ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «БИОЛОГИЯ В ФАКТАХ И ЭКСПЕРИМЕНТАХ»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр естественных наук"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «БИОЛОГИЯ В ФАКТАХ И ЭКСПЕРИМЕНТАХ»
Коркина Наталья Андреевна
педагог ДО
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Биология в фактах и экспериментах» естественнонаучной направленности.
Уровень освоения – стартовый.
Объем программы: 216 часов, нагрузка на группу 6 часов в неделю.
Срок освоения: 1 год обучения (36 недель).
Режим занятий: 40 мин.
Адресат программы: обучающиеся 13 - 14 лет (7 - 8 класс)
Программа разработана для обучающихся среднего школьного возраста. Группы, обучающиеся могут быть разновозрастные.
Содержание программы направлено на развитие интереса к познанию естественных природных процессов, способности занимать исследовательскую позицию, освоение обучающимися азов исследовательской деятельности и предпрофильных навыков, как основы профильного обучения в области биологии на теоретическом и практическом уровнях, через осуществление индивидуальной опытно-исследовательской и проектной деятельности.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- ч. 5 ст. 12 Федеральный закон №273-ФЗ;
- ч. 4 ст. 75 Федерального закона №273-ФЗ;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»);
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242;
- Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержке детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844;
- Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр естественных наук».
Курс нацелен на приобретение экспериментальной и исследовательской деятельности с использованием традиционного лабораторного оборудования.
Большинство практических работ, предлагаемых в данном курсе, могут выполняться небольшими группами учеников. Этим достигается и другая цель - научить обучающихся общим приемам современной научной деятельности, т.е. коллективному планированию эксперимента, его проведению и обсуждению результатов.
Содержание программы актуально тем, что ребёнок с рождения окружён различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Знакомство обучающегося с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ в среде его обитания.
Ребята этого возраста очень любознательны и привитие интереса к предмету в данный период представляется очень привлекательным. Программа составлена с учётом возрастных особенностей и возможностей ребёнка; в то же время содержит большой развивающий потенциал. На занятиях ребёнок знакомится с лабораторным оборудованием, приобретает навыки работы с микроскопом и учится проводить простейшие исследования с соблюдением правил техники безопасности. В качестве химических реактивов используются вещества, знакомые детям: поваренная соль, питьевая сода, уксус, лимонная кислота, активированный уголь и т.д.
При реализации данной образовательной программы предусмотрено большое количество практических работ с использованием современного специализированного лабораторного оборудования.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что в процессе обучения создаются условия к формированию у обучающихся целостной картины мира, воспитанию людей творческих и конструктивно мыслящих, готовых к решению нестандартных жизненных задач. На занятиях формируются умения безопасного обращения с объектами, используемыми в повседневной жизни. В плане содержания это означает значительно более продуктивные метапредметные связи на всем пути прохождения обучающегося естественнонаучных предметов (экологии, географии, физики, химии).
Реализация данной программы позволяет повысить у обучающихся познавательный интерес к предмету биология.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что программа раскрывает перед обучающимися интересные и важные стороны практического использования биологических знаний. Лабораторные занятия проводятся с использованием современного оборудования. Обучающиеся имеют возможность самостоятельно выбирать и вести исследовательскую, проектную работу. В программу внедрены компьютерные технологии системы интенсивного развития способностей (СИРС), что в свою очередь обеспечивает более высокий уровень подготовки обучающихся.
Цель программы – расширение биологических знаний, развитие интеллектуально-творческого потенциала личности обучающегося путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Программа построена так, что ребенок может научиться исследовать, непосредственно участвовать в подборе темы и выполнении исследовательской работы, самостоятельно изучить основные понятия и этапы исследовательской работы, через поисково-познавательную деятельность, а также приобрести навыки по оформлению и презентации исследовательской работы.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Обучающие:
Обучающие:
-
усвоение ведущих идей основных понятий и научных факторов микробиологии, цитологии и других биологических наук;
-
изучение методов научно-исследовательской деятельности;
-
изучение закономерностей микроорганизмов.
