Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «БИОЛОГИЯ В ФАКТАХ И ЭКСПЕРИМЕНТАХ»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр естественных наук"

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «БИОЛОГИЯ В ФАКТАХ И ЭКСПЕРИМЕНТАХ»

 

Коркина Наталья Андреевна

педагог ДО

 

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
 
1.1 Пояснительная записка
Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Биология в фактах и экспериментах» естественнонаучной направленности.
Уровень освоения – стартовый.
Объем программы: 216 часов, нагрузка на группу 6 часов в неделю.
Срок освоения: 1 год обучения (36 недель).
Режим занятий: 40 мин.
Адресат программы: обучающиеся 13 - 14 лет (7 - 8 класс)
Программа разработана для обучающихся среднего школьного возраста. Группы, обучающиеся могут быть разновозрастные.
Содержание программы направлено на развитие интереса к познанию естественных природных процессов, способности занимать исследовательскую позицию, освоение обучающимися азов исследовательской деятельности и предпрофильных навыков, как основы профильного обучения в области биологии на теоретическом и практическом уровнях, через осуществление индивидуальной опытно-исследовательской и проектной деятельности.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- ч. 5 ст. 12 Федеральный закон №273-ФЗ;
- ч. 4 ст. 75 Федерального закона №273-ФЗ;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»);
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242;
- Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержке детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844;
- Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр естественных наук».
Курс нацелен на приобретение экспериментальной и исследовательской деятельности с использованием традиционного лабораторного оборудования.
Большинство практических работ, предлагаемых в данном курсе, могут выполняться небольшими группами учеников. Этим достигается и другая цель - научить обучающихся общим приемам современной научной деятельности, т.е. коллективному планированию эксперимента, его проведению и обсуждению результатов.
Содержание программы актуально тем, что ребёнок с рождения окружён различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Знакомство обучающегося с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ в среде его обитания.
Ребята этого возраста очень любознательны и привитие интереса к предмету в данный период представляется очень привлекательным. Программа составлена с учётом возрастных особенностей и возможностей ребёнка; в то же время содержит большой развивающий потенциал. На занятиях ребёнок знакомится с лабораторным оборудованием, приобретает навыки работы с микроскопом и учится проводить простейшие исследования с соблюдением правил техники безопасности. В качестве химических реактивов используются вещества, знакомые детям: поваренная соль, питьевая сода, уксус, лимонная кислота, активированный уголь и т.д. 
При реализации данной образовательной программы предусмотрено большое количество практических работ с использованием современного специализированного лабораторного оборудования.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что в процессе обучения создаются условия к формированию у обучающихся целостной картины мира, воспитанию людей творческих и конструктивно мыслящих, готовых к решению нестандартных жизненных задач. На занятиях формируются умения безопасного обращения с объектами, используемыми в повседневной жизни. В плане содержания это означает значительно более продуктивные метапредметные связи на всем пути прохождения обучающегося естественнонаучных предметов (экологии, географии, физики, химии).
Реализация данной программы позволяет повысить у обучающихся познавательный интерес к предмету биология.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что программа раскрывает перед обучающимися интересные и важные стороны практического использования биологических знаний. Лабораторные занятия проводятся с использованием современного оборудования. Обучающиеся имеют возможность самостоятельно выбирать и вести исследовательскую, проектную работу. В программу внедрены компьютерные технологии системы интенсивного развития способностей (СИРС), что в свою очередь обеспечивает более высокий уровень подготовки обучающихся.
Цель программы – расширение биологических знаний, развитие интеллектуально-творческого потенциала личности обучающегося путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Программа построена так, что ребенок может научиться исследовать, непосредственно участвовать в подборе темы и выполнении исследовательской работы, самостоятельно изучить основные понятия и этапы исследовательской работы, через поисково-познавательную деятельность, а также приобрести навыки по оформлению и презентации исследовательской работы.
 
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Обучающие:
  • усвоение ведущих идей основных понятий и научных факторов микробиологии, цитологии и других биологических наук;
  • изучение методов научно-исследовательской деятельности;
  • изучение закономерностей микроорганизмов.
Развивающие:
  • овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками работы с микроскопом, микропрепарирования;
  • развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы обучающихся;
Воспитывающие:
  • воспитание ответственного отношения к природе родного края, ориентированного на практическую деятельность по защите окружающей среды;
  • формирование навыков здорового образа жизни.
Исследовательские:
  • умение проектировать и проводить эксперименты;
  • осуществлять исследования жизнедеятельности микроорганизмов;
  • раскрывать роль исследовательской деятельности в познании науки;
  • находить и выделять научную информацию о существующих современных данных науки о микромире.
1.2 Формы и методы обучения
 
