Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Растим патриотов»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества»
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Растим патриотов»
Направленность – социально-гуманитарная
Уровень программы - ознакомительный
Возраст обучающихся: 5 – 6 лет
Срок реализации программы: 34 часа
Автор-составитель:
Артамонова Ирина Николаевна-
методист МБУ ДО «ДДТ»
Ковылкино – 2021
Структура программы
№ п/п |
Наименование раздела/темы |
Страница |
1 |
Пояснительная записка программы |
3-9 |
2 |
Цели и задачи программы |
10-11 |
3 |
Учебно-тематический план программы |
12 |
4 |
Содержание программы |
13-16 |
5 |
Календарный учебный график на учебный год |
17 |
6 |
Календарно-тематический план программы |
18-19 |
7 |
Планируемые результаты освоения программы |
20 |
8 |
Оценочные материалы |
21 |
9 |
Формы обучения, методы, педагогические технологии |
22-25 |
10 |
Материально-техническое обеспечение программы |
26-27 |
11 |
Список литературы |
28-30 |
12 |
Приложения |
31-34 |
1. Пояснительная записка
Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлинский
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие «патриотизм» исходит из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную.
Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим, толерантности.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, под влиянием среды, образа жизни и воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, учреждении дополнительного образования, в школе, в трудовом коллективе.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости. Дошкольный возраст – лучший период для формирования любви к малой родине, воспитания уважения к культуре своей страны, ощущения неразрывности с окружающим миром, гордости за свой народ и свою Родину.
Нормативные основания для создания дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Растим патриотов»:
- Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации»
от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ;
- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (от 22.07.2020г.)
- Концепция развития дополнительного образования от 4.09.2014 г.
№ 1726-р;
- Проект Концепции дополнительного образования детей до 2030 года;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020г. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28);
- Приказ Министерства образования республики Мордовия от 04. 03 2019 г. № 211 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в республике Мордовия»;
- Устав МБУ ДО «Дом детского творчества»;
- Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
- Локальный акт МБУ ДО «Дом детского творчества» «Положение о разработке, порядке утверждения реализации и корректировки общеобразовательных программ».
Дополнительная общеобразовательная программа «Растим патриотов» является модифицированной и разработана на основе:
- Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.
- Программы нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Маленькие россияне» ( Мозаика-Синтез Москва 2005г.)
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Актуальность программы обусловлена тем, что проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных: современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам, редко сострадают чужому горю.
Актуальность состоит в важности приобщения ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к Отечеству, наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери и отцу, бабушке и дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Родной город… Необходимо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, свой край должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Новизна программы состоит в том, что содержание патриотического воспитания обогащено посредством включения в него национально-регионального компонента, а также в разработке и внедрении современных подходов к организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников, комплекса разнообразных форм и методов работы педагогов по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста.
Данная программа дополнительного образования отражает творческие подходы к решению данного вопроса, представляет систематическую и целенаправленную работу педагогов дополнительного образования, родителей и всего коллектива образовательного учреждения.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы объясняется тем, что любовь к близким людям, к детскому саду, к Дому детского творчества, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию дошкольников. Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, краю можно и нужно развивать нравственно - патриотическое чувство дошкольников.
Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру и историю собственного народа, через знакомства его с природой родного края. Интерес к истории не возникает вдруг, а воспитывается с детства, т.к. в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к родному дому, родной улице, родному городу и родной стране.
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу у него проявляются в чувстве восхищения своим городом. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, который расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, города, работниками Дома детского творчества, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями.
Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному городу, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природе.
Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов; зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок.
Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что республика Мордовия, город Ковылкино – это частица Родины.
Отличительной особенностью программы является то, что она направлена на патриотическое воспитание детей 5-6 лет и обогащена национально-региональным компонентом (краеведческим материалом). Именно любовь к родителям, родному дому, парку, улице, городу, местным традициям, друзьям, героям родного края может вызвать чувство патриотизма, любовь к стране, к родному Отечеству.
Возраст детей, участников программы и их психологические особенности
Программа разработана для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Старший дошкольник стремится познать себя и других людей, как членов общества, его начинают интересовать социальные связи и взаимодействия.
Поведение детей данного возраста тоже претерпевает изменения: становится возможной саморегуляция, дети относятся к себе более требовательно, чем ранее.