Развивающие:
-
овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками работы с микроскопом, микропрепарирования;
-
развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы обучающихся;
Воспитывающие:
-
воспитание ответственного отношения к природе родного края, ориентированного на практическую деятельность по защите окружающей среды;
-
формирование навыков здорового образа жизни.
Исследовательские:
-
умение проектировать и проводить эксперименты;
-
осуществлять исследования жизнедеятельности микроорганизмов;
-
раскрывать роль исследовательской деятельности в познании науки;
-
находить и выделять научную информацию о существующих современных данных науки о микромире.
1.2 Формы и методы обучения
Форма занятий: беседа, игра, биологический эксперимент, лабораторные опыты, научные конференции, творческая работа, викторина, проектная работа и теоретические занятия.
При реализации программы особое внимание уделяется целостному восприятию окружающего мира в области микробиологии, который скрывает много тайн и загадок. У обучающихся в ходе реализации данной программы будут сформированы знаний в области цитологии, формирование навыков практического использования лабораторного оборудования при проведении практикумов, развитие поисковых, исследовательских навыков. Программа направлена на развитие познавательного интереса в биологической науке на примере изучения тайн самых простых и обычных для человека вещей, воспитание бережного отношения к природе.
Для развития познавательного интереса используются: теоретические (лекции), семинарские и практические занятия, ролевые игры, лабораторные работы. Используя дополнительную литературу, иллюстративный материал (схемы, электронные фотографии, микропрепараты) на семинарских и практических занятиях обучающиеся непосредственно учатся или совершенствуют умение работать с информацией и анализировать её.
Контроль знаний осуществляется с помощью познавательных задач и тестовых заданий. При изучении отдельных тем, обучающиеся составляют обобщающие схемы, таблицы. Каждый обучающийся в ходе освоения программы разработает и подготовит собственный проект или исследование, с которым он выступит на заключительных занятиях. В конце каждого раздела предусмотрено итоговое занятие, на котором обучающиеся подведут итоги изучения темы или модуля, систематизируют и конкретизируют полученные знания.
Приоритетная роль при изучении данного курса отводится развитию следующих умений и навыков познавательной деятельности:
-
поиск и работа с разнообразными источниками информации;
-
выделение фактов и доказательств;
-
анализ необходимой информации с целью её достоверности;
-
умение находить правильное решение.
Диагностика сформированных знаний, умений и навыков проводится в начале, середине и конце учебного года.
В процессе занятий в объединении «Мир Левенгука» ведущими методами и приемами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:
-
метод словесной передачи и слухового восприятия информации;
приемы: беседа, рассказ, дискуссия, выступление;
-
метод передачи информации с помощью практической деятельности;
приемы: составление плана, оценивание выступления, составление схем и таблиц, лабораторные опыты с применением современного оборудования;
-
метод стимулирования и мотивации;
приемы: создание ситуации успеха, поощрения, выполнение творческих заданий, создание проблемной ситуации, прогнозирование будущей деятельности, заинтересованность результатами работы;
-
метод контроля;
приемы: наблюдения, анализ выступлений, выступления на занятиях, защита проекта.
1.3. Учебный план
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Количество часов
|
Формы аттестации/ контроля
|
||
Теория
|
Практика
|
Всего
|
|||
1
|
Введение
|
2
|
|
2
|
Входная диагностика
|
1.1
|
Биология как наука
|
2
|
|
2
|
Беседа
|
2
|
Научные открытия
|
2
|
|
2
|
Текущая аттестация
|
2.1
|
Ученые-биологи и их открытия
|
2
|
|
2
|
Беседа
|
3
|
Увеличительные приборы
|
4
|
2
|
6
|
Текущая аттестация
|
3.1
|
Устройство микроскопа
|
1
|
1
|
2
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
3.2
|
Приборы и оборудование
|
2
|
|
2
|
Беседа
|
3.3
|
Микропрепараты
|
1
|
1
|
2
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
4
|
Происхождение жизни
|
13
|
21
|
34
|
Текущая аттестация
|
4.1
|
Что было раньше: яйцо или курица?