Форма занятий: беседа, игра, биологический эксперимент, лабораторные опыты, научные конференции, творческая работа, викторина, проектная работа и теоретические занятия.
При реализации программы особое внимание уделяется целостному восприятию окружающего мира в области микробиологии, который скрывает много тайн и загадок. У обучающихся в ходе реализации данной программы будут сформированы знаний в области цитологии, формирование навыков практического использования лабораторного оборудования при проведении практикумов, развитие поисковых, исследовательских навыков. Программа направлена на развитие познавательного интереса в биологической науке на примере изучения тайн самых простых и обычных для человека вещей, воспитание бережного отношения к природе.
Для развития познавательного интереса используются: теоретические (лекции), семинарские и практические занятия, ролевые игры, лабораторные работы. Используя дополнительную литературу, иллюстративный материал (схемы, электронные фотографии, микропрепараты) на семинарских и практических занятиях обучающиеся непосредственно учатся или совершенствуют умение работать с информацией и анализировать её.
Контроль знаний осуществляется с помощью познавательных задач и тестовых заданий. При изучении отдельных тем, обучающиеся составляют обобщающие схемы, таблицы. Каждый обучающийся в ходе освоения программы разработает и подготовит собственный проект или исследование, с которым он выступит на заключительных занятиях. В конце каждого раздела предусмотрено итоговое занятие, на котором обучающиеся подведут итоги изучения темы или модуля, систематизируют и конкретизируют полученные знания.
Приоритетная роль при изучении данного курса отводится развитию следующих умений и навыков познавательной деятельности:
  • поиск и работа с разнообразными источниками информации;
  • выделение фактов и доказательств;
  • анализ необходимой информации с целью её достоверности;
  • умение находить правильное решение.
Диагностика сформированных знаний, умений и навыков проводится в начале, середине и конце учебного года.
В процессе занятий в объединении «Мир Левенгука» ведущими методами и приемами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:
  • метод словесной передачи и слухового восприятия информации;
приемы: беседа, рассказ, дискуссия, выступление;
  • метод передачи информации с помощью практической деятельности;
приемы: составление плана, оценивание выступления, составление схем и таблиц, лабораторные опыты с применением современного оборудования;
  • метод стимулирования и мотивации;
приемы: создание ситуации успеха, поощрения, выполнение творческих заданий, создание проблемной ситуации, прогнозирование будущей деятельности, заинтересованность результатами работы;
  • метод контроля;
приемы: наблюдения, анализ выступлений, выступления на занятиях, защита проекта.
1.3. Учебный план
 
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Формы аттестации/ контроля
Теория
Практика
Всего
1
Введение
2
 
2
Входная диагностика
1.1
Биология как наука
2
 
2
Беседа
2
Научные открытия
2
 
2
Текущая аттестация
2.1
Ученые-биологи и их открытия
2
 
2
Беседа
3
Увеличительные приборы
4
2
6
Текущая аттестация
3.1
Устройство микроскопа

 

1
1
2
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
3.2
Приборы и оборудование
2
 
2
Беседа
3.3
Микропрепараты
1
1
2
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
4
Происхождение жизни
13
21
34
Текущая аттестация
4.1
Что было раньше: яйцо или курица?
2
4
 
Беседа, Презентация
4.2
Происхождение человека
2
 
 
Беседа, Презентация
4.3
Что скрывает почва?
1
1
 
Беседа, Презентация, Лабораторный практикум
4.4
Всё о клетке
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
4.5
Микробиология и что она изучает
2
2
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
4.6
Инфекционные агенты - что они замышляют?
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
4.7
Бактерия – друг или враг?
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
4.8
Решение занимательных задач
 
4
 
Практическая работа
5
Растения
16
30
46
Текущая аттестация
5.1
Всё о растениях
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
5.2
Ламинария, спирулина и другие
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
5.3
В мире лишайников
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
5.4
«И ни рыба и ни мясо»
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
5.5
Первые растения вышедшие на сушу
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
5.6
Какие бывают деревья?
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
5.7
Чем болеют растения?
2
2
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
5.8
Экологические группы растений
2
 
 
Беседа
5.9
Решение нестандартных и экспериментальных задач
 
4
 
Практическая работа
6
Животные
30
60
90
Текущая аттестация
6.1
Внутренние враги человека и животных
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
6.2
Мир губок
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
6.3
Враги в лесу
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
6.4
Одежду не шьют, а ткать - ткут
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
6.5
Многообразие насекомых
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
6.6
Любят тёплые деньки в мае майские…
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
6.7
Не птички, а с крыльями
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
6.8
Букашка маленькая, да удаленькая
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
6.9
Эти удивительные моллюски
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
6.10
Кто проживает на дне водоёмов?
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
6.11
Животные не водные и не совсем земные
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
6.12
Секреты пернатого мира
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
6.13
Кто такие звери?
2
4
 
Беседа, Презентация, Лабораторный практикум
6.14
Этология животных и людей
2
4
 
Беседа, Лабораторный практикум
6.15
Экологические группы животных
2
 
 
Беседа
6.16
Решение нестандартных и экспериментальных задач
 
4
 
Практическая работа
7
Человек
6
12
18
Текущая аттестация
7.1
Наука о жизнедеятельности организмов
2
4
 
