапе в основе себя повторяет, но уже с последующим углублением и усложнением соответственно возрасту детей.

В содержание программы, начиная с третьего года обучения, входят такие новые техники, как: валяние, шитьё игрушек и кукол, декупаж, батик, вышивка лентами, вязание на луме, вязание румынского, ирландского кружева, филейное вязание, фриформ.

Программа способствует:

- созданию творческой атмосферы в объединении на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективных и индивидуальных работ;   

-  развитию фантазии и воображения у детей, художественного вкуса, памяти;

-    приобщению детей к национальным особенностям искусства.

Отличительные особенности программы.

         Программа предусматривает овладение всеми видами художественного вязания (вязание спицами; вязание крючком: ажурное вязание, филейное вязание, фриформ; вязание на луме) и рассматривает художественное вязание как часть материальной и духовной культуры общества, как средство для раскрытия понятия красоты и национального своеобразия, особенностей восприятия и отражения окружающего мира, использования национальных культурных традиций.

          В конце каждого этапа обучающимся выдаётся Свидетельство о его завершении (после 1-го этапа Свидетельство «Юная рукодельница», после 2-го Свидетельство «Искусница», после 3-го Свидетельство «Мастерица», после 4-го Свидетельство «Рукодельница», по окончании всех этапов обучения выдаётся Диплом о полном завершении курса обучения.

          Отличительной особенностью программы является то, что в её содержание входит метод расчлененного разучивания элемента вязания (предполагает разучивание по частям с последовательным их объединением по мере освоения в целостное действие).

В основе предлагаемой программы лежит принцип доверительного сотрудничества, который рассматривает становление подобных отношений как показатель успешности и завершённости дополнительной образовательной деятельности, развивающей личность подростка.

         Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностях детей.

Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребёнка. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход.

         Работа над изделиями в объединении проводится индивидуально, по звеньям и коллективно. При изготовлении коллективной работы происходит сплочение коллектива, формируются доброжелательные отношения между детьми, воспитывается дисциплинированность, чувство ответственности.

         Коллективное выполнение работы содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувства взаимопомощи. 

         Адресат программы.

         Программа будет интересна детям в возрасте 8 - 16 лет, желающим развивать свои творческие способности и эстетический вкус, осваивать различные техники декоративно-прикладного творчества. Освоившие программу легко смогут создавать индивидуальные шедевры, воплощая в реальность свои самые смелые творческие задумки.

Объём и срок освоения программы Программа рассчитана так, что, получая общие знания, умения и навыки, подросток имеет возможность выбора вида творчества. Обучаясь и воспитываясь в благоприятной среде, подросток получает всё необходимое для полноценного развития.

         В объединении могут заниматься дети от 8 до 16 лет. Принимаются все желающие без специального отбора. Курс обучения в объединении рассчитан на 5 лет. Общее количество учебных часов, запланированных на 5 лет обучения, необходимых для освоения программы составляет 1008 учебных часа практических и теоретических занятий.

         Форма обучения – очная, (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2).

Особенности организации образовательного процесса - в соответствии с индивидуальным учебным планам в объединении группы могут быть одного возраста и разновозрастные. Такие группы формируются по способностям по интересам, являющиеся основным составом объединения, а также индивидуально (одарённые дети и дети с ОВЗ) (Приказ №1008, п. 7); состав группы -постоянный, переменный.

режим занятий, периодичность и продолжительность занятий –общее количество учебных часов по первому году обучения составляет - 144 учебных часа, два раза в неделю по 2 часа, продолжительность занятий -  40 минут с 10 минутным перерывом ; по второму году обучения – 216 учебных часа, три раза в неделю по 2 часа, продолжительность занятий -  40 минут с 10 минутным перерывом; по третьему году обучения – 216 учебных часа, три раза в неделю по 2 часа, продолжительность занятий -  40 минут с 10 минутным перерывом;  по четвёртому году обучения – 216 учебных часа, три раза в неделю по 2 часа, продолжительность занятий -  40 минут с 10 минутным перерывом ; по пятому году обучения – 216 учебных часа три раза в неделю по 2 часа, продолжительность занятий -  40 минут с 10 минутным перерывом.

