Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Растим патриотов»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования  «Дом детского творчества»

 

 

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

«Растим патриотов»

 

Направленность – социально-гуманитарная

Уровень программы - ознакомительный

Возраст обучающихся: 5 – 6 лет

Срок реализации программы: 34 часа

 

                                                                                                                       

                                                                            Автор-составитель:

                                                                            Артамонова Ирина Николаевна- 

                                                            методист МБУ ДО «ДДТ»

 

 

                                                                      

 

 

Ковылкино – 2021

 

 

Структура программы

 

№ п/п

Наименование раздела/темы

Страница

1

Пояснительная записка программы

3-9

2

Цели и задачи программы

10-11

3

Учебно-тематический план программы

12

4

Содержание программы

13-16

5

Календарный учебный график на учебный год

17

6

Календарно-тематический план программы

18-19

7

Планируемые результаты освоения программы

20

8

Оценочные материалы

21

9

Формы обучения, методы, педагогические технологии

22-25

10

Материально-техническое обеспечение программы

26-27

11

Список литературы

28-30

12

Приложения

31-34

 

1. Пояснительная записка

Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,

попирай красоту, выше всего ставь свое личное».

Все дело в одной, в очень важной закономерности

нравственно-патриотического воспитания.

Если человека учат добру - учат умело, умно,

  настойчиво, требовательно, в результате будет добро.

Учат злу (очень редко, но бывает и так),

в результате будет зло.

Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,

потому, что и человеком его надо воспитать».

В.А. Сухомлинский

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие «патриотизм»  исходит из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную.
Под патриотическим воспитанием  понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим, толерантности.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, под влиянием среды, образа жизни и воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, учреждении дополнительного образования, в школе, в трудовом коллективе.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости. Дошкольный возраст – лучший период для формирования любви к малой родине, воспитания уважения к культуре своей страны,  ощущения неразрывности с окружающим миром,  гордости за свой народ и свою Родину.

Нормативные основания для создания дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Растим патриотов»:

- Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации»

от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ;

- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (от 22.07.2020г.)

- Концепция развития дополнительного образования от 4.09.2014 г.

№ 1726-р;

         - Проект Концепции дополнительного образования детей до 2030 года;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020г. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196;

         - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28);

- Приказ Министерства образования республики Мордовия от 04. 03 2019 г. № 211 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в республике Мордовия»;

- Устав МБУ ДО «Дом детского творчества»;

- Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

- Локальный акт МБУ ДО «Дом детского творчества» «Положение о разработке, порядке утверждения реализации и корректировки общеобразовательных программ».

   Дополнительная общеобразовательная программа «Растим патриотов» является модифицированной и разработана на основе:

- Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.

- Программы нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Маленькие россияне» ( Мозаика-Синтез Москва 2005г.)

Направленность программы: социально-гуманитарная.

Актуальность программы обусловлена тем, что проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных: современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам, редко сострадают чужому горю.

Актуальность состоит в важности приобщения ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к Отечеству, наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери и отцу, бабушке и дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…. И хотя  многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Родной город… Необходимо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, свой край должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Новизна программы  состоит в том, что содержание патриотического воспитания обогащено посредством включения в него национально-регионального компонента, а также в разработке и внедрении современных подходов к организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников, комплекса  разнообразных форм и методов работы педагогов по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста.

Данная программа дополнительного образования отражает творческие подходы к  решению данного вопроса, представляет систематическую и целенаправленную работу педагогов дополнительного образования, родителей и всего коллектива образовательного учреждения.

Педагогическая целесообразность внедрения данной программы объясняется тем, что любовь к близким людям, к детскому саду, к Дому детского творчества, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию дошкольников.  Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, краю можно и нужно развивать нравственно - патриотическое чувство дошкольников.

   Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру и историю собственного народа, через знакомства его с природой родного края. Интерес к истории не возникает вдруг, а воспитывается с детства, т.к. в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям,  к родному дому,  родной улице,  родному городу и родной стране.

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу  у него проявляются в чувстве восхищения своим городом. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, который  расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, города, работниками Дома детского творчества, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями.

Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному городу, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природе.

Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов;  зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок.

Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что республика Мордовия, город Ковылкино – это частица Родины.

Отличительной особенностью программы является то, что она направлена  на патриотическое воспитание детей 5-6 лет и обогащена национально-региональным компонентом (краеведческим материалом). Именно любовь к родителям, родному дому, парку, улице, городу, местным традициям, друзьям, героям родного края может вызвать чувство патриотизма, любовь к стране, к родному Отечеству.