В 5-6 лет старший дошкольник овладевает активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её.
Объём и сроки освоения программы
Срок реализации программы – 1 год.
Продолжительность реализации всей программы - 34 часа.
Режим занятий.
При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к организациям дополнительного образования детей (продолжительность учебного часа 25-30 минут). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу с каждой группой детей. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых задач.
Занятия проводятся в кабинете площадью 35 кв.м. Кабинет подготовлен
к занятиям и отвечает санитарно-гигиеническим требованиям и нормам
освещения. Количество посадочных мест для занятий соответствует
количеству обучающихся. В кабинете имеются инструкции по технике
безопасности и охране труда.
Цель: формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитывать собственное достоинство как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным городом;
- формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;
- знакомить с народным творчеством республики, города;
- расширять представлений о родном городе, республике;
Развивающие:
- развивать интерес к родному городу, республике, природе;
- развивать чувства ответственности и гордости за достижения республики, города;
- развивать интерес к национальным традициям и промыслам;
- развивать художественный вкус и любовь к прекрасному, творческие способности..
Воспитательные:
- воспитывать гуманную, духовно-нравственную личность, достойных граждан России, Мордовии, патриотов своего Отечества;
- воспитывать чувства любви и привязанности к своей семье, родному дому, городу;
- воспитывать чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
3. Учебно-тематический план
№ п|п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Форма аттестации/ контроля |
||
Все го |
Тео рия |
Практи ка |
|
||
1. |
Вводное занятие.
|
1 |
1 |
|
|
2. |
Вместе дружная семья. |
8 |
4 |
4
|
Словесный портрет |
3. |
Город, в котором я живу. |
10 |
7 |
3 |
Проект «Работа моих родителей» |
4. |
Вот эта улица, вот этот дом. |
6 |
4 |
2 |
Проект «Будущее моего двора (моей улицы)» |
5. |
Многоликий город |
8
|
5 |
3 |
Экскурсия в краеведческий музей города Ковылкино |
6 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
|
Беседа
|
|
ИТОГО:
|
34 |
22 |
12 |
|
4. Содержание программы
1. Вводное занятие (1ч).
Цель: ознакомить с задачами детского объединения, с правилами по ТБ
Теория: Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Техника безопасности на занятиях.
2. Вместе дружная семья (8ч)
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
2.1. Что такое «семья». Члены моей семьи. Моя фамилия. Имя, отчество – 3ч.
Цель: познакомить с понятием «семья». Учить детей называть свои имя, отчество, фамилию, ленов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам.
Теория: понятие «семья», «член семьи». Имя, фамилия, отчество. Члены моей семьи, их возраст.
Практика: рисунок на тему «Вечер в моей семье».
2.2. Моя родословная – 3ч.
Цель: дать понятие «родословная»; формировать интерес к своей родословной, истории своей семьи.
Теория: Что такое «родословная». История семьи. Родственники близкого круга, дальнего круга. Сфера деятельности родственников. Пожилые родственники.
Практика: представление проекта «Семейное древо» (работа с родителями)
2.3. Коллектив. Мой первый коллектив – 2ч.
Цель: дать понятие «коллектив», «член коллектива»; формировать потребность общаться с друзьями, быть равноправным членом коллектива; воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, Дома детского творчества, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
Теория: понятия «коллектив», «член коллектива». Мой первый коллектив. Мои друзья.
Подведение итогов. Практика: словесный рисунок «Мой друг»
3. Город, в котором я живу (10ч)
Цель: дать элементарные представления об истории города Ковылкино, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, известных земляках, социально-экономической значимости города.
3.1. История города Ковылкино (3ч).
Цель: формировать представление об исторических корнях города; ознакомить с символикой, местом города на карте Мордовии.
Теория: История города. Этапы возникновения города Ковылкино. Люди, сыгравшие важную роль в истории города (И.А. Арапов, С.Т. Ковылкин). Символика города (герб, флаг, гимн). Место города Ковылкино на карте республики.
3.2. Достопримечательности города Ковылкино и Ковылкинского района. Люди – наша гордость (3ч).
Цель: расширять представления о достопримечательностях города; ознакомить с известными людьми города, их вкладом в историю города Ковылкино; воспитывать уважение к героям труда, Великой Отечественной войны, защитникам Отечества.