С одарёнными детьми общее количество учебных часов составляет – 72 учебных часа, занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа с 10 минутным перерывом. С детьми с ограниченными возможностями здоровья общее количество учебных часов составляет – 144 учебных часа, 2 раза в неделю по 2 часа с 10 минутным перерывом. В рабочей программе возможны изменения, согласно условиям или интересам обучающихся и педагога: сокращать и увеличивать объем материала по отдельным темам с учетом распределения часов, применять разнообразные формы и виды практической деятельности. Программа реализуется в тесном сотрудничестве с родителями.

Уровень

Показатели

Специфика реализации

массовые программы

групповые

программы

микрогрупповые

программы

индивидуальные

программы

 

«Продвинутый»

(углубленный)

Количество обучающихся

 

10-25 человек

 

1

человек

Возраст обучающихся

8-16 лет

Срок обучения

5 лет

Режим занятий

1 г.о. 4 часа в неделю 144 часа в год

2 г.о. 4 часа в неделю 152 часа в год

2-3 года и более 6 часов в неделю 222 часа в год

Особенности состава обучающихся

Неоднородный (смешанный);

Постоянный;

С участием обучающихся с ООП, ОВЗ

Для обучающихся с ООП (одаренные,

с ОВЗ, инвалиды)

Форма обучения

очная

Особенности организации образовательного процесса

  • традиционная форма;
  • на основе сетевого взаимодействия организаций;
  • охват направлений внеурочной деятельности. Основные направления внеурочной деятельности: (художественно-эстетическое, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятель­ность.
  • посредством организации электронного обучения;
  • на основе реализации модульного подхода.

Главная цель программы состоит в формировании у детей 8-16 лет представлений о художественной культуре как составной части материальной и духовной культуры на основе вовлечения их в продуктивную и творческую деятельность в сфере декоративно-прикладного искусства.

      Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

         личностные:

- сформировать у детей устойчивую систематическую потребность к саморазвитию   и самосовершенствованию в процессе обучения со сверстниками, в тяге к искусству, культуре и традициям;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья ребенка;

- приобщение к общечеловеческим ценностям;

-  воспитывать художественный вкус;

- развивать устойчивый интерес к истории народных художественных промыслов и ремёсел.

метопредмнтные:

- привить интерес к творчеству;

- развивать творческую деятельность, самостоятельность, выдумку и фантазию ребёнка;

-   развивать творческие способности, пространственное мышление, образное 

  представление;

- формировать самостоятельность в решении художественного конструирования и изготовления своего изделия;

-  развивать моторные навыки;

-   воспитать стремление доводить начатое дело до конца;

-   развивать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, упорство;

-   развивать чувство сплочённости, сопричастности к общему делу.

образовательные:

-   дать знания и умения по технике вязания крючком и спицами; усвоение правил техники безопасности;

-  использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

-  приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

-  приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач;

-  научить детей ориентироваться в многообразии народной и исторической одежды;

- привить навыки и умения работы с различными материалами и инструментами в процессе вязания различных изделий и использование технологий;

- познакомить детей с различными доступными методами и видами работы над поделкой;

-  раскрыть перед обучающимися социальную роль декоративно-прикладного и народного творчества;

-  научить четко выполнять основные приемы вязания;

- обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;

-  научить применять полученные знания на практике.

      В программе предусмотрена работа с одарёнными детьми и детьми с ограниченными возможностями. Она ведется по индивидуальным маршрутам, которые составляются педагогом, опираясь на способности, возможности, физические данные конкретного ребенка.