Возраст детей, участников программы и их психологические особенности

Программа разработана для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Старший дошкольник стремится познать себя и других людей, как членов общества, его начинают интересовать социальные связи и взаимодействия.

Поведение детей данного возраста тоже претерпевает изменения: становится возможной саморегуляция, дети относятся к себе более требовательно, чем  ранее.

В 5-6 лет старший дошкольник овладевает активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её.

Объём и сроки освоения программы

Срок реализации программы – 1 год.

          Продолжительность реализации всей программы - 34 часа.

 Режим занятий.

При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к организациям дополнительного образования детей (продолжительность учебного часа 25-30 минут). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу с каждой группой детей. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых задач.

         Занятия проводятся в кабинете площадью 35 кв.м. Кабинет подготовлен

 к занятиям и отвечает санитарно-гигиеническим требованиям и нормам

 освещения. Количество посадочных  мест для занятий соответствует

 количеству обучающихся. В кабинете имеются инструкции по технике

 безопасности и охране труда.        

2. Цель и задачи программы:

Цель: формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитывать собственное достоинство как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи программы:

Образовательные:

  • формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным городом;
  • формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;
  • знакомить с народным творчеством республики, города;
  • расширять представлений о родном городе, республике;

Развивающие:

  • развивать интерес к родному городу, республике, природе;
  • развивать чувства ответственности и гордости за достижения республики, города;
  • развивать интерес к национальным традициям и промыслам;
  • развивать художественный вкус и любовь к прекрасному, творческие способности..

Воспитательные:

  • воспитывать гуманную, духовно-нравственную личность, достойных граждан России, Мордовии, патриотов своего Отечества;
  • воспитывать чувства любви и привязанности к своей семье, родному дому, городу;
  • воспитывать чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

 

3. Учебно-тематический план

 

 

п|п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

Все

го

Тео

рия

Практи

ка

 

1.

Вводное занятие.

 

1

1

 

 

2.

Вместе дружная семья.

8

4

4

 

Словесный портрет

3.

Город, в котором я живу.

10

7

3

Проект «Работа моих родителей»

4.

Вот эта улица, вот этот дом.

6

4

2

Проект «Будущее моего двора (моей улицы)»

5.

Многоликий город

8

 

5

3

Экскурсия в краеведческий музей города Ковылкино

6

Итоговое занятие

1

1

 

Беседа

 

 

ИТОГО:

 

34

22

12

 

4. Содержание программы

1. Вводное занятие (1ч).

Цель: ознакомить с задачами детского объединения, с правилами по ТБ

Теория: Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Техника безопасности на занятиях.

2. Вместе дружная семья (8ч)

Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

2.1. Что такое «семья». Члены моей семьи. Моя фамилия. Имя, отчество – 3ч.

Цель: познакомить с понятием «семья». Учить детей называть свои имя, отчество, фамилию, ленов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам.

Теория: понятие «семья», «член семьи». Имя, фамилия, отчество. Члены моей семьи, их возраст.

Практика: рисунок на тему «Вечер в моей семье».

2.2. Моя родословная – 3ч.

Цель: дать понятие «родословная»; формировать интерес к своей родословной, истории своей семьи.

Теория: Что такое «родословная». История семьи. Родственники близкого круга, дальнего круга. Сфера деятельности родственников. Пожилые родственники.

Практика: представление проекта «Семейное древо» (работа с родителями)

2.3. Коллектив. Мой первый коллектив – 2ч.

Цель: дать понятие  «коллектив», «член коллектива»; формировать потребность общаться с друзьями, быть равноправным членом коллектива; воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, Дома детского творчества, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

Теория: понятия «коллектив», «член коллектива». Мой первый коллектив. Мои друзья.

Подведение итогов. Практика: словесный рисунок «Мой друг»

3. Город, в котором я живу (10ч)

Цель: дать элементарные представления об истории города Ковылкино, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, известных земляках, социально-экономической значимости города.

3.1. История города Ковылкино (3ч).

Цель: формировать представление об исторических корнях города; ознакомить с  символикой, местом города на карте Мордовии.

Теория: История города. Этапы возникновения города Ковылкино. Люди, сыгравшие важную роль в истории города (И.А. Арапов, С.Т. Ковылкин). Символика города (герб, флаг, гимн). Место города Ковылкино на карте республики.

3.2. Достопримечательности города Ковылкино и Ковылкинского района. Люди – наша  гордость (3ч).