Теория: Достопримечательности города Ковылкино (краеведческий музей, Дом Ф.В. Сычкова, бюст Ковылкина, памятник В.И. Ленину, памятник воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны; памятник воинам-интернационалистам, Парк Победы, парк отдыха, санаторий «Мокша» и др.)
Практика: экскурсия в краеведческий музей города Ковылкино.
3.3. Хозяйство города и района (4ч).
Цель: дать элементарные представления о природе, климате, природных ресурсах, социально-экономической значимости города.
Теория: Климат. Природные ресурсы Ковылкинского района. Понятия «экономика» и «сельское хозяйство», «культура и досуг» (инфраструктура). Экономика города: ПАО «КЭМЗ» (электромеханический), АО «Надежда» (маслосырзавод), «Элекс» (элеватор), ООО «Фанера-Маркет», ООО «Колос». Частные предприятия. Сельское хозяйство (частные предприятия, хозяйства): выращивают зерновые, технические культуры; разводят крупный рогатый скот (КРС), свиней (филиалы ЗАО «Мордовский бекон»), овец, птицу (ООО «Ковылкинский птицекомплекс»). Инфраструктура города и района: учреждения образования, культуры и досуга, учреждения здравоохранения. Вклад города и Ковылкинского района в хозяйство Республики Мордовия.
Поведение итогов. Практика: проект «Работа моих родителей»
4. Вот эта улица, вот этот дом (6ч)
Цель: формировать понятие о расположении улицы, на которой проживает ребенок; учить называть свой адрес, названия близлежащих улиц; воспитывать любовь к своей улице, дому, уважение к соседям
4.1. Моя улица, мой дом – мой адрес (3ч).
Цель: формировать понятие «адрес»; учить называть адрес, название района города, своей улицы и близлежащих улиц, номер дома, квартиры, подъезда; воспитывать уважение к соседям и другим людям.
Теория: понятие «адрес». Районы города Ковылкино (центр, военный городок (2 микрорайон), 3 микрорайон, Воскресенская Лашма) и близлежащие села. Моя улица. Объяснение названия. Мой дом.
Практика: Конкурс рисунков «Моя улица»
4.2. Мой двор. Мои соседи (3ч).
Цель: формировать потребность в дружеских отношениях с соседями, со всеми окружающими людьми; воспитывать чувство уважения к людям.
Теория: Мой двор. Близлежащие улицы и дома. Возможные достопримечательности. Соседи.
Практика. Подведение итогов: проект «Будущее моего двора (моей улицы)»
5. Многоликий город (8ч).
Цель: дать детям представление о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.
5.1. Жители города Ковылкино и Ковылкинского муниципального района. Основные профессии (3ч)
Цель: формировать представление о многоликости города и района, основных профессиях жителей.
Теория: Люди каких национальностей проживают на территории города Ковылкино и Ковылкинского района. Основные национальности (русские, мордва-мокша). Занятия населения. Основные профессии.
Практика: проект «Профессии в моей семье»
5.2. Культура, традиции людей моего края (5ч).
Цель: вызвать интерес к жизни людей разных национальностей, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
Теория: Быт коренных жителей города и района. Язык. Культура и традиции русских. Культура и традиции мордвы.
Подведение итогов. Практика: экскурсия в краеведческий музей.
6. Итоговое занятие (1ч)
Цель: подвести итоги по прохождению программы объединения.
Теория. Подведение итогов по программе. Какие темы были наиболее интересными. Чему научились, что узнали интересного.
5. Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год
Годовой календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
- количество учебных недель – 36;
- количество учебных дней – 252;
- продолжительность каникул (приказ Министерства образования Республики Мордовия от 22 октября 2021г №1050):
– осенние: с 25 октября 2021 г. по 7 ноября 2022 г.;
- зимние: с 27 декабря 2021 г. по 09 января 2022 г.;
- весенние: с 26 марта 2022 г. по 3 апреля 2022 г.;
- летние: с 31 мая 2022 г. по 31 августа 2022 г.
Дата начала и окончания учебного периода – 01.09.2021 г. по 31.05.2022 г.
Праздничные дни:
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы
7 января - Рождество Христово
23 февраля - День защитника Отечества
8 марта - Международный женский день
1 мая - Праздник Весны и Труда
9 мая - День Победы
12 июня - День России
4 ноября - День народного единства
В каникулярное время обучение по дополнительной программе продолжается. В официальные праздничные дни обучение не ведется.