      Главной целью работы с одарёнными детьми является – определить, сохранить, развить одарённость. Реализация этой цели осуществляется через решение задач:

- становления индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии;

- умения видеть и слышать многообразный мир, высказать это, описать, изобразить, озвучить и т.п.;

- формирования осознанного мотива, а потом и жизненно важной цели – совершенствовать себя, относиться к своему «природному дару», сохраняя доброе взаимоотношение ответственно с окружающими людьми.

         Главной целью работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является его социализация, преодоление «комплекса неполноценности» на основе осознания себя и своей личностной ценности через процесс и результат своего труда. Реализация этой цели осуществляется через решение задач:

-  ознакомление детей и подростков с ОВЗ с техникой вязания;

- развитие мелкой моторики;

-  развитие художественно-творческих способностей;

- создание положительной мотивации активного достижения поставленной цели.

         Этапы обучения: 1 этап – ознакомительный «Введение в технику вязания», 2 этап – развивающий «Искусство вязания», 3 этап – художественно-развивающий «Мастерство вязания», 4 этап – творческо-поисковый «Совершенство», 5 этап – творческий «Волшебство творчества».

         В течение занятия происходит смена деятельности. При определении режима занятий учтены «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 2.4.4.3172-14. Проводятся физминутки.

Содержание программы

Учебный план (ознакомительный этап)

 

п/п

Название разделов

 

Всего часов

Теоретичес-кие часы

Практичес-кие часы

Формы аттестации контроля

1.

 

 

 

 

Вводное занятие. Знакомство с коллективом. Правила техники безопасности. Общие сведения об истории возникновения вязания.

2

 

 

 

 

1, 5

 

 

 

 

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Основные приёмы вязания крючком.

14

2

12

Вывязывание одного из основных приёмов вязание крючком

3.

 

Вязание узорного полотна. Орнамент. Плоские и выпуклые столбики.

8

 

2

 

6

 

 

 

4.

Вязание по кругу. Квадрат. (прихватки, сумки, накидки).

20

2

18

 

5.

Вязание ажурных узоров (ракушки, цветочки).

10

2

8

 

6.

Одежда (шарф).

12

2

10

 

7.

Изделия для дома. Сувениры. Украшения (бусы, браслеты, броши, серьги, брелоки, пояса, кошельки).

30

2

28

Вязание сувенира по заданию педагога

8.

Изготовление изделий для выставки (игрушек – амигуруми, герои из мультипликационных фильмов, животные, птицы, насекомые, деревья, композиции на свободную тему). Основы дизайна.

30

2

28

 

9.

Вышивка. Отделка изделий.

10

1

9

 

10.

Выставки. Беседы. Конкурсы.

6

4

2

 

11.

Итоговое занятие. Рефлексия

2

2

тестирование

 

Итого часов:

144

19

12

 

Содержание учебного плана

Ознакомительный этап «Введение в технику вязания» (144 часа)

1. Вводное занятие. (2 ч.)

Знакомство с группой.  Правила поведения в объединении и Центре детского творчества. История развития художественного вязания. Правила техники безопасности. Инструменты и материалы. Сведения о пряжи для вязания и её свойства. Правила безопасной работы. Порядок и содержание работы в объединении. Знакомство с планом эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.

         Практикум.

         Игры на знакомство. Рассматривание изделий, выполненных в прошлые годы воспитанниками объединения. Знакомство с иллюстративными материалами дизайнерских журналов.

2. Основные приёмы вязания крючком. (14 ч.)

         Беседа «Из истории предметов, используемых в рукоделии».

Постановка рук. Правильная осанка. Положение крючка. Положение головки крючка. Положение нити на руке. Техника выполнения цепочки. Условные обозначения. Графические схемы условных обозначений. Образцы вязания столбиков и воздушных петель.

         Словарь терминов: схема.

         Практикум.  