Цель: расширять представления о достопримечательностях города; ознакомить с известными людьми города, их вкладом в историю города Ковылкино; воспитывать уважение к героям труда, Великой Отечественной войны, защитникам Отечества.

Теория: Достопримечательности  города Ковылкино (краеведческий музей, Дом Ф.В. Сычкова, бюст  Ковылкина, памятник В.И. Ленину, памятник воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны; памятник воинам-интернационалистам, Парк Победы, парк отдыха, санаторий «Мокша» и др.)

Практика: экскурсия в краеведческий музей города Ковылкино.

3.3. Хозяйство города и района (4ч).

Цель: дать элементарные представления о природе, климате, природных ресурсах, социально-экономической значимости города.

Теория: Климат. Природные ресурсы Ковылкинского района. Понятия «экономика» и «сельское хозяйство», «культура и досуг» (инфраструктура). Экономика города: ПАО «КЭМЗ» (электромеханический), АО «Надежда» (маслосырзавод), «Элекс» (элеватор), ООО «Фанера-Маркет», ООО «Колос». Частные предприятия. Сельское хозяйство (частные предприятия, хозяйства): выращивают зерновые, технические культуры; разводят крупный рогатый скот (КРС), свиней (филиалы ЗАО «Мордовский бекон»), овец, птицу (ООО  «Ковылкинский птицекомплекс»). Инфраструктура города и района: учреждения образования, культуры и досуга, учреждения здравоохранения. Вклад города и Ковылкинского района в хозяйство Республики Мордовия.    

Поведение итогов. Практика: проект «Работа моих родителей»

4. Вот эта улица, вот этот дом (6ч)

Цель: формировать понятие о расположении улицы, на которой проживает ребенок; учить называть свой адрес, названия близлежащих улиц; воспитывать любовь к своей улице, дому, уважение к соседям

4.1. Моя улица, мой дом – мой адрес (3ч).

Цель: формировать понятие «адрес»; учить называть адрес, название района города, своей улицы и близлежащих улиц, номер дома, квартиры, подъезда; воспитывать уважение к соседям и другим людям.

Теория: понятие «адрес». Районы города Ковылкино (центр, военный городок (2 микрорайон), 3 микрорайон, Воскресенская Лашма) и близлежащие села. Моя улица. Объяснение названия. Мой дом.

Практика: Конкурс рисунков «Моя улица»

4.2. Мой двор. Мои соседи (3ч).

Цель: формировать потребность в дружеских отношениях с соседями, со всеми окружающими людьми; воспитывать чувство уважения к людям.

Теория: Мой двор. Близлежащие улицы и дома. Возможные достопримечательности. Соседи. 

Практика. Подведение итогов: проект «Будущее моего двора (моей улицы)»

5. Многоликий город (8ч).

Цель: дать детям представление о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.

5.1. Жители города Ковылкино и Ковылкинского муниципального района. Основные профессии (3ч)

Цель: формировать представление о многоликости города и района, основных профессиях жителей.

Теория: Люди каких национальностей проживают на территории города Ковылкино и Ковылкинского района. Основные национальности (русские, мордва-мокша). Занятия населения. Основные профессии.

Практика: проект «Профессии в моей семье»

5.2. Культура, традиции людей моего края (5ч).

Цель: вызвать интерес к жизни людей разных национальностей, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.

Теория: Быт коренных жителей города и района. Язык. Культура и традиции  русских. Культура и традиции мордвы.

Подведение итогов. Практика: экскурсия в краеведческий музей.

6. Итоговое занятие (1ч)

Цель: подвести итоги по прохождению программы объединения.

Теория. Подведение итогов по программе. Какие темы были наиболее интересными. Чему научились, что узнали интересного.

5. Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год

Годовой календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.

- количество учебных недель – 36;

- количество учебных дней – 252;

- продолжительность каникул (приказ Министерства образования Республики Мордовия от 22 октября 2021г №1050):

– осенние: с 25 октября 2021 г. по 7 ноября 2022 г.;

 - зимние: с 27 декабря 2021 г. по 09 января 2022 г.;

 - весенние: с 26 марта 2022 г. по 3 апреля 2022 г.;

 - летние:  с 31 мая 2022 г. по 31 августа 2022 г.

Дата начала и окончания учебного периода – 01.09.2021 г. по 31.05.2022 г.