Беседа, Лабораторный практикум
7.2
Наука об устройстве организма
2
4
 
Беседа, Лабораторный практикум
7.3
Кто такие гены?
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
8
Окружающая среда
10
8
18
Текущая аттестация
8.1
Можно ли выжить в космосе?
2
2
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
8.2
Кого можно найти в пещере?
2
2
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
8.3
Что скрывает водная среда?
2
2
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
8.4
Сезонные явления в природе
2
2
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
8.5
Флора и фауна ЯНАО
2
 
 
Беседа, Презентация
Итого:
83
133
216
 
 
1.4 Планируемые результаты освоения программы
 
Результаты освоения программы " Биология в фактах и экспериментах" включают:
Предметные результаты:
  • умение различать и приводить примеры объектов предмета биологии в окружающем мире;
  • умение изучать биологические объекты;
  • умение работать со световым микроскопом и электронным микроскопом;
  • умение изготавливать простейшие микропрепараты;
  • знания отличительных признаков основных групп грибов;
  • знания цветочных культур, особенностях их строения;
  • знание некоторых отличительных признаков основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
  • осознание места человека и его роли в биосфере;
  • знание органов чувств и способы сохранения здоровья;
  • умение соблюдать правила поведения в природе;
  • умение вести наблюдения, сравнивать, анализировать, делать выводы;
 
Личностные результаты:
  • понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
  • ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
  • оценивание жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей, с позиции "хорошо" или "плохо";
  • проявление активности в изучении окружающего мира;
  • развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.
  • развитие этических чувств - стыда, вины, совести, способности к пониманию и сопереживанию.
  • обладать навыками общения: умение работать в группах, уметь отстаивать собственное мнение и умение быть терпимым к мнению других, умение избегать конфликтных ситуаций.
 
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
 
  • овладение навыком наблюдения, сравнения, анализа.
  • умение организации самостоятельной познавательной деятельности.
  • умение извлечения необходимой информации из схем, рисунков, книг, просмотра видео и формирование умения работать с полученной информацией.
  • осуществление контроля и внесения необходимых изменений, исправлений, дополнений в свою работу, если она расходится с образцом.
  • освоение способов решения проблем творческого и исследовательского характера; умение строить рассуждение или доказательство своей точки зрения по теме занятия в соответствии с возрастными нормами;
  • ориентирование в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.
  • умение анализировать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • умение понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, задавать вопросы и отыскивать на них ответы.
  • умение сравнивать предметы и объекты, группировать и классифицировать их на основе существенных признаков, по заданным критериям.
  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
 
Коммуникативные УУД:
  • соблюдение простейших норм этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  • овладение навыками грамотной, выразительной, эмоциональной речи.
  • умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной деятельности.
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.
  • овладение навыком работать в паре, в группе, умение овладевать различными социальными ролями в коллективе,
  • через осуществление интеллектуальной, игровой деятельности.
  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  • умение определять свое и чужое эмоциональное состояние.
  • умение слушать и понимать речь учителя, отвечать на поставленные вопросы, умение проявлять уважение к педагогу.
  • умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое; участвовать в коллективном обсуждении проблем, уметь сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
 
Личностные УУД :
  • формирование личного, эмоционального отношения к окружающему миру.
  • умение проявлять интерес к познанию мира и мировой культуре, духовному наследию.
  • уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
  • умение оценивать результат собственной деятельности.
  • умение понимать значение любознательности в учебной деятельности, использовать правила проявления любознательности.
  • уметь обсуждать и анализировать, понимать роль биологии в жизни человека.
  • формирование умений самоорганизации.
  • формирование эстетического вкуса.
  • умение проверять себя, находить в собственной работе ошибки.
 
Регулятивные УУД:
  • умение организовывать свое рабочее место.
  • умение анализировать результаты своих действий, фиксировать в конце урока удовлетворенность / неудовлетворенность своей работой на занятии.
  • оценивание свои поступки с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей, по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
  • умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей деятельности.
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
 
Формы подведения итогов реализации программы
Предметные результаты предполагают стартовую диагностику, текущую, тематическую и итоговую. В начале обучения по программе дети проходят стартовое оценивание в форме тестов на определение опыта взаимодействия с природой, определение нравственно-экологической позиции, отношения к обучению. Промежуточное и тематическое оценивание освоения программного материала проводится в форме викторин, творческих заданий, фронтальных опросов, практических работ, тестов на соотношение терминов и определений. Итоговая форма аттестация - это защита портфолио, защита групповых или индивидуальных мини проектов, учет степени активности в организации и создании мини проектов.
 
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
 
Продолжительность одного занятия – 40 минут
Перерыв между занятиями составляет 10 минут.
 
Продолжительность учебного года
(Срок реализации)
Количество учебных недель
Общий объем учебных занятий по программе
Количество занятий в неделю для 1 группы
с 01 сентября до 31 мая
36
216 часов
6 часов