         Освоение приёмов вязания. Зарисовка схемы воздушных петель в тетрадь. Вязание цепочки (воздушные петли). Соединительный столбик, полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, столбик с двумя накидами, цепочка из воздушных петель замкнутая в кольцо.

Форма контроля: вывязывание одного из основных приёмов вязание крючком.

3. Вязание узорного полотна. (8 ч.)

         Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов. Вывязывание двухцветных узоров. Понятие об орнаменте. Цветовое решение. Свойства цвета: цветовой фон, яркость, насыщенность. Образцы вязания.

         Словарь терминов: орнамент.

         Практикум.

         Вязание образцов с двумя накидами. Плоские и выпуклые столбики. Вязание орнамента. Выполнение изделия: закладка для книг.

4. Вязание по кругу. Квадрат. (20 ч.)

         Правила вязания круга, квадрата. Прибавление и убавление петель. Показ изделия в натуральном виде.

         Практикум.

         Выполнение образцов в форме круга, квадрата. Использование плоских образцов для изготовления прихватки, детской сумочки, пуговицы, салфетки на табурет. Соединение отдельных деталей с помощью крючка.

 5. Вывязывание ажурных узоров. (10 ч.)

Прямое вязание, вязание по кругу. Использование ажурных узоров в изделиях. Сочетание цвета в узорах. Схемы ажурных узоров. Повторение части узора, на протяжении всего ряда.

         Словарь терминов:  раппорт.

         Практикум.

         Выполнение узоров: «ракушка», «цветочек», «рогатка», «пышный столбик» и т.п. Зарисовка и выполнение схем ажурных узоров в тетрадь.

6. Одежда. (12 ч.)       

         Из истории возникновения одежды. Шарф. Выбор узора. Расчёт плотности вязания. Цветовое решение. Отделочные работы.

         Практикум.

         Вязание шарфа, отделка его кистями или бахромой.

7. Изделия для дома. Сувениры. Украшения. (30 ч.)

         Уют в доме. Подбор ниток. Цветовое решение. Выбор украшения. Запись последовательности объёмных сувениров.

Словарь терминов: панно

         Практикум.

         Вязание сувениров по образцам и описаниям: кукла-грелка на чайник, очечник. Бусы, браслеты, броши, серьги, брелоки, пояса, кошельки. Оформление изделий.

Форма контроля: вязание сувенира по заданию педагога.

8. Изготовление изделий для выставки. (30 ч.)

         Беседа «Тепло и уют своими руками».  Подбор ниток. Цветовое решение. Выбор персонажа. Основы дизайна.

         Практикум.

         Вязание изделий по образцам и описаниям: игрушки — амигуруми.

Животные. Птицы. Насекомые. Деревья. Герои из мультипликационных фильмов. Вязание панно. Оформление изделий.

9. Вышивка. Отделка изделий. (10 ч.)

         Беседа «Аромат ушедшей эпохи».

         Применение вышитых изделий в быту – в старину и в наше время. Виды вышивки. Обвязка готовых изделий. Украшение изделий вязаными элементами.

         Словарь терминов: канва, мулине, пяльцы.

         Практикум.

         Вышивка «крестом» простейших узоров. Изготовление кистей, помпонов. Украшение изделий вязаными элементами: розочка, ягодка.

10. Выставки. Беседы. Конкурсы. (6 ч.)

Участие обучаемых в выставках после прохождения основных разделов программы (внутри объединения) и итоговой выставке декоративно-прикладного творчества в конце учебного года. Беседы, викторины по основным темам разделов программы. 

11. Итоговое занятие. (2 ч.)

Подведение итогов работы объединения за прошедший учебный год. Анализ работ, обучающихся: выявление ошибок и удачных моментов в работе каждого обучаемого и объединения в целом. Рефлексия (рефлексия настроения и эмоционального состояния; рефлексия деятельности; рефлексия содержания учебного материала). Тестирование. Награждение лучших обучающихся объединения.

Смотреть работу полностью