Праздничные дни:

1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы

7 января - Рождество Христово

23 февраля - День защитника Отечества

8 марта - Международный женский день

1 мая - Праздник Весны и Труда

9 мая - День Победы

12 июня - День России

4 ноября - День народного единства

В каникулярное время обучение по дополнительной программе продолжается. В официальные праздничные дни обучение не ведется.

6. Календарно-тематический план

N п/п

Раздел/ тема

Тео

рия

Прак

тика

Всего часов

Плани руемая дата

Факти ческая дата

Форма контроля

1

Вводное занятие

1

 

1

 

 

 

2

Вместе дружная семья.

4

4

8

 

 

 

2.1.

 Что такое «семья». Члены моей семьи. Моя фамилия. Имя, отчество

 

1

2

3

 

 

 

2.2.

Моя родословная

2

1

3

 

 

 

2.3.

Коллектив. Мой первый коллектив

1

1

2

 

 

Словесный портрет

3

Город, в котором я живу.

7

3

10

 

 

 

3.1.

История города Ковылкино

3

 

3

 

 

 

3.2.

Достопримечательности города Ковылкино и Ковылкинского района. Люди- наша гордость.

1

2

3

 

 

 

3.3.

Хозяйство города и района

3

1

4

 

 

Проект «Работа моих родите-лей»

4

Вот эта улица, вот этот дом.

4

2

6

 

 

 

4.1.

Моя улица, мой дом – мой адрес

2

1

3

 

 

 

4.2.

Мой двор. Мои соседи.

2

1

3

 

 

Проект «Будущее моего двора (моей улицы»

5

Многоликий город

5

3

8

 

 

 

5.1.

Жители города Ковылкино и Ковылкинского муниципального района. Основные профессии.

2

1

3

 

 

 

5.2.

Культура, традиции людей моего края.

3

2

5

 

 

Экскурсия в краеведческий музей города Ковылки но.

6

Итоговое занятие

1

 

1

 

 

Беседа

 

               ИТОГО:

22

12

34

 

 

 

7. Планируемые результаты освоения программы.

К концу обучения  по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Растим патриотов» обучающийся будет

Знать:

  • дату своего рождения, свою фамилию, имя, отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей, название своей страны, республики, города;
  • символику города, республики, страны;
  • названия близлежащих улиц;
  •  
  • профессии своих родителей;
  • правила поведения в природе;
  • краткие сведения об истории города, района.

        Уметь:

  • рассказать о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве, государственных праздниках, музее, библиотеке и т.д.
  • называть поэтов, художников города, рассказывать стихи местных поэтов;
  • соблюдать правила безопасности поведения в природе и на улицах города;
  • узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.

8. Оценочные материалы:

Оценка качества освоения программы проводится в течение всего времени обучения.

 • Входной контроль проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня знаний и умений. Формы проведения: беседа, устный опрос.

 • Промежуточный контроль проводится в декабре и осуществляется для отслеживания уровня усвоения материала программы и корректировки процесса обучения. Контроль проводится в форме подготовки с помощью родителей проектов по заданным темам, конкурса рисунков, экскурсии по достопримечательностям города и района, посещение выставок.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Его цель – выявить усвоенный уровень знаний и умений, предусмотренных программой. Итоговый контроль может проводиться в форме итоговой беседы или теста по пройденным темам.

9. Формы обучения, методы,  педагогические технологии.

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым разделам, темам. Цикл занятий по знакомству с родным городом, районом целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины, занятий - путешествий в прошлое, будущее, настоящее. Возможно организовать целевые прогулки, которые помогут детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц, об обитателях водоемов и т.д.

Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности педагога дополнительного образования с детьми, так как воспитание чувств — процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки, расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование как чувство любви к Родине. В совместной деятельности педагог широко использует дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры с детьми, которые помогают формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки.

Чтобы достигнуть определенного результата в программе,  используются новейшие технологии.  Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Педагогические принципы реализации программы

В основу реализации программы положены следующие принципы:

  • Принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи, перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
  • Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим разделам.
  • Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: гербарии, иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
  • Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от Страны к Городу), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
  • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;
  • Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
  • Принцип непрерывности. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у детей устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование нравственных чувств;
  • Принцип научности. Одним из важных принципов программы является её научность - на основе сведений об истории и культуре родного края и родной страны;
  • Принцип системности. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру;
  • Принцип преемственности. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в школе.
  • Принцип культуросообразности. Этот принцип выстраивает содержание программы   как последовательное усвоение и выработку на этой основе ценностных ориентаций.