6. Календарно-тематический план
N п/п |
Раздел/ тема |
Тео рия |
Прак тика |
Всего часов |
Плани руемая дата |
Факти ческая дата |
Форма контроля |
1 |
Вводное занятие |
1 |
|
1 |
|
|
|
2 |
Вместе дружная семья. |
4 |
4 |
8 |
|
|
|
2.1. |
Что такое «семья». Члены моей семьи. Моя фамилия. Имя, отчество
|
1 |
2 |
3 |
|
|
|
2.2. |
Моя родословная |
2 |
1 |
3 |
|
|
|
2.3. |
Коллектив. Мой первый коллектив |
1 |
1 |
2 |
|
|
Словесный портрет |
3 |
Город, в котором я живу. |
7 |
3 |
10 |
|
|
|
3.1. |
История города Ковылкино |
3 |
|
3 |
|
|
|
3.2. |
Достопримечательности города Ковылкино и Ковылкинского района. Люди- наша гордость. |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
3.3. |
Хозяйство города и района |
3 |
1 |
4 |
|
|
Проект «Работа моих родите-лей» |
4 |
Вот эта улица, вот этот дом. |
4 |
2 |
6 |
|
|
|
4.1. |
Моя улица, мой дом – мой адрес |
2 |
1 |
3 |
|
|
|
4.2. |
Мой двор. Мои соседи. |
2 |
1 |
3 |
|
|
Проект «Будущее моего двора (моей улицы» |
5 |
Многоликий город |
5 |
3 |
8 |
|
|
|
5.1. |
Жители города Ковылкино и Ковылкинского муниципального района. Основные профессии. |
2 |
1 |
3 |
|
|
|
5.2. |
Культура, традиции людей моего края. |
3 |
2 |
5 |
|
|
Экскурсия в краеведческий музей города Ковылки но. |
6 |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
|
|
Беседа |
|
ИТОГО: |
22 |
12 |
34 |
|
|
|
7. Планируемые результаты освоения программы.
К концу обучения по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Растим патриотов» обучающийся будет
Знать:
- дату своего рождения, свою фамилию, имя, отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей, название своей страны, республики, города;
- символику города, республики, страны;
- названия близлежащих улиц;
- профессии своих родителей;
- правила поведения в природе;
- краткие сведения об истории города, района.
Уметь:
- рассказать о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве, государственных праздниках, музее, библиотеке и т.д.
- называть поэтов, художников города, рассказывать стихи местных поэтов;
- соблюдать правила безопасности поведения в природе и на улицах города;
- узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
8. Оценочные материалы:
Оценка качества освоения программы проводится в течение всего времени обучения.
• Входной контроль проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня знаний и умений. Формы проведения: беседа, устный опрос.
• Промежуточный контроль проводится в декабре и осуществляется для отслеживания уровня усвоения материала программы и корректировки процесса обучения. Контроль проводится в форме подготовки с помощью родителей проектов по заданным темам, конкурса рисунков, экскурсии по достопримечательностям города и района, посещение выставок.
• Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Его цель – выявить усвоенный уровень знаний и умений, предусмотренных программой. Итоговый контроль может проводиться в форме итоговой беседы или теста по пройденным темам.
9. Формы обучения, методы, педагогические технологии.
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым разделам, темам. Цикл занятий по знакомству с родным городом, районом целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины, занятий - путешествий в прошлое, будущее, настоящее. Возможно организовать целевые прогулки, которые помогут детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц, об обитателях водоемов и т.д.
Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности педагога дополнительного образования с детьми, так как воспитание чувств — процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки, расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование как чувство любви к Родине. В совместной деятельности педагог широко использует дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры с детьми, которые помогают формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки.
Чтобы достигнуть определенного результата в программе, используются новейшие технологии. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Педагогические принципы реализации программы
В основу реализации программы положены следующие принципы:
- Принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи, перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
- Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим разделам.
- Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: гербарии, иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
- Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от Страны к Городу), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;
- Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
- Принцип непрерывности. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у детей устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование нравственных чувств;
- Принцип научности. Одним из важных принципов программы является её научность - на основе сведений об истории и культуре родного края и родной страны;
- Принцип системности. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру;
- Принцип преемственности. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в школе.