|
2
|
4
|
|
Беседа, Презентация
|
4.2
|
Происхождение человека
|
2
|
|
|
Беседа, Презентация
|
4.3
|
Что скрывает почва?
|
1
|
1
|
|
Беседа, Презентация, Лабораторный практикум
|
4.4
|
Всё о клетке
|
2
|
4
|
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
4.5
|
Микробиология и что она изучает
|
2
|
2
|
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
4.6
|
Инфекционные агенты - что они замышляют?
|
2
|
4
|
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
4.7
|
Бактерия – друг или враг?
|
2
|
4
|
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
4.8
|
Решение занимательных задач
|
|
4
|
|
Практическая работа
|
5
|
Растения
|
16
|
30
|
46
|
Текущая аттестация
|
5.1
|
Всё о растениях
|
2
|
4
|
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
5.2
|
Ламинария, спирулина и другие
|
2
|
4
|
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
5.3
|
В мире лишайников
|
2
|
4
|
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
5.4
|
«И ни рыба и ни мясо»
|
2
|
4
|
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
5.5
|
Первые растения вышедшие на сушу
|
2
|
4
|
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
5.6
|
Какие бывают деревья?
|
2
|
4
|
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
5.7
|
Чем болеют растения?
|
2
|
2
|
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
5.8
|
Экологические группы растений
|
2
|
|
|
Беседа
|
5.9
|
Решение нестандартных и экспериментальных задач
|
|
4
|
|
Практическая работа
|
6
|
Животные
|
30
|
60
|
90
|
Текущая аттестация
|
6.1
|
Внутренние враги человека и животных
|
2
|
4
|
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
6.2
|
Мир губок
|
2
|
4
|
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
6.3
|
Враги в лесу
|
2
|
4
|
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
6.4
|
Одежду не шьют, а ткать - ткут
|
2
|
4
|
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
6.5
|
Многообразие насекомых
|
2
|
4
|
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
6.6
|
Любят тёплые деньки в мае майские…
|
2
|
4
|
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
6.7
|
Не птички, а с крыльями
|
2
|
4
|
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
6.8
|
Букашка маленькая, да удаленькая
|
2
|
4
|
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
6.9
|
Эти удивительные моллюски
|
2
|
4
|
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
6.10
|
Кто проживает на дне водоёмов?
|
2
|
4
|
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
6.11
|
Животные не водные и не совсем земные
|
2
|
4
|
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
6.12
|
Секреты пернатого мира
|
2
|
4
|
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
6.13
|
Кто такие звери?
|
2
|
4
|
|
Беседа, Презентация, Лабораторный практикум
|
6.14
|
Этология животных и людей
|
2
|
4
|
|
Беседа, Лабораторный практикум
|
6.15
|
Экологические группы животных
|
2
|
|
|
Беседа
|
6.16
|
Решение нестандартных и экспериментальных задач
|
|
4
|
|
Практическая работа
|
7
|
Человек
|
6
|
12
|
18
|
Текущая аттестация
|
7.1
|
Наука о жизнедеятельности организмов
|
2
|
4
|
|
Беседа, Лабораторный практикум
|
7.2
|
Наука об устройстве организма
|
2
|
4
|
|
Беседа, Лабораторный практикум
|
7.3
|
Кто такие гены?
|
2
|
4
|
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
8
|
Окружающая среда
|
10
|
8
|
18
|
Текущая аттестация
|
8.1
|
Можно ли выжить в космосе?
|
2
|
2
|
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
8.2
|
Кого можно найти в пещере?
|
2
|
2
|
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
8.3
|
Что скрывает водная среда?