Цели-ориентиры для педагогов

по патриотическому воспитанию

  • Помогать ребенку накапливать чувственный опыт в процессе познания объектов природы родного края, приобретать знания о растительном и животном мире, явлениях природы, устанавливать причинно-следственные связи. Знакомить с элементарными правилами поведения в природе, ориентировать ребенкана их соблюдение.
  • Совместно со специалистами учреждения дополнительного образования и учреждений культуры и искусства (краеведческого музея, библиотеки) организовывать неформальное вариативное семейное/родительское патриотическое образование, создавая условия для непрерывного образования воспитывающих взрослых.
  • Ориентировать родителей на организацию совместных с детьми прогулок по районам города и за его пределами с целью знакомства с объектами природы родного края, обращая внимание на их красоту и уникальность. Рекомендовать родителям для домашнего чтения произведения местных поэтов и писателей, раскрывающие детям богатство природы родного края (сказки, стихи, загадки и пр.).
  • Изучать историю и культуру Мордовии, города Ковылкино, района. Понимать значение развития общекультурных и профессиональных компетенций для решения задач развития у детей интереса к познанию культурного наследия родного края.
  • Приобщать детей к культурно-историческому наследию родного края. Знакомить их с культурно-историческими объектами города, села (музеями, библиотекой, памятниками истории), созидательным и боевым прошлым, традициями, легендами родного края.
  • Изучать изобразительное искусство края. Понимать значение развития общекультурных и профессиональных компетенций для решения задач развития у детей интереса к познанию искусства родного края.
  • Создавать условия для развития эстетического восприятия изобразительного искусства родного края, творческого самовыражения ребенка: посещать выставки работ местных художников в краеведческом музее города, в модельной библиотеке «Саморазвитие», направленные на ознакомление с искусством мастеров района.

10. Материально-техническое обеспечение программы

В процессе реализации программы овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками воспитанникам помогают средства обучения. Для непрерывного и успешного учебного процесса в наличии имеется: 

 - помещение (кабинет) 35 кв.м.;

- качественное электроосвещение;

- столы и стулья;

- шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий;

- канцелярские принадлежности.

Для занятий требуются:

- фото – видеоаппаратура (фотоаппарат, видеомагнитофон), необходимые для проведения фотовыставок, праздников;

- компьютер, мультимедийная приставка - для проведения занятий.

- дидактические и наглядные пособия;

- методическая, краеведческая, художественная литература;

- репродукции и иллюстрации картин;

- электронные презентации в соответствии с тематическим планированием;

- политическая, административная  карты  России; физическая и административная карты республики Мордовия, административная карта Ковылкино;

- символика России, республики Мордовия, города Ковылкино;

         Информационно-методический ресурс:

- Ковылкинский краеведческий музей;

- Модельная библиотека «Саморазвитие»;

- Районный Дом культуры;

- Дом детского творчества 

Ресурсное обеспечение программы:

наличие  квалифицированных педагогических кадров, владеющих технологиями;

кабинеты;

мебель учебная – 15 компл.

Техническое оснащение:

мультимедийное оборудование;

компьютер;

ноутбук – 4 шт;

экран для проектора – 1 шт.;

проектор;

ксерокс;

DVD-плеер;

фотоаппарат;

Дидактическое оснащение:

игры: комплекты учебно-дидактических игр;

конструкторы;

дидактические пособия;

плакаты;

аудио и видеозаписи;

комплект плакатов-раскрасок с методическим сопровождением ФГОС ДО – 4 шт;

паспорт кабинета.

11. Список литературы.

Для педагога:

    1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. – АСТ-ПРЕСС, 2019.

    2. Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину / Ю.Е. Антонов. – М.: АРКТИ, 2011.

    3. Вераксы, Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика - Синтез, 2014.

    4. Виноградова, Н.Ф. Наша Родина / Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. – М.: Просвещение, 2009.

    5. Воронин, И. Д. Достопримечательности Мордовии: природные, исторические, культурные / И. Д. Воронин. –  Саранск : Мордовское книжное издательство, 2012.

    6. Гамаль, Е.В. Герб, флаг и гимн России: методические рекомендации по изучению государственной символики / Е.В. Гамаль. – СПб.: Полиграфуслуги, 2016.

     7. Голубчик, Е.М. Саранск: история и современность / Е.М. Голубчик, С.С. Маркова. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2011.

     8. Данилина, Г.Н. Дошкольнику  - об истории и культуре России / Г.Н. Данилина. – М.: АРКТИ, 2005.