- Принцип культуросообразности. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработку на этой основе ценностных ориентаций.
Цели-ориентиры для педагогов
по патриотическому воспитанию
- Помогать ребенку накапливать чувственный опыт в процессе познания объектов природы родного края, приобретать знания о растительном и животном мире, явлениях природы, устанавливать причинно-следственные связи. Знакомить с элементарными правилами поведения в природе, ориентировать ребенкана их соблюдение.
- Совместно со специалистами учреждения дополнительного образования и учреждений культуры и искусства (краеведческого музея, библиотеки) организовывать неформальное вариативное семейное/родительское патриотическое образование, создавая условия для непрерывного образования воспитывающих взрослых.
- Ориентировать родителей на организацию совместных с детьми прогулок по районам города и за его пределами с целью знакомства с объектами природы родного края, обращая внимание на их красоту и уникальность. Рекомендовать родителям для домашнего чтения произведения местных поэтов и писателей, раскрывающие детям богатство природы родного края (сказки, стихи, загадки и пр.).
- Изучать историю и культуру Мордовии, города Ковылкино, района. Понимать значение развития общекультурных и профессиональных компетенций для решения задач развития у детей интереса к познанию культурного наследия родного края.
- Приобщать детей к культурно-историческому наследию родного края. Знакомить их с культурно-историческими объектами города, села (музеями, библиотекой, памятниками истории), созидательным и боевым прошлым, традициями, легендами родного края.
- Изучать изобразительное искусство края. Понимать значение развития общекультурных и профессиональных компетенций для решения задач развития у детей интереса к познанию искусства родного края.
- Создавать условия для развития эстетического восприятия изобразительного искусства родного края, творческого самовыражения ребенка: посещать выставки работ местных художников в краеведческом музее города, в модельной библиотеке «Саморазвитие», направленные на ознакомление с искусством мастеров района.
10. Материально-техническое обеспечение программы
В процессе реализации программы овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками воспитанникам помогают средства обучения. Для непрерывного и успешного учебного процесса в наличии имеется:
- помещение (кабинет) 35 кв.м.;
- качественное электроосвещение;
- столы и стулья;
- шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий;
- канцелярские принадлежности.
Для занятий требуются:
- фото – видеоаппаратура (фотоаппарат, видеомагнитофон), необходимые для проведения фотовыставок, праздников;
- компьютер, мультимедийная приставка - для проведения занятий.
- дидактические и наглядные пособия;
- методическая, краеведческая, художественная литература;
- репродукции и иллюстрации картин;
- электронные презентации в соответствии с тематическим планированием;
- политическая, административная карты России; физическая и административная карты республики Мордовия, административная карта Ковылкино;
- символика России, республики Мордовия, города Ковылкино;
Информационно-методический ресурс:
- Ковылкинский краеведческий музей;
- Модельная библиотека «Саморазвитие»;
- Районный Дом культуры;
- Дом детского творчества
Ресурсное обеспечение программы:
наличие квалифицированных педагогических кадров, владеющих технологиями;
кабинеты;
мебель учебная – 15 компл.
Техническое оснащение:
мультимедийное оборудование;
компьютер;
ноутбук – 4 шт;
экран для проектора – 1 шт.;
проектор;
ксерокс;
DVD-плеер;
фотоаппарат;
Дидактическое оснащение:
игры: комплекты учебно-дидактических игр;
конструкторы;
дидактические пособия;
плакаты;
аудио и видеозаписи;
комплект плакатов-раскрасок с методическим сопровождением ФГОС ДО – 4 шт;
паспорт кабинета.
11. Список литературы.
Для педагога:
1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. – АСТ-ПРЕСС, 2019.
2. Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину / Ю.Е. Антонов. – М.: АРКТИ, 2011.
3. Вераксы, Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика - Синтез, 2014.
4. Виноградова, Н.Ф. Наша Родина / Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. – М.: Просвещение, 2009.
5. Воронин, И. Д. Достопримечательности Мордовии: природные, исторические, культурные / И. Д. Воронин. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 2012.
6. Гамаль, Е.В. Герб, флаг и гимн России: методические рекомендации по изучению государственной символики / Е.В. Гамаль. – СПб.: Полиграфуслуги, 2016.