|
2
|
2
|
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
8.4
|
Сезонные явления в природе
|
2
|
2
|
|
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
|
8.5
|
Флора и фауна ЯНАО
|
2
|
|
|
Беседа, Презентация
|
Итого:
|
83
|
133
|
216
|
|
1.4 Планируемые результаты освоения программы
Результаты освоения программы " Биология в фактах и экспериментах" включают:
Предметные результаты:
-
умение различать и приводить примеры объектов предмета биологии в окружающем мире;
-
умение изучать биологические объекты;
-
умение работать со световым микроскопом и электронным микроскопом;
-
умение изготавливать простейшие микропрепараты;
-
знания отличительных признаков основных групп грибов;
-
знания цветочных культур, особенностях их строения;
-
знание некоторых отличительных признаков основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
-
осознание места человека и его роли в биосфере;
-
знание органов чувств и способы сохранения здоровья;
-
умение соблюдать правила поведения в природе;
-
умение вести наблюдения, сравнивать, анализировать, делать выводы;
Личностные результаты:
-
понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
-
ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
-
оценивание жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей, с позиции "хорошо" или "плохо";
-
проявление активности в изучении окружающего мира;
-
развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.
-
развитие этических чувств - стыда, вины, совести, способности к пониманию и сопереживанию.
-
обладать навыками общения: умение работать в группах, уметь отстаивать собственное мнение и умение быть терпимым к мнению других, умение избегать конфликтных ситуаций.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
-
овладение навыком наблюдения, сравнения, анализа.
-
умение организации самостоятельной познавательной деятельности.
-
умение извлечения необходимой информации из схем, рисунков, книг, просмотра видео и формирование умения работать с полученной информацией.
-
осуществление контроля и внесения необходимых изменений, исправлений, дополнений в свою работу, если она расходится с образцом.
-
освоение способов решения проблем творческого и исследовательского характера; умение строить рассуждение или доказательство своей точки зрения по теме занятия в соответствии с возрастными нормами;
-
ориентирование в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.
-
умение анализировать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
-
умение понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, задавать вопросы и отыскивать на них ответы.
-
умение сравнивать предметы и объекты, группировать и классифицировать их на основе существенных признаков, по заданным критериям.
-
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
-
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД:
-
соблюдение простейших норм этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
-
овладение навыками грамотной, выразительной, эмоциональной речи.
-
умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной деятельности.
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.
-
овладение навыком работать в паре, в группе, умение овладевать различными социальными ролями в коллективе,
-
через осуществление интеллектуальной, игровой деятельности.
-
умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
-
умение определять свое и чужое эмоциональное состояние.
-
умение слушать и понимать речь учителя, отвечать на поставленные вопросы, умение проявлять уважение к педагогу.
-
умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое; участвовать в коллективном обсуждении проблем, уметь сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Личностные УУД :
-
формирование личного, эмоционального отношения к окружающему миру.
-
умение проявлять интерес к познанию мира и мировой культуре, духовному наследию.
-
уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
-
умение оценивать результат собственной деятельности.
-
умение понимать значение любознательности в учебной деятельности, использовать правила проявления любознательности.
-
уметь обсуждать и анализировать, понимать роль биологии в жизни человека.
-
формирование умений самоорганизации.
-
формирование эстетического вкуса.
-
умение проверять себя, находить в собственной работе ошибки.
Регулятивные УУД:
-
умение организовывать свое рабочее место.
-
умение анализировать результаты своих действий, фиксировать в конце урока удовлетворенность / неудовлетворенность своей работой на занятии.
-
оценивание свои поступки с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей, по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
-
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей деятельности.
-
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Формы подведения итогов реализации программы
Предметные результаты предполагают стартовую диагностику, текущую, тематическую и итоговую. В начале обучения по программе дети проходят стартовое оценивание в форме тестов на определение опыта взаимодействия с природой, определение нравственно-экологической позиции, отношения к обучению. Промежуточное и тематическое оценивание освоения программного материала проводится в форме викторин, творческих заданий, фронтальных опросов, практических работ, тестов на соотношение терминов и определений. Итоговая форма аттестация - это защита портфолио, защита групповых или индивидуальных мини проектов, учет степени активности в организации и создании мини проектов.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Продолжительность одного занятия – 40 минут
Перерыв между занятиями составляет 10 минут.
Продолжительность учебного года
(Срок реализации)
|
Количество учебных недель
|
Общий объем учебных занятий по программе
|
Количество занятий в неделю для 1 группы
|
с 01 сентября до 31 мая
|
36
|
216 часов
|
6 часов
|