     9. Дерябина, Л.Б. Моя Родина – Россия / Л.Б. Дерябина. – СПб.: Литера, 2017.

     10.  Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: Скрипторий, 2013

     11. Логинова, Л.В. Что может герб нам рассказать: нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию / Л.В. Логинова. –

М.: Скрипторий, 2011.

12. Мокшин, Н.Ф. Этническая история мордвы / Н.Ф. Мокшин. – Саранск.: Мордовское  книжное  издательство, 1977.

13. Седова, Л.В. Сказания о мордве: легенды и предания / Л.В. Седова. – Саранск: Мордовское книжное издательство.

14. Терехин, А.Ф. Достопримечательности Мордовии / А.Ф. Терехин,

И. Терешкин. –  Саранск: Мордовское книжное издательство, 1989.

15. Шмырев, Н. П. Ковылкино / Н. П. Шмырев. Саранск : Мордовское книжное издательство, 1969.

12. Ковылкино: Фотоальбом / сост. А. М. Умняшкин, Е. А. Котиков. – Саранск.: Мордов. кн. изд-во, 2001.

13. Музеи Мордовии : справ. / сост. Г. М. Измалкин. - Саранск:  Мордовское книжное издательство, 1995.

Для родителей и обучающихся:

1. Белоусова, Л.Е. Навстречу Дню Победы. Цикл тематических бесед-рассказов для занятий с детьми дошкольного возраста / Л.Е. Белоусова. – М.: Детство-Пресс, 2016.

2. Конкевич, С.В.  Беседы с детьми о Великой Отечественной войне /

С.В. Конкевич. – М.: Детство-Пресс, 2021.

3. Смирнова, Т.В. Дошкольникам о Москве и родной стране / Т.В. Смирнова, Т.Ю. Филиппова. – М.: Скрипторий, 2001.

Интернет-ресурсы:

1. Дошкольник.РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://doshkolnik.ru/patriotizm/16839-nasha-rodina-rossiya.html

2. Sibmama [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sibmama.ru/Den-Rossii-detyam.htm

3. Для дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа:   http://raguda.ru/ds/doshkolnikam-o-rossii.html

4. Арт-талант. Академия развития творчества [Электронный ресурс]. Режим доступа:   https://www.art-talant.org/publikacii/20947-mordoviya-moya-narodov-drughnaya-semyya

5. Maam.ru . Ковылкино – любимый город [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-kovylkino-lyubimyi-gorod-konspekt-nod-po-nravstveno-patrioticheskomu-napravleniyu-v-podgotovitelnoi-k-shkole-grupe.html

6. Заповедники Мордовии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-mordovskiy-gosudarstvenniy-prirodniy-zapovednik-imeni-p-g-smidovicha-3686645.html

 

Приложение 1

Планируемые промежуточные результаты усвоения  темы

«Вместе дружная семья»

Цель:  Определить уровень развития  интегративных качеств у детей в процессе формирования у дошкольников   патриотических чувств

Задачи:

Определить степень освоения ребенком  программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка.

Выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный подход образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

(Марцинковская Т.Д.)

Ф.и. ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Родная страна:

Название страны

Название города

Домашний адрес

Название достопримечательностей города

Название зеленых зон

Название улиц, площадей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Символика

Флаг России

Герб России

Герб родного города

Гимн России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.История народной культуры и традиций

Народная игрушка

Народные праздники

Жилище человека и предметы быта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Историко-географический и природный компоненты

Природные богатства нашей страны

Различные природно- климатические зоны (тундра, лес),

Виды ландшафта (горы, равнина)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Личностный компонент

Отношение к окружающей среде

Забота о близких людях

Проявление дружелюбия

Умение управлять своими чувствами, договориться

Умение анализировать свои поступки и поступки других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокий уровень-

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес. Называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, районы города, 4- 5 улиц. Знает и узнает флаг, герб, гимн России, Мордовии; герб города. Называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства Республики Мордовия, своего края; знает природно-климатические зоны, ландшафты. Заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень-

Знает свое имя, фамилию, знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, Мордовии, герб города. Затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, районы города (делает это после пояснений взрослого).  Затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства Мордовии, природно-климатические зоны. Заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь, анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень-

Не знает названия страны, города, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства края, природно-климатические зоны. Не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия. Не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

 

Приложение 2.

Анкета для родителей

«Патриотическое воспитание».

1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего  города Гая? Если нет, то почему?