7. Голубчик, Е.М. Саранск: история и современность / Е.М. Голубчик, С.С. Маркова. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2011.
8. Данилина, Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России / Г.Н. Данилина. – М.: АРКТИ, 2005.
9. Дерябина, Л.Б. Моя Родина – Россия / Л.Б. Дерябина. – СПб.: Литера, 2017.
10. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: Скрипторий, 2013
11. Логинова, Л.В. Что может герб нам рассказать: нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию / Л.В. Логинова. –
М.: Скрипторий, 2011.
12. Мокшин, Н.Ф. Этническая история мордвы / Н.Ф. Мокшин. – Саранск.: Мордовское книжное издательство, 1977.
13. Седова, Л.В. Сказания о мордве: легенды и предания / Л.В. Седова. – Саранск: Мордовское книжное издательство.
14. Терехин, А.Ф. Достопримечательности Мордовии / А.Ф. Терехин,
И. Терешкин. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1989.
15. Шмырев, Н. П. Ковылкино / Н. П. Шмырев. Саранск : Мордовское книжное издательство, 1969.
12. Ковылкино: Фотоальбом / сост. А. М. Умняшкин, Е. А. Котиков. – Саранск.: Мордов. кн. изд-во, 2001.
13. Музеи Мордовии : справ. / сост. Г. М. Измалкин. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1995.
Для родителей и обучающихся:
1. Белоусова, Л.Е. Навстречу Дню Победы. Цикл тематических бесед-рассказов для занятий с детьми дошкольного возраста / Л.Е. Белоусова. – М.: Детство-Пресс, 2016.
2. Конкевич, С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне /
С.В. Конкевич. – М.: Детство-Пресс, 2021.
3. Смирнова, Т.В. Дошкольникам о Москве и родной стране / Т.В. Смирнова, Т.Ю. Филиппова. – М.: Скрипторий, 2001.
Интернет-ресурсы:
1. Дошкольник.РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://doshkolnik.ru/patriotizm/16839-nasha-rodina-rossiya.html
2. Sibmama [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sibmama.ru/Den-Rossii-detyam.htm
3. Для дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://raguda.ru/ds/doshkolnikam-o-rossii.html
4. Арт-талант. Академия развития творчества [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.art-talant.org/publikacii/20947-mordoviya-moya-narodov-drughnaya-semyya
5. Maam.ru . Ковылкино – любимый город [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-kovylkino-lyubimyi-gorod-konspekt-nod-po-nravstveno-patrioticheskomu-napravleniyu-v-podgotovitelnoi-k-shkole-grupe.html
6. Заповедники Мордовии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-mordovskiy-gosudarstvenniy-prirodniy-zapovednik-imeni-p-g-smidovicha-3686645.html
Приложение 1
Планируемые промежуточные результаты усвоения темы
«Вместе дружная семья»
Цель: Определить уровень развития интегративных качеств у детей в процессе формирования у дошкольников патриотических чувств
Задачи:
Определить степень освоения ребенком программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка.
Выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный подход образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
(Марцинковская Т.Д.)
Ф.и. ребенка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Родная страна: Название страны Название города Домашний адрес Название достопримечательностей города Название зеленых зон Название улиц, площадей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Символика Флаг России Герб России Герб родного города Гимн России |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.История народной культуры и традиций Народная игрушка Народные праздники Жилище человека и предметы быта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Историко-географический и природный компоненты Природные богатства нашей страны Различные природно- климатические зоны (тундра, лес), Виды ландшафта (горы, равнина) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Личностный компонент Отношение к окружающей среде Забота о близких людях Проявление дружелюбия Умение управлять своими чувствами, договориться Умение анализировать свои поступки и поступки других |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень-
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес. Называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, районы города, 4- 5 улиц. Знает и узнает флаг, герб, гимн России, Мордовии; герб города. Называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства Республики Мордовия, своего края; знает природно-климатические зоны, ландшафты. Заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень-
Знает свое имя, фамилию, знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, Мордовии, герб города. Затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, районы города (делает это после пояснений взрослого). Затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства Мордовии, природно-климатические зоны. Заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь, анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень-
Не знает названия страны, города, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства края, природно-климатические зоны. Не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия. Не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Приложение 2.
Анкета для родителей
«Патриотическое воспитание».
1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего города Гая? Если нет, то почему?